История детской игрушки в ссср

Обновлено: 08.05.2024

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Любимые советские игрушки.


Вспоминая о детстве, каждый может назвать свою любимую игрушку – куклу, плюшевого мишку, машинку. А в Советском Союзе были такие игрушки, которые считались любимыми у целых поколений.

«Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!»

Советские игрушки. Неваляшка (Ванька-встанька).


До сих пор во многих семьях где-нибудь на антресоли можно увидеть неваляшку (Ваньку-встаньку). Эта ярко-красная игрушка приводила в восторг или же в отчаяние малышей, старавшихся уложить ее спать. Из-за внутреннего грузила неваляшка, без воздействия на нее внешних сил, находится в строго вертикальном положении.

«Мой веселый, звонкий мяч…»

Советские игрушки. Красный мяч.


Красный мяч с сине-белыми полосами находился в любой советской семье. Футбол, вышибалы, пионербол – это мяч был универсальным и подходил для всех дворовых игр.

Конструктор - мечта любого мальчика

Советские игрушки. Конструктор.


Металлический конструктор – мечта любого советского мальчика и не только. Из этих деталей можно было сделать все: начиная от простого табурета и заканчивая сложной моделью самолета.

«Чуть-чуть тряхнешь - совсем иные краски,
Иной узор, иное настроенье. »

Советские игрушки. Калейдоскоп.


Калейдоскоп был чем-то из сферы фантастики. Цветные меняющиеся узоры будоражили сознание. Пожалуй, каждому хотелось узнать, какое «волшебство» скрывается в нем. Когда калейдоскоп разламывали, то разочарованию не было предела, т. к. внутри оказывались только зеркала и несколько цветных стеклышек.

«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»

Советские игрушки. Юла.


Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.

«Попалась в руки мне «змея»,
Не аспид злой, головоломка»

Советские игрушки. «Змея».


Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.

Пятнашки - отличная игра, чтобы «убить время»

Советские игрушки. Пятнашки.


Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.

Серьезные баталии в настольный хоккей

Советские игрушки. Настольный хоккей.


Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть, игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.
У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками. 35 атмосферных фотографий советских детей расскажут, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.

У каждого из нас была в детстве любимая игрушка, о которой мы, став взрослыми, вспоминаем с особой теплотой и трепетом. Но игрушка не просто предмет развлечения ребёнка, через игру у маленького человек формируется представление об окружающем мире, игрушка помогает овладеть ребёнку первыми социальными навыками. Встретиться с детством хоть на краткий миг, наверное, мечта каждого взрослого человека, но как это сделать? Порой достаточно увидеть игрушку или книжку, которые радовали в детстве. И такая возможность у томичей есть! Удивительная выставка открылась в нашем городе, а посвящена она советским игрушкам.


История советских игрушек

Одна из главных целей, которую преследовала советская власть – создание принципиально нового человека, нового прогрессивного общества. И детская игрушка в этом вопросе играла не самую последнюю роль. Игрушка рассматривалась, как мощное воспитательное средство маленьких советских граждан, а потому должна была соответствовать всем требованиям и стандартам качества. Уже сразу после революции 1918 года в Сергиевом Посаде был создан Музей игрушки, который стал прогрессивным центром по разработке и созданию игрушек для советских детей, граждан новой передовой страны.


Паровоз, вагоны, рельсы, кубики и мозаика

Но, несмотря на все усилия, в условиях повсеместно царившей в стране нищеты и разрухи, наладить производство «новой прогрессивной игрушки», не удалось. Тем не менее, к этому вопросу всё же вернулись и в 1930 году в советском государстве появился «Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки». Были четко определены требования к советской игрушке, задача которой заключалась «в условиях обострённой классовой борьбы» противостоять идеологии загнивающего класса. Детская игрушка должна была пропагандировать: здоровье и жизнерадостность (куклы и пупсы должны были быть весёлыми, упитанными и розовощекими), настольные игры (шахматы, конструкторы) должны были развивать у ребёнка смекалку и прививать навыки работы в коллективе, задача «оборонной игрушки» – развитие у советских детей чувства патриотизма. Кроме того, игрушка должна была акцентировать внимание ребёнка на труде и культурном досуге. Образ «идеологически правильной» советской игрушки должен был быть максимально приближен к реальной жизни, игрушка не должна была вводить ребёнка в заблуждение, поэтому зелёные бегемоты, разовые кони, игрушки в человеческой одежде, безрукие и безногие матрёшки были признаны не соответствующими интересам воспитания советских детей.


Советская игрушка, 1930-40-е годы

По следам истории

По советским игрушкам можно изучать историю СССР. Кажется, свое отражение в игрушках нашли все более или менее важные события нашего советского прошлого: механизация сельского хозяйства, освоение Севера и покорение космоса. Первые советские игрушечные грузовики и тракторы, корабли и самолеты, паровозы – всё это рождалось практически сразу после того, как появлялись их реальные образец.


Советская игрушка, 1950-60-е годы

Воспитание с детства

В 1934 году был утвержден список, разрешенных к производству игрушек. Он включал в себя более девятисот наименований: сельскохозяйственные орудия, кухонную и столовую посуду, спортивный инвентарь, оружие, автомобили, куклы, животные, инструменты представителей различных профессий. Были разработаны такие игры, как: «Борись с вредителями», «Как вести себя на улице», «Крепи оборону СССР». Играя ребёнок подготавливался ко взрослой жизни, занимался спортом, закалял характер, постигал основы различных профессий, выявлял свои способности и потенциал.


Персонажи советских мультфильмов

Оборонная игрушка

Особенно пристальное внимание уделялось оборонной игрушке. Она должна была развивать в ребенке чувство патриотизма, давать детям представление о действительных способах защиты Родины. Незадолго до войны с фашисткой Германией была разработана уникальная в своем роде серия миниатюрных броневиков, танков, пушек и другой военной техники , с помощью которой дети могли учится ведению военно-стратегических действий. Журнал «Техника молодежи» за ноябрь 1940 года так описывает одну из новых «оборонных» игрушек:» Очень интересная игрушка «самолёт в воздухе». На одном конце тонкого стержня закреплён самолёт, второй же его конец вставлен в башню, которую нужно установить на столе или любой другой поверхности. Для того, чтобы самолёт стал описывать плавные круги вокруг башни, достаточно небольшого толчка. Благодаря стержню, самолет всегда находится на одной и той же высоте. Вращаясь, самолет сбрасывает «бомбы», имитируют которые обычные пистоны, взрываясь, они дают вспышки огня и дым. Играя с такой моделью, дети знакомились с основами бомбометания в цель и простейшими способами его расчёта. При этом, сам самолет обстреливают зенитчики, что создает иллюзию воздушного боя. Самолет так же можно переводить в режим бреющего полета, осуществлять посадку, а так же совершать ряд других маневров.

Наладить поточное производство подобных игрушек помешала война, тогда дети воочию увидели бронемашины, ревущие танки, обстрелы и т.д.

Производство игрушек во время войны

В первые два года Великой Отечественной Войны нашей стране было не до производство игрушек, впрочем, дети стояли у станков, заменяя собой взрослых ушедших на фронт… Но в 1943 году началось постепенное восстановление данной отрасли, а уже в 1944 году на освобождённой о фашистских захватчиков территории был построен экспериментально-механический завод игрушки им. Ватутина. Завод был оборудован станками XIX в. , привезёнными из Германии. Поначалу завод выпускал трехколесные детские велоипеды и всевозможные жестяные игрушки, а с 1952 года было освоено производство часовых механизмов. Требования к качеству игрушек было очень высоким: прежде, чем игрушка попадала на прилавок магазина, её утверждали более 40 инстанций.


Кукла и игрушечная детская коляска. Около 1980 г.

Послевоенное производство игрушек

В 1948 году в СССР был проведён республиканский смотр на новейшие образцы игрушек. Заводы, производящие кукол стали выпускать кукол-девочек и кукол мальчиков, которые представляли собой работников различных профессий: повара, доктора, пожарного, милиционера. Выпускалась так же серия кукол в разных национальных костюмах. Но не все семьи могли позволить купить своему ребенку настоящую куклу, поэтому часто дома шились тряпичные куклы, или кукол делали из бумаги, рисовали к ним платья, шляпки и т.д..

К 1950-м годам страна постепенно восстанавливалась, появлялись новые заводы и фабрики и производство детских игрушек начало набирать обороты, возобновилось производство целлулоидных уточек и кукол. На прилавках детских магазинов стали появляться плюшевые медведи и зайцы и собачки. Лошадки из папье-маше особенно привлекали к себе внимание и были мечтой каждого малыша. Лошадки были разных наименований: «Лошадка малая» с кожаными ушками и разноцветными уздечками из тесемок, «Лошадка средняя» – она предназначалось для того, чтобы ребёнок мог катать ее по полу, и «Лошадка озвученная» – она могла запрокидывать голову и имитировать лошадиное ржание.

В 1953 году внутренняя политика СССР взяла курс на повышение экономического благосостояния граждан, что, безусловно, отразилось на покупательской способности народа, в том числе и детских игрушек. В свою очередь появились новые современные материалы: искусственный мех, полиэтилен, полистирол, синтетические ткани. В детских магазинах продавались самые разные и яркие игрушки, кукольная промышленность набирала темп. Игрушки производились большими партиями на специализированных заводах – «Малыш», «Огонек», «Радуга». Игрушки так же производили из остатков производства крупных предприятий, например, игрушки с заводными механизмами собирали на приборостроительных заводах, модели военной техники на заводах по производству патронов, модели машина на тракторосборочных предприятиях.


Фильмоскоп и игрушечная швейная машинка

Фильмоскоп

Белая простыня на стене и экран готов! Яркий свет проектора , тихое гудение фильмоскопа, сменяющие друг друга кадры. Сколько восторга и радости вызывал у детей просмотр диафильмов. Сейчас нас окружает всевозможная современная техника: телевизоры, приставки, DVD -плееры, но они не могут вытеснить те трепетные воспоминания, детский восторг и радость от встречи со сказкой.

Диафильм – это короткометражный фильм, обычно он состоял из 20-30 кадров, объединённых одной тематикой. Диафильм можно сравнить с книжной иллюстрацией, комиксом, мультфильмом, и всё же, он отличается от них. Слово «диафильм» происходит от греческого «диа», в данной ситуации оно приводится как «переход от начала до конца», и англ. film – в данном контексте плёнка.

Диафильм, в отличии от мультфильма основан на смене статичных кадров, учитывая эту особенность, многие художники относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует динамика, экспрессия, как и в любом другом произведении изобразительного искусства отличие лишь в том, что в диафильме кадр следует за кадром, особенность в том, это своего рода связка, а так же изображение должно соответствовать тексту.

Диафильм знаком всем взрослым людям, выросшим в советское время. Но, к сожалению, всё чаще можно услышать от молодых людей, что они не знают что такое фильмоскоп и диафильм, никогда их не видели. Объяснить им что это такое, оказывается, не просто. Диафильм – это не просто история, рассказанная при помощи статичных кадров, следующих один за другим, это так же своеобразная техника.

Просмотр диафильмов был некогда целым действом, собиравшим порой большие компании. Кадры прокручивались вручную, кто-то читал вслух надписи на изображении, проецируемом на экране в темноте. Диафильм был частью советской культуры, волнительным событием. Люди обменивались плёнками, приходили в гости друг к другу чтобы посмотреть тот или иной диафильм.

Иллюстрировались не только сказки, но и литературные произведения. Существовали так же технические диафильмы, их демонстрировали в школах и высших учебных заведениях. В Советском Союзе практика просмотра диафильмов была распространена повсеместно, наверное, не было семьи, где бы не существовал фильмоскоп.

Сегодня исполнить мечту ребёнка не так уж сложно: магазины заполнены игрушками на любой вкус, можно заказать в интернете буквально всё, что угодно. В Советском Союзе родителям приходилось гораздо труднее. В «Детском мире» набор игрушек обновлялся довольно редко, на полках пылились одни и те же машинки, куклы и конструкторы. А детям так хотелось чего-то необычного! Расскажем, о каких диковинках мечтали советские ребятишки.

Кукольная посуда, кубик Рубика, солдатики: самые популярные в СССР игрушки

Дети в Советском Союзе часто мечтали о недоступной игрушке — в магазине можно было купить далеко не всё. А так хотелось новую шагающую куклу, почти настоящую кукольную кухню, робота или железную дорогу!

Железная дорога

Это было чудо: игрушечная (но почти как настоящая!) железная дорога, сделанная в ГДР. В собранном виде она занимала чуть ли не всю комнату, по рельсам катились вагончики, прицепленные к паровозу, были в наборе и стрелки, переводящие пути, и домики, мосты, семафоры. А управлять движением поезда можно было с помощью пульта. Самая «навороченная» железная дорога могла стоить половину зарплаты, но главное — её надо было ещё ухитриться достать.

Педальная машина

Такой автомобиль внешне почти не отличался от настоящего. Внушительные размеры, руль, вспыхивающие и гаснущие фары, а ещё у него открывались капот и багажник! Гордый владелец машины садился на сиденье, нажимал педали, крутил руль — восхищению друзей не было предела.

Солдатики

Мальчишки с упоением играли в войну, используя наборы пластмассовых солдат и всю полагающуюся боевую технику — танки, самолёты, пулемёты. У кого-то были комплекты попроще и подешевле, у кого-то — дорогие фигурки, увесистые, с аккуратно сформированными лицами и тонко выделанными деталями военной формы. Ещё были индейцы и «ковбойцы». С ними тоже можно было устраивать сражения — порой даже на уроках.

Шагающая кукла

Почему-то самые красивые куклы производились в Германской Демократической Республике. Они закрывали и открывали глаза с длинными ресницами, издавали звуки, были наряжены в роскошные платья, башмачки и шляпы, а некоторые даже сами шагали!

Заводной робот

Такой робот вызывал восхищение всех, и мальчиков, и девочек, и их родителей: он шагал, поворачивался, издавал какие-нибудь звуки, у него загадочно мерцали глаза.

Кукольная посуда и игрушечная кухня

Многие девочки мечтали об игрушечной посуде, которая была точной копией настоящей: алюминиевые кастрюли и сковородки с пластмассовыми ручками вполне могли бы использоваться даже в качестве настоящей посуды. К ним прилагались крошечные тарелки, чашки, кофейники и чайники. Можно было устроить пир на весь мир, позвав в гости подружек с куклами! И совсем уж счастьем было заполучить в подарок игрушечную кухонную мебель — шкафчики, стал со стульями, плиту с духовкой, мойку.

«За рулём»

Сегодня это может показаться смешным, но тогда это был один из первых автосимуляторов: можно было управлять магнитной машинкой, движущейся по кругу с дорожной разметкой, используя руль и несколько рычагов. Крутой игровой девайс для своего времени.

Электронная игра «Ну, погоди!»

В 80-х эта небольшая плоская коробочка была главным игровым гаджетом советских детей. С двух сторон — по две кнопки: влево, вправо, вверх, вниз. Посередине — экран, на котором по четырём наклонным жёлобам скатываются яйца, а Волк должен их поймать. Количество яиц увеличивается, темп игры ускоряется, ронять яйца нельзя. За этой игрушкой даже взрослые могли просидеть полдня, забыв о делах!

Кубик Рубика

Эта игрушка появилась в СССР в начале 80-х и какое-то время оставалась дефицитом. Кубик Рубика привозили из Венгрии и других стран, и он захватывал любого, взявшего его в руки. Собирать одну сторону определённого цвета быстро учились все. Две стороны собрать было уже сложнее, три — ещё сложнее, а добиться, чтобы все шесть граней кубика были окрашены в свои цвета, получалось у немногих. Позднее появились «кустарные» модели: цветные квадратики на них можно было переклеить так, как хотелось, и потом хвастаться перед друзьями: я сложил кубик Рубика!

Настольный хоккей

Нельзя сказать, что настольный хоккей был дефицитом, эта игра продавалась почти во всех детских магазинах. Но о нём действительно мечтали все! Это было очень азартно — управлять игроками с клюшками, забивать шайбы, словом — «рубиться» всерьёз, как настоящие хоккеисты! Обычно в комнате, где шла игра, стоял невообразимый шум: грохот сталкивающихся фигурок, вопли игроков и болельщиков. Почти как на настоящем хоккее!

Фильмоскоп

По телевизору показывали скучные передачи, мультфильмы шли редко. Зато каким удовольствием было вечером, когда все дела окончены, повесить на стену белую простыню, потушить свет и включить это чудо — фильмоскоп! Вся семья собиралась вместе: смотреть на картинки, которые показывал проектор, было интересно даже взрослым. Кто-то один перематывал кадры и вслух, с выражением, читал сопроводительный текст. Чаще всего это были сказки: «Снежная королева», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик». Да, картинки не двигались, но всё равно это было похоже на волшебство: собственные «почти мультфильмы»! А мы предлагаем почитать об экстремальном детстве и юности в Советском Союзе.

Читайте также: