История появления детских игрушек

Обновлено: 15.05.2024

Детство — это особый мир, в котором сочетается фантазия, игра и познание. В забавах ребенок учится общаться, получает бытовые навыки, развивает мышление и творческие способности. В мире взрослых игрушки имеют культурную и историческую ценность. Их коллекционируют и выставляют в музеях. История возникновения детских игрушек начинается до нашей эры. За несколько тысячелетий они прошли путь от простейших фигурок до произведений искусства.

Характеристика игрушки

Игрушками называют предметы, символизирующие объекты окружающего мира и предназначенные для обучения и развлечения. Их используют в учебно-воспитательной работе, психологическом тестировании и терапии, декорировании, прикладном искусстве.

В игру дети переносят ситуации, которые впервые наблюдают в жизни, выражают собственное отношение к ним. Изготовление игрушек — творческое хобби. В куклах мастера воплощают героев сказок, фильмов и мультфильмов, собственные идеи. Сборные модели автомобилей, кораблей, архитектурных миниатюр украшают интерьер.

История возникновения игрушек для детей

Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.

В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.

история возникновения игрушки

Первые игрушки древности

Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.

У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.

Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.

Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.

история возникновения игрушки

Появление мягких игрушек

История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.

В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.

К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.

история возникновения игрушки

А для чего же нужны игрушки?

Кроме развлечения и познания игрушки служат для всестороннего развития ребенка. Они сопровождают его с пеленок до школы, от развивающего коврика до настольных интеллектуальных игр.

Главные функции игрушек:

  • развитие логики, воображения, мелкой моторики;
  • помощь в выражении внутренних переживаний;
  • объединение с другими детьми в общей игре, социальная адаптация;
  • отвлечение внимания, повышение настроения;
  • заполнение времени ребенка.

Игрушек может быть не много, но разных. Игры помогают родителям лучше понять характер и способности ребенка.

история возникновения игрушки

Виды игрушек

Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:

Мягкая игрушка

Первые упоминания о мягких игрушках датированы XIX веком, когда женщины сами их шили из разноцветных лоскутков и набивали ватой, хлопковыми волокнами, соломой, опилками и прочими материалами. Мягкие игрушки представляли собой небольшие фигурки животных: медвежат, котят, щенков, зайчиков и многих-многих других домашних и диких зверей. И только в XX веке было запущено массовое производство по выпуску мягких игрушек. На тот же период пришелся и бум на плюшевых медвежат не только на Западе, но и у нас в Советском Союзе. С тех пор практически у каждого ребенка дошкольного возраста есть игрушка, с которой он не расстается – любимая мягкая игрушка.

Описание игрушки

  • Классические. Изготавливаются в виде животных и людей. Для производства используются натуральные и синтетические материалы, разные по фактуре и цвету.
  • Развивающие. К таким относятся игровые комплексы, подвесные карусели, игровые панели, развивающие коврики. Такие модели отличаются небольшими габаритами и красочными оттенками.
  • Мягкие погремушки. Изготавливаются в виде обычных погремушек из текстиля. В такие модели вшиваются специальные механизмы, которые шуршат, пищат или гремят при встряхивании. Погремушки развивают у ребят звуковое восприятие, моторику рук
  • Мягкие книжки. Эти изделия обтягиваются текстильными материалами: трикотажем, флисом, хлопком. Вместо рисунков используются аппликации из ткани, изображающие предметы окружающей среды или демонстрирующие ситуации из жизни
  • Мягкие музыкальные. Внешне ничем не отличаются от простых игрушек. Особенность их заключается в наличии встроенных внутрь изделия механизмов. Модели издают разные звуки: мелодию, стишки, песенки
  • Мягкие интерактивные. Построены по принципу музыкальных игрушек и многофункциональны. Они разговаривают, поют, танцуют. Часто используется музыкальное и световое сопровождение.

Малышам до года, лучше покупать вещи с безворсовым покрытием. Подойдут модели из кашемира, флиса, трикотажа. Старшим ребятам покупайте велюровых, бархатных, плюшевых зверушек. Внешний вид зверька должен быть максимально приближен к реальному виду (кроме размеров животного). Лучше выбирать игрушки естественных раскрасок, ведь через них малыш познает внешний мир. Важно, чтобы мордочка была веселой и доброй.

Как играть?

Играть с мягкими игрушкам можно во что угодно. Мягкие друзья прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с мягкими игрушками. Некоторые игрушки обладают антистрессовыми свойствами. Обычно у таких кукол или зверюшек особый наполнитель, который успокаивает малыша, а также игрушки могут иметь успевающий травяной запах – лаванды или ромашки.

Плюсы и минусы

Как не странно, именно игрушечные животные легко одушевляются детьми и играют важную роль в их жизни. Дети легче переносят чувство одиночества и страха, становятся более уверенными в незнакомой для себя ситуации и легче переносят процесс адаптации к детскому саду. И именно такие игрушки становятся для малышей настоящими верными друзьями, помогающими преодолевать препятствия на начинающемся жизненном пути. Такая привязанность – первый признак того, что ребенок научился чувствовать и испытывать искреннюю привязанность, которая способствует развитию и формированию духовности и эмоциональности ребенка.

Производство

Мягких игрушек на рынке великое множество. Невозможно перечесть всех производителей, занимающихся производством мягких игрушек. Из таких фирм можно выделить BUDIBASA, СмолТойс, Плюш Ленд, 1TOY, ABtoys и Plan Toys. Эти производители проверены и выпускают качественные игрушки. Есть компании, не имеющие сертификации, которые выпускают некачественную продукцию. Поэтому следует внимательно проверять игрушки перед покупкой.

Куклы

Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.

Только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек. Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы стали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки так всем понравились, что на Маргарет буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую по пошиву игрушек, в которой трудилась Маргарет с сёстрами. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А через год появился первый плюшевый мишка - игрушка, обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. Племянник Маргарет, Рихард Штайфф, художник по профессии, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах.

02.jpg

Но тогда у медвежонка ещё не было имени… Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана, жена русского эмигранта украсила витрину своей лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он настолько понравился посетителям, что те захотели его купить. Владельцам пришлось срочно наладить пошив этих игрушек. А вскоре хозяин лавки обратился к тогдашнему президенту США с просьбой использовать его имя для медвежонка и получил согласие. К тому же в это время произошла интересная история с самим президентом Теодором Рузвельтом. Он, будучи страстным охотником, отказался стрелять в специально подведённого под его выстрел медведя. История эта попала в газеты. Так в Америке, а затем и в Европе, плюшевых медведей стали называть Тедди.

А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.

03.jpg

А для чего же нужны игрушки?

Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.

Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.

Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.

Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.

Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.

04.jpg

В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!

Пальчиковые игрушки

Давным давно в Древнем Египте, Риме, Греции в виде обращения к Богам люди пользовались кукольными постановками. А позднее это преобразовалось в постановки миниатюрных кукол, которые можно было одеть на руку или пальцы демонстрируя определённый сюжет для публики. Но уже тогда, во втором веке до нашей эры, было известно о положительном влиянии пальчиковых игр на развитие головного мозга. Так по сей день люди используют эту игру для развития и совершенствования многих необходимых качеств своих детей.

Описание игрушки

Сколько кукол существует сегодня – их даже не перечесть, все они такие разные: большие, маленькие, стандартные, модельные, интерактивные, театральные и прочие. К театральным куклам относятся марионетки, ростовые шарнирные куклы, игрушки-варежки и пальчиковые фигурки. Обычно, пальчиковые игрушки очень маленькие по размеру – не больше 7-10 см. Миниатюрные фигурки надеваются на пальчик. Можно выделить несколько видов пальчиковых игрушек. Традиционные, резиновые для ванной, шагающие и современные интерактивные.

Как играть?

Родителям необходимо начинать развивать пальчики малыша с самого раннего возраста вплоть до начальной школы, постепенно увеличивая сложность занятий. Родителям стоит обратить свое внимание на пальчиковый театр. Игрушки заставят работать каждый пальчик, укрепляют кисть, улучшить работу памяти, воображения и речевого аппарата.

Традиционные надеваются на указательный пальчик, а остальные пальцы могут быть собраны в кулачок или широко расставлены. Расположение руки, на палец которой надета игрушка, также может быть различным: с упором на стол или без опоры, когда игра проходит в сидячем или лежачем положении. Наиболее полезна для ребенка будет игра, если задействован не только указательный палец, но и другие, для этого можно надеть на остальные пальчики остальных персонажей. Традиционные игрушки могут быть выполнены из всевозможных материалов: резина, пластик, ткань, плюш, фетр, и даже бумага. Резиновые игрушки можно использовать и при купании в ванной.

Другая разновидность пальчиковых кукол – шагающие. Такие игрушки одновременно задействуют сразу два пальчика – указательный и средний. Ребенок чередует движение пальчиков, имитируя шаги того или иного персонажа. Для игры в шагающие пальчиковые игрушки требуется вертикальное положение кисти с опорой на поверхность стола. Полезно и более интересно использовать шагающие игрушки с применением тропинок. Кроме того, используя эти игрушки можно режиссировать не только сказочные сюжеты, но даже устраивать спортивные состязания и попробовать поиграть в пальчиковый футбол. Наверняка, маленькому ребенку понравится пинать маленький мячик своими пальчиками. Использование таких методов позволяет разнообразить тактильные ощущения. Эффективно использовать эти игрушки при музыкальном сопровождении или под счет взрослого. Для изготовления шагающих игрушек обычно используются плотные, трудно сгибаемые материалы: бумага, картон или фетр. Чтобы сделать шагающие игрушки с прорезями для пальцев совсем не обязательно идти в магазин, таких персонажей можно сделать и дома из подручных средств, самостоятельно нарисовать и выстричь ножницами.

Современный вид пальчиковых игрушек – интерактивные. Такие фигурки надеваются на пальчик, ручку или фломастер, можно даже подвесить ее на край монитора. Лапки у интерактивной игрушки гибкие, поэтому она легко закрепляется на любой поверхности, ее даже можно подвесить за хвостик, и она будет забавно висеть вниз головой с закрытыми глазками. Эти игрушки обладают различными функциями: умеют закрывать и открывать глазки, издавать звуки, реагируют на прикосновения хозяина.

В любом случае, какие бы вы не выбрали пальчиковые игрушки начать нужно с личного примера. Сначала родитель демонстрирует игрушку детям, показывает различные способы манипулирования одной рукой, затем, ребенок повторяет. После чего полезно будет повторить эти же методы, но уже другой рукой, а потом обеими ручками.

Плюсы и минусы

Сегодня психологи и логопеды уверены, что развитие мелкой моторики благотворно сказывается не только на развитии речи ребенка, умственных способностях, расширении кругозора и фантазии. Мелкая моторика – это умение ребенка совершать точные движения пальчиками и кистями рук, при этом в действие приводятся важнейшие системы человеческого организма: нервная, костная и мышечная. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игрушки активно используются педагогами.

Новый век

В современном мире невероятное множество различных персонажей героев сказок в виде пальчиковых пальчиковых игрушек. Их можно купить в обычном магазине игрушек или заказать на популярных торговых площадках в Интернете. В ассортименте продаются готовые наборы с персонажами любимых сказок: Репка, Колобок, Теремок, Курочка Ряба и другие. Так же можно купить наборы диких и домашних зверюшек, игрушки в виде человечков и персонажей любимых мультфильмов. Главное чтобы это было ребёнку в радость и приносило пользу.

Производство

Традиционные игрушки могут быть выполнены из всевозможных материалов: резина, пластик, ткань, плюш, фетр, и даже бумага. Многие мамы создают пальчиковые игрушки самостоятельно: вяжут спицами или шьют из фетра. На просторах интернета представлено огромное количество выкроек, схем и подробных мастер-классов по созданию миниатюрных шедевров. Подробнее познакомившись с этим видом рукоделия, можно с уверенностью сказать, что сшить замечательные игрушечные фигурки для своего малыша под силу любому родителю, который далек от мира вязания или шитья. Самые элементарные пальчиковые игрушки можно сделать самостоятельно, из подручных средств, без покупки ниток для вязания, ткани или фетра. Сказочных персонажей можно нарисовать на листе бумаги, картона, или скачать готовые шаблоны, распечатать на цветном принтере или самостоятельно раскрасить. В ход пойдут даже старые перчатки, если отрезать от них пальчики и приклеить смешные рожицы или головы персонажей.

Посмотрев на полочки магазинчиков на Ярмарке Мастеров, нашла много чудесных игрушек. Захотелось узнать историю игрушки и рассказать невыдуманную историю маленькой девочки и ее первой игрушки. А пока — когда появилась первая игрушка и что она собой представляла…

Сначала, что пишет нам Википедия:

Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Игрушки известны людям с глубокой древности, они были обнаружены при раскопках остатков древних цивилизаций. Так, при раскопках Индской цивилизации, это 3000-1500 до.н.э., обнаружены маленькие повозки на колесиках, свистки в виде птиц и обезьянок, которые могут сползать по веревочке. Кстати, в России тоже свистки пользовались популярностью, особенно у бедных людей. Их вырезали из дерева, украшали резьбой.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 1

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 2

Описана история игрушек была впервые в мифологии Древней Греции. Древние греки любили играть в «камушки». В те времена уже появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались также из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.

В основном, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные, и I-II веков в виде раковины, в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками, придерживающий рукой игрушечного оленя.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 3

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 4

За 6000 лет до нашей эры появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Тогда уже люди начинали соревноваться друг с другом, играя. Первые шашки за 2000 лет до н.э появились в Египте. В них играли как взрослые, так и дети. Египтяне же играли с луком и стрелами, и эта игра у многих и сейчас популярна. Дети «охотились» на придуманных зверей, в то время как их родители уходили на охоту за настоящей добычей.

Игрушка в Росии до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.

Одной из первых игрушек был также мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.

Но самой древней детской игрушкой, пожалуй, является кукла. Первой была игрушка, сделанная из соломы и ветхих тряпок. Она была похожа на настоящую маленькую девочку, поэтому дети с удовольствием играли с такой куклой.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 5

Куклы-обереги приобрели более презентабельный вид и популярны до сих пор.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 6

Первые куклы появились в Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги — подвижными.

Особой популярностью пользовались куклы, вылепленные из глины. Для них изготавливался специальный глиняный раствор, поэтому они отличались повышенной прочностью.

Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 7

История игрушек будет продолжаться до бесконечности, потому что каждый ребенок играет с самого рождения. Игрушки существовали всегда, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.

Я вам хочу рассказать маленькую историю из жизни для того, чтобы показать важность игрушки для ребенка.

Моей внучке на рождение подарили игрушку — ушами похожую на чебурашку, со сплющенным носом, чудную какую-то. Так и стояла она всегда в кроватке у малышки. Она к ней очень привыкла. Но однажды, пока ходили в магазин, игрушку украли из коляски. Заметили пропажу, когда стали ложиться спать. Если сказать, что ночь была без сна — ничего не сказать. Ребенок постоянно плакал. Утром родители, объехав весь город (оказывается, не так просто было найти такую же), привезли игрушку. Но не тут-то было, внучка отворачивалась и плакала,Причину обнаружили, когда посмотрели фото. Предыдущий Кеша, так назвали подаренное чудо, был коричневый, а купили серый, других просто не было. Еще ночь без сна, всем на работу. Я просто завернула в пеленку, которая лежала на подушке малышки, игрушку — это оказалось спасением.

Внучка подросла, ходила в садик, но стали замечать, что когда ложилась спать в обнимку с Кешей, стала сосать пальчик. Ничего не помогало, пальчик становился меньше собрата.

Как-то раз, уехав к бабушке в город, забыла своего любимца, с которым не расставалась, даже в саду лежал в шкафчике. Я решила спрятать, а там — что будет. С волнением ждала встречи.

Приехав, услышала от меня грустную историю, что Кеша очень расстроился, что она его забыла, и пошел ее искать. Так как город далеко, и куда пошел, я не видела, то, наверное, он не скоро вернется.

Так мы спасли пальчик, но, постоянно приходя из сада, спрашивала, не вернулся ли Кеша.

На Новый год решили написать Деду Морозу письмо. Писала я, поэтому знала, что просила внучка «Пусть Кеша вернется» больше ничего ей было не нужно.

Так Кеша сидел под елкой в новом вязаном комбинезоне. Сколько было радости в глазах, просто не передать. У меня от воспоминания даже слезы на глазах.

Сейчас внучке 14 лет, совсем взрослая, но Кеша всегда рядом, он потрепан временем, но он самый родной. И только потом я поняла почему в пеленке она приняла игрушку — запах. Она не давала стирать Кешу, когда маленькой была, потому что от него не так пахнет. Вот так, оказывается, важен запах детства ребенку.

Мы в своей суете порой не замечаем самых обыденных вещей, которые, кажется не так важны, а для ребенка это целый мир — мир его первой игрушки. Это его талисман на всю жизнь.

Читайте также: