История создания игрушки из дерева

Обновлено: 02.05.2024

Жизнь человечества в целом, и детей в частности, не мыслима без игр и игрушек. Игрушки неразрывно связаны с культурными, бытовыми традициями, особенностями устного народного творчества той или иной областью, где в неё играли.

Археологи обнаружили доказательства, что первые игрушки были ещё в IX веке нашей эры. Доказательства эти лишь документальные, сами игрушки, конечно, не сохранились, т.к. надо учитывать особенность дерева, как материала.

Надо отметить, что самыми простыми игрушками, могли быть даже простые сучки деревьев, поструганные ножом. Сейчас, в наш век нам трудно в это поверить. Затем игрушки стали делать из шишек, еловых лапок и разных палочек. (слайд 1).

Так как деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то изображались животные, птицы, дровосеки с вязанками дров, лешие и т.д.

Игрушки всегда были важной составной частью жизни детей, и хотя прошлые игрушки явно отличаются от игрушек сегодняшнего времени, многие образы любимы и сейчас. Известно, что в Древней Греции и Римской Империи дети, как и сейчас, играли с куклами, лошадками, собачками.

В 18 веке немецкие производители очень заинтересовались деревянными игрушками и стали активно создавать разнообразные игрушки на любой вкус и достаток. Немецкие торговцы путешествовали по миру и собирали заказы на изготовление игрушек. Но все - таки эти игрушки были достаточно просты.

В 19 веке игрушки стали делать более сложные, иными словами, игрушки детализировали. Появились деревянные макеты зданий, домики, солдатики, машинки и даже поезда. (слайд 2). Очень важно то, что игрушки стали раскрашивать.

Сегодня не стоит думать, что деревянная игрушка устарела и освободила место игрушкам электронным. Разнообразные машины, грузовики, домики и так далее становятся очень популярными подарками, детям, а порой и взрослым они очень нравятся.

Производство деревянной игрушки в России.

Полено, чурка или щепка – вот с чего начинали мастерить игрушку народные резчики. В России признаны три области изготовления деревянной игрушки.

Но чем же игрушки разных областей отличаются друг от друга, казалось бы и тут лошадка и там лошадка, и тут медведь с мужиком и там медведь с мужиком… Но если их поставить рядом, отличии видны невооружённым глазом. Каждая игрушка отличается неповторимым сюжетом, композицией, уникальным решением форм. Авторы сумели найти такие художественные приёмы, которые утвердились со временем как особенности и стали стилем того или иного центра изготовления игрушки.

Русские игрушки очень и очень разнообразны: они бывают точёные и резные, бывают раскрашенные красками, бывают из чистого дерева (липы, осины, берёзы). Сегодня, несмотря на разнообразие выпускаемых игрушек, деревянная игрушка способна очаровать, доставить удовольствие и ребёнку, и взрослому.

Давайте рассмотрим области, где изготавливали игрушки.

Первая область известна с 19 века, располагается по берегам Белого моря – сейчас это Архангельская и Вологодская области. Эти игрушки отражают северность и характер северного народа. Они похожи на северных идолов, облик их достаточно скуповат.(слайд 3) Черты лица прорисованы не чётко и не выразительно. Мотивы игрушек – птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки. Русский Север, здесь каждый мужик (крестьянин, рыболов, охотник) владел топором. И легко управлялся с ним, мог вырубить украшение, домашнюю утварь или какую-нибудь куклу. Фигуры коней, птиц – это образы не просто игрушек, в те далёкие времена им присваивали магическое значение: птица несла в себе символ весны и жизни, а деревянный конь- посланник солнца.

Панка – это северная кукла. (слайд 4).Сейчас можно сказать, что она представляет собой обрубок дерева, на котором топором намечена голова в виде шара и туловище представляло собой форму конуса. Фигура не имеет рук и ног, лицо плоское не вырезанное.

Северные коники. (слайд 5). У этих игрушек короткая массивная шея, маленькая голова, могучее и огромное тело опирается на короткие ноги. Такие игрушки расписывали: на красно-оранжевом фоне рисовали кресты, клетки, штрихи. Существует описание, что эти кони представлялись как огненные небесные кони, которые олицетворяют появление весеннего солнца.

Другая область производства деревянной игрушки находится в Нижегородской губернии. Надо отметить, что этот регион вообще славится резьбой по дереву. Здесь можно увидеть прекрасные образцы домовой и корабельной резьбы. А как здесь делают ложки?! (слайд 6). Мастера очень заинтересовались деревянной игрушкой и вложили весть свой профессионализм. Художественный уровень этого промысла очень высок. Города, где изготовлялись игрушки стали – Городец, Семёнов, Пурех и другие.

Третий известный центр производства деревянной игрушки – Сергиев Посад и деревня его Богородское. Его мастера предпочитали изображение фигуры пышных, полных женщин в своих игрушках. Но кроме этого были популярны и фигуры солдат, простых мужиков и могучих лошадей. Ещё нельзя забывать об одном из главных героев фольклорного жанра – косолапый медведь. Богородские игрушки изготавливались композиционно, важно отметить, что они могли двигаться. Если подвинешь планки, то мужичок с медведем начинают стучать молоточками. (слайд 7). Богородские мастера делали разные движущиеся игрушки: двигались колёса, планки, балансировал шарик, который был подвешен под кругом. Это известная игрушка «Куры на кругу».

Матрёшка. (слайд 8). Это игрушка пришла к нам из Японии, прижилась в России, и можно сказать стала символом России. Первые матрёшки стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Роспись матрёшек отражали быт русского народа. Изображали девушек в разнообразных сарафанах, которые были раскрашены травным орнаментом. Наиболее распространёнными были зелёная, жёлтая, синяя краски. В ней располагается обычно от двух до пяти куколок, состоит из верхней и нижней части. Как говорилось выше обычно рисуется женщина в сарафане или платке. Существует мнение, что форма первой матрёшки принадлежит токарю из города Подольска. Первая российская матрёшка: восемь кукол – девочек, а самая старшая девушка с петухом.

Вот такими самобытными , замечательными игрушки славится земля русская и русский народ. (слайд 10)

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э.

Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.

Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» — фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

Русская деревянная игрушка

Матрёшка — это одна из самых популярных русских игрушек. У большинства иностранцев матрёшка вызывает явные ассоциации с Россией. Как ни странно, появились такие игрушки относительно недавно.

В конце XIX в игрушечную мастерскую А. Мамонтова, которая находится в Москве, привезли несколько японских фигурок лысого старика — мудреца Фукурума. В мастерской всех заинтересовал тот факт, что фигурки были вложены друг в друга. Через некоторое время люди из этой мастерской решили сотворить что-то подобное. Токарь по древу Василий Звездочкин, работавший в то время в этой мастерской, вырезал из древа восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил эти фигурки. Причём нарисовал он не стариков, а девочек и мальчиков в простонародной одежде. При этом мальчики и девочки чередовались. Каждая из фигурок отличалась от остальных не только габаритами, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Самая маленькая фигурка изображала запеленованного младенца.

Так как в те времена очень высокой популярностью пользовалось имя Матрёна, фигурки назвали в честь данного имени — «матрёшками». Уже к 1900 году мастерская А. Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек начало становиться всё больше, они начали пользоваться небывалым спросом, даже несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого. Объяснить такую популярность данных игрушек довольно просто. В конце XIX века в России начал проявляться довольно большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Именно поэтому матрёшки и стали популярными.

Через некоторые время покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции и других государств. Процесс создания матрёшек довольно сложный. Для начала заготавливают древесину, из которой будут создавать матрёшку. Чаще всего берут липу, так как она довольно мягкая. Дальше эту древесину сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом помещении. Затем уже начинают вырезать фигурки. Первым делом вырезают самую маленькую, «неразборную» матрёшку. Ну а дальше, основываясь на её размерах, вырезают более крупные. Количество матрешек может быть различным. Своеобразный рекорд количества матрёшек поставил токарь Николай Булычев в 1913 году, создав набор матрёшек, состоящий из 48 фигурок.

После вырезания матрешек лакируют, а когда они высохнут — начинают разукрашивать. При этом может использоваться гуашь или масляные краски.

Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. А в 2001 году в Москве был даже открыт музей, посвящённый матрёшкам.

В истории русских народных художественных промыслов габариты деревянных игрушек не ограничивались миниатюрными изделиями, доказательством чему являются детские качалки в виде лошади, прикрепленной на дугообразные деревянные рейки.

Большой или маленький, плюшевый или пластмассовый, игрушечный медведь был у каждого из нас. Каково же происхождение этой игрушки? Как выглядели первые персонажи? Почему образ косолапого так распространен в России?

Символика образа игрушечного мишки

История изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево – липа, береза, осина. Среди наиболее распространенных образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Почему же именно мишка был одним из частых персонажей? Так уж повелось на Руси c давних времен, что медведь у нас – необычный зверь. Ведь он когда-то считался хозяином леса, образ его украшал знамена и гербы, а в древности косолапого называли батюшкой или дедушкой.

Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Дело в том, что этот зверь еще с древних времен ассоциировался с разными божествами в разных странах, на Руси, например, с хозяином Подземного царства богом Велесом. Отсюда и особое отношение к персонажу.

Изготовление первых игрушек

Как же изготавливали первых мишек? Игрушки делали из разных сортов дерева, выпиливая и вырезая детали. Творение могло быть цельным, а могло состоять из отдельных частей. Основными орудиями труда были нож, топор, долото. Секреты игрушечного ремесла передавались предками из поколения в поколение. Сначала игрушки предназначались лишь lдля детской забавы, но со временем их стали продавать. Первые фигурки были грубоваты, но в то же время выразительны. Деревянный медведь мог быть похож на божество, на персонажа из сказки или на представителя русского леса. Какой бы ни была задумка автора, поделка имела свой характер, свои неповторимые черты, неся в себе уникальное мастерство своего создателя.

Значимость деревянных игрушек в современном мире

Сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. Это изделие признано во всем мире экологически чистым и безопасным. Ребенок от контакта с ним получает только положительное воздействие. Конечно же, сейчас рынок игрушек пестрит разнообразием красок, форм и материалов. Медведи и матрешки нынче не особо пользуются спросом у детей. Каких только героев не встретишь на прилавках – шреки, лунтики, человеки-пауки и т.п. Но не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и незыблемые традиции наших предков.

Неваляшка (или, как её называют в русском фольклоре, «ванька-встанька») — детская игрушка.

Принцип действия игрушки основан на том, что внутри объёма малой плотности присутствует грузило, в результате чего игрушка стремится занять строго определённое конструкцией положение (кукла, например, головой вверх). Форма неваляшки удобна и безопасна для малышей. У малыша благодаря неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, слух, координация движений.

История всегда встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном» этой простой игрушки причудливо сплелись наука и сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.

Россия увидела первых неваляшек всего лишь двести лет назад. Считается, что ее идею привезли к нам путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. Неваляшка, сделанная русскими мастерами, сразу же завоевала высокий титул любимой детской игрушки. Народные умельцы делали ее из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.

Первые русские деревянные неваляшки появились на ярмарке в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов (скоморохи) и девочек на шаре. Например, скоморох (клоун-жонглер) был очень популярным в то время. Клоун-скоморох придумывал сам свои песни и шутки. Скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» — клоун-скоморох — расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семеновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-

транспортная система губернии, связывающая ее с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.

Основным материалом для неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления– топор, нож. Игрушка делалась простыми, скупыми приемами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ


Курс повышения квалификации

Организация опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия, ментальные карты Бьюзена)


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы психологии детского спорта в деятельности тренера-преподавателя, спортивного психолога в учреждениях физкультурно-спортивной направленности


«Мотивация в профессиональном саморазвитии. Комьюнити-сообщества»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразр.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона. Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки.

Исторические центры производства деревянных игрушек в России Существуют три н.

Исторические центры производства деревянных игрушек в России Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них располагался по берегам белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях.

Другой исторический регион производства деревянной игрушки находился в Нижего.

Другой исторический регион производства деревянной игрушки находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретён и городецкая резьба.

Ну а третий, наиболее известный центр производства деревянной игрушки – это р.

Ну а третий, наиболее известный центр производства деревянной игрушки – это район Сергиево Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километров от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек.

Забытые простонародные игрушкиТАРАХТУШКИ ДЗЫКФУРЧАЛКА.

Забытые простонародные игрушки
ТАРАХТУШКИ
ДЗЫК
ФУРЧАЛКА.

ТРЕЩОТКИ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 962 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 22.04.2020 517
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астанина Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

29 минут

«Как учить детей управлять своими эмоциями и поведением»

81 минута

«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

63 минуты

«Современные подходы к профессиональной деятельности педагога»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Капленко Надежда Николаевна

Данный проект «Рождение деревянной игрушки» можно считать исследовательским, т.к. сбор информации вёлся ориентированно на источники из документальной литературы, и на информацию, полученную из интернета.

В данной статье проекта рассказывается о среде формирования промысла по изготовлению деревянных игрушек на Руси. Так же раскрывается смысл слов «играть и игрушка». В статье говорится, кто занимался промыслом по изготовлению деревянных игрушек много лет назад и в наши дни, для кого и с какой целью делали деревянные игрушки. Говорится о роли образного подхода в формировании структуры игрушки, какими инструментами владели, в каком помещении занимались резьбой, и перечисляются породы деревьев, используемые в производстве игрушек, их природные качества, экологические и лечебные свойства. Также, в статье говорится о центрах по производству деревянных игрушек в древней Руси, в которых процветало это ремесло, и только об одном, в котором не утратили данного искусства, по сей день, а продолжают традиции мастеров – ремесленников.

Путём перечисления фактов, раскрывается главная цель исследовательского проекта – этапы в процессе изготовления деревянных игрушек. Все вышеперечисленные смысловые реплики можно считать путями реализации главной цели проекта, т.е. – задачами.

Исследовательский проект «Рождение деревянной игрушки», позволяет говорить о его практической ценности т.к. данный конкретный материал можно использовать на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах, как носитель конкретной информации по изучению тем, связанных с деревообрабатывающей промышленностью и производством из древесины, с которыми и знакомятся учащиеся 5 классов среднего звена обучения.

ВложениеРазмер
issledovatelskiy_proekt_-_rozhdenie_derevyannoy_igrushki-.pptx 2.25 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Рождение деревянной игрушки» Выполнил учащийся 5«Б» класса МБОУ СОШ № 10 Станицы Медведовской Тимашевского района Гаврилов Никита Научные руководители: Углачёва Н.Н. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 10

Актуальность темы: «Рождение деревянной игрушки», заключается в изучении вопроса создания, и сохранении, как истории изготовления русской народной деревянной игрушки, так и традиций её выполнения. Цель данного проекта - выявление основных этапов изготовления деревянной игрушки на Руси и в современном мире.

Вопросы, положенные в основу исследования проекта, формируют ряд задач: 1. Узнать смысловое значение слова «игрушка» 2. С каких времён известна деревянная игрушка на Руси? 3. Для кого и с какой целью делали деревянные игрушки? 4. Кто занимался изготовлением деревянных игрушек? 5. Какие породы деревьев пригодны для резьбы? 6. В каких центрах изготавливали деревянные игрушки? 7. Процесс изготовления деревянных игрушек ручным способом Процесс изготовления деревянных игрушек токарным способом 9. Виды деревянных игрушек

Возникновение промысла С лово игрушка – обозначает материальную вещь, с которой можно поиграть или развлечься. Русские народные деревянные игрушки известны с 9 -10 века н.э. (сначала это были просто сучки веток, со временем, усложняющиеся в конструкции). И грушки делались специально для людей младшего возраста, малолетних детей, юношей и девушек, чтобы они могли себя развлекать или утешать, заменяя взрослого. Промысел возник в крестьянской среде. Изделия изготовлялись сезонно. Резьбой в деревне занимались в основном мужчины. Знание ремесла передавалось из поколения в поколение.

Возникновение промысла Для изготовления деревянных игрушек используют мягкие породы деревьев (липа, ольха, осина, берёза, дуб), которые хорошо поддаются обработке и отделке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию, шлифованию, полировке, росписи). Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Поволжья, Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. Ну а наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада, Московской области, посёлок Богородское . Игрушки из этих мест называют «Богородскими». Их промысел жив и в наше время, и занимает центральное место в данном виде промысла.

Производство изделий С момента зарождения промысла, по изготовлению деревянных игрушек, и до сегодняшних дней, шло развитие и усовершенствование способов их изготовления. Выделяют два способа изготовления деревянных игрушек: Ручной способ (или резьба) 2. Выточка на токарном стане .

Процесс изготовления деревянных игрушек ручным способом 1.Просушка древесины 2. Вырубка заготовки 3. Детальная обработка топором ножами и резаками 4.Обработка, шлифовка 5.Сборка по частям 6. Роспись игрушек деталей игрушек красками

Процесс изготовления деревянных игрушек токарным способом 1.Разрабатывают эскиз детали 2. Составляют её чертёж 3. Наносят рисунок на деревянную болванку 4. С помощью тел вращения, вытачивают заготовку на станке 5. Готовые детали игрушек соединяют между собой столярным клеем 6. При необходимости –игрушки раскрашивают

Виды деревянных игрушек. Медведи на качели Зайчик в лодочке Лиса и журавль Клоун Игрушка – качалка Пирамидки Свистулька

Данный проект был посвящён теме «рождения» деревянной игрушки на Руси, который включил в себя теоритические аспекты исследования истории появления деревянной игрушки; центры зарождения промысла на Руси, этапы и методы работы над созданием игрушки. Делая выводы могу сказать, что в данном исследовательском проекте, поставленная цель - выявление основных этапов изготовления деревянной игрушки на Руси и в современном мире,- была полностью раскрыта. Подводя итог, делаю заключение, что в сфере сохранения традиций и истории промысла по изготовлению русской народной деревянной игрушки проект является актуальным и позволяет говорить о его практической ценности. В перспективе, работу в данном направлении можно продолжить и развить. Например, оттолкнувшись от данного проекта «Рождение деревянной игрушки», провести соц.опрос среди детей и взрослых, сравнить игрушки современные с игрушками народных промыслов, и проанализировать полезность, практичность, безопасность и их гигиеничность. Заключение

Читайте также: