Как дети сами играют с игрушками

Обновлено: 25.04.2024

Яркие, обучающие и развивающие видео об играх с игрушками. Любимые герои, незабываемые приключения ждут вас в этих видео! Здесь и герои Minecraft, и веселая команда спасателей Робокара Поли, и отважные птички Angry Birds, герои мультфильма Поезд Динозавров, а также другие любимые игрушки!

Игрушки Майнкрафт: фрукты и цвета для детей

Мультфильм из изгрушечных машинок: Робокар Поли — игрушечная автомойка

Игрушки из Робокара Поли на английском языке: Robocar Poly and Rescue team

Робокар Поли — новые серии: перерабатывающая станция

Робокар Поли — Жизнь в чистом городке

Мультфильмы для детей — Черепашки Нинзя

Мультик про машинку, Angry Birds, хрюшку, которая управляет грейдером и собирает шоколадные яйца

Мультик про машинку, Angry Birds . Хрюшка Король собрал своим игрушечным грейдером целую кучу шоколадных яиц

Развивающий мультфильм для детей. Игрушечный трактор привез в своей тележке яйца в каждом из которых — СЮРПРИЗ

Пожарная машинка предлагает малышам посчитать игрушечные машинки. Учим Цифры от 1 до 10.

Машинки, трактор, грузовик, джип, пожарная машина — все выстроились в очередь в любимом автосервисе, всем нужен ремонт.

Смотрите мини мультик из игрушек про трансформеров на русском про машинки и вертолеты.

Маленький грузовичок везет от Мишки к Собачке кольца пирамидки, чтобы собрать игрушку вместе.

Интересная история из серии «Это надо знать» и веселая игра для детей: играем и слушаем сказку про то, как Ной построил Ковчег для того, чтобы спасти всех зверей на земле от всемирного потопа.

Мультфильм для детей про то, как Мишукта и Собачка запоминали названия фруктов.

Мультфильмы про выставку автомобилей. машины, машинки, автобусы, автомобили.

Развивающее видео для детей. Игрушечные машинки: автобус бас и гоночный автомобиль

Машинки Лего: Эвакуируем машинку за неправильную стоянку

Развивающие игрушки для самых маленьких из мультсериала «Малыши» сегодня покажут маленьким зрителям, как увлекательно и интересно строить пирамиду из разноцветных деталей.

Развивающий мультфильм для детей про игрушечную машинку сортер, в которую маленькая Зебра должна положить 4 детальки разных форм.

Этот мультфильм про машинки научит малышей уважать и правильно читать дорожные знаки.

Развивающий мультфильм для детей из игрушек мультсериала ФИКСИКИ. Добрые и сообразительные фиксики: Папус и Симка выяснили, что на башне сломаны часы.

В этом видео для детей две маленькие куколки Evi играют в съедобное — несъедобное, пока ждут маму, которая спешит домой с работы…

Посмотрите наше видео для детей про музыкальные игрушки! Весёлые маракасы Мара и Кас расскажут, как красиво они умеют петь и играть.

Мультик про машинки: школьный автобус Бас и гоночный автомобиль Спиди весело катаются по трассе.

Летнее развивающее видео для детей. Сегодня мы отправимся на пляж и будем строить замок из песка! Нам помогут наши игрушечные машины: грейдер, трактор и самосвал.

Развивающее видео для детей от года — задорный маракасы Мара и Кас покажут малышам, как интересно играть с музыкальным пианино (синтезатором).

Железная дорога Lego. Короткие стишки

Мультфильм Поезд Динозавров — наш любимый, самый лучший мультфильм для детей 5ти 6ти лет.

Вы любите мультфильм поезд динозавров? Теперь всех героев этого мультфильма можно подержать в руках, поиграть с ними и придумать интересную историю, которую сами игрушки помогут вам придумать!

Игрушечные машинки решили устроить викторину, ведь у них есть умный телефон, который задает разные вопросы…

Молния МакКуин поехал по незнакомой дороге и заметил кое-что необычное.

Мультфильм для детей про паровозики и поезда, которые ездят по городу Брио

Ждете мультфильм Фиксики новые серии? Сегодня Нолик поможет отремонтировать вертолет, у которого нет хвоста. Для этого его придется отбуксировать на тросе в мастерскую фиксиков.

Мультфильм про машинки, которые собираются поиграть в кубики.

Маленькие машинки решили устроить настоящую гонку, только место выбрали совсем неподходящее, и случилась авария.

Весёлое видео для детей от клоуна Димы — это видео про машинку трансформер, которая неожиданно превращается в ласкового тигрёнка, с которым клоун для детей весело играет

Мультфильмы про машинки, машинки в 3D, обзор детского приложения Build and Play.

Развивающий мультик про игрушечные машинки из полюбившегося малышам мультфильма «Робокар Поли».

Развивающее видео для детей про цвета и формы. Наш знакомый умный Мишутка снова ждет в гости игрушечную машинку грузовичок.

Мультик про машинки для детей, про любимых героев мультфильма Робокар Поли. Сегодня Клини расскажет полицейской машинке Поли, как работает мусороперерабатывающая станция.

Маленькая зеленая хрюшка из Angry Birds снова готовит сюрприз игрушечному грейдеру экскаватору. Сегодня мы играем на пляже, и хрюшка прячет яйцо с ёлочкой прямо в песок!

Мультфильм Поезд Динозавров онлайн с удовольствием смотрят многие дети от 5 лет. А еще — все дети любят играть! Поэтому давайте возьмем любимых героев: Бадди, Тайни и Тэнка — игрушечных динозавров и построим им настоящую железную дорогу: привезем рельсы, установим станцию, поставим и соберем вместе все вагончики Поезда Динозавров.

В первые годы игра — основной вид деятельности для ребенка, и практически весь день напролет малыш играет, переставляет игрушки, выдумывает сюжеты. Но навык самостоятельной игры нужно развивать у ребенка также, как и умение кушать самостоятельно или ходить на горшок. Иначе маме придется постоянно принимать участие в играх ребенка, и он не разовьет у себя важные навыки самостоятельности. Так что даже не для себя, а для ребенка узнайте как научить его играть самостоятельно.

Как научить ребенка играть самостоятельно

Некоторые родители ошибочно полагают, что даже годовалые крохи могут играть часами в одиночестве и это врожденное умение. Иногда встречаются такие самостоятельные дети, но это скорее исключение из правил. Потому что среднестатистический ребенок не умеет сам себя занять и развлечь.

Кто-то может подумать, что играть с собственным ребенком — это радость и не стоит учить его самостоятельности в этом деле, потому что дети так быстро взрослеют и нужно больше времени проводить вместе. Но время можно проводить вместе и в ином русле. А самостоятельность в ребенке нужно развивать обязательно и с самых юных годов. Ведь когда малыш играет в одиночестве, он вместе с этим развивается:

получает социальные навыки;

Для положительного эффекта важно правильно построить процесс. Если просто в один день бросить ребенка наедине с игрушками, ничего хорошего не выйдет. Такое непривычное поведение мамы вызовет тревогу, беспокойство, стресс, и маленькому ребенку будет совсем не до игр. Поэтому действовать нужно постепенно, начиная с раннего детства малыша. Ну или с сегодняшнего дня, если ваш малыш уже подрос.

Главное — действовать постепенно и без резких перемен!

Еще один немаловажный момент — самостоятельность не может проявляться только в одном деле, поэтому развивайте ее в целом. Чаще спрашивайте мнение ребенка о разных вещах (куда пойдем гулять, что хочешь на обед это или это, что наденешь и т.п.). Давайте больше свободы и не пытайтесь оградить его от всего на свете. Позволяйте делать посильные повседневные вещи, чтобы ребенок рос в целом самостоятельным, и тогда будет проще научить его играть в одиночку.

Как научить ребенка играть одному

Внимание младших дошкольников неустойчивое. Они очень быстро теряют интерес к процессу игры. Что могут сделать родители, чтобы этот интерес создать и поддержать? Игре, как и многим другим видам деятельности, ребенка надо учить. Малыш, умеющий играть, будет с удовольствием строить домики из простых кубиков и кирпичиков. Другой, наоборот, из множества дорогих игрушек не сможет выбрать ту, что вызовет у него интерес и желание начать игру самостоятельно.

Ключевые моменты:

1. Родители показывают ребенку как играть. Безусловно, на начальном этапе родителям необходимо играть вместе с ребенком. Это требует времени, так как придется оставить все свои домашние дела, а это не всегда просто. У родителей должно быть желание взаимодействовать вместе со своим ребенком – строить дома, укладывать куклу спать, лечить мишку, возить на грузовике кирпичики.

Любое действие родителя должно подробно рассказывать ребенку — что, как и зачем он делает. «Сейчас мы стелем для Мишки простынку, теперь кладем подушку, мягкую и красивую. Мишу укладываем вот так, на бочок и укрываем его одеялом. Спи, Миша, а мы тебе споем песенку».

Все это надо делать эмоционально, выражая свое настроение голосом, жестами. В следующий раз предлагаем ребенку самому уложить куклу Катю в красивую кроватку и спеть ей песенку. Совсем скоро ребенок сам, без просьбы родителей, будет укладывать свои игрушки спать и петь им колыбельные. Начинать лучше с небольших игровых эпизодов, чтобы ребенок не устал и не заскучал. Например — построить гараж, полечить зайчику лапку, накрыть на стол для куклы и ее гостей. Хорошо, если у малыша будет организована своя игровая зона или игровой уголок в комнате для его самостоятельной игры. Родителям необходимо позаботиться о безопасности в этой зоне.

2. Тщательно выбирайте игрушки. Приобретая игрушку, следует обращать внимание на то, для какого возраста предназначено данное изделие. Например, ребенку, который еще не пошел в школу, нужен простой конструктор, в котором мало деталей и они более крупные, чем для представителя старшей возрастной группы. На сегодняшний день существует широкий выбор развивающих игр и игрушек, которые вызывают у детей интерес. Но и мотивация родителей будет играть важную роль для создания игровой ситуации «Ты построил красивую башню. Она такая высокая. А ты можешь построить еще выше? Тогда мы сможем на ее верхушку прикрепить флаг».

Если игрушек накопилось слишком много, то можно часть из них сложить в коробку и убрать на некоторое время. Когда ребенок соскучится, он снова будет играть с ними как с новыми. Тогда можно убрать другие, с которыми он в данное время совсем не играет, или потерял к ним интерес.

3. Поощряйте старание. Важно часто хвалить малыша и поощрять его самостоятельность. «Ты такой заботливый и внимательный доктор! У тебя все больные зверята поправились так быстро, потому что ты правильно их лечил…». «Твой гараж из кубиков такой большой и красивый, ты сам его построил? Какой ты молодец! Давай поставим в него самую современную машину…».

4. Постепенно отстраняйтесь. Во время игр с ребенком не нужно захватывать инициативу, отказываясь от предложенных малышом идей. Не высмеивайте его неловкие попытки что-то придумать или неправильное использование предметов, не так как принято. Наблюдайте, участвуйте, когда это необходимо, но дайте свободу малышу проявить свою фантазию. Через некоторое время с такими играми, мы можете начать на время уходить из игры. Подгадайте момент, когда малыш увлечется игрушками, и скажите, что пойдете на кухню за водой и сейчас вернетесь. Подождите за дверью пару минут, потом вернитесь. Постепенно увеличивайте период отсутствия, но не слишком затягивайте — ориентируйтесь на поведение ребенка. Если он спокойно воспринимает ваш уход, можно задержаться подольше, если отвлекается от игры или идет за вами — возвращайтесь.

Игрушки должны быть доступны для малыша, но с самых ранних лет следует приучать его к порядку и понимать, что игрушки надо убирать на место. Сначала родители могут убирать игрушки вместе с ребенком. Можно, например, попросить чадо помочь собрать кубики в коробку. Дошкольник, наблюдая бережное отношение мамы к игрушке, вряд ли специально сломает или бросит ее.

Играя вместе с ребенком и обучая его игре, у родителей есть замечательная возможность соприкоснуться с его миром и стать ближе. Поэтому, специалисты рекомендуют играть с детьми чаще, откладывая дела и забывая о своих собственных проблемах хотя бы ненадолго. Если не забирать инициативу в играх у детей, вы сможете научить ребенка играть самостоятельно без специальных методик и проблем. Ведь в дружных семьях все получается само собой.

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

- Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

- Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

- Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

- Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

- Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

- Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

- Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

- Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

- Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес - не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, - можно, конечно, а смысл?

- Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, - шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

- максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

- не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

- выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

- не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

- как можно больше с ребенком разговаривать, - объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Далеко не все дети умеют играть самостоятельно — мы все это прочувствовали, особенно после закрытия детских садов на карантин. Однако даже если ваш ребенок не может провести ни минуты без «Мам, смотри!», еще не все потеряно — самостоятельной игре можно обучить. Рассказываем, как это сделать.


Какие бывают самостоятельные игры?

Социолог и эксперт по исследованию роли игр в развитии детей Сандра Стоун выделяет три основных типа игры.

Функциональная игра. Это тип игры позволяет детям отточить физические навыки, которые пригодятся им в будущем и получить удовольствие. Когда дети бегают просто ради того, чтобы бегать, прыгают, скачут, выдувают пузыри или залезают на игровой комплекс — это функциональная игра.

Конструктивная игра. Такая игра заключается в решении задачи через определенный процесс. Например, когда ребенок строит дом из Лего или рисует картинку фломастерами.

Драматическая игра (или ролевая игра). Это как раз те игры, в которых дети становятся котиками, супергероями, продавцами, врачами, и много кем еще. Ролевые игры развивают фантазию и помогают усвоить социальные нормы.

Во все эти игры ребенок может играть с родителями, сиблингами или группой ровесников (например, в саду). А еще он может играть в них один. Именно это и отличает самостоятельную игру от других игр — это не отдельный вид игры, это просто любая игра, в которую ребенок может играть самостоятельно.

Чем так полезна самостоятельная игра?

Самостоятельная игра идет рука об руку со свободной игрой (почитать подробнее можно тут), в которой нет четкого сценария, и ребенок волен сам решать, как и с чем ему взаимодействовать в процессе игры.

Свободная игра может длиться дольше самостоятельной игры, поскольку игры «по сценарию» конечны (рисунок рано или поздно дорисуется, а дом из конструктора — соберется) и в какой-то момент потребуют родительского вмешательства.

Как научить детей играть самостоятельно?

Как и другие навыки, способность играть самостоятельно сильно зависит от возраста ребенка. Дети младшего возраста не могут долго концентрироваться на одном занятии, однако, по словам руководителя платформы раннего образования Дипаншу Пандиты, именно этот возраст играет значимую роль. Пандита рекомендует родителям начинать прививать детям навыки самостоятельной игры, начиная с 9-15 месяцев.

«В этом возрасте им нужна разнообразная среда, в которой есть много любопытного», — сказал он и порекомендовал родителям играть с детьми в игры, в которых они смогут на небольшое время пропадать из поля зрения ребенка, при этом сохраняя их уверенность в своем присутствии. Например, разговаривать с детьми из соседней комнаты.

К трем годам, по словам Пандиты, окно возможностей начинает закрываться. Но не все потеряно: родители могут предлагать ребенку в течение дня определенные занятия, которые требуют от них самостоятельности. Например, попрыгать на скакалке, полепить из соленого теста или собрать паззл.

Еще важный момент в процессе приучения к самостоятельным играм: это готовность родителей занять «пассажирское сидение» и предоставить ребенку возможность самостоятельно придумывать сюжеты и управлять процессом. Чем больше у ребенка свободы в игре с вами, тем проще ему будет привыкнуть играть самостоятельно, а не ждать ваших указаний.

Почему многие родители не дают детям возможность играть самостоятельно?

Несмотря на все преимущества самостоятельных игр (кто сейчас откажется от получаса свободного времени?), далеко не все родители готовы предоставлять своим детям полную свободу. Эксперты видят несколько причин.

Стоун называет еще одну причину: боязнь беспорядка, который устроят дети, брошенные со всеми игрушками на произвол судьбы. «Родителям важно помнить о другом полезном аспекте игры», — говорит она. — «Беспорядок всегда можно убрать вместе». Приучая детей к самостоятельной игре, вы можете заодно приучить их к самостоятельной (или почти самостоятельной) уборке, а это тоже дорогого стоит.

Наконец, далеко не все родители достаточно терпеливы, чтобы ждать, когда их ребенок научится и привыкнет играть самостоятельно — а этот процесс требует времени и проходит очень постепенно. «Некоторым детям нужна дополнительная поддержка, чтобы вовлечься в самостоятельную игру. Возможно, сперва родителям надо играть рядом с ними, а потом постепенно отдаляться», — советует Стоун.

Какие игрушки лучше подходят для самостоятельных игр?

Нередко для самостоятельных игр вообще не требуется никаких атрибутов, но если вы хотите иметь запас игрушек, вдохновляющих детей играть самостоятельно, то Пандита рекомендует игрушки, которые симулируют взрослую жизнь, например, игровые кухни и мастерские.

Стоун советует простые игрушки, которые подталкивают детей что-то создавать и придумывать самостоятельно: конструкторы, кубики, тесто для лепки. И, конечно же, детям пригодятся всевозможные расходные материалы вроде старых картонных коробок и рулонов от туалетной бумаги.

Коробки вообще идеально подходят как для конструктивной игры (например, из них можно построить замок или автомобиль), так и для ролевой (в которой на замок нападет дракон, а автомобиль отправится в путешествие).

Что в итоге получилось?

Не бойтесь пробовать приучать ребенка к самостоятельным играм с раннего возраста — так ему будет проще привыкнуть.

Создайте для него пространство, которое он сможет беспрепятственно исследовать и находить для себя много интересного.

Не стремитесь модерировать все занятия ребенка — предоставьте ему свободу выбора.

Запаситесь терпением и не ждите, что ребенок начнет играть сам после первой же попытки оставить его одного в комнате.

Преимущества самостоятельной игры столь велики (как для вас, так и для ребенка), что стоят того, чтобы не бросать попытки, даже если вам достался самый прилипчивый малыш на свете.

Бонусный пункт (от редакции): прежде чем приучать ребенка к самостоятельным играм убедитесь, что у вас все в порядке с привязанностью. Если совместные игры — это единственный способ для ребенка провести с вами немного времени, логично, что он не захочет от них отказываться, чтобы не терять с вами контакт.

За последние полвека отношение к детским игрушкам кардинально изменилось. Если раньше покупка каждой новой игрушки была невероятным и редким праздником, то сейчас вряд ли кто-то страдает от дефицита кукол и машин (а также роботов, конструкторов, колясок и плюшевых зверей). Оказывается, беззаботное детство с игрушками в избытке — это не очень полезно для самих детей, их родителей и дома, в котором они живут.


Дешевые, дорогие, пластмассовые, деревянные, резиновые, интерактивные, музыкальные, развивающие — даже если вы изначально не планировали покупать ребенку много игрушек, рано или поздно они все равно появятся в вашем доме — по вашей воле или по воле щедрых родственников.

Почему же это происходит? Почему еще мы сами помним, что такое месяцами мечтать об одной игрушке, а для наших детей поход в магазин игрушек превратился в обыденность? Этому есть несколько объяснений, говорят эксперты: игрушки дарят на праздниках, вечеринках, в гостях, за хорошее поведение и просто так. Также нередко родители покупают какие-то дешевые мелочи во время походов в магазин — ребенок, как правило, играет с ними совсем недолго, а потом ломает или забрасывает.

«Мы часто покупаем что-то, чтобы показать детям, что мы их любим», — говорит руководительница исследований раннего детства в Гуэлфском Университете Торонто Никки Мартин. — «Создается ощущение, что чем больше всего у тебя есть, тем больше тебя любят. Это социальная проблема». Плюс ко всему, дети проводят меньше времени, играя во дворе, а потому им требуется больше игрушек, чтобы занимать себя дома.


Почему плохо иметь слишком много игрушек?

Во-первых, потому, что дети просто не способны качественно взаимодействовать с большим количеством предметов. «По уровню своего развития маленькие дети не способны сделать выбор между 20 или даже 10 предметами», — объясняет Мартин. Это значит, что когда ребенок заходит в комнату с большим количеством игрушек, его парализует от разнообразия и количества возможных вариантов — примерно так же, как нас парализует в больших супермаркетах от обилия разных брендов и продуктов. «Когда речь заходит об игрушках, нам кажется, что чем больше, тем лучше. Но на самом деле, получается слишком много, — говорит она. — Качественная игрушка или качественный опыт намного лучше, чем просто много всего».

Во-вторых, от большого количества игрушек страдают и родители тоже. Чем больше в доме игрушек, тем сложнее находить им место, организовывать хранение и разгребать завалы. Каждый новый праздник начинает страшить — ведь вместе с ним в доме станет еще меньше места. «Если вас накрывает чувством тяжести с приближением дня рождения или Рождества, важно не игнорировать его», — говорит детский и подростковый психиатр Эшли Миллер. Также она рекомендует использовать вашу потребность в расхламлении в качестве воспитательного момента для детей: «Чему вы больше всего хотите их научить? Вы хотите научить их щедрости и умению делиться? Умеренности? Экологичности? У вас есть много разных вариантов».

В-третьих, как мы уже писали выше, игрушки для детей превращаются в эквиваленты любви. Их начинают ждать больше, чем встречи с родственниками и друзьями, их начинают требовать — не потому, что с ними хочется играть, а просто для того, чтобы они были. Получаются те самые «избалованные», а на самом деле обделенные вниманием дети, для которых новые игрушки стали единственным способом поддерживать контакт с близкими людьми.


Это что же теперь, вообще игрушек не покупать?

Конечно, нет. Вопрос в том — какие игрушки покупать/оставлять, потому что не все они одинаково полезны. Миллер рекомендует выбирать те игрушки, которые требуют от ребенка участия, проявления фантазии и предполагают разные варианты взаимодействия: куклы, поезда или машинки.

«Когда вы покупаете игрушку, которая все делает за вас, вы быстро теряете к ней интерес, потому что для вас в этой игре места не остается, — объясняет она. — Детям очень важно иметь возможность играть самим и самостоятельно отвечать за свой игровой мир».

Дети будут дольше и увлеченнее играть с теми игрушками, которые предоставляют им больше свободы действий: дайте им машинки, и они будут катать их по полу и стенам, строить дороги из книг и покорять горы из мебели. Но если вы дадите детям гоночный трек, то им скоро надоест, что машинки постоянно ездят по одной и той же траектории.

Не давайте детскому восторгу в связи с любой игрушкой, которая спрятана в блестящей пластиковой упаковке, сбить вас с толку — и не бойтесь говорить «нет» новейшим хитам и проходить мимо бесячих игрушек, которые сейчас можно встретить практически в любом магазине. «Способность говорить ребенку „нет“ — это очень важный навык, и помогает в установлении границ», — добавляет Миллер.


Как избавиться от избытка игрушек?

Замените вещи опытом. Чтобы уменьшить поток игрушек, наводняющих ваш дом, попросите гостей на праздниках дарить ребенку опыт вместо вещей: билеты в театр, музей или на концерт, творческий мастер-класс или оплату абонемента на развивающие занятия.

Привлеките детей к процессу расхламления. Предложите детям самостоятельно выбрать игрушки, от которых они хотят избавиться — отдать на переработку или благотворительность. Не все дети с энтузиазмом отнесутся к этой идее, однако это не значит, что вам надо отказываться от этой затеи — продолжайте беседовать с ребенком и объяснять, почему избавиться от лишнего в доме — это важно.

Организуйте хранение. Сделайте так, чтобы оставшиеся у вас игрушки всегда находились в доступе у детей, чтобы их можно было легко найти и достать. Когда игрушки рассортированы по удобным ящикам, коробкам, мешкам и контейнерам, детям проще разобраться в том, что у них есть, и во что они хотят играть, чем когда все просто свалено в одну кучу.

Осторожно подходите к покупке новых игрушек. Не обязательно отказываться от покупки игрушек раз и навсегда — просто подходите к процессу критичнее и учитесь оценивать игровой потенциал, который иногда сложно разглядеть за яркой упаковкой.

Не заменяйте внимание игрушками. Если до этого у вас была привычка «откупаться» от ребенка материальными подарками или компенсировать ими нехватку своего времени и внимания, то от нее лучше отказаться.

Ещё почитать по теме

Почему детям нравятся стремные игрушки и коробки от подарков вместо самих подарков? Кажется, ученые все поняли

Пластиковые игрушки: как контролировать их количество в жизни ребенка

10 вещей, которые интересуют вашего малыша больше, чем (нормальные) игрушки

Читайте также: