Игрушки на мелкую моторику 9 месяцев

Обновлено: 19.05.2024

В возрасте 9-12 месяцев дети меняются «на глазах». Самое большое достижение – малыш начинает ходить и ему становится многое доступно. Помимо развития крупной и мелкой моторики, игрушки должны помогать развитию речи, ходьбы и бега. К тому же маленький ребенок в этом возрасте превращается в настоящего исследователя и игрушки должны ему помогать.

1. Каталка на палочке – хорошая игрушка и для дома, и для улицы. Такая игрушка может быть очень простой. Достаточно, чтобы внутри перекатывались гремящие шарики. Хорошо, если такие «погремушки» внутри каталки разноцветные и их в видно в прорези или через прозрачный корпус.

Каталка, может быть, например, в виде животного, бабочки, самолетика или просто барабана. Во время движения элементы игрушки могут двигаться, например, бабочка может махать крылышками.

С такой игрушкой малышу интереснее совершенствовать свое мастерство в ходьбе и беге.

2. Мячик резиновый (20-22 см и меньше). Малыш уже может учиться его по-разному катать, подбрасывать, ловить и играть в футбол обычным мячом.

3. Игрушки в виде домашних и диких животных: резиновые, деревянные, мягконабивные, небольшие по размеру, соразмерные руке ребенка. Ребенку нравится рассматривать такие игрушки (глазки, носик, ушки и пр. животного). С помощью таких игрушек малыш не только знакомится с миром животных, но и пытается изобразить, например, как бежит лошадка, прыгает белка.

Как и с любыми другими игрушками, взрослые, конечно же, должны научить ребенка играть с ними.

4. В этом возрасте ребенку пора купить несколько мягких игрушек, в т.ч. можно и одну большую по размеру.

Думаю, со мной согласятся многие родители, если скажу что взрослый, покупающий такую игрушку для ребенка, должен это сделать с особой любовью и обдуманно. Мягкая игрушка должна быть симпатичной, доброй и соответствовать ГОСТу. Хорошо, если игрушка гибкая (ее можно будет стирать в автоматической стиральной машине), изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала, с высококачественным легким наполнителем с добавлением маленьких шариков. Игрушки с длинным, пушистым ворсом не подходят для игр маленького ребенка.

Возможно несколько мягких игрушек, купленных в этом возрасте станут постоянными героями игр вашего малыша на ближайшие годы. А один из этих пушистых зайчиков, мишек, собачек – самым любимым.

5.Мягкая игрушка-перчатка – кукла на руку. Достаточно, если у такой игрушки будут двигаться ручки. Могу порекомендовать игрушки «GUND Ink» (США), «Тема и дядя» (Россия, Москва) Но еще лучше, если например, у слоника будет подвижный хобот, а у утенка открывающийся клюв.

6. Подвижная заводная игрушка, лучше механическая – это забавный объект для наблюдения. Если игрушку необходимо заводить ключиком – это еще одно занятие для развития мелкой моторики.

7. Куклы с подвижными частями, чтобы ручки и ножки двигались, хорошо, если у куклы закрываются глаза. Могут быть разных размеров от пупсика до средних размеров (примерно, от 10 до 40 см). Играть с большой куклой маленькому ребенку будет не удобно.

8. Игрушечный телефон, по которому ребенок сможет «понарошку» разговаривать. Телефон может быть с диском или кнопочками. Если телефон проигрывает мелодии, возможно, он станет любимой музыкальной игрушкой.

Игрушечный мобильный телефон не уменьшит желания поиграть с настоящим маминым или папиным телефоном, но очень нравится малышам.

9. Ударные и гремящие музыкальные инструменты: ксилофон, барабан, трещетки, маракасы, деревянные ложки. В этом возрасте детям очень нравятся пищащие игрушки. Ближе к году даже громкие пищалки уже совсем не пугают малышей.

Деткам очень нравятся такие издающие «шум» игрушки. Ребенок ими не просто балуется, он музыкально развивается, постепенно появляется чувство ритма.

10. Матрешки (3 или 5 в 1) — это многофункциональная игрушка. Деревянные, раскрашенные вручную матрешки – это особенные, теплые игрушки, которые детям, в первую очередь, просто нравится рассматривать. Во вторых, матрешки способствуют развитию логики и понятию «больше-меньше». В третьих, ребенок учится открывать, разбирать, собирать и вкладывать.

11. Мягкий конструктор – игрушка из мягкого пластика. Выбирайте с самыми простыми заданиями, например: мягкая мозаика или кубик с фигурками животных (грань кубика или фигурка должны составляться в целое из 2х частей). Такая игрушка развивает мелкую моторику, соотношение формы, воображение и логику. К тому же благодаря особой структуре материала фигурки прилипают к мокрой поверхности, плавают на поверхности воды, поэтому с ними интересно играть в ванне .

12. Игрушку с выскакивающими частями имеет смысл купить отдельно, если у малыша нет игрового центра с подобными элементами. Например, домик с животными, чтобы выглянула собачка надо нажать на кнопку с косточкой. А чтобы выглянул зайчик на кнопку с морковкой. С помощью такой игрушки ребенок развивает координацию глаз и рук, учится устанавливать логическую связь, как его действия влияют на игрушку.

13. Хорошим подарком для ребенка этого возраста, а также на первый день рождения будет:

13.1. Игрушечная коляска или тележка . Даже если ребенок не любит сидеть в обычной коляске, покататься в игрушечной – это совсем другое. Поэтому, покупаю игрушечную (сидячую) коляску, лучше отдать предпочтение игрушке с алюминиевым каркасом.

13.2. Каталка-ходунки , например, машинка, за которой можно ходить, держась за специальную ручку, а позднее кататься на ней, отталкиваясь ногами. Эту игрушку нельзя назвать необходимой, но практически всем малышам она интересна и нравится. Летом многие родители берут такие каталки на прогулку во дворе.

13.3. Первые игрушки для сюжетно-ролевых игр. К примеру, сервиз пластмассовой посуды для игры «в кухню» или набор инструментов мастера. Моей дочке на первый день рождения подарили игрушечный чайный сервиз, я в то время еще не задумывалась о покупке подобных игрушек. Малышка набор чашечек и тарелочек оценила сразу — готовить для любого мишки стало ее любимой игрой.

13.4. Игровой домик из легкой ткани с каркасом из стальной ленты или надувной, его можно будет заполнить шариками для сухого бассейна (понадобиться не менее 100 шт.).

Малыши очень активно познают мир. Они уже уверенно сидят, ползают, а кто-то осваивает первые шаги. Ребёнок расширяет свои границы, ему всё интересно. И в этот момент очень важно окружить малыша предметами, правильно подобранными по возрасту, тем, что будет соответствовать его этапу развития. Игрушек дома наверняка уже много накопилось, но многие из них лежат без дела.

Давайте разберём, чем же можно занять малыша, и какие игрушки действительно принесут пользу. Одни можно купить в магазине, другие сделать самостоятельно, а что-то у нас находится всегда под рукой, но мы этого не замечаем.

Тяжело прорезываются зубки? Смотрите бесплатное 20-минутное видео с нашим экспертом, чтобы получить ответы на главные вопросы: как помочь ребёнку, какие бывают симптомы болезней на фоне активного роста зубов и многие другие. СМОТРЕТЬ

1. Пирамидка (снимаем/надеваем колечки). Первоначальная цель малыша - разобрать пирамидку. Но и это уже большой прогресс. Со временем ребёнок начнёт надевать колечки. Не важно в какой последовательности. Пусть просто отрабатывает процесс нанизывания, так развивается пространственное мышление и моторный навык.

2. Кубики (желательно не деревянные). Мама строит башню, малыш ломает. На вашем примере он обязательно научится и сам возводить башни из нескольких кубиков. Так развивается моторика рук, усидчивость и логическое мышление.

3. Машинка. Независимо от пола ребёнка. Хотя бы одна машинка обязательно должна быть и у девочек. Суть в том, что надо катать предмет друг другу. Садимся напротив малыша. Мама катит мяч/машинку ребёнку, а потом просит вернуть обратно. В первую очередь это учит правильно обращаться с игрушкой – ставить на колёса и перемещать, озвучивая происходящее «брррр» (идёт активное развитие речи). Это для взрослого просто, а для малыша - новое достижение. Такие игры хорошо развивают координацию.

4. Весёлые горки. Малыши могут долго сидеть с такой игрушкой, наблюдать, как скатывается машинка снова и снова. Это тоже прекрасно тренирует координацию движений, мелкую моторику рук, а ещё полезно для зрения.

5. Шнуровка по типу «бусы». В идеале должен быть большой удобный кончик для нанизывания и сами фигурки - чем крупнее, тем лучше. Такая игра развивает усидчивость, а моторика стимулирует развитие речи.

6. Стучалка. Необходимо забить шарик или палочку в отверстие молоточком. Малыш тренирует мышцы рук, отрабатывает координацию движений и целеустремленность.

7. Музыкальные инструменты. Колокольчики, барабан, ксилофон, бубен, трещотки, можно играть даже просто на кастрюлях и ложках.

Что ещё можно сделать самому.

8. Коробочки/корзинки с различным наполнением. Это скорее лайфхак. Возьмите любую ёмкость (контейнер, коробку, корзину или вообще кастрюлю) и положите в неё игрушки, к которым ребёнок не проявляет особого интереса. Для деток постарше можно усложнить и взять вместо коробки мешок.

9. Сенсорные коробочки. Тут делаем всё максимально просто. Берём ёмкость, насыпаем туда основу (любую крупу, макароны, бобовые, песок или даже просто траву/сено). Добавляем туда любые небольшие предметы. Можно тематические, например, овощи или фигурки животных. Суть игры в том, чтобы отыскать и достать эти предметы.

10 . Сортер. Для начала можно сделать простейший сортер самостоятельно. Берём контейнер, в крышке делаем одну прорезь (подходящую по размеру), в которую будем просовывать, например, помпоны или пуговицы.

Ребенок начинает активно ползать, затем садиться в возрасте 6-8 месяцев . Его начинает интересовать все вокруг.

Задача родителей в этом возрасте заключается в том, чтобы создать, в первую очередь, безопасную среду для малыша, и, во-вторую очередь, игровую среду , стимулирующую интерес ребенка к движению, а также развитию его речи и эмоционального интеллекта.

Для обеспечения безопасности малыша, у которого в этом возрасте начинают резаться зубы, мы убираем все мелкие и острые предметы (особенно батарейки) из его зоны доступа, закрываем розетки, устанавливаем ворота на лестницы и специальные замки на окна, и контролируем все передвижения малыша по дому.

Для создания идеальной игровой среды нет необходимости скупать все игрушки с пометкой "6 месяцев +" в магазинах. Более того, обилие игрушек будет только вредить развитию. Достаточно основных - базовых игрушек . Ведь в этом возрасте для ребенка основными игрушками являются все бытовые вещи, которые окружают ребенка: кастрюли, чашки, ложки, пульт от телевизора, телефон, ключи. И сколько бы вы не купили классных интерактивных игрушек, пульт от телевизора будет у ребенка в приоритете, и поползет он скорее к нему, чем к говорящей собаке на пульте управления. Поэтому достаточно купить базовые игрушки для развития мелкой моторики, которая поможет развить речь ребенка, а также некоторые интересные музыкальные игрушки, помогающие мамам в дороге с ребенком: для коляски и в машине.

Переходим к списку игрушек для малышей 6-12 месяцев:

Базовые игрушки

1. Пирамидка базовая Chicco Башня с колечками

  • Шесть цветных колец с разным диаметром.
  • Развивает координацию рук и когнитивные навыки.

Выбирая пирамидку, помним, что базовой для полугодовалого малыша является пирамидка высотой около 20 см. С другими ему будет сложнее учиться надевать колечки на основание.

Я выбрала такую пирамидку, но расскажу о некоторых ее недостатках :

1. Основание неустойчивое, а это значит, что маме придется первое время придерживать пирамидку рукой.

2. Сейчас бы я выбрала пирамидку с 7 кольцами и сразу бы начинала с ребенком учить цвета радуги.

Поэтому не старайтесь купить игрушки для малышей из категории "2 в 1", лучше купить отдельно неваляшку , отдельно пирамидку.

2. Сортер - Игровой набор Fisher Price Первые кубики малыша

Игры с набором “Первые кубики малыша” помогут ребенку познакомиться с цветами, развить мелкую моторику, зрительную координацию, любознательность и заложить основы логического мышления.

Это идеальный сортер для малыша.

В набор входят 10 кубиков, 1 ведерко для хранения.

Можно играть по-разному:

3. Фигурки животных

Я покупала фигурки фирмы Wenno , они выполнены очень качественно: животные имеют реалистичные очертания. Сами фигурки не слишком тяжелые и их удобно держать малышам в ручках. Можно купить из аналогов фигурки фирм Collecta или Schleich (выгоднее покупать сразу наборами), либо более бюджетные фигурки фирмы Attivio .

Изучаем животных (сначала домашних, затем диких); называем их детенышей; как они говорят; где живут; что едят.

Если докупить карточки с изображением этих же животных , то можно предлагать малышу (ближе к году) игру: расположите перед ребенком сначала 2-3 карточки с изображением животных и рядом поставьте фигурки этих животных. Попросите малыша поставить фигурку на соответствующее изображение.

4. Мягкие кубики BabyGo Забавная азбука

Самые первые кубики для малыша я решила купить мягкие в целях безопасности, ведь с ними малыш не сможет себе никак навредить. Он будет строить из низ башенки, крутить в руках, грызть. По этим кубикам также можно показывать ребенку разные изображения и называть их. Ближе к году советую докупить уже деревянные кубики Томик .

9-месячный ребенок становится более самостоятельным. Он ярче реагирует на внешний мир, начинает проявлять себя, как социальный “элемент” – личность. В этот период с ним можно и нужно играть, ведь в интересной игре он будет приобретать новые навыки.

Развивающие игры очень важны для маленького ребенка, через них он познает окружающий мир – попробуйте его занять. В общении с вами он проявит свои социальные, интеллектуальные и сенсорно-двигательные возможности.

Эмоциональный малыш

В 9 месяцев родители могут заметить признаки формирования личности малыша. В числе прочего, он начинает ярко проявлять свои эмоции

Достижения ребенка к 9 месяцам

Из сенсорно-двигательных (сенсорно-моторных) возможностей можно отметить следующие:

  • ребенок хлопает в ладоши;
  • он берет большие предметы двумя руками, приближает их и рассматривает;
  • маленькие предметы он берет одной рукой;
  • он манипулирует сразу двумя игрушками;
  • он ползает и может изменить направление на 180 градусов;
  • встает на ножки с помощью взрослого.

Эти навыки можно имитировать у куклы. Возьмите куклу, покажите малышу, как она встает на ноги, ходит, кушает, ложится спать. Все действия могут сопровождаться рассказом о том, что именно делает кукла – это будет равно интересно как девочке, так и мальчику. Будет очень хорошо, если малыш постарается взять куклу и поиграть с ней сам.

Интеллектуальные способности малыша должны включать в себя следующие действия:

  1. ребенок помнит, во что вы играли с ним вчера;
  2. действия с обычным повторением одних и тех же ситуаций ему не интересны;
  3. он может пугаться открытого пространства и подъема на высоту;
  4. с ним можно играть в несложные прятки и в «Большой, маленький»;
  5. малыш может повторять слова из двух слогов;
  6. он вас понимает, то есть имеет пассивный словарный запас;
  7. он делает попытки что-то вам объяснить с помощью жестов, к примеру, когда не хочет кушать, отворачивает голову;
  8. малыш реагирует на ваши просьбы и пытается их выполнить.

Из вышесказанного понятно, что способности ребенка в 9 – 10 месяцев касаются общения со своими родителями и начала использования речевого аппарата.


Чтобы малыш заговорил правильно, не используйте уменьшительных производных от слов, не коверкайте свою речь. Говорите четко и разборчиво, делая между словами паузы. Контролируйте свою мимику, старайтесь не делать ненужных жестов – это трудно, но вашему малышу это нужно.

Развивающие игры

Существует определенный набор игр, который поможет вам стимулировать развитие малыша. Но вы должны с ним заниматься терпеливо каждый день.

Купите малышу игрушки, снабженные различными кнопками, ручками, колесиками. Покажите, как можно нажимать на кнопки и поворачивать ручки, крутить колесики. Дайте ребенку старый телефон с кнопками. Чем больше фантазии придется проявить ребенку, тем лучше.

Манипуляции с предметами

«Волшебное ведерко» . Завяжите на нескольких игрушках ленточки, опустите их в ведерко, затем за ленточки выньте их по очереди из ведерка. Когда все игрушки будут вынуты, покажите ребенку пустое ведерко, скажите: «Ничего нет. Пусто», – и разведите руками. Пусть ребенок повторит ваши действия.

«Собираем тарелочки» . Сложите в стопку пластмассовые тарелочки, поставьте их рядом с ребенком. Затем по одной штуке снимайте тарелочки и откладывайте в сторону, снова соберите в стопку.

«Пирамидка» . Купите малышу пластмассовую или деревянную пирамидку. Покажите, как можно снимать с палочки колесики и снова их надевать. Свои действия сопровождайте словами «большое, маленькое, красное, синее».

Игра с предметами

Манипуляции с игровыми и бытовыми предметами – важный аспект развития малыша и его навыков

Развитие интеллекта ребенка

9-месячному ребенку надо развить речевой аппарат. Для этого делайте простейшие упражнения с языком. Вот список упражнений:

  • поцокайте, как лошадка;
  • почмокайте, как при поцелуе;
  • сделайте «балаболку» языком по верхней губе – при этом должны издаваться звуки «бл, бл, бл»;
  • надуйте щеки и стукните по ним пальцами, чтобы «пузырь лопнул».

Научите малыша произносить слоги. Для этого, поднимая малыша и опуская его вниз, произносите «прыг-скок», опуская на пол – «бух», качая его вправо-влево – «тик-так, тик-так», подбрасывая его коленками – «но, но, но», останавливаясь – «тпру». Можно и просто произносить слоги «да, да, да», «ма, ма, ма» и так далее. Произносите слоги с паузами. Ребенок станет за вами повторять.

Постарайтесь научить малыша отличать родню друг от друга. Говорите ему: «Это баба, это папа, это мама». Поищите с ним игрушки. Положите перед ним 3 игрушки и спросите: «Где мишка? Где мячик? Где Ляля?» Поиграйте с ребенком в «Ку-ку», «Догоню», «Идет коза рогатая». Это прекрасные развивающие игры для маленьких детей 9 месяцев, которые им весьма полезны.

Усвоение причинно-следственных связей

Чтобы привлечь внимание малыша, надо совершить внезапное действие. Например, уберите игрушку за спину и, доставая ее из-за спины, скажите: «Вот мишка», а убирая обратно, скажите: «Нету мишки». Повторяя процедуру с различными игрушками, вы добьетесь, что ребенок запомнит их названия. Повесьте на стену яркие картинки с разными животными и предметами. Поднесите ребенка к стене, погладьте картинку с кошечкой, скажите: «Хорошая киса», свободной рукой поднесите к картинке хлеб, скажите: «Кушай, киса» и так далее. Ребенок будет учиться понимать соответствие нарисованных животных с настоящими, а усилить эффект можно, показав ему кису на улице.

Помочь ребенку выявить причинно-следственные связи происходящего можно путем слуховых ассоциаций . Для этого развесьте около дверей квартиры колокольчики с разным звучанием. Возьмите малыша на руки и походите по квартире – при открывании каждой двери будут звенеть разные колокольчики. Ребенок будет понимать, когда вы вошли в кухню, а когда в ванную.

Поиграйте с малышом в «Ладушки» , напевая: «Ладушки, ладушки, где жили? У бабушки». Это занятие прекрасно развивает координацию движений. Если вы не знаете правила какой-либо игры, можно найти и посмотреть о ней видео или фото.

Игрушки для 9-10-месячного ребенка

Вот эти игры для досуга с ребенком 9 месяцев надо купить:

  1. Ксилофон, игрушечное пианино, барабан и другие музыкальные инструменты.
  2. Пирамидки и другие игрушки, подразумевающие вставку одних частей в другие.
  3. Конструкторы для самых маленьких и кубики.
  4. Книжки с красочными, яркими картинками.

В этот период ребенок активно ползает (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев мальчики начинают ползать?). Мама выпускает его на чисто вымытые полы.


Подумайте о том, что в зоне досягаемости ребенка можно разместить предметы для его развлечения. Поставьте внизу пустые полочки, положите туда красивые детские книжки, кубики, пластмассовые баночки и миски, мячики, игрушки, которые ему нужны.

Особенно удобно сделать такое место в кухне, чтобы малыш имел занятие, пока мама готовит обед. Все острые и режущие предметы уберите наверх, тогда ребенок не сможет пораниться, дополнительно закройте электрические розетки защитными крышечками.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.

Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.


Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Появление в семье малыша – приятный повод для друзей и родственников одарить кроху подарками, но мало кто из них задумывается о пользе презента: часто они выбирают игрушки для детей 6 месяцев, превышающие их собственные размеры (рекомендуем прочитать: какой можно сделать подарок на рождение девочки?). Такие презенты потом долго пылятся на полках, дожидаясь своего часа. В полгода, когда ребенок начинает активно реагировать на игрушки, тянется к ним, пытается взять в руки, плюшевый мишка или зайчик – не лучший выбор для малыша. Он обязательно потянет их в рот, и тогда они станут источником опасности для маленького организма: пыль, микробы, мелкие ворсинки способны вызвать аллергию или стоматит.

Что же рекомендуют психологи, по каким критериям и какие игрушки следует выбирать для детей в полгода, есть ли различия презентов для мальчиков и девочек в таком возрасте?

Малыш с медведем

Малыш с мишкой – классический тандем, но лучше повременить с покупкой плюшевого друга до более осмысленного возраста ребенка

Правильные критерии выбора

Основа выбора заложена в развитии ребенка. У 6-ти месячного ребенка пальчики плотно сжаты в кулачок. К полугоду ладошка раскрывается, он начинает захватывать предметы, брать их в руку – нагрузка на пальчики зависит от формы и размера игрушки. Чтобы развитие моторики шло правильно, в игру включаются обе руки. Малыш начинает постукивать взятой игрушкой, появляются такие движения, как накладывание, нанизывание – для грамотной помощи крохе нужны безопасные, удобные и полезные игрушки.

В их список включены:

  1. Деревянные, резиновые или пластиковые игрушки, изготовленные из высококачественного сырья. Они легко моются, мало весят и не впитывают в себя пыль.
  2. Игрушки удобной формы для захватывания.
  3. Предметы, издающие различные звуки: музыкальные, пищащие, говорящие, сигнальные.
  4. Прочные, способные выдержать множество падений, надкусывание и крепкое сжатие детских кулачков.
  5. В игрушке должна быть заложена возможность производить ребенку простые действия: вращение, нажатие, вкладывание, надавливание, совмещение.
  6. Катающиеся и движущиеся игрушки помогут ребенку освоить азы ползанья, как начального способа передвижения.
  7. Яркие, цветные игрушки, с разнообразной фактурой необходимы для развития зрительного восприятия и мелкой моторики.


С полугода до 9 месяцев происходит бурное развитие таких органов чувств, как обоняние, вкус, осязание, слух. Грамотно подобранные забавы помогают малышу познавать мир безопасно и увлекательно. Происходит концентрирование внимания, ребенок осваивает не только моторику, но и формирует тактильные ощущения, развивает свой интеллект.

В процессе занятий с игрушками ребенок знакомится с формой и размерами предметов, определяет их мягкость и твердость, узнает цвета и ощущает вес. Постепенно, шаг за шагом, расширяются двигательные способности малыша – он учится стучать, делать броски, двигать предметы, извлекать из них звуки.

Разновидности игрушек и их особенности

Необязательно заполнять детскую горой игрушек – для занятий с малышом подойдут обычные предметы домашнего обихода. Дети 6-9 месяцев тянутся ко всем предметам, они с удовольствием изучают вещи, которыми пользуются родители. Малыш будет увлеченно играть с пластиковой бутылочкой, коробочкой, лоскутами материи, пластмассовыми стаканчиками и баночками. Из них легко сделать игрушки, заполнив шуршащими и гремящими деталями: монетами, бусинами, фольгой. Фото таких поделок можно найти на детских сайтах.

Малыш с пирамидкой

Основная забава малыша в этом возрасте – изучать свойства предметов: их форму, цвета, возможности, вкус. Задача родителей – обеспечить кроху хорошим игровым материалом из специализированного магазина или самодельным

Главное, помнить о безопасности и чистоте. Используя такую самодельную вещь, нужно обязательно проверить надежность крышки и крепость швов. Магазинные пирамидки и развивающие наборы тоже послужат отличным вариантом.

На какие виды подразделяются игрушки и как их использовать?

Игрушки для купания

В 6 месяцев процесс купания переходит из гигиенической процедурой в увлекательную игру (см. также: особенности развития ребенка в 6 месяцев). У игрушек для купания две задачи:

  • отвлечь внимание крохи, пока родители проводят гигиеническую процедуру; .

Для купания можно купить тематические наборы резиновых пищалок. Это могут быть животные, фрукты, птицы, рыбки, машинки, геометрические фигуры. Если во время купания малыш любит выбрасывать игрушки за борт, можно расположить их по периметру ванны так, чтобы он мог их видеть.

Особый интерес вызывают у ребенка плавающие уточки, лягушки, рыбки. Для развития моторики отлично подходят губки, которые малыш может легко сжимать. Важное условие – игрушки для купания не должны тонуть, чтобы исключить погружение ребенка за ними, если только это не задумано специально.

Не забывайте об уходе за игрушками для купания. После каждой процедуры мойте их нейтральными моющими средствами, храните в отдельном месте.

Игрушки для купания

Купание с игрушками – настоящее удовольствие для деток, позволяющее одновременно изучить некоторые особенности материалов и развить мелкую моторику, воображение

Развивающие игрушки

Деревянный сортер

Для малыша в 6 месяцев интересны сортеры, работающие по принципу сортировки деталей. Их конструкции разрабатываются в специальных лабораториях под руководством детских педагогов и других опытных специалистов. Для знакомства с сортерами выберите простейшие модели матрешек и пирамидок. Нанизывая, проталкивая, вкладывая разновеликие детали игрушки, ребенок познает размер, объем и форму (см. также: что должен уметь делать ребенок в шесть месяцев?). В первое время для упрощения задачи можно покупать сортеры с деталями на веревочках, но уже 9 месяцам ребенок хорошо справляется уже с большим количеством отдельных фигурок.

Не теряют своей актуальности привычные пирамидки и кубики – в них можно играть вместе. Игровой процесс начинается с того, что малыш по просьбе взрослых подает им детали башенки или домика. Когда фигура будет построена, шалун с удовольствием разрушит ее и проследит за падением.

Какие еще игрушки можно приобрести? Специальные коврики , сшитые из фактурных ярких тканей – они могут быть снабжены кармашками, замочками, кнопочками. Если сшить такой коврик самостоятельно, можно наполнить его ячейки сухой травой, крупой, шуршащей бумагой, горохом. Желательно, чтобы рисунок сюжета был понятен крохе, чтобы детали сюжеты были четкими и красочными.

Развитию двигательных навыков помогают изделия, умеющие кататься по полу и «убегать» от ребенка. Мячики, машинки, лошадки на колесиках захватывают его внимание, он старается дотянуться, дотронуться до них, а значит, осваивает новые движения. Если такая игрушка оснащена звуковыми и световыми эффектами, она научит кроху концентрировать внимание.

Погремушки

Классическая развивающая игрушка – это погремушка (рекомендуем прочитать: какие существуют игрушки, развивающие мелкую моторику для детей до года?). С самого рождения она нужна малышу, чтобы осознавать результаты своих усилий. Изготавливают погремушки из самых различных, но безопасных материалов. Ткани, пластик, бумага – выбирайте то, к чему у крохи проявится больший интерес. К этому возрасту он уже способен отслеживать звук, поэтому надо менять расположение погремушки. Ее можно подвешивать над кроваткой, давать ему в руку, показывать, держа в своей руке, добиваясь, чтобы он потянулся к ней. Важно, чтобы звук, издаваемый погремушкой, не пугал ребенка.


Ручки погремушки должны быть удобными для захвата, удержания и перекладывания. Приветствуется разнообразие форм ручки: петелька, колечко, столбик, капелька и другие. Не стоит покупать малышу большое количество однотипных предметов: лучше взять те, которые наиболее удобны и привлекательны.

Книжки

Полугодовалый человек книжку не читает, он пробует ее на вкус, поэтому ее делают из плотного картона или обшивают фактурными тканями. Книжки содержат много картинок. Малыш их рассматривает, учится перелистывать страницы, трогает пальчиком заинтересовавшее изображение. Ни удержать, ни понять содержание книжки он еще не может.

Пока это только совместные занятия, когда родители комментируют изображения и разговаривают с ребенком: через общение с родителями пробуждается интерес к книжке. Для первых книжек подойдут «Курочка Ряба» и «Репка» . Современная электронная книжка позволяет занять малыша на некоторое время, не требуя участия взрослого.

Без разъяснений взрослого даже самая продвинутая игрушка не принесет пользы ребенку. Общаясь с крохой, вы формируете у него речевые навыки и ускоряете умственное развитие.


Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Читайте также: