Как называлась игрушка в россии до xviii века

Обновлено: 04.05.2024

Потешкой ее именовали. по-моему,очень выразительное словечко, более емкое по смыслу, чем современное "игрушка".

Расписная полая игрушка в виде куклы, разбираемая на две части в самом широком месте, внутри которой располагается такая же кукла, внешняя часть которой с достаточной точностью повторяет внутреннюю часть первой куклы. Внутри нее находится следующая кукла и так далее. Обычно имеет форму яйца или приближенной к ней фигуры, имеющей одни только выпуклости и плоское дно. Самая многоместная (50) матрешка была выпущена 1967 году для выставки в Монреале как символ Советского союза (к 50-революции).

Матрешкой куклу назвали не случайно. Распространенное имя Матрена было синонимом материнства с большим количеством делей, с дородной фигурой, в национальных одеждах.

Идея же художнику Малютину была подсказана куклой, привезенной из Японии, где внутри одной куклы были вложены несколько других. Сергей Малютин был активным пропагандистом русского стиля и воспользовался идеей. Первоначальная матрешка была с мальчиком и девочкой по очереди. И лишь после слив идеи росписи, вложенности и дородности воедино мы получили куклу-матрешку, известную и поныне.

Прошел уже год со времени последнего появления на телеэкранах Мистер Допинга и палача российского олимпийского спорта. Новых явлений "Иуды" народу после этого не было,как впрочем каких либо заявлений.

Официально он находится под Федеральной программой защиты свидетелей и тщательно прячется. У Мистер Допинга наблюдаются значительные финансовые затруднения, связанные с тем что за информаторскую деятельность он получил в итоге сумму меньше оговоренной, хотя квартира и дорогой автомобиль были им получены.Организован даже сбор средств на "жизнь и питание" Г. Родченкова.

Но вся эта информация со слов кого-то. Реально на последнем выступлении мы видели неизвестную личность(лица не видно, голос не похож), его не узнали даже люди работавшие с ним. Поэтому уже становится правдоподобной, витавшая до этого в воздухе, версия о том, что Г.Родченкова нет в живых; по крайней мере физически он может и существует, но в фигуральном смысле слова он скорее мертв, неинтересен. Зрителя на данный момент больше интригует не то что он может еще рассказать о допинге РФ, а банально живой это человек или нет.

В середине декабря 2018 года Госдума приняла закон о любительской рыбалке. В этом законе закреплена норма о бесплатном рыболовстве в личных целях и сохранена возможность для использования сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом любой российский рыбак может бесплатно заниматься ловлей рыбой во всех общественных водоёмах, за исключением тех водных объектов, которые предоставлены для ведения рекреационных рыболовных хозяйств, а также находятся в собственности гражданских или юридических лиц.

Следует учесть, что рыбалка с использованием электроудочек запрещён, а также ограничена продажа сетей. Помимо этого как и прежде запрещена рыбалка с использованием взрывчатых и химических веществ, а также с помощью электротока.

Также следует помнить, что при этом должна соблюдаться суточная норма вылова

lpcNmd9G0CwGC5FCdXN3VI2EjkKjN5N.jpg

Закон должен вступить в силу с 1 января 2020 года.



Знаете, мнения синоптиков расходятся с приметами, которые являются народными.

А вот по народным приметам март теплым не будет - он будет самым обычным, слякоть и сырость, холодный ветер, колебания температуры воздуха от чуть выше нуля днем до морозов ночью. И тепло придет только в апреле текущего года. Но будет и кратковременное похолодание в этом месяце, которое совпадет с таянием снежного и ледяного покрова. А в мае ожидается даже летняя жара - кое-где термометры покажут до 25 - 30-ти градусов тепла.

Еще народные приметы базируются на количестве снега зимой и силе морозов. Чем больше снега и сильнее морозы, тем более поздней будет весна.

И возвращаясь к началу моего ответа, скажу - понаблюдаем, чей прогноз окажется более верным. Источник здесь.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.


Неваляшка или, как ее еще иногда называют, ванька-встанька – одна из самых первых игрушек в жизни многих советских детей. Да и после распада СССР актуальность этой куклы не угасает. С этой игрушкой выросло не одно поколение, ведь в России игрушка появилась около двухсот лет назад. Особенность неваляшки в том, что она безопасна для ребенка, даже самого маленького. Интерес у детей она вызывает благодаря вечному стремлению встать в исходное положение. Это поистине неотъемлемая часть советского прошлого. Многие до сих пор ассоциируют эту куклу с нашей страной, хотя, по правде говоря, изначально придумали ее в Восточных странах.

Дарума - восточный прототип неваляшки

Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, который не видел или не слышал об игрушке неваляшке. Эта кукла давно ассоциируется по всему миру именно с нашей страной. Но не все знают о ее родине и истории появления на территории Советского Союза. Хотя история неваляшки достаточно интересная. Историки сошлись во мнении, что впервые неваляшку придумали в восточных странах, а именно в Японии. А вот к нам первая неваляшка, точнее ее прообраз, была завезена около двух веков назад. Скорей всего игрушку привезли японские купцы.

В Японии эта непадающая фигурка называется дарума, она олицетворяет индийского монаха Бодхидхарма, патриарха чань-буддизма, отвечающего в мифологии за счастье и исполнение желаний. Для японцев дарума является одним из символов их национальной культуры, а многие иностранные туристы любят покупать их просто в качестве сувенира.

Дарума в Японии до сих пор пользуется большим спросом у местных жителей и туристов

По легенде, Бодхидхарма непрерывно медитировал целых девять лет. Естественно, из-за этого его ноги и руки атрофировались. Кстати, поэтому дарумы всегда делают без рук и ног. За фанатичную преданность своей вере жители Японии почитают этого монаха. А спустя некоторое время он стал даже неким божеством, приносящим в дом счастье и исполняющим самые заветные желания, загаданные в новогоднюю ночь.

Эти игрушки мастера обычно делают из дерева или папье-маше, разукрашивая их потом в красный цвет, который помогает отпугнуть демонов. Хотя иногда дарумы встречаются зеленого, белого и желтого цветов. Каждую куклу украшают нарисованы усы и борода. Дарума всегда изображена без глаз, вернее без зрачков. Это делается для одного ритуала, который и сейчас пользуется популярностью у японцев и приезжих туристов.

Сущность ритуала такая: нужно купить даруму в храме, загадать самое важное желание и нарисовать в одном глазу куклы зрачок, а на подбородке написать свое имя, чтобы Бодхидхарма не перепутал и не исполнил это желание другому человеку. Потом необходимо поставить на самом почетном и священном месте дома эту куклу, ожидая исполнения желания до следующего нового года. Если мечта исполнилась за этот год, то хозяин дурумы рисует и второй зрачок, а если же нет, то ее сжигают в храме, где она была куплена. Чтобы не перепутать храм, у каждой фигурки есть своя печать. После этого выбирают себе новую куклу, в надежде, что она осуществит задуманное.

Сжигая куклу, владелец абсолютно не мстит этому божеству, а наоборот показывает свое стремление и непоколебимость в достижении исполнения своей мечты. Целеустремленность в своих желаниях еще и доказывает принцип куклы-неваляшки, имеющей центр тяжести, смещенный к низу. Ведь в любом случае она добьется своего и встанет вертикально.

Создание русской версии игрушки

Неваляшка быстро стала одной из наиболее известных среди всех советских игрушек

В Россию изначально дарумы привезли, как обычные японские сувениры. Но благодаря находчивости художника Сергея Малютина и токаря Василия Звездочкина, появилась русская версия этой куклы, став одной из икон советского дизайна. Причем этот прообраз национальной деревянной игрушки «матрешки» в будущем стал более известен по всему миру, нежели его прародительница.

Неваляшка – достаточно старая и любимая игрушка многих детей. Изначально русскую версию этой игрушки называли «кувыркан», а затем ее переименовали в «ваньку-встаньку», но со временем это название осталось лишь в фольклоре, а в народе стали называть просто «неваляшкой». Эта непадающая игрушка достаточно быстро набрала популярности. В основном производили их в Нижегородской губернии. Этих чудных неваляшек изготавливали из дерева, расписывая различными красками. Но все же классикой считалась неваляшка ярко-красного цвета, особенно в годы СССР.

Приобрести данную куклу можно было на ярмарках. Изначально цены на неваляшек были достаточно большими, поэтому многие семьи старались бережно хранить эти игрушки, чтобы они перешли потом их внукам и правнукам. Родителям важно, чтобы их чадо во время игры не могло пораниться или проглотить элементы игрушки, поэтому неваляшка отлично подходит даже для самых маленьких, благодаря абсолютной безопасности конструкции, подходящему размеру и форме этой куклы.

Многие полагают, что особую популярность эта игрушка приобрела благодаря скульптору Ивану Ефимкину, который в послевоенные годы работал технологом на фабрике игрушек. В тандеме с несколькими инженерами он разработал улучшенный механизм устойчивого равновесия, позволяющий постоянно возвращать куклу в вертикальное положение. Запатентовав этот механизм, работающие над неваляшкой удостоилась госпремии.

Многие дети любят неваляшку именно за ее «волшебные» способности не падать ни при каких обстоятельствах. Но, если детям не понятен механизм этой игрушки, то для взрослых все достаточно просто и объяснимо. Основа игрушки - закругленный пустой сосуд, внутри которого закреплено специальное грузило. Как раз с помощью этих простых хитростей игрушка не может упасть ни при каких обстоятельствах, она поднимается снова и снова. Так что, как бы дети не пытались раскачать и уложить эту куклу, она все равно моментально встанет в исходное вертикальное положение.

Безопасность и заложенная идеология неваляшки

Неваляшки пользуются спросом и в наши дни, правда немного изменив свой дизайн

Неваляшка достаточно быстро стала одной из наиболее известных среди всех советских игрушек. По совету детских психологов и других специалистов, детям дают играться с ней уже начиная с полугода, так как она помогает развивать координацию, слух и зрение, а ее внешний вид, напоминающий пупса, помогает развить фантазию у ребенка. Также эта игрушка привлекает и сосредоточивает внимание малыша благодаря вечно качающемуся корпусу и приятному мелодичному звуку куклы. К тому же игрушка безопасна из-за отсутствия острых углов и мелких деталей.

Власти СССР популяризировали эту игрушку еще и благодаря заложенной в нее идеологии. Вечно встающая игрушка имеет некий скрытый подтекст, а именно: несгибаемость советского человека несмотря на противостояние, а также воля к победе при любых обстоятельствах.

Массовое производство кукол

В 1957 году было разработано пару версий неваляшек для выпуска на заводе Тамбова. Этот завод был секретным объектом и одним из самых крупных предприятий РСФСР, производивших не только военную, но и некоторую гражданскую продукцию. Изначально изготавливать неваляшек собирались из побочного продукта производства пороха. Но решили от него отказаться из-за легковоспламеняемости, выбрав вмето него термопластичный полимер винилхлорида - бесцветную и прозрачную пластмассу.

Через год в СССР запустили уже массовое производство ваньки-встаньки, выпустив около ста двадцати тысяч штук. А спустя еще пару лет было уже более миллиона неваляшек. Кстати, эти игрушки пришлись по вкусу не только жителям СССР. Их начали покупать и многие другие страны, в том числе Венгрия, Словения, Германия, США, Австрия и прочие.

К 70-м годам неваляшки настолько были востребованы, что на Тамбовском заводе трудилось над их производством более полутора тысяч человек. Кстати, во время распада СССР и начала лихих 90-х, лишь производство игрушек-неваляшек спасло завод от закрытия, так как военных и оборонных заказов больше не было. Из-за этого в городе, где находится завод, со временем даже установили памятник спасительнице-неваляшке.

Метаморфозы неваляшки в современном мире

В наши дни создают огромное количество различных версий неваляшек

Несмотря на уже двухсотлетнюю историю неваляшки, эта игрушка актуальна и в современном мире. По традиции ее выпускают все на том же Тамбовском пороховом заводе, но уже в различных современных интерпретациях. Каждый год этот завод выпускает около ста тысяч различных неваляшек, которые с удовольствием раскупают не только россияне, но и казахи, белорусы, немцы, американцы и многие другие.

Сейчас к классическому красному пупсу-неваляшке добавились более тридцати других видов. Среди них: заяц, лиса, медвежонок, цыпленок и другие милые зверята. Также можно встретить среди неваляшек и героев фильмов, например, «Звездных воинов».

Каких сейчас только не встретишь неваляшек, даже в виде героев из популярного фильма «Звездные воины»

Каких сейчас только не встретишь неваляшек, даже в виде героев из популярного фильма «Звездные воины»

Даже в век инновационных технологий и разнообразия игрушек, неваляшка по-прежнему востребована и любима. Возможно, у многих это связано с ностальгией по советскому прошлому, но все же нельзя не учитывать ее актуальность и в наши дни. Яркий, необычный и безопасный дизайн подходит для детей любого возраста, поэтому неваляшка будет радовать еще не одно поколение. Еще плюсом этой игрушки является небольшая стоимость, в отличие от многих других игрушек. Предлагаем также узнать чем покорили мир 5 самых дорогих кукол в мире, за которые коллекционеры выкладывают миллионы «зелёных».



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Читайте также: