Игрушки расписанные под гжель

Обновлено: 01.05.2024

Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?

Что такое роспись гжель?

Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.

История гжельской росписи

Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.

Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.

Гжель особенности росписи

Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:

  • исключительно ручная работа;
  • неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
  • узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
  • цветовые переходы отличаются резкостью;
  • выдерживание строгой последовательности оттенков;
  • предмет и его декор составляют цельную композицию;
  • элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Чем выполняется роспись гжели

Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.

Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.

Роспись гжель основные цвета

Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:

  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • темный кобальтовый;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:

  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.

Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:

  1. Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  3. Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».

Элементы гжельской росписи

Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:

    Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

  1. Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  2. Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  3. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  4. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.

Роспись гжель изделия

Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-голубой рисунок. «Синью России» называют в народе творения мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

    • глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

    Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

      • фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).

      Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи

      Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

      Истоки лежат в подмосковном районе. 400 лет назад в Гжели запустили гончарное производство. У изделий достаточно высокое качество. Производили чашки, горшки и детские игрушки.

      Майолика

      В 18 веке Гребенщиков основал первую фабрику по производству изделий Зенина — пористые майолики большого размера.

      В самом начале ассортимент был небольшим, изготавливали трубки для табака и плитки. Позже в производство запустили столовые принадлежности и небольшие фигурки.

      В 1770 производство прекратило свою работу. К этому времени появились частные мастера, изготавливающие майолики.

      Все изделия разделяют на 3 категории:

      • Дешёвая посуда.
      • Дорогие сосуды.
      • Мелкая пластика.

      Майолики красили жидкой эмалью. Вначале темными красками чертили контур рисунка, затем его закрашивали синим цветом.

      Полуфаянс

      В начале 19 века полуфаянс сменил майолики. Сырьем была гжельская глина, с различными примесями.

      Главное отличие гжельского полуфаянса – контрастность синей расцветки и белого фона. Для декора использовали растительные и геометрические узоры.

      Фарфор

      Производство фарфора начал Павел Куличков в 1802 году. Вскоре в Гжель открылось несколько мануфактур, по выпуску фарфоровых изделий высшей пробы.

      Характерные черты:

      • Поверхность глазируется.
      • Белый фон.
      • Орнамент исполняют в синих или голубых цветах.
      • Растительный узор в народном стиле.
      • Ручное производство.

      Встретить одинаковый орнамент изделие нельзя, так как каждый мастер вносит свою индивидуальность.

      Для росписи используют следующие основные цвета:

      • Белоснежный.
      • Цветная майолика.
      • Глухой кобальт.
      • Ярко-синий.

      Классика гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Изделие опускают в белоснежную глазурь, потом обжигают в печи при температуре 1400 градусов. В итоге покрытие получается прозрачным, а рисунок становится насыщенным.

      Гжелью называют традиционную русскую роспись, которая в старину являлась одним из самых популярных видов народного промысла.

      Сегодня рассматриваемый вид изобразительного искусства изучается отдельным курсом не только в специализированных художественных школах, но и во время общеразвивающих занятий с детьми младшего и среднего возраста. Чтобы научиться создавать гжельскую роспись, важно не только понимать основные этапы рабочего процесса, но и знать историю ее возникновения.

      История возникновения гжельских узоров и орнаментов

      Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

      Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне). На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры. В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

      В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

      Цветовая гамма гжельской росписи

      Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

      • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
      • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
      • кобальтовый цвет (темный оттенок);
      • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
      • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
      • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

      Мотивы и элементы

      Гжель (роспись для детей будет проще освоить, если они уже будут владеть базовыми навыками изобразительного искусства), обладая ярко выраженными мотивами и характерными элементами орнамента, используется сегодня в украшении декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      Наиболее характерными чертами этого вида росписи являются:

      • все элементы орнамента, вне зависимости от общей сложности изображения, прорисовываются от руки (изредка с использованием шаблонов);
      • строгое выполнение росписи на однотонном синем или белом фонах;
      • орнамент прорисовывается исключительно синим или белым цветом (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
      • наличие четких и резких переходов цвета в прорисовке гжельского орнамента;
      • если в рамках одного орнамента подразумевается использование нескольких оттенков синего цвета, их последовательность должна быть максимально выдержана, несмотря на резкость переходов;
      • все элементы гжельской росписи, нанесенные на один предмет, должны представлять собой целостную композицию, выдержанную в одной тематике (например, если кружка расписана гжельскими цветами, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

      Классические элементы гжели:

      • растения (деревья, травы, цветы);
      • животные;
      • птицы;
      • орнамент (гжельские узоры располагают линиями);
      • многокомпонентные изображения с сюжетом.

      Что нужно для создания узоров на бумаге?

      В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

      Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
      • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
      • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
      • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
      • емкость с водой;
      • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
      • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

      Техника росписи

      Гжель (роспись для детей должна создаваться в соответствие с общепринятым алгоритмом) под этапами своего создания подразумевает последовательное нанесение на рабочую поверхность мазков краски так, чтобы интенсивность цвета постепенно изменялась от более светлого к темному (или наоборот). Движения кистью должны производиться от срединной части используемого листа бумаги к его краям.

      При разъяснении юным художникам техники создания гжельских узоров рекомендуется обращать их внимание на:

      • насыщенность и ширину прорисовываемых с помощью кисти линий;
      • расположение ворса кисти на рабочей плоскости;
      • количество колера на кисточке.

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      Техника гжельской росписи традиционно выглядит так:

      1. В палитре смешать густые капли синего и белого цвета, после чего, как бы вытягивая кистью краску, растушевать полутона орнамента.
      2. Создать контур с помощью классических мазков, подразумевающих прорисовку линий перемещением кисти с краской в направлении, перпендикулярном положению ворсистой части рабочего инструмента.
      3. Детализировать изображение «волновыми» мазками, предполагающими чередование сильного и слабого нажатия на кисть, с ее последующим разворотом на 180 градусов у края рабочей плоскости.
      4. При необходимости, заполнить пустоты четкими точками, прорисовывать которые следует легким касанием кисти поверхности используемого листа бумаги.

      Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

      Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

      Ситчик

      Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

      Рисовать ситчик рекомендуется так:

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
      2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
      3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
      4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
      5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
      6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
      7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

      Китайский мазок

      Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

      1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
      2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
      3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

      Мазок с тенью

      Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

      Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

      Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

      Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

      1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
      2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
      3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

      Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

      Как нарисовать эскизы в гжельской технике?

      Гжель (роспись для детей можно создавать не только на бумаге, но и на пластмассовых или деревянных отполированных поверхностях) позволяет художнику украшать различные предметы бытового обихода не только стандартными орнаментами, но и многокомпонентными композициями с прослеживающейся сюжетной линией.

      Цветы

      Нарисовать цветы гжельской росписью (обычно используется в декоре посуды) можно несколькими способами:

      2. Из угла сердца зеркально вывести 2 полукруга вправо и влево, в точности повторяющих силу изгиба друг друга. Крайние точки полукругов необходимо соединить в нижней и верхней части.

      3. В области соединения сердца с полукругами изобразить небольшую окружность внутри фигуры.

      4. Пространство между полукругами заполнить слегка изогнутыми линиями, соединив их между собой.

      5. Справа и слева от контура основных фигуры в области соединения сердца и полукругов нарисовать еще по одному полукругу.

      2. С помощью прорисовки дополнительных линий снизу от нижней полукруга, придать объемности контуру бутона цветка.

      3. Под бутоном изобразить 2 плавно изогнутые линии, крайние точки которых должны быть выведены выше середины боковых граней бутона.

      4. Из точки выхода линий, изображенных в п.3, вывести еще 2 полукруга, направив их вниз.

      5. С помощью 2 прямых заполнить расстояние между линиями, созданными в п. 4.

      Растения

      Гжелью для детей также будет интересно создавать роспись с изображением растений, наиболее часто используемую в декоре кухонной утвари или предметов гардероба.

      2. По всей длине линии с левой стороны изобразить плавно изогнутые штрихи, расположив их на расстоянии 1-2 см друг от друга.

      2. Из сторон спиралей вывести еще 2-3 кривые, повторяющие изгибы основных линий.

      3. У линии в нижней части рабочей плоскости, слева, изобразить насыщенные широкие штрихи.

      4. Заполнить пространство в местах расхождения спиралей в противоположные стороны, нарисовав в этих участках 3 линии разного размера, выходящие из одной точки.

      5. Из начальной точки основных черт вывести кривую, на конце которой дорисовать лист с помощью волнистой линии

      Животные

      Изображения животных, созданные в стиле гжельской росписи, наиболее часто используются для украшения предметов интерьера или одежды.

      2. Внутри круга по приведенным выше алгоритмам изобразить контуры растений и цветов, оставив срединную часть фигуры белой.

      3. Из нижней грани круга вывести вверх изогнутую линию, направив ее в левый верхний угол.

      4. Продолжить линию полукругом, изогнутым вверх, направив его в правый верхний угол.

      5. Заострить соединение, после чего продолжить контур, прорисовав, не отрывая кисть от листа бумаги, морду лисы и ее уши с помощью полукруга и 2 треугольников.

      6. Вывести плавно изогнутую линию вниз к основанию круга.

      7. Детализировать изображение, четче прорисовав лапы животного, а также ее глаза, нос и рот.

      Птицы

      Гжельная роспись с изображением птиц чаще всего используется для украшения посуды, кухонной утвари (например, разделочных досок) или предметов гардероба.

      2. Справа и слева от основной фигуры, ближе к ее верхнему краю, изобразить кривые, одна из которых должна быть направлена вверх, а другая – вниз (крылья птицы).

      3. Из середины боковых кривых вывести полукруги, крайние точки которых должны располагаться на основной линии.

      4. Верхнюю часть основной вертикали сделать более широкой, дорисовав вплотную небольшой полукруг (голова птицы).

      5. По всей длине боковых кривых, вкруг полукругов, изобразить диагонали, внешний край которых должен быть толще края, расположенного вплотную к туловищу гжельской птицы (оперение птицы).

      6. Снизу туловища дорисовать овалы, заостренные по краям (ноги птицы).

      7. Из области между правым крылом и ногой птицы вывести плавно изогнутые линии, направленные хаотично, расположив их вплотную друг к другу (хвост птицы).

      8. Детализировать изображение птицы, дорисовав на ее голове глаза, клюв и хохолок.

      Сюжетные картинки

      К созданию сюжетных картинок в стиле гжельного орнамента рекомендуется приступать только после того, как применение базовых навыков изобразительного искусства юным художником будет доведено до совершенства.

      2. На указанном расстоянии нарисовать нескольких хаотично изогнутых линий, соединенных между собой, и образующих полукруг с изгибом вниз (волны).

      3. По всей длине изображенных волн с обеих сторон нарисовать множество мелких точек, придающих объем изображению.

      4. Над кривыми, отступив 3-4 см, изобразить полукруг, изогнутый вниз (дно корабля).

      5. Соединить верхние точки полукруга волнистой линией (верхняя часть корабля).

      6. Вплотную к верхней границе корабля нарисовать 3 небольших круга.

      7. Над кругами с помощью плавно изогнутых в противоположные стороны линий изобразить паруса.

      8. Справа и слева от нарисованного корабля изобразить по рыбе с помощью простейших геометрических фигур и прямых линий.

      Как сделать трафарет для росписи под гжель?

      Создавать трафареты для росписи любой поверхности под гжель можно по-разному, в зависимости от основного объекта.

      Например, птицу следует делать так:

      1. Перенести небольшое количество краски на палитру, после чего с помощью специального шпателя размешать колер.
      2. Плоскую кисть (рекомендуется использовать восьмерку) окунуть в пигмент так, чтобы с одной стороны ворса слой краски был плотнее, чем на другой.
      3. Распределив краску по подушечке одного из пальцев ведущей руки, сделать им на рабочей плоскости мазок, в форме полукруга.
      4. Короткими мазками нарисовать крылья и контур туловища.
      5. Хвост дорисовать волнистыми линиями.
      6. Повторно обвести крылья, затемнив их контур.
      7. Детализировать изображение.
      8. Освежив уже подсохшие линии, наложить трафарет на необходимый объект, после чего, удалить бумагу, и доработать орнамент на беловой поверхности.

      Гжель для детей будет интересна только в случае, если они ознакомлены с историей создания этой росписи. Осознавая многогранность этого вида творчества, юные художники быстрее освоят базовые алгоритмы создания простейших орнаментов, что позволит им приступить к самостоятельной разработке узоров, а также созданию сложных сюжетных картинок.

      Видео о росписи гжель для детей

      Роспись гжель для детей — рисунок розы:

      Журналист, автор научно-публицистических статей, специалист в некоторых видах рукоделия, прикладного искусства, детского творчества.

      Гжельская роспись

      Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

      Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

      Содержание:

      История промысла


      Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.


      Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.


      С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

      Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

      Цвета гжельской росписи


      Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

      gzhelskaya-rospis

      Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.

      История промысла

      Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

      Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

      cvety-gjel

      Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

      Секреты росписи гжель

      Интересный факт: гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – только один из них. Однако ни с чем иным обыватель более не сравнивает гжель. Ведь это цветовое решение стало главным, определяющим для данного вида росписи.

      Предлагаем вам посмотреть видео, в котором речь пойдет о гжельской росписи, история промысла

      Виды росписи гжель

      В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

      Другие виды гжели:

      • Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
      • Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
      • Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
      • Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

      Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.

      Цвета гжельской росписи

      Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.

      narodnye-promysly-gzhel

      Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.

      И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.

      Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.

      Элементы и узоры гжельской росписи

      Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.

      Основные приемы и элементы гжельской росписи:

      • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
      • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
      • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.

      Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.


      Техника выполнения: как расписывают гжель

      Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям.

      Для работы понадобятся:

      • плотная бумага;
      • гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения);
      • кисти разных размеров;
      • вода в стакане;
      • палитра;
      • тряпочка.

      Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.

      gzhel-uzor-kapelka

      По образцам и шаблонам можно рисовать узорные строчки: как в прописях, один элемент повторяем всю строку, и только потом переходим к следующему. И лишь исписав таким способом несколько листов, путем усложнения рисунка и узора, можно начинать рисовать цветы или листочки на стебельке.

      bordyury-prostejshie-ornamenty

      Обязательная практика – игра с цветами. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.

      mazok-s-tenu-gjel

      risovanie-pticy-v-stile-gzhel

      Нарисуйте на листе плотной акварельной бумаги тарелку. Центральные линии наметьте карандашом. Задача – расписать тарелку в гжельской технике. Будут там простые элементы или сценки из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже наработанных умений. Но, только потренировавшись на бумаге, приступайте к росписи керамики.

      Как много времени займут тренировки, зависит от усердия и начальных навыков. Если вы распечатаете сначала прописи, и поработаете над ним хотя бы недельку (хватит часа в день), можно заполнять специальные шаблоны, расписывать эскизы, и готовиться к работе с глиной.

      В следующем видео, мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровую тарелочку «под гжель»:

      Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.

      Вазы в гжельской росписи украсят интерьер, сделают визуально богаче любой находящийся в вазах букет. Посуда и сувениры также внесут особую прелесть в образ жилища. А если изделие сделано собственноручно, в нем появляется нежное очарование.

      Гжель сегодня – это созвучная русскому характеру декоративность, красота, тонкость. Роспись достойна появления новых почитателей и мастеров.

      Читайте также: