Игрушки из олова своими руками

Обновлено: 28.04.2024

Пришло время задуматься о будущем…
…шел строй оловянных солдатиков…и нет уже в нашем строю Петра Космолинского, Валентина Евдокимова, Александра Милешникова…им я посвящаю этот материал.


Рекрутский набор или добро пожаловать в мир оловянных солдатиков

( может внуку когда-нибудь пригодится).

Читать огромное количество страниц сам не люблю, поэтому начну сразу и постараюсь с картинками, ссылок ни на кого делать не буду – все от себя.

МАСТЕР-МОДЕЛЬ


Ее изготовление или приобретение – начало пути по созданию оловянной миниатюры. Для начала надо выбрать, что хочешь сделать (почитай, посмотри картинки, посоветуйся…). Изготовление мастер-модели из пластилина (скульптурного) требует умение лепить. Во-первых, делается проволочный каркас. Ручки и ножки согнуть, как задумал и лепи. Лепить можно из пластики, которая после термообработки становится твердой. Не умеешь лепить – бери готовую мастер-модель (пластмассовую, оловянную…).

ФОРМА


Кропотливая и самая ответственная часть нашего путешествия в мир оловянных солдатиков. Мастер-модель из твердого материала вдавливают в детский пластилин, а пластилиновую облепляют пластилином по контуру. Детский пластилин слегка касается мастер-модели. Контуром называется раздел между видимой и невидимой стороной. Подставка мастер-модели должна располагаться ровно в середине длины формы. Расстояние от края формы до мастер-модели не менее 15 мм. Для облегчения дальнейшего изготовления литников вдавливаются в пластилин спички в места будущих литников, начиная от мастер-модели. Из пластилина делают бортики по всему периметру формы. Расстояние от максимально выпуклой точки мастер-модели до края бортиков не менее 10 мм. В полученное «корыто», по старинке, заливают гипс. Благодаря прогрессу и … можно применять, так называемую, резину (виксинт, револьтекс, сиэласт или герметик), выдерживающую температуру плавления того металла, который будет использоваться для литья. Перед нанесением резины или заливкой гипса мастер-модель смазывают вазелином или детским кремом для облегчения дальнейшего отделения их друг от друга. Резина наносится на мастер-модель любым доступным способом. Резина наносится на мастер-модель и смазанным вазелином пальцем слегка придавливается к ней по всей плоскости. Толщина резинового слоя не менее 3 мм. Лучше не жадничать. После высыхания резины производится заливка гипсом. Высыхание резины определяется касанием сухого пальца к ее поверхности. Сутки и более. Сейчас появились резины с катализаторами, время высыхание которых несколько минут. Гипс (алебастр) разводится в половинке резинового мячика. В полусферу мячика наливают холодной воды, равной объему, требуемому для заполнения формы, и постепенно добавляют гипс. Затем перемешивают до густоты сметаны (можно пожиже ) и заливают в форму. Затвердевание гипса наступит через 30 мин. Полного высыхания ждать не обязательно. Затвердевание определяется легким проведением сухого пальца по поверхности гипса, без причинения ему деформации. Итак полформы готовы.

Далее переворачиваем эти полформы и аккуратно снимаем пластилин (донце), оставляя бортики не тронутыми. От влажного гипса пластилин отделяется легко, от резиновой формы – хуже, поэтому внимательно смотрите при отделении… Если резина не подсохла лучше подождать еще сутки. При отделении пластилинового донца резина может выскочить из гипса ( не страшно ), вставьте ее на место. В конечном виде получается пластилиновая (скорлупа), гипсовый (белок), резиновый (желток) и мастер-модель (зародыш). При изготовлении формы без резины (простые конфигурации, щиты, ружья, топоры и т.д.) желтка не будет. Далее изготавливают дополнительные пластилиновые бортики, прикрепляя их к уже имеющимся бортикам.


Изготовление второй половины формы делается в той же последовательности, что и первой, но смазывая поверхность вазелином. После заливки второй половины формы, дожидаемся затвердевания гипса (даже, если очень хочется спать), снимаем все пластилиновые бортики и разъединяем гипсовые половинки (действуйте, как при разделении очищенного апельсина ). Если не смазать первую полуформу вазелином, мастер-модель увидите только после удара молотком. Если ушли спать и не разъединили половинки формы, опять нужен молоток. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ. Если форма открылась, можно сразу прорезать литники, помеченные спичками. При разъединении формы вся резина может остаться в одной из полуформ – это хорошо. Прорезав литники, соединяем полуформы воедино, перетягиваем резинкой и кладем на батарею (для быстрого высыхания) или оставляем в сухом месте. Литники расширяются к краю формы. Высыхание гипса определяется по весу (более легкий) и по звуку (стукнуть слегка – звенит). После высыхания гипса форму раскрывают, отделяют мастер-модель от резины и вкладывают резину в соответствующую половинку. Форма готова… Но! Если в резине обнаружены раковины, добавьте свежей резины по объему раковины, смазав противоположную сторону вазелином, соедините формы и дайте высохнуть.

МЕТАЛЛ ДЛЯ ЛИТЬЯ


Для изготовления оловянных солдатиков лучше брать олово с добавками. У каждого мастера-солдатиста свой сплав, и дурак он будет, если расскажет свой рецепт. Поэтому пробуйте, почитав свойства и характеристики. ЧИСТОЕ ОЛОВО при литье дает раковины (углубления в отливке), но имеет хорошую текучесть, что хорошо для пролива тонких и длинных предметов. ЧИСТЫЙ СВИНЕЦ , имея плохую текучесть, создает не проливы, но при изготовлении больших предметов (например, слонов) экономит олово. ОЛОВО+СВИНЕЦ (третник) самый замечательный сплав. Температура плавления меньше, чем у чистого олова и тем более у чистого свинца). Отличная текучесть и легкость обработки. Подходят почти все припои ПОС ( лучше без канифоли ). В оловянный припой можно добавить чуть-чуть сурьмы, висмута или типографского сплава, а можно и не добавлять. Сплав никогда не надо кипятить (появляются ядовитые пары и быстрее изнашивается форма). Расплавлять металл надо до желтоватого цвета (синий – перегрев). Для тигеля (баночка для расплава металла) делается из алюминиевой кофеварки, но без ручки. Брать тигель надо плоскогубцами. Соблюдайте меры предосторожности и берегите жилища от пожара. Хотя льющийся по пальцам металл… до пола долетает холодным…

ОТЛИВКА


Форма для литья обязательно должна быть высушена (в противном случае – фонтан расплавленных брызг принесет массу…впечатлений ). Форму при первой (20, 40…) заливках надо пропудрить тальком (для удаления жира) или графитом ( для рельефности ). Перед заливкой две половинки формы связывают между собой ( но не резинкой, а то металл, стекая, ее разорвет) веревочкой, проволочкой и т.п… Можно форму сжимать рукой, но соблюдая осторожность. Лить металл лучше в один из литников, не торопясь, и прекратить, когда он появится в другом литнике или заполнит тот, в который происходит заливка. Пока металл не застынет (определяется по его зернистости) форму открывать нельзя. Когда металл застыл, форма разъединяется и из резины появляется – это маленькое, но не хрупкое создание – оловянный солдатик. Форма опять соединяется, металл льется и появляется еще один … рота … полк …. Армия.

ОБРАБОТКА ОТЛИВОК


И вот эта кучка – будущие армии (…и ядрам пролетать мешала, гора отлитых тел …). Инструмент для обработки отливок может быть разнообразный и следующий: скальпель, надфили, кусачки, плоскогубцы, миниэлектродрель (12-20 вольт), сверла от 0,5-3 мм., ручная дрель, молоток, пинцет, паяльники (100х220, 60х220, 40х120), наждачная бумага… Откусив литники, срезаю облой, запиливаю неровности, припаиваю и зачищаю наждачкой. Подставки делаю отдельно и припаиваю солдатиков к ним. Так, из одной заготовки можно сделать различные позы солдат - создать целую армию.

ОБ АВТОРЕ



Помните сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»? Так вот, всё это не вымысел, а реальность. Сегодня любой желающий может сделать своего оловянного солдатика собственными руками. Повезло и мне. Я попала на мастер-класс Михаила Косачёва по изготовлению этих самых игрушек, который проходил в музейно-выставочном центре на Спасской.

Дорогие игрушки

Пока Миша готовился и расставлял фигурки, я искала удачный кадр и приглядывалась к солдатикам. Кого там только не было – и лучники, и конница, и пехота, и главнокомандующие. Были даже барабанщики. Одни фигурки были раскрашены, а другие так и остались серебристого цвета.
Первым делом автор мастер-класса представился и рассказал, что уже три года увлекается изготовлением оловянных солдатиков. А нашёл своё хобби он в интернете на сайте «Топ-10 самых дорогостоящих хобби в мире», где солдатики оказались примерно на 5 месте.

Миша рассказал, почему небольшие фигурки солдатиков ценились даже среди императоров.

Миша рассказал, почему небольшие фигурки солдатиков ценились даже среди императоров. Фото: АиФ-Киров/ Марина Кузнецова

Далее Михаил провел инструктаж по технике безопасности о том, что трогать руками горячую конфорку, на которой будет плавиться олово, нельзя, и положил металл в небольшой ковш, чтобы он расплавился до жидкого состояния.


Тем временем он рассказал немного об истории оловянных солдатиков: «В давние времена главным материалом для изготовления миниатюрных солдатиков было олово, но только использовалось оно в сочетании с другими металлами. Самые первые солдатики были сделаны из дерева или глины — во всяком случае, именно таких находили в древних гробницах Египта, - заявил Косачёв. - Спустя некоторое время пришла мода на драгоценные металлы, и для царствующих персон и богатых личностей тех времен солдатиков начали производить из серебра и даже из золота. Олово же предназначалось для более бедных слоев населения. Из него изготавливали посуду и мелкие предметы быта. С появлением более современных и дешевых материалов пропала потребность в оловянных предметах, а умельцы, которые работали с оловом, увлеклись производством оловянной миниатюры, ведь спрос на подобные изделия был очень высок. С появлением германской империи оловянные солдатики стали производить похожих на германских солдат, выделяя форму и вооружение простых солдат и полководцев. С приходом первой мировой войны из олова стали выплавлять не только оловянных солдатиков, но и всяческие военные предметы – грузовики, пулеметы. У многих полководцев и императоров были свои военные коллекции. Например, у Наполеона и Петра III. Эти фигурки были объемными и предназначались для занятий по военной тактике в качестве учебного пособия».

Оловянные солдатики требуют ювелирной работы и терпения.

Затем автор мастер-класса предложил нам угадать, солдаты каких стран стоят у нас на столе. Мы угадали Францию и Россию, так как фигурки были точь-в-точь похожи на солдат того времени. Над третьей страной мы задумались, но хозяин коллекции подсказал, что это Англия. Как мы могли не узнать красные мундиры и высокие черные головные уборы?

Многоразовое изготовление

К этому времени олово обрело жидкий вид, и настало время делать наших стойких оловянных солдатиков. Миша дал нам на выбор несколько форм: кто-то выбрал солдата со шпагой, кто-то с ружьём, а я выбрала коня. Мы сложили формочки, закрепили их между двумя фанерками и залили туда олово. Осталось немного подождать, пока металл застынет. Пять минут и готово!


Разделив формочки пополам, мы с волнением вытаскивали наших оловянных солдатиков. Оказалось отлить солдатика проще, чем «одеть»: чтобы раскрасить фигурки, нужно сначала их загрунтовать: нанести слой краски одного цвета, дать высохнуть, а затем с помощью акриловых красок и тонких кисточек разукрасить солдатика по своему желанию.

Вернёмся к сказке Андерсена. Как же получилось так, что стойкий оловянный солдатик остался без ноги? Оказывается, такое возможно! В форме может остаться воздух, который будет препятствовать заливке металла. Так вышло и у нас. Мой конь остался без задней ноги, а солдатик одной из девочек без шпаги. Мы, конечно, расстроились. Но Миша дал нам еще одну возможность: переплавил наши неудавшиеся фигурки, мы залили металл в формы, и… всё получилось!

Не с первого раза, но все же получились!

После мастер-класса все ушли довольные и счастливые, а кто захотел приобрёл своего оловянного солдатика. Последний раз посмотрев на оловянную армию, попрощавшись с Мишей, я покинула музейно-выставочный центр на Спасской.



Для того чтобы сделать нового оловянного солдатика понадобится солдатик уже готовый, как образец. С него ацетоном надо смыть краску, если он окрашен, а затем приступить к изготовлению формы для отливки.

Как сделать форму для литья оловянных солдатиков

Форму для литья оловянных солдатиков делают из трех составных частей: две части гипсовые, а третья – брусок из металла. 1. Возьми ровный брусок пластилина и вдави в него солдатика-образец до половины, а металлический брусок прижми к подставке солдатика так, как это показано на рисунке 1. 2. Сделай из стенок спичечного коробка заборчик и огради им пластилиновую заготовку – просто воткни его в пластилин так, как на рисунке 2. Проделай в пластилине два или три углубления, как на рисунке. Эти ямки понадобятся при стыковке двух половинок будущей гипсовой формы. 3. Намажь растительным маслом всю поверхность пластилина, вдавленного в него солдатика, ямки и металлический брусок, и приступай к изготовлению формы из гипса. Для этого высыпь в чашку просеянный через сито порошок гипса или алебастра и, помешивая, залей в него столько холодной воды, чтобы смесь была похожа на жидкую сметану. 4. Медленно и аккуратно вылей гипс из чашки в пластилиновую заготовку. При этом надо тщательно следить, чтобы не было пузырьков. Из-за химической реакции гипс немного нагреется и ему надо дать время на остывание – минут 10-15. 5. Когда гипс остынет, аккуратно сними половинку гипсовой формы и вынь солдатика. 6. Вторая половинка гипсовой формы изготавливается так же, как и уже сделанная первая, только вместо заготовки из пластилина возьми первую половинку формы вместе с уложенным в неё солдатиком. Подставь к подставке солдатика брусок из металла и прилепи пластилином заборчик (рис. 6). Смажь маслом поверхность внутри заборчика, залей жидким гипсом, а когда он остынет, разними половинки формы, аккуратно вынь солдатика-образец, и оставь форму сохнуть на неделю. 7. Для того чтобы залить олово в форму в ней надо сделать литник – специальную канавку, которую нетрудно прорезать ножиком от края формы к основанию фигурки в обеих её половинках. Также кончиком ножа надо процарапать от краев фигурки к краям формы царапины-канавки. Это — воздухи’, через них из формы будет выходить вытесняемый расплавленным оловом воздух. Воздухи’ не надо делать слишком широкими, иначе заливаемее олово через них будет вытекать из формы. 8. Перед отливкой между крепко стиснутыми половинками формы и бруском из металла проложи для теплоизоляции гладкий лист бумаги.



Олово в бижутерии

Что мы знаем про олово?


Этот металл известен человеку с доисторических времён. Олово, как и медь, открыли и освоили раньше, чем железо! Сегодня археологи находят оловянные изделия, датируемые 5000-летием до нашей эры. Древние Египтяне ездили за оловом в Персию. Финикияне возили оловянную руду с Британских островов. Активно работали с этим металлом и древние индийцы. В своё время из сплава олова и меди стали получать бронзу – стратегически важный металл для всего человечества.

Олово – достаточно податливый и мягкий металл, с которым можно прекрасно работать и выполнять из него самую сложную отделку. Серебристо-серый оттенок и благородный матовый блеск делает художественные изделия из олова аристократично величественными и эстетически привлекательными.

Сегодня олово широко используют в бижутерных сплавах. Авторские украшения из олова выглядят, как настоящие произведения искусства – потрясающие медальоны и браслеты, кулоны и перстни.


Олово гипоаллергенно и абсолютно безвредно для организма. Это один из самых чистых металлов, поэтому украшения из него имеют высокую ценность. Украшения из олова часто покрывают золотым напылением или родиевым сплавом, что придаёт им ещё большей красоты и блеска. Дизайнеры ведущих мировых брендов не забывают включать этот древний металл в лучшие образцы своих коллекций. Такие украшения очень практичны – их можно носить годами, не снимая. Олову не страшна коррозия, можно купаться в душе и в морской воде. Бижутерия с содержанием олова – практичный и стильный подарок!


Олову покровительствует Юпитер. Энергетика металла торжественная, праздничная. Символизирует верховенство закона, материальный достаток, авторитетность своего владельца. Усиливает энергию людей, чья жизнь посвящена долгу службы – государству, обществу, своему народу. Чистое олово рекомендуется носить патриотично настроенным девушкам, с активной гражданской позицией. Это металл духовных и социальных лидеров, а также людей с активной и устойчивой космограммой: Огонь-Вода, Огонь-Земля, Земля-Огонь. Олово благоволит Стрельцам, Тельцам, Львам, Рыбам и Ракам, а также уравновешенным представителям знака Овен. Не рекомендуется часто носить «воздушным» знакам. Если ваша планета-покровитель Солнце и Венера – также смело выбирайте украшения из олова. А вот если в вашей космограмме доминирует Уран, Меркурий и Плутон – используйте олово крайне осторожно.

Об олове писал ещё Гомер. Есть упоминания об этом металле и в Библии (4-я книга Моисеева). В древнем Риме и древней Греции олово ценилось очень высоко, и было доступно только богатым сословиям.

В античные времена отливали превосходные оловянные статуэтки на религиозную и светскую тематику. Считалось, что в них живут духи Святых. Эллинская религия и культура относила оловянные статуэтки к хранителям дома и домашнего очага, поэтому они были в каждом жилище и, конечно же, в храмах. Любопытно, что много веков церковные христианские реликвии как в Европе, так и в России, хранились чаще всего в оловянных ящиках.

В древние времена из легкоплавкого олова получали отливки с тончайшей проработкой деталей. Низкорельефными ажурными полосами и великолепными фигурными бляшками из олова украшали деревянные рамы, зеркала, стенки ларцов и шкатулок, шкафчиков, рамок для икон и т.д. Узорчатым ажурным оловом сверху и снизу обиты иконные ряды в Благовещенском соборе Московского Кремля.


Главным доказательством абсолютной безвредности олова является широкое использование металла при изготовлении посуды. В Средние века оловянная посуда и домашняя утварь из олова являлась свидетельством зажиточности и финансового благополучия хозяев дома. Оловянная посуда с искусной гравировкой украшала царские столы. В Петровскую эпоху это был обязательный атрибут столового убранства для представителей знати. Сегодня её можно увидеть в музеях истории Санкт-Петербурга.

Оловянная посуда не имеет ни запаха, ни вкуса. В отличие от других металлов, олово не ржавеет. Со временем металл слегка выцветает, приобретая приятный бархатистый тон. Старинная оловянная посуда и сегодня востребована в среде коллекционеров, особенно в Европе.

Оловянный крик

Замечено характерное явление – при сгибании бруска чистого олова, можно услышать звук, который очень похож на скрип снега под ногами в морозную погоду. Такой звук называют «оловянный крик». Он свидетельствует о чистоте металла. Если в состав олова добавить немного какого-либо другого сплава, то оловянного крика вы уже не услышите. Профессионалы, работающие с металлами, часто пользуются этим способом определения чистоты состава олова. Мелодичные звуки, рождённые оловом, можно услышать в колокольном звоне – этот металл почти всегда входит в состав медных и других сплавов, которые используют при отливе колоколов. Также оловянные трубки рождают божественную органную музыку.
Магическая сила олова


Фигурки из олова изначально имели магическое и сакральное значение. Их передавали новоиспечённым оракулам и священникам во время обряда посвящения, что давало возможность максимально гармонично вступить во взаимодействие со стихиями и энергиями Земли, проникнуть в тайны природы осторожно и взвешенно, сохраняя физический и психический баланс.

Сибирские манси отливали оловянные фигурки лосей – своих тотемных животных. Древние кочевники-манси использовали магические фетиши для молитв и проведения ритуальных священнодействий. Мансийские литейщики инкрустировали оловянные фигурки различными металлами, даже золотом и царскими серебряными монетами. Сегодня эти сакральные атрибуты представлены в национальных музеях народов России.

Индийские и иранские зороастрийцы и сегодня используют олово при совершении магических ритуалов, например, для предсказания будущего. В строго определённые лунные дни они расплавляют олово в специальной посуде над огнём домашнего очага. Расплавленное олово растекается по стенкам чаши, образуя причудливые узоры. Зороастрийские мудрецы разгадывают в них таинственные послания от духов. Кстати, таким способом предсказывали будущее и древние славяне.

Месторождения Основные месторождения и рудники по добыче олова находятся сегодня в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Китае, а также в Южной Америке и Австралии. В России месторождения олова находятся на Чукотке и в Якутии, а также в Приморском и Хабаровском крае.

Как ухаживать за изделиями из олова


Украшения из олова нуждаются в периодической чистке. Это достаточно простая процедура с использованием тёплой воды и мыла. После чего изделие нужно тщательно протереть сухой и мягкой тканью. Чтобы оловянная поверхность засияла свежестью и блеском, её натирают специальной полиролью для латуни или серебра. Ваши серьги и браслеты будут блестеть как новенькие! Как зафиксировано в старинных источниках, чистить олово лучше всего в 26-й лунный день.

Необходимо беречь оловянные изделия от низких температур! При температуре ниже 13 градусов по Цельсию, олово переходит в другое фазовое состояние и может раскрошиться. Также берегите ваши украшения от высоких температур. Олово может расплавиться даже от огня свечи.





Как сделать оловянного солдатика в домашних условиях, отливка солдатика

Для отливки фигурки солдатика найди чистую баночку (подойдет из-под вазелина) и плоскогубцами выгни её в виде ковшика (как на рисунке). Из такого ковшика будет удобнее выливать жидкое олово в форму. Приспособь к ковшику вместо ручки плоскогубцы, надень варежку или перчатку и аккуратно расплавь в нем кусочки олова на плите. Когда олово расплавится, крепко зажми в руке сложенные вместе две половинки формы (держать их надо литником вверх) вместе с бруском из металла (как на рисунке) и вылей жидкое олово в форму.

как сделать оловянного солдатика в домашних условиях

ДЕЛАЙ ЭТО ОСТОРОЖНО, НЕ ПРОЛЕЙ РАСПЛАВЛЕННОЕ ОЛОВО НА РУКУ ИЛИ НА НОГУ, СЛУЧАЙНО НЕ БРЫЗНИ ИМ В ЛИЦО И НЕ ОБОЖГИСЬ. Затем дай олову хорошо остыть, аккуратно раскрой форму и оловянный солдатик почти готов. Остается только кусачками удалить лишнее и обработать фигурку надфилем. Если фигурка неудачна, то её можно расплавить и отлить солдатика снова.












Процесс литья из олова

Температура плавления олова всего 231 °C. А вот точка его кипения находится в пределах 2 300 °C. Температуру, при которой металл будет расплавлен, можно достичь в домашних условиях. То есть можно вполне, разумеется, при соблюдении определенных правил и техники безопасности, выполнять литье из олова дома. В промышленных условиях для литья олова применяют специальные центробежные литейные машины. Для изготовления форм применяют гипс, алебастр, эпоксидную смолу, силикон и разумеется, металл.


Процесс литья из олова в промышленности

Создание формы, это, пожалуй, самый ответственный процесс. Для начала необходимо создать эскиз будущей модели. После этого модель изготавливают из полимерной глины. Для нанесения мелких деталей необходимо использовать шило. Другой, не менее важный процесс – изготовление литьевой формы. При ее изготовлении необходимо обеспечить наличие правильного разъема. Он нужен для того, что бы можно было извлечь готовую отливку и при этом не нанести повреждений самому изделию.


Оснастка из силикона для литья из олова

Изготовление оснастки из силикона потребует большего количества материала и времени. Это вызвано тем, что ее необходимо подвергнуть процессу вулканизации. Но в результате всех хлопот будет получена многооборотная оснастка для литья оловянных изделий. В случае если будущая деталь будет достаточно сложной, то необходимо будет предусмотреть наличие закладных деталей. Нельзя забывать и о воздуховодах, через них, по мере заполнения формы оловом, должен выходить воздух.

Важным элементом конструкции оснастки является отверстие, через которое будут выполнять заливку. Если оно будет маленьким, то металл будет поступать слишком медленно и процесс застывания может начаться до ее полного заполнения. Перед началом литья необходимо соединить полуформы вместе и поместить между листом фанеры. Лист должен быть толщиной не менее 12 миллиметров, размер должен превышать габариты металлоформы. По окончании сборки всю конструкцию стягивают жгутом.

Как сделать оловянного солдатика в домашних условиях, если нет образца

Если нет готового солдатика для образца, то можно срисовать с понравившейся картинки на плотную бумагу точный профиль солдатика и вырезать его. Чтобы сделать вырезанный профиль рельефным, на него можно наклеить бумажки-толщинки. Клеить их надо одна на другую с обеих сторон профиля (как на картинке), а края толщинок можно сравнять пластилином. Мелкие детали можно процарапать в уже готовой гипсовой форме.

как сделать оловянного солдатика в домашних условиях

Вот такая инструкция, как сделать оловянного солдатика в домашних условиях. Остается только раскрасить его с помощью тонкой кисточки масляными красками, разведенными масляным лаком или скипидаром. Только красить надо сначала все одноцветные детали, а затем, дав им просохнуть, детали других цветов.

Подарки супругов друг другу

Прежде всего, стоит узнать, что подарить на оловянную свадьбу своей половине. Жене, чаще всего, на годовщину бракосочетания дарят различные украшения. Понятно, что на серебряную свадьбу нужно дарить серебро, а на золотую золото, а что преподнести, если свадьба оловянная?


Вариантов решения тут два. Во-первых, существует такой сплав на основе олова, который называется пьютер. Он используется для изготовления бижутерии и посуды. Пьютер используется в ювелирном деле много веков, даже в гробницах египетских фараонов были обнаружены украшения из этого металла. Так что, в подарок можно приобрести бижутерию из этого сплава.


Второй вариант решения проблемы заключается в следующем: приобретается любое украшение, которое может понравиться супруге. А чтобы соблюсти традицию, можно приобрести металлическую шкатулочку из сплава, содержащего олово, и положить в нее подарок.

Помня о втором названии десятой годовщины бракосочетания, дополнить подарок можно красивым букетом роз.


Мужу на десятую годовщину свадьбы также можно дарить украшения (запонки, зажимы для галстука и пр.), если он их, конечно, носит. Неплохой вариант подарка – металлическая фляга с набором металлических рюмочек. Можно рассмотреть и такие варианты:

  • металлическая подставка для канцелярских принадлежностей;
  • органайзер с пряжками из олова;
  • оригинальная оловянная пепельница или портсигар.


Можно подобрать и любой другой подарок, главное, чтобы мужу было приятно его получить. А дополнить его можно брелоком и небольшим сувениром из этого металла.

Детали для моделирования коллекционного качества

Мы делаем отливки из двух типов материалов: серии «СмувКаст» и отечественных аналогов Аксона 31. Детали из них хорошо обрабатываются скальпелем, шлифовальными шкурками и полировочными пастами. Отечественные бюджетные материалы используем в более крупных по размеру деталях и террейнах. По умолчанию выпускаем детали серого цвета, но, по вашему заказу, можем сделать их белыми или тонированными в любой базовый цвет. Помимо этого изготавливаем также прозрачные детали: стёкла, фары, стеклянные кабины и «резину», из которой делаем гусянку, пулемётные ленты, шины и шланги.

Олово – это легкоплавкий металл. Он занимает пятидесятое место в таблице Менделеева. Он довольно широко распространен в природе, в частности, руду для его производства активно добывают в море Лаптевых.

Олово

Человек начал применять олово еще в бронзовом веке. В частности, его использовали для получения бронзы. В наши дни его используют в качества припоя, покрытий и пр. Кроме этого, олово применяют в ювелирном деле и при изготовлении игрушек, например, оловянных солдатиков и пр.

Процесс литья из олова

Температура плавления олова всего 231 °C. А вот точка его кипения находится в пределах 2 300 °C. Температуру, при которой металл будет расплавлен, можно достичь в домашних условиях. То есть можно вполне, разумеется, при соблюдении определенных правил и техники безопасности, выполнять литье из олова дома.
В промышленных условиях для литья олова применяют специальные центробежные литейные машины. Для изготовления форм применяют гипс, алебастр, эпоксидную смолу, силикон и разумеется, металл.

Процесс литья из олова в промышленности

Процесс литья из олова в промышленности

Создание формы, это, пожалуй, самый ответственный процесс. Для начала необходимо создать эскиз будущей модели. После этого модель изготавливают из полимерной глины. Для нанесения мелких деталей необходимо использовать шило.
Другой, не менее важный процесс – изготовление литьевой формы. При ее изготовлении необходимо обеспечить наличие правильного разъема. Он нужен для того, что бы можно было извлечь готовую отливку и при этом не нанести повреждений самому изделию.

Оснастка из силикона для литья из олова

Оснастка из силикона для литья из олова

Изготовление оснастки из силикона потребует большего количества материала и времени. Это вызвано тем, что ее необходимо подвергнуть процессу вулканизации. Но в результате всех хлопот будет получена многооборотная оснастка для литья оловянных изделий. В случае если будущая деталь будет достаточно сложной, то необходимо будет предусмотреть наличие закладных деталей. Нельзя забывать и о воздуховодах, через них, по мере заполнения формы оловом, должен выходить воздух.

Важным элементом конструкции оснастки является отверстие, через которое будут выполнять заливку. Если оно будет маленьким, то металл будет поступать слишком медленно и процесс застывания может начаться до ее полного заполнения.
Перед началом литья необходимо соединить полуформы вместе и поместить между листом фанеры. Лист должен быть толщиной не менее 12 миллиметров, размер должен превышать габариты металлоформы. По окончании сборки всю конструкцию стягивают жгутом.

Две полуформы между листами фанеры, стянутые жгутом

Технология литья не отличается большой сложностью, готовить металл к заливке имеет смысл после окончательной сборки формы. Для этого его необходимо хорошо прогреть. После того как на его поверхности появиться пленка желтоватого цвета можно считать, что олово готово к розливу. Если металл будет перегрет, то на поверхности расплава будет плавать синяя или фиолетовая пленка.
Расплавленный металл заливают тонкой струйкой. При этом для удаления воздуха можно слегка постукивать корпусу.
Открывать форму можно только после того, как отлитая деталь полностью остынет. Для изъятия отливки нужно использовать щипцы. Надо быть готовым к тому, что первое полученное изделие будет иметь некоторые дефекты поверхности.

Удаление излишек олова (облой)

Удаление излишек олова (облой)

Последовательность механической обработки выглядит следующим образом. Сначала удаляют облой. Так, называют излишки расплава, которые затекают в шов формы. Для этого применяют шабер. Для удаления литников применяют бокорезы. Для окончательной обработки швов используют абразивную шкурку с самым мелким зерном (нулевку).

Инструменты и материалы для литья

Олово практически идеальный материал для выполнения литья и в домашних, в промышленных условиях. Какие будут нужны материалы и инструменты для производства формы и выполнения литья. Для изготовления формы потребуется герметик и гипс. Из первого будет изготавливаться сама оснастка, а гипс потребуется для изготовления каркаса, в который будет установлена технологическая оснастка.

Инструменты для литья из олова

Инструменты для литья из олова

Кроме, названных материалов потребуется несложный слесарный инструмент – напильники с разным сечением, плоскогубцы, паяльник и пр.

Формы для литья олова

Для изготовления литьевой оснастки применяют такие материалы, как гипс или силикон. Все зависит от детали и ее назначения. К самой простой можно отнести гипсовую. Для ее изготовления понадобится коробка из дерева, некоторое количество гипса и кусок металлической трубки.

Создание оснастки выполняется в несколько шагов:

  1. Приготовление гипсовой смеси. Она по внешнему виду должна напоминать густую сметану.
  2. Смесь вываливают в заранее приготовленную коробку и разравнивают.
  3. Для получения полуформы необходимо взять деталь и наполовину погрузить ее в приготовленный гипс. Аналогичную операцию необходимо выполнить со второй половиной детали. В результате будут получены 2 полуформы.
  4. Полуформы надо соединить, или скрепить с помощью замков или просто стянуть тугой резинкой. В то место, через которое будет заливаться расплав олова надо вставить приготовленную металлическую трубу.

В принципе литьевая оснастка готова к работе. Расплав олова можно спокойно заливать в полученную форму.

В чем отличие гипсовых форм от других – главное они имеют меньшую стойкость. Если их поверхность не подготавливать, то такая оснастка может выдержать один – два цикла.

Основные способы литья олова

В промышленных условиях существует несколько технологий позволяющих быстро и эффективно изготавливать отливки из олова и его сплавов.

Самым популярным можно назвать литье в центробежной машине.

Суть этого метода довольно проста, расплавленный металл, через систему литников подается в формы, расположенные вокруг одной оси и вращающиеся с определенной скоростью. Их вращение обуславливает создание центробежной силы, которая прижимает поступающий металл внутри формы. Таким образом, происходит устранение лишних газов из тела будущей отливки. Это инженерное решение позволяет получать металл с мелкозернистой структурой.
Литье выполняют в металлоформы, произведенные в заводских условиях. Перед заливкой на рабочие поверхности могут быть нанесены составы, облегчающие выемку готовой отливки из формы.

Литье олова в домашних условиях

Как уже отмечалось, литье из олова в домашних условиях используют для получения рыболовных снастей, фигурок, например, солдатиков и пр.
Порядок выполнения отливки из олова выглядит следующим образом:

  1. Изготовление формы.
  2. Литье изделия.
  3. Механическая обработка отливки.

Для выполнения литья олова в домашних условиях понадобится:

  1. Кухонная плита;
  2. Олово.
  3. Форма для отливки.
  4. Напильник, скальпель и некоторые другие несложные инструменты.

Оснастку, выполненную из алюминия или силикона, можно использовать по нескольку раз. Для получения качественного результат придется потратить много времени, при этом желательно иметь определенные художественные навыки. После того как фигурка будет отлита ее желательно раскрасить. Для этого применяют акриловые краски. Для того чтобы она хорошо легла фигурку перед началом работы необходимо обезжирить.

Очень часто, перед сном, когда на улице темно, а в небе светят яркие звёзды, я читаю своему ребёнку одну добрую, волшебной красоты сказку. Я решила сделать игрушки на ёлку в виде главных героев: солдатика и балерины, из нашей любимой сказки. Игрушки займут почетное место на елке. Пусть их пара кружится в танце на ветке под праздничную новогоднюю музыку и под разноцветное мерцание герлянд.

  1. Бежевый хлопок.
  2. Синтепух.
  3. Нитки.
  4. Иголки.
  5. Палочки.
  6. Ножницы.
  7. Бумага.
  8. Карандаш.
  9. Акриловые краски.
  10. Шелковые ленты.
  11. Бисер.
  12. Кружево.
  13. Швейная машина.

Рисуем эскиз солдатика и балерины на плотной бумаге и вырезаем их.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 1

Обводим нашу пару исчезающим маркером по шаблону на сложенной вдвое ткани бежевого цвета. Если нет бежевого хлопка, можно взять белый.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 2

Прошиваем на машине по контуру, не забываем оставить небольшое отверстие для набивки. Вырезаем солдатика и балерину ножницами зигзаг. На всех крутых поворотах делаем насечки, не доходя до шва 1мм.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 3

Выворачиваем с помощью палочки заготовки, аккуратно расправляя все детали.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 4

Набиваем игрушки плотно синтепухом. Зашиваем отверстие потайным швом.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 5

Наносим исчезающим маркером на игрушки рисунок и делаем утяжку. Прошиваем все вручную крепкими нитками. У солдатика прошиваем ружьё, голову, руки, ноги. У балерины — голову и руки.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 6

Начинаем раскрашивать игрушки акриловыми красками спереди и сзади. Лучше начинать раскрашивать красками светлых цветов, постепенно переходя к темным.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 7

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 8

Тонируем лицо, руки и ножки составом кофе+ПВА+ваниль. ПВА и кофе 1:1 и щепотку ванили. Сушим.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 9

Добавляем полусухой кистью светло-бежевый оттенок на лицо, руки и ноги. Должен получится потертый состаренный эффект. На одежде рисуем узоры, пуговицы.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 10

Карандашом намечаем черты лица. Рисуем глазки, носик, рот, румяним щёчки. Черточками и узорами расписываем волосики.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 11

Украшаем игрушки. Солдатику вышиваем "французскими узелками" пуговки.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 12

Швом "назад иголку" вышиваем значок, швом " цепочка" вышиваем низ фуражки над козырьком.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 13

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 14

Балерине вышиваем нитками мулине волосы и цветок шелковыми лентами. На цветок пришиваем бисер.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 15

Из кружева делаем юбочку, украшаем её бисером и пришиваем к талии балерины.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 16

Сзади на платье вышиваем крестиком шнуровку.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 17

Вот и наша прекрасная пара.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 18

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 19

Из бисера делаем петельку для веревочки.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 20

Привязываем к петельке шнурок.

Новогодняя сказка на ёлку создаем стойкого оловянного солдатика и прекрасную балерину, фото № 21

Солдатик и балерина готовы! Наша история рассказана. И пусть теперь их любовь длится вечно!

Читайте также: