Исследовательская работа глиняная игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!

Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается,она существует с древнейших времен, но разная во всех городах.

Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказываеточень много интересного. Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.

Тема : Рождение глиняной игрушки

Цель : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками.

• глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять;

• создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко;

• процесс лепки из глины может освоить каждый;

• работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.

• выяснить, что такое глина?

• выяснить, как давно люди используют глину?

• выяснить, что можно делать из глины?

• познакомиться с научной литературой по теме;

• изучить историю глиняной игрушки;

• ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях;

• узнать на основе эксперимента свойства глины;

• научиться работать с глиной;

• понять, как делать глиняную игрушку;

• пополнить свою «копилку» новыми поделками;

• популяризация работы с глиной : мастер-классы с учащимися детского сада и школы.

• повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания;

• освоение искусства лепки;

• развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса;

• наличие сформированных навыков самостоятельной работы

2. Теоретическая часть

История использования глины

История использования глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).

Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека — ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками.

Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.

Подробно свойства глины, а так же её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов были описаны тысячу лет. [1]

История возникновения глиняной игрушки

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку и в более поздних раскопках X-XVII вв. в Москве, Рязани. Это были свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. [2]

Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.

Производство игрушки- промысел

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. [3]

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды русской гончарной игрушки. [4]

3. Практическая часть

Как работать с глиной

Глиняные игрушки поражают яркостью красок, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек уже вряд ли сможет.

Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной :

• Работу надо начинать с подготовки глины. Необходимо перебрать ее, чтобы удалить попадающиеся там камни. Затем постукивая необходимо удалить из нее воздух, иначе изделие при обжиге в печке может взорваться.

• Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

• В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

• Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

• Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности: сначала необходимо смочить обе части изделия, затем промазывается шликером (кашеобразная, мягкая глина). Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз или наоборот) влажным пальцем. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик из очень влажной глины, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т. е. разрушения после высыхания. Можно в завершении для сглаживания шва прогладить его еще раз пальцем.

• Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

• Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой. Для этих же целей может использоваться шликер. К тому же, «залечивание» мелких трещин на уже готовом изделии и пустот, оставшихся от пузырьков воздуха, происходит автоматически при влажной затирке поверхности изделия паролоновой губкой. [5]

Сушка изделия из глины и декорирование

• Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться) : 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней (последние 2-3 дня на батарее или обогревателе). Изделие нужно укрыть полиэтиленом с незначительным доступом воздуха, чтоб не скапливался конденсат и процесс сушки был равномерным для тонких и более плотных частей работы. После того, как оно станет «кожетвердым», снять полиэтилен, но избегать в дальнейшей сушке сквозняков в помещении. В противном случае глина, высыхая неравномерно и резко, может деформироваться и разорваться в местах соединения. 2-й этап — это обжиг. Обжигают глину в костре (самый экстремальный и непредсказуемый вариант, горнах, русских и муфельных печах при температуре от 750 до 1200 градусов. Для посуды, чтоб она была менее водопроницаемой и поэтому более прочной, может использоваться 3-й и 4-й этап – 3-й этап представляет собой обвар, когда ее горячую из печи окунают в заранее заготовленный очень жидкий клейстер (100 гр. муки на 5 л. воды) из ржаной или овсяной муки, или окунают в молочную сыворотку или квасную гущу. 4–й этап – это второй обжиг после окунания.

• Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков, налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее.

И вот результат. Это некоторые из моих работ. Они стали призерами городских, областных и даже всероссийских конкурсов.

3.3. Глава 3. Мастер-класс

Чтобы проверить гипотезы о том, что процесс лепки очень интересный, он может увлечь всех, я решила провести мастер-классы в детском саду и у первоклассников.

Чему раньше всего начинают учить малышей в детских садах и на творческих кружках? Это лепка. Этот процесс занимает деток на длительное время, они обожают разминать в маленьких ручках этот мягкий и податливый материал. С помощью глины можно создать множество интересных поделок. А сейчася пошагово покажу, как проходил мастер-класс по лепке. Вначале я рассказала немного о глине, как из нее можно лепить, показала разную глину, на разных стадиях подготовке к лепке. А потом рассказала еще немного про глиняную игрушку. Ребята заинтересовались. Я решила показать, как лепить различных животных. С ребятами из детского мы лепили улитку, а с первоклассниками улитку и свинку на выбор. Помимо глины я решила захватить маркер, которым можно рисовать мордочки зверятам, а также что-то, чем можно придать им рельефности.

Я объяснила, что каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50лет. Все ребята очень старались. Детки были очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов!

Глиняные игрушки существуют с древнейших времен. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили.

Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас. Глиняная игрушка не забыта. Эти яркие фигурки могут украсить каждый дом, принести уют. А кому не нравится слушать соловьиные трели из глиняных свистулек.

Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я узнала о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками. Создание каждой из моих работ заняло несколько месяцев.

В процессе исследования я подробно познакомилась с историей глиняной игрушки. Она тесно связана с историей нашего народа, культурой и теми ценностями, что передавались из поколения в поколение.

Таким образом, в процессе исследования я пришла в следующим выводам:

• глиняная игрушка - часть истории и культуры нашего народа;

• очень важно сохранить глиняную игрушку, как традицию нашего народа;

• процесс создания глиняной игрушки трудный, но интересный и может увлечь каждого.

Особенно лепка глиняной игрушки увлекает маленьких детей. Она одновременно и дарит радость творчества, и развивает. В будущем я бы хотела организовать кружок по лепке из глины для ребят младших классов и дошкольников и передать им свой опыт и знания.

5. Список литературы

1. Гигантская детская энциклопедия/ пер. с англ. В. А. Жукова, Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля и др. - М. : АСТ:Астрель, 2010

2. И. Я. Богуславская. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975

3. Ранние цивилизации. Дж. Чизхолм, Э. Миллард - М. : Росмэн, 1994

5. Русская народная глиняная игрушка. А. И. Поверин - М. Издательство Академии акварели и изящных искусства. 2017

Мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки «Вольская писанка» для детей старшей и подготовительной группы

Мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки «Вольская писанка» для детей старшей и подготовительной группы Я и мои детки из кружка «Маленькие кудесники» живем в Вольском районе и вот совсем недавно в интернете мне не попалась на глаза небольшая.

Сценарий праздника «День рождение класса» День рождение класса Цели: 1. Сплочение детского коллектива; 2. Включение родителей в совместную деятельность; 3. Развитие творческих способностей.

Фотоотчёт мастер-класса «Новогодние игрушки своими руками»

Фотоотчёт мастер-класса «Новогодние игрушки своими руками» Праздники уже совсем близко, а ведь так хочется создать дома сказочную атмосферу, без елки тут не обойтись! Поэтому мы решили с коллегой.

Фотоотчёт мастер-класса по изготовлению игрушки-дергунчика

Фотоотчёт мастер-класса по изготовлению игрушки-дергунчика Дергунчики – это красочные и веселые игрушки, выполненные из дерева, которые вызывают на лицах детей всех возрастов радостные улыбки. Особенность.

Исследовательская работа ученицы 4 класса «Береги слух смолоду…» II районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», посвященная Году российского кино Исследовательская работа Береги.

Исследовательская работа «Чудо-йогурт» Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, умным и правильно развивался. Для этого уже в детстве у мальчиков и.

Исследовательская работа «Русская матрёшка» Исследовательская работа «Русская матрёшка» План. 1. Введение. 2. Появление матрешки на Руси. 3. Разнообразие матрешек.

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7»

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка» Архаринского района Амурской.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Конкурс исследовательских работ учащихся

«ШАГ В НАУКУ. СЕВЕРСКИЙ ТРАМПЛИН - 2017»

Тема : «Загадка глиняной игрушки»

МОУ СОШ №5 с. Круглолесского

Научный руководитель:

Перова А.Ю., учитель русского языка и литературы

с. Северное, 2017 уч.год

1. ВВЕДЕНИЕ ………. 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………. 4-7

· История создания глиняной игрушки

· Загадка глиняной игрушки

· Результаты проделанной работы

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………..9

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Цель проекта – изучить значение и загадки глиняных игрушек

Задачи проекта :

1. Определить что такое глиняная игрушка?

2. Исследовать историю возникновения глиняной игрушки

3. Приобщиться к искусству народного промысла

Тип проекта: исследовательский

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Актуальность: в современный век компьютерных игр наблюдается падение интереса к особенностям русского национального народного творчества.

Для создания проекта я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, энциклопедические словари, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций, черпала материал из Интернет-ресурсов.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как появились глиняные игрушки в обиходе человека? На этот счет существует разные мнения. Игрушку связывают с древнейшими культурными обрядами, когда женская фигура символизировала мать-землю, конь – солнце, а птицы – водную и воздушную стихии. И действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа.

Первые найденные археологами глиняные игрушки в Новгороде, Киеве относятся к X-XII векам. Они представляли собой разнообразные свистульки, птиц, коньков и были выполнены крайне примитивно и грубовато.

В XVI- XVIII вв. уже сложился тип русской народной игрушки и наряду с основными игрушками-символами стали появляться игрушки в виде животных, миниатюрные кувшинчики, горшочки. Фигурки стали более выразительны и снабжены бытовыми деталями.

Глиняную игрушку лепили там, где занимались гончарным мастерством. Гончары не придавали значения игрушкам, делали потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины начали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в разных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.

Предлагаю ознакомиться с основными направлениями художественных промыслов, которые развиты в нашей стране.

Дымковская игрушка (см. приложение)

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней – молодость изюминка,

В ней удаль и размах.

Дымковская игрушка отличается предельно простой и ясной пластической формой, орнаментальной росписью по белому фону.

Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой, когда работы в поле не было, женщины лепили и обжигали в русской печи игрушки. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе. Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. К туловищу прикрепляют лепные детали, затем игрушку наряжают. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Характерные цвета одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Дымковская игрушка – это кавалеры, барыни, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, птички, веселые карусели.

Филимоновская игрушка (см. приложение)

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники, павлины

И солдатики – войска цвет.

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, возникший в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов ил кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которых тоже можно свистеть. И у всех животных сильно-сильно вытянуты шеи. Удлиненные пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, ее смелая необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут разноцветные полосы. И только голова раскрашивается одним цветом: зеленым или красным.

В орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездчатые розетки, листики, пятна в веселом беспорядке разбросаны по фону. Роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, с гусиного пера – ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол.

Каргопольская игрушка (см. приложение)

В Каргополье есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

А головка – желтым цветом.

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят из цельного куска глины: основа – торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность. Фигуры лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги.

Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали и расписывали. Так же как и дымковскую игрушку, каргопольскую сначала белят.

Каргопольские игрушки, как и филимоновские и дымковские лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо, бабы с младенцами, птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.

В разных местностях характер и внешний вид игрушек различен. Можно сказать, что тип изделия для филимоновской игрушки – это свистульки традиционных форм, а для дымковской и каргопольской характерны различные фигурки людей, животных, птиц.

В чем же загадка глиняной игрушки?

В давние времена их использовали как ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. Известна с древности и обережная функция свистулек. По славянским понятиям, свист отгоняет «нечистую силу», злых духов. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», хранящему языческие традиции и посвященному Яриле – славянскому богу солнца и плодородия. Служили глиняные фигурки и как талисманы-обереги. Игрушки из глины создавались, в отличие от скульптур, без стремления передать анатомические особенности, достаточно было одной-двух деталей, чтобы получить коня, отличного от коровы. Глиняная фигурка создавалась как образ, связанный с заложенными в него метафорическо-мифологическими знаниями. В основном, это образы, воплощавшие природные силы, к примеру, Конь-Солнце. В каргопольской игрушке встречается образ Полкана, что перекликается с древнегреческим кентавром. Изображения баб восходит к ритуальным куклам, которые связывались с аграрной магией. Колоколообразная форма юбок тоже отсылает к магии плодородия.

Любимыми в народе были образы коня, оленя, медведя, птицы, всадника, барана, козла. Медведь по древним понятиям предвещал пробуждение природы, был символом могущества (хозяин леса в русских сказках). Конь – слуга Солнца, несущий его благодать. Птицы – вестники весны и лета и богини Матери-Земли. Козёл покровительствовал урожаю, являл собой добрую силу. Корова и баран были символами плодородия и могущества. Олень – символ изобилия и удачного брака.

А мои работы, представленные сегодня, выполнены из соленого теста. Не потому, что в нашем крае нет подходящей глины, просто этот материал наиболее доступен. При выполнении работы я использовала такую технику как «вытяжка». Брала основной кусок теста и начинала вытягивать части: тело, шею, голову, украшала игрушку накладными деталями. Затем поместила работы в духовой шкаф, а после разрисовала гуашью и покрыла лаком. Благодаря моему увлечению многие учащиеся нашего класса и школы, последовали моему примеру. На данный момент мы с ребятами изготавливаем игрушки – сувениры для ветеранов ВОВ и надеемся, что наши подарки будут согревать душу и сердце защитникам Родины.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив историю и технологию создания глиняной игрушки, основные направления художественных промыслов и их различия, можно сделать вывод:

· Возникновению и развитию многочисленных промыслов игрушки на территории нашей страны способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глины нужной пластичности и песок для добавок.

· У каждого промысла были свои секреты и традиции. Форма игрушек всегда пластична, но в разных местах России мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

· Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

· В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

· Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Библиотека школьника. История искусств. Минск: Литература, 1997

2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1976

3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов./ В.С.Горичева, М.И.Нахабина – Ярославль: Академия развития, 2006

4 Крупин В. Дымка. М.: Малыш, 1988

5. Основы художественного ремесла. Ч.2. Под ред. В.А.Барадулина. М.: Просвещение, 1987

6. Прекрасное – своими руками. / Сост. С.Газаржи. М.: Детская литература, 1980

a) Сравнение образцов народных глиняных игрушек.

b) Тайны глиняной игрушки

c) Практическая работа. Мастер-класс по лепке игрушки-оберега

3. Заключение 11

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров

В них красота родной природы

И тайна давняя веков.

Каждый прошедший день, что был вчера, позавчера, становится историей нашей страны. Как ни печально, но народное творчество, старина стали почти забытыми. Знать же историю и традиции предков необходимо уже потому, что без знания основ народной жизни невозможно воспитать интерес и уважение к Родине, я в этом убеждена.

Большая часть народных промыслов утрачена, особенно в городе, и это не дает возможности реального приобщения к народной культуре. Решению этой проблемы могут помочь занятия в творческих объединений на основе народного искусства.

Занятия творческого объединения «Криничка» я посещаю уже 4-ый год. На занятиях мы изготовляем различные изделия и игрушки из глины. Наша руководительница на занятиях знакомит нас с историей глиняного промысла, с технологией изготовления игрушек русскими народными мастерами.

Глиняная игрушка — одна из самых древнейших форм творчества. Мир ее удивительно разнообразен. Здесь живут рядом миф и реальность, традиции и современность. Отражены общественный уклад русского народа, быт, нравы, окружающая природа.

Проблема: русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, к сожалению, совсем несправедливо забыты

Объектом исследования я выбрала народные игрушки из глины, изготовленные мастерами различных школ лепки.

Проблемные вопросы: Для чего лепили игрушки древние люди? Что означают образы и элементы росписи народной игрушки?

Исходя из этих размышлений, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой из глины.

• Расширить знания о русской глиняной игрушки, проанализировав информацию из ресурсов Интернет и литературы по данной теме;

• Исследовать значение образов народной глиняной игрушки и элементов росписи для создания и оформления глиняной игрушки – оберега;

• Составить анкету и провести опрос среди одноклассников и родителей и сделать выводы по результатам анкетирования;

• Донести до сверстников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

• Вызвать чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

• Приобщать родителей к совместной деятельности.

Я выдвинула гипотезу: если я поделюсь с одноклассниками тайнами глиняной игрушки, то возможно, кого-то заинтересует этот вид деятельности.

В конце моей исследовательской работы, я решила сделать с одноклассниками маленькую глиняную игрушку-оберег.

Для подтверждения своей гипотезы я выбрала следующие методы:

a) Обращение за информацией в интернет;

b) Анализ печатных источников: Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981; Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

c) Консультация со специалистами.

a) Работа в уголке «Русской старины» Велижского ДДТ, с целью сравнения образцов народных игрушек;

a) Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки-оберег» :

b) Анкетирование одноклассников и их родителей: что мы узнали о тайнах глиняной игрушке;

c) Изготовление буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Этапы исследовательской деятельности

Месяц, число март апрель

Этапы 51 15 119 222 229 5

Определение темы, цели, задачи, выдвижение гипотезы, составление плана работы

Работа с печатными источниками Обращение за информацией в интернет. Обработка материала

Исследовательская работа : сравнение образцов игрушек. Обработка материала

Консультация со специалистами. Поиск материала в Интернете: образы язычества в русской народной глиняной игрушке. Обработка материалов.

Мастер-класс с одноклассниками на тему «Тайны глиняной игрушки» Анкетирование одноклассников.

Практическая работа : мастер-класс «Лепка игрушки-оберега»

Подготовка рекомендаций, буклета для родителей «Тайны глиняной игрушки».

Формулировка и оценка результатов. Оформление работы

Презентация работы

1. У одноклассников появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров;

2. В результате знакомства с тайнами глиняной игрушки я найду единомышленников и смогу с ними делиться новыми секретами лепки на занятиях в творческом объединении «Криничка»;

3. Родителей заинтересует деятельность творческого объединения по лепке из глины «Криничка».

4. Мои работы смогут занять достойное место на выставках по декоративно-прикладному творчеству.

Глава 1. Анализ литературы.

Для того чтобы заинтересовать ребятам, необходимо самой знать гораздо больше и глубже изучаемый материал.

«В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла» (Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, стр 5).

В давние времена мастерицы не просто лепили и расписывали игрушки или предметы обихода, а использовали для этого знаки семантики, символы, несущие строго определенное значение. И эти тайны глиняной игрушки я захотела узнать.

Глава 2. Исследовательская работа.

a) Тайны глиняной игрушки.

Цель: Узнать тайны образов и росписи глиняной игрушки.

• Сравнить образцы народных глиняных игрушек разных регионов России (дымковская, филимоновская, каргопольская);

• Выделить основные образы, элементы узора, цветовую гамму росписи, узнать их значение;

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Для своего исследования я выбрала образцы известных народных игрушек : дымковские, филимоновские, каргопольские. Я сравнила игрушки по форме, элементам узора и цветовой гамме. Результаты сравнения игрушек, я представила в виде таблицы (см. Приложение 1)

Сравнивая игрушки, я обратила внимание на то, какие фигурки лепили русские мастера из глины.

Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Например, считалось что игрушка - свистулька отгоняет своим свистом злых духов. Птица — это символ радости, счастья, это душа предков, знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая

Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли.

Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Образ мишки имеет несколько смыслов: тотем, предок, родич; божественная сила, символ могущества, плодородия. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы. Конь — главный символ солнца и оберег. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать. Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Изображение оленя и всех рогатых связано с тем, что наши предки думали, что рогами поддерживают солнышко, чтобы оно не упало. Рога были признаком плодородия и могущества Олень — символ изобилия, символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия. Баран, корова — символ плодородия, могущества и бодрой силы. Козел — добрая сила. Вот как богат на фантазию русский народ.

Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать. Мы склонны понимать символическое изображение, прежде всего как элемент украшения. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир.

И это вторая тайна глиняной игрушки, раскрыть, которую мне помогла книга Федотова Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

На дымковских, каргопольских и других игрушках часто встречается знак солнца, предмет особого поклонения наших предков (см. Приложение 2) Солярные знаки - всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце - древнейший знак коловорота, движения солнца

Квадраты, ромбы, пересекающиеся линии - крупный квадрат заполняют обычно квадратики, точки - древний символ засеянного поля, связано с магией плодородия. Символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны

Волнообразные линии, зигзаг - условные изображения воды в народной росписи

Из этой же книги я узнала третью тайну народной игрушки : В давние времена мастерицы не просто расписывали игрушки в определенной цветовой гамме, а использовали для этого цвета, несущие строго определенное значение. Каждый цвет также что-нибудь символизировал:

• Желтый, красный – солнце,

• Голубой, синий – воду.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

• Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

• В росписи игрушек присутствуют знаки, которые несут глубокий символический смысл.

• В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

• Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

b) Практическая работа. Мастер-класс по лепке оберега.

Изучив тайны глиняной игрушки, я поделилась своими знаниями с одноклассниками и провела мастер-класс по изготовлению игрушки-оберега из глины (см. Приложение 3)

c) Анализ анкет одноклассников по теме проекта.

Так как цель моего исследования: привлечение внимания одноклассников к занятиям лепкой, я составила анкету из 5 вопросов (см. Приложение 4, направленную на получение данных по количеству детей проявивших интерес к лепке после мастер-класса.

- Большинство одноклассников в свободное от учёбы время предпочитают вид деятельности – компьютерные игры 50% и лишь 11% увлекаются лепкой.

- Я смогла убедить большинство, что народная игрушка может быть предметом изучения истории родного края – 83%.

- Моих одноклассников заинтересовала тайна образов в народной игрушке – 100%.

- Больше половины четвероклассников заинтересовались занятиями в творческом объединении «Криничка» - 56%.

Вывод: Анализ анкетирования показал, что у большинства одноклассников после проведения мастер-класса появился интерес к занятиям лепкой и к истории народной игрушки.

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Проведя учебно–исследовательскую работу, я нашла ответы на эти вопросы.

Вывод: Глиняные игрушки на Руси известны с глубокой древности, когда наши далёкие предки поклонялись языческим богам. С потерей первоначального смысла ритуальных фигурок одновременно менялся и их облик. Так, например, в ХХ столетии богиня Рожаница стала барыней с зонтиком, дамой с собачкой, нянькой, водоноской. Птица Сирин превратилась в райскую птицу, божью посланницу. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм.

И сейчас во многих российских городах и селах существуют производства игрушки, дымковской, филимоновской, каргопольской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.

В своей исследовательской работе я приоткрыла лишь некоторые тайны народной глиняной игрушке. Но если вы захотите узнать, что общего между греческим мифическим Кентавром и нашей каргопольской игрушкой Полкан, чем отличаются глиняные птицы Сирин, Гамаюн и Алконост, с какой целью русские мастера изготавливали игрушку Тяни-толкай? Приходите к нам в творческое объединение по лепке из глины «Криничка».

Материалы на печатной основе

1 Богуславская И. Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей /И. Я. Богуславская. -Л. : Художник РСФСР, 1981,-34 с.

2 Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М., 1975,-120 с.

3 Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М. : Малыш, 1985.- 48с.

4 Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Книга для учащихся ст. классов. - М. : Просвещение, 1985. – 255 с.

5 Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005, -56 с.

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» «Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» Подготовила: инструктор по труду высшей.

Конспект НОД по прикладному творчеству «Работа с тканью. Вышивание салфетки» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Учить детей вышивать салфетку, используя шов «вперед иглу с перевивом». 2. Закрепить технику вышивания - «стебельчатый.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сине-голубое чудо» в подготовительной группе. Воспитатель 1 категории Жмуйдецкая.

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка»

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов «Воронежская матрёшка» Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов на тему «Воспитание патриотизма и эстетического вкуса в процессе изготовления.

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление глиняной игрушки «Зайка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка мастер-класса «Изготовление.

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Занятие студии народной глиняной игрушки: «Сорока-белобока» Подготовительная группа студии народной глиняной игрушки «Сказка». Занятие по лепке из глины: «Сорока-белобока». Цель: Познакомить детей.

Детский научно-исследовательский проект «Волшебная глина»

ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА».

(слайд 1) Здравствуйте! Меня зовут Алексей! Мне 6 лет! Я хожу в подготовительную логопедическую группу. Тема моего проекта «Волшебная глина».

(слайд2) Когда я был с папой в деревне, я там нашел что-то похожее на пластилин. Я спросил у папы: «Что это такое?». Папа сказал: «Это природный материал– глина, что в Саратовской области много глины. Её используют при строительстве домов, а также при изготовлении кирпичей». Мне стало интересно, чем ещё полезна глина и где она применяется? - я начал исследование.

(слайд3) Я набрал немного глины домой и показал маме. Мама рассказала мне, что глина бывает ещё и лечебная. Из неё делают косметические маски для лица. Мама показала мне такую глину и мы с ней сделали маски для лица.

В детском саду у нас тоже есть глина, я захотел рассказать друзьям о том, что я узнал о глине. Всем стало интересно. Воспитатель Елена Анатольевна сказала, что глину можно использовать не только в строительстве, но и при изготовлении посуды и игрушек. И тогда, я попросил Елену Анатольевну рассказать нам о глине.

Мы рассматривали разную глину — она бывает разных цветов. Делали с ней опыты — она бывает сухая, влажная, твёрдая,мягкая (как пластилин). (слайд4)

Рассматривали разные предметы из глины — посуду, игрушки и сувениры; (слайд 5)

лепили из лины тарелочки и сами их расписывали (слайд6 -7)

(слайд 8 -9) После того, как я столько узнал о глине, я захотел дома слепить из глины игрушку и принести её в детский сад. Мама согласилась мне в этом помочь. Сначала мы хорошо размяли глину, чтобы она стала эластичной и легко поддавалась лепке. Затем мы слепили игрушку, высушили её и только потом разрисовали дымковской росписью.

(слайд10 -11) Я понял, что своими руками можно вылепить всё, что хочется. Но мне хотелось узнать, как же из такой мягкой глины получаются кирпичи? И тогда папа показал как можно изготовить кирпичи из глины в домашних условиях и я принялся за его изготовление. Я добавил песок и цемент и положили в форму. Потом эту массу обожгли в духовке. Когда она остыла и я вынул массу из формы, то увидел, что получился кирпич.

(слайд 12) Моя мечта побывать в гончарной мастерской и попробовать самому сделать кувшин на гончарном круге. В этом мне помогло моё исследование.

Из своего исследования я узнал много интересного о свойствах и видах глины, о том как она применяется и что из неё можно сделать. Полученные знания я могу применить на уроках в школе.

(слайд 13)Спасибо за внимание!

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.


Я, Вероника Фролова, ученица 4 класса. Я родилась в городе Орле, а сейчас живу в городе Подольске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши. Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные! Позже мы с мамой ходили в музеи народного творчества в Орле, в Москве и Подольске, и я заинтересовалась глиняной игрушкой. Оказывается,она существует с древнейших времен, но разная во всех городах. Так я увлеклась керамикой и занимаюсь ею с 5 лет во Дворце молодежи под руководством Кондрашовой Елены Викторовны. На занятиях она рассказываеточень много интересного.Там я познакомилась с разными видамиглиняной игрушки, ее историей, способами ее изготовления. Я научилась работать с различными видами глины, узнала об их свойствах и особенностях работы с каждым из них.

Тема : Рождение глиняной игрушки Цель : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками. Гипотеза: • глиняная игрушка - часть русской культуры, традиций, который мы должны сохранять; • создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко; • процесс лепки из глины может освоить каждый; • работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев.

Задачи: • выяснить, что такое глина? • выяснить, как давно люди используют глину? • выяснить, что можно делать из глины? • познакомиться с научной литературой по теме; • изучить историю глиняной игрушки; • ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях; • узнать на основе эксперимента свойства глины; • научиться работать с глиной; • понять, как делать глиняную игрушку; • пополнить свою «копилку» новыми поделками; • популяризация работы с глиной: мастер-классы с учащимися детского сада и школы. Ожидаемые результаты: • повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания; • освоение искусства лепки; • развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса; • наличие сформированных навыков самостоятельной работы

Читайте также: