Изготовление детских игрушек из дерева как бизнес

Обновлено: 01.05.2024

На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику детей.
По мнению психологов, игрушки чрезвычайно важны для развития мимики ребенка, с их помощью можно развить определенные психологические качества, а можно и улучшить его физическое развитие. Взаимодействуя со своим собственным миром, который представлен игрушками, ребенок постепенно учится правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

История русской деревянной игрушки

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство. Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке н.э. Однако подтверждение этого можно обнаружить только в исторических документах, образцов таких игрушек практически не сохранилось в связи с особенностями дерева как материала. Даже произведения мастеров игрушечного дела XVIII века дошли до современности в очень малых количествах. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки с XIX века.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторых регионах в создании игрушек использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине. Известен факт, что на Парижской выставке 1890 года «моховики» были с восторгом встречены зарубежной публикой.


Исторические центры производства деревянной игрушки в России

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Первый из них известен с XIX века. Он располагался по берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки, изготовленные северными мастерами, очень характерны. Специалисты полагают, что их внешний вид обусловлен влиянием культового наследия предков. Такие игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.


Другой исторический регион производства деревянных игрушек находился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретен и городецкая резьба. Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого промысла был необычайно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и некоторые другие города.


Ну а третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километрах от него. Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые «барыни-дуры» - фигуры пышных, дородных женщин, созданные с помощью немногоцветной условной росписи. Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов. Обязательные персонажи – трудолюбивый мужик и его могучий работяга-конь. Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора – добрый и ленивый косолапый медведь. Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.



Деревянная игрушка в современном мире

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянные игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Ребенок, построив из простых кубиков домик, может бесконечно фантазировать на тему его внешнего и внутреннего убранства. А взяв в руки пластиковый домик, заранее до мелочей проработанный дизайнером фабрики игрушек, ребенок вскоре начинает скучать, поскольку ему уже нечего додумать и прибавить к игрушке.

На рынке детских игрушек деревянные игрушки занимают отдельную нишу и в последнее время завоевывают все большую популярность . Отличает эти игрушки оригинальная простота и довольно высокая цена.

Деревянные игрушки делают из качественных пород дерева и обрабатывают натуральными составами, стоит все это недешево, но вложения родителей полностью окупаются прочностью, долговечностью и развивающим эффектом от этих игрушек.

Давайте же разберемся, какие сорта дерева традиционно используются для производства?

Материалы для создания деревянных игрушек. Выбираем дерево, фото № 1

Основой деревянных игрушек обычно является натуральное дерево - бук, ольха, липа, клен, сосна, а также фанера.

Бук - самое популярное дерево среди других распространенных поделочных пород древесины по способности хорошо стругаться, обрабатываться на токарном станке, гнуться в распаренном состоянии (в этом он уступает только ореху).

Стойкий на раскол, но нестойкий на растрескивание. В быту идет на изготовление детских кроваток и манежей, элементов детских железных дорог. Боится влаги и от нее подвержен сильному короблению, что делает необходимым качественную обработку древесины защитными маслами и восками.

Ольха. Древесина у нее легкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо обрабатывается, легко шлифуется, при фрезеровке не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Торец древесины обрабатывается хорошо, может быть использован для лицевой стороны игрушки. Ольху особенно хорошо применять в мелких миниатюрных поделках, например, в интарсии, где требуются вставки желтых и коричневых тонов. Вязкая и податливая для обработки во всех направлениях, она используется в таких ответственных изделиях, как музыкальные инструменты: в некоторых видах гармоней все деревянные детали выполняются только из ольхи. Поверхность выполненных их ольхи игрушек бархатная на ощупь.

Липа. Ее древесина легкая, мягкая и вязкая. Очень хорошо режется, при обработке не колется, нехрупкая, не трескается при сушке. Дерево имеет очень мягкую древесину, легко режется острым ножом (тупой нож мнет некоторые рыхлые места). По шкале твердости из 50 европейских и экзотических пород древесины липа стоит на первом месте (самая мягкая). Поэтому она широко используется для изготовления различных поделок и детских игрушек . При наличии опыта и острого инструмента работа по липе не требует больших усилий.

Клен. Древесина режется с усилием, но результат получается с чистой гладкой поверхностью, он хорошо обрабатывается и тонируется. В этом смысле древесина клена служит удачной заменой древесины липы как более мягкого и мнущегося материала или древесины березы как материала более колкого и нестойкого к атмосферным воздействиям.

Именно эти разновидности прекрасно подходят для производства, т.к. имеют однородную плотную структуру, хорошо шлифуются, прочны на излом, не склонны к растрескиванию и образованию опасных и жестких заусенцев, способных поранить нежную детскую кожу.

Некоторым особняком стоит сосна.

Для производителя игрушек хвойные породы удобны своей доступностью. Благодаря широкому применению сосны в строительстве, для в изготовления игрушек можно легко найти нужную заготовку. Однако у сосны и ели есть и существенные недостатки, которые ограничивают область применения: колкость древесины и ее полосатая текстура. Древесина сосны приятно пахнет смолой. Смола же, в свою очередь, создает немало проблем мастеру при обработке, затупляя и забивая режущие инструменты, вытапливаясь на солнце, портит слой краски и легко подвержена вмятинам и сколам.

Обратите внимание, что есть совершенно отдельная категория игрушек, тоже называемых деревянными, которые выполнены из фанеры и широко представлены на полках магазинов.

Материалы для создания деревянных игрушек. Выбираем дерево, фото № 2

Фанера. При производстве игрушек из нее как правило используется специальное оборудование - фрезерные станки и станки для лазерной резки, обычно с программным управлением. Игрушки из фанеры - это массовость и стандартизация чертежей, огромные партии производства при достаточно низкой стоимости исходного сырья, что делает данные игрушки особенно популярными в качестве пособий в детских садиках и у родителей. Фанера легко гнется, сорт ФК (не влагостойкая) достаточно безопасен для здоровья человека и ребенка. Однако данному материалу далеко до свойств настоящего дерева, хотя бы полным отсутствием внутренней энергетики, несмотря на то, что фанера изготавливается из лущеного шпона и все это проклеивается различными по безопасности клеями. Это прекрасный материал для строительства и отделки, изготовления недорогих предметов быта и мебели.

Приветствую Вас на канале Мастерская RadugaGrad !

Накипело, вот честно! Работаешь, стараешься и решил я расссказать Вам занимательную историю. а история получилась длинная, поэтому попробую разбить на несколько глав.

Занимаясь каналом, я обычно рассказываю Вам о приемах работы с деревом, но хотел бы коснуться темы изнанки бизнеса деревянных игрушек ручной работы, которая безусловно есть, как и в любой другой сфере работы.

Назову это "Скелетами в шкафу производителя".

Скеле́т в шкафу́ (англ. Skeleton in the closet или Skeleton in the cupboard ) — английское идеоматическое выражение, означающее определённый скрываемый факт (личный, семейный, корпоративный и т. д.), который в случае его обнародования способен нанести значительный урон репутации.

Вы талантливы, устали работать наемно и мечтаете работать руками, быть владельцем собственного семейного производства деревянных игрушек ручной работы? Расскажу вам про скелеты в шкафу. Запаситесь чашечкой горячего ароматного кофе и вкусными печеньками. Приятного прочтения!

Сразу оговорюсь, что в статье рассматриваются требования законодательства для ведения бизнеса официально.

Итак, решение принято окончательно и в Вашей голове ярко рисуется картинка теплого солнечного утра новой жизни.

Подсыхает краска на Вашем свеженьком свидетельстве о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя..

Вы уже уволились ? Или еще только собираетесь?

Хотя это неважно, все равно все мысли, как туманом, заняты только мечтами: как можно будет самостоятельно планировать свой день, дарить радость детям, реализовать свои творческие мечты, бросить нелюбимое дело и заняться любимым, что Ваша зарплата не соответствовала Вашим способностям, начальник зажимал отпуск летом.

Главное, что пусть вечерами и по выходным, Вы уже живете кусочком той жизни, о которой так искренне мечтаете, которая скоро должна поглотить Вашу основную жизнь, связанную с наемной работой и сделать Вас свободным, осчастливить Вашу семью!

Продумываете эскизы игрушек, подбираете модели первых станков.

Но не все так радужно, увы.

Будьте осторожны- настойчивым мечтам свойственно сбываться!

Мастер по производству деревянных игрушек- несуществующая профессия, которой я занимаюсь уже несколько лет. Прекрасная работа, которая дает заряд радости играть со своим ребенком, придумывать новые модели игрушек, интересоваться тенденциями игрушечного мира. Несмотря на неоспоримую привлекательность интерактивных игрушек, ниша деревянных игрушек на протяжении веков дарит радость малышам и является сознательным выбором многих родителей.

Какие инструменты действительно востребованы в мастерской при производстве игрушек из дерева?

В первую очередь, это настольный лобзиковый станок и ленточнопильный станок . Сердце мастерской по работе с деревом.

На первом идеально изготавливать пазлы, балансиры толщиной до 30 мм. Для конструкторов толщиной 40 мм, радуг- идеален ленточный станок.

Нужна торцовочная пила с протяжкой и станок настольный циркулярный. Зато вполне можно обойтись без форматно-раскроечного станка .

Рейсмусовый станок . Он идеален для калибрования заготовок по толщине, режущие лезвия находятся у него сверху, нижняя часть заготовки скользит по рабочему столу. Как и фуганок, он обрабатывает поверхность заготовки до гладкости. Без фуганка можно обойтись, если вы работаете с ровными обрезными досками, магазинными мебельными щитами.

Есть вариант комбинированных фуговально- рейсмусных станков . Отличный выбор для небольшой мастерской, но при этом важно понимать, что это хороший вариант для нечастого применения и небольшого объема работ. И на врем проведения тех обслуживания станка, мастерская остается без двух станков одновременно.Я остановил свой выбор на рейсмусе.

Так же можно обойтись без барабанного шлифовального станка.

При производстве игрушек детали слишком маленькие требуют тщательного шлифования всех граней, поэтому шлифование большой плоскости часто неактуально. Можно этот станок заменить ручным инструментом.

Настольный фрезерный и сверлильный станки. Важные инструменты в оборудовании мастерской.

Ленточно- шлифовальный станок предпочтителен комбинированного типа. И с тарелкой и лентой, но для шлифования радиусных и криволинейных заготовок нужно прикупить осциляционно-шпиндельный шлифовальный станок.

В инете полно информации об использовании набора шлифовальных барабанов, в том числе и самодельных, на обычном сверлильном станке.

По опыту скажу- это хорошо, но только как временный вариант, при работе с пазлами не толще 20 мм. При поточной обработке заготовок 40 мм и толще преимущество осциляционно-шпиндельного станка неоспоримо.

В нем шлифовальный барабан не только вращается, но и приподнимается и опускается вверх-вниз. Такое движение идеально для шлифования радиусных и криволинейных заготовок, т.к. волокна дерева шлифуются сразу в нескольких направлениях, что улучшает качество шлифования. Кроме того, на барабанах, при использовании сверлильного станка, быстро образуется выработанная полоса на шлиф материале. Приподнимание и опускание шпинделя при шлифовании более рационально используют большую площадь шлифовального барабана.

Вытяжная установка - легкие мастерской. Древесная пыль очень коварна!

Можно обойтись без долбежно-пазовального станка, заменив его ручным фрезером и набором кондукторов, не нужен кромкооблицовочный станок. Токарный станок - тут все зависит от ассортимента. Я обхожусь самодельным токарным станком.

Станки ЧПУ и лазерные также не останутся без работы в мастерской по производству деревянных игрушек.

Я руковожу проектом по разработке и производству детских конструкторов из фанеры с самых первых дней. Не самый простой проект. Копировать чужие бизнес-модели мы принципиально не стали. Нам пришлось изобретать колесо.




О кризисе идей

Итак, наш проект зародился в стенах технопарка одного из ВУЗов Самары. Зародился совершенно случайно, как и все лучшее в нашей жизни (например, любовь, дети, домашние животные и т.п.). Все началось с покупки лазерного станка и вопроса: «Что делать будем, господа?»

И тут такое началось: сувенирная продукция, продукция для флористики, подарочные коробочки. Потом пришел Биг Босс, имя которого нельзя называть вслух: «А давайте конструкторы делать!» — сказал он, чем поставил всех в тупик. Передо мной встал вопрос, каким вообще образом подходить к этой проблеме. Любой думающий человек, может научиться чему угодно, было бы желание. Построила же один и запустила два ресторана с нуля. На первом я вообще была «чистый лист» + бэкграунд за плечами. Справилась же!? Где наше не пропадало!

Конструкторы стадионов, как бизнес-идея

Кроме станка и множества советчиков у меня ничего и никого не было.

Поэтому начала с людей. Коллега помог в поиске оператора. На одном из интернет-ресурсов нашла инженера-фрилансера с опытом разработки именно конструкторов. Меня это очень выручило. Он прекрасно мыслит в пространстве, быстро и продуктивно работает. Сейчас он принят в штат. Вопроса, что делать, не вставало. Это был 2017 год – канун Чемпионата мира по футболу 2018. Решение было единогласным, и мы приступили к разработке макета стадиона Самара-Арена. Не все было легко и просто. Мы замахнулись на огромный размер 50 см. Когда собрали данного исполина, испугались и сразу разработали аналог 30 см.

Станок в стенах технопарка не уместился, и нас всех (я, станок и оператор) сослали на большой совдеповский завод. Мы плясали вокруг раскроев, искали подходящий материал. А тем временем…

Немного везения в копилку

В технопарк прибыла делегация из губернской администрации и им на глаза попался стадион… как раз в тот момент, когда у нас полных ходом шло строительство стадиона. Стадион очень понравился и наши макеты забрали на стенд Самарской области в Кремль, где 2 декабря проходила жеребьевка.


Так наш стадион сыскал популярность у официальных лиц области. В пик ЧМ 2018 администрация активно делала большие заказы на стадионы. Один нюанс… они были нужны в собранном виде. Тадам. А это на минутку – 1,5 часа сборки и не одна сотня изделий. Поэтому мне пришлось привлечь маленьких эльфов во главе с моей дочерью для добрых дел. Добровольный детский труд с разрешения родителей – это прекрасный вариант трудотерапии, после которой транжирить деньги направо и налево совсем не хочется. Знаю, проверено!

Пропустила момент, как выпорхнула с проектом из-под крыла технопарка. Так как мы почуяли перспективы и аппетит пришел, то однозначно были нужны площади под производство и финансовые вливания. Поэтому было решено нас отпустить на вольный выпас.

Там же между делом затесались проекты стадионов Санкт-Петербурга и Лужников в двух размерах. С питерским стадионом вообще вышла история. Когда мы собрали стадион с диаметром 50 см, мы опешили от его размера. И пришлось его уменьшать, до 45 см. Сами понимаете, это не размер картинки на экране масштабировать, а тысячи отверстий и замков.

ЧМ закончился, продажи несколько уступили нашим ожиданиям. Встал вопрос, что делать дальше. Побаловались достопримечательностями Самары и Москвы. Не зашло. Продажи есть, но wow-эффекта мы не наблюдали.

Неожиданные открытия и новые проекты

Нам повезло случайно открыть нишу. В Самаре есть дача архитектора Головкина, которую самарчане попросту зовут «Дача со слонами». Там есть весьма необычные слоны. Скульптором Самары была сделана стилизация слона в технике Low Poly. Деталей этой истории не знаю, ко мне попала готовая модель. Мы попробовали нарезать ее на слои, продумали систему внутренних креплений для сборки без клея. Так получились наши полигональные звери.


Потом родилась гидравлическая рука. До последнего не верила, что фанера и вода могут быть рядом. Но пришел Биг Босс и… ну вы помните, чем это заканчивается. Сейчас это самая дорогая и самая продаваемая модель.

Как-то и где-то родились миниатюрные конструкторы, которым я дала общее название UNIT, что означает единица, модуль, игровая единица в компьютерных играх. Это конструктор в формате открытки размером 10*15 см. Чем не игровая единица, тем более у нас большие планы на этот счёт. В настоящий момент разработали интерактивное приложение дополненной реальности, которое позволяет увидеть модель в объёме еще до покупки, раскрасить ее и ознакомиться с инструкцией по сборке.

Деревянный конструктор, как инструмент для познания


И даже машина для рисования Unigraph (рабочее название циклоид) знакомит с математикой и геометрией.

Будущее и дефицит креативных кадров

Так я и стала матерью пусть и не драконов, но фанерной армии. Прям Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Но мать как-то мне больше нравилась. Так как идей захвата мира не имею, но могу охватить весь мир в своих изделиях. Ни одно изделие не прошло мимо моих рук. Последние полгода у нас есть тестировщик, до этого все доработки делала сама. Представьте в совокупности 40 часов сборки гидравлической руки (это 10-12 итераций сборки до исправления всех ошибок в раскрое и инструкции). И до сих пор финальную сборку делаю я. Вот и вся история!

В голове много планов. Но для их осуществления нужны креативные и нестандартные головы, фантазеры и сказочники. Люди, которые не только видят, но и чувствуют пространство. Хороший вкус и чувство прекрасного, достаточность и лаконичность форм. Такие люди, как единороги, все про них знают, но никто не видел. Я видела, работала, знаю! Но клонирование пока не разрешено законом. Да и навык, и умения, это все же итог бэкграунда, а не генетики. Ой, мама! Уйми мою фантазию.

Читайте также: