Игрушки разных народов глиняные

Обновлено: 03.05.2024

Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенности русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в 17-18 веках достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 год указано: « Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – 3 коровы, 2 коня, 2 оленя, 4 барана, 2 пары лебедей, 2 петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За все заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги».

Игрушки лепили, в основном, женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) – глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что- нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня- черный цвет ее прозвали синикой . А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Дымковская игрушка (дымочка)

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же , на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

Возродила промысел в городе Торжке Галина Александровна Климовская, ее работы находятся в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, прихорашивающие свои перышки, гордые петухи и скромные курочки), животные (собаки, лисы), а также женские фигурки, одну из которых назвали «Новоторка».

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

Игрушки, в основном, крупные, но бывают и очень миниатюрные. Загадочные барыни в длинных юбках, изящные, стройные, прогуливаются с зонтиком, с ребенком или с птицей-свистулькой, танцуют с кавалером. Образы обобщенные: широкая юбка, тонкая талия, узкие плечи, округлые руки, маленькая головка конусообразной формы, которая сливается с манерной маленькой шляпкой. Тщательно выполнены налепом серьги. Часто создаются сюжетные композиции: «Солдат кормит курицу», «Доярка с коровой», «Жених и невеста», «Медведь смотрится в зеркало» и др.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Раньше эту игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры».

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Знаковые значения игрушек

Барыня с ребенком (со свистком)

Хранительница очага, связана с культом плодородия.

Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения,

которым наделена женщина, это могущественная сила,

отождествленная с силой плодоносящей земли. Как

земля умножает зерно, так женщина умножает род

человеческий. Роспись: вертикальные полосы – знак

падающего дождя, волнистые линии – земля, напоенная

дождем; пятна – знаки зерна, двойные кресты – солярные знаки (солнце). «Мать – Сыра земля» - это земля, способная дать жизнь всему живому.

Конник – знак солнца и неба, одно из главных

значений всадника на коне – солнце, совершающее путь

по небу на колеснице.

Знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.

Отсюда поверье – при виде колеблющихся от ветра

колосьев принято считать, что бродит «пшеничная»

коза (корова) на пшеничном поле, «ржаная» - на ржаном и т.д.

«Ведающий, где мед» - не имя зверя, а знак тайны,

доступной только посвященным. Медведь наш

предок, пращур, символ могущества и плодородия.

Олень – знак неба, удачного брака и обильной

жизни. К тому же олень – знак славянских богинь

Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.

Баран – знак богатства, знатности и жизненного

Птица – олицетворение весны, тепла, солнца.

Главный смысл – оберег.

Петух – знак воскресения природы, пробуждения

земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную

жизнь души. Главный смысл – оберег. В старину

обращались за помощью в заговорах: « За тридевять

земель, за тридевять морей, из-за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь.»

Русалка – загадочная птица с женским лицом.

Русалка у южнорусских славян – это не женщина –

рыба, а женщина – птица. Дух растительности,

летала над полями, охраняла урожай, жила на

деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса,

там леший бродит, русалка на ветвях сидит». С водой она тоже связана – отвечает за росу и дождь.

Утка – знак хорошего урожая. «Где утка шла – там

рожь густа» - говорили в народе. Главный смысл –

оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали

себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись

птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги, волхвы и кудесники отгоняли злых духов.


Понравилось это:

Филимоновские игрушки А.И. Дербенёвой

Глиняные игрушки А.И. Дербенёвой — одной из самых известных филимоновских мастериц Всадница Филимоновская игрушка. А.И. Дербенёва (1909–1990). 1980-е Дойка коровы Филимоновская игрушка. А.И. Дербенёва (1909–1990). 1980-е годы. Высота 24 см. Любота Филимоновская игрушка. А.И. Дербенёва (1909–1990). 1980-е годы. Солдат с конём Филимоновская игрушка. А.И. Дербенёва (1909–1990). 1989 год. Высота — 24 см. Из коллекции Г.М.Продолжить чтение «Филимоновские игрушки А.И. Дербенёвой»

Понравилось это:

Дербенёва А.И.


А.И. Дербенёва — одна из самых известных мастериц филимоновской игрушки и одна из самых заметных в династии. Анна Иосифовна (Осиповна) Дербенёва (1909, Филимоново, Одоевский уезд, Тульская губерния, Российская империя — 1990, Щёкино, Тульская область, СССР) — мастерица филимоновской игрушки. Биография Анна Дербенёва родилась в 1909 г. в деревне Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии (ныне ОдоевскийПродолжить чтение «Дербенёва А.И.»

Понравилось это:

Дымковские шахматы


Необычные шахматы, выполненные известным мастером дымковской игрушки Л.Д. Верещагиной Шахматы. 32 фигуры на холщовом игровом поле. Дымковская глиняная игрушка. Автор: Людмила Дмитриевна Верещагина (1950-2018). Киров, Кировская область, СССР/Россия. 1990-е годы. Изготовлены в единичном экземпляре. Глина, обжиг, темпера, поталь. Игровое поле — холст с вышивкой и аппликациями — 80х80 см. Размеры шахмат: пешки — 13–14 см,Продолжить чтение «Дымковские шахматы»

Понравилось это:

Дымковские панно 1990-х


Коллекция дымковских рельефных панно 1993-94 годов известного мастера Галины Дмитриевны Белик (1951 г.р.). Эти десять панно, ранние творческие работы мастера (1992-93 гг.), представляют не только художественный интерес, но и исторический, являясь частью истории дымковской глиняной игрушки периода расцвета в годы горбачёвской перестройки. Традиционный образ дымковских игрушек выполнен известным мастером на плоскости. Мастер — Галина ДмитриевнаПродолжить чтение «Дымковские панно 1990-х»

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Автор: Чеберя Дмитрий

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

Руководитель: Торопова Г.Я.

МБОУ «Лянторская СОШ №1»

учитель начальных классов

Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:

- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

по символике

по инструментам для росписи

На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что

глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:

по инструментам для росписи

Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.

Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров

Актуальность:

Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.

Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.

Объект исследования :

сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Предмет исследования:

русские народные глиняные игрушки.

Цель исследования:

найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.

Задачи исследования:

систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;

выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;

сравнение и анализ.

глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.

Новизна исследования:

Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.

Теоретическая значимость.

Систематизация имеющихся сведений об игрушках.

Практическая значимость.

Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.

Теоретический обзор.

С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.

В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.

Из истории глиняной игрушки.

История дымковской игрушки.

Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.

Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.

В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.

Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.

Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.

Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

История филимоновской игрушки.

Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

История каргопольской игрушки.

Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.

Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.

Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.

Практическая часть.

Исследовательская работа.

Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:

Читайте также: