Игрушки развивающие мелкую моторику пальцев рук

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Пальчиковые шаги»

Игры с предметами и материалом

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Прицеплю листочки ловко,

И получится морковка.

Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками)

Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми хрюшу», «Золушка»

Рисование по крупе .

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едем на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

Дидактические пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка»

«Комканье платка»

Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот! »

Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П

Игры с пуговицами

Теневой, пальчиковый театр

Развитие графической моторики

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы дошкольной педагогики на современном этапе


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Горы»

Краткое описание документа:

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Игры с прищепками, скрепками

Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками) Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики» ).

Игры – шнуровки

(шнуровки, ленточки, замочки)

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 387 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Оставьте свой комментарий

  • 07.10.2018 16777
  • DOCX 4.1 мбайт
  • 140 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Брюховских Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

117 минут

«Пути повышения профессиональной компетентности педагога»

94 минуты

«Школьные службы примирения и особенности восстановительного правосудия»

61 минута

«От теории к практике, от практики к результатам»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

«Рука это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант, "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".В. А. Сухомлинский.

Именно поэтому очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук.

Речь малыша, как и уровень психических процессов находятся в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики пальцев рук. Механизм регуляции тонуса мышц и силы их сокращения позволяет выполнять движения точно и быстро. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов, их веса, температуры, фактуры (шероховатости, твердости, гладкости, ребристости). Кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков.

Игры на развитие мелкой моторики :

- «Зашнуруй ботинок»(Шнурки, обувь)

Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.

Ход игры : Показать ребенку, как по-разному можно зашнуровать ботинок. Вначале зашнуруйте обувь вместе с ребенком. Затем попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок. По мере того, как ребенок начнет овладевать навыками шнурования обуви, постепенно усложняйте варианты шнуровки.

- «Бусы» (леска, бусины или пуговицы разной величины и цвета, бусы в качестве образца)

Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме, цвету, тренировка концентрации внимания.

Ход игры : Предложить ребенку самому сделать красивые бусы. Для этого он должен нанизать на леску пуговицы или бусины по заданному образцу или подобрать по цвету и форме по Вашему заданию.

- «Разноцветные прищепки» (две чашки или ведерка, тарелки., два набора прищепок (по 12 штук). Прищепки 4-х цветов.)

Цель игры : развитие мелкой моторики, обучение различию цветов, развитие устойчивого внимания.

Ход игры : Положите по набору прищепок в две чашки. Одну возьмите себе, а другую отдайте ребенку. Попросите ребенка подать Вам прищепки разных цветов по очереди и называть их цвет. Затем покажите, как правильно тремя пальцами можно прикрепить прищепку за край чашки. Когда малыш освоит это действие, он легко сможет прикреплять прищепки по Вашему сигналу, выполняя при этом особое задание.

- прикреплять прищепки одного цвета и называть его;

- прикреплять в определенной последовательности;

Многократное сжимание и разжимание прищепок тренирует кончики пальцев рук. Они получают тонизирующий массаж, который оказывает давление на определенные точки в мышцах пальчиков, откуда поступают сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи.

- «Найди сюрприз» (Фантики, мелкие предметы, приз)

Цель игры : развитие мелкой моторики, координации движений, обучение терпению)

Ход игры : Заверните мелкий предмет в несколько фантиков. Малыш должен развернуть все фантики, затем аккуратно сложить их и получить приз.

- «Вышивание» (Листы картона, толстая игла, подушечка, клубок толстых ниток)

Цель игры : Развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений и концентрации внимания.

Ход игры : На листе картона нарисовать при помощи карандаша рисунок. Затем иглой сделать отверстия по контуру рисунка. Рассказать ребенку о древнем искусстве вышивания, показать какие бывают вышивки и предложить поиграть в вышивальщиц. Показать малышу как можно вышивать на бумаге. Маленькому ребенку можно дать шнурки (тогда отверстия должны быть крупными). Эта работа очень сложная для ребенка, поэтому необходимо вначале проделывать ее вместе с малышом. При этом точно уловить момент, когда можно отпустить руку ребенка, чтобы он начал вышивать самостоятельно.

- «Два конца, два кольца, посередине гвоздик.» (Ножницы, листы бумаги, карандаш)

Цель игры : тренировка мышц кисти, развитие координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики рук)

Ход игры : Загадайте ребенку загадку: Два кольца, два конца, посередине гвоздик. Что это? После того, как ребенок отгадает загадку, предложите ему порезать ножницами бумагу. Если малыш легко справляется с заданием, можно предложить разрезать бумагу по прочерченным линиям или вырезать какую-либо фигуру.

Игры на развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторики. Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на формирование детской речи, повышает внимание ребенка.

Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст)

Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст) "Ум ребенка находится в кончиках его пальцев". В. Сухомлинский. ИГРЫ С КРУПАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУК. Развитие мелкой моторики у детей.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнение №1 «Ходули» С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Презентация-консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности.

План совместного мероприятия с родителями и детьми «Развитие мелкой моторики пальцев у детей» План мероприятия: План совместного мероприятия с родителями и детьми «Посиделки- рукоделки» Тема: «Развитие мелкой моторики пальцев у.

Развитие мелкой моторики пальцев рук через игры с камушками «Марблс» Развитие мелкой моторики пальцев рук через игры с камушками «Марблс». учитель – дефектолог: Наталья Витальевна Исмаилова Игра - это основной.

Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной.

Развивающее пособие для мелкой моторики пальцев рук «Автомобиль»

Развивающее пособие для мелкой моторики пальцев рук «Автомобиль» Добрый день, уважаемы коллеги! Уже с раннего возраста необходимо начинать работу по развитию речи ребенка. Этому способствуют многие развивающие.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Развитие моторики в раннем возрасте является важной задачей для развития ребенка в целом. Развитие головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики руки. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки - ладушки", "Сорока - белобока" и другие пальчиковые игры. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми — и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы - пуговицы, бусины, крупы. Не нужно забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки и игры (пазлы, картинки - вкладыши, мозаика и т. д., а также рисование, аппликация и лепка.

• мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

• верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) — для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

• кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

• прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

• щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

• резиночки для волос.

Основной целью представленных в статье игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно — образовательные задачи:

1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно — развивающие задачи

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности

6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7. Совершенствование двигательной памяти.

8. Развитие речемыслительной деятельности.

9. Развитие мимической мускулатуры.

10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Коррекционно — воспитательные задачи:

1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2. Создание у детей эмоционально — приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

4. Формирование дружеских взаимоотношений.

5. Воспитание внимания к обращенной речи.

6. Развитие чувства уверенности в себе.

7. Формирование положительной мотивации на занятии.

8. Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9. Формирование умения радоваться, достигая цели.

10. Формирование коммуникативных навыков.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения — к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж зубной щёткой

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное: ребенку не должно быть больно!

Этапы массажа:

поглаживание – легкое, затем более интенсивное;

разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности, вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;

вибрация – похлопывание щеткой

Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и пальцев рук).

Плывёт зубная щётка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По пальчикам она идёт!

Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Картотека игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Самомассаж с прищепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно кусаем ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После каждого двустишия – смена рук.

И усами шевелит!

Кусается больно котёнок — глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я не играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться — скажу тебе «кыш»!

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Пальцы щиплет он спросонок:

— Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.



Самомассаж подушечек пальцев

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил», —

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Массаж пальцев рук с помощью мячиков с шипами и обычными

«Фокусник» - упражнение с мячом-попрыгунчиком. Совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов. Движения выполняются по тексту.

Мы подготовили топ-10 игрушек, которые помогут развить мелкую моторику ребенка и подготовить его к школе.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.

1. Развивающий коврик

Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.

Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры — ребенок может составлять числа или слова.

2. Фигурки на магнитах

Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.

3. Тесто для лепки или полимерная глина

Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус — это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины — поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.

4. Кинетический песок

Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.

5. Мольберты и доски для рисования

Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.

6. Пальчиковые раскраски

Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.

7. Гриб-винт и винтовые конструкции

Гриб-винт — замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.

Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок — будущий инженер?

8. Шнуровки

Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.

Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.

9. Конструктор Lego

Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.

Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших — мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.

10. Пальчиковый театр

Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.

Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Развиваем наши пальчики.

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика .

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому , что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи , мышления тесно связано с развитием мелкой моторики . Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика , тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей , отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук . Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики ? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений : от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка . Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики . Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно , это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику , нужно играть с ним в развивающие игры. В данном пособие я предлагаю вам познакомиться со множеством полезных игр для развития мелкой моторики.

Читайте также: