Как назвать деревянную игрушку

Обновлено: 14.05.2024


Незамысловатые и грубо вырезанные фигурки не так просты какими кажутся на первый взгляд. Эти куколки с очень давней и запутанной историей, как,впрочем, и все древние артефакты. Их вырезали из бруска дерева, затем фигурку тщательно обтесывали, придавая ей человеческую форму и гладкость. Как видно на фото фигурки объемные, но встречаются и плоские экземпляры. Схема изготовления северной обрядовой куклы-талисмана или оберега выглядит так:


Куколку наделяли сверхъестественной силой, верили в то, что она оберегает от несчастий, болезней и злых духов. Использовали в различных языческих обрядах вместе со специальными приговорками. Сценарий одного из таких обрядов предполагал вращение куколки в разные стороны под соответствующую приговорку, текст которой зависел от того, о чем просит человек свою куколку.

Интересно, что у кукол нет четко оформленного лица, у некоторых экземпляров лицо отсутствует, у других черты лица намечены врезами или впадинками. Оказывается, этому есть объяснение, язычники верили что злые духи могут вселиться через нос, глаза, уши и рот, поэтому мастер, вырезающий куклу, защищал ее таким образом от проникновения неведомых сил. Предназначение куклы-быть всегда рядом с хозяином, оберегать его, поэтому куклу мастерили без ног, чтоб она не ушла. Хозяин куклы берег ее всю жизнь, всегда держал при себе и забирал с собою в загробный мир. Поморы всегда хранили своих личных куколок в укромных местах и на обозрение не выставляли. Только во время некоторых праздников было обязательным присутствие куклы на праздничном семейном застолье.

Интересно происхождение названия оберега. Куклы появились в древние времена, и уже никто точно не знает откуда они взялись. Есть несколько версий происхождения и названия, одна из которых связывает панку с Литовским нашествием. Некоторые исследователи культуры Поморья утверждают, что и сама кукла, и ее название существовали за долго до событий 1612 года.

Краеведы указывают на связь оберега с фино-угорским этносом и с названиями городищ и курганов, сохранившихся на Севере и принадлежавших ранее различным народам, некогда населявшим эту территорию. Например, Пановы могилы или Паны, Пановы-эти топонимы датируются 11-14вв и не имеют отношение к Литовскому нашествию. Таких куколок археологи часто находят в курганах и могильниках, которые строили исконные северные народы.


Другая версия предполагает, что название связано с измененным "пам" у коми, которое обозначала как божество, повелевающее духами, так и человек, наделенный бессмертием и волшебной силой.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.


В детстве у многих из нас были такие игрушки, как неваляшка (в русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька»), матрёшка, юла или волчок, пирамидки и кубики. Было в них что-то такое необычное и притягательное, из-за чего хотелось поиграть с ними подольше.

Конечно, раньше у наших предков ничего не делалось просто так, во всём был смысл. Так и детские игрушки – это не просто развлечение, а предметы, несущие порой далеко недетский смысл.

Взрослые создавали такие поделки для воспитания в детях особых настроек на развитие мышления, глубокого и многомерного. В виде детской игрушки передавались символы, благотворно действующие на безсознательном уровне на психику ребёнка.

Психологи рассказывают, что в эти игрушки были заложены сакральные архетипы, т. е. образы поведения, создающие связь с истоками человеческих инстинктов, активирующие их. У каждого типа своя особая геометрия формы, своё значение.

Ванька, а ну-ка, сам встань—ка!

Как ни тронь неваляшку, как ни толкни её, а она всё равно встаёт, да ещё и улыбается. Кругленькие щёчки, округлые бока. Всё гладенько, никаких острых углов. Так наши предки вложили в неваляшку образ гармоничного самовосстановления в любой ситуации, что бы ни случилось. Тут заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.


Ванька-встанька

Возможно, прототипом неваляшки стал чебурашка, «создателем» которого был не автор книги Эдуард Успенский, а те, чьи имена нам сейчас и не отыскать. Ещё в словаре Даля можно встретить понятие «чебурка», «чебурашка», что означало непотопляемый деревянный шар, используемый бурлаками, или ваньку-встаньку – «куколку, которую, как ни кинь её, сама встаёт на ноги».

Герой истории Успенского, обнаруживший чебурашку, не сам придумал название незнакомой ему зверушки, этот образ был ему известен, хотя в современном на то время словаре такое понятие найти не смог. Многих слов Даля не было в советском словаре. Да и в самом словаре Даля были собраны не все понятия. А вот игрушка до наших дней дошла. Несокрушимо улыбается несмотря ни на что.

В неваляшке заложена и способность к самоисцелению, главное помнить о своём внутреннем ваньке-встаньке, держать с ним связь. Как бы ни упал, всё равно в тебе есть сила, чтобы снова встать и снова улыбаться жизни.

Матрёшка – в многомерный мир окошко

Матрёшка – одна из самых занимательных игрушек, которая хранит в себе глубинные знания об энергоинформационной матрице устройства многомерного мира (макрокосмосе) и о нас самих (микрокосмосе). Матрёшка выступает как символ единства многопроявленной Вселенной.

Название её произошло от уменьшительно-ласкательного женского имени Матрёна, одно из значений которого «мать семьи». Насколько нам известно, первая матрёшка вмещала в себя семь фигур подобно семи телам любого объекта во Вселенной. Традиционно одежда каждой матрёшки была окрашена в один из цветов радуги, что отображает спектр светового излучения (цвета) ауры от красного до фиолетового.


Матрёшка

Со временем стали делать матрёшки других расцветок и образов. Так на ярмарках среди кустарных изделий можно было встретить матрёшки, изображающие различных героев: от пастушков со свирелью до женихов с невестами, от древнерусских витязей и бояр до конька-горбунка и рыбака с рыбкой.

Примечательно, что не только в России делают фигурки, которые можно вставить друг в друга, по типу нашей давней знакомой Матрёны. Есть похожие на них наборы пустотелых кукол в Индии и Китае. В Японии тоже есть свои матрёшки в виде буддийского мудреца Фукурамы, в которого вложены фигурки его четырёх учеников. В стране восходящего солнца этот мудрец ассоциируется со счастьем и процветанием.


Японская матрёшка — мудрец Фукурама

Хочешь жить – умей вертеться

Не валяться на печи (читай – диване), не унывать, действовать, быть в движении учит нас юла. Запуская её, мы прикладываем силу, и чем сильнее зададим заряд энергии, тем дольше будет вертеться, вибрировать и жужжать юла. Так и с моторчиком внутри нас: бытие существует, пока есть движение.


Танцует волчок, движется – живёт. Проходит время вращения, он останавливается и падает, уходя в небытие – состояние, противоположное жизни – смерть, пока дыхание жизни через энергию наших рук снова не запустит его. Вращается планета, вращается галактика, вращается поток энергий, создающих всё это.

Бирюльки – мир меняй, но не разрушай

Известная по всему миру игра учит терпению, концентрации и ловкости рук. Играть в бирюльки очень полезно и детям, и взрослым. Данная игра развивает внимание, логическое мышление, учит выстраивать коммуникационные навыки для общения с другими игроками, что крайне важно для детей. Также тренируется усидчивость.

На Руси бирюльками были сделанные из деревяшек крошечные фигурки, изображающие, к примеру, домашнюю утварь. Часто детишки сами оттачивали их. А крючки для того, чтобы подцеплять бирюльки, гнули из балалаечных струн. Каждую бирюлечку из кучки нужно было вытащить так, чтобы не задеть, не пошевелить остальные.

Позже для забавы стали использовать самые разные предметы: палочки, соломинки, цветные карандаши, игральные карты. Сейчас есть и другие вариации этой игры, известные под названиями Башня или Дженга, по ним даже проводятся турниры среди взрослых почитателей.


Дженга — потомок бирюлек

Главное, суть остаётся прежней – забрать предмет, не нарушив общей картины. Помните, как вытаскиваешь по одной палочке, и дыхание замирает? И если говорить о глубинном смысле этой игры, то она даёт представление о взаимосвязи всех процессов, происходящих в мироздании, символизирует возможность перемен без разрушения всей системы.

Удивительно, что от такой сосредоточенной игры появилось устойчивое речевое выражение противоположного значения. Согласно фразеологическому словарю русского литературного языка «играть в бирюльки» – заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.

Коники и птички – привет солнцу и водичке

Происхождение традиционных игровых предметов связывают с изначальным их использованием в культовых обрядах, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь – солнце, птица – водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времён до нашего времени несут именно такой смысл.

Деревянные коники символизируют связь с движением солнца по небосводу и уходят своим происхождением к ритуалам поклонения ему, известным среди скифов и славян. Солнечный конь представляет архетипический образ в виде игрушечных деревянных коней-каталок, глиняных коньков-свистулек.


Свистульки

Последние, как и известные птички-свистульки, использовались в качестве магических инструментов для общения с душами предков, которые остаются рядом с нами незримо нашему глазу. Свист с глубокой древности также считался надёжным средством отпугивания злых сил.

Кстати, всевозможные погремушки, трещётки и свистелки становятся первыми музыкальными инструментами в руках детей, развивая в них творческое начало.


Тяни-толкай (добро и зло)

Вспомним ещё глиняного чёрно-белого коня тяни-толкай, как символ единства взаимодействия условных сил добра и зла, света и тьмы, инь и ян – пассивной (женской) и активной (мужской) энергии всего сущего.

Ощущение жизни через игру

Стоит отметить разницу формирования восприятия ребёнком собственного и окружающего мира. Так, тряпичная или деревянная игрушка, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и миром вокруг, воспитывая ласковое, небоязливое отношение к миру.

Ребёнок, чьё детство проходит исключительно среди пластмассовых игрушек, воспринимает, в некотором роде, и искусственное подобие жизни. Трансформеры, киборги и куклы с псевдоидеальными формами искажают натуральные образы мышления. Поэтому у современных родителей, кроме всех прочих забот, есть ещё и большая ответственность за то, какое представление о жизни сформируют их дети.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными. А также всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такое народное поверье, что надо подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия.


Деревянные игрушки

Также и ребёнок, играя в деревянные игрушки, «подзаряжается» энергией дерева. Такие игрушки очень приятны на ощупь, благодаря своей структуре и теплу, положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно современным пластиковым. Таким образом, деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребёнка, стимулирует активные действия, побуждает его к исследованиям.

Деревянные игрушки как часть наследия народа не дают традициям исчезнуть и формируют причастность к культуре. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведения искусства!

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Читайте также: