Известные мастерицы дымковской игрушки

Обновлено: 11.05.2024

В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.

Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.

«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска

История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.

По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».

Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.

Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла

В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.

Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.

Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.

На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?

Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.

Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.

От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?

Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.

Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.

С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.

И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.

Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.

Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.


Елизавета Александровна Кошкина родилась в слободе Дымково, Кировского района. Жили небогато, cемья рабочего типографии Александра Лазаревича Бугреева была многодетной.

У Елизаветы не было возможности учиться в школе и она стала обучаться лепке игрушек, имея возможность наблюдать работу соседки — Натальи Антоновны Никулиной.

Наталья Антоновна была на тот момент уже достаточно известной мастерицей, её работы участвовали в Казанской научно-промышленной выставке 1890 года.Вскоре, девочка показала успехи в лепке игрушек и стала работать на скупщика, помогая заработком семье.

В 18 лет Елизавета Бугреева вышла замуж за Федора Гавриловича Кошкина. Муж работал по гипсу и Елизавета Кошкина стала ему помогать. В Дымкове многие работали «по спросу» — то с гипсом, то с глиной, так и Лиза, работая по гипсу, не забывала игрушки.

Так случилось, что в 1917 году Елизавета Александровна овдовела и ей пришлось одной поднимать семерых детей. Все дети благополучно выросли, создали семьи и тогда, в начале 1930-х годов, Елизавета Александровна полностью вернулась к искусству дымковской игрушки.

Мастер дымковской игрушки

Известная мастерица Анна Афанасьевна Мезрина, которую почитают как мастера, буквально спасшего промысел, своей деятельностью вдохновила Елизавету Кошкину на то, чтобы вплотную заняться работой над дымковской игрушкой.

Анна Афанасьевна Мезрина и Алексей Иванович Деньшин считаются хранителями дымковского промысла. Благодаря Деньшину, работы Е.И. Кошкиной можно увидеть в Государственном Русском музее. Он возглавил цех по производству игрушек Именно Алексей Деньшин убедил известных Вятских мастериц Е. А. Кошкину и Е. И. Пенкину, работающих в то время над созданием гипсовых фигурок, обратиться к изготовлению дымковской игрушки.

Елизавета Александровна ярко проявила свой талант. Будучи уже в достаточно немолодом возрасте, она участвовала в выставках и фестивалях, а так же в оформлении зала Кировской области на Сельскохозяйственной выставке.

Особенности мастерства

В работах Елизаветы Александровны прослеживался свой, заметный почерк. По свидетельствам современников, она любила всё крупное, монументальное. Сама она говаривала — «А что ж, глина-то не купленная!»

Она очень любила создавать композиции по сказкам. Герои русских сказок получались выразительными и яркими, а главное узнаваемыми. Были в работах и темы русских песен.

Лепила она с необыкновенной лёгкостью и говорила, что может слепить более сотни разных игрушек, но очевидцы утверждают, что разнообразие намного больше.

Мастерица смело бралась за создание новых образов, старалась идти в ногу со временем. В работах появлялись образы окружающей жизни — свадьба, пляска, колхозный двор, чаепитие.

Рассказывают, что Е.А. Кошкина была человеком весёлым, приветливым, но вот делиться секретами мастерства не любила. Если кто заходил при её работе, она фигурку сразу накрывала, а то и вовсе могла смять.

Только под конец жизни она начала обучать мастерству. Среди учениц были Е. З. Кошкина, Е.И. Кос-Деньшина и дочь мастерицы З. Ф. Безденежных.

Достижения и награды

В 1939 году вместе с другими мастерицами она помогает блестяще оформить зал Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В 1943 году получает одну из первых премий на Всесоюзном конкурсе детской игрушки. Тогда же ее принимают в члены Союза советских художников.

В 1944 году Е. А. Кошкиной был присужден диплом Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР как мастеру народной дымковской игрушки. В 1945 году она награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В 1946 году Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР наградил ее дипломом «За многолетнюю работу в области народной глиняной игрушки и освоение новых образцов»

Отзывы

По совету А. Деньшина, Елизавета Александровна завела в мастерской тетрадочку. Вот лишь некоторые отзывы:

«Мы, работники Музея игрушки в Загорске, ежедневно наблюдаем, как посетители музея восхищаются красотой ваших игрушек».

«В нашей выставке «Русское искусство северных областей» в разделе соцстроительства будет уголок вашего творчества, и трудящиеся Ленинграда смогут увидеть эти радостные игрушки», — писали сотрудники Музея этнографии (1939).

«Елизавета Александровна! — писала сотрудница магазина художественных промыслов в Москве. — Очень большое внимание уделяет покупатель вашим игрушкам, любуется яркой росписью. Есть покупатели — набирают коллекции по 200—400—1 000 разной вашей дымковской народной игрушки» (1941).

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.


СМОТРЕТЬ ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ

Уникальный народный промысел,
пришедший к нам из глубины веков…

Отражает историю и самобытный характер жителей Вятки.

СМОТРЕТЬ ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ

Уникальный народный промысел, пришедший к нам из глубины веков…

Отражает историю и самобытный характер жителей Вятки.

Уникальный народный промысел,
пришедший к нам из глубины веков…

Отражает историю и самобытный характер жителей Вятки.


СМОТРЕТЬ ВЕСЬ
АССОРТИМЕНТ СМОТРЕТЬ ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ


ВЫБРАТЬ БАРЫНЮ

Рядом барышня – красотка подбоченившись стоит;
Фартук, юбка и кокошник: всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою, глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою и немедля в пляс пойдёт.


ВЫБРАТЬ БАРЫНЮ

Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.


Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.


ВЫБРАТЬ БАРЫНЮ ВЫБРАТЬ БАРЫНЮ


ВЫБРАТЬ ИНДЮКА

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!


ВЫБРАТЬ ИНДЮКА

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!


Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!


ВЫБРАТЬ ИНДЮКА ВЫБРАТЬ ИНДЮКА

3 марта 2011 года – дата открытия уникального музея г. Кирова «Дымковская игрушка: история и современность» в здании самого промысла, находящегося по адресу: г. Киров, ул. Свободы, д.67. С этого момента все желающие могут в его залах узнать традиции древнего вятского ремесла, познакомиться с творчеством отдельной мастерицы прошлого и настоящего, увидеть, как рождается знаменитая вятская дымковская глиняная игрушка в руках мастерицы.

Музей обладает большой интересной коллекцией дымковской игрушки (более 1000 экспонатов), одной из крупнейших в рамках нашего города, которая все время пополняется. Кроме того, музей собирает и хранит архивное (фотографии, документы, публикации) наследие промысла. Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла на протяжении ХХ века до сегодняшнего дня.

Здесь представлены работы прославленных старейших мастериц дымковской игрушки, таких, как З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, З.Ф. Безденежных, Л.Н. Никулина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина. Кроме того, в музее можно познакомиться с творчеством следующих нескольких поколений мастериц, пришедших в промысел, начиная с середины 1950-х до 1980-х годов.

Каждая современная мастерица, работающая в организации, имеет уникальную возможность сделать свою персональную выставку в стенах промысла в любой момент. Здесь работают временные выставки творческих работ современных мастериц, проходят мастер-классы, юбилейные встречи и круглые столы по проблемам жизни промысла. В музее можно заказать экскурсию, посмотреть фильмы разных лет по творчеству мастериц разных поколений.

Одной из важнейших частей экспозиции является большая настенная роспись известного вятского живописца, Народного художника России В.Г. Харлова, раскрывающая историю дымковского промысла, портреты известных мастериц и значение промысла в вятской культуре (1982).

Экспозиция постоянно обновляется с учетом памятных дат, юбилеев, как прошлого, так и современного дня. В целом, музей работает не только для жителей города Кирова и области, но и на престиж региона, принимая много численных туристов и гостей, раскрывая на высоком художественном уровне вятский бренд – дымковскую игрушку.

Музей находится в здании организации: Союз художников России – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка», расположенный по адресу: 610020, г. Киров, ул. Свободы, д.67, 4 этаж.

Музей работает как с одиночными посетителями, так и с организованными группами. По предварительной записи на экскурсии принимаем посетителей в праздничные и выходные дни.

Приглашаем вас окунуться в мир дымковской игрушки!

Читайте также: