Игрушки для запуска речи ребенка

Обновлено: 26.04.2024

Игрушечные магазины — самые любимые у родителей и детей. При первой же возможности мамы и папы заглядывают в них. И правильно, ведь игрушки просто необходимы для занятий с детьми и их развития. Но важно, не скупать все подряд, а очень внимательно подходить к этому вопросу. Ведь у каждой игрушки своя задача.

Представляю Вам обзор игрушек, которые помогут ребенку стимулировать развитие речи, а вам сориентироваться в их многообразии, и уберечь себя от ненужных трат.

1. Красивые сборные матрешки.

Это прекрасная игрушка для развития мелкой моторики, мышления малыша. Сначала используйте одну куколку, собирая ее из двух половинок. Постепенно усложняйте игру. После двух лет рекомендуется использовать тройную матрешку. Не спешите на помощь при малейшем затруднении. Дайте ребенку возможность самостоятельно добиться результата. Разобрав матрешку на несколько матрешечек, можно предложить малышу найти большую, маленькую, самую маленькую матрешку, посчитать, сколько матрешек сидело в большой матрешке и т. д.

Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьет не только пальчики ребенка, но и логическое мышление, цветовое восприятие. Так же, собирая, можно проговаривать: это самое большое кольцо, это поменьше, а это самое маленькое, посчитать количество колец. Пирамидка может быть и в виде стаканчиков.

3. Мозаика и конструктор.

Эти игрушки стимулируют развитие мелкой моторики, внимание, мышление, цветовое восприятие. Величина деталей зависит от навыков вашего ребенка. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку сначала построить башню, затем самолет и т. д. Обязательно при этом разговаривайте с ним: сейчас мы будем строить самолет, какой он у нас будет: большой или маленький, куда он у нас полетит, сколько пассажиров в нем будет, а кто управляет самолетом? и т. д.

Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машины, домики и т. д.).

4. Колокольчики, бубны, барабаны и т. д.

Цель таких игрушек : развить слуховое внимание у малыша, научиться слушать и слышать. Ведь умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без него нельзя слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Вскоре после игры со "звучащими - звенящими" игрушками вы заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь. Малышу можно предложить отгадать, что звенит или звучит, позвенеть колокольчиком у правого уха и спросить: с какой стороны звенит колокольчик (справа - слева, позвенеть над головой: где звенит колокольчик (над головой).

5. Пальчиковые краски.

Сейчас в продаже можно встретить специальные краски для такого авангардного "искусства". Пальчиками можно рисовать геометрические фигуры, прямые линии, елочки, солнышко, цифры буквы и т. д. За этим "искусством" обязательно разговаривайте с ребенком.

Мячи, кубики могут быть разных размеров, цветов. Ребенку можно предложить собрать в корзинку только красные мячи, построить башню только из маленьких кубиков и т. д. Играя с мячом, мама может предложить: я произнесу первую часть слова, а ты, кидая мне мяч обратно, вторую: са — хар, са — ни; я назову тебе звук, а ты мне слово, которое начинается с этого звука; я тебе называю день, а ты мне должен сказать слово противоположное - ночь.

7. Тематические игрушки : детская посуда, игрушечные овощи, фрукты, мебель для кукол, различные животные, легковые и грузовые машинки (коллекция машинок) и т. д.

С набором таких игрушек вы сможете легко ребенка научить объединять предметы по группам: посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, тем самым расширите словарь своего малыша.

Предложите дочке положить в корзиночку только фрукты, а на тарелочку только овощи, обязательно попросите назвать их, расскажите, что из фруктов варят варенье, компот, а из овощей готовят салат. Сына расспросите о машинках, расскажите, что есть грузовой транспорт и легковой.

Шнуровки продаются разные: в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных. Ребенок с удовольствием будет зашнуровывать игрушечные башмачки, соответственно развивать мелкую моторику.

9. Счетные палочки.

Играя со счетными палочками, ребенок может выкладывать квадраты, треугольники, елочки, снежинки, домики, буквы….

Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Такие игры помогаю ребенку формировать целостное восприятие предмета и конечно активизировать словарь, ведь пазлы можно подобрать по темам: домашние животные, птицы, дикие животные и т. д. Так же в магазинах есть пазлы: ребусы, ассоциации, формы предметов, цвет предметов, помоги маме найти своих детенышей т. д.

12. Волшебный мешочек.

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить: форму предмета на ощупь, мягкий, жесткий, колючий и т. д. Такая игра развивает тактильные ощущения.

13. Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.

Вот краткий обзор игрушек, чтобы вы не растерялись, придя в детский магазин. Все эти игры развивают мелкую моторику, формируют пространственно-образное мышление, чувственное, слуховое восприятие, творческую фантазию, логику малыша, ну и, конечно же, речь!

Веселых игр Вам и Вашему малышу!

Альбом по развитию речи «Игрушки» на липучках

Альбом по развитию речи «Игрушки» на липучках Развивающее игровое пособие для детей на липучках предназначено для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки»

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки» Цель: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какая игрушка, из чего она сделана.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Не все развивающие игрушки одинаково полезны. Сегодня рынок детских "развивашек" пестрит разнообразием, давайте разберемся, что будет полезно для развития речи и мышление детей второго года жизни.

Возможно, вы удивитесь, что в моей подборке такие простые игрушки. Где же интерактивные зайчики, компьютеры, детское фортепиано и прочие современные игрушки? К сожалению, все эти детские гаджеты не несут большой пользы.

Какими должны быть игрушки?

Игрушки в зоне ближайшего развития

В этом возрасте продолжается активное формирование и развитие психических функций. Важно: игрушки должны быть со смыслом, чтобы ребёнок тратил запас внимания с пользой. Кроме того, игрушки должны соответствовать навыкам ребенка или входить в, так называемую, зону ближайшего развития. То есть то, что ребенок пока не умеет делать самостоятельно, но может делать с помощью взрослых. То, что он на данный момент ещё не освоил, но что по уровню сложности ему будет под силу в ближайшее время.

Например, ребенок сам может построить башню из двух кубиков, а с помощью мамы - из пяти. В скором времени он сможет самостоятельно строить башню из большего количества кубиков.

Как только ребенок начинает справляться с игрушкой с лёгкостью и мгновенно, она перестает для него быть развивающей.

На игрушках для малышей не нужны цифры и буквы.

Знаковая система малышам второго и третьего года жизни не нужна. В этом возрасте буквы и цифры лишь будут перетягивать внимание ребёнка, в то время, как ему особенно важно сконцентрироваться на предметах, понятиях, действиях, звуках.

Как и для детей до года остается актуальным разнообразие текстур и фактур игрушек.

Отдаем предпочтение деревянным, тканевым игрушкам в противовес пластмассовым. Иногда набор отрезков разных тканей может оказаться во много раз лучше десятка одинаковых на ощупь пластмассовых машин и нереалистичных персонажей.

Помним, что в возрасте до трёх лет у малышей основная - предметно-манипулятивная деятельность.

Соответственно, ребёнку подходит то, что можно открывать и закрывать, вкладывать одно в другое, ставить одно на другое, нанизывать, рассыпать и собирать и т.д.

Приведу несколько вариантов конкретных примеров игрушек и расскажу, как правильно в них играть.

Логическая пирамидка

В первые месяцы второго года жизни остается актуальной пирамидка. К 1.5 годам ей на смену приходит логическая пирамидка. В моём примере она пластмассовая, но всё-таки лучше покупать деревянную, если есть такая возможность.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Дети узнают окружающий мир через игру. Так малыши учатся развивать воображение, творческие возможности, ловкость, обмениваться информацией, делиться впечатлениями.

Если ребенок играет вместе с взрослым, игра превращается в диалог, в ходе которого происходит увеличение словарного запаса малыша. Мы собрали активности, способствующие развитию речи в нежном возрасте.

Игрушечный телефон

С этой игрушкой ребенок может «звонить» дедушке с бабушкой или вымышленным персонажам, и рассказывать им, как у него дела.


© Depositphotos

Кубики

Во время игры малыш будет называть цвета, количество кубиков, рассказывать, что планирует из них построить.

Набор игрушечной посуды

Кроха может организовать чаепитие для своих игрушек. Они, разумеется, станут между собой общаться. Ребенку будет интересно поддерживать «беседу».

Игра в мяч отличным образом развивает детскую речь. Перебрасывая его друг другу, можно называть цвета, предметы в комнате, числа, явления природы, пеерчислять съедобное и несъедобное.


© Instagram @karapuz_voronezh

Наборы овощей и фруктов

Подобные наборы хороши для игры в «магазин», «кухню», «ресторан». Ребенок может делать покупки или планировать меню. Смотрите мастер-класс, как сделать такой набор своими руками.

Игрушечная касса

Малыши обожают игры, связанные с профессиями. А еще они просто обожают нажимать на разные кнопочки. Касса — игрушка, которая способна отличным образом развивать детскую речь. Кроха будет продавать продукты и называть сумму к оплате.


© Instagram @little_yet_big

Сортеры

Сортеры хороши тем, что они созданы на любой возраст. Соответственно, отличается и степень сложности. Во время игры можно обсудить, почему красный куб нужно вставить именно в этот проем, а не в другой. Ребенок научится не только принимать решение, но и пояснять его.

Интерактивные игрушки

Малыши очень любят «говорящие» игры. Они слушают вопросы, которые произносит телефон, паровозик, машинка, зайчик и отвечают на них.

Головоломки

Отличный вариант для увеличения словарного запаса и развития речи. Когда ребенку непросто принять решение, он начинает рассуждать.

Детское лото

Ребенок выучит все названия фигурок, изображенные на бочонках или других игровых фигурках.


© Instagram @little_yet_big

Пальчиковый театр

Магия театра у вас дома… Покажите ребенку, как с помощью мини-фигурок можно устраивать настоящие представления. Мы подготовили целый мастер-класс, как сделать пальчиковый театр из бумаги.

Конструктор

Если у крохи уже есть любимые персонажи, их можно собирать из конструктора. Во время процесса обсуждать, что и как соединять. А когда фигурка будет готова, начать игру.

Цель разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр и игрушек.

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

Игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе или это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

1. Игра на формирование орудийно-предметных действий

Игра "Прокати шарик"

Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке. Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Ход игры : взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого

Игры-стучалки

Игра "Выбей шарик"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому. Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком. Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к самостоятельным действия

Игра "Посадим грибы"

Цель: формировать соотносящие действия.

Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.

Ход игры : взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия

• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.

• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать

Игра "Что в коробочке?"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.

Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомарблс, логопуговицы

Ход игры : Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.

Ход игры : Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".

Ход игры:

Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.

Игра "Дом животных"

Цель: развивать соотносящие действия, учить выполнять задания, используя метод проб.

Оборудование: настольная игра "Дом животных" (прямоугольная доска с вкладышами, изображающими животных). Ход игры : взрослый показывает ребенку игру, обращает его внимание на разных животных, которые "живут в своих домиках". Ребенку предлагается "выпустить" каждое животное из своего домика. После того, как ребенок достал все вкладыши, ему нужно найти и "вставить" животных на свои места. При затруднениях используется метод проб

Домики с вкладышами

Игрушки с выскакивающими животными

Игра "Собери пирамидку-качели"

Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить его выполнять задания, подражая взрослому.

Оборудование: игрушка пирамидка -качели.

Ход игры : взрослый показывает ребенку пирамидку и предлагает поиграть вместе. Взрослый снимает колечки с одного стержня пирамидки и просит ребенка снимать колечки с другого стержня. Затем взрослый надевает колечки на свой стержень и просит ребенка действовать так же.

2. Игры на формирование предметно-игровых действий

Игра "Покатай матрешку"

Цель: формировать у ребенка интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними. Оборудование: тележка, 2 матрешки (двухместные). Ход игры : взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка "топает" до тележки, ("топ-топ", сажает ее в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "А твоя матрешка хочет покататься?" Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

Игра "Покатай ежат"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия. Оборудование: игрушки - карусели, ежата (мелкие предметы). Ход игры : взрослый показывает игрушки, говорит: "Вот ежик - ни головы, ни ножек!", предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый рассказывает потешку: Еле-еле, еле-еле, закружились карусели, А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.

Заводные игрушки

Игра "Построим забор"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: игрушки - машина, кирпичики, домик, петушок. Ход игры : взрослый обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Взрослый просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем взрослый и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая

Игра "Угощаем кукол"

Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия. Оборудование: куклы, набор детской посуды, крупа в кастрюле. Ход игры : взрослый ставит перед ребенком кукол, объясняет, что они пришли в гости и их надо угостить "кашей", напоить "чаем". Затем взрослый выкладывает две тарелки и просит ребенка раздать их куклам. Далее ставит кастрюлю с крупой, кладет ложку и просит ребенка покормить кукол. В случае необходимости показывает, как надо насыпать крупу, либо действует совместно с ребенком. Затем взрослый спрашивает: "Чем будут куклы есть кашу? Чем ты ешь кашу?" Просит взять ложки, раздать куклам, покормить их, произносит: "Кушай, Ляля,- ам-ам". Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки "чай" из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.

Игра "Сделаем мебель для матрешки"

Цель: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: кубики, кирпичики, матрешка. Ход игры : взрослый предлагает ребенку сделать мебель - стол, стул для куклы. Затем он сооружает перед ребенком стол - кирпичик кладет на кубик, стул - кирпичик ставится на ребро рядом с кубиком, просит ребенка повторить эти действия. После этого мебель обыгрывается.

Игра "Позвони по телефону"

Цель: развивать у ребенка интерес к общению. Оборудование: 2 детских телефона с дисками. Ход игры : взрослый предлагает ребенку позвонить своим маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: "Алло! Алло! Мама, это я Аня".

Игра "Построим лесенку"

Цель: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому. Оборудование: игрушки - машина, кубики, маленькая кукла. Ход игры : взрослый предлагает ребенку построить лестницу для куклы. Они нагружают кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем взрослый вовлекает ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку

• Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990.

• Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М. : Бук-мастер, 1993.

• Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С. -Петербург: Союз, 1998.

источник - Часть 1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №5, 2004

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы Цель: - расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Образовательные; - учить правильно образовывать формы слова: деревянная, железная,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей»

Памятка для родителей «Игры и игрушки в жизни детей» - Рассказывайте ребёнку о своих игрушках и увлечениях,показывайте ему те игры,в которые вы играли в детстве и которые были интересны вам.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Детские игрушки для развития речи

Каждая мама знает, что заниматься развитием малыша нужно постоянно.

Изо дня в день ребенок сталкивается с разными задачами, приобретает новый опыт, учится справляться с трудностями, а помогать ему должны родители.

Одним из самых важных аспектов является развитие речи.

Игрушки для развития речи малышей до 1 года

Для грудничков подойдут ладошковые поглаживания и манипуляции с пальчиками. В 3 месяца кроха уже замечает свои пальцы и они вызывают у него интерес. Он их разглядывает, сует в рот, цепляет погремушки, рейки кроватки. В общем, исследует все и вся.

Когда он уже может сидеть на диване (в 6–7 месяцев) и теребить свои погремушки с радостными криками, самое время начать с ним заниматься. Движения рук пока у него неосознанные, механические, но центры, ответственные за это и развитие речи находятся в подкорке рядом друг с другом и взаимозависимы. Природное стремление к знаниям нужно подкреплять.

Можно вспомнить нехитрую считалочку с загибанием пальчиков: «Сорока-ворона кашу варила. ». Это подойдет для детей 6–7 месяцев. В этом возрасте вышеуказанные центры начинают взаимодействовать.

Моторику разовьют и разные мелкие предметы: бусы, пуговицы, ручки, но нужно следить, чтобы малыш не тянул все в рот. Взаимодействие центров объясняется и тем, что сами кончики пальцев испускают импульсы, подающие сигнал речевому центру и способствующие его развитию.

Игрушки для детей до года:

  1. Пирамидка (с 6 месяцев) — прекрасно развивает словарь малыша и моторику. С ней ребенок быстро освоит понятия «большой-маленький», познакомится с сортировкой, научится сравнивать и узнавать цвета. Но пирамидка для этого возраста должна быть правильной — иметь ровный одинаковый по всей толщине стержень, не больше 5 колец, дырочки одного диаметра, устойчивое основание.
  2. Мячи (с 6 месяцев) — чем больше их разнообразие по цвету, размерам, цветам и свойствам, тем лучше. Они помогут малышу сравнивать, понимать цвета, размеры. А их разная поверхность (гладкая, пупырчатая, жесткая, мягкая) будет развивать и тактильные ощущения.
  3. Кубики (с 7 месяцев) — набор может содержать самые разные формы (кирпичики, призмы, цилиндры). Помогает развить фантазию и воображение.
  4. Машинка на веревочке (с 7 месяцев) — притягивание игрушки веревочкой научит делать вывод о причинно-следственных связях. А позже, в 8 месяцев, хорошо заиметь самосвал. Малыш упоенно крутит колеса, а машинка возит игрушки, выбрасывает мусор, объезжает препятствия. То есть у ребенка появляются понятия пространства, он начинает оперировать предлогами, приставками.
  5. Кукла (с 8 месяцев) — обычная кукла нужна и мальчикам, и девочкам. Ведь это проекция человека в игрушечном мире. На ней ребенок научится показывать части тела, предметы одежды, расширит словарь существительных. Кукла может помогать обыгрывать бытовые ситуации.

Игрушки развивающие речь ребенка после 1 года

В эту категорию можно определить следующие игрушки:

  1. Матрешка — ее назначение напоминает пирамидку, но уровень развития более сложный. С ней ребенок может манипулировать, она поможет освоить порядковые числительные, прилагательные и предлоги.
  2. Сортер — это прекрасная игрушка для развития, где нужно предметы сортировать по разным признакам. В первом сортере лучше не больше 3 отверстий простой формы. Даже такое число поможет ребенку различать и соотносить форму и размер фигур с их изображением на плоскости. Сортер поможет развить логику, зрительную память и мелкую моторику. Ребенку постарше можно купить более сложный по количеству отверстий и форме сортер.
  3. Пазлы — рекомендованы с 2 лет. Их любят не только дети, но и взрослые. Для малыша пазлы хороши тем, что прекрасно развивают мелкую моторику, знакомят малыша с понятиями части и целого, вырабатывают у него усидчивость и логическое мышление. Для маленьких нужны пазлы с небольшим количеством элементов, максимум — 8–15 и желательно мягкие. С возрастом конструкции можно усложнять до 1–2 тысяч элементов. Пазлы различаются дизайном, всегда красочны и познавательны. Они сравнимы с конструктором.
  4. Посуда — еда для человека архиважна, с ней связаны голод и насыщение — две основные потребности. Поэтому так занимательны и познавательны игры с посудой. Здесь можно создавать сюжеты, что стимулирует развитие речи. Вспомните игру «дочки-матери». Детская посуда задействует мелкую моторику, развивает сенсорные ощущения.
  5. Фигурки домашних и диких животных, игрушечные овощи и фрукты, куклы — самые популярные игрушки для развития речи. Они воспроизводят реальный мир и прекрасно дополнят игру с посудой. Главное — помните, что игрушки должны иметь естественную форму и цвет. Игрушечная лягушка должна быть зеленой, а не синей, чтобы не было искажения понятий и эмоций. Без речи здесь не обойтись. Малыш дает персонажам названия, разговаривает за них, сочиняет истории и установки. А это не что иное, как отработка притяжательных прилагательных, изучение и запоминание частей тел и названий животных, классифицирование их по разным признакам, составление рассказов-описаний. Происходит имитация реальной деятельности и формируется связная речь, воображение и мышление.
  6. Конструктор. Эта игрушка дает всегда мощный толчок развитию фантазии. Ребенок начинает себя самовыражать и делать это с детства. Благо, сегодня конструкторов огромное множество, на любой вкус — блочные, металлические, магнитные, даже в виде ковриков на липучках, детали которых крепятся к ковролину-основе. Детские конструкторы обычно изображают определенную техническую, реально существующую модель: танк, самолет, автомобиль, катер и пр.

Игры Монтессори

Система итальянского врача и педагога Марии Монтессори очень популярна в России. Она предлагает игрушки, развивающие познание мира.

Обычно рекомендуются:

  1. Игры-шнуровки. Предназначены для развития мелкой моторики и памяти. Шнурок продевается через какой-то определенный предмет с дырками (сыр, пуговица, ботинок). Иногда для облегчения присутствует игла. Это своеобразная модификация пирамидки. Игры-шнуровки для старших детей — это разные сюжетные игры. Например, инсценировка «Репки». Ребенку читается сказка и вместе с помощью мамы он должен сцепить шнурком поочередно всех участников событий (бабку, дедку, жучку и пр.)
  2. Рамки-вкладыши. Элементы должны быть одного цвета и ровно вставляться на свои места. Чем-то напоминает сортер, но сложнее.

игры из под ручных средств
Игры из подручных средств

Развивать речь можно и с помощью подручных средств, а не только купленными игрушками.

Ведерки, кастрюльки, ложки, картонки-коробки, домашние одеяла, подушки — ребенок будет играть с этими знакомыми и в то же время новыми предметами. Будьте креативными.

Игры с прищепками — самые часто используемые средства. Они великолепно развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, готовят руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.

Варианты игр с ними самые разные. А ведь это обычный бытовой предмет. Их ребенок с удовольствием рассортирует по цвету и размерам, сделает из них фантастические фигурки — изобразит солнце, дождик, ежика, домик и пр. Детям они очень нравятся. Позволяют придумать и воссоздать образ, что стимулирует речь. Прищепки должны быть не тугими, чтобы ребенок не прищемил пальцы, и достаточно мягкими, чтобы можно было свободно манипулировать.

Сортировка — дети это обожают. Научить сортировке можно по цвету, размеру, форме и области применения. Сортировать можно все подряд — одежду, обувь, столовые приборы, посуду, крупы. Ребенок учится сравнивать, анализировать, классифицировать. Здесь работает не только моторика, но и мышление, логика и воображение.

Игры с крупами — дети это обожают, прятки — самое любимое дело. Они с огромным неиссякаемым удовольствием будут в емкости с крупой искать клад или пропавших детенышей зверей или своих пупсов. Можно создавать целые истории, фантазировать, а это и побуждение говорить. Не что иное, как потребность в речевой коммуникации.

Игрушки для развития речевого дыхания

Развитие речевого дыхания улучшает артикуляцию, дикцию, поможет правильно произносить звуки. Все люди говорят на выдохе, который и приводит в движение механизм под названием звук. Без речевого дыхания человек не сможет говорить.

Игрушки позволяющие развить речевое дыхание:

  1. Аэробол — по сути, простой логопедический тренажер в виде деревянной трубочки с двумя отверстиями и шариком из пенопласта. Ребенок вдувает в отверстие воздух как можно длительнее так, чтобы выдох был и сильным и мог удерживать легкий шарик в воздухе. Получается увлекательная, забавная игра, которая действительно ставит речевое дыхание. Струя воздуха от малыша позволяет шарику взлетать и удерживаться. Это завораживает ребенка. Суть в удержании шарика, чтобы он не свалился на пол. То есть ребенок должен контролировать поток струи воздуха и дуть с разной силой — сильнее, слабее, долго или коротко и пр.
  2. «Сдуй мячик» от BondiBon — нужна не только для развития речевого дыхания, но и зрительно-моторной координации движений. Струей воздуха мяч передвигается по кругу, задача в том, чтобы не дать ему упасть. Если он сойдет с пути, нужно все начинать сначала. Игрушка больше подходит для детей с нечистой речью. Прекрасно развивает артикуляционный аппарат. Удержать баланс шарика сложно, но возможно. Такую игру лучше покупать ребенку старше 3 лет. Раньше нет смысла.

Список игрушек огромен, но их нужно выбирать по конкретной ситуации. Не обязательно, чтобы их было много. Интуиция и помощь специалиста обеспечат успех в развитии речи у вашего ребенка.

Читайте также: