Мастерская мариинского театра игрушки

Обновлено: 29.04.2024

Декорации для опер и балетов Мариинского театра создаются уже более 150 лет. Работы проходят на нескольких площадках, самая старая из которых — Головинский зал, расположен прямо под куполом исторического здания. Воображаемые миры будущих постановок делают весомыми и зримыми десятки швей, маляров, художников и технологов. Таких вот новых постановок Мариинский театр и его филиалы выпускают за сезон больше десятка. Обычно работа занимает около месяца.

За это время художники полностью создают декорации полноценного спектакля. Не стоит забывать, что одна из сцен Мариинского театра расположена на другом конце страны. Во Владивостоке есть собственный живописный зал, но сотрудников там в три раза меньше, да и опыта у петербуржцев больше. Вот почему, когда речь зашла о постановке балета «Баядерка», наши мастера взялись помочь своим коллегам. Принимать работу приехал главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. Вместе с ним работу мастеров-декораторов изучала Анна Орловская.

Культурная эволюция, 17 апреля

Группа Armenian Swifts — этнический джаз

Группа Armenian Swifts — этнический джаз

Александр Невский в Музее истории религии

Александр Невский в Музее истории религии

Декорационные мастерские Мариинского театра

Декорационные мастерские Мариинского театра

Сюжет памяти Рудольфа Фурманова

Сюжет памяти Рудольфа Фурманова

Юлия Пересильд и Григорий Добрыгин — премьера фильма SHEENA667 в «Авроре»

Юлия Пересильд и Григорий Добрыгин — премьера фильма SHEENA667 в «Авроре»

«Двое на качелях» — премьера в Театре им. Ленсовета

«Двое на качелях» — премьера в Театре им. Ленсовета

Художники и космос. Instagram-обзор

Художники и космос. Instagram-обзор

Натан Альтман в KGallery

Натан Альтман в KGallery

Юрий Гальцев отметил юбилей

Юрий Гальцев отметил юбилей

Интервью с Розой Хайруллиной, заслуженной артисткой России

Интервью с Розой Хайруллиной, заслуженной артисткой России

Реклама

Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.

Вы используете устаревший браузер, это может привести к некорректной работе сайта.
Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Художественные мастерские при дирекции Императорских театров были основаны специальным указом императора Александра II в 1874 году. Работники мастерских – декораторы, машинисты, живописцы, костюмеры, скульпторы – наравне с известными исполнителями, режиссёрами и дирижёрами именовались в то время «артистами Императорских театров». Художественные мастерские располагались как в здании самого театра, так и за его пределами. Здание мастерских на Большой Подьяческой, д. 20, в котором и поныне ведутся работы по росписи декораций, в 1882 году получило Первую премию на выставке в Вене.
В 1900 году по проекту Виктора Шретера на Алексеевской улице (ныне ул. Писарева, д. 20) был возведен Декорационный зал и магазин Дирекции Императорских театров, предназначавшийся для хранения и создания декораций. Здание сгорело 5 сентября 2003 года вместе с частью декораций постановок Мариинского театра. И в 2006 году на его месте был возведен Концертный зал Мариинского театра, но уцелевший во время пожара фасад Декорационного зала, выходящий на улицу Писарева, был бережно сохранен в архитектурном облике нового здания.
В 1998 году на базе художественных мастерских был создан Художественно-производственный комбинат Государственного академического Мариинского театра, который в настоящее время является крупнейшим предприятием России и Европы по изготовлению материального оформления театральных постановок и других культурно-зрелищных мероприятий.
В составе комбината два крупных производства: декорационное и костюмерное. В их цехах работает более 300 высококвалифицированных специалистов, сохранена школа театральной живописи, активно используются новые технологии.

В распоряжении декорационного производства находятся:
• три живописных зала, в которых работают пять бригад театральных художников-живописцев
• цеха по производству декораций, бутафории и сценической мебели из различных материалов
• цех изготовления электробутафории и сценических эффектов
• широкоформатная цифровая печать
• специальное конструкторско-технологическое бюро, разрабатывающее чертежи декораций, рассчитывающее нагрузки и материалы, разрабатывающее технологию производства

За многие годы накоплен большой опыт по изготовлению декораций и бутафории из пластика методом формовки.
В начале 2004 года была открыта новая производственная база комбината площадью 5000 кв.м. (ул. Киевская, 7). В её состав вошли все цеха Декорационного производства. Комбинат получил с её открытием высокотехнологичное оборудование. В распоряжении нового уникального комплекса не только просторные помещения, в которых удобно собирать декорации, но и испытательный стенд, аналогичный по масштабам Мариинской сцене, на котором монтируются декорации, ставится свет.

Костюмерное производство комбината, выпускающее ежемесячно до 400 исторических костюмов любой сложности, располагает цехами:
• пошива мужского и женского костюма
• окраски и росписи тканей
• изготовления головных уборов
• изготовления характерной и балетной классической обуви
• изготовления трикотажных изделий
• вышивки

Мощности комбината позволяют не только полностью удовлетворять потребности Мариинского театра, но и выполнять заказы других организаций и частных лиц.

Заместитель заведующего – Валерий Андреев
тел.: (812) 713-81-39

В стеклянных витринах представили более удивительных 25 костюмов, «выступавших» в операх и балетах Чайковского

В 2020 году Мариинский театр отмечает двойной юбилей: 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, большинство опер и балетов которого были впервые поставлены на старой сцене Мариинки, и 160-летие самой исторической сцены. К круглым датам в театре выпустили стилизованные под XIX век программки и приурочили ряд спектаклей, а в зрительском фойе первого яруса новой сцены открыли уникальную выставку.

В октябре Мариинка отмечает 160-летие исторической сцены

В стеклянных витринах представили более 25 костюмов, «выступавших» в операх и балетах Чайковского, а также бесчисленное количество ценных документов из театральной библиотеки. Экспонаты охватывают 110 лет истории: самому молодому – костюму распорядителя балов из «Пиковой дамы» – 36 лет, самому великовозрастному – обращению Чайковского в Дирекцию императорских театров с просьбой поставить оперу «Опричник» – 146.

Самому великовозрастному экспонату 146 лет

– Впервые здесь представлены костюмы, в которых артисты выходили в операх Чайковского в конце XIX – начале XX века, – поясняет заведующая архивной службой театра Ольга Овечкина. – Исключение – костюм императрицы Екатерины Второй из оперы «Пиковая дама»: он уже дебютировал в качестве экспоната пять лет назад, но мы не смогли отказать себе в удовольствии показать его еще раз.

Платье, достойное императрицы, создали по эскизам Григорьева для постановки 1946 года

Платье, достойное императрицы, создали по эскизам Григорьева для постановки 1946 года Фото: Олег ЗОЛОТО

Платье, достойное императрицы, создали по эскизам Григорьева для постановки 1946 года. Но оно сохранило интересную деталь – медальон с портретом императрицы, датированный 1921 годом, а также декоративные элементы XIX века. Это платье прогуливалось по сцене вплоть до постановки Темирканова 1984 года, где появление Екатерины Великой остается за кадром.

Медальон с портретом императрицы датирован 1921 годом

– Мы изучали штампы (подписи на подкладках костюмов), фотоматериалы и эскизы. И выяснили, что у многих костюмов была очень долгая сценическая жизнь: они приходили из царской эпохи в советское время, – отмечает Ольга Овечкина. – Пример – фрак Евгения Онегина: на подкладке – имя Журавленко, который исполнял партию в 1950-е, и одновременно штамп XIX века. Это не потому, что у театра не было возможности сшить новый костюм: в этом не было необходимости, настолько были качественные ткани и исполнение. Даже когда утрачивались более хрупкие детали старого костюма, вышивку и металлический декор переносили на новый.

Фрак Евгения Онегина донес до нас детали позапрошлого века

Еще один пример преемственности эпох – костюм королевы из «Спящей красавицы», предположительно по эскизу Евгения Пономарева. Богато расшитая накидка – подлинник XIX века. Само платье более современное, но оно сохранило старинную декоративную вставку на груди. Нынешние костюмы королевы шьют по образцу этого, ставшего музейным экспонатом.

Нынешние костюмы королевы шьют по образцу этого, ставшего музейным экспонатом

Кстати, балету «Спящая красавица» посвятили целый раздел выставки. Внимание приковывают костюмы Авроры и принца Дезире, в которых они появлялись на сцене в «свадебной проходке». С тканью XIX века соседствуют театральное кружево и современный тюль: творческая жизнь этих нарядов началась очень давно и завершилась совсем недавно.

Внимание приковывают костюмы Авроры и принца Дезире

По соседству выставили более молодые мужские костюмы и наряды пажиков, который несли шлейф Авроры. Все сделаны по эскизам Константина Коровина.

Старинные программки расскажут, чем театр и культурный досуг XIX века отличались от современных

Старинные программки расскажут, чем театр и культурный досуг XIX века отличались от современных Фото: Олег ЗОЛОТО

– Один из самых ценных экспонатов выставки и всей нашей коллекции – подлинные партитуры «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы» с автографом композитора: это рука Петра Ильича, а не переписчика нот, – обращает внимание начальник издательского отдела Мариинки Анна Петрова.

Полистать оцифрованные партитуры можно в электронном виде: для нас создатели выставки выбрали самые интересные и известные фрагменты.

Там выглядели зловещая фея Карабос и ее хвостатая свита в поставное конца XIX века

Снимки конца XIX века показывают, как выглядели зловещая фея Карабос и ее хвостатая свита. Именно на роскошную постановку «Спящей красавицы» тогда прибыл австрийский император Франц Иосиф. В честь почетного гостя в театре даже издали особенные программки с иллюстрациями.

Для австрийского императора Франца Иосифа выпустили особую программку с иллюстрациями

Для австрийского императора Франца Иосифа выпустили особую программку с иллюстрациями Фото: Олег ЗОЛОТО

В архивах сохранилась и программка премьеры «Чародейки», внизу которой мелкими буквами скромно написано: «Дирижировать будет автор». Старинные программки расскажут, чем театр и культурный досуг XIX века отличались от современных. Так, имена создателей париков и причесок, цветов и перьев, обуви и металлических украшений в императорских театрах были важнее имен артистов, слово «императорский» писали исключительно заглавными буквами, а порой в театрах давали спектакли «в пользу голодающих индусов» и других нуждающихся.

В архивах сохранились и детали костюма «Чародейки»

– Костюм Княжича Юрия из оперы «Чародейка» 1941 года стал самым пожившим, и, прежде чем показывать его, его отреставрировали, – поясняет Овечкина. – Пришлось дополнить жемчужинки, зафиксировать декоративную тесьму.

Костюм Княжича Юрия из оперы «Чародейка» 1941 года потребовал реставрации

Несколько витрин заняли костюмы из «Лебединого озера». Мужские наряды для Испанского танца выполнили по эскизам Симона Вирсаладзе в 1950 году, они сохранили декоративные элементы дореволюционного времени.

Мужские наряды из «Лебединого озера» сохранили декоративные элементы дореволюционного времени

Мужские наряды из «Лебединого озера» сохранили декоративные элементы дореволюционного времени Фото: Олег ЗОЛОТО

К «Лебединому озеру» относятся и два средневековых костюма: в постановке Вагановой 1933 года граф выбирает себе невесту не на простом, а на костюмированном балу.

Удивительна судьба рыцарских лат, изготовленных в XIX веке для оперы «Орлеанская дева», мировая премьера которой состоялась в Мариинском в 1881 году.

Главную партию пела, надев эти латы, Софья Преображенская

– С тех пор «Орлеанская дева» долго не ставилась, и ее выбрали вновь для постановки в 1945 году, когда труппа вернулась из эвакуации в Ленинград и искала репертуар, – рассказывает Анна Петрова. – Главную партию пела, надев эти латы, Софья Преображенская – артистка, которая осталась в блокадном городе и выступала в Ленинграде и на фронте. Постановка имела колоссальный успех: публика приняла сюжет о победе французов над англичанами на себя.

Слово «императорский» писали на афишах и вообще везде только заглавными буквами

Вскоре в театре планируют поставить «Орлеанскую деву» в третий раз.

Возрастная категория сайта 18 +

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия"

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия"

Военно-историческая драма "Коридор бессмертия" запись закреплена

Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают «игрушки» для обмана немцев, то довольно скептически отнёсся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук.

Что за «игрушки» делали в мастерской Мариинского театра? Пишите ответы в комментарии.

Андрей Попков


Андрей Попков

Аня Федотова


Аня Федотова

Рустам Пираков


Рустам Пираков ответил Ане

Аня Федотова


Аня Федотова ответила Рустаму

Рустам,
Ты даже не знаешь как я его жду))) я же снималась в массовке этого фильма

Мариинский театр – один из величайших театров оперы и балета в России и мире. За более чем два столетия своей истории он стал символом русской культуры.
Показать полностью.

Для этой сцены писали величайшие композиторы М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, здесь родился классический балет Мариуса Петипа – визитная карточка русского балета.

Сегодня Мариинский театр — это технически совершенный комплекс, включающий в себя Историческую сцену, новую сцену Мариинский-2, Концертный зал и пять камерных залов (Залы Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Щедрина и Фойе Стравинского), а также филиалы Мариинского театра во Владивостоке и Владикавказе.

Сохраняя традиции и великое наследие, театр под руководством Валерия Гергиева стремится в будущее, создавая инновационные постановки, работая с лучшими мировыми режиссёрами, приглашая ведущих музыкантов и артистов оперы и балета, активно расширяя поле культурно-просветительской деятельности.

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

Мария Ширинкина впервые выступила в роли Балерины в балете Михаила Фокина «Петрушка».

Поздравляем Марию!
Показать полностью.
Главные роли в спектакле также исполнили Александр Сергеев, Ислом Баймурадов и Сослан Кулаев.

📸

Наташа Разина

🔹

22 июня зрители смогут увидеть Марию на сцене Мариинского в заглавной роли в постановке «Барышня и хулиган».

Никита Першин

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

ФЕСТИВАЛЬ «БРАСС БЕЛЫХ НОЧЕЙ»
впервые в Мариинском театре

С 23 по 29 июня каждый вечер в Концертном зале создают особенную атмосферу медные духовые инструменты, а главными героями станут известные трубачи. Среди участников Первого музыкального фестиваля «Брасс белых ночей» – артисты Симфонического оркестра Мариинского театра, лауреаты конкурса имени П. И. Чайковского, гости из Москвы и других городов.
Показать полностью.

🎺

23 июня, в четверг, в 20:00 Концерт-открытие фестиваля. В программе классика – музыка Штрауса и Гуммеля. Солист – Тимур Мартынов. Дирижирует – Валерий Гергиев.

🎺

24 июня, в пятницу, в 19.00 на сцене Мариинский Брасс. В программе транскрипции и аранжировки для медного духового ансамбля из оперного и балетного репертуара: самые яркие сочинения Шостаковича, Щедрина, Бородина, Мусоргского.

🎺

25 июня, суббота, 20:00 в исполнении труб, тромбонов, валторн, тубы и оперных солистов звучат хиты от классики до джаза.

🎺

26 июня, в воскресенье, в 20.00 «Брасс-вернисаж». Солисты и Духовой оркестр Мариинского театра исполнят популярную классику и киномузыку.

🎺

27 июня, в понедельник, в 19.00 музыку композиторов XX века играют лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского Жасулан Абдыкалыков (труба), Алексей Лобиков (тромбон), Захар Кацман (валторна), Федор Шагов (туба). Этот концерт и концерт-закрытие фестиваля посвящены 100-летним юбилеям выдающихся трубачей, представителей ленинградской – петербургской школы: Вениамина Марголина и Юрия Большиянова.

🎺

29 июня, среда, в 19.00 сочинения Скрябина и Шостаковича исполнит солист Тимур Мартынов и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Фестиваль не только продемонстрирует возможности медных инструментов в руках именитых музыкантов, но и даст возможность юным солистам раскрыть свои таланты, вдохновиться и научиться новому. Мы увидим молодых артистов на концерте «Брасс-вернисаж». Также в программе фестиваля запланированы пять мастер-классов – они пройдут в зале Прокофьева (24, 25 и 27 июня).

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

ДОПОЛНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ
«Свадьба Фигаро» в Концертном зале

«Откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро», - рецепт от уныния, данный Александром Сергеевичем Пушкиным. А мы зовем зрителей фестиваля «Звезды белых ночей» в субботу и воскресенье слушать оперу Моцарта «Свадьба Фигаро».
Показать полностью.

Живой и остроумный спектакль, поставленный Александром Петровым, смотрится на одном дыхании. Сюжет классический. Фигаро встретил девушку своей мечты и хочет жениться. Однако его хозяин, граф, вдруг потребовал от своего слуги «права первой ночи». Но герой Бомарше пусть и не богат, но вовсе не глуп – его стараниями граф не увидит не только «первой ночи», но и спокойной семейной жизни.

«Свадьба Фигаро» в постановке Петрова идет с аншлагами, многих зрителей привлекает то, что опера исполняется на русском языке. Перевод либретто, к слову, необычайно талантливый, принадлежит перу Петра Ильича Чайковского, а благодаря чудесной акустике Концертного зала не пропадет ни одно слово.

25 июня, в субботу, в 11:30 в роли Фигаро дебютирует Ярослав Петряник, также в ролях Анастасия Калагина, Сергей Романов, Эвелина Агабалаева, Варвара Соловьёва, Юрий Воробьёв (дебют).

26 июня, в воскресенье, в 11:30 главные партии исполняют Вадим Кравец, Екатерина Соловьёва, Евгений Уланов, Екатерина Крапивина, Татьяна Кравцова.

Ирина Солдатенко

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

На прошлой неделе на сцене Мариинского театра в драматической опере Вагнера «Тристан и Изольда» Татьяна Павловская впервые выступила в партии Изольды, а приглашенная солистка Анастасия Бибичева в роли Брангены.
Показать полностью.

Магеррам Гусейнов исполнил заглавную партию в комической опере Верди «Фальстаф».

Наши поздравления артистам!

Фоторепортажи Наташи Разиной.

Любовь Шевелева

👏
👏
👏
💐
💐
💐
🤗

Елена Яга

👏
👏
👏

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена
Конкурс вокалистов Хиблы Герзмава

Теперь вы знаете, чем заняться летом - снять видео, чтобы стать участником конкурса и победить!

Ольга Викулова

Оксана Ковтанюк

Добрый вечер! Будем в Петербурге с 28 июня по 3 июля. Возможно ли в это время посмотреть балет "Ромео и Джульетта"?

Елена Балановская

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

«ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»
пощечина общественному вкусу

В зале несколько раз выключали свет, но утихомирить кричащих, свистящих и дерущихся между собой людей удалось не сразу. Возле Театра на Елисейских полях смешались кареты «скорой помощи», полицейские и зеваки. Так встретил премьеру балета «Весна священная» в 1913 году Париж. Экспериментальная хореография Нижинского, декорации и костюмы Рериха и музыка Стравинского ‒ оскорбили публику до глубины души.
Показать полностью.

«Зрители ожидали увидеть какую-нибудь «Шахерезаду», – вспоминал Стравинский, – а их ждали славянские языческие пляски и ритуалы». Композитор хоть и не в первый раз эпатировал публику, не ожидал такой реакции, даже заболел от переживаний. Лишь спустя год он снова обрел уверенность в себе – когда «Весну» исполнили отдельно от балета и реакция была уже диаметрально противоположной: композитора носили на руках.

После «Весну священную» перестанавливали неоднократно, но именно хореография Нижинского вошла в историю и сегодня с большим успехом исполняется на лучших сценах мира.

🔹

18 и 19 июня в 20.00 спектакль увидят зрители фестиваля «Звезды белых ночей».

Напоминаем, что в Концертном зале Мариинского театра завтра в 15.00 симфонический оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева играет сочинения Стравинского.

📍

Промокод PODAROK2022 действует на покупку билетов на симфонический концерт и воскресный спектакль.

Алексей Орлов


Алексей Орлов

Елена Спелова-Степанова

🙂

Я понимаю зрителей театра Елисейских полей.

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

18, 19, 20 июня на исторической сцене Мариинского театра — выпускной спектакль Академии Русского балета имени Вагановой.

Ректор Академии Николай Цискаридзе уверен, что основой выпускного спектакля всегда должен быть классический балет, ведь именно в России сохраняются традиции и наследие классического танца.
Показать полностью. Как природа каждый год приносит разный урожай, так и выпускники каждого года — всегда разные, со своими способностями и талантами. Тем интереснее, загадочнее для зрителя становится выпускной спектакль: удастся ли разглядеть во вчерашних учениках новую звезду? Кто из них будет танцевать на ведущих сценах мира, а кто найдёт своё призвание в других видах искусства?

В этом году программа состоит из двух актов. В первом акте зрители увидят танцы Дня и Ночи из оперы «Джоконда» в хореографии Мариуса Петипа, восстановленные и отредактированные Николаем Цискаридзе. Яркие костюмы кордебалета в желтых, розовых, голубых тонах — как мерцающие оттенки неба в разное время суток, а танцы изящны и элегантны. Солисты — недавние триумфаторы Международного конкурса артистов балета в Москве Мария Кошкарёва (стажёр балетной труппы Мариинского театра, 1 премия) и Лука Добош (2 премия).

«Фестиваль цветов в Дженцано» датчанина Августа Бурнонвиля традиционно требует от солистов филигранной техники и лёгкости, которой можно добиться только величайшим трудом. На время зрители переносятся в солнечную Италию, где царит молодость и беззаботность.

«Классическая симфония» Леонида Лавровского (в редакции Михаила Лавровского) была поставлена в 1966 году для учащихся Московского государственного хореографического училища. Неоклассика на музыку Прокофьева — для всех, кто соскучился по неоклассике, например, по «Симфонии до мажор». Строгие и элегантные костюмы небесно-голубого цвета придуманы Дмитрием Парадизовым.

Во втором акте спектакля учащиеся отдают дань уважения легендарному балетмейстеру Юрию Григоровичу. Будут исполнены танцы 3 акта балета Глазунова «Раймонда» в его хореографии — приглашаем петербургских балетоманов сравнить в версией Константина Сергеева из репертуара Мариинского театра. Партию Жана де Бриена исполнит выпускник Академии 2017 года Руслан Стенюшкин, артист Мариинского балета и также дипломант Московского конкурса артистов балета 2022 года.

На фото Влада Макарова — бекстейдж с генеральной репетиции, которая прошла сегодня при горячей поддержке родных, друзей и коллег участников.

Читайте также: