Из каких стихотворений блока эти рифмы звоны вороны травкой лавкой стружки игрушки

Обновлено: 13.05.2024

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

Анализ стиха «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение «Ворона» написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника».

По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием.

Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки.

«Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов».

«Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!»

Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она.

Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой.

Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс учебник часть 2 Климанова, Горецкий - Ответы к странице 46-47 Блок. Ворона. Литература 3 класс Школа России

Ответы к странице 46-47. Александр Александрович Блок. Ворона

1. Перечитай первые две строки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?
А.А.Блок
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки.
И уж так−то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

Поэт использовал эпитет "лохматой", который точно описывает внешний вид вороны. Она перезимовала и осталась лохматой.

2. Какие слова использовал автор, чтобы описать, как двигается ворона? Найди строки в стихотворении.

Ворона запрыгала "вбок скоком", т.е. она передвигалась вскачь, но боком, торопливо. Нельзя сказать, что она двигалась медленно или переваливалась.

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком.

3. Каким образом поэту удалось показать, что ворона была любопытна? Обрати внимание на вопросительное предложение.

Поэт показал любопытство вороны в нескольких словах. Она запрыгала "вдруг", то есть что−то внезапно привлекло её внимание. Она смотрела "боком", стараясь понять, что её заинтересовало. Так же любопытство передает вопрос Что белеет под нежною травкой?

4. Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? Как настроение вороны помогает передать восклицательное предложение?

Ворону порадовало то, что снег сошел, и она может видеть предметы, оставленные в прошлом году.
Особо радость вороны выражена в двух последних строчках. Там говорится, что ворона довольна тем, что наступила весна и ей дышится привольно. Восклицательный знак в конце предложения показывает эмоции вороны, её радость, восторг.

"И уж так−то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно. "

5. Какой ты представляешь ворону?

Ворона из этого стихотворения кажется мне забавной. Она лохматая, взъерошенная. Она любопытная, и ей хочется поиграть в свои игрушки. Она внимательная − может углядеть стружку под травой. Она весёлая, ей радостно жить, она не унывает.

6. Как ты понимаешь строку «А уж в воздухе − вешние звоны»?

"Вешние" − значит, весенние. Вешние звоны − это звуки, которыми сопровождается приход весны. В том числе, появляются вешние звоны, которые звучат отовсюду, звучат в воздухе. Это звук капели, звук талой воды, ручья. Об этих звуках и говорит данная строка «А уж в воздухе − вешние звоны».

7. Прочитай стихотворение так, чтобы слушатели могли представить ворону.

Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки.
И уж так−то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

8. Придумай самостоятельно стихотворение про ворону. Опиши, как выглядит ворона. Подумай, какие у ворон есть интересные повадки. Понаблюдай за ней на улице, возможно, ты подметишь ещё что−то интересное. О чём ты хочешь рассказать в своём стихотворении? О том, как ворона перехитрила щенка и украла у него косточку? О том, как чёрный ворон предвещает беду? О том, как серая ворона катается с крыши дома? Подбери опорные слова и выражения, которые можно использовать в твоём стихотворном тексте. Не забудь, что выбранные слова будут создавать настроение твоего произведения.
чёрный ворон
серая ворона
гнездо
умная
кар−кар
тёмное небо
пернатая
прыгает
гоняет
катается
летает
обманщица−ворона
Подбери рифмы к опорным словам. Составь из них стихотворные строки.

А ворона у щенка косточку украла,
Целый день потом смеялась, косточку клевала:
"Вот какая я
Очень даже умная!"
А щенок весь день страдал:
"Что ж я кость не закопал?"
Дать совет щенку нам стоит,
А то все он проворонит!

Ворона весной

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это всё у вороны — игрушки,
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

25 октября 1912 года.

Александр Блок не имел своих детей, зато его детство прошло счастливо, что позволило поэту на всю жизнь сохранить сказочные воспоминания о юных годах. Отчасти поэтому, Блок много писал для детей и любил всех животных и насекомых – от пчелы для кошки, собаки и птички.

Стихотворение «Ворона» написано для детской аудитории в 1912 году и вошло в сборник стихов для детей «Круглый год» (раздел Весна). Главной героиней строк является ворона, которая пережила зиму и теперь радуется весеннему солнышку.

Сюжет стихотворения

☝ По сюжету автор показывает ворону на покатой крыше, где она сидит под первыми теплыми лучами и ещё не избавилась от зимней лохматости).

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

🤣 Кровля недолго прельщала крылатое создание и ворона запрыгала на месте, пытаясь разглядеть на земле вороньи игрушки – мокрые ещё прошлогодние стружки. Ей тоже хочется играть, благо весна придет сил.

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

👀 Сквозь строки чувствуется нежность к лохматой птице, пусть многие и не любят ворон. Автор четко передает радостное ощущение весны, которая пьянит крылатое «чудовище», заново рождая в ней жизнь.

Анализ кратко

Стихотворение написано в одну строфу и имеет параллельную рифмовку (покатой – лохматой, звоны – вороны). Как видим, рифмы открытые и закрытые.

Из троп выделим эпитеты, которые придают стиху естественности и позволяют представить себя на покатой крыше рядом с взлохмаченной после зимы вороной:

  1. Покатая крыша.
  2. Ворона лохматая.
  3. Серая лавка.
  4. Мокрые стружки.

✔ Стихотворение показывает нам, что весна большой праздник для всего живого, не только человек радуется от теплого солнца, но и оживает природа и её обитатели – жучки, паучки и птицы.

Из других стихотворений Блока для детей предлагаем почитать Зайчика, где в роли главного героя выступает ушастый лесной зверек.

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Большинство произведений А. Блока адресовано взрослым, но есть в его творческом наследии и стихотворения, написанные для маленьких читателей. Они вошли в сборники «Сказки» и «Круглый год», изданные в 1913 году. Произведения А. Блока для детей основаны на детских впечатлениях поэта. Известно, что с ранних лет Александр Александрович любил животных. Это тоже отобразилось в его произведениях. Подтвержденьем этому является стихотворение «Ворона», написанное осенью 1912 года.

Тема анализируемого произведения – рассказ о вороне, которая радуется весне. Автор утверждает, что человеку стоит поучиться у животных, птиц радоваться простым вещам. Кроме того, А. Блок показывает красоту весенней поры, её особенную атмосферу.

В центре стихотворения ворона. Птица сидит на крыше. А. Блок акцентирует внимание на том, что она ещё с зимы осталась лохматой. Эта деталь подсказывает, что зимние дни были суровые. Ворона слышит, что воздух наполняется весенними звонами и это захватывает её дух. Птица будто оживает, начинает скакать, поглядывать на землю.

Ворона пытается разглядеть, «что белеет под нежной травкой». Мы понимаем, что это остатки снега, который сохранился в тени. Только теперь он не кажется таким холодным. Вдруг птица замечает, что-то желтое под лавкой. Это прошлогодние стружки. Они радуют птицу, ведь для неё это всё игрушки. Ворона довольна: наступила весна, и стало свободно дышать.

Образ вороны символичный. В анализируемом стихотворении его стоит толковать в позитивном ключе. Ворона символизирует мудрость, в некоторых странах – связь между небом и землей.

Стихотворение А. Блока ворона состоит из шести двустиший. Строки объединены параллельной рифмовкой. В тексте использованы только женские рифмы. Стихотворный размер – анапест. По смыслу стихотворение можно условно разделить на части: лаконичное описание лохматой вороны на крыше, рассказ о том, что чувствует птица, понимая, что пришла весна.

Раскрыть тему, реализовать идею, создать образ вороны А. Блоку помогают художественные средства. В тексте есть эпитеты («крыша покатая», ворона «лохматая», «вешние звоны», «глупый скок», «нежная травка», «серая лавка», «мокрые стружки», «дышать ей привольно»), метафора («дух занялся у вороны»). При помощи эпитетов автор ненавязчиво передаёт цветовую гамму ранней весны.

Привлекает внимание интонация произведения. А. Блок использовал оборванные синтаксические конструкции, восклицательное и вопросительное предложения. Интонация является вспомогательным инструментом для воспроизведения атмосферы ранней весны.

В некоторых строфах используется аллитерация. Например, радость птицы подчеркивается при помощи слов с согласным «р»: «Прошлогодние мокрые стружки… Это все у вороны – игрушки».

Акцентировать внимание на важных деталях автору удается посредством синтаксических конструкций с инверсиями («вниз на землю глядит она боком», «ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой»), элипсисом («а уж в воздухе – вешние звоны»).

Читайте также: