Как игрушка оказывает влияние на воспитание чувства коллективизма

Обновлено: 28.04.2024

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Консультация для воспитателей

Командный дух или коллективизм – это то, что позволяет нам добиваться целей, взаимодействуя с другими людьми. Без этого качества человек, даже если он не эгоист, не сможет в полной мере понимать людей вокруг и, соответственно, не сможет простроить эффективного общения. Такое положение вещей не очень заметно в детстве, но уже в школе, когда постоянно появляются задания на работе в группе, становится ясно, кто из ребят не приспособлен к командной работе.

Развить в себе здоровое чувство коллективизма никогда не поздно, но в детстве это сделать намного проще. К тому же, до начала построения карьеры у личности останется достаточно времени, чтобы испытать все «перекосы» в отношениях и найти ту грань, когда она уже учитывает интересы людей и еще не ущемляет свои.

Командный дух и психология ребенка: зачем это надо?

Существовать вместе с другими людьми и зависеть от них – нормальное состояние любого человека. Так, маленький ребенок полностью зависит от своей семьи и не испытывает никакого дискомфорта. Его связь с миром, однако, идет также через семью: родители решают, что ему делать, в какую сторону развиваться.

Но чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности получает. Связь с семьей рвется, наступает период отверждения. Если к этому этапу у подростка нет навыков работы в коллективе, он приходит от полной зависимости к другой крайности – сильному индивидуализму. Это может проявляться как в обычном эгоизме, так и просто в неумении строить отношения и, как следствие, в одиночестве.

Сегодня человек, не умеющий работать в команде, уже не умрет с голоду, как получалось с нашими предками. Мамонта в одиночку не завалишь, а работать в 21 веке вне коллектива вполне можно. Но достигнуть вершин без помощи других людей не выйдет. Те, кто это понимают, начинают уже в зрелом возрасте сознательно учиться командной работе. И это дается намного сложнее.

Есть и другой вариант развития событий: благодаря полученным в детстве навыкам коллективизма, оторвавшийся от семьи подросток завязывает крепкие социальные связи на своем уровне – среди сверстников и людей похожего типа мышления. И дальше контактов становится все больше, человек легко осваивается в новых коллективах, просто заводит друзей и новые знакомства.
Второй путь, конечно, куда предпочтительнее. Но как помочь малышу в будущем пойти именно по нему?

Социальное взаимодействие и здоровый эгоизм

Некоторые родители считают, что лучший способ сделать ребенка душой компании – научить его делиться со всеми всем, что у него есть. Для общества такой вариант и правда неплох, но для самой личности все выглядит хуже. Такой перекос часто ставит подростка в двойственное положение. Он считает, что его будут любить, если он будет отдавать, но отдавать он не хочет, потому что сам тоже нуждается во многих вещах. И это чувство приводит к тому, что подросток страдает от чувства неполноценности.
Как же избежать таких проблем? Следуйте следующим принципам и учите ребенка:

  1. видеть перспективу;
  2. говорить «да» или «нет» обдуманно;
  3. искать компромиссы;
  4. строить доверительные отношения;
  5. проявлять инициативу;
  6. поддерживать членов своей команды;
  7. быть благородным.

Звучит довольно сложно. Разберем на примере песочницы.

У вашего ребенка есть одна машинка – яркая и интересная. Он ей играет. К нему подходит другой ребенок, который тоже хочет поиграть. Как поступить? Можно сказать «да» и отдать машинку. Тогда ваш ребенок сам останется без игрушки. Найдет ли он себе другое, такое же интересное занятие? Если да, то можно поделиться. Но что, если нет? В таком случае игрушку отдавать нельзя – необходимо выбрать «нет». Допустим, ваш ребенок обдумал оба варианта и осознанно выбрал «нет» (конечно, он сможет так сделать, только если вы его научили).
Выбранное «нет» заставляет порвать контакт с пришедшим ребенком, и не налаживает социального взаимодействия. Но мы же этого не хотим, поэтому будем искать компромисс. А что, если они поиграют вместе? Вряд ли случится что-то плохое. Заодно можно начать доверительную беседу, а именно, объяснить, что «нет» он говорит не от жадности, а потому что тоже хочет играть. Так он расположит к себе пришедшего ребенка.
Теперь у них есть компромисс: они играют вместе. Чтобы не было скучно, ваш ребенок должен проявить инициативу. Например, предложить одному строить гараж из веток, а другому – возить песок. И показать поддержку другому ребенку: спросить, какие варианты игры есть у него? Если ваш ребенок видит, что его «сокомандник» хочет играть как-то иначе, он может проявить благородство и принять вариант другого мальчика или, наоборот, поддержать, если у того нет идей.

Воспитание командного духа на практике

Если вы уже научили ребенка формировать правильные социальные связи, чувство коллективизма появится потихонечку само – только предоставьте возможность. Делается это одним способом, а именно, работой в команде. Рассмотрим самые популярные варианты:

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Гуля Тольджановна

Статья посвящена влиянию игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста . Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст , когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В практике дошкольного воспитания огромное значение отводится игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Гуля Тольджановна

Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Алимова Г.Т.

Алимова Гуля Тольджановна - педагог,

ТОО «Балапан Сабрина», г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена влиянию игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста. Любой возрастной период развития ребёнка является важным для его становления, особенно важным является дошкольный возраст, когда происходит формирование всех качеств ребёнка. В практике дошкольного воспитания огромное значение отводится игре, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое.

Ключевые слова: игровая деятельность, социализация, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, общество.

Социализация детей сегодня - это процесс, который направлен на воспитание инициативных молодых людей, способных найти свое место в жизни, людей нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития становится не просто актуальной, но и одной из самых важных.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Первые шаги к социализации малыш делает в рамках собственной семьи, пока круг его общения ограничен ближайшими родственниками.

Следующим шагом к социализации дошкольника - это общение со сверстниками. Детский сад именно то место, где ребенок знакомится с социальной жизнью за пределами дома. Здесь открывается мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольник испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - как самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра - самый близкий, доступный, интересный для детей дошкольного возраста вид деятельности.

В процессе игры ребенок развивается, совершенствуется духовно и физически, знакомится с миром природы, миром людей, предметным миром. Кроме того, игра -это своеобразный способ усвоения общественного опыта. По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы: творческие и игры с правилами.

Особо значимы и важны для детей творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания и социализации детей дошкольного возраста. Игры с правилами организуют, регулируют действия ребенка. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им собственные действия.

Организация предметно-игровой среды является необходимым условием для формирования и развития игровой деятельности. При этом очень важно создать ее

универсальной, комфортной, способной удовлетворить требования детей разного пола, разнообразной по содержанию.

Процесс социализации начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором живет, учится взаимодействовать, строить отношения сначала в семье, потом в коллективе сверстников и дальше по жизни. Задача педагогов и родителей помочь детям. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка. В игре закладываются основы будущей личности.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Другими словами, именно в игре осуществляется процесс социализации, то есть процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально-культурного опыта.

В настоящее время специалисты в области дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные задачи. Методологической основой развития теории и практики детской игры является положение об игре как о целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. Игра широко используется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Чем можно помочь неконтактному ребёнку?

Во-первых, играть вместе с ним с самых ранних лет, учить принимать на себя определенную роль, действовать в её рамках.

Во-вторых, если дети не принимают его в свой коллектив - придумать какую-то другую игру, где он будет более успешен, и пригласить, остальных играть, вместе. При этом важно не вломиться в уже развернувшуюся игру, где ваш ребёнок не пришёлся ко двору, а именно организовать новую (может быть, спортивную, соревновательную, народную), главное, требующую соблюдения чётких правил, уже знакомых вашему ребёнку. Как ни странно, чёткая и конкретная организация игр с правилами помогает ребёнку, не владеющему сюжетно-ролевой игрой, но часто оказывается сложной для «игровых» детей, привыкших именно к ней.

Разный принцип: опора на фантазию, сюжет, социальные и игровые взаимоотношения или на строго утвержденный «свод законов» и правил лежит в основе притягательности и успешности у разных типов детей. А поскольку игры с правилами появляются в детском сообществе позже, и играют в них соответственно более старшие дети, то и большим уважением, авторитетом пользуются те, кто ими уже овладел.

Кроме спортивных игр, это могут быть любые другие виды детской деятельности, в которых ваш «неудачник» компетентен и успешен. Может, он прекрасно рисует? Дайте ему эту возможность: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и униженно просить разрешения «чуть-чуть покрасить. Не может сам рисовать -рисуйте вместе, но подчёркивайте всё время (и даже утрированно) ведущую роль ребёнка в этом процессе. А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? Это сейчас мало кто умеет, и прославиться, завоевать всеобщее уважение можно легко. А в крайнем случае можно просто вынести на улицу новые игрушки или конструктор, только придётся следить, чтобы вашего ребёнка «не затирали», а игрушки не отнимали. Простор для вашей фантазии и творчества открыт.

Главное - не оставляйте ребёнка, не владеющего в достаточной степени навыками общения, одного со сверстниками, будьте рядом, помогайте, защищайте, но только ненавязчиво. При этом важно помнить, что нет необходимости сразу же «внедряться» в толпу детей со своими идеями, иногда (и часто) вполне достаточно организации контакта ребёнка с одним - двумя сверстниками.

В принципе, любого ребёнка надо учить самому себя занимать, расширять сферу индивидуальной игры и вне игровых видов деятельности, и одновременно помогать ему, овладеть теми общепринятыми среди детей способами общения и игры, которые необходимы, чтобы не быть изгоем. И если вы видите, что ребёнка не принимают в игры, ему надо помочь.

1. Евдокишина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста /О.В. Евдокишина // Горно-Алтайск. АЛТГПУ. Мир науки, культуры, образования, 2015. № 2. С. 205-207

2. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: пособие для педагогов дошкольного учреждения / Т.В. Пятница. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. 67с.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка.
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования развития речи, выразительности речи, эмоционального развития, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В консультации раскрывается содержание работы по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Оценить 41 0

Консультация для педагогов: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, предметах науки и культуры. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребёнка.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций ( А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.). Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольников, в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, она создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и дружеских взаимоотношений.

Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребёнка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования развития речи, выразительности речи, эмоционального развития, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать её специфику, иметь представление о её развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребёнка определяется, как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве. У них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую, воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

«Театрализованная игра» - «театральность» - «театр» - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Эстетическое восприятие, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребёнку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актёров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребёнку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Этот говорит о широком развивающем потенциале. В педагогической литературе нет однозначного её определения. Имеются определения сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например, игры-драматизации и режиссёрские игры.

К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок., стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладёт игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. В театре петрушек всё мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кукла-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть её на руку. Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна, полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами, которыми ребёнок манипулирует как режиссёр: сам создаёт сюжет, сценарий). Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, и соответствует определению: «Драматизировать - это значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов, и передавая характеры персонажей».

Игра-драматизация и режиссёрская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека – ещё и вид деятельности. Исполнение роли не исключает творчества. Так, в режиссёрской игре ребёнок одновременно «актёр» и «режиссёр».

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. В процессе театрализованной игры:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается чувство коллективизма, уважительное отношение, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли, дети приобретают опыт нравственного поведения.

Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения, в свою очередь, повышают активность рече -двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть ребёнку робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создаётся атмосфера творчества, развиваются музыкальные способности.

Т. о., театрализованные игры оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Педагог должен создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и творчеством. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Содержание работы.

Младший дошкольный возраст.

*Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко: дети, обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши).

*Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя(веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

*Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

*Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

*Однотомная бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем, но текстам стихов и прибауток,которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

*Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей». «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

*Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

*Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

*Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам(«Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Средний дошкольный возраст.

*многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

*игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

*постановка спектакля по произведению.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходитуглубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна педагогам начальной школы, педагогам дополнительного образования на этапах адаптации к обучающей среде.

Просмотр содержимого документа
«Игровое занятие на развитие чувства коллективизма, сплочение творческого коллектива первого года обучения, формирование навыка взаимопомощи»

Игровое занятие с детьми творческих коллективов «Отдохнем на радуге»

Балабанова Ирина Валерьевна

педагог-психолог. МБОУ ДО ДДК «Дегтярёвец» г. Коврова

Цель: развитие чувства коллективизма, сплочение творческого коллектива первого года обучения, формирование навыка взаимопомощи

Материалы: маршрутные листы с названиями станций, разноцветные полосы (7 цветов радуги) с написанной на них пословицей «Друг за друга держаться – ничего не бояться», 10 вырезанных из картона «кочек», воздушные шары (на 1 меньше чем количество членов в группе), разрезная картинка, дорожка из склеенных листов А4, повязка на глаза, анаграммы.

Ход занятия.

Занятие представляет собой игру по станциям. Для прохождения каждой станции учащимся необходимо выполнить задание. Главное правило выполнения заданий – участие всех членов команды. Успешное выполнение задания на станции приносит команде один из цветных лучиков с надписью. Цель участников собрать все цвета радуги и составить из них пословицу. Итогом занятия является сбор радуги и обсуждение собранной пословицы.

1.Организационный момент. Встреча участников, вступительное слово ведущего, выдача «маршрутного листа».

2.Работа на станциях:

Красная станция «Я сам!». Игра «Я сегодня вот такой…». Каждый участник представляется, говоря «Здравствуйте меня зовут…. Я сегодня вот такой (такая)» и демонстрирует жест, отражающий его состояние на данный момент. Группа отвечает «Здравствуй (имя). (Имя) сегодня вот такой (такая)». Задание выполняется каждым участником по кругу.

Оранжевая станция «Мы ловки». Упражнение «Болото». Перед участниками участок пути с кочками – болото. Необходимо преодолеть болото, держась за руки, не наступая за пределы кочек. Если 1 из участников оступился или наступил за пределы кочки, движение начинается с начала пути.

Желтая станция «Мы дружны». Упражнение «Гусеница». Учащиеся выстраиваются в колонну друг за другом, между ними помещаются воздушные шары так, чтобы шарик был зажат между спиной одного участника и животом другого. Участникам необходимо пройти оговоренную дистанцию так чтобы не один шар не выпал. Держать шары руками запрещается. При падении шара, группа начинает движение сначала пути.

Зеленая станция «Вместе веселей». Участникам предлагается совместно собрать разрезанную на кусочки картинку из 12-16 частей.

Голубая станция «Поможем друг другу». Участникам предлагается выбрать одного самого смелого. Участнику завязывают глаза. Ему необходимо пройти по дорожке, ориентируясь на голосовые подсказки, держать за руку, подталкивать и вести запрещено. Участникам необходимо скоординировать свои действия и подсказки.

Синяя станция «Мы разные, но вместе». Участникам предлагается выстроиться в линейку по различным признакам: росту, цвету глаз, длине волос, возрасту и т.п. Оценивается скорость и правильность выполнения.

Фиолетовая станция «Умники и умницы». Участникам необходимо расшифровать анаграммы.

1.Этап рефлексии.

Участники закрепляют лучи радуги на доске при помощи магнитов, читают получившуюся поговорку. Занятие завершается обсуждением всех станций.

Вопросы для обсуждения:

Что запомнилось больше всего?

Что или кто вам помогал (о) на сегодняшнем занятии?

Что или кто вам мешал (о) на сегодняшнем занятии?

Как вы думаете, что означает эта пословица?

Чему вы сегодня научились?

При обсуждении делается акцент на необходимость коллективной работы для ее достижения высокого результата, необходимости взаимной помощи..

Лютова Е.К., Монина Г.Б., Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми, СПб, Речь, 2007

Фопель К., Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения, М.: Генезис, 2010


В современном понимании игра — это «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». [5. С. 127]. В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.). В понятие «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером и их направленностью, — это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром, поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению ее сущности, остановимся на этой взаимосвязи.

«Театрализованная игра» — «театральность» — «театр» — это ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия, художественного образа на личность.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным.

Несмотря на большое сходство театрализованной игры со сценическим представлением, она существенно от него отличается: не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров и профессиональной игры. В игре бывает иногда достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении и обряде необходимо профессиональное преображение, вхождение в образ, исключение собственной индивидуальности.

Театрализованная игра — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

В педагогической литературе нет однозначного ее определения. Имеются определения, сходные, приближенные или синонимичные по значению театрализованным играм, например игры — драматизации и режиссерской игры.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд — книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе).

При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. Когда воспитатель выберет сюжет, эпизод из детской книги или сам сочинит сценку, ему надо подобрать игрушки или картинки. Одновременно с подбором игрушек или картинок проходит работа над текстом. Перед показом воспитатель кладет игрушки или картинки возле себя так, чтобы они не были видны детям. При появлении новых игрушек или картинок надо дать детям возможность их рассмотреть. Спектакль можно показывать небольшому количеству детей в групповой комнате, а не в зале.

В театре петрушек все мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Куклы-петрушки отличаются от обыкновенных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка — перчатка, которая одевается на руку. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. Чтобы кула-петрушка ожила, начала действовать, надо надеть ее на руку.

Театр на фланелеграфе рассматривает возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами (не обязательно куклами), которыми ребенок манипулирует как режиссер: сам создает сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей» [4. С.130]

Игра-драматизация и режиссерская игра многими исследователями рассматриваются как игры, входящие в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако, режиссерская игра, обладая такими составляющими, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, одновременно является онтогенетически более ранним видом игры по сравнению с сюжетно-ролевой.

Для театрализованной игры важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека — еще и вид деятельности.

Реализация в игре-драматизации роли, привлекательной для ребенка, требует более строгого подчинения сюжету (почти правилу), отражающему установленную автором логику отношений и взаимодействия объектов окружающей действительности, чем в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем выполнение роли не исключает творчества. Роль отражает не только социальную, но и личную позицию персонажа.

Игровое действие в театрализованных играх может носить разнообразный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий движением сюжета «сверху».

Театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, медико-интонационная сторона речи, темп, выразительность;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

1. Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. Воспитание детей в средней группе детского сада.- Москва, Просвещение, 1982

2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театрализованные игры — занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. — Санкт-Петербург, 2001.

3. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.- Москва, Просвещение, 1982

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.- Москва, 1972

5. Психология: Словарь/Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- Москва, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная игра, ребенок, игра, режиссерская игра, картинка, сюжетно-ролевая игра.

Читайте также: