Игрушки из соломы на руси

Обновлено: 26.04.2024

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит ширма.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Им очень хочется, чтобы вы сами их отгадали. Я сейчас вам буду читать загадки, а вы слушайте внимательно и старайтесь их отгадать. И тогда наши гости появятся перед вами.

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите –

Колесики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится.

Ребятам весело со мной:

На ножке я кручусь одной,

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать.

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Можно только покачаться.

Зверь любимый весь из плюша:

Лапки, хвостик, даже уши.

Сначала пополам ломают,

А потом в нее играют?

Строю дом из кирпичей,

Он пока еще ничей.

Вот кирпичик к кирпичу –

Строю все, что захочу!

Не нравится – ломаю

И снова начинаю.

У моей подружки Зины

Есть дочурка из резины.

Кудри дочки – из капрона,

Юбочка – из поролона.

Зина кнопочку нажмёт –

Дочка маму позовёт.

Воспитатель: Вот какие гости к нам пришли. А что объединяет их? (Это игрушки ). Правильно это все игрушки, но посмотрите какие они разные. А чем они отличаются друг от друга? (Цветом, размером, формой, материалом, назначением и др.)

Из каких материалов сделаны наши игрушки? (Дерево, пластмасса, резина, ткань, металл).

А из каких материалов делали игрушки на Руси? (Глина, солома, дерево, ткань). Какие народные игрушки вы знаете? (Дымковская игрушка, Богородска игрушка, Филимоновская игрушка)

Андрей, найди игрушку, которая сделана из дерева. Как она называется? (Матрешка) Как можно с ней играть?

Марина, принеси игрушку, которая сделана из пластмассы. Что это? (Кубики. Конструктор) Как можно играть с кубиками?

Вика, найди игрушку, которая сделана из ткани. Что это за игрушка? (Плюшевый мишка) Как можно играть с мишкой?

Данила, найди игрушку, которая сделана из металла. Что это за игрушка? (Машинка) Как можно играть с машинкой?

Матвей, принеси игрушку, которая сделана из резины. Что это за игрушка? (Мячик) Как можно играть с мячиком?

Василиса, принеси куклу, пожалуйста. Из каких материалов она сделана? (Голова из резины, тело из пластмассы, одежда из ткани). Одна игрушка, а сделана сразу из нескольких материалов. А как можно играть с куклой?

Дети встают в круг. У некоторых детей в руках игрушки. Под музыку дети начинают передавать игрушки по кругу. Музыка заканчивается, у кого в руках игрушки, тот отвечает на вопрос "Из какого материала сделана игрушка?" Игрушки заменяются. Игра повторяется.

Дети подходят к столу, образуют полукруг. На столе игрушки. Небольшой тазик с водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если положить деревянный кубик в воду, он утонет? (Нет) Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут) А что будет делать кубик? (Держаться на поверхности воды, плавать ) Сейчас мы это проверим.

Воспитатель опускает деревянный кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.

Воспитатель: А пластмассовый кубик утонет? (Нет) Почему?

Воспитатель опускает пластмассовый кубик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за кубиком.

Воспитатель: Какая еще из этих игрушек не утонут? (Резиновый мяч) Почему вы так думаете? Сейчас проверим.

Воспитатель опускает резиновый мячик в небольшой тазик с водой. Все наблюдают за мячиком.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: А какие игрушки утонут в воде? (Плюшевый мишка, металлическая машинка) Почему?

Воспитатель: Какие игрушки сгорят в огне? (Кубики, кукла, плюшевый мишка). Из чего сделаны эти игрушки? (Пластмасса, дерево, резина, ткань). А что не сгорит? (Металлическая машинка).

Игра "Из чего сделана твоя игрушка?".

Дети в группе выбираю 1-2 игрушки из разных материалов. Затем поочередно отвечают на вопрос "из чего сделана эта игрушка?" и кладут игрушку на нужный стол. На каждом столе свой вид игрушек (Из дерева; из пластмассы; из ткани; из металла; из глины; из разных материалов).

Физминутка - игра "Подарки".

Принесли мы всем подарки, Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Что захочешь - выбирай. Останавливаются, лицом в круг.

Вот вам кукла с лентой яркой, Руки на поясе, носок- пятка- носок

Конь, юла, и самолет! Скачут по кругу, цокая языком.

Стоя на месте, вращаются вокруг себя.

Руки в стороны, продвигаясь по кругу, произносят "у-у-у"

Дети присаживаются на ковер, образуя большой круг.

Воспитатель: Ребята, а что могут делать современные игрушки? ( Двигаться, прыгать, летать, говорить и т.п. )

Посмотрите, к нам сегодня пришла в гости говорящая кукла Катя.

Воспитатель задает вопросы, а кукла отвечает .

А Макар принес машину на пульте управления. Сейчас он нам покажет, как он играет с этой машиной.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? (Да) О чем мы говорили сегодня? (Об игрушках). Из каких материалов сделаны наши игрушки? (Дерево, пластмасса, резина, ткань, металл).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«БЕСЕДА ПО ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

конспект занятия по изучению истории Дымковской игрушки.


Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ

Беседа-игра о происхождении пуговицы. В беседе-игре использовано много художественного слова, теоретический и практический материал. .


История игрушки

Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками наших детей.


презентация "История игрушки"

презентация "История игрушки".


НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ НОВОГОДНЕГО ДЕРЕВА

Непридуманные историииз жизни новогоднего дереваПеред Новым годом у ребят только и разговору что о ёлках! Меж тем в наших краях ели – лишь украшение парков и скверов. Многие из детей ёлкой ошибочно на.

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

С соломенными жаворонками, у которых в клювах был колосок, молодежь в первые весенние дни выходила на проталины звать – «гукать», «закликать» весну для того, чтобы она не запоздала, и люди вовремя провели весеннюю пахоту и сев.

Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали их к нему.

Подвесные конструкции из соломы

Одно из самых замечательных изобретений народного соломоплетения являются - подвесные декоративные конструкции. Это традиционное украшение интерьера крестьянского дома на Рождество известно многим народам. В будничной простоте крестьянского дома этот необычный декоративный предмет создавал особое настроение и имел символическое значение и являлся оберегом, призванным охранять дом, обеспечивать будущий урожай и благополучие семьи в новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

П летеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку.

Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалился, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочем.

Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И, конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко, и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что "маленькие Афанасии" появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днем рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместиться в левой руке, подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку все же руки взрослой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но, несмотря на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединенные вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а).

Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.

Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29 б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29 в). Причем снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырехугольник - венец. Каждый крестец состоял из трех-четырех венцов.

Но все же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово "суслон" образовано от древнерусского "суслонять", то есть прислонять. В названии очень точно отражен сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.

В другой загадке спрашивается, что такое - девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30 а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.

Простой и остроумный прием защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). На севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные для этих целей (рис. 30 б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Прием насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приемы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно - прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. Те же приемы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входят напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33 а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33 б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму.

В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лента ми (рис. 33 г). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать "Хозяюшка".

Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33 д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной содомы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички чётырехконцовки ("елочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33 ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

ДЕКОРАТИВНОЕ НАСТЕННОЕ ПАННО "СОВА"

Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом.

Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "веревочкой". К веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки - четырехконцовки ("елочки"). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перевязи снопика (рис. 34 г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34 д). В завершение из под ходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.

У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулета оберегающими человека, когда находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).

Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.

Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.

На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну - две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35 е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных "бигуди". Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Так же завивают все остальные полоски, используя заготовленные "бигуди". Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.



Сегодня художественные промыслы переживают второе рождение, потому как по сути своей они с древних времен создавали отечественную культуру и обогащали ее традиции. Так и пришедшее из глубины веков ремесло по изготовлению из соломы ритуальных животных, кукол, декоративных предметов и аксессуаров стало основной темой для рукоделия многих современных мастеров и художников. В нашем обзоре великолепная подборка изделий из обычной соломы , которая может вдохновить и сподвигнуть на творчество и нашего читателя.

Иногда сложно поверить в то, что из тонкой и ломкой соломы можно создавать такие удивительные вещи. Но в золотых руках мастеров этот хрупкий материал превращается в настоящие произведения искусства. Поэтому на землях, где колосятся поля пшеницы и ржи, это ремесло по-прежнему процветает и приносит радость творчества. К примеру, в Беларуси до сих пор существует живая практика и народная школа соломоплетения, основанная на стародавних обычаях, которая стала настоящим достоянием отечественной культуры. К соломе также нередко обращаются и мастера из России, Украины и Молдавии.

Соломенные куклы.

Соломенные куклы-обереги, традиции и обряды

Плетению изделий из соломки — не одна тысяча лет. Оно корнями глубоко уходит в стародавние обряды, связанные с культом хлеба и соломы, так как наши предки свято верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих их человеку. Именно потому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Соломенные куклы-обереги.

Соломой также покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала земледельца, служила постелью, а в неурожайные года ее подмешивали в хлеб. А еще солнцем вызолоченная солома пшеницы, ржи, овса служила для наших предков отличным материалом для плетения различных соломенных изделий, инкрустации шкатулок, табакерок, пасхальных яиц. Народные умельцы из нее изготавливали домашнюю утварь, прочные короба для муки и для одежды, головные уборы, украшения, игрушки в виде кукол, животных и птиц.

Соломенные куклы-обереги.

И, так как на протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку сверхъестественных сил, он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Кукла, к примеру, использовалась не только как игрушка для детей, но, и как оберег, для всего дома, поскольку не имела черт лица. А согласно языческим верованиям: она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи. Соломенных птиц соседи дарили друг другу по большим праздникам, голубей преподносили молодым на свадебных торжествах.

Соломенные куклы.

Фигурки из соломы ставили и на рождественский стол. Коза являлась символом урожая и плодовитости, конь - символизировал друга, советчика и защитника, кукла - Мать-прародительницу, защитницу женщин; ну, а птицы - души предков, охраняющих и помогающих живущим на Земле. Мастерили также огромные изображения Масленицы и Марены специально к массовым гуляниям, а затем приносили в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки считались предвестниками весны - с ними вместе люди зазывали её.

Ангелы из соломы.

Виды плетения из соломы

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается хорошей прочностью. К тому же - это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Хотя нужно отметить, что подготовить материал к работе все-таки нужно. Для этого необходимо знать некоторые технологические секреты: прежде чем пустить солому в работу, ее подвергают термообработке, а если быть точнее - распариванию, после чего она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Ну, а дальше уже дело техники.


Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломинок мастера создают соломенные ленты или уже готовые формы. А из полуфабрикатов – жгутов и плетенок уже собирают более сложные изделия. Существует четыре основных вида плетения: спиральное, прямое, плоские и объемные плетенки, которые отличаются способами изготовления заготовок и их соединения.

Соломенные куклы.

Самым распространенным в старину было спиральное плетение. Именно этим способом изготавливали короба, миски, емкости для хранения продуктов, одежды, зерна и муки, а также ульи и мебель. Кстати, емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Причем самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны. И, что любопытно - их не грызли мыши.

Изделия из соломы.

Основой спирального плетения являлся жгут соломы. А процесс плетения был связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывался по спирали, поэтому с каждым витком можно было наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготавливали округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имели круглое или овальное основание.

Изделия из соломы.

Прямое плетение и плоские плетенки использовали как заготовки для соломенных шляп, так называемых - брылей, корзинок и шкатулок. Объемными плетенками выплетали преимущественно декоративные предметы.

. Соломенные врата. XVIII век. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В конце XVIII – начале XIX вв. солому использовали в создании церковных интерьеров, при этом соломенные Царские врата в скромном интерьере сельских церквушек выглядели не хуже позолоченных.

Инкрустация соломкой

Самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, относятся к XVIII веку. Народные умельцы украшали соломкой шкатулки, табакерки, пасхальные яйца. Для инкрустации мастера чаще всего использовали ржаную соломку, которую нарезали квадратиками, ромбиками или полосками, а затем наклеивая на поверхность создавали геометрические орнаменты. Кстати, современные мастера также немало внимания уделяют этой специфической технике украшения изделий из дерева соломкой.

Инкрустированная шкатулка.

Соломенные панно

Отдельно нужно сказать о создании декоративных панно из соломки, вошедших в моду не так давно. Здесь уж фантазия мастеров и вовсе не знает границ. Полуобъемные аппликации буквально притягивают внимание композиционным решением утонченностью и изяществом. Иногда мастера тонируют солому или отбеливают для придания деталям различных оттенков. Такие работы смотрятся особо эффектно и богато.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

Для тех, кто заинтересовался техникой соломенной аппликации маленькая подсказка - чтобы пластинки соломы не крошились при вырезании, солома предварительно наклеивается на основу из тонкой плотной бумаги. А после высыхания вырезаются детали, из которых впоследствии собираются полуобъемные цветочные композиции.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

 Декоративные панно из соломки от стеблей злаковых культур. Автор: Валерий Козлов.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя недолговечность материала не позволила сохраниться соломенным изделиям с прошлых веков до наших дней - навыки и техника соломоплетения все же продолжает жить, благодаря народным мастерам, передающим ее из поколения в поколение.

Сложно перечесть все промыслы, к которым прикладывали свои "золотые" руки умельцы из народа. Из века в век передавались тайны мастерства, совершенствовались приемы обработки различных природных материалов и материалов, возникших в процессе жизнедеятельности человека. Об этом читайте: Как на Руси делали скань, финифть и другие очаровательные вещицы.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Читайте также: