Изготовление детьми игрушек для кукольных театров

Обновлено: 14.05.2024

Данная разработка содержит презентацию и описание опыта работы.

ВложениеРазмер
izgotovlenie_s_detmi_igrushek_dlya_kukolnogo_teatra.pptx 2.5 МБ
izgotovlenie_igrushek_dlya_kukolnogo_teatra.docx 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра Подготовила: Капитунова Т.В. музыкальный руководитель высшая квалификационная категория

Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Задачи: Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки движениями театральных кукол, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Куклы из варежек

Куклы из перчаток

Театр из коробок

Театр кукол - попрыгунчиков

Театр воздушных шаров

Театр из соленого теста

Театр на конусах

Театр картинок на фланелеграфе

Театр кукол на гапите

Театр на ложках

Театр кукол - петрушек

Театр кукол - марионеток

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра

музыкальный руководитель МДОУ №8 «Сказка»

Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах – символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети.

  1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Совершенствовать память, мышление, воображение, внимание, восприятие детей.
  3. Воспитывать культуру речевого общения.
  4. Совершенствовать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки движениями театральных кукол, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  5. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Изготавливая игрушки для кукольного театра, воспитатели могут приобщать к этому занятию детей.

Чтобы сделать игрушку – топотушку, нужно нарисовать человечка или зверюшку на картоне. Ножки у человечка и задние лапки у зверюшек рисовать не надо. Изображение вырезать. Фигурка прикрепляется к тыльной стороне ладони при помощи резинки на указательный и средний палец надеваются наперстки или пробочки от одеколона. Такая игрушка может «ходить», «бегать», «плясать» на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм. Дети старшей и подготовительной к школе группы могут делать такие игрушки самостоятельно.

Куклы из варежек

Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Такие игрушки тоже доступны для изготовления детьми. Варежка может изображать голову куклы, при этом ее большой палец служит персонажу носом. Можно превратить варежку в целого зверька. Тогда большой палец варежки будет хвостиком. Варежка может служить кукле туловищем, к ней пришивается голова и другие детали. У такой куклы при игре активно действует «хвостик» (большой палец руки).

Если не найдется нужных варежек, предложить детям сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для пальца. Разные детали пришиваются к варежке.

Куклы из перчаток

Персонажей для такого театра можно сделать из старых перчаток. Если таких не найдется, то их можно сшить. Предложите детям выкройку такой перчатки (обратите внимание, что у нее не 5 пальцев, как у обычной перчатки, а 4).

Пусть дети скроят детали, сошьют их швом «вперед иголку» (стежки делают частые). Головки можно нарисовать или сшить и прикрепить к тому месту, показанному на рисунке точкой. Существует несколько вариантов таких игрушек из перчаток. Оригинальных кукол можно сшить из старой перчатки. Лишние детали, показанные на рисунке пунктирными линиями, убираются и получаются любые персонажи сказок (рис. 16).

Если к перчатке пришить кусок чулка или колготок, из пуговиц сделать глаза и надеть на руку, получится змейка (рис. 17).

Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, может раскрывать рот и разговаривать. Такой персонаж дети смогут смастерить самостоятельно под руководством педагога.

Куклы из коробок

Любую коробку можно приспособить для головы куклы (картонную или бумажную упаковку кубической, цилиндрической формы). Важно только, чтобы в ней могла свободно поместиться рука ребенка. Научите ребят отбирать для своих игрушек коробки, отвечающие по форме их замыслу. Вырезать и наклеивать детали можно из любых материалов. Для этого покажите способы оформления, рассмотрите с детьми рисунки, изображающие такие игрушки. Есть два варианта изготовления: либо коробка изображает целую фигурку, либо делается только голова. В таком случае на руку сначала надевается как бы юбочка из ткани, которую дети могут сшить самостоятельно. Кисть руки при этом спрятана в коробочке, а руку от запястья до локтя скрывает юбочка на резинке.

Такую куклу можно сделать игрушкой – говорушкой. Помогите детям вырезать отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия пошевелить пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная). Если пришить резинку к голове мягкой игрушки, получится новая забавная игрушка. Игрушки – попрыгунчики интересны для ребят и тем, что они очень подвижны, умеют «бегать», «прыгать», «плясать».

Куклы из воздушных шаров

Для изготовления таких кукол понадобятся воздушные шары, бумага, ткань и другие материалы. Рассмотрите с детьми готовую куклу, объясните принцип ее изготовления. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать следующим образом: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой. На большом шаре появится маленький. Шарик привязываем к палочке (длиной 20-25 см), затем ткань сшивается крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, обшивается и прикрепляется к шее (надевается как на вешалку). Все это после показа дети могут сделать самостоятельно. К «плечам» куклы пришивают «руки» - полоски ткани, на концах собранные на резинку. Головы для таких кукол дети могут оформить, наклеивая на шары различные детали и проявляя свою фантазию, творчество.

Персонажи для кукольного пальчикового театра могут быть сделаны из бумаги, поролона, ткани, можно связать таких кукол крючком.

Персонажи из бумаги – это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Можно предложить детям нарисовать фигурки или головки человечков или зверюшек и приклеить к картонным колечкам, которые надеваются на пальцы.

Персонажи из поролона. Дети вырезают головки различных персонажей. В том месте, где у головки должна быть шея, делают углубление для того, чтобы можно было надеть ее на палец (тут педагог помогает ребятам). Детали лучше пришить, используя для этого разноцветный поролон и кусочки ткани.

Персонажи из тканей. Персонажи пальчикового театра могут быть выполнены и из различных видов тканей. В таком случае, если ткани не сыпучие, можно сшивать детали швом «вперед иголку» с лицевой стороны. Можно научить детей подготовительной группы делать обметочный шов через край или научить сшивать детали с изнанки, затем выворачивать на лицевую сторону. Оформлять фигурки можно пуговицами, шерстяными нитками, тесьмой и кружевом.

Таким образом, пополнение театральной зоны в групповой комнате персонажами различных видов кукольного театра окажет положительное эмоциональное влияние на развитие театрально – игровой деятельности детей, формирование творческого мировосприятия, развитие воображения и художественной зоркости.

Предложите детям нарисовать любимых персонажей на тонком картоне, потом вырезать, положить изображение на картон, обвести и вырезать вторую часть. Устанавливаются фигурки в подставки, сделанные из пробок, катушек

Покажите детям и второй способ крепления фигурок. Для этого необходимо вырезать нарисованную (или вырезанную из детской книжки) зверушку или человечка, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения с тем, чтобы отогнуть эти части, намазать клеем и приклеить к картонному кружочку – подставке. Плоский настольный театр может быть не только нарисован красками, фломастерами, но и оформлен аппликацией, для чего используются бумага и различные ткани.

Игрушки из конусов

Оформлять игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, мелкие пуговицы, бусинки, бисер и т.д., которые не обязательно пришивать, а можно приклеить на поделку. Крахмальным клеем удобно склеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусинки и тесьму приклеивают клеем ПВА.

Аналогично изготавливают игрушки из бумажных цилиндров, которые дети могут склеить из прямоугольных листов плотной бумаги и оформить таким же образом, как и игрушки из бумажных конусов.

Театр картинок на фланелеграфе

Для такого театра сначала нужно сделать доску фланелеграфа. Для этого на прямоугольную доску из фанеры или толстого картона натягивают голубую или светло-серую фланель ворсом наружу, закрепляя ее края на обратной стороне доски. Чтобы доска устойчиво стояла на столе, к ней прикрепляют подставку.

Картинки наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно сушат под прессом. Когда картинки просохнут, их вырезают. Проглаживать картинки утюгом нельзя, так как ворс может замяться, и при наложении на доску они не будут держаться.

При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали эстетическому воспитанию детей.

Театр кукол на гапите

Дошкольников начиная со средней группы можно обучать приемам кукловождения и изготовления таких кукол. Гапит – это деревянный стержень, который является позвоночником куклы. Прежде чем ребята начнут управлять верховыми куклами, можно дать им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения.

После показа кукольного театра взрослыми у детей часто возникает желание самим участвовать в спектакле. Кукол-петрушек можно купить в магазине, но можно и самим изготовить их. Голову куклы можно взять от мягкой игрушки или обвязать заготовку от пластиковой бутылки. К ней пришить туловище-перчатку, сшитую из ткани.

В старшей группе детского сада знакомят детей с марионетками. Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно их шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Куклы приводятся в движение с помощью ваг. Вага-это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла. Держа вагу горизонтально и наклоняя ее вправо-влево, ребенок приводит куклу в движение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер – класс для родителей по изготовлению кукольного театра в домашних условиях.

Мастер – класс для родителей по изготовлению кукольного театра в домашних условиях.

методические рекомендации по изготовлению кукольного театра на ложках

Разные виды кукольного театра всесторонне развивают дошкольников, помогают легче понять содержание литературных произведений. Наиболее интересны театры сделанные руками педагогов и самих воспитатннико.


Конспект НОД по конструированию «Изготовление игрушек из цилиндров для кукольного театра»

Конспект НОД по конструированию «Изготовление игрушек из цилиндров для кукольного театра» (подготовительная группа).


Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази.

Театральная деятельность с детьми дошкольного возраста. Изготовление игрушек с детьми для кукольного театра.

Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей.

Семинар-практикум для педагогов "Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра"

Семинар-практикум "Изготовление с детьми игрушек для кукольного театра".


«Изготовление с детьми игрушек из природного материала»

Предлагаю вам статью «Изготовление с детьми игрушек из природного материала» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми 6-7 лет. Данный материал будет интересен воспита.

Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи. Поэтому мною был запланирован и проведен мастер-класс с педагогами МБДОУ детский сад «Василек» по изготовлению театральных кукол из бросового материала.

Цель: повышение компетентности в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

• Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол.

• Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре.

Материалы и инструменты для педагогов: одноразовые пластиковые ложки, одноразовые пластиковые стаканчики, капсулы от киндер сюрприза, рулончики от туалетной бумаги, CD диски, цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны (персонажи) для театральных кукол.

В игре у ребенка развиваются память, речь, художественное воображение; корректируется поведение детей, развиваются сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого).

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет

он жизненной тропой.

Таким образом, кукольный театр занимает в жизни детей особое место. С каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. С ней дети сразу начинают разговаривать и играть: отвечают на вопросы, идут за куклой, здороваются с ней и прощаются, укладывают спать, танцуют, бегают и т. д. Чем больше игрушек, тем интереснее игра. А особенно если эта игрушка сделана своими руками. Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Мастер-класс для воспитателей «Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала»

Я хочу рассказать, как можно сделать кукольный театр своими руками. Конечно, сейчас большое разнообразие в детских магазинах игрушек и игр. Но, во-первых эти игрушки не всегда доступны, а во-вторых игрушки, сделанные своими руками, сохраняют положительную энергетику наших рук. Изготовить театральных героев очень просто. Сегодня мы изготовим несколько видов театральных кукол из бросового материала.

1. Театр на пластиковых стаканчиках. В доме всегда имеются одноразовые стаканчики и оставшиеся из под творожка и йогурта емкости. Они подходят в качестве подставочек для ваших героев.


Герои сказки «Колобок», изготовленные с помощью пластиковых стаканчиков.

2. Театр на сд-дисках. Наверняка в доме найдутся диски, которые уже не нужны. Можно из них сделать героев мультфильмов и сказок.


Театр эмоций, изготовленный на мастер-классе.

3. Театр на пластмассовых ложках. Из одноразовых ложек получаются забавные герои сказок.


Герои русских народных сказок на одноразовых пластиковых ложках, изготовленные на мастер-классе.

4. Театр на рулонах туалетной бумаги. Рулончики от туалетной бумаги - очень ценный материал для творческих людей. Посмотрите, каких героев можно сделать, имея немного времени и подручных средств.


Герои сказки «Теремок», изготовленные на мастер-классе с помощью рулончиков от туалетной бумаги.

6. Театр на капсулах от киндер сюрпризов. У ребенка остается много капсул от киндер-сюрпризов. Можно и им найти применение в нашем театре.


Герои сказки «Теремок», изготовленные с помощью капсул от киндер-сюрприза.

Мастер-класс с использованием бросового материала «Спортивный инвентарь своими руками — это очень легко»

Мастер-класс с использованием бросового материала «Спортивный инвентарь своими руками — это очень легко» «Спортивный инвентарь своими руками - это очень легко!»Романенко Вера Михайловна Сколько бы раз мне не приходилось бывать в магазинах,.

Мастер-класс по изготовлению поделки своими руками «Сказочная избушка Бабы Яги на курьих ножках» из бросового материала

Мастер-класс по изготовлению поделки своими руками «Сказочная избушка Бабы Яги на курьих ножках» из бросового материала 17 июля. День сказочных поделок на МААМ Назначение игрушки: Игрушку можно использовать как сюрпризный момент, например, при чтении русской.

Мастер-класс для родителей «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Путешествие на север» своими руками» Работа с родителями одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация.

Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала» Цели: 1. Приобщать родителей к театрализованной деятельности. 2. Способствовать повышению педагогической культуры родителей. 3. Содействовать.

Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол для кукольного театра из бросового материала» в средней группе

Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол для кукольного театра из бросового материала» в средней группе Воспитатель: Ткачук Наталья Викторовна. Цель: Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием.

Мастер-класс «Изготовление бус своими руками из подручного материала»

Мастер-класс «Изготовление бус своими руками из подручного материала» МАСТЕР-КЛАСС: «Иготовление бус из подручного материала» Панина Наталья Я работаю воспитателем в детском саду; наблюдая, с каким удовольствием.

Мастер-класс «Изготовление корзиночки из бросового материала — пластиковой бутылки»

Мастер-класс «Изготовление корзиночки из бросового материала — пластиковой бутылки» Цель: изготовление корзиночки из пластиковой бутылки. Назначение: для украшения игрового уголка, для раздаточного материала на занятиях.

Мастер-класс «Изготовление кукол настольного бутылочного театра по сказке «Царевна-лягушка»

Мастер-класс «Изготовление кукол настольного бутылочного театра по сказке «Царевна-лягушка» Хочу познакомить Вас с технологией изготовления куклы для театра, используя пластиковую бутылку. Примером послужит сказка "Царевна-лягушка".

Мастер-класс «Изготовление топиария из бросового материала»

Мастер-класс «Изготовление топиария из бросового материала» Данный мастер-класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей. Цель: изготовить топиарий из бросового.

Мастер-класс «Изготовление тыквы из бросового материала»

Мастер-класс «Изготовление тыквы из бросового материала» Как же красиво природа осенью меняет наряд! Казалось бы, только всё было зеленым, а не успел и глазом моргнуть, как всё окрасилось в желтый,.

Изготовление игрушек для кукольных театров.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» большое внимание уделяется театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих возможностей детей, формирует навыки общения. Для организации этой деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо).

Однако большую воспитательную ценность имеет изготовление игрушек своими руками. Самый простой в изготовлении – фланелевый театр. Этот театр можно смастерить вместе с детьми. С огромным желанием и старанием старшие дошкольники мастерят эти игрушки и используют их в театрализованной деятельности.

В каждой группе детского сада имеется множество картинок, книжек, которые уже не подлежат ремонту и которые можно смело использовать для изготовления фланелевого театра. Все очень просто, выбрать сказку, подобрать соответствующие картинки, вырезать их, наклеить на картон, с обратной стороны приклеить фланель и готово.

А если сделать подставочки, то у вас уже будет изготовлен - плоскостной театр, который можно расставлять на столе.

Вот какие куклы я смастерила для театрализованной деятельности в своей группе. Конусный театр, это – пожалуй, мой самый любимый способ изготовления кукол для театра. Всем Вам известно, что для такого театра потребуются конусы из картона, потом каждый конус превращается в зверька, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали. Оформлять игрушки лучше способом аппликации, используя подходящие картинки или ткань, кружево, тесьму, бусины и т. д. Я больше всего люблю обшивать свои работы тканью, они более долговечны и вместо одного конуса, я своих кукол делаю из двух. Конус набиваю бумагой и полностью обшиваю вместе с донышком, и когда ребенок берет такую куклу в руки, она не мнется и не рвется и прослужит Вам очень долго. Так же в моем театре есть игрушки из цилиндров, вязанные, из готовых маленьких куколок, различных пузырьков из - под шампуня. Все эти заготовки я с удовольствием обшиваю и превращаю в сказочных персонажей.

Русская народная сказка "Колобок"

Изготовление игрушек для кукольных театров






Если Вам понравилось в дальнейшем я расскажу и покажу изготовление разнообразных видов кукол для театрализованной деятельности.

Изготовление аналогов народных игрушек из пластилина

Изготовление аналогов народных игрушек из пластилина Воспитание художественно-эстетического восприятия невозможно без создания эстетической развивающей среды, а так же, без использования в.

Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста

Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста Театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного.

Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста (продолжение)

Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста (продолжение) Театр цилиндров, стаканчиковИзготовить такой театр очень просто. Для этого берут пластмассовые, пластиковые емкости одинакового размера.

Изготовление с детьми ёлочных игрушек в технике «декупаж»

Изготовление с детьми ёлочных игрушек в технике «декупаж» В декабре забот масса! Мы разучиваем песни и стихи, готовясь к утреннику, а в мастерской Деда Мороза изготавливаем поделки, принимаем участие.

Изготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфе

Изготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфе Изготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфе Знакомство с театрализованной игрой мы начали в процессе.

Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых игрушек-самоделок» Цель. Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям 2-ой.

Мастер-класс «Изготовление игрушек для инсценировок сказок, потешек, закличек из подручных материалов»

Мастер-класс «Изготовление игрушек для инсценировок сказок, потешек, закличек из подручных материалов» Мастер-класс "Изготовление игрушек для инсценировок сказок, потешек, закличек из подручного материала". Предлагаю Вам мастер-класс по.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Изготовление игрушек из фетра и их многофункциональное использование» Методическая разработка мастер - класса «Изготовление игрушек из фетра и их многофункциональное использование» подготовила воспитатель.

Творческая мастерская. Изготовление новогодних игрушек «Шар на ёлку»

Творческая мастерская. Изготовление новогодних игрушек «Шар на ёлку» Творческая мастерская. Изготовление новогодней игрушки «Шар на ёлку». Добрый день, коллеги! Поздравляю всех Вас с наступившим Новым 2018.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Городской конкурс «Педагогические инновации»

Номинация «Внеклассная работа»

«Изготовление игрушек для кукольного театра»

Разработчик: Сулимова Галина

- г. Камышин, 2016г.-

I . Общее описание инновационного продукта.

1.1. Ключевые положения, глоссарий.

Как известно всем педагогам и родителям, роль кукольного театра невозможно переоценить в развитии и воспитании любого ребенка, так как сама кукла очень близка к детскому восприятию, ребенок общается с ней с самого раннего детства.

А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для детей в настоящий праздник. Этот праздник знаком каждому ребенку.

Но как оживает кукла, как она устроена, можно ли самому сделать это чудо и как это сделать? Эти вопросы интересуют очень многих детей. Ответить на них, самим попробовать сделать такую куклу могут дети, которые занимаются в детском объединении декоративно-прикладного искусства «Мягкая игрушка» ДЮЦ.

Поэтому, в содержание моей 3- летней программы кружка введен раздел «Игрушки для кукольного театра» на всех годах обучения: на 1 году обучения обучающиеся знакомятся с техникой выполнения пальчикового кукольного театра, изготовленного методом ручного шитья, на 2 году – учатся создавать перчаточную куклу-говорушку, изготовленную с применением швейной машины. А учащиеся 3 года обучения могут создать уже более сложных актеров, например, перчаточные куклы Би-Ба-Бо.

Представленный методический материал может быть полезен педагогам дополнительного образования и содержит разработки занятий по темам для каждого года обучения: «Куклы для пальчикового театра», «Куклы-говорушки», «Перчаточные куклы» и мастер-класс для педагогов дошкольного и дополнительного образования по теме « Пальчиковый театр».

На учебных занятиях, дети не только изготавливают кукол, но и знакомятся с историей театра кукол, разнообразием видов кукол для кукольных спектаклей, способами самостоятельного конструирования простейших театральных кукол, тем самым расширяют свой кругозор, развивают индивидуальные творческие способности, трудовые навыки и осваивают нетрадиционные техники шитья.

Изготовление кукол для кукольного театра обладает большими возможностями воспитания и развития учащихся: развивает у детей желание творить, образно мыслить, формирует эстетический вкус, раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде.

В результате обучения дети смогут самостоятельно создать кукол для домашнего или школьного кукольного театра, участвовать со своими куклами в творческих конкурсах и выставках разного уровня.

Глоссарий.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технология (алгоритм) – точно-выверенная последовательность выполнения изделия, дающая положительный результат.

Бибабо́ — простейшая кукла , состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Бибабо часто используются в передвижных кукольных театрах .

Маппеты (The Muppets) – группа кукол, созданных Джимом Хенсоном (Jim Henson) для телепрограммы 'Маппет-шоу' ('The Muppet Show'). Нередко маппетами называют любых кукол, выполненных в характерном стиле; официально, однако, этот термин является торговой маркой именно кукол Хенсона. Характерной чертой всех маппетов являются очень широкие рты и большие, выдающиеся глаза.

Пальчиковые куклы — те, которые надеваются на палец. Одна кукла на один палец. И только!

Куклы-говорушки – куклы с открывающимся ртом, пришли к нам из-за рубежа — это аналог Маппет-шоу.

1.2 Аналоговый анализ.

Различные программы кружка «Мягкая игрушка»: традиционные, модифицированные, авторские направлены на развитие художественно – творческих способностей, трудовых навыков каждого ребенка в процессе постижения мастерства пошива игрушек. Но, рассмотрев ряд программ в данной отрасли творчества, я пришла к выводу, что в основном в тематику программы входят стандартные игрушки: плоские, простейшие объемные, сувениры.

Если на первом году обучения такое содержание программы, может быть, и устроит обучающегося, то в дальнейшем обучении ребёнок жаждет разнообразия видов изготавливаемых изделий, ждет от каждой темы курса чего-то нового, интересного, полезного.

Поэтому, разрабатывая свою модифицированную программу дополнительного образования детей «Мягкая сказка», опираясь на свой многолетний опыт работы в этой отрасли образования, я учла эти пожелания учащихся и постаралась внести в содержание программы новые, интересные и актуальные для детей направления. Одним из таких направлений моей программы и является раздел «Куклы для кукольного театра» на каждом году обучения, где в се занятия объединены одинаковыми целевыми установками и направленные на обучение детей работе с тканью, развитию творческого характера трудового обучения, позволяющему максимально самореализоваться каждому ребенку.

Представленные методические материалы являются готовыми разработками учебных занятий, которые прошли апробацию в учебной деятельности детского объединения «Мягкая игрушка».

Основной внимание в материале обращается на содержание занятий на разных годах обучения, развитие творческой деятельности обучающихся, воспитания у них самостоятельности при выполнении работы, использовании современных технологий выполнения работ.

1.3. Необходимое ресурсное обеспечение

1. Хорошо освещённое и оборудованное помещение (учебный кабинет), приспособленное для занятий декоративно-прикладным искусством;

2. Группы обучающихся, сформированные по возрасту или уровню подготовленности;

3. ТСО: компьютер.

4. Методическое обеспечение: технологические карты, выкройки-лекала, широкое разнообразие образцов изделий по каждой теме, видеотека кружка.

5. Все необходимые материалы представлены для каждого учебного занятия отдельно.

6. Используемая литература:

· Энциклопедии для детей «Я познаю мир», тома: «Игрушки», «Театр»,

«Праздники народов мира» - Москва, АСТ, 2000г.

· К. Гарланд «Мягкая игрушка» - Белгород, Клуб семейного досуга, 2007г.

· М. Максимова «Такие разные куклы» - Млсква, Эксмо, 2004г.

· И. Силецкая «Герои любимых сказок» - Москва, Эксмо, 2009г.

· Сборник «Куклы для девочек» - Москва, «Внешсигма», 1999г.

· В.И. Петухова « Мягкая игрушка», Москва, «Народное творчество», 2000г.

У нас в объединении созданы все условия для обучения детей в условиях совместной деятельности с педагогом, используя современные формы и методы обучения.

Технология внедрения инновационного продукта.

Мною представлен материал в форме учебных занятий и мастер-класса с использованием современных технологий, отвечающих реалиям сегодняшнего дня, и, как показывает практика, интересных для детей, который содержит:

1. План-конспект учебного занятия по теме: « Куклы для пальчикового театра».

2 . Методическая разработка учебного занятия по теме: «Игрушки-говорушки».

3. Методическая разработка учебного занятия по теме: «Перчаточные куклы».

Данные методические материалы разработаны в соответствии с Модифицированной программой дополнительного образования детей «Мягкая сказка», которая реализуется в МБОУ ДО ДЮЦ города Камышина педагогом-автором Сулимовой Галиной Валентиновной с 2007 года, содержание программы ежегодно дополняется, в соответствии современным требованиям и сегодняшним запросам обучающихся. Программа рассчитана на 3-х годичный срок обучения и направлена на развитие у детей интереса к декоративно-прикладному искусству, развитию творческих способностей детей, воспитанию потребности в трудовой деятельности, развитию навыков ручного шитья и шитья на швейных машинах.

Ряд тем этой программы посвящен знакомству с изготовлением кукол для кукольного театра. Эта тема, по моим многолетним наблюдениям, очень интересна учащимся. Детям нравится изготавливать театральные куклы, разыгрывать с ними мини-спектакли, дарить друзьям. Эта тема будит воображение детей, развивает их фантазию, кругозор, стимулирует развитие новых ЗУН, способствует развитию инициативности, творческой самореализации личности. Поэтому в моей программе мы обращаемся к ней на протяжении всех 3-х лет обучения, на разном уровне развития практических умений и навыков обучающихся изучается изготовление разных видов театральных кукол и преследуется цели, которые актуальны на данном этапе обучения, так, например:

- На 1-ом году обучения, когда дети осваивают азы ручного шитья, они знакомятся с технологией изготовления пальчиковых кукол. Тема позволяет закрепить недавно приобретенные навыки выполнения разных видов ручных швов. Кроме того, эти куклы очень интересны детям, будят воображение, развивают фантазию. Изготовление пальчиковых кукол побуждает творческие стремления детей, когда создав по образцу одну куклу, учащиеся не хотят этим ограничиваться и самостоятельно или с помощью педагога ищут пути создания других персонажей для задуманного представления.

- В программу 2-ого года обучения включена тема: « Куклы-говорушки». Для изготовления этих кукол нужны уже навыки шитья на швейной машинке, которые обучающиеся приобретают и совершенствуют на протяжении всего курса 2-ого года обучения по программе. Но мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. И как нельзя лучше этому способствует изготовление театральной куклы. Кукла, способная говорить, выполняет и важную воспитательную функции. Дети не просто изготовят куклу, они будут с ней разыгрывать сценки. А это развивает их воображение, воспитывает нравственно-этических нормы межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения.

- Третий год обучения по программе направлен на развитие и совершенствование всех ранее полученных знаний, умений и навыков на более высоком творческом уровне. Этим целям отвечает тема «Перчаточные куклы» из раздела «Куклы для кукольного театра». При изготовлении перчаточных кукол нужны навыки ручного шитья и шитья на швейных машинах разного типа, требует от обучающихся приложения всех накопленных ими в предыдущих годах обучения умений и навыков, и, обязательно, нужны развитая фантазия и творческое мышление. Так как большое значение здесь придается не столько изготовлению куклы по образцу, сколько самостоятельному созданию выкроек куклы и творческому её созданию, оформлению и отделке. Появляется широкое поле деятельности, чтобы проявить свою фантазию, вкус, воображение, все свои ранее приобретенные навыки.

Разнообразие кукол для кукольных театров .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Анкета-заявка

на участие в VIII Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов

в образовательной области «Технология»

имени М. И. Гуревича

1. Фамилия, имя, отчество автора проекта (полностью)

Адыева Екатерина Радиковна.

2. Фамилия, имя, отчество руководителя проекта (полностью)

Королёва Татьяна Александровна

3. Тема проекта:

Волшебный мир театральных кукол (изготовление кукол для кукольного театра)

4. Полный адрес школы:

Индекс 623 300 регион Свердловская область город Красноуфимск

улица Манчажская дом № 40

федеральный телефонный код города 8 (343 94)

телефон/факс 2 - 37 - 07

Дата заполнения 1. 04. 2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа №7№

Проект по технологии

Волшебный мир театральных кукол

Изготовление кукол для кукольного театра

Автор : Адыева Екатерина,

учащаяся 9«А» класса

Руководитель : Королёва Т.А.,

учитель технологии, ВКК.

ГО Красноуфимск, 2015 г.

Теоретическая часть проекта

Глава 1. История создания театральных кукол …………………………………6

Глава 2. Волшебный мир театральных кукол……………………………………9

2. 1. Перечень критериев (звёздочка обдумывания)……………… ……. 10

2. 2. Анализ кукол, их аналогов и прототипов…………………………..10

2. 3.Создание образа театральной куклы при помощи методов активизации творческого мышления…………………………………………….13

2. 4. Дизайн-анализ кукол на руку………………………………………..15

Технологический этап выполнения проекта

3. 1. Этапы изготовления перчаточной куклы…………………………. 19

3. 2. Технология изготовления перчаточной куклы……………………..19

3. 3. Технология изготовления пальчиковой куклы……………………..23

3. 4. Эколого – экономическое обоснование проекта……………………26

Я в кукольном театре. Предо мной,

Как тени от качающихся веток,

Исполненные прелестью двойной,

Меняются толпы марионеток…

Константин Бальмонт

В нашей школе есть театральная студия, и руководит студией наш первый учитель – Садовникова Елена Михайловна. Незаметно летит время, всё ближе и ближе подходит окончание 9 класса, и мы покинем стены нашей школы, но хотелось бы оставить на память о нашем классе первому учителю подарок.

И перед нами встала проблема: «Что подарить? Чтобы наш подарок оставил незабываемое впечатление». Самое простое — купить подарок в магазине. Но гораздо интереснее сделать его своими руками, придумать что-то новое, оригинальное. Обсудив с одноклассниками все идеи, мы пришли к выводу, что таким подарком будет «Театр кукол» - выполненный своими руками, так как он будет доставлять много радости, привлекать своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействовать на зрителей и в дальнейшем будет использоваться воспитанниками в театральных постановках.

С активом класса распределили, кто, чем будет заниматься. Я – буду шить куклы, так как люблю шить и заниматься творчеством.

Актуальность и социальная значимость проекта: Кукольный театр! Это ожившая сказка, а сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Ведь «ожившая» кукла в руках кукловода – это маленькое чудо, происходящее на их глазах. А сказка, сделанная своими руками, запоминается на всю жизнь. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и социально значима.

Определение потребности. Засилье Интернета и телевидения отучило людей ходить в театр, я считаю, что моя работа поможет окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр и просто сделать школьную жизнь интереснее.

Тема проекта: Волшебный мир театральных кукол

Объект исследования – театр, предмет – театральная кукла.

Исходя из этого цель проекта: Спроектировать и изготовить куклы для школьного кукольного театра.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

· узнать какова история создания театральных кукол?

· исследовать интересы и увлеченности учащихся;

· проанализировать виды кукол;

· выполнить куклы к кукольному спектаклю ;

· подготовить и показать спектакль для учащихся начальных классов.

Новизна проекта заключается в особенности выполнения кукол, и благодаря применению кукол – образов, присутствует элемент сюрприза.

Практическая значимость проекта: кукольный театр – это не только забава для веселого времяпровождения. Такой театр дает воспитательные уроки, обучая правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости. При этом отрицательные черты людей, такие как лень, зазнайство, злодейство высмеиваются, вырабатывая отрицательное отношение к таким свойствам характера. А если учащиеся сами принимают участие в постановке кукольного театра, то смогут раскрыть свой талант и способности в творчестве.

В практической части работы мы с одноклассниками планируем выбрать спектакль, я планирую сшить куклы, предназначенные для спектакля, совместно с одноклассниками показать спектакль учащимся начальной школы. В процессе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

· изучение дополнительной литературы.

Ожидаемый результат:

· вовлечение учащихся - одноклассников в работу над проектом, тем самым отвлечение их от негативных явлений;

· обучение учащихся начальной школы творчеству и актёрскому мастерству.

Теоретическая часть проекта

Исследования для принятия важных решений в процессе проектирования

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Приступая к выполнению проекта, была просмотрена литература по этому вопросу: наиболее значительной работой в этой области является книга А. Я. Федотова «Анатомия театральной куклы», изданная в 1944 году, являющаяся первой попыткой собрать и обобщить опыт советских кукольных театров по созданию и разработке различных видов кукол. Просмотрена книга «Театр кукол», более современного автора Войдиновой В. М., известного художника по куклам, члена Творческого союза художников России, в своей книге она рассказывает о том, как можно самим создавать настоящие спектакли с куклами, научиться мастерить любимых героев, шить костюмы для постановок, изготавливать декорации [3 С. 33]

Самый первый театр, в который попадают маленькие дети - кукольный. На сегодняшний день в России насчитывается около ста театров кукол. Множество маленьких зрителей приходят полюбоваться сказочным выступлением.

Детский спектакль – это целая галерея сказочных персонажей. Дети склонны мечтать. Они представляют себя то в роли принцессы, то магом - волшебником, то цветочком или бабочкой. Меня очень привлекла история кукол и их появление в театре.

Кукла в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом) [1 С. 33]

Главную роль появления кукол в театре сыграли своеобразные спектакли для подрастающего поколения, устраиваемые старейшинами рода. В них были задействованы глиняные фигурки животных, при помощи которых дети знакомились с повадками диких зверей, способами охоты, опасностями, подстерегающими в лесу.

Со временем представление человека о мироздании усложнялось, и вместе с ним менялось отношение к похожим на людей глиняным божкам. Исподволь они, как и скульптурные изображения животных, превращались в игрушки для детей.

За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина. Не одно тысячелетие насчитывает история кукольных представлений в Китае и Индии.

Куклы - артисты, предназначенные для выступления со сцены, должны были обладать двумя специфическими качествами - иметь узнаваемый облик и близкую к человеческой пластику движений. Первое условие достигалось благодаря стилизации внешности куклы, использования броских сочетаний цветов и четкого лаконичного декора, а второе - за счет применения различных механизмов, позволяющих кукле совершать те или иные движения.

Театральных кукол можно разделить на две основные группы - верховые и напольные (марионетки). Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху [7 С. 33]

1. 1. Виды кукол

Пальчиковые куклы. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров.

Тростевые куклы - размер головы у этих кукол может быть до 20 см. Таких кукол поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня. К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться.

Куклы - марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове.

Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит «в открытую» один или два исполнителя.

Перчаточные куклы. Иначе их называют петрушечные, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Это наиболее простые куклы. Основой – туловищем – у этих кукол служит перчатка, сшитая по руке актёра. Голова куклы должна быть пропорциональной туловищу. Обычно её высота равна 8 - 10 см. Способ изготовления головы может быть различным: из папье-маше, можно выстричь ножницами из поролона, вырезать из пенопласта и обклеить тканью и разрисовать, вырезать из картона, а также выполнить из текстиля. Волосы могут быть, выполнены из верёвки, меха, ниток, тесьмы, фетра, кожи. Для глаз можно выбрать пуговицы или бусины – фантазия художника здесь не ограничена. Руки – очень важная деталь в образе куклы. Они тоже подчёркивают характер персонажа – они могут быть худые, полные, нежные, грубые. По цвету они одинаковы с лицом. Обычно делают только кисти рук. Их шьют по выкройке в форме варежки. Ноги кукол выполняются из тех же материалов, что и руки. Их шьют в виде длинного мешочка и пришивают к нижнему краю перчатки. Обувь куклы выполняется из папье-маше или из материала. Прикрепляются башмаки к нижней части ног. Перчатка – это основа куклы, её туловище. К ней крепят голову, руки, на неё надевают костюм. В отличие от обычной перчатки она имеет три пальца и кроится по-особому. Выкройку делают по руке кукловода, который будет работать с куклой. Для управления движениями рук, ног и головы имеются специальные трубочки, выполненные по толщине пальца кукловода, которые называются патронками. Одежда играет очень важную роль в образе куклы. Помимо внешнего вида в ней учитываются особенности фигуры персонажа [5, 7, 11 С. 33].

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Читайте также: