Игрушки в военное время своими руками

Обновлено: 19.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Игрушки военных лет - сценарий.docx

Сценарий краеведческого проекта «Игрушки военных лет»

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

Многие убегали на фронт, били фашистов на равне со взрослыми, помогали партизанам, погибали, получали награды

Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

Многие заменили взрослых на заводах, работая за станками по 10-12 часов,

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла -
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим всего по четырнадцать лет.

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Весной, когда таял снег, пускали кораблики. Над ними особо не мудрствовали - на красоту не обращаешь внимания, когда тебе 10 лет, и кораблик так весело плывет, натыкаясь попеременно то на один, то на другой берег, то не думаешь о его красоте…. Зимой катались на санках. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…

Прошу вас: - Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка "Мишка" рядом с ней.

Лежит, и глазками страдая,
Зовёт: - Мамуля дай поесть
Кулёк, я плача доставая -
Сказав: - Вот крошки. сколько есть.

Уж сколько лет прошло с Блокады,
Расцвёл и дышит Ленинград,
А бабушка моя от мамы,
Учила разуму внучат.

Нарезав хлеб. Остались крошки,
В кулёчек бережно стряхни,
Потом достань… Блокаду вспомни,
Детей, что были голодны.

Прошу вас: - Дайте… малость хлеба,
Грамм двадцать… Доченьки моей,
Лежит слезинка, заболела,
Игрушка "Мишка" рядом с ней.

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. »

… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.

У детей в войну была фантазия и бережливость, поэтому каждую игрушку любили, ценили и берегли как самую дорогую.


Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:

«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.

Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.

Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»

« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна —

-Продолжала девочка, рыдая, —

-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;

Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.

Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.

Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.

Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.

Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.

Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»

Мы с ребятами своими руками сделали игрушки, которыми играли дети военных лет. (Это могут быть деревянный пистолет, кораблик, куколка и мячик из тряпочек, различные битые черепки посуды)

Нашли и взяли интервью у ФИО (конкретного человека – ребенка войны и небольшой отрывок интервью о игрушках военных лет).

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать Родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Данная презентация поможет детям узнать о военном детстве наших ветеранов войны, своих прабабушек и прадедушек;
поможет выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; выявить о роли игрушек военных лет.

Данная презентация способствует систематизации и закреплений знаний детей о подвигах людей в годы войны, о тяжелом детстве детей войны.

Способствует воспитанию чувства патриотизма.

ВложениеРазмер
"Игрушки времён войны" 2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игрушки времён войны.

Куклы Барби , роботы-трансформеры , конструкторы « Лего » - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?

В какие игрушки играли ребятишки военных лет? Ведь ребенок остается ребенком даже в сложных условиях. Вот только детство у него другое — горькое, с ожиданием папки или старшего брата, ушедшего защищать родину, с мамами и бабушками, постоянно занятыми на работе. Или еще страшнее — с потерями и смертями, детским домом и одиночеством. Но инстинкт жизни очень силен, поэтому дети продолжают играть, читать книжки, дружить.

Настоящей энциклопедией военного детства являются книги Владислава Крапивина .

Герои Крапивина — дети разных возрастов , но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь .

В годы войны игрушки приобрели особый смысл. Это была связь с мирным прошлым, память о семейных традициях . Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.

Но были и фабричные игрушки Несколько мишек изготовила Тульская артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. Мишки сделаны из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки. Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны…

В г. Мышкине при посещении Мышиных палат можно встретиться с медвежонком военных лет. Один из залов палат посвящён медведю. Здесь можно увидеть плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда. «Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек. Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.

Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!» Сергей РОМАНОВ

Ёлочные игрушки военных лет Украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи.

Ёлочные игрушки военных лет Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы» в Центральном музее Великой Отечественной войны. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев.

Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов К примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо­ки, картона и даже из стреля­ных гильз. Военная тема ста­ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью­щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе « Москабель » крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

Ёлочные игрушки военных лет На родине дедушки Мороза, в Великом Устюге, есть музей ёлочной игрушки. В одном из залов около десятка ёлок. А ёлки эти совершенно потрясающие, ибо наряжены они игрушками по десятилетиям. На ёлке, символизирующей эпоху Великой Отечественной войны, самыми популярными игрушками являются парашютисты. Делали их очень просто: ко всем ёлочным игрушкам, невзирая на персонаж, привязывались кусочки ткани. Так же военные елки украшались "пистолетами", "собачками-санитарами".

Хотя игрушек из магазина в военное время не было, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую придуманную и сделанную своими руками игрушку любили и берегли как самую дорогую. В оенное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, игрушка для детей войны была символом мирной жизни . Война всегда смотрит глазами голодных , осиротевших детей. Игнатьева Ия, 13 лет

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.

ВложениеРазмер
salahutdinova_ayana_issledovatelskaya_rabota.docx 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МКУ Управление образования МО «Джидинский район»

МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»

«Игрушки военных лет»

Салахутдинова Аяна, ученица 4 класса

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна,

учитель начальных классов.

  • Ринчинова Сэрэмжэт Чагдуровна
  • Лубсанов Лазарь Гунгаевич
  • Балсанов Дугар Батуевич
  • Гомбожапов Дондок Цыбикдоржиевич
  • Рабданова Ольга Ринчиновна
  • Лубсанова Александра Михайловна
  • Сахияева Мария Георгиевна

Материалы из Интернета

Сравнительная характеристика игр

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение
  • Презентация
  • Игрушки, сделанные своими руками

Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано,

– писал Некрасов Н.А., но война лишила детей «красного детства». Война заставила детей стать мгновенно взрослыми, встать в один строй со взрослыми. Но несмотря, ни на что дети всё равно оставались детьми и они любили играть. А какой ребенок может обойтись без игрушки ? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек .

Тема моей работы: Игрушки военных лет

Цель: узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;

  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время; были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
  • сравнить игры того времени и наши игры.

Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет»;

Объект: наши прабабушки и прадедушки

Предмет: игры, в которые они играли

Гипотеза: если мы узнаем, как и из чего делали игрушки дети военных лет, то сами можем сделать такие игрушки и они станут экспонатами музея нашей школы.

Актуальность: Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим. Тогда нашим пожилым вдвойне будет приятно.

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы, игры на компьютерах - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки? В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть прабабушки и прадедушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 75 до 90 лет. Я сходила к ним в гости. Они поделились со мной воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда началась война, мне было 14 лет» - вспоминает Сэрэмжэт Чагдуровна Ринчинова (1927года рождения).- Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Я работала трактористкой по 10-12 часов в сутки. Домой приходила уставшая, голодная. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. В то время у нас был только один праздник – Сагаалган. На Сагаалган нам дарили боово, сагаан сахар (большие куски белого сахара). Специальными кусачками раскалывали сахар и ели. Было очень вкусно, не то, что нынешний рафинад. Наши младшие или мы, когда удавалось найти свободное время, тогда играли «в шагай наадан» из бараньих лодыжек. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Ими можно было играть в разные игры по – одному, по несколько человек.

Лубсанов Лазарь Гунгаевич (1927г.р.) рассказывает: «Еще в довоенное время приезжали в Ичетуй начальники из Петропавловки и организовывали военную игру «Ворошиловский всадник». Всадник должен был знать устройство седла, уметь правильно сесть на лошадь и спешиться, ездить рысью, шагом, галопом, выполнять обязанности конного дозорного, посыльного. Нужно было также преодолеть не менее пяти препятствий выше 60-70 см. Наша молодежь с цагатуйскими парнями играли (все были на конях, с самодельными деревянными автоматами). Если кого брали в плен, то как я хорошо помню, закрывали их в овчарне в «Хучан центр». Тогда игрушек не было, мы из коровьей шерсти делали м ячи – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Самодельным мячом мы играли в игру похожую на нынешний гольф, в лапту. Также мальчишки из веток строили шалаши, из деревянных бревнышек мастерили себе санки .

Жизнь в те годы была очень тяжелой , - вспоминает Дугар Батуевич Балсанов (1930г.р.),- чтобы выжить приходилось много работать. Летом косили сено. Косить начинали «со светом», т.е. по росе (чем росистее трава, тем легче было косить), а заканчивали когда уже смеркалось. Мальчишки самостоятельно или с помощью умельцев выпиливали танки, самолеты, сабли, ножи, пистолеты и автоматы из досок. Мы раньше часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, думали мы, чтобы опять хорошо жили. Ну и никто не хотел быть фашистом. Эту роль выполняли деревья. В них мы стреляли снежками, камнями. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным.

По рассказу Гомбожапова Дондок Цыбикдоржиевича (1932г.р.) летом дети целые дни проводили на речке, купались, загорали, играли в догонялки, из песка лепили разные фигурки, сушили на солнышке. В теплое время играли в лапту, из бараньей пряжи мастерили мячи – скручивали их в тугой комок. Получался очень прыгучий мячик. Зимой катались на санках.

Из воспоминаний Рабдановой Ольги Ринчиновны (1935г.р.) мы узнали, что действительно делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Куклы были в основном тряпичные, которые шили сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали кукол из соломы . Ну, а самой большой радостью была кукла , сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды с красивыми изображениями цветов, которые мы собирали, берегли и хранили.

Лубсанова Александра Михайловна (1937г.р.), родом из Петропавловки вспоминает: «На Новый год в детском саду, куда я ходила, тогда обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги , ватой, фантиками, если они были, игрушки шили из тряпок. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи».

По воспоминаниям Марии Георгиевны Сахияевой (1940г.р.) покупные игрушки в 50-ых годах были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Мария Георгиевна тогда вместе со своей мамой Бадаевой Хандумой Жугдуровной переехала с Закамны в Ичетуй. У неё была маленькая кукла. Девочки, ее подруги собирались, вместе дружно играли. У Софьи Балдановой в то время был велосипед, единственный в Ичетуе. Каждая из подружек по очереди каталась на нем. Остальные просто бежали за велосипедом. В молодые годы они в клубе танцевали ехор.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать из Интернета . Дети берегли довоенные игрушки . В блокадном Ленинграде (и во многих других городах) многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей , которых потом обнимали во время бомбежки. На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволоки, картона и даже из стреляных гильз. Военная тема стала главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бьющего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы. Игрушки выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Елочные шарики , представляли собой те же лампочки, только без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы - отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды с серпом и молотом внутри. Также из отходов производства делали домики для птиц .

Я родилась и выросла в мирное время. Я хорошо знаю, как шумят весенние грозы, но никогда не слышала орудийного грома. Я вижу, как строят новые дома, но не подозревала, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Тогда началась Великая Отечественная война. На защиту своей страны поднялись миллионы людей.

В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том, что мы, дети, не должны расти «Иванами, не помнящими родства».

Я выбрала эту тему, потому что в прошедшем учебном году мы работали над проектом «Помним, чтобы жить». Мне захотелось узнать больше: а было ли у них детство? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Исходя, из данной темы работы, я поставила перед собой цель: изучить, как жили, во что и чем играли дети военной эпохи.

Задачи:

- изучить различные источники информации по теме;

- узнать в какие игрушки играли дети Великой Отечественной войны и как они к ним относились;

- найти подтверждающие факты в художественной литературе;

- изготовить куклу своими руками.

Выдвинула гипотезу: дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Область исследования: история Великой Отечественной войны

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: куклы военных лет

Методы моей работы:

- Теоретический: чтение и анализ литературы, интернет – ресурсов

- Практический: изготовление куклы своими руками.

1.Дети Великой Отечественной войны

В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро.

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, что шла для оборонных предприятий. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры - приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.
Во время войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу.

Все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами. А ведь обстановка в селах, деревнях была тяжелейшей с первых дней боевых действий. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах».

Школьники приняли самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов - фронтовиков. Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими

ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы,

защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями школьники, ребята из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям -фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним.

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы стать в строй защитников Родины.

Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Во что и как играли дети во время и войны

Куклы Винкс, Братц, Мокси, роботы-трансформеры, конструкторы Lego — это современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? И вообще была у них возможность играть? У тех, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны?
Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек, которые играли ими во время войны и в тяжелые послевоенные годы. Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту, а иногда и не совсем домашнем – многие тогда жили в землянках. Иногда, чтобы порадовать ребенка взрослые отдавали платок, лоскутки ткани и нитки, которые были в хозяйстве наперечет, и дефицитную в ту пору бумагу, а уж когда ничего не было – в ход шли трава, веточки и любой природный и подручный материал.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Елочные шарики, представляли собой те же лампочки, только без цоколя. Из остатков фольги и проволоки делали снежинки и примитивные яблочки. Также из отходов производства делали домики для птиц, пятиконечные звезды с серпом и молотом внутри и многое другое.

Дети берегли довоенные игрушки. В блокадном Ленинграде и во многих других городах многие малыши во время воздушной тревоги брали с собой в бомбоубежище плюшевых медведей, которых потом обнимали во время бомбежки.
Чтобы доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Нашим детям химический карандаш, скорее всего, незнаком. Для того чтобы рисунок был ярче и не смывался, такой карандаш периодически приходилось смачивать слюной. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет. Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили.

Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок. Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Также мальчишки мастерили себе свистульки из дерева, из деревянных бревнышек делали коляски. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности, в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

На Новый год обязательно наряжали елку, так как это напоминало о мирной жизни, придавало сил, вселяло надежду на скорую победу. Украшали елки всем, что было под рукой – самодельными игрушками из бумаги, ватой, фантиками, если они были. Даже Дед Мороз на новогодних открытках изображался в виде бородатого партизана. Если была возможность, на фронте тоже ставили елку, только в качестве украшений использовали погоны, бинты, стреляные гильзы.

3. Практическая часть

3.1. Чтение и анализ художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания ВОВ, тем больше забывается она. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей Родины. Тем ценнее для нас творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала много рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны. Например: «Крошки память» Юрия Васильева; «Ой, Мишка, как же страшно мне. » Л. Тасси; «Кукла» Г. Черкашина; «Сын полка» Валентина Катаева; «Три девочки» Елены Верейской; «Алёнушка» Самковой Нияры.

«Сын полка», Валентина Катаева

«Сын полка» — это повесть об одном мальчике, но на самом деле его судьба не была редкой для военного времени. Ваню Солнцева, у которого война забрала семью, разведчики нашли спящим в окопе и «усыновили» всем полком. Мальчик-сирота волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых

военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.Беды закалили мальчика. Оказав­шись среди бойцов капитана Енакиева, он решил бороться с вра­гом, как настоящий солдат. В то же время писатель подчеркивает, что Ваня не утратил детскости.

«Три девочки», Елены Верейской

Три девочки — это школьницы Наташа, Катя и Люся. Они живут в коммунальной квартире, дружат, придумывают ребусы, встречают Новый год — а потом приходит война. Перестав ходить в школу — ее разбомбило, — девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу: «Сухарь был очень черствый, и это было хорошо — можно было дольше жевать». Эта повесть о хорошем — пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Меня тронуло произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Рассказ о девочке и её кукле Маше. Это была любимая кукла, и девочка с ней никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочке пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись, домой в витрине магазина девочка увидела куклу и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу.

«Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет. — Мы опоздали на целую неделю, — повторила она. — Кто-то уже купил твою Машу…»

Девочка подошла к маме «и провела рукой по её рано поседевшим волосам.

- Ничего, мама, … Ничего…»

Такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ мне очень понравился. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 41 года.

Еще одно произведение, которое меня тронуло до глубины души – это «Алёнушка» Самковой Нияры. Читая это стихотворение понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем!

-Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она;
Видите прожжённое колено?
Это в 41 – ом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.

Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,

От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.

Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»

Военная техника, экипировка и снаряжение всегда вызывали интерес у мальчишек. В военных дворовых играх самодельное вооружение и техника вызывали уважение и зависть участников.


Мальчишки со своими друзьями с радостью примут участие в изготовлении военных поделок. Достаточно быстро придет необходимый опыт и изготовление даже сложного изделия не вызовет трудностей.

Какие разновидности военных поделок можно сделать в домашних условиях

Первое, что приходит в голову, это винтовка, граната или танк. Но многие не подозревают, что ребенок в состоянии самостоятельно изготовить гораздо более сложные вещи – бронетранспортер, корабль, подводную лодку, пулемёт, боевую машину пехоты.

Можно встретить поделки любых размеров, форм, и изготовленных из различных материалов.


Плоские поделки

Их изготавливают в виде открытки или рисунка. Открытка чаще бывает стандартных размеров и ее вручают как подарок к памятному дню, например 23 февраля. Картина и рисунок могут быть любых размеров, которые ограничены только возможностями исходного материала.


Объемные поделки

Они используются в детских военных играх со сверстниками, их можно подарить отцу или деду. Размеры такого подарка ограничены главным образом творческими концепциями домашнего мастера.


Требуемые для изготовления инструменты, приспособления, материалы

Исходными материалами могут служить любые, экологически безупречные:

  1. дерево;
  2. бумага;
  3. пластмасса;
  4. поролон;
  5. картон;
  6. ткань;
  7. скотч;
  8. краски;
  9. клей.

Также понадобятся ножницы и лобзик.


Бумажные поделки

Из плотной бумаги или картона, используя приемы оригами, можно изготовить красивые самолёты или бронетехнику, а затем их живописно раскрасить. В военную транспортную машину из картона можно посадить солдат с автоматами и ручными гранатометами. Вездеходную бронемашину вооружить пулеметом и пушкой. Из картона также можно сделать истребитель с крылом обратной стреловидности, штурмовой вертолет и баллистическую ракету.


Модульное оригами

В последнее время широкое распространение получило модульное оригами. Эта техника отличается от традиционного тем, что поделка создается не из одного листа бумаги, а из отдельных модулей. С помощью этой техники можно добиться полной иллюзии реального объемного предмета.


Бронетехника из спичечных коробков

Из этого бросового материала можно изготовить, например, танк. Для этого понадобятся:

  1. 3 спичечных коробка;
  2. трубочка из пластмассы для ствола;
  3. 9 темных пуговиц;
  4. цветная бумага;
  5. ножницы и клей.


Основанием танка служат 2 спичечных коробка, склеенных узкими сторонами. Готовый корпус обёртывается бумагой зелёного цвета. Для колёс используются темные пуговицы соответствующего размера, по четыре с каждого борта, а девятая приклеивается сверху, и будет изображать люк. Используя пластиковую трубочку длиной около 3 см, к корпусу крепится ствол танкового орудия.


Баллистическая ракета

Для ее изготовления понадобится бутылочка из-под лекарств, которую необходимо опорожнить, очистить от загрязнений и просушить.


Емкость можно раскрасить сразу или после обёртывания бумагой. Обтекатель ракеты изготавливают из бумаги в виде кулька (конуса) и приклеивается сверху к корпусу.


Находящиеся внизу ракеты аэродинамические стабилизаторы изготавливаются из картона. Вырежьте четыре треугольника со сторонами 3 см, выкрасите или обклейте их цветной бумагой. Сделав сгиб на расстоянии 5 мм от края заготовок, зафиксируйте стабилизаторы на корпусе с помощью клея.


Поделки из пластмассовых бутылок

Такие бутылки чрезвычайно популярны в качестве материала для поделок на военную тематику. Военная техника часто имеет цилиндрические формы, весьма схожие с пластиковыми ёмкостями. Поэтому из них легко изготавливать поделки в виде самолётов, подводных лодок, ракет и другого вооружения, имеющего аналогичные формы.


Изготовление поделок в виде самолётов своими силами

Самолёты военно-воздушных сил имеют зеленую окраску. По этой причине емкость для спрайта зеленого цвета очень удобна для изготовления военных летательных аппаратов. При отсутствии таких бутылок, используются любые, имеющиеся в распоряжении. Детали самолета (хвостовое оперение, крылья, воздушный винт) вырезаются из картона зеленого цвета.


Фломастером размечают бутылку для дальнейшей работы. Для этого отмечают места крепления крыльев, хвостового оперения и других элементов конструкции. Далее склеивают два картонных листа и дают клею просохнуть. Другой лист картона – заготовка для крыльев размером 4х30 см с оконечностью в форме полукруга. Нарисовав эскиз, из картона изготавливаются воздушный винт и хвостовое оперение соответствующего размера. В отмеченных на фюзеляже местах прорезаются щели, а затем завершается сборка. Иллюминаторы, фонари кабины летчика и стрелка имитируются фотоизображениями.


Поделки из пластилина

Такая поделка в форме картины должна иметь шнур для того, чтобы иметь возможность повесить ее на стену. Основание картины должно иметь достаточную жесткость для предотвращения деформации. При игнорировании этого требования и использовании листа картона толщиной в один слой, поделка может исказиться и утратить первоначальную форму


  • Склеить два и более картонных листа и дать им просохнуть.
  • Дать пластилину нагреться, поместив его в теплое место, для придания ему пластичности.
  • Сделать карандашный набросок будущей картины на задуманную тему. Тёплый пластилин, кусочек за кусочком, накладывать на основу, придерживаясь сюжета и соблюдая цветовые решения.
  • Для предохранения поделки от загрязнения и высыхания ее следует обернуть пищевой полиэтиленовой пленкой, а оборотную часть закрыть бумагой или картоном и скрепить степлером. Такие меры предосторожности позволят сохранить произведение в первозданном виде в течение многих десятилетий.


В случае возникновения затруднений следует найти в мировой сети соответствующие фото наиболее удачных военных поделок или мастер-классы с пошаговыми инструкциями по их изготовлению.


Идея поделок на военную тематику весьма удачно учитывает доступность и дешевизну исходных предметов и материалов, некоторые из которых являются бросовыми и предназначены на выброс.


Сочетая различные материалы, в основном маскирующей окраски, можно изготовить любую военную технику: от торпедного катера до крылатой ракеты. Такие поделки способствуют развитию у детей и взрослых не только творческого мышления, внимания и настойчивости, но и уважения к воинским подвигам предков и воспитанию патриотизма.


Подарок на военную тему, сделанный своими руками, и врученный отцу или деду к Дню победы или Дню защитника отечества, доставит радость и растрогает любого, получившего его.

Читайте также: