Как играют мальчики в игрушки

Обновлено: 14.05.2024

На детской площадке мальчишка 3 лет вдруг весело хватается за коляску и начинает катать в ней куклу. Мама неожиданно прекращает его действия со словами: «Малыш, это игрушки для девочек, мальчики не играют в куклы».

В другой раз этот же ребенок приходит на детскую площадку с отцом. Малыш снова видит замечательных пупсов и начинает с ними активно играть. На лице отца появляется недовольство. Он не может промолчать: «Это для девочек, иди играй машинками» - строго говорит папа. Такие ситуации происходят каждый день. Подобное поведение взрослых основано на гендерных стереотипах.

Любому мальчику игра в куклы принесет огромную пользу. Давайте не будем забывать, что в будущем мальчик вырастет и станет отцом.

Стереотипное мышление взрослых

Идея очень проста - девочки играют в куклы, мальчики - в машины. Есть ли исключения из этого правила? Конечно, но обычно они касаются девочек. Двухлетняя девочка, которая хочет поиграть с машинками, вызывает умиление и веселье.

Если она захочет - получит на день рождения огромный экскаватор. Некоторые родители даже с гордостью говорят: «Видно, что у девочки есть характер, какие куклы!»

Совершенно иначе обстоит дело с мальчиками. Их интерес к куклам, особенно если он перевешивает желание играть с машинками, в первую очередь, беспокоит родителей. Достаточно представить себе женщину, стоящую в «розовом» отделе, которая вдруг говорит, что покупает куклу своему сыну.

Для большинства из нас первой реакцией будет чувство странного удивления - неужели невозможно купить этому ребенку «нормальную» игрушку?

Откуда ноги растут у родительских страхов

Несмотря на постоянно растущее осознание родителей и меняющееся представление о родительстве, у многих людей все еще существует неизгладимый образец: мальчики должны быть мужественными и находчивыми, девочки - милыми, нежными и заботливыми.

Отбросьте все страхи, купите сыну куклу

Для начала осознайте, что сексуальная ориентация не зависит от тех игрушек, которыми любит играть ваш ребенок.

Почему же стоит купить куклу маленькому мальчику?

· Сын будет учиться заботиться о других

· Сын научится самообслуживанию и станет понимать свое тело

Надевая кукольный свитер или застегивая пуговицы, ребенок осваивает эти навыки и использует их, одеваясь сам. Игра с куклой тоже готовит ребенка к роли отца, ведь не только девочки становятся родителями!

Когда маленькая девочка накрывает куклу одеялом, чтобы согреться, или усаживает её на горшок, чтобы пописать, её хвалят как «заботливую маму». Так почему бы мальчику так же не подготовиться к роли хорошего отца? Каждая женщина мечтает о том, чтобы с ней рядом находился заботливый и любящий мужчина, который может ухаживать за ребенком также, как и она.

Сегодняшние мужчины гуляют с младенцами и часто готовят не хуже женщин - почему мальчиков нужно лишать этих навыков?

· Разгрузка эмоций

Давайте будем честными - у нас не всегда есть время поговорить с нашими детьми о том, что их беспокоит. Однако малыш чувствует необходимость поделиться с кем-то своими чувствами - иногда эту функцию выполняет кукла.

Машинке сложно сказать, что в сказке был страшный огнедышащий дракон. Кукла в этом случае кажется гораздо более реальной.

Есть сомнения? Слушайте своего ребенка

Конечно, решая купить куклу для сына, необходимо спросить его мнение - если ребенок не хочет с ней играть, это не значит, что он не приобретет способности проявлять заботу и нежность по отношению к другим людям. Самое главное - прислушиваться к желаниям ребенка, а если он просто играет с куклой - не разрушать его желания из-за вредных стереотипов.

Многие молодые родители боятся того, что подумают другие, увидев мальчика с куклой или кукольной коляской. В нашей стране все еще силен социальный контроль, и стереотипы, связанные с гендерными ролями, очень сильны.

Но подумайте, достаточно ли этой причины, чтобы отказать вашему ребенку в том, о чем он может мечтать? Почему другие люди должны принимать решение об играх вашего сына? Стоит проявить немного смелости и не поддаваться стереотипу, что куклы не для мальчиков. Тем более, что это скоро уйдет в прошлое.

А вы согласны с тем, что мальчикам тоже нужно играть в куклы? Купили бы вы своему сыну куклу для игр?

Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт и канал на Дзене Печенька к Чаю , где мы с детьми выкладываем наши простые рецепты. На сайте вы найдёте множество полезных статей про воспитание детей и не только.


Машинки для детей, а особенно для мальчиков, имеют весомое значение. Они могут бесконечно с ними играть и придумывать разные сценарии. Ни размер, ни стоимость игрушки не влияют на желание и жажду игры. Машинки можно выстраивать в ряд, гонять по разным поверхностям: перилам, ванне, планшету, стене, книге, дивану. Многое зависит от фантазии, которую взрослые помогут развивать.

как играть в машинки

Почему дети играют в машинки

Машинка - игра для малышей и детей постарше. Независимо от возраста, есть такие дети, которые невероятно любят эту игрушку. Почему же она так нравится детворе, в чем смысл игры?

Дети играют в машинки

Проводились исследования, в ходе которых было выявлено, что дети, переживающие сильный стресс, просто ложатся на ковер и катают машины. Автомобиль – это руль, а значит, управление остается за малышом.

Играть и развиваться

Дети разных возрастов ежедневно развиваются, а в этом им помогает окружающая среда и люди. Иногда, как играть в машинки, детишки знают лучше, чем взрослые. Но в то же время присутствие родителей для многих является важным фактором. Чтобы ребенок не испортил мебель, одежду и не навредил себе, необходимо взрослым быть рядом.

  1. Игрушечные машинки можно использовать во время художественного занятия. Обмакнуть колеса автомобиля в краску и катать по бумаге в разных направлениях. Такие детские игры в машинки действительно впечатляют, так как можно сначала машинку испачкать и сделать узоры, а потом ее помыть.
  2. Следующее занятие тоже из категории развивающих. Расположить игрушечные машинки на бумаге и обвести каждую по контуру, используя фломастер или карандаш. Затем попросить детей найти каждой игрушке свое место, сопоставив с нарисованной формой.
  3. Используя разноцветный скотч, сделать дорогу на полу или другой поверхности. С помощью коробок и обычного картона можно дополнить композицию, создав небольшие дома и гаражи вдоль трассы.
  4. Рисунок. К задней или передней части автомобиля прикрепить маркер или фломастер. Для этого можно использовать скотч. Детские машины, игры с которыми приносят удовольствие, обрадуют ребенка новым методом. Если катать тачку по листу бумаги, будут появляться интересные и ровные линии, которые исходят от игрушки.

Мальчик играет в машинку на бумаге

Необычный подход будет завлекать ребенка. Благодаря этому развивается мелкая моторика, фантазия, сообразительность.

Автомобильный тюнинг

Для индивидуализации коллекции игрушечных автомобилей мальчишки и девчонки их тюнингуют в прямом смысле слова. Используя краски, фломастеры, пластилин, наклейки и другие материалы, они меняют детские машины. Игры после этого становятся интереснее. Фантазируя, можно добавить новые элементы, изменить конструкцию транспорта.

Чтобы в процессе ребенок не испачкал все вокруг и себя в том числе, лучше во время тюнинга находиться рядом с ним и принимать активное участие.

Песочница

После появления одной машинки в детском автопарке появляется вторая, а затем это все приумножается во множество раз. Рассмотрим интересный домашний способ, как играть в машинки.

Игры с машинкой в песке

Песок – это идеальный материал для строительства дорог и развития фантазии. Если нет возможности добыть настоящий песок, то в детских магазинах продается кинетический, который неплохо выполняет функции оригинала.

Его можно комбинировать с другими природными компонентами (камни, веточки, семена). Например, плоские камни, можно разукрасить под дорожный стиль. Сам песок желательно разместить в тазу или большом контейнере-лотке.

Настоящая дорога

Что может быть круче, чем настоящая дорога в уменьшенном масштабе? Оказывается все можно сделать своими руками.

  • При наличии земельного участка и возможности им воспользоваться можно выкопать и построить трассу для игрушечных гоночных автомобилей. Воспользуйтесь картинкой и попробуйте повторить.

Гоночный трек для машинок

  • Магнитная дорожка на стене в детской комнате. Достаточно затратная идея, но от такой конструкции ребенка будет невозможно оторвать, точно так же как и магниты от холодильника.

Мальчик играет с машинками

  • Трековые полки из дерева, как и предыдущий вариант, потребуют денег и времени. Но и эта игровая площадка надолго затянет ребятишек.

В большинстве случаев во время игр детям нужны помощники. Объяснить, как играть и какие бывают правила, - это задача взрослых.

Сюжетно-ролевые игры

Выбираем машины, например, полицейскую, скорую помощь и несколько городских автомобилей. Придумываем историю: красная машинка нарушила правила дорожного движения и поцарапала синюю машинку. Неподалеку проезжали полицейские и заметили нарушителя. Начинается погоня, в которой красная машинка не успевает уехать, и ее останавливают. Задача экипажа скорой помощи в том, чтобы помочь синей машинке доехать до станции и встать на ремонт.

Весь процесс желательно озвучивать не только словами, но и различными звуками. Так будет интересно всем участникам игры. Подобные истории можно придумывать бесконечное количество раз и с разными игрушками. Как играть в машинки, обычно знают папы и дедушки, желательно, чтобы они тоже принимали активное участие.

Малыш катает машинку

Другие варианты игр с машинками

Рассмотрим еще 4 игры, которые понравятся мальчикам и девочкам:

  1. Интересная игра для детей с машинами – это построить гараж для каждого экземпляра. Нужно несколько картонных коробок покрасить в разные цвета самостоятельно или с ребятишками. Когда краска высохнет, установить картонные гаражи на пол. Чтобы ребенок развивался вместе с игрой, предложите ему связать цвет машины с гаражом: синяя машина едет в синий гараж.
  2. Как играть в машинки, используя таз, мыльную воду и зубную щетку? Это будет автомойка. Погружая игрушки в таз с водой, тщательно чистить щеткой.
  3. Уникальная автомобильная гонка. Нарисовав линии старта и финиша на полу обычным мелком или приклеив разноцветный скотч, предложите детям необычную игру - передвигать машины, используя только одну часть тела: нос, ступни, локоть, рот и так далее.
  4. Машинки на магните. Нужно сделать из деревянной палочки удочку. Прикрепить веревку, а на ее кончик - магнит. Понадобятся металлические автомобили. Суть в следующем: дети играют в машины таким образом, чтобы поймать их на удочку и прокатить по полу.

Пока дети маленькие, с ними нужно играть не только с целью развития, но и просто для совместного приятного времяпрепровождения.

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных», «Моряков», «Военных», «Рыцарей» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.

Что же это означает на практике? Девочки раньше и лучше начинают говорить, а мальчишки в это время во всю совершенствуют технику передвижения по квартире: сначала - ползком, а скоро уже - бегом и вприпрыжку. Девочки предпочитают тщательно обустроить небольшой кусочек пространства (например, «комнатку» под письменным столом, мальчики стремятся освоить и захватить как можно больший участок пространства. Если дать мальчику и девочке по одинаковому набору кубиков и попросить построить «идеальный дом», девочка, скорее всего, сделает интерьер с кроватками, стульчиками и столиками, а мальчик изобразит дом снаружи, «посадит» вокруг сад или выстроит дорогу, пустит по ней машинки, - словом, впишет свой дом в некое внешнее пространство.

Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать хитроумные правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место в иерархии.

Если ваш пятилетний сын с упоением играет в войну, это вовсе не значит, что он готовит себя к профессии «снайпера». Более того, подобные игры имеют еще и психотерапевтический характер: они помогают избавиться от избытка агрессии, в них отрабатываются разрешенные и запрещенные модели поведения.

Вмешиваться стоит лишь тогда, когда начинаются «бои без правил». Но и в этом случае не стоит читать драчунам нотации. Лучше предложите мальчишкам выработать кодекс чести : не бить по голове и ниже пояса, не добивать упавшего, не нападать вдвоем на одного, не кидаться камнями и железками.

Еще один камень преткновения - монстры и другие малосимпатичные «культовые» герои. Ну какой маме понравится, что ее чадо спит в обнимку с человеком-пауком или какой другой нечистью. Плюшевый мишка, конечно, куда обаятельнее и эстетичнее. До недавнего времени я тоже была категорически против подобных игрушек, да и до сих пор они не вызывают у меня никаких положительных эмоций. Но недавно один маленький мальчик замечательно объяснил мне, зачем ему нужен отвратительного вида космический пришелец: «Я его боюсь. Если мне его купят, я буду с ним играть и тогда перестану бояться». Нередко игрушечный монстр становится для малыша своеобразной материализацией его страхов. Победа над чудовищем означает победу над страхом. Страх, превратившийся в игрушку, быть может, и не уходит совсем, но становится более ручным и понятным. Разве можно всерьез бояться того, с кем играешь? Это, конечно, не значит, что нужно наводнить детскую игрушечными монстрами. Но, возможно, в какой-то ситуации, особенно в возрасте между тремя и пятью годами, когда детей часто мучают страхи, такая игрушка сослужит вашему сынишке добрую службу.

Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников. Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях. Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, мальчиков - техническая и общественная.

Девочки используют игрушки в ограниченном пространстве функционально, по предназначению, определяемому содержанием самой игрушки. Мальчики же совершают с игрушками различные игровые действия, творческие преобразования, используя их в неограниченном пространстве. Их интересует, в отличие от девочек, многоаспектность игрушки, ее конструкция. Это связано с тем, что в свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений, активных действий и творческих изобретений. Уже сам характер их игр предполагает движение. Девочки более комфортно себя чувствуют, играя в ограниченном пространстве - им достаточно только уголка.

Мальчикам важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. Это обусловлено тем, что они более изобретательны в использовании предметной среды для развития сюжетной линии игры. Девочки более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.

Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. В отличие от мальчиков, девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, договариваться, меняться ролями. Они используют конкретные, устойчивые способы развития игрового сюжета. Поэтому в играх девочек наблюдается конструктивность и позитивность взаимодействия. Но если возникают конфликты между девочками, то они прибегают к помощи воспитателя. Ролевое взаимодействие мальчиков носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер, так как они решают конфликтные ситуации посредством силы.

Объединение девочек в игре основано на интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.

Характер ролевых действий девочек заключается в передаче женского своеобразия и умения перевоплощаться в мультипликационные

образы (отражают внешние характеристики героя, личностные качества, профессиональные умения, женские функции, навыки и умения, взаимоотношения между людьми, героями). Ролевые действия мальчиков включают в себя передачу мужского своеобразия и многогранность отражения сюжетов современного телевидения: отражают мужские интересы, действия и поступки; решают проблемные ситуации, задачи, требующие показать превосходство героя, его профессиональные умения, а также силу, ловкость, смелость, храбрость; в решении сложных задач выражают ориентацию на лидерство, успех; имеют творческий характер, о чем свидетельствует использование сюжетов из рекламы, мультфильмов, кинофильмов. Поэтому ролевые действия девочек социально-ориентированные, носят культурно-ценностный характер; ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.

Ролевые действия девочек более продуманные, последовательные и стабильные. Их увлекает неоднократное выполнение освоенных ими ролевых действий. Мальчиков же привлекает неоднозначность, многоплановость игрового сюжета. Их захватывает сама игра, роль, процессуальность, творческое развитие событий. Им интересно раскрыть неповторимость героя, его поступков, а также ставить игровые задачи, решение которых приносит успех исполняемой роли. Поэтому ролевые действия мальчиков разнообразнее, чем у девочек. И соответственно, уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек.

Наблюдения показывают, что к 3 годам дети в сюжетно-ролевой игре начинают воспроизводить действия взрослых, подражая им, но, не всегда осознавая своей игровой роли – «роль в действие», когда ребенок подражает действиям, характерным для бытовых или профессиональных функций человека.

Серьезным недостатком игровой деятельности детей 3-4 лет является повторение одних тех же игровых действий. Часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад-вперед, подражая звуку мотора, или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что они повторяют одни и те же игровые действия: вначале кормят куклу, потом одевают, «прогуливают», потом снова кормят, одевают и опять «прогуливают» и т. п.

В результате наблюдений за игрой детей я установила, что они играют на уровне подражания, или в процессе игры ограничиваются «ролью в действие». Если к четырём годам ребёнок не может осуществлять игровые действия в воображаемом плане, ограничивается лишь повторением действия взрослого и игрушками, то это свидетельствует об общем недоразвитии ребёнка и о том, что ролевая игра ребёнка развита слабо.

Выход из создавшейся ситуации имеется только один – детей надо учить играть как в детском саду, так и в семье. В связи с воспитанием детей с учетом гендерных особенностей остро встает вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

Выбирая игрушки, родители руководствуются полом, возрастом интересами ребенка и своими убеждениями. Какие игрушки нужны мальчику, чтобы в будущем он стал «настоящим мужчиной». В большинстве случаев родители используют стереотипный подход, разделяя игрушки на мальчишечьи и девчоночьи. Однако стереотипы мешают выстраиванию верной модели воспитания ребенка. Именно стереотипы не позволяют учитывать индивидуальность и не способствуют поведенческой гибкости. Родители хотят, чтобы их сыновья были умными, смелыми, способными защищать, но это не все мужские роли, которые в современном мире необходимы мужчине. Например роль- отца, предполагающая заботу о ребенке или роль- мужа. К тому же во многих профессиях требуется не только наличие у мужчин сугубо мужских качеств, но и присутствие таких качеств как эмоциональность, артистизм, чувственность. Правильный подбор игрушек, игровая деятельность как одно из средств воспитания ребенка дает возможность полноценного личностного становления и целостного развития.

Родители часто интересуются, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, выбирая игрушки для мальчика? Конечно же на возраст ребенка, качество и безопасность игрушки.

Начиная с раннего возраста мальчикам необходимы разнообразные игрушки, но не мелкие, чтобы ребенок не проглотил. Это могут быть -погремушки, резиновые пищалки, пирамидки, мячи, матрешки, неваляшки, машинки, пупсы.

Когда ребенок чуть- чуть повзрослеет и выходит из возраста в котором он все тянет в рот, можно вводить в его жизнь плюшевые игрушки, мягкий конструктор, кубики.

Начиная с трех лет мальчикам можно предлагать более мелкие кубики, пазлы, мозайку, разнообразную технику, игровые наборы, игрушки со звуком, разборные игрушки, треки, плюшевые, конструкторы. Также необходимы развивающие игрушки и игры например- шнуровки или домино.

Мальчику обязательно нужно иметь игрушки для активной игры и выплеска негативных эмоций. Это могут быть большие мячи на которых можно прыгать, кегли, бумеранги, тарелки, дротики на магнитах или липучках, мягкие боксерские груши, барабан, оружие. Вокруг детского оружия, целесообразности его наличия всегда много споров. Ограждать мальчика от оружия не имеет смысла, так как он все равно с ним познакомится (по телевизору, в сказках или у других ребят). Играя с оружием, ребенок тоже познает реальность. Есть профессии, где оно применяется, например – в полиции или армии, а каждый ребенок представляет себя защитником. Родителям нужно обращать внимание во первых на безопасность игрушечного оружия, во вторых на сюжет игры. Главное – условность оружия в игровых отношениях, а не бесцельное бегание и стрельба или драка с использованием оружия.

Хорошо если у мальчиков есть игрушки на пультовом управлении, они развивают концентрацию, переключаемость, выдержку.

У мальчика должны быть наборы для разыгрывания сюжетных игр, например солдатики или корабль с моряками, железная дорога. А также наборы для ознакомления с окружающим миром и профессиями (например- больничка, музыкальные инструменты, микроскоп).

Очень часто родителей волнует вопрос -нужны ли мальчику куклы? Однозначного ответа нет, но многие мнения сходятся в том, что у мальчиков должны быть мелкие игрушки- куколки изображающие людей (они могут быть в конструкторах или игровых наборах, а также пупсы (куклы по виду близкие к ребенку) небольшие по размеру, которых мальчики могут кормить, купать, катать в машинке. Кукла не может превратить мальчика в девочку или привить ему женские качества. Более того мальчик может видеть как папа кормит младшего брата или сестру или катает их в коляске и дублировать это в своих играх, что является нормой. Если у ребенка имеются проблемы индивидуального или полового развития, то запреты на игры с куклами не помогут.

Какие игрушки не надо покупать мальчикам? Прежде всего- игрушки из некачественных материалов или травматические, которые могут повредить здоровью ребенка. Не следует покупать кукол- оборотней (получеловек полусущество). Любая кукла, будь то человек-паук или персонаж сказки является образом человека с которым вольно или невольно ребенок себя отождествляет, а также впитывает представления о качествах этого героя. Иногда подобная детская игрушка может являться источником детских страхов. Нежелательно покупать игрушки, которые сами двигаются, говорят, поют и тд, так как они не способствуют развитию детского воображения. Играя в такие игрушки ребенок находится в роли пассивного наблюдателя.

Подводя итог хочется отметить, что не нужно покупая игрушки, руководствоваться жестким разделением на «мужские» и «женские». Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка, быть безопасными и развивающими.

Анализ игровой деятельности Анализ игровой деятельности Вопросы для изучения Да Нет Частично 1. Соблюдение игрового режима 2. Наличие игровой площадки по возрасту.

Игры для родителей и умных детей Все родители хотят чтобы малыши были сообразительными. И многие даже не догадываются о том, что умным будет не тот ребенок, который сидит.

Моему сыну три с половиной года. Он, как и большинство мальчишек на планете, всем другим игрушкам предпочитает машинки. Кстати, известный нидерландский микробиолог Дик Свааб в своей книге «Мы — это наш мозг » выразил глубокие сомнения в том, что выбор игрушек навязан социальным окружением. По его мнению, мальчики выбирают машинки (а девочки — кукол) вовсе не потому, что так принято в обществе. Он утверждает, что половое различие в предпочтениях имеет биологическую основу: игровые приоритеты детей вовсе не навязаны обществом, а являются частью программы мозга.

Так что препятствовать не стоит. Если мальчику нужны только машины — ради бога. Тем более игры с транспортом, как и любые другие, тоже развивают ребёнка.

Если мальчик — фанат машин, можно сделать эти игры ещё полезнее, разнообразнее, интереснее. Выскажу свои мысли на этот счёт, опишу свой подход.

Первое

По возможности стоит приобретать функциональный транспорт с подвижными элементами. Если у машины поднимается лестница, открываются дверцы и капот, отсоединяется прицеп и так далее — ребёнок обязательно воспользуется этим функционалом, что будет способствовать развитию его мелкой моторики. Да и взаимодействовать с такими игрушками всегда интереснее, ведь они так похожи на настоящий транспорт.

Трактор Брудер. Уже полгода в постоянном использовании. Кабина вращается, дверца открывается, капот откидывается, лестница поднимается-опускается, прицеп отсоединяется, манипулятор двигается и т.д.

Трактор Брудер. Уже полгода в постоянном использовании. Кабина вращается, дверца открывается, капот откидывается, лестница поднимается-опускается, прицеп отсоединяется, манипулятор двигается и т.д.

Второе

Игре нужна идея. Бесцельные катания (вжж-вжж) и столкновения (дыщ-дыщ) — они, конечно, занимают ребенка, но это быстро наскучивает. Чтобы игра с машинками поглощала надолго, ей нужен сюжет. Можно, например, играть в автосервис или автомойку. Мой ребёнок любит игру со спасателями: машины застревают, спасатели их вытаскивают.

Если мальчик слегка (или не слегка) помешан на машинках, желательно приобрести и дополнительные конструкции. Я имею в виду игровые комплексы: паркинги, гаражи, треки, трассы и т.п. Да, эти игрушки, как правило, довольно дороги. Но много их не требуется (тем более они ещё и громоздкие). Пусть будет что-то одно, но интересное и функциональное. Ведь это палочка-выручалочка. Стало скучно просто катать машинки — достали игровой комплекс, воспользовались функционалом, поиграли, развлеклись, убрали.

Пример из нашей игровой — гараж Hot Wheels . С ним мой сын играет практически каждый день. На ночь убираем в уголок — на следующий день гараж опять стоит посреди комнаты. Тут и автомойка, и автосервис, и заправка. Есть лифт с поднимающимися кабинами и трек для маленьких машинок. Ребенок подгоняет транспорт к гаражу, понарошку моет и заправляет. Часто мы устраиваем соревнования среди маленьких машинок — они выпрыгивают из кабины лифта, скатываются по треку и улетают вперёд. Трёх участников, выпрыгнувших дальше всех, мы награждаем.

Третье

Как я уже сказала, готовых конструкций много не надо. Даже и одной-двух хватит. Ребёнку нужны дополнительные гаражи и парковки? Пусть построит. Конструкторы и строительные блоки — маст-хэв для фаната машин. Чем их больше — тем разнообразнее постройки и увлекательнее игра.

Четвёртое

Понадобятся и сопутствующие игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр. Например, инструменты. Да, мальчику непременно нужен инструмент. Большей частью — в игрушечном варианте. Но можно и настоящий. Наш сын уже с двух лет играет с набором настоящих отвёрток.

Малыш вытаскивает гараж или строит автомастерскую из блоков, подгоняет машины. Теперь он в роли автослесаря — осматривает, подкручивает, ремонтирует, меняет колёса и т.д. Как же без инструмента? Игра с ним развивает мелкую моторику, ловкость и силу рук.

Пятое

Раз мальчик любит играть машинками, пусть часть из них он собирает своими руками. Это развивает не только мелкую моторику, но и логическое мышление, воображение, креативность и даже речь. Кстати, исследования показали, что дети, которые с детства увлекаются конструкторами, в школе демонстрируют более высокие способности к математике.

Итак, пусть часть машин у ребёнка будет в виде конструктора. Чтобы их требовалось собрать. Разобрать. Снова собрать, но иначе. Это так занимательно.

Примеры из нашей игровой: конструкторы Лего Дупло «Большая стройплощадка» и «Поезд. Считай и играй» и Магформерс «Полиция и спасатели» . У нас есть и другие тематические наборы, не связанные с транспортом. Но их мы достаём от случая к случаю. Тогда как эти — в ежедневном использовании.

Лёгким движением руки пожарная машина превращается в полицейскую (надо только перевернуть магниты и поменять фигурку)

Лёгким движением руки пожарная машина превращается в полицейскую (надо только перевернуть магниты и поменять фигурку)

Шестое

Привлекаем вспомогательные материалы. На улице дети задействуют песок, камушки, ветки. Ага, и лужи тоже. Ну а дома?

Кто-то играет дома с кинетическим песком. Мы покупали, играли. Ребёнку нравилось, а мне не очень. Совсем не очень. Песок повсюду. В итоге отдали предпочтение массе для лепки Плей-до. Страсть к транспорту способствовала и увлечению пластилином. Банки с Плей-до улетают у нас со скоростью спортивного автомобиля. Но я не против. Если ребёнок усаживается поиграть с Плей-до и маленькими машинками — у меня появляется время отдохнуть и даже, возможно, приготовить обед.

Малыш раскатывает дорожки из массы, строит мостики и формирует водоёмы. Катает по ним машинки и лодочки. Машины вдруг застревают. Или их заваливает камнями. И тут появляются замечательные спасатели — они откапывают, расчищают, вытягивают. Ребёнок увлечённо копошится с «плейдошными» инструментами, ложечками и лопатками. Такие игры развивают мелкую моторику, воображение, речь. Во время игры рот у ребёнка не закрывается — он комментирует происходящее, разными голосами озвучивает персонажей, ведёт диалоги между ними. Это так здорово, на самом деле.

Несложно устроить и домашнюю игру с водой. Надо просто наполнить большой тазик и поставить его на пол в ванной. И проследить, чтобы ребенок надел противоскользящие тапочки.

Седьмое

Машинки — отличное наглядное пособие для развития логического мышления . В игре с транспортом можно познакомить ребёнка с такими понятиями, как «навстречу», «противоположно», «удаляются», «друг за дружкой», «параллельно», «перпендикулярно» и т.д. На машинках вообще много что можно объяснить. И всё это происходит легко и ненавязчиво, в занимательной форме.

Например. Берем две машинки, они едут друг за дружкой. Как должна двигаться вторая машинка, чтобы догнать и перегнать первую: медленнее, быстрее или с такой же скоростью? Сначала ребенок высказывает своё предположение, а потом мы проверяем его верность, двигая машинки.

Примеры задач, которые можно смоделировать с игрушечным транспортом

  • Как должна двигаться первая машинка, чтобы расстояние между ней и второй машинкой увеличилось?
  • Какие из этих машинок направляются к гаражу, а какие в противоположную сторону?
  • Какая машинка первая, а какая последняя? (ответ зависит от того, в какую сторону мы развернём череду)
  • Мальчик хочет поехать не на самой большой и не на самой маленькой машинке. На какой из них он хочет поехать? (понадобятся три машинки разных размеров)
  • Если машина поедет задом, след от колёс останется перед ней или позади неё? (для наглядного моделирования можно задействовать Плей-до или крупу)
  • Если эта машинка будет ехать прямо, не сворачивая, к чему она в итоге приедет? (например, к дивану или к коробке с игрушками)
  • Красная машинка едет к гаражу, а зеленая к автомойке — какая из машинок в данный момент ближе к своей цели?
  • Какая машинка выпрыгнула с трассы дальше всех? Какая на втором месте?
  • Давай посчитаем, каких машинок сейчас на дороге больше: маленьких или больших?

Восьмое

Я считаю, что часть машин в коллекции мальчика должны быть на радиоуправлении. Игры с таким транспортом очень полезны. Управление автомобилем с помощью пульта развивает ориентацию в пространстве, координацию, внимательность, умение концентрироваться.

Рекомендуется покупать машины на радиоуправлении начиная с трёх лет.

В общем, автомобили — это очень классные игрушки. Пусть мальчишки играют. Не надо отбирать машинки, чтобы усадить ребёнка за рисование — можно рисовать дорожки и катать по ним машинки. Нет необходимости усаживать ребёнка за стол, чтобы дать ему развивающие задания — задачи можно решать и в процессе игры. Не надо придумывать сюжетно-ролевые игры на другие темы — с машинками можно обыграть множество ситуаций.

Читайте также: