История вязаных игрушек крючком для творческого проекта по технологии

Обновлено: 18.05.2024

Вот уже несколько лет (с 5-го класса) мы выполняем творческие проекты, которые отражают наши творческие способности. За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно - прикладном творчестве. В прошлом году мы изучали вязание крючком мне, это очень понравилось. А мама меня научила вязать спицами. Над тем, какой будет моя проектная работа, я думала недолго.

Для своего проекта я выбрала тему "Вязание спицами", поставив перед собой цель – связать мягкою игрушку для своей младшей сестры. Скоро новогодние праздники, а лучший подарок - это вещь, сделанная своими руками. И я очень бы хотела, чтобы моя работа оказалась красивой, качественной, не много с юмором была интересной, радовала глаз, и поднимало настроение мой сестре и окружающим.

Конечно, мягкую игрушку для сестры сегодня нетрудно купить и в магазине. Но можно создать желанный подарок своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.

Во-первых , собственноручно изготовленная игрушка обойдется мне дешевле.

Во-вторых , моя сестра станет обладательницей игрушки не серийного производства изделия.

В-третьих , человеку всегда приятно посмотреть на свою вещь, сделанную своими руками.

В-четвёртых , вязание успокаивает, расслабляет.

В-пятых , когда человек вяжет спицами, у него работают пальцы.

Рукоделие — созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.

Оно возвращает силы и энергию, наконец, оно поднимает самооценку. Согласитесь, сознавать, что этот шедевр, достойный музейного стенда, вы сделали своими руками, очень приятно.

В-шестых , умение вязать избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге (маме, приятельнице, другу, знакомым, коллегам и т. д.) на день рождения, Восьмое марта, Новый год День святого Валентина и другие праздники.

Может, кому-то и нравится в последний день перед торжественным событием бегать по магазинам и метаться от одного прилавка к другому, гадая, понравится эта вещь имениннику или все-таки лучше подыскать что-нибудь другое. А можно не торопясь и с удовольствием создать подарок своими руками.

Вывод: все перечисленные доводы убедили меня, что надо обязательно заняться созданием этого изделия:

- будущее изделие должно быть нужным;

- изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать санитарным требованиям;
- изделие должно быть легким по изготовлению, но при этом это не должно наблюдаться некачественное выполнение отдельных частей изделия;

- работа должна быть аккуратной, оригинальной и яркой;
- возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы с изделием;
- изделие должно иметь низкую себестоимость и стоить как можно меньше.

А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с довольствием как сказал Толстой А.К.: «Человек совершенствуется при помощи труда».

Историческая справка

Перед тем, как начать работу, я решила узнать немного из истории этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства. Для этого я нашла необходимую литературу.

Многих удивит, что изначально вязание на самом деле было отнюдь не женским рукоделием. Раньше вязали преимущественно мужчины – женщины же могли только прясть шерсть.

Согласно некоторым источникам, вязание возникло приблизительно 3000 лет назад. Наверно, это связано с необходимостью в теплой одежде для жителей севера, подумают многие. Но искусство это зародилось не в холодной заснеженной Арктике, а, как это ни парадоксально, в жаркой Африке – примерно там, где находятся северные пустыни континента. Первыми примитивные крючки стали использовать древние кочевники-бедуины. Они создавали шарфы, бурнусы и накидки, с помощью которых защищали кожу от палящего солнца и раскаленного песка.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах датируются IV — V вв., самые древние (III в., эпоха Прато - Наска) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно еще во времена Троянской войны.

Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге (ок. 800 г.) пророк Даниил облачён в узкие штаны (прообраз современных леггинсов), связанные аранским узором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалось вязание деревянной или костяной иглой — более трудоёмкий вид создания трикотажного полотна, чем крючком или спицами. Полотно, связанное иглой невозможно распустить, потянув за кончик нити. Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются X—XI вв. Способов вязания иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII в. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки — около двадцати петель на дюйм.

В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году .

С середины ХVIII века вязание, как и многие мужские занятия, перешло в руки слабой половины человечества. Сейчас увидеть вяжущего мужчину – настоящая редкость, а вот женщины настолько преуспели в этом ремесле, что стали считать вязание исключительно женским занятием.

В России история возникновения вязания также уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле крестьянки вязали варежки, носки и чулки из овечьей шерсти. Как правило , изделия вязали одноцветными, но в некоторых северо-западных губерниях праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В XIX – XX веках в Нижегородской губернии начало распространяться вязание сапожек, украшенных цветочными орнаментами.

Обязательные атрибуты вязания – это спицы, крючок и пряжа. Информацию о пряже я собрала с разных сайтов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 имени Героя Советского Союза В.Н. Тимонова Карасукского района Новосибирской области

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по технологии

«ВЯЗАНИЕ ИГРУШКИ КРЮЧКОМ»

Автор: Крикау Полина Евгеньевна,

Руководитель: Ильченко Вера Петровна,

учитель технологии

2021-2022 гг

Глава I. Теоретическая часть

1.4. Основные приёмы вязания крючком……………………………….…. 10

Глава II. Практическая часть

2.1. Правила работы и техника безопасности ……………..………………..…11

2.2. Технологическая карта изделия………………………..…………………..12

2.3. Экономическое обоснование……………………………………………….15

2.4. Экологическое обоснование………………………………………………..16

2.5. Реклама проектного изделия……………….……………………. ……….17

2.6. Самооценка проектного изделия……………………………. ………..….18

Список источников информации…………………………………………….…20

Меня всегда привлекали предметы, сделанные своими руками. Я с удовольствием и с некоторой завистью наблюдала за творчеством людей, которые виртуозно владею т спицами, крючком и вяжу т красивые, стильные в ещи, предметы домашнего обихода и игрушки. Это издавна известное занятие, которое продолжает оставаться популярным в наши дни, благодаря возможности быстро и легко создавать как одежду целиком, так и элементы ее отделки, а также салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое. Изделия, связанные крючком, прекрасно украсят интерьер любой комнаты. А ещё – это прекрасный подарок. (Приложение 2)

В последние время я заметила, что всё больше и больше людей в Интернете начали вязать всевозможные интересные и красивые изделия. Начиная от разнообразных элементов одежды и декора интерьера до изумительных плюшевых игрушек. И чем больше я засматривалась на эти удивительные вещи, тем больше мне хотелось уже наконец попробовать себя в этом деле. Недолго думая, я решила попробовать, а вдруг у меня и вправду получиться, и я смогу в дальнейшем развиваться в этой сфере?

Цель: научиться вязать мягкую игрушку крючком.

Для достижения цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1.Познакомиться с историей вязания, различными средствами и способами владения крючком;

2.Выбрать наилучшую идею по оформлению вязаного изделия;

3.Совершенствовать и развивать умения и навыки в технологии вязания крючком;

4.Представить результаты своей деятельности публично.

Актуальность

Цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Каждый из нас часто сталкивается с проблемой: сделать кому – то подарок. Созданный собственными руками, подарок приобретает особую ценность. Вязание крючком позволяет изготовить любой подарок – от милой салфетки до эксклюзивной вещи. В этом заключается актуальность данной работы.

Гипотеза: игрушки, связанные своими руками, приносят особую радость.

Объект изучения: игрушки, связанные крючком

- изучение литературы и различных источников по теме;

Практическая значимость .

Вязание – это увлекательное, интересное и полезное занятие. Игрушки, связанные крючком, мягкие, красивые и радуют глаз. Они симпатичные и приятные на ощупь. Много своих поделок я подарила друзьям и родным. И мне было приятно видеть улыбки на их лицах. Вязаная игрушка всегда абсолютно уникальна. Вместо скучных синтетических кукол и машинок можно подарить красивые игрушки из натуральных материалов. Такую игрушку можно подарить как сувенир, и она всегда будет напоминать о вас. Этими игрушками можно украсить интерьер вашего дома. Вот в чем наиболее достойная ценность вязаных игрушек крючком.

Обоснование проекта .

В 7 классе мы прошли блок «вязание крючком». Я уже умела вязать простые изделия. Я решила связать для подарка мягкую игрушку. В интернете я нашла много идей по вязанию игрушек крючком. Я выбрала вязание медвежонка. С точки зрения методики овладения вязанием крючком данная поделка интересна тем, что позволяет осваивать следующие приёмы: отработка ровности и плотности вязания столбиков без накида, технология выполнения сужения и расширения вязаного полотна, вязание за заднюю стенку или за обе стенки косички, соединение крючком вязаных полотен.

Существует распространенное мнение, что вязание - это занятие для бабушек и представляется делом скучным и однообразным. Это абсолютно не так, ведь сегодня большой популярностью пользуются предметы трикотажа, сделанные своими руками. Свитер или жилет, связанные самостоятельно, являются эксклюзивными, и можете быть уверены, ни у кого больше не встретятся. Кроме того, по утверждениям медиков, вязание приносит неоценимую пользу для здоровья. Считается, что вязание – это йога для мозга.

Работа крючком или спицами - это, прежде всего, творчество, приносящее удовольствие. Весь процесс вязания способствует поднятию жизненного тонуса и поднимает настроение. Я выбрала эту тему, потому что она мне уже известна, но я решила освоить что-то новое в области вязания и выбрала игрушки.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Историческая справка.

Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа. Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

1.Обоснование возникшей проблемы.

2. Цель и задачи проекта.

3. История развития игрушки.

4. Материалы для изготовления вязаных игрушек.

5. Организация рабочего места.

6. Выявление основных требований к изделию.

7. Технология выполнения изделия.

8. Экономическое и экологическое обоснование проекта.

9. Самооценка проекта.

10. Рекламный проспект.

1. Обоснование возникшей проблемы.

Наступает Новый год! Я очень люблю делать подарки своим близким. Сейчас трудно удивить кого-то подарком из магазина, хочется чего-то особенного. Я сделаю подарок своими руками. Это будет Снеговик. Он будет сделан из самых простых и доступных всем материалов.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта: выполнить игрушку - сувенир «Снеговик».

- использовать в работе доступные подручные материалы;

- учиться применять дизайнерский подход к творческой работе и креативно мыслить;

- формировать и развивать мотивацию творческой деятельности на основе проявления положительных эмоций от выполнения своей работы.

3. История развития игрушки.

Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов народного художественного творчества.

Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена, когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины - из глины.

Самые древние игрушки России датируются X-XV вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы , медведи, фигурки всадников. В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети. Это игрушки-сувениры.

Технология изготовления игрушки настолько проста, что ею может овладеть любой желающий, а материалы и инструменты найдутся в любом доме. Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Любители вязания могут выполнить игрушку на спицах или крючком. Как правило, способ вязки здесь используется простой — лицевая гладь или столбики без накида. Главное — в создании нужной формы и отделке готового изделия.

Вязаные игрушки наделены каким-то особым шармом - они приятны на ощупь и просто излучают тепло рук, которые их изготовили.

4. Материалы для изготовления вязаных игрушек.

Иголки.

Ручные швейные иголки бывают разной толщины и длины. Иголки обозначаются номерами от №1 до №12, и чем выше номер, тем иголка толще, причем толщина иголок двух соседних номеров одинаковая, а длина при этом разная. Иголки нечетных номеров длиннее, чем иголки четных номеров. Стандартные иголки выпускаются длиной от 35 до 80мм и толщиной от 0.6 до 1.8мм. Нужная иголка подбирается в зависимости от толщины ткани, с которой предстоит работать. Чем толще ткань, тем выше номер иглы и наоборот.

Нитки.

Также шерстяные нитки подойдут для оформления игрушек. Из них можно сделать волосы для куклы, хвосты для зверушек, ими можно вышить отдельные детали мордочки: глаза, нос, рот. Мулине, цветной шелк, цветные катушечные нитки №50 – 80, люрекс, ирис, гарус используют для отделочных работ, вышивки деталей одежды и оформления мордочек зверушек.

Набивочные материалы.

Для набивки игрушек используется вата, синтетические материалы - синтопон, синтепух и поролон. С натуральной ватой работать сложнее, так как при набивке часто образуются комки. Искусственная вата - синтепон и синтепух более объемные, легкие и не образуют комков. Работать с ними намного легче.

Спицы.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть аллюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый. Каждые из спиц имеют свои достоинства и свои недостатки. Поэтому, если для работы вам нужны тонкие спицы, отдайте предпочтение стальным, т. к. они твердые и очень прочные (толстые стальные спицы неудобны тем, что тяжеловаты). Если же вам нужны толстые спицы, выбирайте деревянные, костяные и другие, т. к. они легкие (тонкие спицы из этих материалов гнутся и быстро ломаются). Что касается аллюминиевых спиц, то они пачкают светлые изделия, поэтому пользоваться ими лучше при вязании изделий из темной пряжи. Спицы различаются по номерам. Номер — это диаметр спицы в миллиметрах. Т. е. спицы №2 имеют диаметр 2 мм, спицы №5 — диаметр 5 мм и т. д. Для получения вязаного полотна средней плотности следует подбирать спицы, которые будут в 1,5-2 раза толще пряжи.

Общий подход к выбору номера спиц таков: чтобы получить рыхлое, ажурное изделие, нужно выбирать спицы большого номера (это относится также к пряже с ворсом и фасонной); чтобы получить изделие плотное, тяжелое, которое бы не растягивалось, спицы нужно подбирать потоньше.

Крючки.

Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Удобно использовать деревянные крючки. Крючки имеют диаметр от 1 до 8 мм и длину приблизительно 140 мм. Номер крючка (1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т. д.) соответствует его диаметру. Например, крючок №2 имеет диаметр 2 мм. Чем выше номер, тем больше диаметр крючка. Вязальщице желательно иметь набор крючков разных диаметров.

Для получения качественного вязаного полотна необходимо диаметр крючка подбирать соответственно толщине ниток и выбранному узору. Вязание тонким крючком толстых ниток дает слишком плотную грубую вязку, вязать трудно. Вязание толстым крючком тонких ниток дает рыхлую неравномерную вязку. При неправильном подборе диаметра крючка и толщины нити может теряться узор.

Фурнитура

Фурнитура – это множество красивых мелочей, без которых нам невозможно завершить изготовление игрушки, сделать ее выразительной, придать ей индивидуальный характер. Что же это за мелочи? Разноцветный бисер, белые жемчужины разных размеров с дырочкой посередине, стеклярус, стразы, кисточки, тесьма и кружево, пуговицы, кусочки кожи, клеенки и меха можно использовать для оформления мордочек, глаз, украшения одежды, аппликаций , панно, ковриков и подушек.

5. Организация рабочего места.

Р абочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

С идеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула .

Р асстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость и в глаза не попадали частички шерсти.

П еред началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

Д ля того чтобы в процессе вязания шерсть не загрязнилась, советуем вложить клубок в небольшой, лучше целлофановый, мешочек, стянутый сверху так, чтобы нить проходила из него через небольшое отверстие.

П ри вязании спицами или крючком могут понадобиться также и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, сантиметровая лента

В о время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего.

П о окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой.

6. Выявление основных требований к изделию.

Моя игрушка должна быть:

  • красиво и качественно изготовлена;
  • из мягкой пряжи;
  • натурального цвета;
  • безопасной для ребенка;
  • выполнена из экологически чистых материалов;
  • с низкой себестоимостью.

7. Технология выполнения изделия.

Для работы нам понадобится:

-пряжа белого и розового цветов;

- черные нитки для вышивания

- пластиковые глаза и клей;

Сокращения:

КА – кольцо амигуруми

ВП – воздушная петля

Сбн - столбик без накида


Голова и тело (вяжутся вместе)

Понадобится: белая пряжа, крючок 3.00 мм, наполнитель
«тело»

1. КА, 6 сбн в КА (6)

2. Пр в каждую петлю (12)

3. Пр в каждую петлю (24)

4. (3сбн, пр) х 6 раз (30)

11. (3сбн, уб) х 6 раз (24)

12. (2сбн, уб) х 6 раз (18)

Начинаем наполнять деталь

14. (2сбн, пр) х 6 раз (24)

15. (3сбн, пр) х 6 раз (30)

19. (3сбн, уб) х 6 раз (24)

20. (2сбн, уб) х 6 раз (18)

Закончить работу. Оставить конец нити достаточной длины, чтобы сшить имеющееся отверстие.

Понадобится: розовая пряжа, крючок 3.00 мм

1. 2 ВП, 6сбн в 2-ую от крючка петлю (6)

8. Пр в каждую петлю (12)

10. (1 сбн, пр) х 6 раз (18)

12. (2 сбн, пр) х 6 раз (24)

13. (3 сбн, пр) х 6 раз (30)

19. 30 стобиков с накидом. (30)

Закончить работу, Оставляем конец нити достаточной длины, чтобы пришить шапку к голове.

1. 60 ВП, повернуть, сбн в четвертую от крючка петлю

2. 1 столбик с накидом в каждую петлю до конца цепочки (56)

Закрыть работу, оставить нить для пришивания шарфа к шее снеговика.

Оформление:

Приклеиваем глаза к лицу.

8. Экономическое и экологическое обоснование проекта.

Учитывая расчёт стоимости данной работы, я могу сказать, что материальные затраты на изготовление Снеговичка совсем небольшие. Имея уже небольшой опыт выполнения игрушки, я думаю, что смогла бы выполнить подобную работу ещё красивее. Я думаю, что моё изделие могло бы быть конкурентоспособным на рынке сувениров ручной работы. При выполнении работы у меня не остаётся вредных отходов, я не наношу вреда окружающей среде. Моя игрушка экологически чистая.

9. Самооценка проекта.

У меня получился отличный Снеговик! Мне очень нравится моя работа. Я смогла найти и использовать в работе доступные всем и недорогие материалы. У меня ушло совсем немного времени на выполнение самой игрушки. И ещё у меня родилось очень много идей для изготовления других Снеговиков.

10. Рекламный проспект.

Вязание - очень увлекательное и полезное занятие. Те, кто любит и умеет вязать, согласятся со мной, а тем, кто в этом сомневается, я могу сказать: попробуйте, не пожалеете! Вязать же игрушки интересно вдвойне: это и польза, и удовольствие. Результаты такой работы просто восхищают. Только посмотрите на эти игрушки - просто чудо! И времени на это надо не так много, как, скажем, на вязание пуловера.


Вязание крючком относительно молодой вид рукоделия. Первое полотно датируется 16 веком. Первое письменное упоминание этого вида рукоделия найдено в мемуарах 1899г. Элизабет Грант – ирландской путешественницы того времени.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

В нашей стране вязание крючком появилось в 19 веке. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок.

Постепенно вязаные изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола.

История возникновения вязаной игрушки

Игрушки вошли в жизнь наших предков очень давно. Самые древние из них относятся к периоду 10-15 веков. В это время игрушки делали из подручного материала – дерева, кожи, глины, ткани. С малых лет дети играли с игрушками в виде птичек, коней, медведей, которые прививали любовь к природе и окружающему миру. Они кроме забавы еще служили оберегами.

Технология изготовления игрушек со временем совершенствовалась. Очень часто в народном творчестве использовались такие материалы как лен, солома, пряжа.

Проходили годы, и игрушки из глины постепенно утрачивали свою актуальность. Их место занимали вязаные игрушки. Они очень мягкие и приятные на ощупь. А глиняные фигурки превращались в простые сувениры.

Вязаные игрушки крючком не только красиво смотрятся. Важная особенность состоит в том, что у вас есть возможность полностью контролировать процесс изготовления изделия.

1.2. Исследование ассортимента мягкой игрушки в магазинах нашего города

Я хотела найти ответы на следующие вопросы:

  • Из какого материала изготовлены мягкие игрушки?
  • Что используется в качестве наполнителя?
  • Какова страна – изготовитель мягкой игрушки?
  • Сколько стоит мягкая игрушка в магазине?
  • Продаются ли в магазине вязаные игрушки?

У меня получился следующий результат:

Мягкие игрушки стоят от 500 рублей и выше. Они сделаны из трикотажной, хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной ткани, искусственного меха, велюра и бархата. В качестве наполнителя используется синтепон, синтепух, поролон.

Некоторые игрушки набиты пористым пенополистеролом – это пенопластовые шарики диаметром 2-7 мм. Страны – изготовители – Китай, Германия, Италия, Великобритания. Во время своего исследования в магазинах города я не встретила ни одной вязаной игрушки.

1.3. Разработка идей

Изучив историю вязания крючком вязаной игрушки и проведя исследование видов игрушек в наших магазинах, у меня возникло несколько идей по изготовлению изделия.

Идея 1

Можно связать мягкую игрушку в виде диковинного животного. Исследуя ассортимент мягких игрушке в магазинах, я видела игрушки в виде смешариков из мультфильмов и других фантастических животных необычных цветов.

Вязаная игрушка - разработка идей


Идея 2

Можно связать игрушку традиционной формы – это зайчики, кошечки, собачки, медвежата. Такие игрушки прививают любовь к природе.

Вязаная игрушка - разработка идей

Вязаная игрушка - разработка идей


Идея 3

Идея традиционной игрушки мне понравилась больше, и я решила связать игрушку по гороскопу. Моя мама родилась в год обезьяны, и я решила связать маленькую игрушку-талисман. Это будет хороший подарок ей на новый год. Он, надеюсь, ей понравится и будет служить оберёгом.

2.1. Критерии, которым должна удовлетворят игрушка

  • форма игрушки традиционная – голова, туловище, лапы.
  • отделка простая – из доступных материалов, в соответствии со своей фантазией.
  • изготовлена из недорогой экологически чистой пряжи.

2.2. Инструменты и материалы

Для работы мне понадобятся следующие инструменты и материалы:

Пряжа натуральная шерстяная.
Ее можно купить в магазине, но я распущу старый папин вязаный свитер и свяжу игрушку из нее.

Вязальный крючок, номер которого подбирается под толщину пряжи. Толстая игла с широким ушком для сшивания деталей игрушки. Набивной материал.

Для набивки можно взять кусочки ваты или ненужные лоскутки, но они плохо распределяются по изделию, быстро сбиваются и при намокании теряют форму. Поэтому я выбираю синтетический материал – синтепон. Он практичнее, легче и имеет больший объем.

Во все времена вещи, сделанные вручную, считались самыми дорогими, так как их изготовление требуют много усилий и времени. Вязание - одно из интересных и полезных видов рукоделия. Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимейших занятий рукодельниц.
Сегодня крючок вновь популярен как никогда. Появилось огромное количество техник, приемов. Крючком можно связать все – от купальника до скатерти или штор на окна. При помощи крючка и небольшого количества пряжи можно выполнить красивые игрушки, которые понравятся любому ребенку и даже взрослому.
Когда я училась в 6 классе, на уроке технологии нас познакомили с техникой вязания крючком. Мы связали всего несколько образцов, так как были на дистанционном обучении. Мне очень понравился этот вид рукоделия, захотелось связать что-то более сложное, например, мягкую игрушку. Чтобы вязать крючком, надо иметь терпение и тогда петелька за петелькой будет рождаться настоящий шедевр, единственный в своем роде. Я решила испытать свои силы и связать игрушку, которую смогу подарить своей сестренке на день рождения.
Цель проекта - изучение истории вязания крючком и изготовление своими руками мягкой игрушки в этой технике.

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Познакомиться с историей появления вязания крючком и историей возникновения вязаной игрушки.
  3. Научиться самой создавать вязаные игрушки своими руками.

Продукт: игрушка, выполненная своими руками.


Вязание крючком —процесс создания полотна из нитей при помощи специального инструмента — вязального крючка. Вязание изначально появилось как жизненная потребность. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовалось и постепенно превратилось в настоящее искусство.
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 тысяч лет. Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет.

Для европейской культуры история возникновения вязания крючком началась с XII века благодаря потомкам древних египтян – коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако, чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях.

В Италии в соборе Св. Петра сохранились изделия, связанные крючком в 16 веке. Именно в 16 веке в Европе получило самое большое распространение вязание крючком. Широкое распространение получило вязание крючком в Ирландии. Брюссельские кружева были очень дорогими и не по карману бедным людям. Впервые схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале “Penelope” в 1824 году. В конце 19 века были унифицированы символы вязания крючком, которые разделились на две системы обозначения: американскую и британскую.

В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики, которые служили для украшения одежды, скатертей, занавесок и др.

Новый виток популярности вязания крючком начался в ХХ веке, в годы второй мировой войны. Из простого хобби отдельных рукодельниц оно превратилось в полезное и увлекательное занятие, позволяющее существенно сократить расходы семейного бюджета на новый гардероб. После Великой отечественной войны с развитием химической промышленности появился внушительный ассортимент недорогой пряжи самого разного качества и расцветок. Популярность приобрели вязаные крючком комплекты, ажурные занавеси, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и легкие покрывальца. Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.

В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.
Вязание крючком - процесс увлекательный. Результаты всегда красивы, изделия, связанные крючком, могут стать отличным подарком.


Для вязания крючком потребуются лишь нитки и крючки.
Для вязания крючком используют хлопчатобумажную пряжу, льняную, шелковую, пряжу из шерсти, из синтетических ниток или полосы из ткани, трикотажа, а также различные шнуры.
Пряжа, как правило, продаётся в мотках или клубках. На этикетке клубка (или мотка) фабричного производства обычно указывается, для какого вида вязания (ручного или машинного) предназначена эта пряжа.

Для ручного вязания лучше не использовать сильно скрученную нить, потому что связанное из неё полотно будет перекашиваться. Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия.
Крючки для вязания бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Различают крючки короткие (12 —15 см) и длинные (35—45 см), толстые и тонкие (№ 1 — 6). Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть. Основная часть крючка — головка по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. У вязальщицы для работы с нитками разной толщины должен быть набор крючков от № 1 до № 6.

Основные приемы вязания крючком - воздушная петля, полустолбик (с накидом и без), столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами.

Захватите крючком рабочую нить (с указательного пальца левой руки) и протяните через петлю. Получится еще одна петля.

Введите крючок во вторую петлю справа (не считая петли на крючке), захватите рабочую нить и протяните сразу через две петли.

Введите крючок в третью петлю справа, захватите рабочую нить и вытяните - на крючке получится 2 петли. Еще раз захватите рабочую нить и протяните через 2 петли сразу.

Сделайте накид, введите крючок в четвертую петлю справа, захватите рабочую нить и вытяните - на крючке получится 2 петли. Еще раз захватите рабочую нить и протяните только через 2 петли - на крючке опять останется две петли. И еще раз захватите рабочую нить и протяните через эти две петли.

Игрушки рядом с человеком появились очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки. Своим звуком они «отгоняли» злых духов.

Первые куклы были найдены в Египте, им около четырёх тысяч лет. Интересная традиция связана с куклами в Древней Греции и Риме. Девушки сохраняли их вплоть до замужества, а перед свадьбой приносили их в жертву богине любви. Помимо таких кукол были и игровые, которые чаще всего делали подвижными. В этот период изготавливали и марионеток.

В средние века, при феодальном строе игрушки отражали сословное разделение. У представителей знати и их детей были игрушки разного содержания и изготавливались они из достаточно дорогих материалов (фарфор, дорогая ткань, слоновая кость и т.д.). Много было игрушек военного содержания: фигурки коней, доспехи, мечи, щиты, лошади в рост ребёнка. Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которая несла в себе магическое значение –хранительница домашнего очага. Для этой куклы создавались кукольные дома со всей обстановкой. Как правило, дома создавались из дорогих материалов: драгоценных металлов, камней, тканей. Часто такие дома были лишь частью интерьера и передавались по наследству. У бедных слоёв населения были свои игрушки, со своим значением. В основном это развлекательное и воспитательное значение, оставалась и роль оберега. Для бедных детей делали игрушки из глины, соломы, коры деревьев, дерева и т.д. Для девочек делали кукол, для мальчиков делались также игрушки с военным содержанием: фигурки лошадей, домашних животных, деревянные мечи, щиты и т.д.

Самые древние игрушки России датируются 10 – 15 вв. и найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушками были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов – Гудошников. Много игрушек, изображающих мамонтов, тигров, носорогов были найдены на территории Сибири. Они поражают своей детальностью и максимальной приближённостью к реальности.

На Руси изготовление игрушек стало серьёзным ремеслом, секреты которого передавались по наследству. Своё развитие получила так называемая народная игрушка: знаменитые гончарные игрушки Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские, и деревянные Богородские и Сергиево-Посадские. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI–XVIIв.в. (Приложение 4)

Само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции после 1523 года. С развитием европейской цивилизации, к 16-му веку появилось отдельное занятие – изготовление игрушек на заказ. Это были ростовые куклы в облике человека, их использовали как манекены для примерки одежды, моделей для журналов мод. Дети также использовали их для игр, наделяя кукол взрослыми ролями. Вплоть до 19 века такие куклы носики декоративный характер, а для игры использовались маленькие, мягкие, имитирующие животных, изделия. Заботливые мамочки шили мягких мишек, зайцев, лошадок своим детям, старались порадовать малышей.


Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы начали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников. Игрушки имели такой успех у соседей, что на Маргарет, слывшую первой рукодельницей в округе, буквально обрушился шквал заказов. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и её сёстры. Дело пошло с таким успехом, что уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». Началось триумфальное шествие мягкой игрушки по миру.

Сегодня же игрушки просто поражают своими «умениями»: они могут говорить, петь и танцевать. Трудно себе представить, но некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев.
Вязанные игрушки фигурировали в жизни наших предков задолго до появления основных канонов данного рукоделия. Их использовали как обереги, украшения жилья и как детское развлечение. В современном прочтении фигурки, созданные при помощи крючка и ниток, существуют всего несколько десятилетий. Вязаные игрушки, выполненные крючком, наполнены теплотой и энергией рук мастерицы. Они мягкие и очень красивые.


Для своей проектной работы, я решила связать игрушку, которая будет радовать меня и мою сестренку. Перед началом работы мы разработали критерии которым должна удовлетворять игрушка.

  1. Игрушка должна быть миловидной и аккуратно выполненной
  2. Изготовлена из недорогой экологически чистой пряжи
  3. Качество игрушки должно быть высоким
  4. Игрушка должна быть безопасна для маленьких детей

Поработав с источниками, я просмотрела множество вариантов выполнения вязаных игрушек. Посоветовавшись с руководителем, мы решили, что нужно выполнить игрушку при изготовлении которой будет использоваться круговая вязка. Мы рассматривали три варианта – котик, гусеница или сова. Я выбрала совушку.

Для изготовления игрушки мне понадобились следующие инструменты и материалы:

  1. Акриловая пряжа - фиолетовая, голубая, белая
  2. Крючок для вязания 3 мм
  3. Игла
  4. Наполнитель для игрушек (холлофайбер, синтепух)
  5. Фурнитура – пуговички для глаз
  • вп - воздушная петля
  • сбн - столбик без накида
  • сн - столбик с накидом
  • приб. - прибавка
  • уб. - убавка
  • п-ст.сн - полустолбик без накида (закрепительная петля)
  • (. ) - в скобках количество петель
  • [. ] - в скобках повторить
  • 1 ряд: 6 сбн в кольцо амигуруми (6)
  • 2 ряд: 6 приб. (12)
  • 3 ряд: [приб., сбн] 6 раз (18)
  • 4 ряд: [приб., 2 сбн] 6 раз (24)
  • 5 ряд: [приб., 3 сбн] 6 раз (30)
  • 6 ряд: [приб.4 сбн] 6 раз (36)
  • 7-18 ряд: 36 сбн (36)
  • 19 ряд: [уб., 4 сбн] 6 раз (30)
  • 20 ряд: [уб., 3 сбн] 6 раз (24)
  • 21 ряд: [уб., 2 сбн] 6 раз (18)
  • 21 ряд: [уб.сбн] 6 раз (12)
  • 21 ряд: 6 уб. (6)
  • Закрепить нитку.
  • Глаза (2 детали, белые нитки):
  • 1 ряд: 6 сбн в кольцо амигуруми (6)
  • 2 ряд: 6 приб. (12)
  • 3 ряд: [приб., сбн] 6 раз (18)
  • Крылья (2 детали, голубые нитки):
  • 1 ряд: 6 сбн в кольцо амигуруми (6)
  • 2 ряд: 6 приб. (12)
  • 3 ряд: [приб., сбн] 6 раз (18)
  • Уши (2 детали, фиолетовые нитки)
  • 1 ряд: 3 сбн в кольцо амигуруми (3)
  • 2 ряд: 3 приб. (6)
  • Закрепить нить
  • Пришить глаза к телу
  • Сложить крылья пополам и пришить их по бокам тела
  • Пришить уши к голове совы
  • Сова готова

Во время работы я соблюдала правила техники безопасности при вязании крючком.

В ходе работы над проектом, изучив литературу и Интернет-источники по теме, я познакомилась с историей вязания крючком Мне интересно было узнать, где и когда появились игрушки для детей. Я узнала много нового и своими руками смогла связать мягкую, красивую и уникальную игрушку, выполненную в единичном экземпляре в подарок для своей сестры. Моя самооценка достигла нового уровня— чувство гордости за красиво выполненную работу и уверенность в своих силах.
Я убедилась в том, что вязание – это увлекательное, интересное и полезное занятие и в дальнейшем планирую создать другие изделия в технике вязания крючком.

  1. Журнал «1000 советов», статья «Вязаная игрушка», Москва, 2015г
  2. Ивановская, Т. В. Великолепная коллекция узоров для вязания крючком / Т.В. Ивановская. - М.: "Группа Компаний "РИПОЛ классик", 2012. - 264 c.:ил.
  3. Технология. 6 класс. Технологии ведения дома. Учебник. Синица Н. В., Симоненко В. Д.
  4. Амигуруми крючком для начинающих: схемы зверюшек для начинающих.

Мягкая игрушка

Игрушка своими руками

I. Общие требования безопасности
1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.
2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.
3. При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

  • прокалывание пальцев рук острым крючком;
  • поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;
  • травмирование рядом сидящего человека;
  • снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.
II. Требования безопасности перед началом работы

  1. Убрать волосы под косынку.
  2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.
  3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы
Вязальные крючки использовать только по назначению.

  1. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
  2. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.
  3. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

Санитарно-гигиенические нормы для вязальщиц
1. Осанка вязальщицы должна быть прямой.
2. Чтобы незаконченное полотно не пачкалось, приступать к вязанию желательно после того, как руки будут вымыты. После окончания вязания их также нужно помыть, чтобы не перенести мелкие ворсинки и частички пряжи на лицо или в еду.
IV. Требования безопасности по окончании работы
1. По окончании работ снять спецодежду.
2. Привести рабочее место в порядок.

Читайте также: