Индийские игрушки для детей

Обновлено: 14.05.2024

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация


Игрушка из папье-маше в народном стиле
(штат Бихар, Индия)
Развлечение, игра, игрушка, времяпрепровождение, спорт - все эти слова на санскрите имеют один общий корень "крид", что означает "играть" От него произошло и слово криданака, т. е игрушка. Не менее интересно происхождение санскритских слов путтала или путтика — кукла.

Это уменьшительная форма слова путра сын, что можно буквально перевести как "сыночек", а также "изображение", "копия". Все традиционные индийские игрушки были как бы уменьшенными копиями предметов, с которыми ребенок сталкивался повседневно, и потому содержали в себе существенный элемент реальности.

С давних времен для изготовления детских игрушек использовались самые разнообразные материалы, например, игрушки детей богачей выполнялась из слоновой кости и серебра. Но гораздо больше изобретательности вкладывалось в фигурки, изготовленные из глины, растительных волокон, кусочков бумаги, дерева, материи, перьев и листьев. Правда, такие куклы были недолговечны. Эти простые и дешевые игрушки делались не только для забавы, но и для того, чтобы ребенок с помощью форм, материалов, красок познавал окружающий мир. Фигурки птиц и животных воссоздавали мир природы. Миниатюрные изображения святых, игрушечные предметы домашнего обихода и копии других предметов открывали дверь из маленького мира ребенка в большой мир, окружавший его
Ярмарки, еженедельные базары, праздники были неотъемлемой частью жизни в сельских районах Индии, стержнем, вокруг которого вращалась общественная и культурная жизнь. Здесь и продавались традиционные игрушки, дававшие детям первые представления о цвете и форме, звуке и свете, магии и чудесах.
Богатейшая коллекция самых древних индийских игрушек, иным из которых насчитывается 5 тысяч лет, была собрана в долине Инда Кроме натуралистических фигурок людей и животных, выполненных из керамики, местные жители делали фигурки быков с качающимися головами, обезьянок, спускающихся по веревочке, тележки с вращающимися колесиками, свистульки в форме птиц и животных, — последние и до сих пор встречаются в индийских деревнях. Археологические раскопки и литературные источники, относящиеся к последующим периодам в истории Индии, убедительно свидетельствуют о широком распространении разнообразных игрушек на всей территории Индии

В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого человека делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжительность жизни за сто лет, то ее можно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап - брахмачарья - охватывает рождение, младенчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребенка.
В индийской культуре не существует четкой границы между религиозными и мирскими делами. Так же как и смертные, боги проходили через различные жизненные этапы, включая и детство. В индусской мифологии подробно рассказывается о детских играх и развлечениях бога Кришны и Рамы. И по сей день в большинстве районов Индии во время празднования дня рождения Кришны в храмах можно увидеть большое количество игрушек, представляющих различные сцены из жизни этого божества. В Западной Бенгалии во время ежегодного праздника в честь богини Дурги вокруг ее статуи расставляются игрушки. Жители всей южной Индии, отмечая день победы Рамы над царем демонов Раваной и праздники различных богинь, помещают игрушки в небольшие домашние святилища. Среди игрушек, составляющих часть религиозного ритуала, помимо погремушек, тележек, птиц и зверей встречаются фигурки богов и богинь, мифологических персонажей, небесных музыкантов и танцоров.

Деревянная кукла в одежде, конец 19 века, Индия
Музей игрушки Сергиев Посад

Каждый район Индии знаменит своими, характерными только для него, игрушками. Традиционным и наиболее распространенным материалом для их изготовления служит крашеное или лакированное дерево. На базарах северных городов — в Варанаси, Лакнау, Матхуре и Вриндаване — продаются вырезанные из дерева ярко раскрашенные фигурки индусских богов, животных — особенно обезьян в различных характерных позах, а также небесных музыкантов и танцоров. Делают их из очень легкого сорта древесины, который называют здесь "бхуркул" или "гулар". Но, пожалуй, наибольшего развития традиция ярко раскрашенной деревянной игрушки достигла в Раджастане. Помимо крошечных фигурок мифологических персонажей, птиц и животных наибольшей популярностью у раджастанских ребятишек, по-видимому, пользовались фигурки матери с ребенком, женщины, несущей на голове кувшин или размалывающей зерно. Сегодня мастеров крашеной деревянной игрушки можно найти только в городе Басси, расположенном недалеко от Читтора, хотя в прошлом такие центры были разбросаны, вероятно, по всему штату.

Известен своими раскрашенными деревянными игрушками и штат Орисса. Изготовлением традиционных игрушек и масок занимается целая община мастеров, живущих в деревне Рагхураджпур, в окрестностях храмового города Пури. Их изделия отличаются особым изяществом, которое характерно также для рисунков в орисских рукописях и храмовой скульптуры. Орисские игрушки примечательны своей фантастичностью, они принадлежат не миру реальности, а миру сказок и мифов.

Город Савантвади в Махараштре славится ярко раскрашенными деревянными игрушками в форме фруктов и овощей. В этом городке делают и оригинальные индийские игральные карты кружки с изображением астрологических символов. В колоде содержится либо 64, либо 81 карта. Карты, здесь изготовленные, расходятся по всей Индии.

Тирупати, один из известнейших центров религиозного поклонения южной Индии, знаменит куклами и игрушками из тяжелого палисандрового дерева. Здесь популярны фигурки "дампати", представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для фигурок характерны упрощенные формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.

Индийская матрешка, 80-е гг.
Музей игрушки, Сергиев Посад

Деревянные игрушки часто вытачиваются на токарном станке. Сама техника их изготовления подсказывает весьма упрощенную, округлую форму. В отличие от изделий ручной работы, которые и раскрашиваются вручную, эти игрушки покрываются лаком на станке. Для приготовления лака используются выделения насекомого carteria laca, питающегося соком различных растений и деревьев. Самки насекомого пользуются этим густым веществом красноватого цвета для самозащиты и защиты отложенных яичек. Для покрытия готового изделия лаком к его поверхности прижимают кусок застывшего лака и запускают станок на высокие обороты. Под действием трения лак растапливается и оседает на поверхности игрушки. Пользуясь кусками лака разного цвета, мастера наносят на поверхность узор из ярких кольцевых полосок, типичный для данного метода обработки изделий. Деревянные игрушки, выточенные на токарном станке, можно приобрести почти во всех районах Индии, но самые красивые делают в штатах Уттар-Прадеш, Раджастан, Гуджарат, Андхра-Прадеш и Тамилнад.

глиняные игрушки, Западная Индия, 1980-е гг.
Музей игрушки, Сергиев Посад

На юге Индии для изготовления игрушек широко применяется терракота. Глиняные и терракотовые игрушки прекрасны тем, что их можно разнообразить до бесконечности, каждый день можно создавать что-то новое: можно сделать каждому ребенку свою игрушку, какой нет у других детей, для каждой игры можно слепить новую куклу. Эти игрушки хрупки и эфемерны как мечта, как сон, но традиция их изготовления неподвластна времени. Путь ребенка от осознания времени к осознанию вечности как бы проходит через ряд перевоплощений формы, при этом дух остается неизменным, вечным.
Терракотовая игрушка популярна и в восточной Индии: в Ассаме, Западной Бенгалии, Ориссе и Бихаре, имеющих богатейшие гончарные традиции. Здесь неизменно изготовляются фигурки матери и ребенка; тема, которая на протяжении веков получила отражение в бесконечном разнообразии форм. Глиняные игрушки Ассама и Западной Бенгалии имеют геометрически-упрощенные формы, в результате фигуры людей и животных выглядят мифическими существами. Игрушки зачастую раскрашиваются красками или покрываются лаком. Глиняные игрушки из Ориссы украшены богатым орнаментом. Мастера из Бихара стремились к созданию реалистической игрушки. В Мадхубани (штат Бихар) развилась традиция ярко окрашенной игрушки, которая изготовлялась из глины в смеси с хлопком-сырцом, служащим связующим материалом.
В Раджастане широкое распространение получила традиция изготовления игрушек из необожженной глины. Яркая раскраска оживляет их примитивные формы Наиболее популярны фигурки девушки с кувшином, матери с ребенком, женщины, размалывающей кукурузные зерна, слона с наездником, лошади с тележкой Наиболее известны игрушки из Медхты, в области Нагаур.

Игрушки, изготавливаемые в Кондапалли (штат Андхра-Прадеш), уникальны Их делают из смеси коровьего навоза, опилок, глины и покрывают яркими красками. Основная тема — мифологические персонажи В этой местности существует и своя манера росписи игрушек, характерная для традиционного стиля росписи стен, рукописей, связанная также с театром теней.

В Ассаме и Западной Бенгалии материалом для изготовления недорогих игрушек служит местный сорт тростника, называемый "шола" или "питх". Необходимая форма придается изделиям с помощью обыкновенного кухонного ножа. Стебли тростника разрезаются на пластинки толщиной с лист бумаги, которые затем склеиваются клеем Из этого чудо-тростника делают фигурки крокодилов, черепах, слонов, птид или персонажей местных сказок. Чтобы оживить эти игрушки, их раскрашивают красками, разведенными водой

Замечательные игрушки плетут из стеблей травы "сикки" в области Мадхубани (штат Бихар). Игрушки разрисовывают красками, но соломка блестит из-под них, как чистое золото

Игрушки из меди и латуни могли позволить себе только богачи и аристократы. Благодаря прочности материала такие игрушки были долговечными и передавались из поколения в поколение. Металл очень подходит для игрушек, позволяющих воссоздавать мир взрослых в мире детской фантазии Играя с миниатюрными копиями предметов домашнего обихода, девочки, подражая матери, учились пользоваться печью и готовить лепешки. Такие игрушки выковывались из листовой меди или латуни. Игрушечные скалки делались полыми, вовнутрь клали камушки Дети развлекались, заставляя их греметь и издавать ритмичные звуки. Скалки, горшки, сковородки, жаровни, печки, ложки, половники часто покрывались изысканным узором. Мальчики играли с экипажами, запряженными лошадьми, повозками, в которые были впряжены быки, фигурками слонов или других животных на колесиках. Их можно было возить за собой на веревочке

Детский отдел любого торгового центра Индии предложит вам нам выбор большой ассортимент современных игрушек – трансформеры, Барби, конструкторы, машинки с дистанционным управлением, мягкие зверушки, говорящие куклы. Однако всё ещё пользуются спросом и традиционные индийские игрушки, которые можно найти на рынках и в лавчонках кустарей.

Древнейшие индийские игрушки были найдены при раскопках Мохенджодаро – деревянные свистульки в виде птичек и глиняные повозки. Как и несколько тысяч лет назад, игрушки в Индии и сейчас создают из натуральных материалов – дерева, глины, пальмовых листьев, тростника, кожи, тканей.

Самой первой игрушкой в жизни ребёнка является погремушка. В индийских деревнях погремушка представляет собой сделанную из тростника или бамбука коробочку с ручкой, ярко раскрашенную и наполненную камнями или глиняными шариками.

Для подросших детей выбор игрушек побольше – это и повозки на колёсиках, которые можно таскать за собой на верёвочке, и фигурки различных животных — слонов, верблюдов, тигров, буйволов, и персонажи мифологических историй, и даже фигурки богов Шивы и Ганеша.

Популярны и куклы, которые могут быть выполнены из дерева, глины, папье-маше или ткани. В Южной Индии делают так называемых танцующих кукол. Их высота от 30 см до полутора метров, они состоят из четырёх частей, соединяемых проволокой, которая и обеспечивает подвижность этих частей – от малейшего толчка кукла приходит в движение, «танцует». Раскраска таких кукол – одежда и грим – в точности повторяет грим и одежду реальных танцоров.

Очень популярны и марионетки всевозможных видов. В штате Раджастхан их изготовляют из дерева, это большие куклы, одетые в средневековые раджастанские одежды и ярко раскрашенные. А в штате Андра Прадеш делают марионетки из кожи. Это плоские фигуры, раскрашенные с двух сторон и предназначенные для разыгрывания представлений тенями.

Как это ни странно, но в последнее время появился спрос на традиционные индийские игрушки и за рубежом. Основной причиной этому является их безопасность для ребёнка, ведь игрушки делаются вручную из натуральных материалов и разрисовываются растительными красками.

Прилавки современных детских магазинов заполнены популярными во всем мире куклами, роботами, конструкторами. Однако есть много создателей и ценителей традиционных игрушек, в том числе индийских. Национальные промыслы в сфере мастерства игрушек у разных народов похожи. Так, первобытные погремушки и у русских, и у индийских малышей представляли собой коробочки, полости, наполненные мелкими предметами – семенами, камушками или еще чем-то гремящим. Первые куклы, с которыми играли девочки, олицетворяли собой добрые силы и выполняли роль оберегов.

Исторический взгляд

Мохенджо-Даро – древний город долины Инда, образованный почти за три тысячелетия до нашей эры. Это таинственное поселение постигла печальная участь почти мгновенной гибели. Улицы, дома, утварь, древняя система канализации, туалеты, зернохранилища и… игрушки – огромное количество вещей, застывших во времени было обнаружено археологами. Сохранилось довольно много бронзовых и терракотовых (глиняных) фигурок людей и животных, глиняных повозок на колесах.

Материалы

Вероятно, традиционные индийские игрушки из других, более податливых разрушению временем, не сохранились в этом археологическом месте. Однако и сейчас живы традиции создания затейливых предметов из перьев, дерева, пальмовых листьев, тростника, тканей и кожи животных.

Тематика

Для самых маленьких деток предназначались погремушки. В индийских деревнях всегда создавались авторские игрушки и куклы, а для их создания использовали коробочку из бамбука или тростника. К ней приделывали ручку и заполняли глиняными шариками или мелкими камешками. Снаружи такая игрушка была ярко раскрашена традиционными орнаментами.

Подросшие дети могли играть игрушками на колесах, изображавшими традиционных для индийского образа жизни животных. Повозки в виде слонов, тигров, верблюдов, буйволов можно было катать на верёвочке.

Куклы

Это отдельная категория в каждой культуре. Кукла – изображение, образ, олицетворение какого-то божества, качества, природного явления, силы. В индийской традиционной культуре не могло обойтись без игрушек – кукол. Чаще всего встречаются куклы, изображающие богов – Шиву, Ганешу, других персонажей древних сказаний.

Более позднее прикладное творчество радует детей марионетками из кожи. Эти традиционные индийские игрушки – не что иное, как фигурки для театра теней.

Все куклы имеют красочные наряды, выполнены из природных материалов и раскрашены красками природного происхождения. Вот почему традиционные индийские игрушки сейчас очень популярны. Они способствуют развитию моторики малыша, фантазии, образного мышления и абсолютно не вредят здоровью.

На странице авторских игрушек можно найти образцы, сделанные нашими умельцами с любовью, теплом рук и культурным значением.

Среди традиционных индийских игрушек можно встретить и самую известную настольную игру, корни которой надо искать в Индии – шахматы. Прямым предшественником шахмат считается игра чатуранга. Она была известна уже в шестом веке нашей эры. Для игры использовали доску и фигурки, цель – поставить мат королю. Первые фигуры были выполнены из дерева. Игра настолько мудра, что была и остается популярной у сильных мира сего и простых людей. Шахматы – отличный подарок другу, коллеге или малознакомому человеку.

До сих пор в некоторых районах Индии кукол приносят в жертву богам и в то же время любуются и поклоняются им. Существует старинный обычай в дни праздников устраивать в доме выставки самодельных кукол.

Как и несколько тысяч лет назад, игрушки в Индии и сейчас создают из натуральных материалов – дерева, глины, пальмовых листьев, тростника, кожи, тканей. Игрушки из глины или различных пород дерева изображают мифических героев, бытовые сценки, животных и птиц. Реалистичны и бронзовые фигурки, отливаемые в Центральной Индии. Плетеные игрушки – одна из древних форм искусства. Для плетения используется трава сикки и солома.

Первой игрушкой в жизни ребёнка является погремушка. В индийских деревнях она представляет собой сделанную из тростника или бамбука коробочку с ручкой, ярко раскрашенную и наполненную камнями или глиняными шариками.

Для подросших детей выбор игрушек побольше – это и повозки на колёсиках, которые можно таскать за собой на верёвочке, и фигурки различных животных – слонов, верблюдов, тигров, буйволов, и персонажей мифологических историй.

Один из самых древних жанров индийского искусства — изготовление кукол. Накануне многих индийских праздников и особенно перед Новым годом в лавках и на ярмарках продаются целые наборы приданого для кукол: туфельки, браслеты, бисер, ожерелья, пояса, а в домах женщины и девочки стирают, шьют и украшают кукольные одежды. В некоторых местах в полном соответствии с древнейшей традицией домашнего производства кукол до сих пор делают и сами владельцы этих нарядов, а также многочисленные декоративные фигурки – бытовые копии храмовых скульптур и изображения героев эпических поэм. Для их выполнения используются различные материалы: ткань, глина, дерево, солома, а для декоративных фигурок – бронза, камень, папье-маше, слоновая кость, рог и раковины.

Способ изготовления фигурок людей и животных из папье-маше следующий: бумажная клейкая масса накладывается плотным тонким слоем внутрь двух полых форм, которые отлиты из гипса или прочной глины по предварительно вылеп­ленной модели. После просыхания обе половинки вынимаются и склеиваются одна с другой. Шов зачищают, покрывают слоем грунта и расписывают лицо кукле.

В разных штатах Индии сложились свои центры производства кукол, отличающихся характерным стилем и техническими приёмами. В городе Кондапалли (штат Андхра-Прадеш) делают ярких, причудливо расписанных кукол из мягкой древесины, в Штате Западная Бенгалия – глиняных кукол. Штат Раджастхан является «сердцем» традиционного производства марионеток с деревянными головами и матерчатыми телами, одетых в красочные наряды. Для странствующих кукольников на севере и западе Индии изготовляют мягких декоративных кукол в этнографических костюмах. В штате Тамилнад делают гибких и подвижных, подвешенных на проволочках кукол, изображающих актёров театра катхакали, а также театральных кукол- «танцовщиц».

Остановимся более подробно на так называемых танцующих куклах. Их высота от 30 см до полутора метров, они состоят из четырёх частей, соединяемых проволокой, которая и обеспечивает подвижность этих частей – от малейшего толчка кукла приходит в движение, «танцует». (Раскраска таких кукол – одежда и грим – в точности повторяет грим и одежду реальных танцоров).

А теперь рассмотрели куклу Бинодини с ее национальной одеждой. Самая древняя индийская одежда — несшитая (шарфы, длинные пояса, набедренные повязки, тюрбаны, сари). Сари - шести-семиметровый кусок ткани, которым обматывают тело снизу вверх, от щиколоток до головы. Обувь — сандалии или закрытые туфли с заостренными носами, башмаки из лыка или тростника. Амулеты выполняют обереговую функцию. Считается, что браслеты приносят здоровье и счастье. На лбу рисовалась точка, знак при­надлежности к касте (определенному социальному кругу).

А вот стихотворение про эту куклу:

БИНОДИНИ

Стройная, нарядная,
Цвета шоколадного,
Кукла Бинодини
Из далекой Индии
В сари новое одета;
Серьги, бусы и браслеты,
Серебром звенящие, —
Лакшми настоящая!

Традиционными индийскими игрушками считаются также фигурки слонов. В Древней Индии это животное было символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия. (На праздники по традиции слонов украшают красочными покрывалами, расписывают красками. Обязательно лбы покрывают сверкающие треугольные покрывала, каждое из которых расшито шестью сотнями позолоченных пластинок).

Изображение слонов обязательно присутствует на одежде, рисунок либо нанесен на ткань, либо вышит, в орнаментах, украшающих храмы, а еще индусы делают огромное количество сувениров в виде этих величественных животных. Так, очень популярны фигурки слонов, вырезанные из камня или дерева. Положение каждой из них (фигурок) выбирается не случайно и имеет свое значение. Слон с поднятым вверх хоботом считается символом богатства и удачи. Также считается, что такой слон способствует сокращению ненужных материальных растрат, его устойчивость и стабильность могут повлиять на расточительность хозяев дома, умерив их жажду тратить деньги на ненужные вещи. Слон с опущенным хоботом является покровителем женщин, он дает материнство.

Несмотря на большой выбор современных игрушек, большим спросом в Индии и даже за рубежом всё ещё пользуются традиционные индийские игрушки, которые можно найти на рынках и в лавочках кустарей. Основной причиной этому является их безопасность для ребёнка, ведь игрушки делаются вручную из натуральных материалов и разрисовываются растительными красками.

Все традиционные индийские игрушки были уменьшенными копиями предметов, с которыми ребёнок сталкивался повседневно. С давних времён для их изготовления использовались самые разнообразные материалы. Игрушки детей богачей и знати искусно выполнялись из слоновой кости и серебра. А игрушки для бедняков, изготовленные из глины, растительных волокон, кусочков бумаги, дерева, материи, перьев и листьев, были просты, дёшевы и недолговечны

Традиционные индийские игрушки

Ярмарки, еженедельные базары, праздники — неотъемлемая часть жизни в сельских районах Индии, стержень, вокруг которого вращалась общественная и культурная жизнь. Здесь и продавались традиционные игрушки, дававшие детям первые представления о цвете и форме, звуке и свете, магии и чудесах.

В соответствии с устройством индусского общества жизнь каждого человека делится на несколько этапов. Если принять среднюю продолжительность жизни за сто лет, то её можно условно разделить на четыре этапа, по двадцать пять лет каждый. Первый этап — брахмачарья — охватывает рождение, младенчество, отрочество и период обучения. На этом этапе игры и игрушки занимали важное место в умственном и физическом развитии ребёнка.

В индийской культуре не существует чёткой границы между религиозными и мирскими делами. Так же, как и смертные, боги проходили различные жизненные этапы, включая и детство. В индусской мифологии подробно рассказывается о детских играх и развлечениях бога Кришны и Рамы. И по сей день в большинстве районов Индии во время празднования дня рождения Кришны в храмах можно увидеть большое количество игрушек, представляющих различные сцены из жизни этого божества.

В Западной Бенгалии во время ежегодного праздника в честь богини Дурги вокруг её статуи расставляются игрушки. Жители всей южной Индии, отмечая день победы Рамы над царём демонов Раваной и праздники различных богинь, помещают игрушки в небольшие домашние святилища. Среди игрушек, составляющих часть религиозного ритуала, помимо погремушек, тележек, птиц и зверей, встречаются фигурки богов и богинь, мифологических персонажей, небесных музыкантов и танцоров.

Каждый район Индии знаменит своими игрушками. Традиционным и наиболее распространённым материалом для их изготовления служит крашеное или лакированное дерево. На базарах северных городов — Варанаси, Лакнау, Матхуре и Вриндаване — продаются вырезанные из дерева ярко раскрашенные фигурки индусских богов, небесных музыкантов и танцоров, а также животных, особенно обезьян в различных позах. Делают их из очень лёгкого сорта древесины, который называют здесь «бхуркул» или «гулар».

Но, пожалуй, наибольшего развития традиция ярко раскрашенной деревянной игрушки достигла в Раджастане. Особой популярностью у раджастанских ребятишек, по-видимому, пользовались фигурки матери с ребёнком, женщины, несущей на голове кувшин или размалывающей зерно. Сегодня мастеров крашеной деревянной игрушки можно найти только в городе Басси.

Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребёнка игрушка — как мостик между вымыслом и реальностью. Эта реальность бывает жестокой, но дети талантливы и с помощью игрушек воссоздают радостный мир своей фантазии. Они путешествуют из одного мира в другой, смешивая вымысел и реальность.

Своими раскрашенными деревянными игрушками известен и штат Орисса. Изготовлением традиционных игрушек и масок занимается целая община мастеров, живущих в деревне Рагхураджпур, в окрестностях храмового города Пури. Их изделия отличаются особым изяществом, оно характерно для рисунков в орисских рукописях и храмовой скульптуры. Орисские игрушки примечательны своей фантазийностью, они принадлежат миру сказок и мифов.

Город Савантвади славится ярко раскрашенными деревянными игрушками в форме фруктов и овощей. В этом городке делают и оригинальные индийские игральные карты — кружки с изображением астрологических символов. В колоде содержится 64 либо 81 карта. Карты, изготовленные здесь, расходятся по всей Индии.

Тирупати, один из известнейших центров религиозного поклонения южной Индии, знаменит куклами и игрушками из тяжёлого палисандрового дерева. Здесь популярны фигурки «дам пати», представляющие собой супружескую пару, застывшую в позе медитации. Для фигурок характерны упрощённые формы и неглубокая резьба, лишь намечающая черты лица.

Деревянные игрушки часто вытачиваются на токарном станке. Техника их изготовления подсказывает упрощённую округлую форму. В отличие от изделий ручной работы, которые и раскрашиваются вручную, эти игрушки покрываются лаком на станке. Для приготовления лака используются выделения насекомого carteria laca, питающегося соком различных растений и деревьев.

Для покрытия готового изделия лаком к его поверхности прижимают кусок застывшего лака и запускают станок на высокие обороты. Под действием трения лак растапливается и оседает на поверхности игрушки. Пользуясь кусками лака разного цвета, мастера наносят на поверхность узор из ярких кольцевых полосок, типичный для этого метода обработки изделий. Деревянные игрушки, выточенные на токарном станке, можно встретить почти во всех районах Индии.

Читайте также: