Игрушки наших бабушек и дедушек в детстве

Обновлено: 06.05.2024

Старинные игрушки — это часть нашей истории. Игрушки сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У наших бабушек не было много игрушек.

Их делали из подручного материала из остатков ткани, дерева, бересты.

. В большинстве случаев девочки играли тряпичными куклами - это образ женщины-богини.

Кукол делали на рождение ребенка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремеслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные куклы, которыми благословляли молодых, вставляли в свадебный каравай, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Традиционная тряпичная кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы, ее характер.

Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась.

"Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка"

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными становятся слова "без нравственность" и "без духовность", мы должны всерьез задуматься о том, какими вырастут сегодняшние дошкольники - наши с вами дети. Для того, чтобы сберечь наших детей от морального падения, необходимо приложить все усилия и старания для ознакомления их с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

К сожалению люди двадцать первого века видят в традиционных старинных игрушках внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение. Многие игрушки, например, «кошку», сделанную из простого платка не сможет сделать практически никто. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа. Поэтому игрушки наших бабушек помогают нам сохранить связь между поколениями и показать ее современным детям.

"Не уничтожив традиции, нельзя уничтожить народ. "

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какими игрушками играли наши бабушки»

Старинные игрушки — это часть нашей истории. Игрушки сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У наших бабушек не было много игрушек.

Их делали из подручного материала из остатков ткани, дерева, бересты.

. В большинстве случаев девочки играли тряпичными куклами - это образ женщины-богини.

Кукол делали на рождение ребенка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремеслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные куклы, которыми благословляли молодых, вставляли в свадебный каравай, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Традиционная тряпичная кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы, ее характер.

Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась.

"Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка"

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными становятся слова "без нравственность" и "без духовность", мы должны всерьез задуматься о том, какими вырастут сегодняшние дошкольники - наши с вами дети. Для того, чтобы сберечь наших детей от морального падения, необходимо приложить все усилия и старания для ознакомления их с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

К сожалению люди двадцать первого века видят в традиционных старинных игрушках внешние декоративно-художественные особенности, плохо понимая их истинное назначение. Многие игрушки, например, «кошку», сделанную из простого платка не сможет сделать практически никто. Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам. То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа. Поэтому игрушки наших бабушек помогают нам сохранить связь между поколениями и показать ее современным детям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»

города Рославля Смоленской области

Исследовательская работа

«Любимые игрушки наших бабушек и дедушек»

Выполнили: ученицы 2 В класса

Головинская Екатерина

Черткова Ангелина

Руководитель: Игнатова В.В.

Глава I . Виды самодельных кукол

б). Кукла-Травница (Кубышка-Травница)…………………………….5

Глава II . Материалы интервью, взятого у дедушек и бабушек……..6

В игре детей есть часто смысл глубокий…

Иоганн Фридрих Шиллер

Однажды мне в руки попала куколка моей бабушки. Приглядевшись повнимательнее, я заметила, что раньше куклы были немного другие. Интересно, а как развивалась история игрушки и во что играли наши бабушки и дедушки? Заинтересовавшись этим вопросом, мы решили изучить игрушки наших бабушек и дедушек, что и явилось темой нашего исследования.

Цель исследования: изучить историю детской игрушки.

Задачи исследования - узнать:

из каких материалов изготавливались игрушки наших бабушек и дедушек;

как в них играли;

какой смысл вкладывали наши предки в свои игры и игрушки.

Объект исследования - история развития игрушки. Предмет исследования - игрушки наших бабушек и дедушек.

Методы исследования – интервью у бабушек и дедушек. Чтобы найти информацию в интернете, мы обратились за помощью к своим сёстрам. Ещё мы ходили с классом в библиотеку и собирали информацию там, а также применяли собственные наблюдения.

Глава 1. Виды кукол.

Историю развития игрушки можно проследить на примере кукол.

а). Кукла- Пеленашка. В детстве наших бабушек и дедушек игрушки были самодельные. Их шили из лоскутков, делали из кусочков картона, лепили из глины, выстругивали из дерева.

У меня есть прабабушка, две бабушки и дедушка.

Бабушка Оля рассказывала, что покупных игрушек у неё не было. Куколок делали сами: брали небольшое поленце и оборачивали его кусочками материи.

Мы с классом ходили в библиотеку, где библиотекарь Валентина Владимировна рассказывала нам об истории игрушек. Она рассказала, что кукла из материи называлась Куколка - Пеленашка. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников - отца, деда или бабушки. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле вместе с частичкой жизненной силы. Потом она лежала рядом с дитём и оберегала его. Куклу-оберег нельзя было купить, только сделать самим.
"Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Игрушку укладывали рядом с малышом, приговаривая "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

Попробовали и мы в библиотеке сделать кукол-пеленашек. Ох, и трудное это оказалось дело! Как разместить ткань? Как запеленать так, чтобы держалась? Увлеклись даже наши мальчики!

б). Кукла-Травница (Кубышка-Травница). А ещё у моих бабушек были куклы, сшитые их бабушками из разноцветных тряпочек с нарисованными лицами.

Библиотекарь Валентина Владимировна рассказала нам, что такая кукла называется Кубышка-травница или Кукла-Травница. Отличием этой куклы от других является то, что она наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках, и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается лечебным. Траву в кукле, как правило, меняют раз в два года. Своего рода такая кукла является, что теперь принято называть - фитотерапией.

Попросту говоря, кукла-травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего человека.

Цель: формировать у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине через знакомство с русскими народными играми и игрушками.

-познакомить детей с русскими народными играми, историей игрушек;

-формировать интерес к русским народным играм.

- воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре;

-заинтересовать и привлечь родителей к участию в НОД.

В музыкальном зале за кулисами оформлена русская изба.

Дедушка, бабушка (родители) в избе.

Воспитатель и дети в зале перед кулисами.

Ребята, давайте встанем в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Скажите, вы любите играть?

Воспитатель: А во что вы любите играть?

Дети: в игрушки, игры.

Воспитатель: Назовите ваши любимые игрушки.

Дети: перечисляют игрушки.

Воспитатель: скажите, а какие игры вы знаете?

(Дети перечисляют).

Воспитатель: У вас современные интересные игрушки,

А как Вы думаете, раньше были такие же игрушки и игры?

(Ответы детей)

Во что играли наши бабушки, дедушки,

Какие у них были игры и игрушки?

Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной. Раз, два, три повернись и в прошлом очутись.

НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушек и игр наших бабушек и дедушек»

Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Ребята, посмотрите, какая русская изба. А вот бабушка с дедушкой. Дети и воспитатель здороваются с хозяевами.

Дедушка и бабушка : Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях. Присаживайтесь.

Дедушка : Вот, ребятки, посмотрите, в таких, избах жили ваши бабушки и дедушки.

Воспитатель: Расскажите нам, в какие игры и игрушки играли вы в детстве.

Бабушка : (рассказывает, показывая детям различных кукол).

Сейчас мы вам все расскажем и покажем. Раньше девочки любили играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их взрослые и дети своими руками. Первая кукла была сделана из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.

При переезде куклу обязательно брали с собой.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы :

Куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Кукол делали из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали.

Дедушка : (показывает детям мячи из тряпок, вырезанные из дерева игрушки). А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева ружья, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посуды тогда не было, и поэтому собирали черепки битой глиняной посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там. В то время не было игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

Бабушка : Ребята, а хотите сами стать мастерами и сделать игрушки, которыми играли ваши бабушки и дедушки?

Бабушка : Девочки подойдите ко мне, мы с вами попробуем сделать тряпичных кукол.


А мальчики вместе с дедушкой изготовят мячи.


Воспитатель: Ох, ребята, какие вы молодцы! Какие красивые игрушки у вас получились.

Бабушка и дедушка : Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось делать игрушки?

Воспитатель: Ребята, давайте игрушки оставим на столах и присядем на стульчики.

Дедушка : А ну ребятки, как вы думаете, мы в детстве только в игрушки играли?

(Ответы детей).

Дедушка : Ребята, а вы знаете, почему игры называются народными?

Дети: потому что их придумал народ.

Русские народные игры, передавались из поколения в поколение. На Руси собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Раньше ребятам как- то нужно было себя развлекать и веселить, пока взрослые трудились в огороде и в поле. Вот на этот случай у них была игра «Горелки».

Давайте с вами в нее поиграем. Перед тем, как приступить, к игре надо выбрать кого?

Дедушка : ребята, а вы знаете считалки?

Дедушка выбирает ребенка, который считалкой выберет водящего.

Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

Чтобы не погасло

Раз, два, три беги!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

Раз, два, не воронь.

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

После игры дети присаживаются на стульчики.

Бабушка : Ребята, раньше были игры для самых маленьких, в них и сейчас играют с малышами заботливые мамы и бабушки - "сорока", "ладушки" и многие другие - они помогали развивать у малышей движения рук, внимательность. Конечно же, были игры, в которые играли с большим удовольствием все и дети, и взрослые.

На Руси, игры были любимы во все времена - они отличались огромным разнообразием, детские, девичьи и мужские, подвижные и нет. А хотите со мной в интересную игру поиграть. Называется она «Палочка-стучалочка». Когда нам становилось скучно, мы находили на улице любую палочку и играли в эту игру. Бабушка выбирает ребенка, который считалкой выберет водящего.

Все встают вкруг, водящий за кругом. Палочку-стучалочку мы положим на стул за кругом. Мы будем ходить по кругу, выставив вперед правую руку. Будьте внимательны: как только я скажу «хлоп», водящий хлопнет по ладошке того игрока, который окажется напротив него. После этого, тот, кого хлопнули по ладошке и водящий бегут к палочке-стучалочке, кто первым постучит о стул этой палочкой, тот и выиграл. Он становится водящим.

Дети присаживаются на стульчики.

Дедушка : Ребята, а ведь раньше не только в игры играли, но и устраивали народные забавы. Я сегодня хочу, предложить мальчикам померятся силой и устроить: «Бой мешками». Для этого нужны двое добрых молодцев. Им надо встать на скамейку, взять в руки по мешку и по команде начинать бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Кто сбросит соперника, побеждает.


Дедушка : здорово повеселились! Ах, какие сильные мальчики!

Воспитатель: Ребята, а я тоже знаю игру на меткость, и называется она «Бабки».

Игра «Бабки».

На линию выставляется по мешочку, чудь дальше чертят еще одну линию, до которой надо броском продвинуть мешочек. Дети делятся на две команды. Команда, которая продвинет мешочек дальше, побеждает.

Есть еще старинная игра, она называется «Городки». Эта игра тоже на меткость в ней есть 15 фигур, из которых строят город, а затем с определенного расстояния его выбивают. В игру «Городки» мы с вами поиграем в группе, а сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Бабки».

Дедушка :

в ходе игры: Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки

Бабушка :

А у меня сейчас новая игра для вас,

называется: «Дедушка Рожок»

А, как вы думаете, почему эта игра называется дразнилка?

Дети: потому, что в ней надо кого-то дразнить.

Бабушка : Правильно. В этой игре вы будите дразнить дедушку.

Ребята, а вы знаете, что такое рожок?

Дети: это музыкальный инструмент, на котором раньше играли пастухи, звуком рожка пастухи собирали стадо и охраняли его.

Дети играют в русскую народную игру «Дедушка Рожок».

Один игрок назначается «Дедушкой Рожком», который сидит на пеньке. Остальные подходят к нему со своими словами, как - бы дразня его. А дедушкой Рожком у нас будет кто?

Дети: дедушка.

-Ах ты, дедушка Рожок

На печи дыру прожог…

Дед спрашивает притопывая:

-Кто меня боится?

Игроки разбегаются. «Дедушка Рожок» догнав и дотронувшись до любого игрока, назначает его водящим.

Дедушка : В старину на Руси собирались девушки и парни и водили хороводы, пели песни, и мы с вами сейчас поводим хоровод! Но это не просто хоровод, а хоровод- игра.

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры.

Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С золотым я хожу.

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

На левое положу.

К концу песни с «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий игрок становится ведущим, и игра повторяется.


Воспитатель: Большое спасибо вам! Дети вам понравилось?

Воспитатель: что особенно понравилось?

(Ответы детей).

Воспитатель: а вы расскажете своим друзьям?

(Ответы детей).

Дедушка и бабушка : Спасибо и вам тоже, с вами было весело! Вот возьмите, ребята себе на память игрушки, которые вы сделали сами.

Дети и воспитатель прощаются с дедушкой и бабушкой.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в сад. Давайте скажем: раз, два, три, четыре, пять вот мы и в саду опять.


Фотоотчёт «Поздравление для наших бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека»

Фотоотчёт «Поздравление для наших бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека» Международный день пожилых людей провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1992 года. Цель проведения праздника -привлечение внимания.

Игра-путешествие «Игры бабушек и дедушек» ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ИГРЫ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК» 3-4, 5-6 лет Цели: 1. Познакомить детей с русским народным творчеством. 2. Воспитать любовь и.

Праздник бабушек и дедушек Праздник бабушек и дедушек (концерт, посвященный дню пожилого человека) Цели и задачи: воспитать у детей любовь и уважение к старшему поколению.

Праздник бабушек и дедушек Праздник бабушек и дедушек (концерт, посвященный дню пожилого человека) Цели и задачи: воспитать у детей любовь и уважение к старшему поколению.

Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек. Цель: Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей. Создание условий, способствующих закреплению дружеских.

Стенгазета подготовительной группы «28 октября — Всемирный День бабушек и дедушек»

Стенгазета подготовительной группы «28 октября — Всемирный День бабушек и дедушек» В наше сложное время на помощь молодой семье приходят бабушки и дедушки. Родители часто находятся на работе,старшее поколение приводит.

Всемирный день бабушек и дедушек

Всемирный день бабушек и дедушек 28 октября отмечается всемирный день бабушек и дедушек. Пожалуй нет ни одного человека, который не был благодарен своим бабушам и дедушкам.

Выставка «Золотые руки бабушек и дедушек»

Выставка «Золотые руки бабушек и дедушек» Внимание! Внимание! В нашем детском саду прошла выставка "Золотые руки бабушек и дедушек" и концерт, посвященный Дню пожилого человека.

Сообщество рекомендует!

Навигация

Важно!

Связаться с нами

Какие игрушки были у наших бабушек? (детский форум)

STREKOZZA аватар

Всем здравствуйте.Ребята, давайте пообщаемся на тему-какие игрушки были у наших бабушек и дедушек. я думаю каждому будет что рассказать. Моя бабушка в детстве очень любила играть в фарфоровую детскую посудку.Она ее очень берегла, ухаживала за ней. И она сохранилась до сих пор, даже моя мама в нее тоже играла. А во что играли ваши бабушки и дедушки?


На фотографии моему дедушке Теодору 1,5 годика. На новый 1955 год ему подарили деревянную лошадку, которая стала самой любимой игрушкой его детства.

GEORGik аватар

Я тоже хочу поделиться историей игрушек моего деда. Папа моего дедушки был мастеровитым плотником, он "рубил" из дерева дома и, конечно же, игрушки для своего маленького сына. Среди таких игрушек были машинки, тракторы разных размеров, слесарные инструменты - маленькие молоточки, топоры, отвёртки и пилы, даже вырубленные и выпиленные из дерева животные!

Самой любимой игрушкой в детстве у моего дедушки была деревянная лошадка Зорька, т.к. дед вообще очень любил лошадей, обожал ездить на них верхом.

Дед очень любил свои игрушки и даже, став взрослым, долго хранил их как кусочек своего детства. И только 12 лет назад, когда в доме родителей моего деда случился пожар, все его игрушки, в том числе любимая лошадка, погибли в огне.

Вот такая история.

Малина аватар

Моя бабушка Наташа жила в деревне. Кукол себе делала сама из тряпочек или из глины которую брали из реки. Глина была синяя. А еще они в детстве делали мячик из мочевого пузыря свиней. Свинью резали, а мочевой пузырь отдавали детям. Они его высушивали. Надували через соломинку, завязывали веревочкой, а иногда насыпали в него горох, чтобы мячик гремел. Дед Боря делал игрушечные машинки, вырезал их из дерева .

ДаниилаГ аватар

Наша команда "Улыбка" вчера побывала в музее школы №5 д.Гагарка Белоярского района Свердловской области. Не помешал даже 35-градусный мороз! Мастерица народных кукол, Корнильцева Валентина Евлампиевна, открыла нам секреты бабушкиного сундучка. Каких только кукол там нет: Столбушка, Домовушка, Зерновушка, Мамушка, Капустка, Кувадка, Десятиручка, Валдайский колокольчик, кукла из полена и даже целая крестьянская семья с граблями наперевес и пестерем за спиной.






У тряпичных кукол-оберегов нет лица, чтобы в них не вселились злые силы. А какой простор для фантазии при игре с ними! Хочешь - кукла будет улыбаться, хочешь - грустить или даже песни петь. Кукла Зернушка помогала маленьким девочкам кашу варить. Мама наказывала: " Свари, дочка, кашу. Да не забудь: воды - по макушку, а зерна - по поясок." Девочка ставила куклу рядом с чугунком и отмеряла по ней количество воды и зерна для каши. А пока варилась каша, играла с куколкой Зернушкой. Какие мудрые игрушки были у наших бабушек! Всех нас удивила и кукла из полена (она на последнем фото). Мы узнали секреты изготовления оберегов. Тут есть свои правила: нитки для обвязки должны быть только красного цвета, а завязывая их, надо считать узелки - их должно быть точно три. Вот сколько нового и интересного мы узнали о куклах наших бабушек, путешествуя по Игромиру!

Мальчику Коле на день рождения подарили симпатичного медведя, такого как на фотографии выше. Медведь жил в семье в центре Москвы, на Трубной, до начала войны. И не покидал дома до 1943 года. Он пережил вместе со своими хозяевами и голодные зимы, и бомбежки. И вот теперь он стоит за одной из витрин Музея детства. Ничуть не постарел, такой же добрый и милый.

Как появился в Советском союзе игрушечный «Москвич-408»?

Саратовский завод «Тантал», который выпускал электроприборы для армии, в середине 1960-х годов создал несколько моделей мотоциклов и танков. Затем у инженеров оказалась выпускаемая для французского рынка миниатюра «Москвича-408» британской компании Dinky Toys. Специалисты завода не смогли ее полностью повторить. Игрушку упростили, зато довольно быстро был налажен массовый выпуск. Вскоре был освоен выпуск моделей практически всех автомобилей, которые встречались в СССР, продукцию начали экспортировать в сорок стран. Стоили такие «автомобильчики» достаточно дорого — 3 рубля 50 копеек, их можно было найти не только в отделе «Игрушки», но и в киосках «Союзпечати».

Куклы в СССР

Это сейчас считается, что до кукол барби и лол в Советском Союзе не было красивых, популярных, интересных кукол. Были. И крошечные малыши-голыши, и младенец в колясочке, и шагающая кукла высотой 70 сантиметров (Любочка или Ниночка), и красавица Вероника, и универсальные перчаточные куклы бибабо (персонажи сказок). Возможно, у наших читателей хранятся эти куклы? Рассказывайте, показывайте.

А еще, помните, были сборно-разборные машинки по типу лего и всевозможные модели автомобилей (прогулочные, иномарки, даже гоночные)? И сколько заводных паровозиков, самолетов, конструкторов! Завод, производящий все эти игрушки, был самым большим не только в Советском Союзе, но и во всей Европе. Назывался он «Кругозор».

Фантики 1960-х вкладыши 1990-х

Фантики тоже становились предметом азартных игр. (Много лет спустя, в 1990-х, эти игры вернутся, но дети станут играть уже со «вкладышами».) Фантики имели свою цену. В 1960-х обертку от 2 ирисок «Ледокол» можно было обменять на 1 обертку от «Мишки на Севере».

Читайте также: