Как избавиться от игрушек ребенка

Обновлено: 06.05.2024

Избавление от старых игрушек детей иногда заканчивается слезами. Как же избавляться от ненужных игрушек таким образом, чтобы дети могли спокойно самостоятельно принимать решения о том, какие игрушки оставить, а какие отдать?



Некоторые большие игрушки готовы жить даже на вешалке, лишь бы остаться дома. 😉

Игрушки - тема довольно сложная. С одной стороны, хорошо, когда их много. С другой, они могут быстро заполонить все пространство. Тем более что некоторые из них такие большие, что по занимаемому месту могут поспорить с ценным письменным столом. Поэтому, когда ребенок просит большую игровую кухню, Дом Мечты Барби или конюшню Шляйх, многие родители. съеживаются от страха.

Дом мечты Барби или огромная многоярусная парковка - это здорово. Мы тоже хотели такие игрушки, когда нам было шесть. Но теперь мы понимаем, почему родители так неохотно слушали такие мечты и просьбы. Дело даже не в том, сколько такая игрушка стоит (хотя это тоже проблема). Дело в последствиях. Гигантская игрушка с миллионом деталей загромождает дом, а когда вокруг находится огромное количество других игрушек, которые лежат нетронутыми, проблема становится еще серьезнее.

Но дети не слушают разумные доводы и не готовы отказываться от своей мечты. И, хотя почти ни у кого из родителей с маленькими детьми нет специальных отдельных игровых помещений, мечты нужно учитывать. Так что вы можете попробовать пойти на компромисс.

Предложите детям, которые настойчиво требуют гигантские игрушки, избавиться от части своих старых игрушек. Они должны сами освободить место, чтобы поставить Дом мечты Барби или гигантский набор LEGO, который они так отчаянно хотят.


Кажется разумным, не так ли?

Ну, не все так просто.

Наши дети - кладовщики, и, держим пари, ваши тоже.

Почти каждый уголок и щель нашего дома заполнены куклами, магазинчиками, коллекциями динозавров, любимыми фигурками лошадей, раскрасками или коробками с конструктором.


Чем меньше игрушек, тем лучше, потому что со временем становится просто некуда девать другие вещи. Но во время пересмотра старых вещей дети вдруг находят забавные игрушки, которые были погребены под другими вещами. Как Новый год посреди лета! И оказывается, что избавиться от чего-то просто невозможно. Все такое нужное и любимое!


Маленькие дети не всегда понимают концепцию качество важнее количества , поэтому им действительно трудно избавляться от игрушек. Простое предложение избавиться от давно забытой вещи часто приводит к спорам и слезам.

Итак, вопрос в том, как избавиться от игрушек, не скандаля и не угрожая просто выбросить все?

Убрать кучу мусора всего за один день вполне реально. Следуйте инструкции.

1. Поймите мотивацию детей.

Что сможет вдохновить детей избавиться от ненужных игрушек? Может быть, им нужно место для большой новой игрушки? Или они хотят выручить от продажи деньги, чтобы купить что-то особенное? Или им нравится помогать другим и они готовы дарить свои старые игрушки?

Обычно детей мотивируют деньги и место для новых вещей. Печально, но это правда. Поэтому предложите. заплатить им за каждый мешок/коробку со старыми игрушками, который они соберут, чтобы вы уже распорядились ими по своему усмотрению.

2. Установите сроки.

Установите время/дату, чтобы создать ощущение срочности и не дать детям возможности долго размышлять.

3. Сужаем рамки.

Не нужно выгребать игрушки по всему дому, разберите сначала лишь какую-то часть, чтобы детям было легче решить, какие игрушки оставить, а какие выбросить или подарить/продать.

Решите, какой комнатой (каким шкафом) заняться в первую очередь. Выберите самый загроможденный угол, начните с него. Решите, какие категории запрещены для чистки. Например, книги, куклы, нарядная одежда, настольные игры и LEGO для нас особенно ценны, среди них невозможно выбрать что-то, с чем можно расстаться. Их можно только разобрать и сложить более компактно и аккуратно.



Кукол всегда можно разложить/расставить красивее и удобнее.



Настояльные игры - отдельная песня хранения.

Если это возможно, предварительно сами отсортируйте игрушки по общим категориям. И можете молча выбросить все, что явно давно сломало или просто. отвратительно (как старый слайм, уже обросший пылью и собачьей шерстью).

4. Дайте детям полный контроль над их выбором.

Не говорите детям, от чего нужно избавиться или сколько вещей им нужно оставить. Начните всего с нескольких маленьких коробок сомнительных игрушек, позвольте им сделать все остальное. Дайте детям решить, какие игрушки оставить, какие выбросить. Вы можете быть удивлены результатом. Но это их решение, а не ваше. И это правильно, потому что игрушки - тоже их, а не ваши.

Например, у нас продолжают жить с такой любовью собираемые Прилипалы, хотя ценными их назвать никак нельзя. Наверняка у вас тоже есть подобные вовсе-не-ценные, но почему-то-любимые игрушки.



Прилипалы - ценного ничего, а избавиться невозможно.

5. Направляйте их решения с помощью вопросов.

Поскольку дети не знают, как самостоятельно разбирать игрушки, оставайтесь с ними рядом и задавайте полезные вопросы. До сих пор ли им интересен мультфильм, по которому создана эта игрушка? Когда они последний раз ее доставали? Может быть, эта игрушка лучше подходит для совсем маленького ребенка? Является ли эта игрушка более важной, чем новые желанные игрушки, которые хочется купить?

6. Уважайте детские решения.

Как только ребенок решит, что он хочет оставить игрушку или избавиться от нее, уважайте его решение. Не позволяйте брату или сестре подвергать выбор сомнению. Это невероятно вдохновляет ребенка быть самостоятельным, учит принимать решения и быть внимательным к решениям других.



Динозавры Макси на фоне коробки от кукол BTS.

7. Делайте перерывы.

Разборка утомительна как физически, так и эмоционально, поэтому почаще делайте перерывы, особенно если дети хотят поиграть с любой из игрушек, которую они только что заново для себя открыли.

Обычно процесс такой уборки очень увлекает детей, это замечательное семейное времяпрепровождение, которое можно сделать регулярным.

8. Устраните сомнения.

Многие дети очень сентиментальны. Иногда решение убрать что-то из старых вещей приводит к слезам. Они боятся, что пожалеют о своем решении. Успокаивайте, объясняя, что они все равно уже не играли с этими игрушками несколько месяцев или даже целый год. Рассказывайте, что некоторые игрушки нужны только для детей определенного возраста, и их нет смысла хранить, если все уже выросли. Напомните о новой вещи, которую можно будет купить на заработанные деньги и освободившееся место.

Что касается воспоминаний, напомните, что они всегда остаются с нами, даже если уходят вещи, которые их вызвали.

9. Разберите книги.

Хотя нам, как и многим, очень трудно расставаться с книгами, иногда это делать все же необходимо. Если вы и ваши дети любите читать и часто покупаете книги, вы знаете, как быстро они занимают дома все свободные полки. Стало некуда ставить новинки? Освободите место, разобрав старые книги.



Книг со временем становится все больше и больше.

10. Разберите косметику, украшения и средства ухода.

Косметика, лаки, украшения, аксессуары для волос и средства ухода тоже подлежат периодическому пересмотру. Избавляйтесь от всего с истекшим сроком годности и от вещей, которыми дети/подростки явно не пользуются. Запомните, что они не любят, чтобы больше по покупать аналогичного.



Лаки для ногтей в количестве растут так же быстро, как и книги.

В чем плюс таких общих пересмотров вещей? Не только освобождение от лишнего. Дети учатся принимать решения о своих игрушках и освобождать место. Начинают понимать, что для каждого желания нужны еще и возможности - и деньги, и место.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


«Кажется, игрушки скоро начнут нас выселять», — иногда шутят родители, наблюдая горы кукол, машинок, россыпь конструкторов в детской. И ведь проверено: чем больше игрушек, тем чаще малыши жалуются на скуку. Есть формула, которая может изменить ситуацию, и она выглядит так: меньше игрушек — больше радости. Расскажем, как применить на практике, чтобы все получилось.

Действие №1: рассортируйте игрушки

В комнате скопилось все, с чем ребенок играл с нежного возраста? Так ли нужны погремушки и прорезыватели, алфавитные и звуковые игрушки? Выберите лишнее и отдайте их тем, кому нужнее. Оставьте только то, что интересно вашему ребенку по возрасту.

Действие №2: уберите дубли

2 собачки, 3 пони, 4 машинки. Выберите что-то одно, остальное отложите.

Действие №3: положите выбранные игрушки на видное место

Когда игрушки лежат на дне коробки или в глубине ящика, ребенок не может добраться до них. Разумеется, начинает скучать. А когда все лежит на виду, выбрать легче.


Действие №4: сложите книги так, чтобы ребенок мог их брать

Какой смысл иметь обширную библиотеку детских книг, если ваши дети никогда их не читают? Малышам часто бывает трудно получить доступ к книжным полкам самостоятельно. Поэтому перенесите сказки и книжки с интересными картинками в доступное место.

Действие №5: меняйте игрушки каждые 2 недели

Те игрушки, что вы отложили, уберите в кладовку (на лоджию, на балкон). И меняйте каждые 2 недели. За это время ребенок от них отвыкнет и будет воспринимать как новые.

Действие №6: делайте игрушки своими руками

Такие игрушки интереснее, чем из магазина. Смотрите мастер-класс, как сделать машинку из пластиковой бутылки. Впрочем, это не единственное, что вы можете сделать вместе с дочкой или сыном.


Действие №7: покупайте меньше игрушек

Чтобы вышеперечисленные способы расхламления детской комнаты работали, избавьтесь от привычки покупать все детские игрушки, которые нравятся вам или ребенку. Задайте себе перед покупкой эти вопросы:

  • А надо ли?
  • На пользу или займет место на дне коробки?
  • Не потеряет ли малыш интерес к игрушке через пару часов?

И в завершении темы про игрушки поделимся лайфхаком, как делать уборку в детской буквально за 5 секунд. Узнайте гениальное решение!


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.





Интересное на «Меле»:


Блоги

«Гаджеты зрение не портят»: 6 правил безопасного просмотра мультфильмов


Блоги

«Плюйте в потолок». 5 советов учителям, которые даже на каникулах не могут расслабиться


Партнёрский материал

Кто такой генерал Гавс? Тест: поймете ли вы ребёнка, который пишет вам в личку


Разбор

Бесплатное жильё от государства: кто имеет на него право и как его получить



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Старшая редакторка НЭН Тамара Высоцкая прошла путь самурая по деталькам Lego и написала об этом колонку (хотя на первый взгляд кажется, что об уборке в комнате сына).

Иллюстрация Настасьи Железняк

14 июля отмечается День хаоса и беспорядка. Мне кажется, этот день по праву может считаться профессиональным праздником всех родителей и, конечно же, их детей, благодаря которым мы прекрасно представляем, что именно стоит за словами «хаос» и «беспорядок».

За четыре с половиной года родительства мои отношения с порядком и беспорядком прошли долгий и извилистый путь (и, кажется, продолжают куда-то идти). Я решила описать его — чтобы дать кому-то, кто сейчас в исступлении заметает детальки Lego веником или пытается отмыть от стены кабачковое пюре, немного сил и уверенности. Или пищи для размышлений, которые, возможно, помогут вам избавиться от парочки бытовых проблем.

Признаюсь, я никогда не была адептом белоснежных скатертей или блестящих полов. Меня не вводят в исступление клубы пыли, кувыркающиеся под диваном, я неделю могу медитативно наблюдать за тем, как растет гора немытой посуды.

Однако, конечно же, какие-то требования к санитарному и эстетическому состоянию моего жилища у меня имеются, и то, что регулярно происходит в комнате моего четырехлетнего сына, в них явно не вписывается.

Я не знаю, что раздражает меня больше — то, с какой скоростью все игрушки, краски, конструкторы, пластмассовые овощи и машинки расползаются из разноцветных икеевских ящиков (я почти готова поверить, что они на самом деле живые!), или то, с какой скоростью они возвращаются на свои места (не возвращаются). Причем «раздражает» — это еще мягко сказано, я легко могу вспомнить несколько случаев, когда я впадала в ярость, зайдя в детскую после долгого рабочего дня.

Конечно же, те способы решения проблемы, которые мне подкидывало мое подсознание, были совершенно варварскими. Я ругалась, убирала все сама (и параллельно ругалась), лишала ребенка мультиков, грозила все выкинуть, сломать, запылесосить, отдать соседям, забрать себе, больше никогда не покупать ему ни единой игрушки и больше никогда не заходить в его комнату.

Я не горжусь этим, и меня саму, честно говоря, немного пугало, что именно такие методы генерирует мой мозг в течение одной напряженной секунды.

Каждый день заканчивался руганью, скандалами, манипуляциями и не очень убранной комнатой, от одного только вида которой меня начинало трясти.

Когда я поняла, что моя зацикленность на порядке в детской значительно портит день и мне, и сыну, я решила, что пришло время что-то менять. И, как известно, если ты не в силах изменить ситуацию (сомневаюсь, что на свете существуют силы, способные заставить четырехлетку не разбрасывать Lego), то, значит, надо изменить свое отношение к ней. Не молча терпеть хаос и беспорядок, скрежеща зубами (это не работает — вот тут подробнее рассказывали, почему), а реально что-то изменить. И вот, что я сделала.


Задала вопрос «Почему?»

В своем родительстве я пытаюсь придерживаться правила, согласно которому мои запреты и решения должны иметь логичное объяснение, которым я могу поделиться с ребенком.

Зубы надо чистить, потому что иначе они испортятся и заболят. Дорогу надо переходить на зеленый, потому что иначе попадешь под машину. В комнате надо убирать, потому что…?

Единственная логичная причина убирать игрушки, которую я нашла, заключается в том, что раскиданные игрушки проще ломаются (когда они ровным слоем лежат по всей площади комнаты, на них обязательно кто-нибудь наступит), а еще их легко потерять — например, все те же мелкие детали конструкторов. Впрочем, должна признаться, что этот довод не сильно убедил моего ребенка — даже после потери нескольких ценных и незаменимых деталек.

Еще один довод звучал так: в комнате надо убирать, потому что в неубранной комнате мне неприятно находиться. Я оставила за своим сыном право наслаждаться горами разрозненного хлама, громоздящимися на полу, но я его восторга не разделяю, о чем я ему и сообщила.


Перестала угрожать

Я не знаю, откуда взялось во мне вот это «либо ты убираешь игрушки, либо я их выкидываю», но говорить так я перестала ровно в тот момент, когда поняла, насколько несправедливо звучит эта фраза. С того момента, как мы купили или подарили сыну какие-то книги и игрушки, они превратились в его собственность. То же самое произошло, когда мы решили отдать ему одну комнату и назвать ее «детской».

В какой-то момент я осознала, что когда я топочу как Бармалей и грожусь все смести веником, я творю большую несправедливость — лишаю ребенка чувства безопасности, ставлю под сомнение его право владениями его же вещами, ну и вообще — веду себя как Бармалей.

Так что от этой, казалось бы, логичной цепочки мне пришлось отказаться. Да, я могу принять решение не покупать больше игрушек, если меня не устраивает то, как ребенок с ними обращается, но отнимать, ломать и выкидывать то, что уже принадлежит ему — нечестно. И уж точно не способствует развитию чувства ответственности.


Снизила стандарты

Об этом часто пишут в инструкциях по тому, как научить ребенка убираться, но сделать это с наскока непросто — мне понадобилось довольно много времени, чтобы признать, что в комнате четырехлетки не может быть идеального порядка каждый вечер. Ну, то есть, может, конечно, но это требует от меня активного участия, кучи времени и нервов, которые тратить ежедневно мне не хочется.

Я разделила свои требования на повседневные и «требования выходного дня», когда мы все вместе наводим более серьезную чистоту. Повседневных требований немного — перед сном все игрушки должны находиться только в детской, а в детской должен быть расчищен проход от двери до кровати, чтобы, заходя в темноте проведать сына, я не рисковала наступить на все те же детали клятого конструктора (да, кто-то ходит по ним в качестве хобби, но я сразу поняла, что это не мое).


Облегчила процесс уборки

В какой-то момент я осознала, что для четырехлетки педантичная сортировка игрушек по полочкам и ящикам (причем игрушка каждого типа должна попасть в свой ящик!) — далеко не такое увлекательное развлечение, как для меня. Это требует высокой концентрации внимания, которое к концу дня у ребенка сильно истощается.

В какой-то англоязычной статье я встречала рекомендацию поставить в детской комнате hamper — большую корзину с крышкой. Ее, конечно, чаще всего используют для грязного белья (чтобы не собирать его по всей комнате), но, кажется, такая рекомендация больше подходит подросткам.

Суть этой корзины в том, что она большая, вместительная, и в нее можно закидывать все подряд без разбору.

Это такая промежуточная станция между абсолютным хаосом и «правильной» уборкой, в результате которой все лежит на своих местах. План прост: ребенок каждый вечер убирается в комнате, скидывая все разбросанные вещи в один большой ящик, а на выходных мы вместе разбираем его и сортируем вещи по местам. В итоге и волки сыты, и овцы целы — в том смысле, что и моя потребность в чистоте удовлетворена, и ребенок выполняет посильную для себя задачу.


Добавила радости

Когда мы по выходным наводим основательный порядок в детской, я стараюсь сделать так, чтобы процесс больше походил не на унылое отбывание повинности, а на маленький праздник. Мы слушаем веселую музыку, поем и танцуем, обнимаемся и дурачимся.

Да, никто не любит убираться, но если рассматривать это как семейное мероприятие, становится немного проще.

Я хотела бы вам сказать, что после принятия всех этих решений я перестала скорбно выть, заходя в комнату к ребенку по вечерам — к сожалению, бывает всякое, правда происходить это стало намного реже.

Одно я знаю точно: у меня нет желания замучить четырехлетку уборкой так, чтобы в итоге он приобрел к ней стойкое отвращение, как большинство моих взрослых друзей. В конце концов, уборка — это простейшая бытовая задача, превращать которую в повод для постоянных скандалов мне совсем не хочется.

Читайте также: