Изготовление дымковской игрушки из глины поэтапно

Обновлено: 27.04.2024

Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений старших дошкольных групп, педагогам дополнительного образования, учителям.

Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.

Цель: создание объёмного образа дымковского индюка из глины с последующей росписью изделия.

Задачи: - продолжать знакомство детей с техникой лепки и росписи по глине;

- научить изготовлять объёмные игрушки по мотивам дымковского промысла из глины;

- развивать мелкую моторику, глазомер; - развивать фантазию и творчество, умение самостоятельно создавать образ индюка, на основе изученного ранее материла;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, стремление к лучшему результату творческой деятельности

Материалы и инструменты:

Для лепки: глина, дощечка для лепки, тарелочка с водой для увлажнения глины, стеки, тряпочка.

Для расписывания изделия: гуашь, кисти №5,2, баночка с водой, салфетка.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребёшок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк! И. В. Кадухина

Ход мастер-класса:

Берем глину шарообразной формы и делим его пополам стекой.

Из первой половины овальной формы формируем туловище, шею, ноги путем вытягивания частей из целого. Используем пластический способ лепки. При работе с глиной руки смачиваем водой, это позволяет сгладить все неровности и шероховатости поделки.

Вторую часть глины делим пополам. Используем конструктивный и комбинированный способ лепки.

Из одной части выполняем хвост. Для этого из комка глины раскатываем шар. Расплющиваем его в лепешку, толщиной около 1 см, и прищипываем края.

Примазываем хвост – лепешку к туловищу.

Оставшуюся часть делим еще на две равных части.

Из двух овальных лепешек делаем крылья. Также прищипываем края крыльев.

Тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.

Детали лепим из дополнительного кусочка глины: бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Лепим гребень – соединяем три капельки глины на голове, тщательно их примазываем стекой.

Даем работе высохнуть 3-4 дня и покрываем белой гуашью.

После высыхания начинаем роспись индюка. Рисунок можно нанести предварительно простым карандашом.

Дымковский индюк хорош.

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

Попробуйте сделать такого же дымковского индюка вместе с детьми.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лепим игрушки из глины» Цели: активизировать знания детей о свойствах песка и глины, помочь сравнить, чем они отличаются; закрепить навыки лепки; развивать мелкую.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Конспект НОД по коллективной лепке из глины в старшей группе «Волшебный мир животных» Методическая цель: распространение педагогического опыта среди воспитателей центра образования. Выводы и рекомендации: отзыв положительный.

Разработка занятия по лепке из глины «Индюк» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ ДАТА УРОКА: ТИП УРОКА: постановка и решение задачи. ТЕМА УРОКА: Лепка из глины народной игрушки «Индюк».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс)

Выполнение дымковской игрушки (мастер-класс) Изучив все этапы изготовления глиняной игрушки, приступаем к работе. Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело интересное. Но в.

Занятие по лепке из глины в подготовительной группе для детей с ЗПР «Дымковские глиняные расписные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары.

dimkovskaja-rospis

Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.

История и традиции дымковской росписи

dimkovskaja-rospis

Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.

Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.

Элементы и орнаменты

Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.

dimkovskaja-barinja

Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.

Цветовая палитра

dimkovskaja-barinja

Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.

Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

Мастер-класс росписи дымковской барыни

Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.

dimkovskaja-barinja

  1. Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
  2. Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
  3. Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
  4. Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
  5. Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
  6. Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
  7. Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.

Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.

Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.

Расписные узоры в Дымковской игрушке являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы, стремящимися к красоте, правде и здоровой жизни и являются своеобразными оберегами. Традиционно роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий, клетки и просто точки.

В росписи дымковских игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и другие, и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды, и добра. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, славы и здоровья. Голубой — цвет небесной чистоты.

Материалы и инструменты:

- белила акриловые титановые;

- краска акриловая алого, голубого, оранжевого, желтого, зеленого, черного цветов;

- разбавитель для красок;

- кисти разные по толщине и по форме;

- влажное полотенце или тряпочка.

Итак, начнем расписывать петушка!

Обожженную и остывшую фигурку нужно сначала побелить. Мне нравятся акриловые краски, они не стираются. Можно расписывать темперными или гуашевыми красками, последние менее светоустойчивы. Для побелки лучше использовать белила титановые, они плотно ложатся в отличие от цинковых (эти более прозрачны и фигурка будет не такая белая).

Берем среднего размера кисть круглую или плоскую, начинаем наносить краску на поверхность игрушки, хорошо размазывая, но в некоторых плохо доступных местах приходиться подкрашивать тонкой кистью.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 1

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 2

Можно начать расписывать с любой части. Я начну расписывать сначала крылья голубой краской. Кисть опять же можно взять плоскую или круглую средних размеров. Вот, что получается.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 3

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 4

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 5

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 6

Затем гребешок и бородку — алым.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 7

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 8

Перейдем к росписи хвоста. Такой желто-оранжевый цвет я получила путем смешения красок: в чисто желтый добавила немного оранжевой краски.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 9

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 10

Так рисуем с обеих сторон хвоста.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 11

Сразу красим клюв и на грудке круг в желтый цвет.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 12

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 13

Оранжевым рисую небольшие кружочки вокруг большого желтого круга, сохраняя между ними небольшое расстояние.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 14

Возвращаемся к хвосту и рисуем небольшие кружочки тем же голубым, что и крылья. С другой стороны аналогично.

Не забывайте тщательно мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 15

Затем оранжевым делаю маленькие точки на хвосте тонкой кистью вот так.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 16

И этим же цветом кружочки над крылом. Оранжевым цветом сразу рисую на другой стороне все то же самое.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 17

Теперь рисую сеточку алым цветом между крылом и кружочками самой тонкой кистью. Не забываем с другой стороны сделать такую же сеточку.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 18

Далее рисуем глаза петушку с двух сторон. Делаю небольшой желтый кружок.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 19

Потом черным цветом и самой тонкой кистью ставлю точку на желтом глазике и рисую верхнее веко,тут же черным — носик (кончик).

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 20

Теперь на клювике делаю вот такой перекрест и 2 точки спереди.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 21

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 22

Сразу черным цветом закончу рисунок над крылом и на грудке. Аналогично с другой стороны.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 23

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 24

Ставлю черную точку — тут будут сережки.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 25

И сами сережки — алым цветом.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 26

Опять возвращаюсь к хвосту и рисую волнистые линии алым на желтых полосках.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 27

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 28

Подрисовываем нижнее веко тоже алым с обеих сторон.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 29

Вот и петушок почти готов. Осталось раскрасить ступку.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 30

Для росписи ступки я использовала травяной цвет. Получила его, смешав ярко зеленую краску с желтой и каплей черного цвета.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 31

Любуемся! Но это еще не все.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 32

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки в виде маленьких квадратиков или ромбиков. Я использовала обычную золотистую фольгу, приклеив ее на бородку, грудку и крылья.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 33

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 34

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 35

Вот и готов наш петушок! Мне кажется, он получился немного хитрый.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 36
Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 37

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 38

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 39

В компании с другими петухами. Так и до петушиного боя не далеко!

Ничего. Мои не дерутся, они добрые и веселые!

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 40

Я указала время изготовления 7 дней, поясняю: сама лепка фигурки занимает у меня не много времени, потом постепенная сушка в естественных условиях 4-5 дней, затем обжиг в муфельной печи пол дня и на следующий день сама роспись. Если вы делаете обжиг в духовке или совсем его не делаете,то за 4-5 дней петух может быть уже готов.

Слепить и расписать такого петушка может не только взрослый, но и ребенок. Если вы попробовали это сделать сами или с ребенком, обязательно покажите, что получилось. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку справа Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, других новостях и мастер-классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.



Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.


Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.



2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.



3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.



4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.















13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.










20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.




21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.

Авторы: Даутова Карина, ученица 2 класса и Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: Мастер-класс рассчитан на детей и взрослых, всех тех, кто хочет сотворить чудо.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: изготовление и роспись дымковской барышни
Задачи:
- Прививать интерес к народному художественному творчеству
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета
- Доставить удовольствие себе и окружающим

-«Дымка», так ласково называют в народе дымковскую игрушку. Глядя на любую из них, с трудом сдерживаешь возглас восхищения! Дымковская барышня –символ материнства и плодородия. Каждый из узоров, используемые при её росписи имеет своё особое значение: кольцо –символ солнца, каравая хлеба, точки – звёзды, волнистые линии – символ воды, прямая линия – символ дороги. Узор кажется довольно простым. Но вы не сможете найти двух одинаковых игрушек, так как один и тот же узор никогда не повторяется. Существует одна тонкость при росписи барышни: в узоре на юбке, обязательно, используются цвета головного убораи жакета и ещё любые два цвета.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.



Для работы нам понадобятся инструменты и материалы:
-пластиковая бутылка
-ножницы
-гуашь
-пластилин
-кисти






5.Можно добавить дополнительные детали: оборки на юбку, фартук, ворот и т.д. Покрываем получившуюся барышню 2-3 слоями белил.












- Посмотрите на нашу красавицу. В ней столько доброты и веселья. Глядишь на неё и улыбаться хочется.
…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки,
Сотни лет…

Читайте также: