Как делается городецкая игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Городецкая игрушка. Сергей Соколов


Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Правда, промысел не умер - кое-какие фигуры делают на фабрике. Но они лишь отдаленно напоминают изделия старых искусных мастеров.
Тем радостнее, что в настоящее время работает замечательный резчик, художник Сергей Соколов.
















СЕРГЕЙ СОКОЛОВ – ПУТЬ МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА

Городец – древний город в Нижегородской области. Когда-то он был столицей княжества. Потом запустел и превратился в село. Славу ему стали добывать не князья, а искусные мастера, виртуозно владевшие топором. Вроде бы этим на Руси никого не удивишь. Но городецкие мужики, за чтобы не брались, творили нечто особенное. В бурях ХХ века многие из их умений забылись, и в XXI вполне могли бы кануть в Лету. Если бы не Сергей Соколов. Сегодня он – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом.

Сергей Федорович родился в 1960 году. Детство будущего резчика-виртуоза прошло на Студеной – одной из улочек старого Городца. В этом городе все напоминает о седой старине. В центре едва ли не каждый дом украшен удивительной красоты резьбой. Но к середине ХХ века резчиков здесь почти не осталось. Городецкие мужчины теперь работали с железом, а не с деревом. Вот и отец Сергея, Фёдор Агапович Соколов, был токарем по металлу.

Сергей в отца рос парнем рукастым. И в то же время с детства в нем жила тяга к художественному творчеству. На всю жизнь запал Сергею в душу однажды увиденный по телевизору фильм: мальчику не давали вырезать; и вот он чистит картошку, а из под ножа появляются картофельные скульптурки. После просмотра этого фильма у Сергея Соколова появились первые мечты о резьбе.

Но до их воплощения было ещё ой как далеко. Путь к своему делу, делу жизни, для Сергея Федоровича не был простым. Как положено два года он отслужил в армии (1978 – 1980). Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика. Работал телевизионным мастером. Душа, однако, жаждала чего-то большего. Молодой телемастер обожал всякие выставки, собирал художественные открытки. Но просто созерцать красоту, ему тоже было мало. Жила потребность сотворить нечто собственными руками. Но что?

В 1983 году Соколов увидел альбом Сергея Тимофеевича Коненкова, скульптура удивительной судьбы и чрезвычайно широкого диапазона дарования. Сергею особенно запали в душу чудные деревянные скульптуры Коненкова из «лесного цикла»: «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1910), «Старик-лесовик» (1917). Захотелось сделать что-то подобное. Сергей достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать. Сразу конечно воплотить задуманное не удалось. Тем более, что инструментов у него, по сути, не было. Вырезал Сергей просто заточенной отверткой. Но упорство взяло своё. Начало получаться. А, когда получается, хочется ещё. И вот тут вмешался Его Величество Случай.

Однажды зимой 1990 года Сергей Соколов пришел ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.

После этой судьбоносной встречи Сергей Федорович Соколов оставил работу радиомеханика и засел за резьбу. Ушёл, что называется в свободное плавание. В тридцать лет, имея семью и двоих детей, не побоялся круто изменить свой жизненный путь.

Начинал Сергей Соколов с небольших деревянных скульптурок. Главные герои – мудрые и улыбчивые старички – дед и бабка. От коненковских вещей Сергей взял для них прищур и взгляд с хитринкой. Стесняясь, начинающий мастер принес несколько своих резных старичков в Городецкий историко-краеведческий музей, показал директору, Вере Викторовне Бровиной. С трепетом ждал оценки. А заезжие туристы их вдруг разом купили. Да ещё других запросили.

Скульптур из этой серии Сергей Федорович сделал много, благо спрос был большой. Людям сразу полюбился образ обаятельного дедушки. Старичок с гармошкой, с котом – все работы сразу находили покупателя. Практически все скульптуры из этого цикла сейчас находятся в частных коллекциях. Вырезал их Соколов из березы и немножко тонировал.

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Федорович стал изучать городецкие традиции этого вида искусства. Он с головой погрузился в мир нижегородской «глухой» резьбы. Само это название действовало на него завораживающе.

Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).

Основой узора нижегородской глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь. В прибрежных районах Волги в орнамент часто вводили изображения полуженщин-полурыб (здесь их величают «фараонками»), львов, двуглавых орлов, сказочной птицы Сирин и прочих диковинных существ.

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX века выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы. В бурном ХХ веке шедевр едва не погиб. В музее уцелела только его верхняя часть. В 1994 году Сергею Соколову доверили воссоздать это чудо искусства, и с тех пор оно не перестает радовать жителей и гостей Городца.

Работа над надвратной доской дома графини Паниной принесла Соколову известность и ещё большую востребованность. С 1995 года он режет пряничные доски для ООО «Городецкий кондитер». Массовое производство печатных пряников в Городце началось в XVII веке. С помощью пряничной доски отпечатывали лицевую сторону пряника. Отсюда и название – печатный пряник. Изображения на пряничных досках были чрезвычайно разнообразны. Это сказочные птицы, рыбы, веселые лошадки, симпатичные котики. С середины XIX в. на пряниках появляются пароходы и

паровозы. После революции 1917 года промысел затух. Его возрождение произошло в 1970-е. Тогда пряничные доски начал делать резчик фабрики «Городецкая роспись» Валерий Зеленин. Сейчас без покупки местного печатного пряника из Городца не уезжает ни один турист. И многие из этих сладких шедевров созданы фантазией С.Ф.Соколова.

Традиционные сюжеты городецких пряничных досок и домовой резьбы в середине 1990-х вдохновили Сергея Соколова на создание цикла резных панно. Эта форма художественной обработки дерева начала развиваться мастерами фабрики «Городецкая роспись» (М.А. Логинов, В.Г. Зеленин, А.Я. Колов) в 1970-е годы. Соколов сумел здесь сказать своё слово. Панно Сергея Федоровича «Птица Алконост» и «Китоврас» привлекли внимание главного знатока городецкого народного искусства С.П.Чуянова, который в 1996 году написал о молодом мастере в крупнейшей областной газете «Нижегородская правда». Чуянову особенно понравился добрый крестьянский юмор, пронизывающий вещи Соколова.

Ещё один источник вдохновения для Сергея Федоровича в этот время – Библия, жития святых. Он с увлечением копирует древние иконы. Плодом осмысления библейских сюжетов в крестьянском, народном восприятии стало панно «Искушение Адама».

В это время к Соколову приходит признание уже и на всероссийском уровне. В 1997 году на II всероссийском фестивале «Тайны дерева» он занимает 3 место. А в 1998 году на III фестивале с панно «Борис и Глеб» и «Застолье» завоевывает Гран-при.

Итак, одна вершина покорена, что дальше? Совершенствовать себя в резьбе или искать новые формы самовыражения? В 1998 году Сергей находится на перепутье. Возникает мысль попробовать себя в живописи. Его привлекает творчество Кандинского, городецкого художника Расторгуева. Однако мастера ожидает совсем другой поворот биографии.

Толчок к нему дала выставка деревянной игрушки из Германии и России «Хапельман & матрешка», которая проходила в Нижнем Новгороде с 12 августа по 19 сентября 1999 года. Там Соколов обратил внимание на произведения своих земляков-городчан (И.А.Мазина, Ф.С. и Т.Ф.Краснояровых) и поразился, насколько они обаятельные и, что называется, живые. Немедленно захотелось заняться именно этим.

История городецкой игрушки насчитывает как минимум полтора века. Один её вид берет начало от балбешек середины XIX века. Согласно Далю «балбёшка» – это «чурбашек», «чурка», «болвашек». Такой чурбашек раскалывали пополам. Получалось поленце, плоское спереди и полукруглое сзади. На его передней ровной поверхности ножом создавали контур фигуры. Заднюю часть обстругивали, но не шлифовали. Ведь её не нужно было покрывать краской. Переднюю часть раскрашивали. Эти куклы-балбешки чаще всего изображали «барынь», «нянек» и «кормилиц». А ещё котов и петухов. Главным средоточием промысла являлось село Курцево.

В более – менее крупных размерах этот промысел существовал недолго. Уже вначале ХХ века топорно-щепная балбёшка не выдержала конкуренции фабричной игрушки, а также кустарной игрушки из Сергиева Посада и правобережной части Балахнинского уезда (современный Чкаловский район).

В 1922 года центром бывшего Балахнинского уезда стал Городец. Естественно игрушки сделанные в правобережной части уезда, в Новинках, Леденцове, Телячьеве (запряжки коней, «колески»-каталки) в искусствоведческой литературе тоже стали называть «городецкими». А во второй половине ХХ века с легкой руки основателя фабрики «Городецкая роспись» Аристарха Евстафьевича Коновалова эти «тройки», «кони в упряжи», каталки стали делаться уже в самом Городце. Это и есть второй вид городецкой игрушки.

Особого искусства в изготовлении таких вещичек достиг Тимофей Федорович Краснояров из Курцева. Кроме того, этот мастер разработал уникальные движущиеся композиции с использованием музыкальной шкатулки. Это уже третий вид городецкой игрушки.

Сергей Соколов освоил все три её ипостаси. Начал с топорно-щепной балбешки. Поначалу использовал реальные щепки, которые всегда остаются после колки дров. Потом стал делать полукруглые березовые щепки специально. Выпиливал нужный контур электрическим лобзиком. Лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки. Потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая дает более насыщенный яркий цвет.

Образцом служили фотографии шедевров старых мастеров. Соколов работал строго в рамках их канонов. Поэтому тыльную сторону куклы он лишь обстругивал, но не шлифовал и не раскрашивал, чтобы было можно видеть фактуру необработанного дерева. Сюжеты традиционны для городецкой росписи. Мне особенно милы его парень в синей рубахе с барышней-скромницей. В соответствии с традицией лица их белы, а на белом фоне уверенными черными штрихами даны глаза, носы, губы. А как точны движения губ и бровей!

Есть у Соколова и серия красных и бурых коней на колесиках. Это дань той городецкой игрушке, которая родом из Новинок, Леденцова, Телячьева – из нынешнего Чкаловского района. Один такой скакун имеется в моей коллекции. Кстати колесики это отдельная история. Как сделать так, чтобы колесики свободно крутились, но не слетали – без клея, гвоздей или других приспособлений? Эта старинная хитрость народных мастеров Сергею Соколову хорошо известна.

Параллельно Сергей Федорович научился делать игрушки в стиле Тимофея Красноярова. Начал с упряжек. Эти забавные лошадки с лихими возницами пользовались особым спросом.

Потом Соколов стал разгадывать секрет знаменитых движущихся игрушек Тимофея Красноярова. Все оказалось просто и потому гениально. Есть ручка, которой вы вращаете деревянный круг, спрятанный внутри игрушки. Он крутится и трется о другую плоскость с закрепленными на ней фигурками, приводя в движение уже её. Таков принцип действия «Карусели» Красноярова и других его шедевров этого типа. Соколов по этому образцу сделал свою «Карусель», которая быстро нашла покупателя.

Целый ряд чудесных работ Сергея Соколова радует посетителей Детского музея в Городце. Вот принц верхом на скакуне. Конь стоит на колесиках и когда катится, доблестный принц взмахивает мечом. Ну, чем не диво для ребенка? А это заяц с печальными глазами. Глядя на него, сразу в памяти всплывают строки Рубцова, Помните? «Заяц в лес бежал по лугу, я из лесу шёл домой. Бедный заяц с перепугу так и сел передо мной». В спинке у зайца тайничок. Такие любил делать в своих игрушках Тимофей Краснояров.

Ну и, конечно, нельзя без кота. Кот Соколова мудр. Глаза его зелены. Игрушка плоская. Изображение создается выемками, которые подкрашены акварелью. Здесь мастер вплотную подошел к созданию нового типа городецкой игрушки – игрушки собственно Соколовской.

Поиски мастера в этой области видны уже в панно «Падение Икара» (2003). Оно выполнено в технике контурной резьбы с подкраской акварелью. Похожая техника будет использована Соколовым и при создании его новых авторских игрушек.

Для городецкой игрушки – это совершенно новый тип. Такого не делал никто. И в то же время по манере, по духу – эти вещи на 100 % городецкие. Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколову, как резчику хотелось сохранить фактуру дерева. Как же тогда создать на плоскости изображение? Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором. Цвет же или совсем не используется и или играет вспомогательную роль подкраски. С его помощью мастер делает акцент на отдельных выемках.

К вершинным достижениям игрушек этого типа следует отнести серию, сделанную Сергеем Федоровичем в 2010 году. Начнем с добрых единорога и оленя и разъяренного льва. Вообще то в городецкой традиции гнев для царя зверей совсем не характерен. Впрочем, и злой лев Соколова

внутри добр и разгневан скорее несовершенством мира, нежели чем-то иным. Во всех трех игрушках краска не используется совсем. Не коснулась кисть и кота-философа, равно как и держащего его в объятиях веселого парня. Обошелся без подкраски тот же кот в другой ситуации. Теперь он держит в лапах птицу. (Впрочем, и он, и она переживают эту ситуацию поистине философски).

Большинство новых игрушек Соколова – на радость детям – снабжены колесиками. А есть и те, которые способны к механическому движению. Например, удивительный Георгий Победоносец, на ходу методично, обрушивающий на голову змея удары копья.

В 2010 году Соколов представил свои шедевры на выставке «И дерево расскажет сказку…» в доме графини Паниной в Городце. Творить сказку мастер продолжает и дальше. В игрушке он по-настоящему нашел себя. В его стиле – стиле «наива» (в лучшем смысле этого слова!) огромное количество возможностей и тем. «Все мы дети», – говорит Сергей Федорович, – «может степень детскости разная». А поскольку народное искусство обращено именно к детскому в человеке, искусство Соколова всегда будет востребовано.

Доктор исторических наук,
профессор Ф.А. Селезнев,
заведующий кафедрой истории России и краеведения
ННГУ им. Н.И. Лобачевского


P.S. Страничка мастера на facebook. Рекомендую к просмотру.
Там можно найти работы этого мастера (игрушки, пряничные доски), фотографии городецких донец, фотографии из музеев Нижегородской области, домовой резьбы, старых домов Городца и другое.

Конь в жизни русского крестьянина – это и показатель его состоятельности, и верный помощник, и самое желанное приобретение. И, конечно, такой герой крестьянской жизни не мог не отображаться в народном творчестве. Знаменитая городецкая роспись, кони которой легко отличимы от лошадей других промыслов, тоже поет гимн главному помощнику крестьянина.

Легко узнаваемый образ, традиционно черный конь был острохарактерным и по цвету, и по форме. Написанный в два этапа, он и сегодня является одним из центральных элементов обучения городецкой росписи. Научиться его рисовать можно с помощью поэтапной техники, или же с использованием шаблонов. В данном материале вы узнаете, что символизировал конь в городецком промысле, какие традиции лежат в основе его изображения, и как новичку научиться рисовать коня по-городецки.

Символ коня в городецкой росписи

kon-v-gorodeckoj-rospisi

Если говорить о самых красивых элементах промысла, то это, вне сомнений, будет городецкая лошадка. Умение нарисовать ее – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.

Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.

Изображение лошади использовалось и в других видах росписи. Об этом в данной статье : «Символика и элементы мезенской росписи».

По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом. Не животное, а картинка!

gorodeckaya-loshad

Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.

Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.

Как нарисовать лошадь? Мастер-класс

Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.

В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.

Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.

Рисование коня поэтапно:

    1. Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
    2. К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
    3. К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.

    poehtapnaya-rospis-gorodeckoj-loshadki

    1. Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
    2. Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
    3. Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
    4. Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
    5. Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.

    poehtapnaya-rospis-gorodeckogo-konya

    Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.

    Использование шаблонов

    Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.

    Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.

    Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.

    raskraska-gorodeckogo-konya

    В магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.

    Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.

    Городецкая игрушка – уникальный вид народного художественного промысла, родившийся в Городецком районе Нижегородской области. Городецкая роспись давно на слуху, она широко известна наравне с хохломской и гжельской. И особое место в ней отводится производству оригинальных игрушек.

    Нижегородская земля богата на всякого рода промыслы. Будучи торговым центром, она заставила местных ремесленников, которые не могли похвастаться плодородными почвами и богатыми урожаями, переориентироваться на развитие промыслов художественного направления.

    Особенной популярностью пользовалось изготовление деревянных изделий. Мастерам удавалось создавать удивительно изящные предметы бытовой утвари, среди которых были и знаменитые городецкие ложки. Вырезали их топорами – этот достаточной грубый способ обработки оставлял много щепок, из которых впоследствии и стали делать игрушки.

    Изготовление игрушек оказались гораздо более перспективным направлением. Они всегда пользовались спросом, а процесс их создания для мастеровитых ремесленников представлялся не такой уж сложной задачей. Настоящим хитом того времени был городецкий конь-качалка. Кони эти были разных видов. И особое внимание уделялось деталям конструкции и их росписи.

    Главная сложность заключалась в том, что достаточно сложные игрушки, в композиции которых были сами кони, полозья и сани, собирались без использования гвоздей и клея. Необходимо было максимально точно и аккуратно подогнать детали друг к другу. При этом игрушка должна была быть достаточно прочной, чтобы дети не могли её сломать.

    Со временем конструкции становились всё сложнее. В повозках появлялись резные куклы, а сами игрушки уже могли двигаться. Специальные механизмы приводили конструкцию в движение: фигурки людей меняли положение тел и даже танцевали. Однако не забывали при этом мастера и о главной «фишке» городецкой игрушки – её росписи.

    Деревянные изделия украшались крупными розовыми бутонами, грациозными вороными конями, жар-птицами и разного рода бытовыми сценками. Игрушки буквально пылали яркими цветами и замысловатыми узорами. При этом буйство красок и затейливость декора выступала залогом продаваемости изделия.

    К сожалению, сейчас найти настоящую городецкую игрушку ручной работы найти не так уж просто. Однако всегда можно самому попробовать сделать собственное изделие для личного пользования или в подарок близким.

    Ещё больше творческих идей, фактов и лайфхаков ищите в «Зимнем» и «Летнем» альбомах Юлии Савенковой . В своих альбомах для творчества художник делится не только опытом в организации семейного досуга, но и пошаговыми мастер-классами с доступными объяснениями использования различных художественных приёмов.

    Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

    1. Пензенская (Абашевская);
    2. Городецкая (Жбанниковская);
    3. Вятская (Дымковская);
    4. Архангельская (Каргопольская);
    5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
    6. Рязанская ( Сапожковская)
    7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
    8. Новоторжская;
    9. Новгородская (Солецкая);
    10. Липецкая (Романовская);
    11. Рязанская (Скопинская);
    12. Старооскольская;
    13. Тульская (Филимоновская);
    14. Калужская (Хлудневская)
    15. Воронежская;

    1. Аб́ашевская игрушка

    Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

    Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

    Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

    Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

    Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

    В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

    Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

    Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

    2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

    Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

    Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

    Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

    Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

    Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

    Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

    После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

    Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

    Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

    3. Дымковская игрушка

    Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

    Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

    Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

    Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

    Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

    Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

    Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

    Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

    Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

    Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

    В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

    Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

    Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

    Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

    Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

    Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

    Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

    Мудрость народного творчества

    Игрушки-каталки всегда популярны у детей. Ещё бы! Её можно возить за собой, а еще лучше спустить с горки.

    Игрушки-каталки всегда популярны у детей. Ещё бы! Её можно возить за собой, а еще лучше спустить с горки. (фото 1)

    Мы постарались сделать модель деревянного Петушка-каталки

    Мы постарались сделать модель деревянного Петушка-каталки (фото 2)

    Начинаем с построения эскиза. Главное здесь, конечно, колёса)

    Начинаем с построения эскиза. Главное здесь, конечно, колёса) (фото 3)

    Петушка решено было сделать из прессованного картона, который является подложкой в пачках с цветной офисной бумагой. Надо сказать, что этот картон довольно толстый.

    Петушка решено было сделать из прессованного картона, который является подложкой в пачках с цветной офисной бумагой. Надо сказать, что этот картон довольно толстый. (фото 4)

    Обводим силуэт: (фото 5)

    Вырезать петушка удалось при помощи ножниц, круглые дырки помог сделать дырокол, дырки на хвосте вырезали (не без труда) при помощи канцелярского ножа.

    Вырезать петушка удалось при помощи ножниц, круглые дырки помог сделать дырокол, дырки на хвосте вырезали (не без труда) при помощи канцелярского ножа. (фото 6)

    Приступаем к раскрашиванию: Сначала изобразили деревянную поверхность. Использовали акварель. Так как картон имеет серый цвет, покрывать акварелью приходилось дважды.

    Приступаем к раскрашиванию: Сначала изобразили деревянную поверхность. Использовали акварель. Так как картон имеет серый цвет, покрывать акварелью приходилось дважды. (фото 7)

    В ходе работы оказалось, что край смотрится не очень симпатично. Решено оформить его при помощи бумажной полосы красного цвета.

    В ходе работы оказалось, что край смотрится не очень симпатично. Решено оформить его при помощи бумажной полосы красного цвета. (фото 8)

    Петушка разрисовали с двух сторон и обклеили по периметру бумажной полосой:

    Петушка разрисовали с двух сторон и обклеили по периметру бумажной полосой: (фото 9)

    Последние штрихи. Для изображения цветов для удобства используем не только краску, но и гелевые ручки и маркеры.

    Последние штрихи. Для изображения цветов для удобства используем не только краску, но и гелевые ручки и маркеры. (фото 10)

    Маркеры же помогают оформить будущие колеса. Дырки сделаны раскаленной спицей.

    Маркеры же помогают оформить будущие колеса. Дырки сделаны раскаленной спицей. (фото 11)

    Колёса крепятся на палочки для суши ( удалось сломать по риске без всяких инструментов).

    Колёса крепятся на палочки для суши ( удалось сломать по риске без всяких инструментов). (фото 12)

    Ну всё, поехали)) (фото 13)

    Городецкая игрушка

    Всё начиналось с колёс Уж больно эти красные крышки для бутылочек с молоком напоминают колёса у деревянных игрушек-каталок. А дальше выбрали модель, нарисовали эскиз и понеслось. Самое приятное, что ничего не пришлось покупать, все было припасено еще с прошлого конкурса. Старались добиться максимального сходства. Получилось?

    Отличный петушок. Молодец Машенька.

    Еще как получилось! Елена Юрьевна, вы с Машей большие молодцы! Шикарная игрушка!Удачи!

    Читайте также: