К звуковысотным музыкальным игрушкам относятся

Обновлено: 04.05.2024

Автор:
Анна Шеховцова - педагог, методист.


Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.


Шумовые инструменты делятся на две группы:

1. Ударные звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры.

2. Ударно-шумовые инструменты без определенной звуковой высоты (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы и джингл-стики, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты и другие подобные инструменты).

Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.


Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:
• знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов
• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо).

dnt70_131213174758.jpg

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые и медленные движения. Меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев.

Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок, стать участником музыкального ансамбля или исполнителем театрализованного действия.

dnt70_131213175314.jpg

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

dnt70_131213190549.jpg

Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

dnt70_131213184015.jpg

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой-то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в разные стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами подыграть песне, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Или спойте песню "Петушок", передавая ритмический рисунок песенки, а в конце "пошуршите" маракасом, будто горошек рассыпался. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

dnt70_131213175527.jpg

Детский ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута кожаная мембрана, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки.

  • участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности,
  • сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски,
  • создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей.

Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 - 7 лет.


dnt70_131213190833.jpg

Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки.

На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.

dnt70_131217155932.jpg


dnt70_131217154637.jpg

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.

dnt70_131213180608.jpg

Самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки. Представляет собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами или другими твёрдыми мелкими предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. Применяется в инструментальных ансамблях, исполняющих народную музыку.

dnt70_131217155255.jpg

Формы работы с шумовыми инструментам

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.


2. Импровизация звуковых картин на заданную тему


3. Звуковая иллюстрация стихов


4. Сказки-шумелки

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах. С 4 – 5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом.
Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками (по БАРАБАНУ) или использовать МАРАКАСЫ


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или ТРЕУГОЛЬНИК)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
царапаем мембрану БАРАБАНА (или корпус)


А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)


И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

5. Упражнения на распознавание звучания инструментов

Запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик.

Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

1.Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

6. Шумовой ансамбль

Важнейшая особенность работы с детскими элементарными музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.
При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

Детские музыкальные инструменты. Виды и руководство по обучению.

В процессе игры в детском шумовом оркестре решаются следующие задачи:
формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.

7. Игра в ансамбле


Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:
• ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками
• аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий
• игру канонов
• исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)
• исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта)
Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.
Творческие упражнения, импровизация
Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными
заданиями:
• импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне
• импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника, полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)
• импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально – в ограниченном звукоряде)
• импровизация на основе заданной ритмической партитуры
• импровизация в заданном звукоряде (конкретные заданные звуки, пентатоника, хроматическая гамма)
• тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Виды и типы игрушек-инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды – неозвученные и озвученные [4].

Неозвученные инструменты предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Озвученные инструменты подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники;

- игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, - свирели, дудки, рожки;

- игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер;

- игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Музыкальные игрушки также можно разделить на:

- струнные: цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных; звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы);

- духовые: флейты, саксафоны, кларнеты, триолы, «мелодии»; звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки;

- клавишно-язычковые: баяны, аккордеоны, гармоники; звук возникает, когда нажимают клавишу;

- ударно-клавишные: игрушечные рояли, пианино; звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

- ударные: бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны; звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента [1].

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения.

Сложно переоценить значение музыкальных игрушек в жизни каждого ребенка. С их помощью можно развить не только обычные музыкальные навыки, но и такие личностные качества, как терпение, внимательность и усидчивость. Кроме того, музыкальные игрушки для детей используются во многих терапиях против заикания, речевого спотыкания и излишней нервозности ребенка.

Приобретая ребенку музыкальную игрушку, всегда стоит понимать ее особенности. Так, каждая из них поможет развить какие-то определённые качества или навыки (одни развивают моторику, другие – дыхание, третьи – музыкальные способности). Общее качество всех игрушек – они помогают завлечь ребенка в игру тогда, когда это нужно. Для удобства дальнейшей классификации очень условно разделим все музыкальные игрушки для детей на две большие группы: общеразвивающие игрушки и игрушки, развивающие конкретно музыкальный слух и музыкальные способности.

Общеразвивающие музыкальные игрушки

К таким игрушкам можно отнести фактически всё, что способно просто издавать звук. Задача, которая, как правило, ставится перед ними, – просто привлечь внимание ребенка и удержать его интерес на как можно более длительное время.

К таким игрушкам относятся:

  1. полностью упрощенные копии детских народных инструментов:
  • примитивные свистки,
  • трещотки,
  • погремушки.
  1. традиционные музыкальные шкатулки и шарманки;
  2. специальные самозвучащие механические устройства (например, имитаторы голосов животных и пения птиц, а также говорящая азбука с записанными песенками).

Конечно, даже погремушкой можно звенеть с определенным упорядоченным ритмом. Но сами по себе эти инструменты не провоцируют своими возможностями на рост интереса к обучению музыке. Также они или не способны изменять своего звучания (как полностью самозвучащие), или же ограничены в этом (например, свисток может издавать звук разной громкости и длительности, но только одной высоты и тембра).

Игрушки, развивающие музыкальные способности

Среди развивающих игрушек чаще всего встречаются упрощенные копии настоящих музыкальных инструментов. А так как фактически любой музыкальный инструмент можно представить в виде игрушки, то выбор среди них просто огромный.

Главное их достоинство в том, что если ребенок научится управлять извлекаемым звуком (выбирать определенные ноты звучания, громкость, порядок), то впоследствии он легче овладевает соответствующим музыкальным инструментом. Таким образом, такие игрушки можно рассматривать как подготовительную ступень в получении специального образования.

И если в интересах родителей как раз такая цель, то им следует внимательнее отнестись к выбору развивающих музыкальных игрушек. Самыми важными критериями при этом должны стать, конечно, личные предпочтения ребенка. Все музыкальные игрушки для детей развивают музыкальный слух, но одни из них больше влияют на развитие чувства ритма, а другие – мелодического слуха.

Развить у ребенка чувство ритма помогут занятия и игры с барабанами, кастаньетами, бубнами, маракасами, деревянными ложками и другими. Как правило, детям такие музыкальные ритмические игрушки очень нравятся еще и из-за простоты в обращении с ними.

А почти все мелодично звучащие детские игрушки можно отнести к развивающим звуковысотный слух. И это, как правило, всевозможные духовые и струнные инструменты. Но и здесь есть свои исключения. Например, тот же ксилофон, хоть и является ударным инструментом, благодаря своей мелодичности относится к данной группе игрушек.

Из всех музыкальных игрушек для детей хочется особенно выделить детские синтезаторы. Они привлекательны богатством своих возможностей. Во-первых, это множество разнообразных тембров и ритмов. Во-вторых, в память устройства обычно записаны несколько мелодий, привлекающих детское внимание – в большинстве случаев они очень нравятся ребятам, старающимся подобрать их по слуху. В-третьих, на этом инструменте доступна функция записи, баловство с записью собственной игры так же способно серьёзно увлечь ребёнка, побуждая его к новым музыкальным экспериментам.

Но независимо от своих особенностей абсолютно все музыкальные игрушки для детей приносят пользу и делают развитие ребенка более разносторонним и гармоничным. Важно только чтобы они просто были!

Автор – Марина Мизерак

Кстати, инструмент, изображённый на картинке, называется калимба – это один из древнейших музыкальных инструментов народов Африки, умиляющий своей простотой и мелодичностью. Послушать, как звучит калимба можно в этом видео – исполнятель сыграет на калимбе украинскую народную песню “Щедрик”. Красота!

можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые— баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают Клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те, игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.

Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.

Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра типа «горячо-холодно»).

Задачи обучения игре на детских музыкальных инструментах:

1. Формирование у детей потребности в инструментальном музицировании;

2. Развитие музыкальные способностей;

3.Развитие музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового, динамического;

4. Формирование чувства музыкальной формы;

5. Активизация музыкальной памяти, развитие творческого воображения.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами.

Наиболее распространённые из них:

1.Обучение в цветовой системе.

В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему эту ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным).

2. Обучение в цифровой системе

Подобный подход к игре сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой – 2.

3.Обучение детей по слуху

При обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху у ребёнка формируется звуковысотный слух, умение внимательно слушать музыку, выявлять направление мелодии ( поступенное вверх, поступенное вниз, затем - скачками и т.п.).

4.Обучение дошкольников игре по нотам. Используется после ознакомления детей с нотной системой в старшей группе.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

· 1 этап - ознакомление с приёмами звукоизвлечения на данном инструменте;

· 2 этап - разучивание мелодии, ритмического рисунка (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;

· 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Билет № 16

Музыкальные занятия как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

От форм организации зависит обучение и музыкальное развитие детей. так как каждая форма несёт свою нагрузку.

I. Главная и первая форма организации музыкальной деятельности - музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:

1. По составу и количеству детей:

- фронтальные - присутствует вся группа;

- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;

- объединённые - 2-3 группы.

Групповые занятия.Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.

Индивидуальные занятия.Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.

Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.

2. По видам и содержанию:

- доминантные: песенное, музыкально-ритмическое, слушание, инструментальное;

Типовое фронтальное занятие объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру.

Структура типового занятия:

2. Музыкально - ритмические движения в виде упражнений.

3. Слушание музыки.

4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

6. Музыкально-ритмические движения в виде танцев, хороводов.

7. Музыкальная игра.

8. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Доминантное занятие.

Доминантное занятие отличается от типового тем, что в нём преобладает какой-либо из видов детской музыкальной деятельности.

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

- Слушание вокальной музыки, песни.

- Пение - расширенный раздел.

- Детские музыкальные инструменты - попевки.

Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например,

для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П.Чайковского).

Доминантное занятие проходит через все виды деятельности, при этом один из видов деятельности может отсутствовать в зависимости от вида доминантного занятия.

Тематические занятия могут быть: собственно тематические ("Зима в лесу"), музыкально-тематические ("Шутка в музыке", "Творчество композитора"), сюжетные (всё занятие связано единым сюжетом).

Комплексные занятия. Цель: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.

В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел: развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д. Используются не только музыкальные виды деятельности.

Это занятие проводит воспитатель с участием музыкального руководителя.

II. Музыка в повседневной жизни детского сада.

1. Слушание в аудио записи, на прогулке.

2. Фон для игр, во время приёма, укладывания спать.

3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

4. Упражнения, игры, утренняя гимнастика.

5. Фоновая музыка на занятиях в группе.

III. Развлечения.

1. Тематические музыкальные вечера.

3. Все виды театров.

4. Игры-хороводы, забавы.

IV. Праздники.

Праздники:«Новый год», «8 марта», « Выпуск в школу». Сезонные праздники – развлечения: «Осень золотая», «Праздник урожая», «Весна – красна». Обрядовые :«Каляда», «Масленица», «Гуканне вясны».

Спортивные праздники, детские оперы и балеты по сказкам и др.

Билет 17

Особенности проведения занятий различных видов в разных возрастных группах ( лучше сконспекта. )

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности. В раннем и младшем дошкольном возрасте некоторые дети, по данным О.П. Радыновой, способны выполнять задания, объединившись в небольшие подгруппы, с остальными занятии проводятся индивидуально. Постепенно все дети начинают заниматься по подгруппам два раза в неделю. Продолжительность типовых занятий в младших группах 15 минут. В более старшем возрасте занятия по подгруппам могут быть доминантными или тематическими, их продолжительность в зависимости от возраста детей 10-20 минут. Проводятся они 1-3 раза в неделю. Доминантные занятия по подгруппам помогают выявить недостатки в музыкальном развитии у нескольких детей, облегчают дальнейшее совершенствование умений и способностей детей.

Индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают музыкальное способности. Занятия с отстающими позволяют найти причину задержки развития. Доминантные занятия с преобладанием этого вида деятельности помогут ребенку преодолеть трудности. По содержанию индивидуальные занятия бывают преимущественно доминантными. В младшем возрасте занятии по подгруппам приобретают более четкую структуру. Отдельные виды деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным.

Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия.

Характеристика видов музыкальных занятий

Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности, в которой осуществляется обучение детей, развитие их музыкальных способностей формируются основы музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активное взаимодействие педагога и детей.

Главная задачи, стоящие перед педагогом на музыкальном занятии - вызвать интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить чувства ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, приступить к формированию необходимых знаний, умений и навыков Готовит музыкальное занятие музыкальный руководитель, а проводится оно в содружестве музыкального руководителя и воспитателя.

При проведении типового музыкального занятия необходимо учитывать следующие правила:

1) Задания, требующие умственной активности – проводить в начале занятия;

2) Нельзя петь после музыкально-ритмических движений, особенно активных.

3) Использовать задания, требующие физической активности лучше в конце занятия;

4) Следить, чтобы чередовалась музыка различного характера.

Доминантное занятие обычно включает в себя один из видов детской музыкальной деятельности. Для этого вида занятий характерно:

1) доминирование определенного вида деятельности (остальные — вспомогательные) для овладения именно этим видом деятельности.

2) доминирование заданий на развитие какой-либо музыкальной способности (ликвидация отставания или работа с одаренными детьми)

Тематическое занятие раскрывает определенную тему. Это может быть:

1) собственно тематическое занятие (если тема взята из жизни и связана с музыкой — праздничная дата, картины природы, времена года);

2) музыкально-тематическое (тема связана с музыкой как видом искусства, с раскрытием возможностей музыкального языка).

Комплексное занятие освещает специфику различных видов искусств. Главное при проведении такого вида занятий - не формально чередовать виды деятельности, а демонстрировать дошкольникам как различные искусства выражают схожие или контрастные мысли, идеи, образы.

По количеству детей-участников занятия делятся на индивидуальные, занятия по подгруппам, фронтальные, объединенные. Вне зависимости от вида занятия и количества детей-участников, оно должно организовываться преимущественно в игровой форме, с использованием сюжета.

Читайте также: