Как делают глиняную игрушку

Обновлено: 25.04.2024

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 1

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 2

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 3

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 4

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 5

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 6

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 7

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 8

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 9

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 10

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 11

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 12

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 13

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 14

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 15

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 16

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 17

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 18

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 19

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 20

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 21

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 22

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 23

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 24

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 25

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 26

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 27

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 28

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 29

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 30

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 31

В шахматном порядке собираю все капельки в ирокез. Получается вот так.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 32

Дальше с помощью шила я делаю текстуру шерсти, просто продавливаю маленькие полосочки на глине. Заполняю всю верхнюю часть мордочки и соединяю с ирокезом.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 33

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 34

Теперь нужно сделать ушки. Снова делаю два шарика, из них делаю капельки и раскатываю.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 35

С одной стороны на обоих ушках делаю шерсть. С помощью шила сгибаю их. Сажаю на мордочку и примазываю, придаю нужную форму. Решила добавить дырок в одно ухо, а другое сделать порванным, викинг, как ни как:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 36

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 37

В конце рисую улыбку. С мордочкой закончили:)

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 38

Отправляю её в печку, не снимая с шарика из фольги. После того как мордочка запечётся, даю ей остыть и только потом аккуратно снимаю с шарика. Вот что получилось в итоге.

Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки, фото № 39

В следующем мастер-классе я покажу, как леплю все остальные части — лапки, хвостик и украшение на шею:)

Большое спасибо, что были со мной и проявили интерес. Надеюсь, моя статья была полезна, до новых встреч!


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Фигурки из глины

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе

Лепка

Гончарное ремесло — одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким — как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.

Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Лопатки для лепки

Техники лепки

Рисунок на глине

    Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков — крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки — лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия №2 Центральной религиозной организации «Смоленская Епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)».

по окружающему миру:

«Как сделать глиняную игрушку».

Подготовила: ученица 3 класса

Руководитель: Семенюк С.В.

hello_html_m4c7255f3.jpg

Глава 1 Свойства глины……………………………………………………. 4

Глава 2 История применения глины………………………………………..4

Глава 3 Правила лепки и обжиг глины……………………………………..5

Глава 4 Исследование «Знакомимся с глиной»……………………………7

Я часто вижу, как на ярмарках продают игрушки и различные изделия из глины. Мне стало интересно, как и почему изготавливали различные глиняные предметы быта.

Для исследования были поставлены задачи:

изучить литературу по данной теме и узнать, какими свойствами обладает глина, почему издревле этот материал так широко использовался и способы изготовления глиняной игрушки;

провести самостоятельное исследование;

своими руками слепить глиняную игрушку;

Объект исследования - глина.

Предмет исследования - свойства глины.

Гипотеза : из моих наблюдений, я выдвинула гипотезу, что сырая глина хорошо лепится, а после высыхания становится твердой и прочной.

Я буду использовать такие методы исследования, как наблюдение, анализ литературы, систематизация информации и анализ.

Моя работа должна способствовать развитию моих навыков в работе с компьютером, с литературой и научить меня в дальнейшем легко находить ответы на интересующие вопросы.

Основная часть

Глина является очень распространённым материалом на Земле, а поэтому недорогостоящим. Месторождений глины очень много в любой местности.

Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глава 1 Свойства глины.

Глина-это горная порода, в сухом виде она как пыль, а во влажном состоянии становится пластичной, мягкой, такой что из нее можно лепить, то есть придавать ей желаемую форму.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет влияют добавки других минералов.

Свойства глины состоят в том, что она пластичная, огнеупорная, водонепроницаемая.

Глава 2 История применения глины

Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины.

И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связанной с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края.

Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволили хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю глину начали использовать в быту всё чаще, изготавливая из нее сосуды для приготовления и хранения пищи. После изобретения гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы, а из цельных кусков глины лепили ритуальные статуэтки.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Она умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать. Именно поэтому ее очень любят дети. Изделия из глины обычно называют керамикой.

В настоящее время керамика очень популярна. Наибольшим спросом пользуются всевозможные статуэтки, магниты на холодильник, вазы, вылепленные и раскрашенные вручную.

Глава 3 Правила лепки и обжиг глины

Прежде чем совершать обжиг глины, ее требуется высушить. На этот процесс уходит около недели, в зависимости от размера изделия. Просушивать его рекомендуется в тех местах, где нет рядом нагревательных приборов, и куда не попадают прямые лучи солнца. Оптимальным вариантом является комнатная температура и темное сухое место. Именно там изделие просушиться равномерно.

Если глина просушилась неравномерно, то на изделии могут образоваться трещины или сколы. Если они присутствуют, то их можно замаскировать жидкой глиной, только это не гарантирует того, что при обжиге изделие не потеряет свою форму. Лучше всего не допустить появления трещин. Добиться этого можно, достаточно лишь правильно подготовить глину и качественно слепить изделие.

Окончательным этапом подготовки является шлифовка глиняной фигурки. Во время шлифовки удаляются отпечатки пальцев, бугорки, в итоге изделия приобретают красивый и ухоженный вид. Шлифовку проводят с помощью наждачной бумаги.

Еще одним немаловажным фактором является качество лепки. Необходимо следить, чтобы во время лепки в фигурке не было пузырьков воздуха. Когда температура поднимается, то воздух расширяется и ищет выход, вследствие этого изделие будет разрываться.

Правила обжига в домашних условиях

Можно обжечь глину в домашних условиях. Для начала нужно высушить изделие, а потом обжечь его в духовке. При этом нужно плавно повышать температуру в течении двух часов до 200 градусов. Глиняные фигурки можно разместить в сковородке или чугунном горшке. Следует учесть, что полноценный обжиг в духовке сделать невозможно, потому что недостаточная температура, она не может закалить ее, а всего лишь высушить.

Как определить готово ли изделие? Очень легко, исходя из цвета, веса и звука. Если цвет обожженной глины черный, то фигурка перегрелась. Если цвет не изменился, значит, изделие недостаточно обожглось. Обожженная цветная глина должна иметь красный цвет.

Печь для обжига глины

Наилучший вариант для обжига глины – это муфельная печь. В этой печи можно регулировать температуру. Следует помнить, что такая печь очень дорогая и не все могут позволить себе ее приобрести.

Также обжиг глины можно совершать и в мангале или кирпичной печи. Эти виды являют собой замкнутое пространство, для которого характерна стабильная температура. Она нужна, чтоб глиняное изделие равномерно нагрелось, и на нем не образовалось различных дефектов, таких как растекание поверхности. Изделие, которое обжигается нужно оставить до того времени, пока топливо полностью прогорит и топка остынет. В печи изделие должно быть примерно 4 часа.

Обжиг глиняного изделия на костре является очень доступным вариантом. Он используется при обжиге маленьких изделий. Итак, возьмите глиняное изделие и поместите его в жестяной сосуд, который перед этим вы нагрели и сделали отверстия с боков. В большинстве случаев сосудом является обычная консервная банка. Обжигайте изделие примерно 8 часов, не меньше.

Обжигать глину в микроволновке невозможно. Такая печь может только убрать влагу. Глиняные изделия, после того, как вы просушили их на воздухе, кладут в микроволновый агрегат на 3 минуты. Это делается для того, чтоб их состояние стало лучше.

Температурный режим

Главным правилом в обжиге глиняных изделий является то, что нужно постепенно поднимать температуру обжига, а потом плавно понижать ее, давая время остыть изделию. Сначала (первые 2 часа) температура должна быть не больше 400°. Температура обжига может колебаться в диапазоне 200-1000° во время обжига. Если температура будет ниже, то обжиг будет недостаточным, и фигурка не будет иметь нужных свойств. Если температура будет сильно высокой, то тогда фигурка может разрушиться.

Данный процесс может длиться от восьми часов и до нескольких суток. Это зависит от размера изделия и технологии обжига. Если фигурка маленькая, то это можно сделать в кратчайшие сроки.

Это важно знать!

• Когда совершен обжиг глины, изменить изделие уже нельзя.

• Делать обжиг можно не один раз, при этом плавно поднимать температуру, чтоб достичь оптимального результата и наработать опыт.

• Когда вы сделали основной обжиг, на фигурку можно нанести специальное покрытие и потом еще раз ее обжечь. Это покрытие расплавится и в результате образуется глазурь.

• При сушке и обжиге фигурки могут деформироваться и уменьшаться в размере. Вот почему при создании изделия следует учитывать состав глины и будущее назначение его.

• Если в состав глины входит много песка, то изделие будет меньше подвергаться сжатию.

• Также помните, что во время обжига выгорают органические соединения, что в свою очередь приводит к неприятным запахам. Поэтому требуется, чтоб помещение проветривалось.

Глава 4 Исследование «Знакомимся с глиной».

Мы с мамой приобрели в магазине глину для лепки. Она была очень твердой. Я взяла часть глины, обернула её влажной тканью и поместила в полиэтиленовый пакет.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная










История глиняной игрушки

Основные приемы работы с глинной

Инструменты и материалы

Мастер – классы по изготовлению сувениров из глины

Сувенир «Кот и рыба»

Сувенир «Кот с мешком»

− Приемы работы с глиной

− Идеи для творчества

Этот сборник мастер-классов дарит вам уникальную возможность постигнуть секреты старинного вида рукоделия, а именно освоить технику лепки из глины. Изделия на страницах сборника располагаются в порядке от простых к сложному, что поможет вам постепенно овладевать необходимыми для их изготовления навыками. В том сборнике представлены дополнительные идей для творчества и раскрыты основные приемы работы с глиной.

Данный сборник поможет воспитать тебе трудолюбие аккуратность, целеустремленность, систематизировать знания.





История глиняной игрушки


История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это, ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.


Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая, а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие. Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.


Учитывая особенности изготовления изделий в сборнике мастер-классов «Глиняный креатив», остановимся на таких способах как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.

http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.

http://mags73.ru/mag1/data/big/190327_x.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество. Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги. Когда влага выпариться, глину необходимо перемять. Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому готовить ее необходимо до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а при сминании не будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.


Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Исследовательская работа по окружающему миру «Как сделать глиняную игрушку?».


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа по окружающему миру «Как сделать глиняную игрушку?».

Исследовательская работа по окружающему миру «Как сделать глиняную игрушку?» Выполнила: Попова Диана, ученица 3 класса Руководитель: Семенюк С.В.

Для исследования были поставлены задачи: изучить литературу по данной теме и.

Для исследования были поставлены задачи: изучить литературу по данной теме и узнать, какими свойствами обладает глина, почему издревле этот материал так широко использовался и способы изготовления глиняной игрушки; провести самостоятельное исследование; своими руками слепить глиняную игрушку; сделать вывод. Объект исследования- глина. Предмет исследования- свойства глины. Гипотеза: из моих наблюдений, я выдвинула гипотезу, что сырая глина хорошо лепится, а после высыхания становится твердой и прочной.




Температура обжига может колебаться в диапазоне 200-1000° во время обжига. Ес.

Температура обжига может колебаться в диапазоне 200-1000° во время обжига. Если температура будет ниже, то обжиг будет недостаточным, и фигурка не будет иметь нужных свойств. Если температура будет сильно высокой, то тогда фигурка может разрушиться.

Это важно знать! • Когда совершен обжиг глины, изменить изделие уже нельзя. •.

Это важно знать! •Когда совершен обжиг глины, изменить изделие уже нельзя. •Делать обжиг можно не один раз, при этом плавно поднимать температуру, чтоб достичь оптимального результата и наработать опыт. •Когда вы сделали основной обжиг, на фигурку можно нанести специальное покрытие и потом еще раз ее обжечь. Это покрытие расплавится и в результате образуется глазурь. •При сушке и обжиге фигурки могут деформироваться и уменьшаться в размере. Вот почему при создании изделия следует учитывать состав глины и будущее назначение его. •Если в состав глины входит много песка, то изделие будет меньше подвергаться сжатию. •Также помните, что во время обжига выгорают органические соединения, что в свою очередь приводит к неприятным запахам. Поэтому требуется, чтоб помещение проветривалось.

Исследование

Опыт

Вывод: для того, чтобы глиняные игрушки служили как можно дольше, стали проч.

Вывод: для того, чтобы глиняные игрушки служили как можно дольше, стали прочными и не были хрупкими необходим обжиг.

 Список литературы 1.С.Ю. Ращупкина Лепка из глины для детей. Издательство.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Краткое описание документа:

Глина является очень распространённым материалом на Земле, а поэтому недорогостоящим. Месторождений глины очень много в любой местности.

Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины.

И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связанной с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Как гласит предание, идея лепить различные емкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетеных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепешку и загибали края.

Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволили хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю глину начали использовать в быту всё чаще, изготавливая из нее сосуды для приготовления и хранения пищи. После изобретения гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы, а из цельных кусков глины лепили ритуальные статуэтки.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Она умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать. Именно поэтому ее очень любят дети. Изделия из глины обычно называют керамикой.В настоящее время керамика очень популярна. Наибольшим спросом пользуются всевозможные статуэтки, магниты на холодильник, вазы, вылепленные и раскрашенные вручную.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: