Как можно организовать предметную деятельность детей при небольшом количестве игрушек

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технология организации предметно-игровой среды для детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Обстановка в младших группах создается прежде всего комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети - деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в сотрудничестве с взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделить игровой уголок и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования - примерно две трети должны быть свободными. Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания (пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты). Можно использовать матрац, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Яркая аппликация с формами или сказочным сюжетом сделает атрибут еще более привлекательным. Два-три крупных разноцветных надувных мяча и нескольких мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь одну-две большие коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок).

Предметы ближайшего окружения являются для малыша источником любопытства и началом познания мира, поэтому предметная среда должна быть организована так, чтобы ребенок накапливал чувственный опыт, проявлял активность. Важно помнить: он многое видит впервые и воспринимает это как своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже. Предметная среда группы организуется так, чтобы способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.

Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и др. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку нужно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

Обогащение игрового опыта ребенка становится объектом пристального внимания педагога. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Они должны быть функциональными и носить обобщенный характер (важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать). В группе для детей 4 лет можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т. д.). Ряд игровых атрибутов можно заменить предметами заместителями, что способствует развитию воображения, расширяет творческие возможности игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы - в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка - это способствует развитию его активности, самостоятельности. Конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера) - материал, привлекательный для малышей, предоставляющий им возможность изменять окружающее пространство «под себя».

Много возможностей для развития детей заложено в игре-экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (емкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы, шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, камешки). Лучше размещать такой игровой уголок поближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды.

В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры (типа лото и парных картинок), мозаика (для 3-летних детей - крупная пластиковая, для 4-летних - магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Малыши проявляют все более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки [1].

Для детей четвертого года жизни нужно подумать о зоне сюжетно-ролевых игр, с функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключаться, нажиматься, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли - шлем, корона, плащ, сумка, щит, веер. Начиная с трех лет у ребенка должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, подарки от друзей. В перечень игрушек включают: наборы чайной и кухонной посуды (крупных и средних размеров); набор овощей и фруктов; комплект кукольных постельных принадлежностей, разные виды автомобилей, паровозики, кукольные коляски; набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель), кукольная мебель, ширмы [2].

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Общим в воспитании девочек и мальчиков могут быть конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с картинками), спортивные и музыкальные игрушки.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и пр.), свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой, что необходимо учитывать при планировке комнаты, в которой живет мальчик. Девочки в основном ориентируются на «ближайшее» пространство (игры с куклами в нешироком игровом поле), поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, виденные на улицах сцены из жизни города.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, а, следовательно, их психики [3].

Использование информационно-наглядных форм (информационных бюллетеней, газет, «семейных» газет, выставок методической литературы, помощь в создании домашних игротек) при грамотном руководстве педагога-профессионала также может явиться действенным средством в налаживании партнёрских отношений между воспитателями и родителями. В ходе организации коллективных форм взаимодействия (собрания, семинары-практикумы, родительские конференции, тренинги, деловые игры) могут рассматриваться вопросы роли игры в воспитании ребёнка, значение разных видов игр и игрушек в развитии всех сфер личности дошкольников разных возрастных групп, оказываться помощь родителям в овладении навыками изготовления игрушек из различных материалов и их использование в совместных с ребёнком играх, осуществляться презентация семейного опыта по организации игровой развивающей среды.

Таким образом, технология организации предметно-игровой среды для детей младшего дошкольного возраста включает в себя организацию пространства группового помещения; подбор группового оборудования; предметов ближайшего окружения, игрушек, различных видов игр, предметов-заместителей; методы размещения группового оборудования в соответствии с возрастом детей; зонирование группового помещения; учет гендерной специфики при обустройстве группы; использование информационно-наглядных форм работы.

Список использованной литературы:

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью . Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.

Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов.

Усваивая способность действия с предметами ребёнок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Содержание предметной деятельности – усвоение ребёнком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребёнка в познание предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детей проводится путём формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослыми, разделённых действий, когда взрослый начинает действие, а ребёнок заканчивает его; действий – подражаний; действий по показу; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребёнка. При поэтапном усвоении любого действия у ребёнка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребёнка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей, предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ их выполнения, причём способ, доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребёнку впервые откроются функции предметов. Как любой вид деятельности, предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребёнка со взрослыми людьми. Процесс освоения действия с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых.

Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно-раздельному (начинают вместе со взрослыми, а ребёнок заканчивает), затем выполнение действия ребёнка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребёнка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребёнком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребёнок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу. Процесс обучения и освоения ребёнком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребёнок продолжает приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом, и т.д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определятся его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия, столь важны для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя, это увлекает их, создаёт радостное настроение. Таким образом, при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание, иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения, умения не торопиться, не спешить действовать за ребёнка, предоставлять ему возможность проявлять собственную активность, возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный, самостоятельный, инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится всё более смелым, уверенным, точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребёнка в его исполнении, исходя из анализа сложившейся ситуации. Таким образом, при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить :

  • создание условий, при которых круг предметов, интересующих ребёнка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним;
  • необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребёнком;
  • постепенном формировании активности, самостоятельности, инициативы ребёнка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребёнок знает для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом (причёсываться палочкой или рукой). Такое «отделение» действия от предмета – обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят её, водят на прогулку; везёт машинку, коляску; чистит предметы домашнего обихода; готовит пищу; стирает и т.д. В возрасте около трёх лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако, в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается ещё с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причём не просто манипулируют ими, но и строят из них что-то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует всё большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия, он хочет действовать, как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки и т.д. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшённые аналоги реальных объектов: игрушечный телефон, часы, сумочки и пр.; кукольная утварь, посуда, одежда и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребёнка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий, выполняемых ребёнком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребёнка составляют именно предметные действия: так, в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками, отображающие близкие и понятные ребёнку образы людей, животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребёнка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формирование интереса к предметной деятельности, а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важнейших условий возникновения и развития предметной деятельности.

на развитие различных действий с предметами

Игра «Открываем коробочки»

Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.

Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному :отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну- куклу, в другую-погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая ,что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки.

Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.

Игра «Скатывание шарика по желобку»

Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору), шарики.

Посадите малыша за стол . Покажите ему , как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».

На подражания действия взрослого

Игра «Толкаю мой мяч»

Материал: резиновый мяч.

Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, и, ударившись о стену , вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз , для того, чтобы привлечь внимание малыша к игре. Вначале помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:

Мой мячик катись.

Игра «Вынимаем шарики»

Материал: поднос, коробка с пластмассовыми или деревянными шариками.

Вынимайте из коробки по очереди шары и бросайте их на поднос, комментируя свои действия и побуждая ребенка к их повторению: «Упал шарик! Вот так! Возьми шарик из коробки и брось его на поднос!»

На выполнение разученных действий по указанию взрослого

Игра «Снимаем и надеваем кольца на руку»

Материал : плоские кольца

Посадите малыша напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать , ориентируясь на ваши слова.

Игра «Вылавливаем шарики из воды»

Материал : фартук для ребенка , тазик с водой, сачок, пластмассовые шарики.

Посадите ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Покажите малышу , как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ре бенку больше самостоятельности , поощряя его активные действия ласковыми словами.

Дом – это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.

Не обращали ли вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий интеллект. И это не всегда наследственность, а вернее не только наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит толчком для формирования интересов ребенка.

И тут закономерен вопрос:

«Что надо сделать для того, чтобы создать в своем доме такую предметно-развивающую среду, чтобы играть крохе было не только весело и интересно, но и удобно? Где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового?».

Чем раньше мы обеспечим ребенку возможность любимого занятия в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения.

Начать желательно с выделения определенного места (пусть даже самого небольшого) для рабочего места малыша.

Затем неплохо избавиться от привычки спонтанно покупать игрушки, не думая об их сочетаемости с уже имеющимися, развивающем потенциале и возрастных ограничениях.

Много игрушек – это плохо. Ребенок, скорее всего, «перескакивает» от одной игрушки к другой, не успевая ничему научиться.

Еще нужно завести полезную привычку – играть с ребенком вместе, показывая ему возможности созданной вами развивающей среды и купленных игрушек.

Если вы согласны с этими тремя моментами, тогда идем дальше и приступаем непосредственно к формированию развивающей предметной среды.

Во-первых, избавляемся от малофункциональных и несочетаемых друг с другом предметов (громоздкая лошадь – голова лошади на палочке).

Во-вторых, условно делим отведенное ребенку место на две предметные зоны, отвечающие масштабам действий его рук (масштаб «глаз-рука») и роста. Уровень рук – это, например, дидактический столик, роста – полка над столиком или дидактический плакат.

Для развития важен и предметный мир взрослых, который, конечно же, есть в каждой квартире. Его желательно отредактировать, он не должен быть агрессивным, опасным для ребенка.

Столик для малыша не может располагаться перед телевизором, а коврик для игр – напротив входной двери.

В-третьих, заполняя предметные зоны, все время держим в голове антропометрические, физиологические и психологические особенности ребенка его возраста. Например, ребенок должен иметь возможность сам взять книгу или карандаш, а не дотянуться до них или попросить у взрослых.

Еще важнее соответствие содержания предметных зон не только текущим ориентирам в развитии, но и «зоне ближайшего развития» ребенка. Проще говоря, игрушки, предметы, книги должны быть «слегка на вырост».

В-четвертых, имейте в виду, что развивающая предметная среда сама нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

Ориентирами для этого могут стать два основных принципа: стабильности - динамичности и открытости – закрытости, то есть необходимо предусмотреть постоянные (например, магнитно-маркерная доска для рисования, и меняющиеся (например, сезонный декор) элементы среды.

В-пятых, все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени.

Плюсы такой доступности очевидны: освобождаетесь и вы (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки, и ваш ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам).

И шестое, детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире.

Поэтому постарайтесь рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, мячики в корзинке или в сетке, книги на отдельной полке и т. д.

Если возможности вашего пространства позволяют, отдайте предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство вашего малыша в один большой ящик.

Итак, домашняя развивающая среда должна быть:

- доступная (просторная и светлая);

- с возможностью двигательной активности;

- с возможностью ребенку уединиться на личной территории;

- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре;

- с местом для творчества, рукоделия, мастерской, ролевых игр, музыкальных и интеллектуальных занятий, чтения;

- в меру упорядоченная;

- по возможности, с максимумом натуральных материалов;

- с удобным местом для хранения вещей и игрушек ребенка;

- с возможностью выставить для всеобщего обозрения результаты творчества или рукоделия ребенка.

Сколько бы места не отводилось на детское пространство, важно правильно его использовать, а также, важное значение имеет богатство среды.

Причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Именно природные материалы дарят ребенку столь необходимые ему сенсорные ощущения в полном объеме.

Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, билеты, чеки, пластиковые карточки, контейнеры, лоскутки.

Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл.

Используйте бумагу и ткань разной фактуры, организуйте игры с мелкими предметами – пуговицами, крупой, бусинами, но при этом строго следите, чтобы во время игры предметы не оказались во рту у ребенка.

Каждая творческая мама вполне может создать своему малышу настоящий развивающий центр дома своими руками (можно подсмотреть идеи в интернете, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию.

Покупной вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй вариант принесет малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное качество современного человека – способность к творчеству.

Вот примеры игр, которые могут изготовить родители из подручных материалов для развития мелкой моторики:

1. скручивание лент;

3. застегивание пуговиц;

4. выкладывание, перебирание косточек;

5. игры с прищепками;

6. откручивание и закручивание крышек;

7. угадывание на ощупь предметов;

8. перекатывание карандаша или ручки в ладонях;

9. обводка трафаретов и др.

К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь, заинтересовать кроху. Придумывайте вместе с малышом, будьте искренни в любых проявлениях, ведь ни одна даже самая интересная игра не займет ребенка, если мама рядом будет зевать от скуки.

Конечно, ребенок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для самых разных видов деятельности. Для него все – развивающая среда.

Но ведь нам, взрослым, стоит подумать, как организовать пространство его жизни с наибольшей пользой.

Многое подсказывают сами дети. Многое можно понять из наблюдений за ними. Кое-что мы можем, как бы предчувствовать – что ребенку будет интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А многое уже есть – надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.

Но, даже запрещая что-то, мы вполне можем продолжать осуществлять реализацию детских потребностей путем предложения достойной замены тем занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать.

Поэтому давайте сделаем свой дом интересным и увлекательным для детей, чтобы, когда повзрослели, они вспоминали о своем приключении по имени детство, с большой радостью.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики ребенка в домашних условиях. Задачи:.

Консультация для родителей «Совместные проекты в домашних условиях» Многие родители недоумевают: «Зачем вообще все это нужно? Проекты? Темы? Наши дети и так перегружены!» Современное время диктует свои условия.

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Консультация для воспитателей (родителей) «Создание комфортной предметно-развивающей среды для обеспечения здоровья детей» Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях» Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях" Решение речевых проблем требует достаточного уровня развития.

Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» Цель: дать представление родителям о влияние предметно – развивающей среды.

Рекомендации родителям дошкольников. Создание физкультурно-игровой среды в домашних условиях Родителям следует позаботиться о создании такой физкультурно-игровой среды дома. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе по физическому развитию» Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» XI Сретенский образовательный форум научно-практическая конференция «Профессиональные стандарты в сфере образования: реалии и перспективы внедрения»

Чаброва Анастасия Владимировна воспитатель

МДОУ детский сад № 3п. Кокуй

Организация предметной деятельности, осуществляемая в раннем возрасте

Дети от 1,5 до 3 лет относятся к раннему возрасту. Ранее детство – очень короткий период в жизни человека, но этот период имеет важное значение. Именно в первые 3 года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Основной вид деятельности в этом возрасте – предметная деятельность, манипулирование предметами. То есть ребёнок в начале изучает предмет, узнаёт его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, ребёнку нужно осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно – развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек и должна быть разнообразной.

Действуя с предметами ребёнок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составления целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрёшку) однако сколько-бы ребёнок ни действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления : ложкой едят, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют. Назначения предмета, способ его употребления открывает ребёнку взрослый.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности. Так как предметная деятельность является ведущей в этом возрасте, поэтому развивается не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное, самообслуживание.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребёнка к игре, ему хочется воспроизводить все действия самому, в сюжетной игре воспроизводит с помощью предметов, заместителей (кубиков, палочек, игрушек). В этот период жизни у ребёнка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идёт в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого.

Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету). Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрёшки, вкладыши, пирамидки, втулочки.

Развитие мышление ребёнка зависит, во–первых, от деятельности самого ребёнка – в основе мышления лежит его чувственный опыт, и, во–вторых, от влияния взрослого, который учит способам действия и даёт обобщённые названия предметов. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач.

Мы в детском саду создаём условия для предметной деятельности, воспитатели проявляют свое творчество по изготовлению оборудования. Например:

- вязаные цветные палочки, 15 см длина, 1.5 см толщина (дети могут их безопасно мять, строить из них что то; во время игр идет закрепление основных цветов, развитие мелкой моторики пальцев);

-вязаные цветные мячи, цель которых закрепление основных цветов, формы, размера, развитие моторики;

-волшебный мешочек без веревочки, на развитие тактильных ощущений и восприятие, мелкой моторики рук;

-панно для развития мелкой моторике, накручивание цветных пробок.

Подобно тому, как тело ребенка развивается и растет, давая все большую свободу малышу, так и интеллект ребенка требует постоянного и самостоятельного удовлетворения своей тяги к знаниям. Вот почему малыши все время открывают и закрывают дверцы, замки и ящики, включают и выключают свет, требуют все новых игрушек. Для решения этой задачи в группе нами была создана развивающая игровая доска «Бизиборд». Новое оборудование было создано - «Корзина сокровищ», позволяющая ребенку использовать все способы сенсорного познания предметов, получая тем самым новые сенсорные впечатления, которые позволяют мозгу расти и становиться активнее. Природные предметы, в природе нельзя трогать (камни, шишки, ветки, перья), а в корзине можно. Ребенок берет, перекладывает, совместно осваивает предметы, делает для себя открытия, может сам что- то сделать с предметом находящимся в корзине.

По развитию предметной деятельности организовываем разные предметные игры, например:

- «Вынимаем шарики» (поднос, коробка с пластмассовыми шариками), играя ребенок вынимает из коробки по очереди шары и бросает их на поднос, комментируя свои действия;

- «Снимаем и надеваем кольца на руку», нужно посадить малыша напротив себя, предложить надеть на руку несколько колец, покрутить их, снять и положить на стол. А потом, подавая ребенку колечко, побудить надеть их вам на руку;

-«Вылавливание шарика из воды», посадить ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Показать малышу, как с помощью сачка выловить шарик из воды, затем предоставить ребенку самостоятельность, при этом поощрять его активные действия.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод. Если правильно организовать предметную деятельность в детском саду, то к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображать их окружающий повседневный быт.

Таким образом, при организации предметно игровой деятельности следует помнить:

- создавать условия таким образом, чтобы круг предметов, интересующих ребенка постоянно расширялся и ребенок становился инициатором действий с ним:

-предметные действия нужно формировать поэтапно, осуществляя их в сотрудничестве с ребенком.

1. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. 2009.- 315с.

2. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. 2008.- 314с.

3. Реана А. А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. 2007.-224с.

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.- 95с.

5.Пешкова Н. В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста. «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-192 с .

ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 1-3ЛЕТ

Предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности у детей с 1года до 3лет. К 1-му году у ребенка появляются два важнейших новообразования: ходьба и речь – это позволяет приобрести самостоятельность от взрослого, самому обследовать мир предметов. Взрослый нужен не для общения, а для показа, объяснения и демонстрации способов действий с предметами.

Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно-ролевой игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами.

Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия…).

Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.

Предметно-манипулятивная деятельность – это основа таких видов деятельности как труд, игра, изобразительная деятельность. Как и общение предметно-манипулятивная деятельность не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности как отдельные действия: например в труде – действия с орудиями труда.

Условия успешного развития предметно– манипулятивной деятельности

1. Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать психологические и физические особенности детей раннего возраста:

~ Восприятие – чувственное. При восприятии органы чувств взаимодействуют, поэтому, завладев предметом, ребенок берет его в рот, стучит им, бросает, трясет его, рассматривает и т.д.

При восприятии формы, величины и пространственных отношений всегда взаимодействуют зрение и осязание.

~ Внимание – неустойчивое, непроизвольное. Трудно сосредотачиваться длительное время на однообразной деятельности. Но в процессе игры могут достаточно долго удерживать внимание на одном объекте. Поэтому занятия строятся в игровой форме с чередованием видов деятельности и объектов внимания.

~ Маленький объем внимания: одновременно в поле своего внимания удерживают 1 объект.

Поэтому: 1) начинают обучение с действий, требующих соотнесения по одному свойству (только цвет, форма, размер) далее переходят к соотнесению по двум свойствам;

2) Количество объектов в два года – не более двух: двухместные матрешки, доска с двумя прорезями, разрезные на две части картинки;

3) Если убывающая величина – количество элементов сначала равно трём, постепенно увеличивается, но не превышает пяти (вкладыши - формочки, пирамидки…).

К трем годам количество объектов увеличивается.

~ Воля – низкий уровень развития воли, поэтому общение с другими детьми кратковременно и конфликтно. Играют, действуют не сообща, а рядом друг с другом.

Так как ребенок зависит от внешних стимулов, определяющих его поведение, то поведение ситуативно.

Дети 1-3 лет эмоционально неустойчивы, быстро переходят из одного эмоционального состояния в другое.

Особенностями волевых качеств, внимания и эмоциональной неустойчивости обусловлены ситуативно-личностное общение (каждому необходимы индивидуальный контакт с педагогом) и кратковременность предметных форм обучения. Обучение строится так, что воспитатель может говорить понемногу с каждым ребенком, и не рассчитано на работу с группой как с единым целым.

~ Дети 2-3 лет очень активны, они любят много двигаться, бегать, играть в догонялки. Желательно придать таким играм целенаправленный характер, с их помощью ребенок может осваивать пространство и учиться ориентироваться в нем.

2. Еще одно условие для успешного развития предметно-манипулятивной деятельности – постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребенком. В поле зрения ребенка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта.

3. Следующее условие – любое действие осваивается ребенком постепенно. Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении действия с ним, иначе не будет результата. Т.к. сенсорные процессы находятся у ребенка в стадии формировании, то ему трудно осваивать любое действие. Об успешном освоении действия говорят следующие показатели:

1) хорошо представляет конечный результат (например, знает как должны располагаться кольца в пирамидке);

2) ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (соотносит расстояние между стержнем и кольцом пирамидки, соотносит отверстие в кольце и стержень);

3) владеет движением (с первого раза надевает кольцо на пирамидку);

4) контролирует свои действия на основе сенсорных ориентировок (исправляет допущенную ошибку).

Когда выработался алгоритм выполнения действий малыш гораздо легче осваивает другие, особенно подобные действия: научился есть ложкой – легче насыпать песок в ведерко, научился застегивать крупные пуговицы – учится застегивать мелкие.

4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Т.е. надо учитывать опыт ребенка. Для этого нужно знать этапы развития предметно-манипулятивной деятельности.

I этап – формирование предметного действия (по Эльконину – 4 стадии):

n 1 стадия - совместное выполнение действия ребенка со взрослым;

n 2 стадия - совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам);

n 3 стадия - выполнение действия ребенком на основе показа взрослым;

n 4 стадия - самостоятельное выполнение на основе вербальных подсказок и указаний взрослого.

Действие проходит путь от неспецифического использования орудий действия к использованию по назначению (манипуляции ® результативные действия (перекладывание, передвигание) ® собственно предметные действия (в соответствии с назначением предмета))

II этап – перенос действия: – с одного предмета на другой, – в иную ситуацию.

Перенести в иную ситуацию детям раннего возраста трудно, так как привязаны к определенной ситуации выполнения действия.

III этап – возникновение игровых действий: использование игрушки вместо реальных предметов из мира взрослых и воспроизведение в игре действий.

Содержание работы с детьми от 1 года до 3 лет

по предметно-манипулятивной деятельности

1. Выделение признаков объектов.

Цвет – задание вопросы, игры в которых дети упражняются в различении и названии основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый и ахроматических цветов: белый, черный. Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки – игрушки, одежда кукольная и детская, предметы быта.

С возрастом восприятие цвета совершенствуется : например задание на выбор по образцу без названия цвета – почти не выполняют дети до 2-х лет, выполняют примерно ½ детей к 2г.6мес., а уже к 3 годам большинство детей испытывают потребность знать и называть 5-6 цветовых тонов.

С отвлеченными цветами (эталонами цвета) не знакомятся, только через наблюдение окружающей действительности.

Э.Г.Пилюгина отмечает, что наиболее доступными являются задания на группировку предметов идентичного цвета. Хуже ориентируется на цветовые свойства при выборе по образу. Это связано с избирательным отношением детей к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы.

Задание на выбор по образцу выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов и образца. Эта представляет для детей определенные трудности: некоторые продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз на предмет одного и того же цвета, независимо от образца. Часто после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию.

В начале предлагают детям группировать предметы контрастных цветов (красный - синий, желтый - синий, белый - черный), затем переходят к группировке близких цветов (синий - зеленый, желтый - красный, желтый - зеленый).

В начале предлагают задания на выбор одного цвета из двух контрастных, после переходят к заданиям на выбор одного - двух цветов из предлагаемых четырех.

Используют продуктивные задания: рисование в соответствующих тонах, выкладывание мозаики разного цвета по образцу с словесными заданиями. Цель таких заданий – фиксировать вниманием детей на том, что цвет может быть признаком разных предметов и использоваться для их обозначения («Гуси с гусятами», «Одуванчики и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Курочка и цыплята»).

Величина: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, тяжелый – легкий.

Любая величина изучается в сопоставлении и сравнении. Объекты сравнивают по размеру: визуально (на глаз), путем накладывания, прикладывания, помещение одного в другой (матрешки, бочонки, ведерки, формочки – вкладыши), по весу – путем взвешивания на руке.

Сюда же относятся ситуации, в которых ребенок учиться характеризовать количество и объем много - мало (например: много воды в банке, мало в чашке; много булочек в тазу, мало – в тарелке).

Форма: одинаковая – разная.

Существует множество заданий типа «найди пару», «найди такой же» – для этого используются детали мозаики, конструктора, детской посудки. Полезно использовать задания типа «найди такой же, но красный», «найди такой же, но большой». Надо следить, чтобы формы были полностью тождественны. Целесообразно использовать при этом геометрические формы (тела) и фигуры, т.к. трудно подобрать, например, изображения животных абсолютно одинаковых по форме, но разных по цвету.

Э.Г.Пилюгина отмечает, что особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Сначала ребенок вместе со взрослым обводит контур предмета, затем сам, только после это переходит к чисто зрительному анализу.

2. Выделение количественных характеристик множеств

а) один – много. Характеристика «много» оценивается визуально, но не требует пересчета, «один» - это уже начало обучения отсчитыванию.

Ее встраивают в контекст практических действий (например: на подносе много булочек, а у каждого на блюдце - по одной булочке).

б) один, два – через рассматривание частей тела, парных предметов (рукавички две, а шарф шапочка – одна…).

3. Пространственное расположение предметов

а) Расположение относительно замкнутой линии (внутри - снаружи) – эти характеристики формируются в речи во время игры и различной деятельности детей: кукла в домике, она внутри; пуговицы в коробке, они внутри; дверь закрыли, зайка остался снаружи; что внутри этой матрешки? и т.д.

б) Расположение в пространстве – в играх и речевом общении постоянно используются предлоги и наречия, характеризующие пространственное положение самого ребенка и окружающих предметов. Надо стараться не просто употреблять их, характеризуя готовую организованную ситуацию, а делать малыша главным организатором пространства. Для этого используют «ситуации по заданию»: встань на коврик; спрячь под стол; поставь сандалики под стульчик…

Используют также подвижные картинки.

в) Расположение на линии (между, за, перед, следом) – эти характеристики фиксируются в речи и практической деятельности. Понимание такого расположения предметов (упорядочение) является основой для понимания принципа порядка при построении множества натуральных чисел: кукла перед мишкой; кто следом за куклой?; кто между мишкой и зайкой?

Классический пример упорядочения последовательности – сказка «Репка»: дедка за репку, бабка за дедку…

Используют другие сказки с упорядоченным появлением героев: «Теремок», «Колобок»… Также можно использовать пальчиковые игры с последовательным касанием пальчиков. Например:

«Мыла мышка мылом лапку,

каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой…».

К осознанию необходимости упорядоченности некоторых процессов (например: одевание, раздевание, умывание) подводит разрешение проблемных ситуаций: надели шапку, а как теперь надеть свитер?; обулись, а как надеть колготки?; надели рукавицы – не можем застегнуть шубу.

Развитие познавательных процессов в предметно-манипулятивной деятельности

Познавательные процессы – это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

1. Мышление (практическое, теоретическое и творческое)

Успешность познавательного процесса обеспечивается сформированностью у человека характерных приемов умственной деятельности.

Существует возможность активного включения в процесс математического развития младших дошкольников различных приемов умственных действий на математическом материале.

~ Сериация – построение упорядоченных, возрастающих и убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладыши-формочки, мисочки, бочонки. Сериацию можно организовать по признаку размера: длина, высота, ширина. Например: постройка лестницы из трех кубов, цилиндров разного размера.

Если предметы разного типа, например игрушки, то можно предложить расставить их по росту.

~ Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы по определенному признаку.

~ Синтез – соединение различных элементов, признаков, свойств в единое целое. Психология анализ и синтез рассматривает как взаимодополняющие процессы (анализ через синтез и наоборот).

Анализ и синтез широко развиваются в конструировании. Задания на формирование умения выделять признаки того или иного предмета, а также на соединение их в единое целое можно предлагать и с первых шагов математического развития ребенка:

– задания на выбор предмета из группы по любому признаку (предлагаются с 2 лет) (возьми красный мяч; принеси большой кубик);

– задания на выбор нескольких предметов по указанному признаку (с 2 лет) (выбери все мячи…);

– задания на выбор одного предмета по нескольким указанным признакам (с 3 лет) (принеси большой синий мяч, маленький красный кирпичик…);

– изучение квадрата, круга, цилиндра, конуса, куба также предполагают действия анализа: например при рассмотрении квадрата выделяют углы и стороны;

– игры с разрезными картинками, пазлами – это тоже упражнение аналитико-синтетического характера.

~ Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется основанием классификации. В раннем возрасте проводят классификацию по заданному основанию, а задания на поиск самого основания не используют (только в старшем дошкольном возрасте) т.к. они требуют определенного уровня сформированности операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

В качестве основания классификации может выступать:

– название объекта (чашки и тарелки, круги и квадраты, шары и кубики);

– размер (большие и маленькие мячи, длинные и короткие ленточки…);

– форма (сортировка геометрических фигур и тел);

– любые другие признаки нематематического характера (грузовые и легковые машины; домашние и дикие животные).

~ Сравнение – логический прием УД, требующий выявления сходства и различия между признаками предметов.

Ребенок легче находит признаки различия, чем сходства.

– задания на разделение группы объектов по какому-то признаку требуют сравнения;

– игра вида «Найди такой же» направлена на умение сравнивать.

~ Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение у дошкольников формируется как выделение и фиксация общего признака двух или нескольких объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом его деятельности, например классификации: Эти все синие, а эти все – красные; эти все большие, а эти все – маленькие.

Приведенные примеры сравнения и классификации всегда заканчиваются обобщением.

2. Память

Это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения. Развитие словесной памяти осуществляется через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, песенок…

Развитию образной памяти способствуют специальные игры:

- «Что пропало?» - С ребенком рассматривают 2-4 предмета (картинки на фланелеграфе) – каждый он должен уметь назвать. Затем воспитатель накрывает платком, прячет один предмет.

- «Что изменилось?» - Предлагается небольшая сюжетная группа. Ребенок ее запоминает. Затем педагог изменяет 1 (максимум 2) деталь. Задача малыша заметить, что изменилось (например: мишка сидел на стуле, а теперь на полу; у куклы был зеленый бант, а теперь – красный). Данные упражнения способствуют также развитию зрительного внимания.

Читайте также: