Исследовательская работа на тему история игрушки

Обновлено: 06.05.2024

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки прошлого и настоящего».

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали дельного дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Каждый ребенок любит играть. Вот например я очень люблю играть с машинками. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве

и я решил в этом разобраться.

Гипотеза: мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Цель: изучение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.

Посетить музей и изучить игрушки с 60-х годов

Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов по теме исследования.

Взять интервью у жителей села Боград по теме исследования.

Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.

Объект: игрушки.

Предмет: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.

Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.

1. Литературный обзор

1.1. Из истории возникновения игрушек

История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. [1, c.12]

Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол.

В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей. [2, c.37] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки.

В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.

У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. [1, c.53]

В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.

История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки. [1, c.167]

В двадцатом веке появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.

1. 2. Игрушки от 60-х годов до наших дней

Игрушка — это предмет, который предназначен для игры. [2, c.13] Детские игрушки отражают жизнь общества. Они развивают ребенка, готовят его ко взрослой жизни. Мир игрушек неисчерпаемо разнообразен. В своей работе мы рассмотрим игрушки с 60-х годов до современности.

Бабушки, вспоминая своё детство, говорят о том, что им особо некогда было играть, потому что они во всем помогали взрослым. Антонина Леонтьевна Свердлова рассказала о том, что игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани. Еще ее любимой игрушкой была пластмассовая белочка, подаренная ей за помощь эстонцам в тяжелое для них время.

Игрушки 60-х годов были выполнены в основном из железа, дерева и пластмассы. Из беседы с Антониной Леонтьевной Свердловой, я узнал о том, что игрушки в её детстве (60-е годы) были расписаны вручную. Самыми продаваемыми игрушками того времени были деревянные поезда и куклы для настольного театра, грузовики, пупсы и неваляшки.

Учёные отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы. Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см. Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники, также тряпичные куклы. [1, c.194]

Валентина Фердинандовна Малярова (70-е годы) рассказала нам о том, что у нее была всего одна кукла, она часто играла на улице с ровесниками и помогала родителям. На игры было не так уж и много времени.

Елене Сергеевна Дывдык (70-е годы) рассказала нам о своих игрушках. «У меня была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Из воспоминаний Татьяны Вячеславовны Овчинниковой (80-е годы) мы узнали, что её любимой игрушкой был Антошка, кукла, которую ёй прислали из города Березняки Пермской области. Татьяна Вячеславовна все сознательное детство провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Одежду на кукол она вязала сама.

Из беседы с одноклассниками я узнал, что у них много разнообразных игрушек, которые очень отличаются от тех, о которых мы узнали у взрослых. Это и радиоуправляемые машинки, говорящие куклы с гнущимися конечностями и наборами одежды, светящиеся, двигающиеся животные и т.п.

3. Социологический опрос учащихся

В какие игрушки современным детям нравится играть? Будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек? Чтобы ответить на эти вопросы я показал ученикам 2-4 классов игрушки с 60-х годов и предложил ответить на вопросы анкеты. Полученные данные представлены в таблице 1 и таблице 2. (Приложение 1)

22% учащихся 2-4 классов были заинтересованы «старыми» игрушками и 78% детей отдали предпочтение современным игрушкам.

Вывод: большинство учеников 2-4 классов предпочитают играть современными игрушками.

4. Интервьюирование жителей села Боград

Любую историю лучше расскажет тот, кто в ней участвовал. Поэтому, чтобы узнать ответы на свои вопросы я отправился к жителям нашего села.

Про игрушки 60-х годов мне рассказала жительница нашего села Антонина Леонтьевна Свердлова.

Антонина Леонтьевна любезно согласилась рассказать истории своих игрушек: « Я хотела бы начать свою историю с любимой куклы.

В сороковые годы на помойке была найдена кукла без головы…. Так как игрушек совсем не было, эта кукла стала моей любимицей. Старшая


Фото1. В гостях у А.Л.Свердловой

сестра сшила голову из тряпки, а из фильтикосовых чулок сделали волосы. До 17 лет я играла с куклой, так как она была единственной игрушкой. Потом моя мама подарила куклу племяннице, и для меня это было настоящей трагедией. Хотя и была сделана кукла из дешевой пластмассы, она была любима.

В 60-70-х годах пошла мода на кукольные театры. Моя коллекция «Волк и семеро козлят» сделана из дерева и раскрашена красками. Она собрана из игрушек 50, 60 и 70 годов. Почти все игрушки сделаны из пластмассы и покрашены. В эти годы было очень много деревянных и алюминиевых игрушек.

Хочется еще немного рассказать об одной моей игрушке детства, о пластмассовой белочке, которую в 1954 году мне подарили за помощь эстонцам. В эти голодные годы я со своими друзьями приносили эстонцам еду, воду, вещи… Белочку подарили мне с жестяной коробочкой чая, которую я до сих пор храню».

С Антониной Леонтьевной можно разговаривать бесконечно. У каждой игрушки своя история, своя судьба.

Так как большую часть своих игрушек Антонина Леонтьевна отдала в музей, я отправился туда, для ознакомления с игрушками советских времен.

В Боградском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея, Татьяна Вячеславовна Овчинникова, провела небольшую экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, дерева, железа.


Фото 2.В музее

Я познакомился с пластмассовыми Крокодилом Геной и Чебурашкой, солдатиками, деревянными волком и семерыми козлятами, и многими другими игрушками.

Валентина Фердинандовна Малярова, вспоминая о своих игрушках, поделилась с нами: «Я помню свою любимую куклу Машу. Она была красивая, но с ней я играла не часто. Больше любила спортивные игры, поэтому с игрушками играла редко. У мальчишек были пластмассовые солдатики, деревянные и железные машинки».

О игрушках 70-х годов я узнал из беседы с Еленой Сергеевной Дывдык: «У меня в детстве была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».

Татьяна Вячеславовна рассказала мне о своей любимой игрушке – кукле Антошке (80-е годы): «Куклу Антошку, мне прислала в посылке двоюродная сестра Ольга из г. Березняки Пермской области. Антошка – моя любимая игрушка. Все сознательное детство я провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.

Все мои игрушки с возрастом были раздарены, сломаны, а Антошка прошел со мной всю жизнь, хотя точно никто и не знает его возраст (примерно 45-50 лет). Антошка стал любимцем и для моей дочери Арины, которая так же считала его лучшим другом. Любовь к Антошке помогла сохранить ему жизнь, он до сих пор в хорошем состоянии и ждет свою следующуюхозяйку».

Про игрушки 90-х годов мне рассказала моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева: «Когда я была маленькая, выбор игрушек был довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Я любила играть с куклами барби. У меня была целая семья: мама, папа и три ребенка. Из коробок я делала им мебель в домик, одежду вязала сама. А еще с сестрой мы любили собирать конструктор. На Новый год родители подарили нам по сундучку с лего-конструктором и мы могли весь день напролет собирать различные фигурки».

Оказывается, очень интересно узнавать истории из жизни людей. Я получил очень много информации про увлечения и игрушки жителей села Боград. Со временем игрушки менялись, становились разнообразнее и доступнее. Больше чем за полвека игрушки изменились до неузнаваемости: от плоских деревянных до радиоуправляемых и компьютерных игр.

4. Просветительская работа

В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.

Я решил познакомить одноклассников с историями игрушек на классном часе и сделать выставку в классе «История игрушек».

Моим одноклассникам очень понравились истории про игрушки, которые я услышал от жителей нашего села. Мы вместе рассматривали пупсов, кукол и мягкие игрушки, которые предоставили для выставки односельчане.

Игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до современных интерактивных игр. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми пупсами и солдатиками, у которых неподвижные части тела. Мне очень понравились истории жителей моего села про их детские игрушки. Я взглянул по новому на «старые» игрушки. Сейчас для меня так же увлекательно играть с ними, как и с современными игрушками.

В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.

Мир современных игрушек ярче и наделен большими возможностями. Сейчас есть все, что захочешь: домики, игрушечная мебель, одежда для кукол, а раньше всё делали сами дети, своими руками. Игрушки наших бабушек развивали фантазию и творчество, учили работать своими руками.

Для меня игрушки интересны все, у каждой есть свои достоинства и недостатки.

Задачи исследования: изучить историю возникновения куклы; изучение популярных кукол; провести опрос - анкетирование в 1-4 классах школы; изготовить куклу.

Обоснование выбора Я выбрала эту тему потому, что у меня дома есть много различных кукол. И я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли с другими куклами?

Методы исследования Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет. Исследовательский. Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации Практический. Изготовление куклы.

Этапы работы над проектом 1. Выбор темы проекта. 2. Планирование деятельности, подбор материалов. 3. Изучение материалов по теме. 4. Анкетирование. 5. Изготовление куклы. 6. Защита проекта.

Гипотезы исследования: предположим, что куклы пришли к нам с незапамятных времён; возможно, что первые куклы изготавливались из соломы; допустим, что куклу легко изготовить.

Происхождение слова «кукла» Слово “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кука”, что может означать и клубок ниток , и кулак. В словаре русского языка С.И.Ожегова кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

Египетские куклы Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек . Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы взрослым,и были связаны с религией той эпохи. А также они были погребальными дарами. Они были призваны скрасить одиночество умершего.

Античные Греции и Рима Носят культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням. Но были и игровые куклы. Делались они из глины и дерева. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати.

Среди американских индейцев кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась частью религиозного воспитания детей. В Японии кукла изготовлялась из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда.

Куклы в Африке использовались в ритуальных, магических целях, а не как игрушки. В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые — с праздником Рождества.

Древняя русская кукла Тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Играя в них, ребенок учился вести хозяйство. Кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счаст ья.

Считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая . сила Большинство кукол были оберегами. Они выполняются из природных материалов.

Где появились самые популярные в мире игрушки 1.»Дарума» (неваляшка)- Япония. У неваляшки нет ног и рук. 2. «Матрёшка» Россия Символизирует женщину и семью, (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами. 3. Америка «Кукла Барби» Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя — Барбара. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.

Современные куклы. 1. Мокси – это девчонки-школьницы 2. Baby Born – кукла-пупс , имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. 3. Винкс – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала. 4. Братц– эти куклы любят вечеринки и увлекаются модой. 5. Антонио Хуан – классическая испанская кукла .

6. Испанская кукла Кармен. Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. 7. Пуллип– шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами. 8. Кукла Дженни – популярная японская кукла. 9. Фулла – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Фулла носит платок и не ходит в купальниках,.

Я решила выяснить, какая самая популярная игрушка у девочек нашей школы 1 место – обычная кукла 2 место – плющевые игрушки 3 место – кукла «Монстр Хай»

Заключение Я сделала вывод, что во все времена люди играли в куклы, но у каждого поколения она своя. В наши дни для кукол делают игрушечные дома, в которых предусмотрено все от кресел до зеркала в ванной. Для кукол шьют платья на все случаи жизни. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или часто используются в рекламе. А девочки и я просто не представляем своей игры без кукол, значит, она является любимой игрушкой. Результатом проекта стала куклы, выполненная своими руками .

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки, сделанные своими руками. Поэтому мы считаем, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Нам стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, можно ли сделать современную игрушку своими руками? Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Влияние игрушек на современных детей».

выяснить, какую роль играют игрушки в жизни детей;

Узнать историю возникновения игрушки.

Найти и изучить литературу по исследуемой теме

Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

показать достоинства и недостатки современных игрушек;

исследовать и проанализировать отношение детей к игрушкам

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

Методы работы:

1.Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3.Поиск информации в сети Интернет

История игрушек

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы легко, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

1.2. Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид.


1.3. Крестьянская игрушка

1.3.1.Куклы – обереги

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

1.3.2.Тряпичные игрушки

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

1.4. Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

1.5. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл

переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства

Достоинства.

Традиционные

1.Была "безликой",что позволяло детям мечтать и фантазировать

Её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с неё не снимали

2.Быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде больше не повторялась.

2. Тряпичные куклы были однодневками.

Современные

1.У современных детей очень большое разнообразие игрушек: на любой вкус и цвет.

1.При наличии большого разнообразия игрушек притупляется творческая фантазия для придумывания игр. Частая жалоба современного ребенка: "Нечем заняться "

2.Сейчас много именно развивающих игрушек: логических, творческих, обучающих

2.Современные дети часто, обложенные дорогими игрушками, получают меньше родительского внимания и общения. Родители в условиях этого времени большее внимание уделяют заработку на достаток, чем времяпрепровождению с собственным детем.

3.Почти у каждого ребенка есть по несколько спортивных инвентарей: велосипед, коньки, лыжи, ролики, самокат. Раньше было велосипедов несколько на двор - и катались по очереди.

3."Компьютерная болезнь", плохо влияющая на здоровье ребенка.

Многие современные дети живому общению предпочитают компьтер, что приводит к неумению общаться.

Глава 2. Исследовательская работа

2.1.Мои исследования

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее: на прилавки наших магазинов преобладают игрушки из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена, но часто в их состав входят опасные для здоровья вещества. Аллергические реакции и болезни органов дыхания - это лишь начало перечня заболеваний, которые угрожают ребенку. Так как у меня недавно родилась сестра, мне хотелось бы отгородить ее от этих игрушек и заменить их наиболее качественными игрушками, которые можно сделать своими руками из натуральных материалов.

2.2. Анкетирование учащихся

При работе по данной теме мы взяли интервью у прабабушки и прадедушки, бабушек и дедушек. На вопрос, «Какими игрушками они играли в детстве?» бабушки и дедушки ответили так: « Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов.

Кроме этого мы провели анкетирование среди детей детского сада № 22, учащихся начальной школы по следующим вопросам:

Много ли у тебя игрушек?

Тебе игрушки подарили или ты сделал их сам?

Какая у тебя самая любимая игрушка?

Какие у тебя любимые игры?

Согласен ли ты с тем, что компьютерные игры лучше, чем детские игрушки?

Как твои родители относятся к играм на компьютере?




В ходе проведенного исследования на вопросы анкеты дети дали, следующие ответы: игрушек у них много, в основном им их подарили. Самой любимой игрушкой является телефон или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. В результате проведенного анкетирования большинство детей среди игрушек, общения со сверстниками и компьютерами выбирают бездушную машину. Детям был задан вопрос о том, как родители относятся к их играм на компьютере. В результате ответ был практически один - многие родители запрещают детям компьютер, боясь за здоровье детей, и лишь не многие родители разрешают неограниченный доступ к нему

Конечно, пользователи компьютера подвергаются излучению от монитора, происходит нагрузка на зрение, компьютерные игры воздействуют на психику, после долгого сидения за компьютером искривляется позвоночник, у ребенка возникает быстрая утомляемость. Но следует отметить, что компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, память и внимание, логическое мышление. На самом деле компьютер может принести только пользу если правильно подойти к решению проблемы компьютеризации. Тут все дело в чувстве меры и в правильно обустроенном рабочем месте

Мы выяснили: что своими руками делали игрушки - 80%; не делали своими руками игрушки - 20%.

Из тех ребят, кто делал игрушку своими руками, понравилось в нее играть - 80%, не понравилось - 20% ребят.

По итогам опроса мы сделали вывод, что большинство ребят, которые делали игрушку своими руками, нравилось с ней играть.


Игрушка — предмет, предназначенный для игры, которая имеет большое значение в жизни ребёнка. Одна из функций игрушки – развитие определённых навыков у ребёнка и приобщение к миру взрослых. Игрушки развивают воображение, учат детей общаться с миром – быть родителями, заботиться об окружающих людях и животных и многому другому из того, что понадобиться им во взрослой жизни.

Изучая материалы книг по истории, мы открыли для себя удивительный мир игрушки. Нам было очень интересно узнать какие игрушки существовали в старину и какие игрушки есть сейчас.

В ходе исследования мы взяли интервью у взрослых и провели анкетирование среди детей детского сада №22, учащихся начальной и средней школы ГБОУ Гимназии и по результатам выяснили, что сейчас пришла эра компьютерных игр, которые уводят детей от реального контакта со сверстниками. Родителям следует ограничить доступ ребенка к компьютеру. Чем позже ребенок научится пользоваться компьютерной мышкой – тем лучше. Взрослым необходимо помнить, что пользы от компьютерных игр, даже развивающих, гораздо меньше, нежели игра в игрушки, особенно сделанные своими руками.

Мы предлагаем вспомнить игры, которые составят конкуренцию своим виртуальным собратьям и вернут детям мир реального общения, движения, смеха, азарта. Родителям следует осознано подходить к выбору игрушки. Идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему негативный шаблон поведения.

В заключении следует отметить, что у каждого времени своя игрушка и нам хочется, чтобы интерес к игрушкам прошлого и настоящего не угасал у детей.

Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута первоначально, подтвердилась. Своими руками можно сделать замечательные современные игрушки.

Цель проекта достигнута: мы выяснили, какую роль играют игрушки в жизни детей.

Совсем не обязательно просить родителей купить игрушку в магазине, оказывается можно самой изготовить такую же из натуральных материалов, которая будет близка к душе.

Ребенку для счастья и хорошего настроения просто необходимы яркие, позитивные эмоции, чем и послужат изготовленные ими игрушки.

Список литературы

Ефимова А.В. Сделаем игрушки сами: альбом игрушек – самоделок. М. Малыш, 1970.

Петухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.М. Мягкая игрушка. М.: «Ступень», 1995.

Молотоборова «Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие. - М.: Просвещение, 1990

Ганзикова Г.С. История игрушек/Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. – 2000г.

Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Авт. Сост. Н. Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999


В данном исследовательском проекте на тему "История новогодней игрушки" авторами была поставлена цель провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими детьми, а также научить дошкольников и учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала. Историческая справка содержит диахроническую классификацию новогодних украшений.

Подробнее о проекте:


В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал об истории празднования Нового года в России, а также о вариативности новогодних елочных украшений в разных странах мира в историческом срезе и в наши дни, предложен увлекательный рассказ родителей об их посещении фабрики, на которой производятся елочные игрушки.

При написании исследовательской работы для детей на тему "История новогодней игрушки" использованы информационные материалы из Интернета, журналов и специальной литературы по данной теме, а также взято интервью у родителей одной из учениц, побывавших на фабрике елочных игрушек.

Предложенная исследовательский проект на тему "История новогодней игрушки" имеет большую практическую значимость, а именно: может использоваться для дошкольников и детей на уроках истории, литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях. В рамках проекта об истории новогодней игрушки был проведен мастер-класс по изготовлению новогодних рождественских игрушек учащимися 3 класса.

Оглавление

Введение
1. Из истории новогодней игрушки.
2. Описание собранных игрушек.
3. Рассказ о посещении фабрики по производству елочных игрушек в Нижнем Новгороде.
5. Проведение мастер – класса по изготовлению новогодних игрушек в 3-Б классе.
Заключение
Использованная литература

Введение


Мы знаем много праздников, но самый любимый праздник у детей и взрослых - это Новый год. С чем у нас ассоциируется Новый год? С мандаринами, с ёлкой, с подарками, с новогодними игрушками. Сейчас игрушки более современные, а какие игрушки были раньше? Интересно, когда появилась первая новогодняя игрушка? Наши бабушки и дедушки, мамы, папы , когда были маленькими , тоже наряжали ёлку. А что это были за игрушки? Из какого материала они были изготовлены? Кто был героем этих игрушек? Как сказались истории события в России на производство и изготовление новогодних игрушек?

Проблема: Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, какими игрушками украшали новогоднюю елку в прошлом веке. Нам хотелось бы знать историю новогодней игрушки.

Реальная ситуация Желаемая ситуация
Мы не знаем, когда появилась первая новогодняя игрушка, и кто создал первую новогоднюю игрушку. Узнать, когда появилась первая новогодняя игрушка и кто её создал. Познакомить учеников начальных классов и одноклассников с историей возникновения новогодней игрушки, научить их делать новогодние игрушки из доступного материала.

Актуальность проблемы: Новый год один из интересных и весёлых праздников. В магазинах, на новогодних ярмарках продается огромное количество новогодних игрушек, выполненных из самого современного материала, но они не всегда нравятся детям и взрослым, часто изготовлены из опасного материала, вредного для здоровья.

  • провести исследовательскую работу по данной теме и поделиться собранной информацией с другими учащимися.
  • научить учащихся начальных классов изготавливать новогодние игрушки из безопасного материала.

Способы достижения цели: Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки и оформить выставку новогодних игрушек прошлого века.

Задачи проекта:

  • Изучить возникновение традиции ставить и украшать елку на Новый год.
  • Изучить историю и этапы развития новогодней игрушки.
  • Узнать, как видоизменилась новогодняя игрушка (от истоков к современности)
  • Провести социологический опрос среди учащихся начальных классов.
  • Провести мастер - класс по изготовлению новогодней игрушки .
  • Изготовить продукт проекта. Защитить проектную работу перед учащимися своего класса.

Ресурсы: Для работы с проектом мы использовали – поисковые сайты интернета, журнал «Новогодние игрушки».

Ресурсы для проведения мастер - класс: ножницы, клей - карандаш, салфетки, нитки, степлер.

Объект проектирования (исследования): для исследования мы выбрали новогодние игрушки 50-х - 80-х годов 20 века.

Методы проектирования:

  • Наблюдение.
  • Опрос.
  • Анализ и синтез.
  • Исследование.

Анализ источников:

В книге Аллы Сальниковой «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» нашли ответы на вопрос: Когда стали отмечать Новый год?.Чем украшали елку ? Какие традиции были? Из чего делали новогодние игрушки.

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья. Из его статьи взяли много полезной информации.

Поиск современной, интересной, новогодней игрушки для проведения мастер – класса.

Подготовительный этап:

Наш проект групповой, поэтому, во – первых, мы определились с тем, какую работу будет выполнять каждый участник нашего проекта. Во- вторых, начали поиск новогодних игрушек, которыми украшали новогодние елки много лет назад. В- третьих, посетили детскую районную библиотеку с целью поиска информации по теме проекта, а также осуществляли поиск информацию в Интернете.

Затем решили провести анкетирование в 4-5-х классах на тему « Что я знаю о новогодней игрушке? » Параллельно осуществлялась работа по поиску материала для проведения мастера – класса по изготовлению новогодней игрушки. Поговорив с учителем начальных классов Лазаревой О.А, определились с тем, что мастер – класс будем проводить в 3 б классе.

Так сложилось, что родители Фомичевой Вари в сентябре посетили фабрику по производству новогодних игрушек в Нижнем Новгороде, поэтому это оказалось очень кстати. Мы решили приобщить данную информацию в свой проект.

Гуськова Ева, Куликов В, Лосева И, Шишликов И., Кузнецова А. принесли несколько новогодних игрушек, которые были переданы им родственниками. Это игрушки, выпущенные в 50-80 годы прошлого века.

Анкетирование на тему «Что я знаю о новогодней игрушке?»

Участники анкетирования – учащиеся 4б и 5б классов. Всего – 48 человек.

1. Из каких материалов изготавливали раньше новогоднюю игрушку?

старая новогодняя игрушка

Из представленной диаграммы можно сделать вывод, что наибольшее количество учащихся указало, что игрушки раньше делали из стекла.

2. В каком году появилась первая новогодняя игрушка?

первая новогодняя игрушка

Вывод. Ученики не знают, когда появилась первая новогодняя игрушка.

3. Кто придумал отмечать Новый год в России 1 января?

кто придумал новый год

22 учащихся затруднились с ответом,11 человек считают, что Новый год стали отмечать по указанию Ивана Грозного. Только 15 учеников ответили верно.

Читайте также: