Как игрушка влияет на человека

Обновлено: 16.05.2024

Можно ли представить жизнь ребенка без игрушки? Родители стараются порадовать, удивить, выполнить желание чада, купив эту забаву. Понимают ли родители, насколько серьезно надо подходить к этому вопросу, и как важна роль игрушки в развитии детей?

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие способностей, эмоционально-нравственной сферы, познавательных процессов. При игре активизируются: воображение, внимание, память, мышление. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей и соответствовать их возрасту. Важно знать различие между полезными и вредными игрушками.

Куклы необходимы как для девочек, так и для мальчиков. Пропорции куклы должны напоминать ребенка, а не сформированное тело взрослого человека. Кукла – пупс является прообразом младенца, и игры с нею вызывают у ребенка желание кормить, нянчить, укладывать спать, лечить, ограждать от разных бед.

У мальчиков, игра с пупсом развивает такие качества, как: мужественность, ответственность, заботливое отношение к окружающим. У девочек формируется чувство любви, материнства, желание создавать и поддерживать семейный очаг

Дети переживают со своей куклой различные события, происходящие в их жизни. В моменты разочарований ребенок обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения. Играя с куклой, он легче проявляет свои эмоции и чувства, не боится открыться, происходит формирование и реализация творческих способностей, учится общению и познанию себя.

Мягкая игрушка предназначена дарить ребенку нежность. Для правильного развития малыша важно, чтобы игрушка вызывала в воображении образ, который соотносится с реальностью. Например, слоненок должен быть толстеньким, а корова с рогами. А вот зеленого зайца или красного цыпленка ребенку трудно идентифицировать (установить совпадение) с реальным объектом.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. Игра в машинки дает представление о правилах дорожного движения, об их различном назначении. Если девочка интересуется машинками или собирает конструктор, в этом нет ничего страшного, наоборот, это полезно для формирования и развития логического мышления, любознательности.

Очень полезно научить ребенка использовать для игры окружающие вещи. Можно воспользоваться природным материалом: песком, снегом, прутиками, камешками, ракушками и т.д. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает камешки — в макароны, листочки — в деньги, песок — в сахар. Перевернутые стулья могут стать автобусом, кораблём. Такое использование в игре предметов, развивает интеллект и фантазию ребёнка.

Игрушки должны помочь детям отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Игрушки с безобразными лицами, непропорциональными формами тела приводят к разрушению целостности психики ребенка, оказывают негативное влияние на формирование здоровой личности ребенка.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, пробуждающих чувства насилия, жестокости, агрессивности. Игрушки-чудовища, скелеты, монстры, покемоны, трансформеры с устрашающими лицами могут научить ребенка безразличному отношению к страданию, способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни. Такие игрушки призывают детей к играм, наполненным злом, формируют отношение к насилию как к норме, разрушают духовность.


* Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и продолжить прерванную игру. Если он знает, что его игра останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать.

* Приучайте убирать за собой игрушки после игры. Просматривайте с ребенком его уголок, вместе мойте игрушки, вытирайте пыль, отбирайте поврежденные, лечите их в детской больнице. Все это поможет воспитать в ребенке дисциплинированность, ответственность, а совместная деятельность укрепит и наполнит положительными эмоциями ваши взаимоотношения.

* Большое количество игрушек, приводит к их обесцениванию в глазах ребенка. Поломав одну, он уверен, что завтра купят другую.

* Обыгрывайте игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними. Также можно предложить, изготовить совместно своими руками дополнительные атрибуты (сумочку с крестом, фартук, подзорную трубу и т.д.).

* Постарайтесь, что бы Ваш ребенок познавал этот мир через хорошую игрушку. Проявляйте мудрость и дальновидность при ее выборе.

* Если Вы не можете или считаете нецелесообразным приобретение игрушки, которую просит Ваш ребенок, постарайтесь объяснить ему отказ или переключить внимание малыша на что – то другое.

* И, конечно же, дорогие родители, даже самая лучшая игрушка, не заменит общения с любимыми папой и мамой. Разговаривайте с детьми, проводите с ними как можно больше времени, развивайте способность к состраданию, сочувствию, милосердию.

Практически каждый хотя бы раз слышал о том, что игрушки, реальные или виртуальные, могут негативно влиять на психику, развивать жестокость и провоцировать опасное поведение. Вместе с экспертом Роскачество разбиралось, какие игрушки стоит покупать детям, а какие нет.

Содержание

Кириллов Иван.jpg

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (ИИДСВ РАО), кандидат психологических наук, доцент

– К сожалению, не все игрушки проходят психологическую экспертизу. В основном она проводится только по желанию производителей, а каких-то обязательных правил пропускать игрушку через психологов нет. Экспертизой игрушек занимаются, например, в Институте изучения детства, семьи и воспитания РАО или Московском педагогическом университете.

Роскачество проверило слаймы по показателям безопасности и качества. Результаты ЗДЕСЬ.

Могут ли слаймы вызвать зависимость читайте ЗДЕСЬ.

Как игрушки проходят психологическую экспертизу?

Психологическая экспертиза проходит через два основных этапа. На первом эксперты рассматривают игрушку с точки зрения психологической безопасности: не выглядит ли она пугающей (например, с торчащими клыками, лохматая), не издает ли тревожных звуков и так далее. Если эксперты дают положительную оценку, то во втором «туре» игрушка будет предложена детям соответствующей ей возрастной категории для игры (возможно, с участием взрослых). Специалисты наблюдают за процессом и делают пометки. Иногда у них могут быть противоречия, но обычно они приходят к какому-то консенсусу. Бывает, что один специалист не обратит внимания на какую-то деталь, сочтет ее незначительной, но в ходе обсуждения поймет, что замечание коллеги не лишено смысла. Поэтому игрушку и оценивает несколько человек.

Казалось бы, что в идеале игрушку можно было бы рассматривать на предмет психологической безопасности, когда она находится на уровне задумки, но в этом случае невозможно оценить ее влияние на ребенка во время игры. Тем не менее такая экспертиза может помочь улучшить качество будущей игрушки, повысив ее развивающий эффект.

Игрушки, прошедшие психологическую экспертизу и получившие положительное заключение, могут сопровождаться пометкой. Единого стандарта для нее не существует, так же как и требования обязательно ее оставлять. Например, по согласованию с заказчиком ИИДСВ РАО ставит пометку «Институт детства рекомендует». Другие экспертные организации имеют свои пометки.

Какие игрушки провоцируют агрессию или вызывают страх?

К таким «провокаторам» относятся игрушки, которые издают громкие неприятные звуки, сами выполняют провоцирующие агрессивные действия, сделаны по мотивам известного агрессивного героя, что провоцирует ребенка на подражание не только в игре, но и в реальной жизни в отношении других детей или даже взрослых.

Касательно последнего: важен не столько сам персонаж, сколько его подача. Соловья-разбойника можно сделать по-разному – со сжатыми в кулаки руками или с просто болтающимися. Второй вариант предпочтителен своей нейтральностью, а первый ассоциируется с агрессией.

Игрушки могут провоцировать агрессивное поведение и другими путями. Например, один производитель выпускал игрушку в виде Алеши Поповича, в комплекте с которым шли… еще две головы. Лицо каждой выражало свои эмоции, и для того, чтобы их «переключать», нужно каждый раз отрывать герою одну голову и приделывать другую. То есть уже на уровне эскиза игрушка предполагала какое-то жестокое обращение с ней. А что дальше? Дальше ребенок начнет отрывать головы и другим игрушкам.

Игрушки могут быть неагрессивными, но пугающими и приводить даже к расстройствам сна у ребенка, приходить к нему в кошмарах – это, конечно, исключительный случай, но дети разные. Опять же, важен внешний вид, ведь и Бабу-ягу можно сделать вполне симпатичной.

Кстати, имеет значение и возраст ребенка. То, что пугает малыша, может заинтересовать школьника. Сейчас более ответственные производители стремятся разрабатывать универсальные, так называемые семейные игрушки, которые нравятся старшим и не пугают младших.

На самом деле не так уж и много существует игрушек, которые напрямую вызывают нежелательные последствия в виде агрессивности, жестокости или каких-либо еще негативных эмоций и поступков.

Как взрослый может повлиять на восприятие игрушки?

На игровое (и не только) поведение ребенка оказывают влияние и взрослые: в качестве примера может быть их собственное поведение, а также высказываемое одобрение/осуждение действий ребенка. То есть если взрослый поощряет агрессию или сам ее демонстрирует, то это поведение может воспроизводиться и в игре детей дошкольного и даже младшего школьного возраста с любыми игрушками, даже с «добрыми».

Иной раз взрослый может сам задать направление игры. Если какого-то игрового персонажа он наделит чертами задиристыми, резкими, злыми, то малыш просто повторит за ним. Справедливо и обратное – если показать, что, например, этот медведь хороший и заботливый.

Можно ли взрослым вмешиваться в детскую игру?

Играя, дети развиваются: примеряют на себя роли, разворачивают их, наделяют разными (необязательно соответствующими игрушке) функциями. Может показаться, что навязывание взрослым своего видения того, как должен развиваться «сюжет» и каким должны быть его участники, ограничивает детскую фантазию.

На самом деле при разумном соблюдении частоты и меры включения в игру участие взрослого будет только обогащать содержание детской игры и способствовать развитию ребенка. Потому что для развития через игру нужны и другие люди. И дети любят играть не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Другое дело, когда вмешательство старших происходит в виде вторжения в игру или пресечения неправильных с точки зрения взрослого действий. Так делать следует только в случае, когда ребенок перестает отличать игровую ситуацию от реальной и начинает выполнять действительно агрессивные действия в отношении игрушек и тем более партнеров по игре.

Какие игрушки покупать не стоит?

Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь нужно отметить те, которые вызывают у вас сомнения с точки зрения безопасности материала. Кроме этого, опираясь на собственную интуицию, стоит обратить внимание на то, насколько опасной может быть игра с этой игрушкой. Если возникают сомнения, то лучше от покупки отказаться (хотя на предмет безопасности для жизни и здоровья игрушки как раз проходят обязательную сертификацию).

С психологической точки зрения не стоит покупать неприятные по цвету, форме, материалу и т. п. Например, для детей младше трех лет не стоит брать игрушки ярких по цвету, неестественных оттенков. Дело в том, что восприятие цвета формируется в первые годы жизни, и, чтобы не нарушить становление цветового восприятия, не нужно испытывать детские глаза сложными оттенками. Подходят более однородные, спокойные, «природные» цвета. А те, что ярче, надо вводить постепенно. Что касается формы, то также нужно опираться на здравый смысл и прикидывать, нет ли риска, что ребенок может пораниться об эту игрушку (например, для совсем малышей даже кубики лучше покупать с закругленными углами), надеть ее на себя и не суметь снять и так далее. Все-таки сертификация и даже экспертиза целой комиссии не могут просчитать все связанные с игрушкой риски, поэтому стоит быть начеку и взрослому.

Взрослый также должен исходить из того, что вызывает страх именно у ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут это чувство поддерживать. Если родителю трудно определиться самому, стоит посоветоваться с близкими родственниками и даже с психологами. И это относится не только к игрушкам-куклам (персонажам). Отдельное внимание стоит уделить игрушкам, которым свойственно внезапно и быстро перемещаться, издавать громкие звуки и так далее.

При покупке важно ориентироваться на возраст (он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в первую очередь касается безопасности использования игрушки: например, детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по мере взросления меняется. Поэтому не стоит покупать игрушку «на вырост».

Какие игрушки стоит покупать?

Те, что будут соответствовать возрасту ребенка, позволят расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр, разнообразить физическую активность. Вряд ли стоит брать большое количество однотипных игрушек, но при этом никто не отменял и детского коллекционирования машинок, мячиков, мягких зайцев, ежей, медвежат и т. п. Это хороший вариант управления «закупками», он позволяет быстро сориентироваться, что купить на день рождения или если малыш заболел.

Может ли коллекция одинаково красивых Барби вызывать желание быть похожей на них и провоцировать комплексы? Барби – игрушка для младшего школьного возраста или даже для подросткового. В переходном возрасте девочки склонны к различного рода комплексам, кто-то, может быть, и расстраивается от непохожести на куклу, но это достаточно редкое явление. Потому что дети в таком возрасте сравнивают себя уже со сверстниками или с актерами и поп-звездами, а не с игрушками.

Опасны ли игрушки-антистресс – слаймы или спиннеры?

Со времени появления первых промышленно изготовленных слаймов прошло более сорока лет, и за этот срок травмирующего влияния на психику выявлено не было. Если рассматривать слаймы чисто в психологическом контексте, то это прекрасный материал для детского экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности: с их помощью можно вести наблюдение за свойствами так называемой неньютоновской жидкости.

Исследование Роскачество провело исследование слаймов по показателям безопасности и качества. О результатах исследования узнайте ЗДЕСЬ.

Спиннеры имеют иные функции, но также могут рассматриваться как вполне удачная игрушка для детских экспериментов и познавательно-исследовательской деятельности. Данными, подтверждающими опасность игры со спиннерами для психического здоровья детей, мы также не располагаем, но вполне можно предположить, что не стоит быстро вращающиеся спиннеры предлагать детям младенческого возраста, это попросту опасно для физического здоровья.

Благодарим за то, что дочитали этот текст до конца. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Содержание

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Разбираемся, что делают с детьми смартфоны, узнаем, каких игрушек стоит опасаться, а какие, наоборот, покупать, и выясним их влияние на будущую личность.

Свой путь личность начинает с детства: в момент, когда появляется осознанность, и… первые игрушки. Они оказывают прямое влияние на психику ребенка, как показывают исследования. Иными словами, от того каким образом, во что и как часто играет ребенок зависит то, кем он может стать. В связи с этим, Royal Cheese решил разобраться, как именно игрушки влияют на детей, сколько их нужно, каких игрушек лучше избегать, а на каких наоборот сконцентрироваться.

Как игрушки влияют на детей?


Игрушка — важнейшая часть любой культуры. По мнению ученых, какая игрушка — такое и общество. Она как «зеркало» окружающего мира. В ней отражены понятия о хорошем и плохом, о добре и зле, об истинном и ложном. К примеру, в американском обществе, где сейчас активно находит свое развитие идея толерантности и терпимости, появляются игрушки, которые борются с бинарным восприятием пола. Иными словами, детей с детства будут учить, что гендер — это нечто, что не зависит от биологии. В результате на прилавках детских магазинов уже давно появились куклы-транссексуалы, транссексуалки, геи и лесбиянки.

Что хорошо, а что плохо — определяет общество. И игрушки появляются соответствующие этим представлениям. Через игру ребенком усваиваются социальные установки, к примеру, дочки-матери — игра имитирующая семейную жизнь. Через игрушки дети получают информацию о мире (транспорт, оружие, животные), и они же способны подстегнуть интерес ребенка к чему-либо. Взаимодействуя с игрушкой, ребенок всесторонне развивается: нравственно, умственно, физически и эстетически. Поэтому игрушка, живое общение с родителем и книжка — древнейшие педагогические методики для воспитания гармоничной личности.

Много игрушек — много проблем


Но и в этом, как и во многих других жизненных вопросах, нужен баланс. Ученые из университета Толедо выяснили, что большое количество игрушек в доме негативно сказывается на психике ребенка. Они провели простой эксперимент: детей поочередно сажали в комнату где 16 игрушек, и туда, где их было всего четыре.

Выяснилось, что когда дети взаимодействовали с четырьмя игрушками, им было веселей, а сами они были более изобретательны. Когда же их сажали в комнату с большим количеством игрушек, им быстро становилось скучно и у них портилось настроение. Наступало пресыщение.

«Обилие игрушек создает рассеянность мышления. Меньшее количество игрушек позволяет детям сосредоточиться, начать исследовать игрушку и подходить к процессу творчески».

Тем самым, психологи рекомендуют воспитывать детей в нужде, так они начнут ценить подарки и будут быстрее развиваться. При этом специалисты не рекомендуют сразу выбрасывать все игрушки, для эксперимента они советуют оставить ребенка наедине с листком бумаги и посмотреть чем он будет заниматься. Психолог Лариса Суркова рекомендует менять игрушки раз в месяц, оставляя в свободном доступе не более 10. Остальное сложи в коробку и убери куда-нибудь на антресоль. Когда срок подойдет, вытащи и замени игрушки. Так у ребенка сохранится эффект новизны и радость от игрушек.

Телефон: благо или порок?


«Возьми телефон и отстань от меня» — такая модель поведения у многих родителей, которые покупают гаджеты своим детям, чтобы те дали им минуту передышки. Они конечно же скажут, что сделано это было для того, чтобы «ребенок всегда был на связи», но суперспособность смартфона перетягивать на себя все внимание ребенка просто не может не радовать родителя, уставшего от назойливого внимания своего чада. И ведь действительно, времени становится больше, ребенок занят, а ты предоставлен собственным, гораздо более интересным занятиям. Но чем это чревато в долгосрочной перспективе?

Если верить научной информации Американской академии педиатрии, то проблем может быть много: от простого ожирения до задержек в развитии, проблем со сном, депрессий и зависимости от гаджетов. Согласно опубликованным данным, не рекомендуется в принципе использовать гаджеты раньше года и трех месяцев, а если это происходит — обязательно под надзором и во время просмотра фрагментов образовательных передач. Делаем акцент на качестве такого контента и при этом понимаем — живые люди учат эффективнее.

Не рекомендуется отдавать смартфоны в полное распоряжение детям. Лучше контролировать время, проводимое за ними. В противном случае ребенок может хуже себя сдерживать и хуже понимать эмоции и мысли других людей. От двух до пяти лет — не более часа в день и всегда с родителем во время просмотра образовательных передач («Улица Сезам»). При этом папа или мама должны помогать своему ребенку понять, что происходит на экране, и соотносить действия персонажей с реальным миром. После пяти лет нет каких-то строгих ограничений, все индивидуально, но, по мнению психологов, очень важно следить, чтобы в смартфоне не было жестоких игр, видео и передач, где картинки быстро сменяют друг друга. Помни, никакой телефон не заменит живого общения. Люби своего ребенка, будь примером и уделяй побольше времени. Не стоит демонизировать гаджеты и устройства, однако учти, что их надо уметь применять во благо, а не во вред.

Как подобрать игрушку своему ребенку?


Для начала разберемся с тем, каких игрушек стоит избегать. Кандидат психологических наук, сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Иван Кириллов советует избегать следующих игрушек:

  • «Провокаторы». К ним относятся игрушки, издающие громкие и неприятные звуки.
  • Герои и антигерои. Таковой игрушка считается, когда сделана по мотивам злодея или персонажа, который проявляет агрессию. Скорее всего, ребенок будет подражать ему не только в игре, но и в реальности. Случай из жизни автора: племяннику покупают кулаки Халка, и что он делает? Начинает «ломать-крушить» и носиться по комнате с дикими воплями, раздавая тумаки плюшевыми боксерскими перчатками. Не совсем нормальное поведение.
  • Агрессия. По мнению Ивана Кириллова, и Соловья-разбойника можно сделать нормально — без сжатых кулаков или с ними, но при этом во втором случае будет транслироваться агрессия. Или Алешу Поповича с тремя головами, которые отображают разные эмоции. Даже такой банальный игровой момент, как смена головы, может переключить восприятие ребенка, и он станет отрывать головы уже другим игрушкам.

Специалист отмечает, что на сегодняшний день существует не так уж много игрушек, которые напрямую вызывают нежелательное поведение, агрессию или другие негативные эмоции. По мнению Ивана Кириллова, следует покупать игрушки:

  • Соответствующие возрасту ребенка. Это позволит расширить спектр его деятельности, обогатить сюжеты игр и разнообразить физическую активность.
  • Разные по типу. Мячики, кубики, фигурки, машинки и прочее. Однако если ребенок коллекционирует что-то, то следует подстроиться.
  • Из безопасных материалов. Игрушки проходят обязательную сертификацию, но зачастую те, которые продаются в специализированных магазинах. Если возникают сомнения — от покупки лучше отказаться.
  • Адекватные по цвету, форме, запаху и тактильным ощущениям. Это важно с психологической точки зрения. Восприятие цвета формируется в первые годы жизни, поэтому не стоит брать слишком яркие и неестественные по цвету игрушки. Подходят спокойные «природные» оттенки. Запахи — сюда же: не должно быть резких и неприятных. Касаемо формы, нужно объективно понимать, сможет ли ребенок пораниться об игрушку.
  • Не вызывающие страха и не способствующие фобиям. Тут очень важно внимание взрослого. Если родителю трудно определиться с игрушкой, то лучше идти к психологу. К примеру, есть так называемый «эффект Барби», когда ребенок — обладатель коллекции одноименных кукол — склонен расстраиваться из-за своей непохожести на нее. Это редкое явление, но имеет место быть: иногда дети сравнивают себя не со сверстниками или поп-звездами, а с игрушками.

Если хочешь подробнее ознакомиться с темой воспитания — почитай нашу статью про эффективные подходы к воспитанию детей.

Читайте также: