Игрушки должны быть изготовлены из

Обновлено: 03.05.2024

ГОСТ Р 53906-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

Toys. General safety requirements and test methods. Mechanical and physical properties

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Тест-Пром" на основании требований технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт вводит национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Настоящий стандарт устанавливает требования к физическим и механическим свойствам игрушек и методы испытания этих свойств. Стандарт распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет. Стандарт распространяется на новые игрушки с учетом назначения, прогнозируемой продолжительности нормального использования и предполагаемого поведения ребенка.

Стандарт не распространяется на продукцию, используемую не в соответствии с ее назначением, а также на следующие изделия, которые к игрушкам не относят:

- елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды;

- фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей до 14 лет;

- точные масштабные модели для взрослых коллекционеров;

- снаряды и устройства, которые применяют для коллективного пользования на игровых площадках;

- спортивный инвентарь, в том числе глубоководный;

- пиротехнические устройства и ударные капсюли, за исключением ударных капсюлей (пистонов), специально предусмотренных для создания звуковых эффектов в игрушках, имитирующих огнестрельное оружие, в комплекте с игрушкой;

- катапульты и устройства для метания камней;

- снаряды для стрельбы из лука и стрелы для метания в цель с металлическими наконечниками;

- электропечи, утюги и прочие функциональные изделия с номинальным напряжением более 24 В;

- изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для пользования в присутствии взрослых в дидактических целях;

- транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания;

- игрушечные машины с паровыми двигателями;

- велосипеды спортивные, дорожные, туристические и др., предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

- видеоигры, которые подключают к устройству с видеоэкраном и которые рассчитаны на номинальное напряжение более 24 В;

- трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей;

- средства спасания на воде, приспособления для плавания, в том числе надувные жилеты, манжеты и другие аналогичные изделия;

- защитные средства, предназначенные для занятий спортом, в том числе очки для плавания, солнечные очки и другие средства защиты глаз, а также велосипедные шлемы и шлемы для скейтборда (кроме имитаций, используемых для игр);

- летающие игрушки, которые запускают с помощью резинового шнура (например, ракеты и самолеты);

- луки для стрельбы, длины которых в ненатянутом состоянии превышают 120 см;

- "профессиональные" игрушки, выставляемые в общедоступных местах (универмаги, вокзалы и др.);

- пазл-мозаики (головоломки), включающие более чем 500 деталей;

- соски и пустышки для младенцев;

- копии огнестрельного оружия, имеющие высокое сходство с оригиналами;

- украшения для детей.

Если игрушка предназначена для сборки ребенком, то требования относятся отдельно к каждой детали, с которой имеет дело ребенок, и к собранной в целом игрушке. Если игрушка должна быть собрана взрослым, то требования относятся к собранной игрушке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51555-99 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства

ГОСТ 8.154-75 Государственная система обеспечения единства измерений. Приборы измерительные типа "Ухо искусственное". Методы и средства проверки

ГОСТ 12.1.050-86 Система стандартов безопасности труда. Методы определения шума на рабочих местах

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 490-2006 Кислота молочная пищевая. Технические условия

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 3520-92 Материалы оптические. Методы определения показателей ослабления

ГОСТ 3773-76* Реактивы. Аммоний хлористый. Технические условия

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 3773-72. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 4166-76 Реактивы. Натрий сернокислый. Технические условия

ГОСТ 4201-79 Реактивы. Натрий углекислый кислый. Технические условия

ГОСТ 4221-76 Реактивы. Калий углекислый. Технические условия

ГОСТ 4233-77 Реактивы. Натрий хлористый. Технические условия

ГОСТ 4234-77 Реактивы. Калий хлористый. Технические условия

ГОСТ 6592-73 Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

ГОСТ 6691-77 Реактивы. Карбамид. Технические условия

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия

ГОСТ 8074-82 Микроскопы инструментальные. Типы, основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 9013-59 Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17035-86 Пластмассы. Методы определения толщины пленок и листов

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100 IRHD)

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 30782-2001 Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Графическое условное обозначение возраста

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на офицальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 винтовая пружина: Пружина в форме спирали, которая может быть пружиной сжатия или пружиной растяжения (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Винтовая пружина

3.2 волокно: Волокнистый материал, части которого могут быть удалены с ворсовой поверхности игрушек.

3.3 доступность: Возможность касания ребенком всей детали или ее части, установленная по результатам испытаний.

3.4 заусенец: Острая неровность, образующаяся на кромках или поверхности материала при его некачественной резке или обработке.

3.5 зубные кольца: Игрушка, которую ребенок грызет при прорезывании зубов, предназначенная для облегчения состояния ребенка, связанного с ростом зубов.

3.6 игрушка для игры на воде: Надувная или ненадувная игрушка, несущая нагрузку массы ребенка и предназначенная для игр на мелководье под наблюдением взрослых.

3.7 игрушка, которую держат в руке: Игрушка, предназначенная для имитации звуков, которую необходимо держать в руке (например, трещотка, музыкальные игрушки и игрушечные пистолеты) за исключением околоушных игрушек, игрушек, которые заводит ребенок, и губных (духовых) игрушек.

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. На протяжении тысячелетий игрушка радикально меняется.

Воспитательное значение игрушек:

¾ это обязательный спутник детских игр; - участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

¾ отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

¾ нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

¾ приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельнос­ти, развивают мышление, память, воображение, внимание, выраба­тывают выдержку, воспитывают волевые качества;- помогают воспитанию у детей интереса к труду, ,любознательности;

¾ способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, ува­жения к людям разных национальностей;

¾ объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий;

¾ наиболее доступное детям произведение искусства.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешанный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

¾ они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

¾ содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

¾ иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

¾ соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

¾ должны быть безопасными и гигиеничными;

¾ развивать познавательные интересы, активизировать общение;

¾ приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

¾ пробуждать творческое воображение, изобретательность,

¾ учитывать гендерный подход.

Гигиенические требования к игрушкам:

¾ игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

¾ воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на дефекты металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.

Игрушки являются важным средством воспитания личности ребенка, способствуют умственному, физичес­кому и эстетическому развитию. Их группируют по возраст­ному назначению, педагогическому назначению и матери­алу изготовления.

По возрастному назначению игрушки делят на следу­ющие группы:

для детей ясельного возраста. В раннем ясельном возрасте ребенку для развития органов чувств необходимы погремушки, шары, кольца, мячи. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме;

для детей дошкольного возраста. Это игрушки-забавы, куклы, кукольная мебель, игрушки для игр с песком, мебель, наборы цифр и букв и др.;

для детей школьного возраста. Шахма­ты, шашки, электронные и настольные игры, конструкторы.

По педагогическому назначению игрушки подразделя­ются:

на игрушки, развивающие первичные движения и восприятия ребенка. Дают представление о форме, цвете, количестве, размере. Это погремушки, кольца, пирамидки;

игрушки, способствующие физическо­му развитию ребенка. Они развивают силу, лов­кость, меткость (мячи, каталки, скакалки, обручи, вело­сипеды);

игрушки, отображающие предметы и образы внешнего мира. Они знакомят детей с окружающей средой (куклы, фигурки животных, рыб, насекомых и др.).

Технические игрушки знакомят детей с эле­ментами науки и техники (конструкторы, модели ма­шин).

Игрушки, знакомящие детей с трудо­выми процессами, - это ведра, лопатки, песочные наборы, наборы для выжигания, вышивания).

Игрушки, способствующие художест­венному и музыкальному развитию де­тей, - балалайки, дудочки, кукольный театр и др.

Игрушки-забавы вызывают у ребенка восторг, удивление, смех. Это прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи.

Настольные игры развивают у детей усидчи­вость, смекалку, дисциплинированность (хоккей, футбол, лото, домино и др.).

По материалу игрушки делят на деревянные, метал­лические, текстильные, пластмассовые, резиновые, ком­бинированные и др.

Елочные игрушки. Для изготовления елочных игрушек используют разнообразные текстильные материа­лы, бумагу, картон, пластмассы, стекло, металлы и т.д.

В ассортимент елочных украшений входят стеклянные пустотелые украшения в виде разных шаров, сосулек, ши­шек и т.д.

Требования к качеству игрушек. Игрушки и елочные украшения должны быть изготовлены в соответствии с требованиями нормативной документации, санитарно-гигиенических норм.

Игрушки должны быть безопасными и безвредными, отвечать своему функциональному назначению, должны быть красиво оформлены, иметь равномерное покрытие.

По исходному материалу игрушки подразделяют на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягконабивные), керамические, картонажно-полиграфические и из папье-маше.

Пластмассовые игрушки вырабатывают из целлулоида, аминопластов, полистирола, полиэтилена, поливинилхлорида и др. Игрушки из пластмасс должны отвечать высоким гигиеническим требованиям, быть прочными, водостойкими, хорошо окрашиваться. Транспортные пластмассовые игрушки могут иметь заводные механизмы и микроэлектродвигатели.

Металлические игрушки по способу производства подразделяют на штампованные (80%), литые и слесарно-механические. Вырабатывают их из черной и белой жести, а также сплавов цветных металлов и стальной проволоки. Сборка деталей производится язычковым и сшивным способами, иногда паянием. Это преимущественно транспортные игрушки, предметы домашнего обихода, разные заводные игрушки-забавы, погремушки, волчки.

Деревянные игрушки бывают столярные, токарные, резные.

Столярные игрушки вырабатывают из дуба и бука (строительные наборы, транспортные игрушки, домашняя утварь и сельскохозяйственный инвентарь), токарные игрушки — из липы, осины, березы и ольхи. Они могут быть окрашены и не окрашены. Этим способом изготовляют очень широкий ассортимент деревянных игрушек. Резные игрушки бывают рельефные и плоские (фигуры животных, людей, птиц).

Резиновые игрушки чаще изготовляют для детей ясельного и дошкольного возрастов. Резиновая смесь, из которой их изготовляют, не должна содержать вредных примесей. Различают игрушки формовые, надувные и маканые. Для отделки резиновых игрушек применяют окрашивание пульверизатором, по трафарету, цировку, окрашивание вручную кисточкой. Иногда их изготовляют под замшу (путем нанесения мелких вискозных волокон в электростатическом поле на поверхность игрушки, предварительно смазанной клеем).

Текстильные игрушки вырабатывают из тканей и трикотажа, в качестве набивочных материалов применяют опилки, вату, стружку. Ассортимент этих игрушек включает фигуры животных и куклы средних и крупных размеров. Многие из этих игрушек выпускают озвученными.

Керамические игрушки в настоящее время занимают небольшой удельный вес (фарфоро-фаянсовая посуда, кукольные сервизы, свистульки).

Картонажно-полиграфические — это игрушки и принадлежности, входящие в состав детских настольных игр, изготовленные типографской или литографской печатью на бумаге и картоне: лото, викторины, кубики с картинками, картинки-ширмочки и т. п. Тематика их разнообразна.

Елочные украшения и карнавально-праздничные игрушки подразделяют по материалу на стеклянные, картонные, ватные, металлические, пластмассовые. Выпускают их с различной отделкой в широком ассортименте.

Игрушки нужны ребенку не только для развлечения, но и для правильного развития. Сейчас в магазинах их множество, и иногда родители теряются, не зная, что выбрать. Это правильно, ведь все, что покупается детям, должно отвечать определенным требованиям. Дети в магазине выбирают игрушки импульсивно, часто получается, что дома они им уже не нравятся. Родители должны ответственно подойти к покупке, чтобы не окружать ребенка большим количеством ненужных вещей.

Требования к игрушкам

По мнению психологов и врачей многие игрушки, продающиеся в современных магазинах, вредны для детей. Они могут не соответствовать гигиеническим правилам или вредить психологическому развитию ребенка. Выбрать ребенку правильную игрушку сейчас сложно. Для этого нужно знать, какой она должна быть.

Игрушки должны быть изготовлены из безопасных, натуральных тканей, не вызывающих аллергии. Особенно это важно для малышей, которые берут их в рот.

Обеспечивается отсутствием острых краев, мелких деталей, прочностью конструкции, чтобы ребенок не смог ее сломать.

Они не дают правдивой информации о реальном мире.

Для малышей не рекомендуется приобретать кукол с половыми признаками или машинки с большим количеством деталей.

Также она должна способствовать выработке определенных навыков или знакомить с окружающим миром. Не рекомендуется покупать детям монстров, мутантов, зеленых зайцев.

Требования к игрушкам

Советы по выбору

Многие родители интересуются, какие игрушки выбрать детям. Ведь от этого зависит правильное развитие ребенка. Игрушка должна развлекать, но замечено, что малышей не надолго занимают музыкальные игры или другие малофункциональные развлекательные игрушки. Перед покупкой нужно хорошо подумать, нужна ли она ребенку, что она даст для его развития.

Есть несколько советов, которые помогут родителям:

  • приобретать нужно игрушки, соответствующие возрасту детей;
  • они должны быть реалистичными;
  • желательно не покупать пластмассовые игрушки, лучше их будет меньше, но из натуральных материалов;
  • не должно быть неприятного запаха или ярких красок, которые могут полинять;
  • желательно проверить выбранную вещь на прочность, чтобы малыш не сломал ее и не поранился;
  • если ребенок чем-то увлекается, нужно поощрять это, приобретая то, что ему нравится;
  • игрушки для детей после 2-3 лет должны быть многофункциональными: разбирающимися, с открывающимися дверцами;
  • не стоит ограничивать игрушки по полу малыша, у девочек и мальчиков должно быть разнообразие.

Какие выбрать

Особенно сложно понять, как выбрать развивающиеся игрушки для детей. В этом вопросе разбираются педагоги и психологи, можно проконсультироваться с ними. В детском центре «Клякса» есть разнообразные развивающие игрушки, рассчитанные на любой возраст ребенка.

А что же должно быть у ребенка дома?

  • Психологи рекомендуют, чтобы у ребенка был свой игрушечный друг – кукла, мишка или солдатик. Такая игрушка учит его общаться, справляться со страхами.
  • Нужны игрушки, повторяющие реальную жизнь - домики, кукольная мебель, посуда, муляжи фруктов.
  • Необходимы развивающие игрушки. Это кубики, пирамидки для малышей. Для более старших детей - конструкторы, пластилин, головоломки, настольные игры, пазлы.

Важность игрушек в жизни малыша неоспорима. Но необходимо знать, как правильно выбрать, чтобы они не принесли вреда. Лучше игрушек будет немного, но ребенок будет играть с удовольствием.

Читайте также: