Как починить глиняную игрушку

Обновлено: 17.05.2024

Глиняные игрушки хрупкие, хотя именно в лепке филимоновских игрушек это учитывается и они, как правило, имеют обтекаемую форму без лишних налепных деталей. Обратите внимание, что самые традиционные филимоновские свистульки — свистульки-столбики, свистульки-подвесы, курочки и даже «барыни» и «солдаты» — вылеплены таким образом, чтобы их тулово можно было охватить детской рукой и удобно держать. А свистульки-подвесы имеют еще и веревочку, чтобы можно было повесить на шею и маленький ребенок не уронит ее в игре. Покупая игрушку для ребенка, сделайте правильный выбор по возрасту, но не бойтесь, если игрушка разобьется. Займитесь починкой игрушки вместе с детьми, научите их «лечить» свои игрушки и они снова вернуться в игру.

Как правило, бьются глиняные игрушки при падении на твердую поверхность (стол, пол) или при ударе обо что-нибудь. Вдребезги они не бьются, а у них, обычно, откалываются ножки, рожки, ушки, головы, носики или они раскалываются пополам. Надо бережно и аккуратно собрать все части и мелкие отколовшиеся кусочки, разложить все это на листе бумаги, чтобы оценить размер «ущерба»

Обожженная глина хорошо поддается склеиванию любым пригодным для этого материала клеем, но желательно бесцветным. Хорошо подходит клей «Момент», но работать им надо быстро. Намазываете склеиваемые части клеем (можно довольно обильно) и аккуратно, совмещая части по сколу, прижимаете друг к другу. Выступивший клей после его подсыхания обязательно надо удалить, чтобы он не остался на игрушке в виде темных полос («Момент» хорошо скатывается как резина). Старайтесь, чтобы клей не попал на другие части игрушки, иначе он даст темные пятна. Маленькие сколы также надо приклеить, совмещать их с игрушкой нужно по рисунку. Если работу выполнить аккуратно, то место склеивания будет почти незаметно за ярким рисунком, особенно если вы приклеивали рожки, ушки и носики.

Если мелкие сколы не удалось собрать и приклеить, то место скола можно затонировать краской, подходящей по рисунку. Возьмите для этого акриловую краску, они имеет более кроющий эффект, и дополните рисунок на месте скола.

Загрязнившуюся глиняную филимоновскую игрушку можно мыть небольшим количеством вода или протирать влажной тряпкой, основное условие, не использовать много воды и сильные моющие средства. Не стоит протирать игрушку спиртовыми растворами, они растворят краски. Даже если краски игрушки немного смажутся после протирания водой, их можно подновить акриловыми красками. Свисток, который дети берут в рот, никогда не покрывается краской, поэтому его можно протирать спиртовыми растворами, но очень аккуратно, и все-таки лучше его помыть с мылом, если это нужно.

Начнем с того, как же приготовить глину.

Наверняка, кто-то из вас хранит дома брусочек задубевшей "Голубой кудесницы". Купили в магазине, принесли домой, а она немного твердовата и в руках застыла до состояния, далекого от пластичности. :)

Как же быть с этим милым и теплым кирпичиком? Пусть полежит до лучших времен. авось сгодится?

У меня такого добра нет, но кусочек высохшей глины все же нашелся:

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 1

Сразу оговорюсь, приготовить глину можно несколькими способами. Я опишу, на мой взгляд, более понятный способ.

1. Если ваш кусочек глины не совсем высох, советую положить его на батарею без пленки и высушить основательно. День на батарее и кусок размером с кирпич и меньше будет вполне себе сух. Затем находим емкость и заливаем его водой.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 2

Мне во всем помогали ручки сына. Лезли везде и всюду и даже подготовили для урока красивый фон!

2. Обязательно прислушайтесь. Да-да! Поднесите ухо поближе к глине, которая впитывеает воду. Вы услышите много интересного. Это звуки доисторических лесов. глина расскажет о себе тем, кто захочет ее послушать.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 4

Ждать нужно, пока глина не впитает в себя всю воду и не осядет (помните, что это осадочная порода?) на дно ровным слоем. Сколько уйдет на это времени, не скажу. но несколько часов, скорее всего.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 6
Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 7

Красиво? То ли еще будет!

3. Сливаем воду. На дне остается кашица из глины, по консистенции напоминающая сметану. Такая глина называется шликер. Запоминаем это название — оно нам очень пригодится в будущем. Глина продолжает рассказывать свои были и небыли.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 8

4. Выливаем наше богатство на тряпку, сложенную в несколько слоев. Тряпка должна быть мягкой, хлопковой. В идеале старая наволочка или футболка. Формируем бортики, чтобы не расползлась сметанка.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 10

5. Ждем. Периодически проверяем. Глина должна стать по консистенции чуть мягче, чем когда из нее комфортно лепить. Смотрите по обстановке. Чем теплее и суше в помещении, тем быстрее она подойдет. У меня приготовилась за восемь часов. Дома тепло и чуть влажно. С краев подсыхает быстрее, если не уверены что вернетесь вовремя, прикройте края тряпкой. Я же говорила, интуитивно! :) Если пересушите, см. пункт первый.

Оживляем засохшую глину готовим материал к работе, фото № 12

Делать этот круговорот можно бесконечное количество раз. Правда, глины каждый раз будет становиться чуть меньше.

И еще, если глина чуть подсохла, то есть, из нее можно лепить, но она трескается, смочите руки водой обильно и промните ее до высыхания рук. Сначала может показаться что вода с рук никогда не впитается в глину, но скоро вы убедитесь, что это не так. Глина станет мягкой и трещинки волшебным образом уйдут! :)

6. Не забудьте герметично упаковать мягкую глину. Лепите с удовольствием!

Полимерная глина (холодный фарфор) сейчас весьма популярна в творчестве, изделия из нее пользуются большим спросом. Вещество было придумано для лепки голов куклам ручной работы, но потом стало применяться и для иных целей. Пластификаторы в составе этого материала придают эластичность, зато после запекания глина намертво застывает и больше не меняет форму.

Для создания оригинальных изделий нужно приобрести качественный клей для полимерной глины, с его помощью получится накрепко соединять отдельные элементы.

Цветок Сакуры из полимерной глины

Что лучше применять

Крепко склеить полимерную глину обычными клеями типа ПВА, домашними средствами из крахмала, конечно, не получится. Нередко вместо клея рукодельницы используют саму жидкую полимерную глину-гель. Обычно она применяется для присоединения мелких деталей к скульптурам, которые уже подверглись обжигу. Работать с таким средством не совсем удобно, ведь его застывание произойдет только после повторного обжига. Также можно использовать в работе с глиной профессиональные гели с пластификатором в составе:

  1. FIMO Liquid. Термоотвердевающий гель или жидкий пластик, который нужно запекать в обычной духовке. Позволяет склеивать готовые и сырые глиняные изделия, реализуется в цветном и прозрачном виде. Цена – около 700 рублей.
  2. Гель Sculpey Translucent Liquid. Также является термоотвердевающим, обладает аналогичными свойствами. Стоимость средства несколько выше – около 800 рублей.
  3. Клей латексный Fleur. Производится в России, имеет невысокую стоимость (150 рублей). После высыхания становится бесцветным. Надежно скрепляет глину, может служить для усиления каркаса изделия. Особенно часто используется рукодельницами в керамической флористике. Кроме глины, идеально подходит для картона, бумаги, пластика.

Гель FIMO Liquid

Несмотря на дороговизну, для соединения глиняных деталей часто применяется эпоксидный клей. По качеству, силе сцепления он превосходит все прочие средства. Более дешевые клеи с эпоксидкой имеют существенный недостаток – желтоватый цвет. Прозрачные составы стоят от 1000 рублей за тюбик 50-100 мл. Эпоксидным клеем можно прикрепить ручку к кружке, склеить бижутерию, статуэтки, магнитики, сувениры. Перед нанесением любой клей нужно готовить: соединить эпоксидную смолу с отвердителем в определенной пропорции.

Наиболее качественными из эпоксидных считаются клеи-компаунды. Они кристально прозрачные, дают высочайшую прочность шва. Примерами можно назвать Love 2Art, ПЭО-510 КЭ. После застывания средства будут напоминать стекло.

Некоторые мастера для склеивания полимерной глины применяют суперклеи (на основе цианакрилата). Такие средства идеально подходят для соединения небольших деталей, поскольку имеют мгновенную хватку, и времени на корректировку не остается. С их помощью присоединяют детали на магниты для холодильника, склеивают бижутерию. Расход средств минимальный, цена невысокая. Самым популярным суперклеем остается «Момент», имеющий среднюю вязкость и удобный удлиненный носик. Он схватывается буквально за 5 секунд. Также качественным суперклеем считается Loctite 406, его клеевой шов получается абсолютно прозрачным и не разрушается в течение нескольких лет.

Средство Loctite 406

Приклеивание частей изделий из глины – пример работы

Технология работы с глиной может меняться в зависимости от ее типа, но принципы склеивания деталей остаются одинаковыми. Клей рекомендуется применять, если есть риск потери скульптурой формы, отсоединения крупных и тяжелых деталей. Такие элементы следует обжигать отдельно, а затем намертво приклеивать к основному изделию. Аналогичным образом поступают со слишком тонкими деталями – например, с хвостиком у мышки.

Порядок работы с изделиями из глины:

  • приготовить все детали, которые уже прошли обжиг, проверить точную подгонку их в местах будущего склеивания;
  • лишнюю глину удалить при помощи наждачки;
  • поверхности протереть спиртом, водкой;
  • двухкомпонентные клеи смешать в нужной пропорции, однокомпонентные применять в готовом виде;
  • капнуть немного клея на каждый склеиваемый кусочек (полосками наносить нельзя, допускаются только капли);
  • выждать время, указанное в инструкции, до некоторого подсыхания состава (с суперклеями этот пункт неактуален);
  • соединить элементы, плотно прижать, удерживать 2-3 минуты;
  • оставить изделие сушиться до полного высыхания.

Работу с клеями нужно проводить в перчатках, респираторе, при хорошем проветривании. При попадании средства на кожу надо тщательно промыть ее с мылом. Если любой клей попал в глаза, важно хорошо промыть их и обратиться к врачу. Работать с полимерной глиной несложно, главное, приобрести качественный клей и действовать аккуратно, и тогда красивый результат обеспечен!

Клей для полимерной глины: популярные марки и порядок выполнения работ Клей для полимерной глины: популярные марки и порядок выполнения работ

Гипсовый и бетонный декор — отличный вариант для украшения сада, дачного или придомового участка. Эти материалы прочные, красивые, но пористые, поэтому требуют обязательной финишной обработки, которая продлевает срок их службы.

Чтобы краска идеально ровно ложилась и хорошо подходила для гипса или цемента, нужно правильно подбирать ее и строго соблюдать технологию нанесения.

Покраска гипсовых фигур

Покраска гипсовых фигур к содержанию ↑

Правила выбора и разновидности красок для садовых фигур

Декор для сада может быть изготовлен из разных материалов, поэтому свойства и нормы эксплуатации изделий различаются. Кроме того, даже одинаковые по составу фигурки служат неодинаково в зависимости от условий окружающей среды. Те изделия, которые стоят под прямыми солнечными лучами или на сыром участке и регулярно взаимодействуют с осадками, нуждаются в более серьезной защите, чем расположенные в тени.

Самыми долговечными считаются садовые фигуры из натурального камня или искусственного материала — полистоуна. Они длительно удерживают лакокрасочное покрытие и редко нуждаются в его обновлении. Гипсовые и цементные фигуры могут быстро поблекнуть, а некоторые виды красок на них и вовсе растрескиваются и облазят уже через пару месяцев эксплуатации. Изделия из гипса без дополнительной защиты от влаги могут намокнуть и рассыпаться, поэтому краска для них обязательно должна быть влагостойкой.

Садовая скульптура из полистоуна

Садовая скульптура из полистоуна

Профессионалы дают такие рекомендации по выбору краски для садовых фигурок:

  1. Масляные ЛКМ не стоит использовать для гипсовых изделий. Они формируют воздухонепроницаемую пленку, что пагубно сказывается на материале основы. Цементные фигурки лучше перед окрашиванием масляными красками обработать спиртовым раствором канифоли.
  2. Хорошо подходят для работы акриловые или латексные составы на водной основе. Они медленно выгорают, не склонны к истиранию, защищают изделия от атмосферной влаги и недорого стоят.
  3. Отлично смотрятся на гипсовых и цементных фигурках покрытия из фасадных красок — полимерных, эпоксидных, виниловых, акрилово-силиконовых. Такие материалы обладают высокой атмосферостойкостью, долго удерживают цвет, не выгорают и совершенно не боятся влаги. У них есть лишь один недостаток — высокая цена.
  4. Если хочется придать фигуркам эффект состаренного камня, можно не красить их, а обработать олифой или шеллаком. Для имитирования восковой поверхности на фигурки наносят смесь бензина или скипидара с воском, а после высыхания тщательно полируют.

Кроме указанных красок, для покрытия садовых фигур можно использовать сурик — ЛКМ с природным пигментом, имеющий насыщенный красно-коричневый цвет. Для получения эффекта золочения применяют поталь, для защиты от влаги и придания красивого блеска — лаки для наружных работ. Если фигурки делаются своими руками, краску нужно наносить сразу, на свежее изделие, а впоследствии периодически пропитывать поверхность грунтовками.

Подготовка к покраске

Заранее определяются с дизайном фигурки и конкретными расцветками ее деталей. В зависимости от этого приобретают нужный объем краски и колеруют в определенные оттенки. Как правило, краски белого, черного, бежевого цвета расходуются больше, поэтому их обычно покупают в увеличенном объеме.

Белый ЛКМ в разведенном виде может дополнительно применяться в качестве грунтовки. Также для покраски фигур подготавливают кисть, маленький валик, а для большого объема работ — краскопульт или обычный пульверизатор. Для прорисовки мелких деталей потребуется маленькая кисточка. Вместо валика вполне можно использовать губку или тампон из ваты, марли.

Реставрация садовой скульптуры из бетона

Реставрация садовой скульптуры из бетона

Нередко при ближайшем рассмотрении на старых фигурках выявляются трещины. Для их заделки понадобится шпаклевка для наружных работ. Отколовшиеся части приклеивают на жидкие гвозди или любой надежный клей, но к покраске после приступают не ранее, чем через 12 часов. Слой растрескавшейся старой краски снимают наждачкой, хорошо шлифуют фигурку до гладкости и наносят грунтовку в 1-2 слоя.

Порядок окрашивания фигурок

Покраску производят в хорошо проветриваемом помещении. Чаще всего первым слоем красят фигурку в белый цвет, чтобы цветные ЛКМ смотрелись более ярко, насыщенно. Такой прием дополнительно снизит впитываемость гипса и цемента и уменьшит расход пигментированной краски. После дают материалу высохнуть и карандашом наносят рисунок на поверхность фигурки. Затем прорисовывают краской все детали, при необходимости применяют обведение контуров темным тоном. Оставляют фигуру до полного просушивания на сутки и устанавливают на положенное место.

Как упрочнить гипс

Если в саду используются гипсовые фигурки, рекомендуется применять дополнительные средства для повышения их прочности. Это особенно важно, если изделия готовились самостоятельно, поскольку в таком случае в них вряд ли добавлены промышленные упрочнители и специальные модификаторы. Перед окрашиванием можно обработать фигурку раствором из 500 мл воды и 50 г клея ПВА, который выступает в роли надежной грунтовки. Не менее эффективным будет применение готового акрилового грунта и нанесение лака после покраски. Лучше всего покупать атмосферостойкий яхтный лак на силиконовой или полиуретановой основе с глянцем или приятной матовостью.

Яхтный полиуретановый лак Symphony Hardwood

Покраска фигурок под бронзу

Проще всего приобрести готовый состав с бронзовым оттенком, который используют сразу после высыхания базового белого покрытия. Более дешевым вариантом служит нанесение нитролака с серебряным или золотым пигментом, который реализуется в сухом виде. Такой состав наносят в 2-3 слоя, в противном случае он получится слишком прозрачным.

Покраска под бронзу

Уход за окрашенными фигурками

После покраски садовые фигурки нуждаются в правильном уходе, иначе обновленное покрытие не прослужит долго. Основные рекомендации таковы:

  • регулярно смахивать пыль и грязь с фигур мягкой тряпочкой, губкой;
  • пару раз в сезон обрабатывать их противогрибковым составом;
  • периодически обновлять слой защитного лака;
  • на зиму не забывать убирать фигурки в помещение для хранения.

Фигурки вокруг водоема в саду

Садовые фигурки — это интересный, практичный и долговечный способ декорирования придомового участка. При регулярном окрашивании и уходе они будут служить много лет и не испортятся от вредного влияния осадков и солнечных лучей.

Как выбрать краску для садовых фигур: правила, советы, подготовка и порядок окрашивания Как выбрать краску для садовых фигур: правила, советы, подготовка и порядок окрашивания

CraftView

Керамические изделия и глиняная посуда имеют много хороших качеств. Пожалуй, главный их минус – это хрупкость: одно неловкое движение и перед нами вместо вазы, кувшина, глиняной тарелки или фарфоровой чешки – кучка черепков. Это бывает очень обидно, особенно когда вещь "дорога как память".

Ремонт керамики. Чем можно склеить керамику и фарфор?

Чтобы восстановить винтажные и старинные керамические изделия можно применять методы музейной реставрации керамики и фарфора. Особенно подходит для случаев, когда приходится собирать керамику по мелким кусочкам.

Весь процесс ремонта керамики можно разбить на несколько последовательных этапов.

Подборка разбитых частей (фрагментов) и их монтаж – первое с чего нужно начать работу. Формально это значит собрать все куски и разложить их перед собой на столе в правильном порядке.

Предварительная сборка. Перед склеиванием необходимо провести предварительную сборку фрагментов. Это нужно, чтобы убедиться, что все части на месте, а также выбрать оптимальную последовательность склейки керамических осколков для наиболее плотной подгонки их друг к другу. Чем точнее будут подогнаны части, тем менее заметны будут линии склеивания.

Только затем следует, непосредственно, склеивание керамики.

ПОМНИТЕ: чем больше частей – тем сложнее склеивать керамику. Клеевой шов тоже имеет свою толщину.Наращивание неточностей, может привести к тому, что точно подогнать последние фрагменты будет невозможно.

Кроме того, могут возникнуть большие трудности с точным совмещением осколков из-за внутренней деформации в керамике разбитого изделия. Остаточная деформация может проявляться в разной степени в зависимости от различных факторов (формы изделия, размера и толщины осколков, плотность черепков, состава керамики и т.д.) и сыграть злую шутку даже при восстановлении целостности изделия, расколотого всего на несколько крупных фрагментов.


Склеивание керамики и фарфора в домашних условиях.

Нам понадобится эпоксидный клей. Его применяют, когда важна прежде всего высокая прочность склейки. Он обладает хорошей проникающей способностью и подходят для склеивания крупногабаритной и плотной керамики, а также частей, на которые приходится значительная нагрузка.

Пористую керамику предварительно перед склеиванием обрабатывают бесцветным пропиточным составом на основе сополимера БМК-5 и растворителя в концентрации 3-5% (можно варьировать до 5-7% в зависимости от плотности материала). БМК-5 можно использовать как клеевой состав – вязкость, которого регулируется концентрацией порошка – но этот клей уступает по прочности эпоксидному.

Чтобы снизить заметность швов на цветной керамике в клеевой состав БМК-5 можно добавлять порошковый краситель.

Также пригодятся малярная лента, резинка, воск или светлый пластилин нужен для формирования каркаса и фиксации элементов.

Ремонт керамики и глиняной посуды. Как это происходит шаг за шагом:

  1. Возьмите черепок с которого начнётся склейка. Обычно это самые большие черепки, к которым приклеивают более мелкие; черепки в основе, нижней части изделия.
  2. Если керамика пористая, места склеивания сначала нужно очистить кисточкой от пыли и укрепить пропитывающим составом на основе БМК-5. Состав наносят несколько раз через 5-10 минут до появления небольшой плёнки на поверхности разлома, которая говорит о достаточном насыщении материала.
  3. Затем на место разлома равномерно наносят клей и плотно прижимают части друг к другу. При необходимости, части фиксируют (чтобы не держать руками до застывания клея).
  4. Фиксация производят с помощью воска или пластилина. С его помощью черепки закрепляют с внутренней стороны изделия. Таким образом формируется каркас, на котором держатся осколки. Иногда удобно стягивать вместе части с помощью резинки или фиксировать их малярной лентой, которую следует наклеивать поперёк шва.
  5. Методично, черепок за черепком, следует восстановить разбитую керамику. Не стоит спешить и сразу пытаться склеить все изделие: приклеивайте по одному, или 2-3 осколка, не больше.
  6. Мелкие осколки можно склеивать клеем БМК-5 высокой вязкости, с концентрацией сухого вещества 10-15%. А поскольку такой клей не способен обеспечить такую же высокую прочность склейки как, например, эпоксидный клей, чтобы сделать изделие более прочным, эти участки можно укреплять изнутри пропитанными клеевым составом кусочком стеклоткани. . Часто после сборки крупных частей на керамике остаются заметные трещины и сколы. Убрать их или сделать менее заметными можно с помощью мастиковки. Для этого специальным составом (разрыхлителя, клея и цветного пигмента/красителя, если такой нужен) затирают швы и заполняют полости. С помощью техники мастиковки бесцветным, белесым составом хорошо убирать паутинку швов при реставрации фарфоровых статуэток и посуды.
  7. Когда куски керамики склеены, можно убрать фиксирующий каркас из пластилина или воска. Если он слишком твердый, размягчите его нагрев феном.

После просушки можно протереть или вымыть изделие, если есть такая необходимость.


Фиксация керамики резинкой при склеивании

Чем еще можно склеить керамику? Какой клей использовать?

Чем еще можно склеить керамику мы писали в одной из предыдущих статей. Например для этого можно использовать матовый клей-лак для фарфора. Но самый простой способ ремонта керамики - с помощью супер-клея. Это более быстрый и простой (но не универсальный и не всегда подходящий) способ склеить керамику. Он подходит если перед нами не старинная керамика и не китайский фарфор династии Тан или Сун.

Как склеить керамику обычным супер-клеем:

  • Соберите все осколки и очистите их.
  • Проведите предварительную сборку.
  • Обезжирьте место склеивания. Для этого можно протереть разлом ацетоном или уксусом.
  • Распределите равномерно клей на месте разлома.
  • Соедините части и дайте просохнуть.
  • Пористую керамику сначала пропитайте супер-клеем, а только затем склеивайте части повторно нанеся на них клей.
  • На отреставрированные фрагменты глиняной посуды можно нанести глазурь.

Преимущества метода: хорошая проникающая способность клея, высокая надежность швов, термоустойчивость, подходит для плотной тяжёлой керамики и фарфора, части не нуждаются в длительной фиксации.

Недостатки метода: быстрое затвердевание, невозможность коррекции осколков (если приклеили, то уже намертво), заметность клеевых швов.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Не рекомендуется реставрированную посуду использовать по назначению. Вредные вещества в составе клея могут выделяется в продукты при приготовлении и хранении.

Не существует универсального клея для керамики и фарфора, поскольку глиняная посуда и керамические изделия могут очень сильно различаться по своим свойствам и характеристикам.

Поэтому существует множество различных способов и техник склеивания керамики и фарфора. Определить какой из них лучше и какой выбрать клей, можно отталкиваясь от конкретной задачи и свойств конкретного керамического изделия. Часто приходится идти опытным путём.

Ремонт керамики – это достаточно большой пласт знаний, который требует глубокого погружения, если вы решили освоить этот навык на высоком уровне.

Музейная реставрация керамики и фарфора. Что почитать?

Для тех, кто хочет углубиться и досконально изучить ремонт керамики и фарфора, полезно будет почитать серьёзную литературу по теме. Очень подробно и основательно процесс и методы музейной реставрации керамики и глиняной посуды описаны в книге «Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации», 1999 года, издательства ВХРНЦ им. ак. Грабаря.


В этой книге собрано всё пригодиться практикующему реставратору. Она достаточно хорошо иллюстрирована и охватывает все аспекты и этапы реставрационных работ.

Это, пожалуй, одно из лучших пособий на сегодняшний день, предназначенное для специалистов, музейных реставраторов керамики, как начинающих, так и с многолетним опытом работы. При составлении учебного пособия авторы опирались на многолетний практический опыт реставрации керамических изделий.

Читайте также: