Как научить ребенка ценить вещи и игрушки

Обновлено: 25.04.2024

Маленькие дети не очень-то берегут предметы, которые у них есть, а родители не придают этому значения, все прощая малышам. Если упустили этот важный момент в воспитании ребенка, не удивляйтесь, что чуть позже он испортит дорогую мебель или растранжирит семейную собственность.

Бережное отношение к вещам нужно начать взращивать в ребенка как можно раньше. Дети ничего не понимают в деньгах, для них ничего не значит, что что-то стоит дорого. Зато дети могут понять, что такое время, и какая связь существует между действием и вознаграждением. Предложите, например, ребенку мороженое за какую-нибудь легкую работу, уборку игрушек, чтобы он это запомнил.

Чем старше дети, тем более сложным должно быть задание и вознаграждение. Чем выше награда, тем больше времени потребуется, чтобы ее получить. Подобные ваши старания приучат ребенка к труду и научат его ценить труд других, помогут понять, что труд чего-то стоит и сколько стоит.

Предложите ребенку вложиться в семейные расходы. Почему, например, только папа и мама покупают мебель? Пусть ребенок сделает инвестицию в покупку мебели из своей копилки. Или пусть примет активное участие в выборе дивана или шкафа.

Поручите подростку регулярную работу по дому, за которую вы будете платить ему зарплату.

Поговорите с ребенком, который не убирает игрушки перед сном или бросает книгу, где попало. Если эти предметы имеют для него ценность, пусть он кладет их на место. Если они ему надоели, то лучше отдать их другим детям, у которых нет игрушек. Так вы приучите ребенка к благотворительности.

Воспитывая в ребенке бережное отношение к предметам, не забывайте, что порча игрушки может быть частью детского исследования, как устроен предмет внутри. Иногда ребенок ломает игрушку, не потому что он ее не бережет, а потому что ему интересно узнать ее содержимое.

Воспитание бережливости может быть сфокусировано не только на игрушках. Пусть ребенок занимается уборкой вместе с вами, вытирает, например, пыль на мебели или на машине и слышит родительскую похвалу.

Если ребенок испортил дорогую мебель или аппаратуру, скажите ему, что он должен заплатить за поломку, отработав, например, несколько часов на уборке территории у дома или своей квартиры. Так он поймет связь между своим плохим действием и необходимостью компенсировать свой плохой поступок трудом.

Очень часто на родительских форумах поднимается тема детской неблагодарности, мол, столько всего ребенку подарили, а он даже спасибо не сказал. Поиграл недолго и забыл про игрушку. Впрочем, это касается не только материальной стороны. Часто дети не ценят каждодневную заботу родителей о них, воспринимаю всё как обязательства по отношению к ним.

Как научить ребенка ценить любое доброе дело

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаете

Через подобные моменты проходили многие мамы и папы. Исходя из собственного опыта, они предлагают начинающим родителям воспользоваться их советами, чтобы ребенок как можено раньше научился ценить усилия взрослых.

1. Слова благодарности

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеlove and respect parents

Чтобы в детском лексиконе появились слова "спасибо" и "благодарю", родители должны их произносить чаще сами. В том числе, и в адрес самого ребенка за выполненную работу. Но нелишним будет и ему напоминать, что надо благодарить взрослых и за подарки, и за помощь, и за заботу.

2. Домашняя работа

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеgreat smoky mountains association

Когда ребенок выполняет посильную домашнюю работу, то он понимает, что это не самое увлекательное занятие и оно требует усилий, времени. Тогда он сможет оценить труд взрослых, у которых объемы значительно больше.

3. Пример взрослых

Если родители малыша неуважительно относятся к старшему поколению, не благодарят их за любую мелочь, то дети будут копировать такое поведение и применять в своей жизни.

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеTeaching Children Consent

4. Общее дело

Чувство сострадания ребенок может испытать, если будет помогать взрослым в благотворительной деятельности, например, купить и отнести корм в приют для животных. Или отдать свои игрушки, одежду, которые уже не используются, нуждающимся детям. Такие примеры помогают ценить то, что им досталось "просто так".

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеboy with girl walking to school

Также можно ввести в семейные традиции такие моменты:

  • за ужином рассказывать, кому благодарны за день;
  • писать благодарственные письма за подарки Деду Морозу, бабушке и дедушке;
  • оговорить, по каким случаям могут быть куплены подарки и придерживаться этого;
  • использовать ролевые игры с игрушками, чтобы научить произносить слова благодарности.

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаете

Надеемся, что эти советы опытных родителей помогут вам в воспитании ребенка благодарным и щедрым человеком.

Как научить детей беречь и ценить вещи

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

- Хранится это учебный год, потом выбрасывается , - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

- Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

- Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру обложены мягкими игрушками, их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Очень часто на родительских форумах поднимается тема детской неблагодарности, мол, столько всего ребенку подарили, а он даже спасибо не сказал. Поиграл недолго и забыл про игрушку. Впрочем, это касается не только материальной стороны. Часто дети не ценят каждодневную заботу родителей о них, воспринимаю всё как обязательства по отношению к ним.

Как научить ребенка ценить любое доброе дело

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаете

Через подобные моменты проходили многие мамы и папы. Исходя из собственного опыта, они предлагают начинающим родителям воспользоваться их советами, чтобы ребенок как можено раньше научился ценить усилия взрослых.

1. Слова благодарности

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеlove and respect parents

Чтобы в детском лексиконе появились слова "спасибо" и "благодарю", родители должны их произносить чаще сами. В том числе, и в адрес самого ребенка за выполненную работу. Но нелишним будет и ему напоминать, что надо благодарить взрослых и за подарки, и за помощь, и за заботу.

2. Домашняя работа

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеgreat smoky mountains association

Когда ребенок выполняет посильную домашнюю работу, то он понимает, что это не самое увлекательное занятие и оно требует усилий, времени. Тогда он сможет оценить труд взрослых, у которых объемы значительно больше.

3. Пример взрослых

Если родители малыша неуважительно относятся к старшему поколению, не благодарят их за любую мелочь, то дети будут копировать такое поведение и применять в своей жизни.

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеTeaching Children Consent

4. Общее дело

Чувство сострадания ребенок может испытать, если будет помогать взрослым в благотворительной деятельности, например, купить и отнести корм в приют для животных. Или отдать свои игрушки, одежду, которые уже не используются, нуждающимся детям. Такие примеры помогают ценить то, что им досталось "просто так".


Также можно ввести в семейные традиции такие моменты:

  • за ужином рассказывать, кому благодарны за день;
  • писать благодарственные письма за подарки Деду Морозу, бабушке и дедушке;
  • оговорить, по каким случаям могут быть куплены подарки и придерживаться этого;
  • использовать ролевые игры с игрушками, чтобы научить произносить слова благодарности.

Как научить ребенка ценить то, что вы для него делаетеКак научить ребенка ценить то, что вы для него делаете

Надеемся, что эти советы опытных родителей помогут вам в воспитании ребенка благодарным и щедрым человеком. Вы же хотите нормального отношения к себе в старости. Если у вас есть свои секреты на этот счет, то поделитесь с нами, пожалуйста.

Здравствуйте, мой сын абсолютно не умеет ценить вещи, у него всё ломается, падает, бьётся. Уже поменяли 3 планшета, 3 мобильных, потому что падают постоянно.

Поцарапал экран телевизора, поцарапал экран ноутбука, проковырял дырку в стене, оторвал переплёт у школьной книги, который немного отошел, отрывает обои, если найдёт где-то зацепку, отрывает обивку дивана и стульев.

В остальном абсолютно золотой ребёнок. Я не понимаю, в чем дело, сначала думала маленький, не понимает, пройдёт. Сейчас уже не маленький, не прошло. Что делать?

То, что вы описываете очень похоже на повышенный тревожный фон. Так бывает, когда есть напряжение, а возможности для его разрешения нет. И дело абсолютно не в бережливости и аккуратности. Насколько я понимаю, он сам это отковыривает и ломает. Но важно понимать, что он это не контролирует. А значит наказывать за это не только бессмысленно, но и вредно.

Гораздо эффективнее помочь ребёнку понять то, что происходит и дать несколько альтернативных способов прожить то состояние, которое есть. Для этого я рекомендую технику контейнирования эмоций. Вам нужно признать происходящее: "похоже что-то происходит" или "кажется, ты сейчас тревожишься" или "понимаю, страшно". Потом легализуйте то, что происходит: "конечно, страшно, понимаю" или "я тоже очень волнуюсь перед тем, как. ". И потом поищите вместе те способы, которые помогут. Я настоятельно рекомендую дыхательные упражнения и другие телесные практики. Например, можно не стол ковырять, а делать себе мягкий массаж (например, только ладоней или головы). Это вернет связь с телом, а значит и реальностью. Ведь пока ребёнок ковыряет и отрывает, он погружен в свое состояние и, возможно, даже не слышит вас/не видит.

В помощь есть ещё одна техника: когда замечаете, что ребенок начал рвать и т.д., попросите сначала назвать предметы, которые он видит, потом звуки, которые слышит и потом ощущения, которые есть в теле. Это тоже вернет в настоящее.

Если же ребёнок несколько неуклюжий, неловкий, то его важно развивать. Подойдут все виды физической нагрузки, а особенно: игры с мячом, балансиры, лестницы, все, где надо пролазить и залазить, жонглировать. Это развивает межполушарные связи. Обратите внимание и на то, что провоцирует тревогу. Для этого стоит завести блокнот, где вы будете фиксировать все, что видите (можно спрашивать ребёнка): например, пришёл со школы, были гости, поздно лёг спать и т.д. Спустя время вы заметите аналогию и сможете проследить, откуда "растут ноги".

Также, обращаю ваше внимание, что дети отражают семейную систему, поэтому желательно проводить коррекционные работы внутри семьи: проговаривать конфликты, учиться выражать эмоции, обратите внимание на то, как вы реагируете на ребёнка (есть ли уважение к его чувствам, нет ли обесценивания, запрета на эмоции и т.д.).

Читайте также: