Кабалевский марш игрушечные солдатики

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Марш дерев.ppt

МАРШ - музыкальная композиция с четким ритмом. В переводе с французского -.


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Музыкальная терапия при нарушении сенсорной интеграции»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МАРШ - музыкальная композиция с четким ритмом. В переводе с французского -.

МАРШ - музыкальная композиция с четким ритмом.
В переводе с французского - ХОДЬБА, ШЕСТВИЕ!

Какие бывают марши?

Какие бывают марши?



«Марш деревянных солдатиков»«Марш деревянных солдатиков»

«Марш деревянных солдатиков»
«Марш деревянных солдатиков»




ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК – КОНЧИЛСЯ УРОК! До свидания!

ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК – КОНЧИЛСЯ УРОК!
До свидания!

Выбранный для просмотра документ Марш деревянных солдатиков.docx

Тема: «Марш деревянных солдатиков».

Планируемые образовательные результаты

  • расскажут о маршах, изученных на прошлом занятии ;
  • узнают, как правильно играть на барабане;
  • познакомятся с творчеством композитора П. И. Чайковского ;
  • определят на слух, какой звучит марш на этом уроке;

Метапредметные

Познавательные:

  • находить в учебнике достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
  • анализировать ,в т.ч. выделять главное, обобщать;
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

  • Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста);
  • Выделять в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
  • Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
  • Создавать устные тексты для решения разных задач общения – с помощью учителя и самостоятельно;
  • Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
  • Разрешать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого .

Личностные:

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Оборудование: usb с материалами к уроку, ноутбук, мультимедийный проектор, синтезатор, музыкальные инструменты.

Используемые ЭОР:

Презентация урока по теме : «Марш деревянных солдатиков»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Вид урока: урок – беседа на основе системно – деятельностного подхода.

Учитель музыки Стойкова Рада Тодорова

Разработка урока музыки в 1 классе

1. Проверка готовности к работе.

2. Психологический настрой класса на работу.

3. Музыкальное приветствие.

4. Повторение пройденного материала (вспомнить, с какими маршами мы уже познакомились) .

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с таким музыкальным жанром, как марш. Давайте еще раз вспомним, что такое марш? (СЛАЙД 1). Мы с вами знаем, что на свете существует много разных маршей – громких и тихих, веселых и печальных. Напомните мне пожалуйста, с какими маршами мы уже познакомились?

Дети: военный, спортивный, цирковой, свадебный. (СЛАЙД 2).

Учитель: Скажите, а что удобно делать под звучание марша?

Дети: Маршировать, шагать.

Учитель: Подумайте и ответьте на мой вопрос : какой музыкальный инструмент лучше всего подходит к звучанию марша? Чтобы помочь вам, я загадаю загадку.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.

Дети: (Барабан).

Учитель: Верно. Оказывается, на свете существует множество самых разных барабанов – больших и маленьких, с высокими и низкими голосами. Играют на барабане с помощью специальных палочек. Посмотрите на экран, и вы сами увидите, какие бывают барабаны. (СЛАЙД 3)

Учитель: Сегодня на уроке мы услышим ещё один марш, но прежде, давайте узнаем, кто же написал эту прекрасную музыку. Посмотрите на экран. Узнаёте ли вы этого человека ? (СЛАЙД 4). Это великий русский композитор – Петр Ильич Чайковский, который сочинил много замечательной музыки, которую исполняют и любят во всём мире. И мы конечно неоднократно будем встречаться с его сочинениями. А сегодня на уроке мы познакомимся поближе с произведением этого композитора, которое называется «Марш деревянных солдатиков». (СЛАЙД 5). Прослушайте пожалуйста это произведение и попробуйте определить, какой звучит марш: военный, спортивный или игрушечный? (СЛАЙД 6).

Дети: игрушечный.

Учитель: Молодцы, ребята, правильно - это игрушечный марш. Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Послушайте стихи, которые подходят по смыслу к этому маршу.(СЛАЙД 7).

Раз – два! Аты – баты! Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

Вот какие события могут происходить в сказочной кукольной стране, где живут деревянные солдатики. Скажите ,ребята , а каким музыкальным инструментом можно дополнить исполнение «Марша деревянных солдатиков»?

Дети: Треугольником, барабаном.

Учитель: Конечно, это барабан, о котором мы уже с вами сегодня говорили. У меня есть три барабана. Посмотрите, как играют на этих инструментах. Повторяйте мои движения (показываются приёмы игры на барабане). Я беру в руки деревянные палочки - вообразите, что и вы тоже берёте в руки такие же палочки. Их надо брать не кулачками , а пальчиками. И теперь все вместе ритмично поочередно поднимаем то одну руку с палочкой, то другую, словно каждый из вас играет на своем барабане. Молодцы! А теперь, давайте попробуем повторить эти же движения со стихами, которые вы только что услышали.

Раз – два! Аты – баты! Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

Очень хорошо! Ну а сейчас, я попрошу вас встать со своих мест, и промаршировать под звучание «Марша деревянных солдатиков». Но мне нужны помощники. Кто хочет попробовать поиграть на барабане? (три человека подыгрывают на барабанах, остальные ребята имитируют движение «рук барабанщиков», при этом стараясь четко маршировать под музыку) (СЛАЙД 8).

Учитель: Молодцы! Садитесь.Сегодня на уроке мы с вами вспомнили ,что марши бывают военные, спортивные, свадебные, цирковые. Познакомились с игрушечным маршем, музыку к которому написал русский композитор П. И. Чайковский и называется он «Марш деревянных солдатиков». Мы маршировали и играли на барабане под звучание этого произведения, но ,оказывается, ребята, этот марш можно еще исполнить как песню. Послушайте пожалуйста, как звучит эта песня (учитель исполняет песню).

Слова И.А. Агаповой).

Раз-два! Аты-баты!

Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке,

Но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

Пять-шесть! Аты-баты!

Выполнить команду,

Чтоб из кухни выгнать нам кота!

Брысь, кот! С нами ружья,

Воровать не нужно.

Будь, кот, честным, сдружимся тогда.

Раз-два! Аты-баты!

Весело солдаты

По ковру вдоль комнаты идут!

Пусть живут в коробке,

Но ни не робки.

Службу четно здесь они несут.

Учитель: Ребята, давайте выучим эту песню.(изучение и исполнение песни)

иллюстрация —паровозик, машинист, пассажиры; портрет композитора.

Х о д з а н ят и я .

1. Музыкально-ритмические движения .

На вступление «Походного марша» Д.Б.Кабалевского дети стоят на месте. Ходьбу начинают сразу после вступления. Двигаются бодро, энергично работая руками, соблюдая дистанцию. Педагог обращает внимание на осанку: плечи развёрнуты, грудь чуть вперёд. На заключительную часть останавливаются.

2. Разучивание попевки «Здравствуйте».

– Вспомните мелодию попевки, с которой вы познакомились на предыдущем занятии, и чётко проговорите слова. Определите хлопками количество звуков в слове «здравствуйте».

Дети определяют два коротких звука (находящихся на одной высоте) и один долгий (находящийся чуть ниже двух предыдущих звуков). При помощи длинных и коротких палочек(полосок) выкладывают ритмический рисунок. Слушают попевку в исполнении педагога.

3. Пение . Музыкальный руководитель показывает картинку.

- Ребята, что вы видите на картинке?

(На картинке мы видим паровозик. В нём машинист – собачка. Она везёт пассажиров: разных зверюшек.)

- Как вы думаете, куда едут звери?

(Наверное, они едут на прогулку или в гости, а, может, отправились в путешествие).

- Вы почти угадали. Послушайте песенку, которая так и называется «Паровоз».

- Куда отправились зверята? (В гости.)

- Проверим вашу внимательность. Сколько у паровоза колёс? А труб?

(Две трубы и сто колёс.) Кто был машинистом? (Рыжий пёс.)

- Молодцы. Вы почти выучили первый куплет. Давайте ещё раз повторим, а потом споём под музыку.

Дети повторяют слова. Педагог обращает внимание на отчётливое произношение гласных на конце слов, а также на паузу в конце каждой фразы.

Дети разучивают второй куплет.

4. Слушание музыки. Д.Б.Кабалевский «Походный марш».

Дети слушают пьесу, состоящую из трёх маршей: «Пионеры» (под эту музыку они заходили в зал), «Физкультурники», «Игрушечные солдатики».

- Вы прослушали три пьесы композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Что вы можете сказать о прослушанной вами музыке? (Первая пьеса нам знакома. Это марш, под который мы входили в зал на занятие.)

- Первый марш называется «Пионеры». Вам известно, кто такие пионеры?

Муз.рук. объясняет значение этого слова, т.к. скорее всего, дети не смогут ответить на данный вопрос.

- Когда ваши родители были детьми, во всех школах существовали детские организации. Одна из них называлась пионерской. В четвертом классе каждый ребёнок, если он хорошо учился и примерно себя вел, удостаивался чести быть принятым в пионерскую организацию. В торжественной обстановке его принимали в ряды юных пионеров. Но вначале он, ученик, давал обещание быть достойным звания пионера. И тогда в торжественной обстановке ему повязывался красный галстук.

- Второй марш называется «Физкультурники». Что такое физкультура, ребята? (Это занятия спортом.) Не совсем так. Физкультурой занимаются не только спортсмены, но и люди, далёкие от спорта. Не обязательно заниматься определённым видом спорта. Если ты по утрам делаешь зарядку, бегаешь трусцой, катаешься на коньках, лыжах, умеешь делать «мостик», «берёзку» или другие упражнения, то ты самый настоящий физкультурник. А вот спортсменом называют человека, который профессионально занимается спортом. Например, очень долго учится играть в хоккей, участвует в разных соревнованиях, потом становится отличным хоккеистом, настоящим спортсменом.

- Но вернёмся к музыке Д. Кабалевского. Третий марш называется «Игрушечные солдатики».

- Прослушайте ещё раз все три марша. Что в них общего? В чём отличие?

(Они все являются маршами, т.е.одинаковая жанровая принадлежность, схожи в ритме, интонации, написаны одним автором. Отличаются характером, содержанием музыки, динамикой. Первый марш звучит бодро, энергично; второй – мужественно, немного тяжеловесно; третий – легко).

Педагог показывает портреты композиторов.(дети должны узнать автора)

- Кто является автором пьесы «Походный марш»? Назовите его имя и фамилию. На следующем занятии мы продолжим с вами беседу о творчестве композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. А сейчас пора поиграть.

5. Подвижная игра «Весёлая карусель».

Музыкальный руководитель рассказывает детям, почему игра называется «Весёлая карусель», объясняет правила.

По кругу, вплотную друг к другу, расставлены стулья. Игроков должно быть на одного больше, чем стульев. Дети становятся по кругу возле стульев. С началом музыки начинают движение (бегут по кругу). С окончанием музыки должны быстро занять находящийся рядом с ними стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры. Один стул убирается, другие сдвигаются вплотную.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и объявляется победителем игры.

6. Заключительная часть.

Разучивание попевки «До свидания».

- Попевкой-прощанием «До свидания» мы будем заканчивать каждое занятие.

- А сейчас давайте вспомним чем мы занимались на занятии? (Дети отвечают).

Занятие может быть полезным музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений, учителям музыки в начальной школе.

ВложениеРазмер
3_kita._marsh-20g.docx 180.69 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ «СОШ №1 г. Харабали им. М. А. Орлова» АО

«ЦДТ им. Г. И. Чикризовой»

Занятия-путешествия по музыке

в группе детей раннего развития «Лучик»

в возрасте 6 лет

«Три кита в музыке. Марш».

Подготовила и провела:

Педагог дополнительного образования

Симдяшкина Елена Васильевна

Конспект занятия- путешествия по музыке

в группе детей раннего развития «Лучик»

в возрасте 6 лет

«Три кита в музыке. Марш.»

Цель : познакомить детей с одним из музыкальных жанров – маршем.

- расширять у детей представление о жанрах музыки;

- учить различать музыкальные жанры;

- соотносить свои жизненные впечатления с художественными образами музыкальных произведений;

- прививать интерес и любовь к музыкальному искусству.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма работы: групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, презентация, шумовые ударные музыкальные инструменты, стульчики по количеству детей.

Музыкальный материал: песня Н. Тананко «Три кита», «Встречный марш» С. Чернецкого, «Футбольный марш» М. Блантера, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Игрушечные солдатики» Д. Кабалевского, «Свадебный день в Трольхаугене» Э. Грига.

I. Организационная часть.

Девочки делают реверанс, мальчики поклон головой.

Педагог. Садитесь, пожалуйста! Начинаем наше занятие по музыке. Сегодня к нам пришли гости, чтобы узнать, как и чем мы занимаемся.

II. Объяснение новой темы. Сегодня мы познакомимся с тремя китами в музыке. В древние времена люди считали, что Земля держится на трёх больших китах, окружёнными океаном.

(Презентация. Слайд №2).

Подобно тому, как фундамент связывает дом с землёй, на которой он стоит, марш, танец и песня, как фундамент, держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан.

Вся музыка – волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

Вот Марш , он величав и строен,

Из громких звуков он построен.

А если кто к искусству глух, -

Наверняка, захватит дух.

И королевство Танца есть,

Людей весёлых там не счесть.

Весь день резвятся и кружатся

И лишь под утро спать ложатся.

А в королевстве третьем – Песня.

И грусть, и радость жили вместе.

Когда они в одно слились,

По миру песни разнеслись.

Поют их взрослые и дети,

Все люди, что живут на свете.

Вся музыка – волшебная страна.

А без неё и жизнь скучна.

В трёх королевствах побываем

И многое мы там узнаем.

Песня Н. Тананко «Три кита»

Ребята, сегодня мы с вами побываем в первом королевстве – королевстве Маршей.

1. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства – замечательной доброй феи. В званом королевстве нас уже ждут. Вы слышите звуки марша? Трубы трубят, фанфары звучат, слышна барабанная дробь. Льётся торжественная, величавая музыка марша.

Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого

Посмотрите, фея вышла на балкон. Она встречает нас.

А как называется марш, который прозвучал? Ведь мы гости. Во время церемоний и приёма гостей исполняется марш, который называется «Встречный».

Перед дворцом – большая площадь. И важный генерал выстроил своё войско для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Их тяжёлые сапоги ударяют о землю, сливаясь с чётким звучанием музыки марша.

Ребята, это был военный марш. Давайте помаршируем под звуки марша! Исполнители-музыканты, возьмите ударные музыкальные инструменты, а ребята-солдаты изобразят ходьбу солдатиков.

(Играют и маршируют).

Вы, наверное, поняли, ребята, как важна музыка марша для военных. Под его чёткую размеренную музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. В этом марше звучит боевой дух солдат, их мужество и героизм.

Слово передать не в силах

Марша героизм и дух.

Просто кровь застынет в жилах,

Поразит ваш тонкий слух

Этих строгих нот слиянье,

Мужество солдат в звучанье,

Неотступность и борьба,

Зов к победе и стрельба.

2. В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем королевстве он тоже есть. Каждое утро футбольная команда королевства выходит на тренировку под звуки марша. А как называется этот марш?

Звучит «Футбольный марш» М. Блантера

Правильно. Этот марш называется спортивный. Он звучит бодро и настраивает игроков н победу.

В спортивной жизни всё в движенье –

Большое мощное сраженье.

Марш вхож в любое состязанье,

Ведь в нём есть дух соревнованья.

Победы без него не будет.

Спортивный марш так любят люди!

Ребята, а спортивный марш легче по звучанию, чем военный? Конечно же, он легче и звонче, и более подвижен.

3. Ну, а теперь пройдём в сам дворец. Неужели во дворце не найдётся марша для детей? Ведь здесь живут не только солдаты, спортсмены и добрая фея, но и дети, которые тоже любят маршировать. Каким же должен быть детский марш? Тяжёлым, лёгким?

Дети: «Лёгким, звонким, весёлым».

Дети маршируют под «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Педагог. А когда в королевстве наступает ночь, всё стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.

Если ночью вдруг услышишь осторожные шаги,

Знай: игрушки вновь проснулись - ты на шум скорей беги!

Ты увидишь марш игрушек, всех – от зайцев до солдат,

И услышишь залпы пушек.

Не проспи, мой младший брат!

«Игрушечные солдатики». Д. Кабалевский.

Звуки игрушечного марша ещё легче, тоньше, на высоких звуках, но при этом даже игрушечные солдаты идут ровно, сохраняя строевой шаг.

4. Ребята, а утром у феи один из чудесных дней её жизни. У неё состоится торжественное бракосочетание с прекрасным принцем.

И марш, под который они войдут в дом, будет называться свадебным.

Здесь марш торжественно играет.

Сегодня ни печаль, ни тень

Счастливых лиц не омрачает.

В душе сей марш рождает радость,

Одобрил он любовь и младость.

И чувства нежные сердец – соединенье двух колец.

«Свадебный день в Трольхаугене». Э. Григ.

Музыка создаёт приподнятое настроение, ощущение радости, праздника, выражает человеческие чувства и мысли.

В основе пьесы лежит движение марша, торжественного

шествия. Музыка создаёт приподнятое настроение, ощущение радости, праздника.

Слушая начало первой части, легко можно представить себе, как приглашённые гости пришли поздравить молодожёнов и подарить им подарки.

III. Итог занятия.

Дети делают вывод: «Побывав в королевстве маршей, мы услышали, какие они могут быть разные, но у них есть общее. Маршируя чётко, ровно, никто не собьётся в строю.

Цель: - формирование музыкальной культуры школьников на основе знакомства с классической музыкой П. И. Чайковского.

-воспитание интереса и любви к музыке, музыкальной деятельности;

- познакомить детей с произведением П. И. Чайковского пьеса из "Детского альбома «Марш деревянных солдатиков» .

  • Развивающие : развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, воображения, музыкальных и творческих способностей детей.
  • Обучающие : дать знания о композиторе П. И. Чайковском, о сюжете; формировать умение слушать музыку, умение размышлять о ней, умение выделять средства музыкальной выразительности
  • Воспитательные : воспитывать духовно - нравственные качества, эстетический вкус.
  • Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
  • Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
  • Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
  • Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
  • Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;
  • Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Длительность урока: 45 минут

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, красные и зеленые карточки, портрет И.П.Чайковского. Картинка «Детского Альбома».

У: - Здравствуйте, дети, меня зовут Алина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок музыки!

У: - Чтобы определить то, о чем мы с вами будем говорить на уроке, я предлагаю вам посмотреть на доску и отгадать загадку. Вы можете посоветоваться с партнером и по поднятой руке высказать ваши предположения. (слайд 1) что же зашифровано в загадке?

Они в коробочке лежат,

Но, если их достать,

Построятся — за рядом ряд

И каждый с новеньким ружьем,

Похожи, словно братики!

Скажите, как же их зовут? ( деревянные солдатики )

О: -“ деревянные солдатики”

У: - правильно, мы сегодня с вами поговорим об пьесе « Марш деревянных солдатиков » - эта фортепианное произведение, является миниатюрой не только высокой художественной, но и педагогической ценности.

У: посмотрите на доску и ответьте, кто написал эту пьесу? (слайд2)

О: - Петр Ильич Чайковский, композитор

У: - Правильно эту пьесу написал Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано и органе. В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Нужно заметить, что Чайковский не сразу стал композитором, сначала он работал в министерстве юстиции и только в 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции.

У: - Кого же называют композитором?

О: - Человека, который сочиняет музыку.

У: - правильно, композитор - это автор музыкальных произведений, человек пишущий музыку.

У: - А кто знает, что такое пьеса?

О: — это небольшое музыкальное произведение

У: - правильно, пьеса - это законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера.

У: как думаете для кого П.И Чайковский написал это произведение?

У: - Да, правильно. к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их. Каждый раз, когда Пётр Ильич приходил к ним в гости, он видел, как трудно им дается изучение обычных произведений. Чтобы детям было легче и интереснее учиться игре на фортепьяно, Пётр Ильич сочинил целый “Детский альбом”, в который входили такие пьесы как: “Новая кукла”, “Зимнее утро”, “Песня жаворонка”, “Марш деревянных солдатиков” и многие другие. Все эти пьесы написаны для одного музыкального инструмента - фортепьяно.

У: - Сегодня мы с вами послушаем пьесу “ Марш деревянных солдатиков ”

У: - Кто знает, что такое марш?

О: - Марш - это музыкальный жанр

У : - правильно, марш-это музыкальный жанр, с четким ритмом, соответствующим темпу шага. В переводе с французского марш - ходьба, шествие.

У: - Какие вы знаете марши?

О: - военный, цирковой, спортивный.

У: - Хорошо. Прослушайте произведение “Марш деревянных солдатиков” и какой инструмент вы слышите?

Слушание произведения “ Марш деревянных солдатиков”

У: - правильно, из скольких частей состоит произведение?

У: - Правильно. А какая мелодия у произведения быстрая и энергичная или медленная и плавная?

О: - Быстрая и энергичная

У: - ответьте мне, мажорный лад это какой?

У: -Правильно, а минорный это какой?

О: - это грустный

У: - молодцы, все правильно, а для того, чтобы лучше помнить, давайте прочитаем стишок

Лад Мажор был добр и весел:

Балагурил и шутил,

Красил дом свой ярким цветом,

С ясным солнышком дружил.

Лад Минор куда спокойней:

Любит размышлять в тени.

Иногда он смотрит строго,

Иногда всерьез грустит.

У: - Мы вспомнили, какой бывает лад, а теперь скажите, какой лад у этой пьесы мажорный или минорный

У: - правильно, молодцы. Ответьте, какой у него ритм ровный или пунктирный (острый)

У: - правильно, а вы знаете, что такое регистр?

О: - регистр - это высота звучания.

У: - Правильно, он бывает высоким, средним и низким. А сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру. Я включу произведение заново, если вы будете слышать высокий регистр , то поднимайте зелёный карандашик, если средний, то вы поднимаете синий карандашик, а если низкий, то поднимайте красный карандашик.

О: дети прослушивают произведение и поднимают карандашики в соответствии с высотой звучания, которую они слышат.

У: молодцы, все справились!

У: - А теперь давайте закрепим пройденный материал и ответим на вопросы ( слайд 10)

1. Для какого инструмента написано это произведение? ( Фортепиано )

  • Пианино
  • Скрипка
  • Фортепиано
  • Барабаны

2. Кто написал пьесу “Марш деревянных солдатиков” ( И.П. Чайковский )

  • М.И. Глинка
  • М.П. Мусоргский
  • И.П. Чайковский
  • Н.А. Римский-Корсаков

3. кто такой композитор? ( тот, кто пишет музыку )

  • Тот, кто пишет картины
  • Тот, кто пишет стихи
  • Тот, кто пишет музыку

4. как слово марш переводится с французского? ( ходьба )

5. Сколько частей в “Марше деревянных солдатиков” ( три )

6. О н звучит как любой настоящий марш ( четко )

7. Какой лад у пьесы «Марш деревянных солдатиков»( мажорный )

8. “ Марш деревянных солдатиков” - это марш ( игрушек )

У: - вы все большие молодцы, хорошо поработали на уроке. Если вы считаете, что со всем сегодня справились, и вам было интересно- поднимите зеленую карточку вверх. Если же вы считаете, что урок был скучным или, вы что-то не поняли- поднимите красную карточку вверх. На этом все, всем спасибо за урок, до свиданья.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

(старше - подготовительная группа, сентябрь – ноябрь )

НОД № 1 (5 сентября 2016г);

Цели : учить различать жанровую принадлежность музыки и характер произведения, определять вступление, заключительную часть; познакомить с приветственной попевкой «Здравствуйте».

Атрибуты, оборудование, репертуар: картинки с изображениями животных; предметы – горн, барабан, скакалка, кукла, дудочка, осенние листья; игры «Эхо», «Музыкальные матрешки», «Повторялка», «Что за песенка», «Знакомые предметы»; пьеса Д. Кабалевского «Марш»,

Ход занятия

Дети в колонне по одному заходят в зал и двигаются в соответствии с характером музыки, останавливаются на ее окончание.

– Ребята, как называется музыка, под которую вы вошли? (Это марш.) Почему вы так решили? (Под эту музыку удобно двигаться, маршировать.) Я буду называть слова. Отметьте хлопком в ладоши те слова-определения, которые, по вашему мнению, характеризуют данную музыку: спокойный, энергичный; бодрый; веселый; печальный, жизнерадостный, грустный; вялый.

Звучал марш. Написал музыку композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (показывает портрет). В прошлом году мы знакомились с его творчеством. Продолжим это знакомство. Прослушайте еще раз «Марш» Д. Кабалевского, определите хлопком в ладоши изменения в музыке. (Дети отмечают три изменения.) Были ли повторения в музыке? Эти повторения похожи между собой или нет? (У начала и окончания музыки одинаковый ритмический рисунок, но разный регистр. Дети определяют вступление и заключительную часть марша; имитацию игры на горне. Педагог показывает картинку с изображением мальчика с горном, рассказывает о назначении этого музыкального инструмента.)

2. Ознакомление с попевкой «Здравствуйте».

– Ребята, у меня для вас письмо. Не догадываетесь, от кого? Давайте я зачитаю обратный адрес, и вы сразу вспомните. Вот: «Деревня “Ромашкино”». Птичий двор. Вспомнили? * Вот что пишут ваши друзья Петя и Мурка: «Дорогие маленькие друзья! Спешим вам сообщить, что у нас все хорошо, даже очень. Сметанка вкусная, молочко жирное, с мышками в догонялки играем». Ну, это понятное дело. Мурке в деревне – полное раздолье. Так, читаем дальше: «Голосок мой окреп, перышки подросли. Меня выбрали самым главным на птичьем дворе». Это уже Петя про себя пишет. «Забот много. Вы там, ребятки, без нас не скучайте. Мы к вам обязательно приедем. До скорой встречи. Ваши Мурена и Петя. Пока». Ой, ребята, тут еще фотографии в конверте. (Показывает картинки с изображением кошки Мурки, вокруг которой мыши водят хоровод, и важного петуха Пети на фоне птичьего двора и его многочисленных обитателей.)

Будем ждать возвращения наших друзей. Постараемся с вами хорошо подготовиться и показать им замечательный концерт. А сейчас познакомимся с новым музыкальным приветствием, с которого будет начинаться каждое наше занятие.

Напевает попевку «Здравствуйте!». Дети определяют радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку.


3. Музыкально-игровое творчество.

Ритмическая игра «Эхо»: дети вслед за педагогом, который стучит карандашом по поверхности стола, хлопками в ладоши должны правильно повторить различный ритм.

Слуховая игра «Музыкальные матрешки»: педагог нажимает на клавиши фортепиано; перед детьми нарисованные и вырезанные из бумаги фигурки матрешек. Сколько звуков они услышат, столько должны поднять картинок. Если педагог извлекает из инструмента один звук – дети поднимают одну матрешку; два звука – две матрешки; три звука – три матрешки.

Интонационная игра «Повторялки»: педагог играет на фортепиано определенные звуковые обороты (в диапазоне «ре–си» первой октавы). Дети, внимательно прослушав, повторяют голосом, пропевая на любом слоге, например на «ля».

Дидактическая игра «Что это за песенка?»: по графическому изображению ритмического рисунка дети должны угадать знакомую попевку, определить, какими звуками записан ритм (долгими – короткими). Проигрывают попевку на любом музыкальном инструменте (металлофоне, барабане и др.) или просто прохлопывают. В качестве подсказки рядом с ритмом изображается рисунок. Например, нарисованный петушок поможет им вспомнить попевку «Петушок», дети на качелях – попевку «Качели» и т. п.

ПЕТУШОК
(русская народная песня)


Перед выполнением задания педагог напоминает, как расшифровывается графическое изображение ритма: короткая (маленькая) палочка – короткий звук, длинная (большая) палочка – долгий звук.

4. Повторение песенного и музыкального репертуара в игре «Знакомые предметы».

Перед детьми на столе лежат предметы, которые помогут вспомнить знакомые песню или музыку. Например, барабан напомнит песню «Барабан» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой); скакалка – музыку А. Хачатуряна «Скакалка»; кукла – музыку П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»; дудочка – песню «Веселая дудочка» (сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева); осенние листья – песню «Осенний лист» (сл. И. Токмаковой, муз. Ю. Слонова) и др.

Педагог проигрывает угаданную музыку, напоминает мелодию песни, которую дети потом исполняют, напоминает об авторах произведения.

5. Заключительная часть занятия.

– Чем занимались на занятии? (Познакомились с «Маршем» Д. Кабалевского (еще раз для лучшего запоминания проговаривают имя и фамилию композитора), а также узнали о новом музыкальном инструменте – горне; играли в разные игры (перечисляют); познакомились с новой попевкой (называют попевку); вспомнили знакомые песни и музыку (перечисляют названия).

– Как графически изображается ритмический рисунок произведения? (Короткая палочка – короткий звук, длинная палочка – долгий звук.)

Педагог прощается с детьми. Под знакомый марш они выходят из зала.

картинка - матрёшка 1
картинка - матрёшка 1

картинка - кошка вокруг мыши
картинка - мальчик играет на горне

картинка - петух на птичьем дворе

Письмо Пети и Мурки :

«Дорогие маленькие друзья! Спешим вам сообщить, что у нас все хорошо, даже очень. Сметанка вкусная, молочко жирное, с мышками в догонялки играем. Голосок мой окреп, перышки подросли. Меня выбрали самым главным на птичьем дворе. Забот много. Вы там, ребятки, без нас не скучайте. Мы к вам обязательно приедем. До скорой встречи.

Ваши Мурена и Петя. Пока».

НОД № 2 (7 сентября 2016г);

Цели : познакомить с музыкальным приветствием; учить ориентироваться в музыке: шагать в соответствии с характером марша – бодро и ритмично, начинать ходьбу после вступления, заканчивать вместе с музыкой, графически изображать ритм; познакомить с новой песней.

Атрибуты, оборудование, репертуар: песня «Паровоз» (сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнестакса); пьеса Д. Кабалевского «Походный марш»; народная плясовая мелодия; игра «Веселая карусель»; иллюстрация «Паровозик, машинист, пассажиры»; портрет композитора.

Ход занятия

1. Выполнение музыкально-ритмических движений.

Звучит вступление марша Д. Кабалевского. Дети стоят на месте. Начинают ходьбу сразу, как зазвучит музыка. Двигаются бодро, энергично размахивая руками, соблюдая дистанцию. Педагог обращает внимание на осанку: плечи развернуты, грудь чуть вперед. На заключительную часть останавливаются.

2. Разучивание попевки «Здравствуйте».

– Вспомните мелодию попевки, с которой вы познакомились на предыдущем занятии, и четко проговорите слова. Определите хлопками количество звуков в слове «здравствуйте».

Дети определяют два коротких звука (находящихся на одной высоте) и один долгий (находящийся чуть ниже двух предыдущих звуков). При помощи длинных и коротких палочек выкладывают ритм. Слушают попевку педагога.

Музыкальный руководитель показывает картинку.

– Ребята, что вы видите на картинке? (На картинке мы видим паровозик. В нем машинист – собачка. Она везет пассажиров: разных зверюшек.) Как вы думаете, куда едут звери? (Наверное, они едут на прогулку или в гости, а может, отправились в путешествие.)

– Вы почти угадали. Послушайте песенку, которая так и называется «Паровоз».

– Куда отправились зверята? (В гости.)

– Проверим вашу внимательность. Сколько у паровозика колес? А труб? (Две трубы и сто колес.) Кто был машинистом? (Рыжий пес.)

– Молодцы. Первый куплет песенки вы почти выучили. Давайте еще раз повторим, а потом споем под музыку.

Едет, едет паровоз, Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес. Чух, чух, чух, пыхтит наш пес.

Две трубы, сто колес, Пятьдесят поросят

Машинистом рыжий пес. На подножках висят.

Мы к соседям в гости едем, Зайке страшно, еле дышит,

Едем к тиграм и медведям. Зайцем едет он на крыше.

Ожидайте в гости нас, Потерял он свой билет,

Мы приедем ровно в час. А на новый денег нет.


Педагог обращает внимание на отчетливое произношение гласных на конце слов, а также на паузу в конце каждой фразы. Дети разучивают второй куплет.

4. Слушание музыки Д. Кабалевского «Походный марш».

Дети слушают пьесу, состоящую из трех маршей: «Пионеры» (под эту музыку они заходили в зал), «Физкультурники», «Игрушечные солдатики».

– Вы прослушали три пьесы композитора Дмитрия Кабалевского. Что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Первая пьеса нам знакома. Это марш, под который мы входили в зал на занятие.)

– Первый марш называется «Пионеры». Вам известно, кто такие пионеры? (Скорее всего, дети не смогут ответить на данный вопрос. Взрослый должен объяснить.)

– Когда ваши родители были детьми, во всех школах существовали детские организации. Одна из них называлась пионерской. В четвертом классе каждый ребенок, если он хорошо учился и примерно себя вел, удостаивался чести быть принятым в пионерскую организацию. В торжественной обстановке его принимали в ряды юных пионеров. Но вначале он, ученик, давал обещание быть достойным звания пионера. В торжественной обстановке ему повязывался красный галстук.

Второй марш называется «Физкультурники». Что такое физкультура, ребята? (Это занятия спортом.) Не совсем так. Физкультурой занимаются не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта. Не обязательно заниматься определенным видом спорта. Если ты по утрам делаешь зарядку, бегаешь трусцой, катаешься на коньках, лыжах, умеешь делать «мостик», «березку» или другие упражнения, то ты самый настоящий физкультурник. А вот спортсменом называют человека, который профессионально занимается спортом. Например, очень долго учится играть в хоккей, участвует в разных соревнованиях, потом становится отличным хоккеистом, настоящим спортсменом. Но вернемся к музыке Д. Кабалевского. Третий марш называется «Игрушечные солдатики».

– Прослушайте еще раз все три марша. Что в них общего? В чем отличие? (Одинаковая жанровая принадлежность, схожесть в ритме, интонации, марши написаны одним автором. Отличаются характером, содержанием музыки, динамикой. Первый марш звучит бодро, энергично; второй – мужественно, немного тяжеловесно; третий – легко.)

Педагог показывает портреты композиторов.

– Кто является автором пьесы «Походный марш»? Назовите его имя и фамилию.

На следующем занятии мы продолжим с вами беседу о творчестве композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. А сейчас настало время для игры.

5. Подвижная игра «Веселая карусель».

Музыкальный руководитель рассказывает детям, почему игра называется «Веселая карусель», объясняет правила. По кругу, вплотную друг к другу, расставлены стулья. Игроков должно быть на одного больше, чем стульев. Дети становятся по кругу, возле стульев. С началом музыки бегут. С окончанием – должны быстро занять находящийся рядом с ними стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры. Один стул убирается, другие сдвигаются вплотную. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и объявляется победителем игры.

Читайте также: