Как помочь ребенку пережить потерю игрушки

Обновлено: 19.05.2024

Спит, кормит, купает, берет во все поездки — потеря любимого игрушечного друга может стать серьезным стрессом для чада. Как помочь?

Мы поговорили с мамами, которые оказывались в такой ситуации, и они рассказали, как из нее вышли.

Объявить поиски

У сына была любимая коалка из шоколадного яйца — нашел еще в моих детских игрушках у бабушки и почему-то очень проникся. Игрушка маленькая, и в этом было множество плюсов. Никита строил своему Биби домики и лабиринты, катал на всем игрушечном транспорте, брал с собой везде — благо коалка легко помещалась в карман. Мы фотографировали ее во всех поездках, и однажды где-то на улице сын ее потерял.

Горе было безутешным, каждое утро начиналось со слез. Я в отчаянии дала объявления во все родительские группы района, вдруг кто-то находил. Потом — просто в группы мам, вдруг у кого-то дома есть такой зверек, я готова была купить его за любые деньги.

И через две недели одна из девушек откликнулась — она переслала мне точную копию Биби, которая валялась у нее без дела.

Деньги брать отказалась, но я выслала ей с курьером огромный букет. Никита был счастлив, но теперь Биби на улицу не выходит, только на балкон.

Придумать перевоплощение

Моя трехлетняя дочка потеряла игрушечного белого котика Мусю. Сначала мы придумали что-то — мол, Муся ушел, скоро придет. Надеялись с мужем, что она забудет и успокоится. Но каждое утро Варя бежала в коридор, проверить, не вернулся ли Муся, и с рыданиями возвращалась в постель.

Когда она перестала есть, я забеспокоилась. Мы с мужем написали письмо от имени Муси:

«Дорогая Варя, меня заколдовал волшебник, и ты должна узнать меня в магазине игрушек, сердце тебе подскажет. Я буду другим котом, но буду так же сильно любить тебя».

Мы пошли в магазин, и дочка остановилась возле огромного ярко-розового кота с воплем: «Я его узнала!»

Мы просили приглядеться получше — очень уж велик был зверь, но Варя оказалась непреклонна. Теперь Нью-Муся живет с нами и точно не потеряется.

Как помочь ребенку пережить потерю чего-либо — от игрушки до друга? Взрослым понятно, если ребенок переживает, потеряв близкого человека или лучшего друга. Но когда он теряет игрушку, пусть даже не самую любимую, они не всегда понимают, как правильно реагировать. Кто-то говорит, что это пустяки, обесценивает утрату: «Потерял — и что? Все теряют что-то. Переживет». Кто-то, наоборот, так сильно пытается смягчить боль утраты для ребенка, что готов купить ему все, на что он покажет пальцем, лишь бы забыть эту неприятную ситуацию.

Какая же линия поведения родителей принесет пользу ребенку? Для начала давайте разберемся, что происходит, когда ребенок что-то теряет.

Как ребенок переживает потерю?

По своей невнимательности, доверчивости, беспечности ребенок теряет какую-то вещь, которая была для него значима. Ее уже нет. Мы прилагаем усилия, чтобы ее найти, но так и не находим. И в данный момент мы уже ничего не можем сделать, чтобы эта вещь появилась.

Ребенок может плакать, устраивать истерики, шантажировать, просить или, наоборот, закрыться в себе и не идти на контакт с окружающими, все эмоции и переживания держать в себе. Как бы он себя ни вел, на ситуацию это уже не повлияет — вещь не появится.


Но такого рода жизненные уроки даются нам не напрасно. Из них нужно брать пользу, нужно попытаться понять, чему жизнь хочет меня научить в этой ситуации. Как в компьютерной игре: что я получу, если пройду этот уровень? Я стану сильнее, умнее, опытнее. Так же и в реальной жизни.

Задача родителя — научить ребенка не обижаться на судьбу и не примерять на себя роль жертвы, которую все жалеют, не манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочется. А вместо этого брать пользу от таких уроков, анализировать ситуацию, понимать причину произошедшего и планировать свои действия на будущее, чтобы такое не произошло вновь.

Объясню на примере.

Ребенок потерял одну из своих любимых игрушек. Брал на улицу играть и не заметил, как игрушка потерялась. Дома, когда малыш заметил пропажу, он очень огорчается, плачет, ищет, но найти не может.

Как вести себя родителям?

Вариант 1: наказание и обвинения

Родители тоже сильно огорчились, что ребенок потерял игрушку. Они кричат на него, наказывают, винят в потере и больше не покупают ему дорогих вещей. Да еще при любой возможности напоминают о случившемся.


— у ребенка формируется запрет на негативные эмоции (плакать, когда грустно, — нельзя, нужно быть сильным и справляться);

— у него формируется страх ошибок (первая детская ошибка повлекла за собой неприятные эмоции, и, чтобы их избегать, лучше никогда не рисковать, а действовать только проверенными способами);

— он не учится анализировать ошибки, а значит, и не продумывает новые варианты действий в подобных ситуациях, что приводит к тому, что подобные жизненные уроки повторяются снова и снова;

— у ребенка занижается самооценка, он не верит в свои силы и возможности.

Вариант 2: жалость и перекладывание ответственности на других

Родителям очень жалко ребенка, ведь он так сильно переживает потерю. Они пытаются отвлечь ребенка от этой ситуации, чтобы он быстрее ее забыл и снова начал радоваться жизни. В ход идут разные виды заботы:

— перекидывание ответственности за случившееся на третьих лиц (другие люди или обстоятельства виноваты, даже родители сами берут на себя вину за случившееся), как бы говоря ребенку: «Ты хороший, это они плохие»;

— родители покупают ребенку все, что он захочет, лишь бы он скорее отвлекся.


— ребенок не учится брать ответственность на себя за свою жизнь;

— не учится анализировать ситуации и свои ошибки;

— ребенок получает выгоду от позиции жертвы, когда он «бедный и несчастный» и получает все, что хочет;

— формируется потребительское отношение к близким, которые обязаны выполнять его капризы;

— ребенок не растет внутренне, не становится сильнее, умнее, опытнее.

Вариант 3: игнорирование и обесценивание эмоций

Родители не придают особого значения случившейся ситуации, не обсуждают с ребенком его переживания, его эмоции: «Глупости! Игрушку потерял! Вот я в твои годы десятки игрушек терял — и что?»

— ребенок понимает, что его чувства, его переживания, его эмоции, его внутренний мир близким людям не нужны, окружающим не важны его истинные желания. Вырастая с такой позицией, человек учится подстраиваться под других людей, всю жизнь проживает не своей жизнью, а жизнью других;

— ребенок не учится прислушиваться к себе, не любит себя, не заботится о себе.

Правильная реакция на ситуацию


Как же действовать родителям, чтобы ребенок вынес максимальную пользу для себя из ситуации потери?

Взрослые и серьезные, мы знаем, что не стоит очеловечивать животных. Но домашние любимцы неизбежно становятся полноправными членами семьи. Неважно, о ком идет речь: коте, собаке, хомячке, рыбке или попугайчике. Поэтому смерть питомца вызывает искреннюю скорбь.

И если родители в силу опыта прожитых лет чаще всего справляются в эмоциями и переживаниями самостоятельно, то ребенку необходима поддержка.

Как же помочь детям пережить потерю домашнего любимца?

Дайте ребенку возможность высказать свои эмоции и страхи

Для любого человека, большого и маленького, смерть близкого существа – тяжелое испытание. Не заставляйте ребенка подавлять эмоции, не упрекайте в излишнем проявлении чувств.

Будьте рядом, утешайте, используйте активное слушание и эмпатию.

Возможно, он будет винить себя или вас в том, что произошло. Мягко убедите его, что никто, а тем более – он, не виноват.

Открыто говорите о смерти

Не бойтесь произнести это слово, не скрывайте тот факт, что смерть неизбежна. В будущем это поможет ребенку легче проживать похожие ситуации.

Не говорите, что питомец убежал или его отдали кому-то. Не вводите малыша в заблуждение. Если ребенок еще достаточно маленький, а животному была произведена эвтаназия, избегайте слова «усыпить» – это может его напугать, вызвать ненужные ассоциации, новые страхи и даже неврозы.

Будьте готовы к вопросам о смерти – что это и почему кто-то умирает.

Возможно, придется говорить и о том, умрут ли близкие люди. Проконсультируйтесь с психологом, если не можете подобрать верные слова, но не обманывайте.

Не скрывайте своих эмоций

Вы не просто можете, а должны открыто проявлять и свою скорбь тоже. Неправильных эмоций не бывает. Если ребенок увидит, что и вы горюете, ему будет легче пережить утрату.

Сопереживание поддержит его, не даст остаться одиноким в своем горе.

Вспоминайте все приятное, смешное, забавное, что было связано с любимцем

Устройте вечер памяти. Посмотрите фотографии и видео, если они есть. Вспомните веселые истории о вашем любимце.

Поговорите с ребенком обо всем хорошем, что было связано с этим животным.

В интернете уже много лет популярна притча о Радужном мосте, который переходят все умершие питомцы. Они попадают в место, где счастливы и полны энергии.

Нарисуйте вместе с ребенком Мост радуги и ушедшего любимца на нем – пусть в сознании малыша он совершит этот переход.

Почитайте книги, связанные с темой смерти домашнего животного

Однажды у знаменитой писательницы Дарьи Донцовой умерла первая питомица – мопсиха Муля, любимица всей семьи. Донцова тяжело переносила утрату и обратилась к проверенному средству – начала писать.

Так появились истории Прекрасной долины.

Пережить горе Дарье Аркадьевне помогло сочинение сказок о волшебном месте, куда попадают все умершие домашние животные. Они появляются в Прекрасной долине ходят в школу, узнают много нового, а затем возвращаются в мир людей, чтобы оберегать их.

Расскажите малышу о Муле, почитайте с ним добрые и поучительные детские книги Донцовой о жителях Прекрасной долины.

Обратитесь к кинематографу

Посмотрите вместе старый мультфильм «Все собаки попадают в рай». Его главный герой Чарли, помесь немецкой овчарки и дворняги, однажды уже умер, но сумел вернуться, поскольку у него остались нерешенные дела. Эта забавная и трогательная история поможет еще раз проговорить тот факт, что смерти, увы, не избежать.

Не торопитесь с тем, чтобы завести нового питомца

Не спешите, дайте семье и себе возможность осознать потерю и прожить горе до конца.

Новый питомец не заменит прежнего, даже если будет выглядеть абсолютно так же. У него будут другие привычки и характер.

И если он появится в доме слишком рано, его явное отличие от умершего друга только усугубит страдания малыша.

Очень часто домашние животные, вне зависимости от их размера, породы и внешнего вида, становятся членами семьи. И когда они умирают, потеря – настоящее горе.

Многие родители отказываются заводить домашних питомцев именно из-за относительно короткого срока жизни. Они не знают, как помочь ребенку пережить это печальное событие. Но смерть – это тоже часть нашей жизни. И если ребенок научится проживать утрату, в будущем ему будет намного легче осознавать и переносить ситуацию ухода близкого.


Многие папы и мамы оказывались в ситуации, когда ребёнок терял свою любимую игрушку. И пусть через 15 минут ребёнок и может вообще забыть о её существовании и никогда больше не вспомнить, она нужна ему здесь и сейчас. Промедление будет наказано капризами, слезами и потраченными нервами. Отговорки вроде «будем убирать — найдём» только усугубят положение. Приведу несколько примеров из личного опыта, как быстро сориентироваться и найти выход из подобной ситуации.

1. Попробуйте её найти

Да-да, самое банальное решение — наиболее действенное. Не ленитесь, попытайтесь вспомнить, где последний раз вы видели игрушку, спросите об этом ребёнка. Можете даже устроить настоящую игру — переоденьтесь в Шерлока Холмса, дайте ребёнку лупу или фонарик, и если вам удастся отыскать желанный предмет — все испытают гамму положительных эмоций.


2. Расскажите историю

Если игрушка всё же не нашлась, придумайте этому логичное объяснение. Например: «Пират отправился на поиски кораблей и скоро вернётся с новыми друзьями» или «Маша просто готовит сюрприз Мише». Ребёнок оценит отсутствие стандартных отговорок, а вы выиграете дополнительное время на поиски.

3. Привлеките внимание к другой игрушке

Например, фразой: «Я пока не знаю, где твой любимый кот, но зайчика прямо сейчас необходимо причесать, смотри какой он растрепанный». Такой подход не всегда срабатывает, однако, если ребёнок переключит своё внимание на другой предмет, есть шанс, что о пропаже он больше не вспомнит. В любом случае у вас появится некоторое время для того, чтобы ещё раз проверить все «чёрные дыры» в доме.

4. Сделайте игрушку-заменитель вместе с ребёнком

В том случае, когда не остаётся никаких надежд на возвращение игрушки из небытия, — предложите ребёнку сделать похожую вещь вместе с ним. Например, если потерялась рыбка для магнитной рыбалки, просто закрепите на кусочке пластика что-нибудь железное. Детская фантазия и немного вашей смекалки сделают чудо — ребёнок сам дорисует глаза, придумает недостающие детали, а о пропаже забудет.

5. Купите новую

И да. Порой даже самые светлые творческие устремления бессильны перед жестокой меркантильностью взрослого мира. Если обнаружить любимую вещь вашего дитя так не удалось, выйдите в ближайший магазин игрушек и купите ему такую же или похожую. Этот метод может показаться многим самым простым и лёгким. Но надо помнить об опасности — таким образом можно приучить ребёнка не ценить собственные вещи и манипулировать вами. К тому же поиск другого решения при потере игрушки может подарить вам и вашим детям много новых открытий, положительных эмоций и поможет лучше понять друг друга.


Как сказать ребёнку о смерти или другой серьёзной утрате

  • разводе;
  • уходе из семьи папы или мамы;
  • переезде в другой город, который повлечёт за собой смену детского сада или школы, разрыв отношений с друзьями и привычным окружением;
  • серьёзной болезни близкого.

Такой запрос звучит на консультациях часто. Как правило, взрослые, попав в ситуацию, когда нужно сообщить ребёнку об утрате, впадают в смятение. Они и так переживают горе и тяжесть от внезапно свалившихся задач, которые нужно решать, а тут ещё надо всё объяснить ребёнку. Многим кажется, что ребёнку будет лучше, если от него скрыть информацию. Мой совет — не надо так делать. Сначала вспомните: сталкивались ли вы в детстве с тяжёлой утратой, смертью близких или развалом семьи? Что для вас это означало? Как вы переживали этот период? Кто вас поддерживал? Как вы справились с этими чувствами?

Как дети переживают тяжёлые утраты

  • Они испытывают все те же чувства, что и взрослые: страх, горе, грусть, печаль, злость, отчаяние и тому подобное (заявления, что «ребёнок ничего не почувствовал, ему всё равно» — миф).
  • Им трудно выражать чувства, сложно объяснять словами, что происходит. У него нет ещё подходящих слов и опыта (именно поэтому психологи для помощи детям используют методы игровой терапии и арт-терапии). Чем младше ребёнок, тем больше вероятность того, что он будет выражать свои чувства при помощи телесных симптомов, эмоциональных проявлений или поведения.
  • Дети плохо представляют, что именно происходит, и не осознают причины происходящего в силу своего возраста и опыта (именно поэтому у детей в тяжёлых ситуациях и после могут усиливаться тревога и страх).
  • Детям кажется, что они в чём-то виноваты.

Если взрослые замалчивают ситуацию, стараясь оградить детей от переживаний, то получается следующее:

  • Ребёнок думает, что взрослые его обвиняют в случившемся. Дети могут молчание и горе взрослых воспринимать как обвинение.
  • Если кто-то просто «исчез», начинают бояться, что другие члены семьи могут так же исчезнуть.
  • При разводе ребёнок может думать, что родители его не любят.

Как говорить с ребёнком о разводе, я писала здесь.

Во время травматических переживаний взрослые играют ключевую роль в переживании ребёнком травмы. Взрослые должны помочь ему пережить горе, поддержать, чтобы ему не приходилось справляться с тяжестью утраты самостоятельно.

Что должны сделать взрослые:

1. Не изолировать детей. Пусть они присутствуют при семейных разговорах об ушедшем человеке, смерти и похоронах.

2. Не скрывайте свои слёзы и эмоции при детях. Нет ничего плохого, что дети видят слёзы взрослого. Объясните, что вам очень грустно и больно прощаться, поэтому вы плачете.

3. Позаботьтесь об открытой атмосфере, когда дети могут задать любые вопросы или поделиться чувствами. Не осуждайте их за вопросы и появление чувств.

4. Если ребёнок маленький, стоит чаще держать его на руках, коленях, играть с ним или сидеть на полу.

5. Чаще говорить ребёнку, что вы его любите.

6. Побыть с ребёнком рядом, если он плачет. Не пытаться его переключить, разрешить ему плакать.

7. Детей успокаивает разговор о событии, поэтому имеет смысл поговорить с ребёнком о том, как он относится к смерти: «Что ты знаешь о смерти? Ты видел когда-нибудь мёртвых? Как ты думаешь, что ты увидишь на похоронах? Что бы ты хотел узнать о смерти? Что бы ты хотел сказать умершему, о чём спросить?»

8. Если ребёнок дошкольник или младший школьник, предложите ему нарисовать свои фантазии и страхи.

9. Расскажите о смерти простым языком. Старайтесь не использовать метафоры «дедушка уснул и больше не проснётся», «бог позвал его к себе» и тому подобное. Дети чаще всего понимают всё буквально. Лучше сказать: «Дедушка умер, а это значит, его больше нет среди нас, мы его больше не увидим». Младшим школьникам можно объяснить, что «умер» — это когда тело больше не работает, ничего не чувствует, ему не бывает больно, тепло или холодно.


Смерть, секс, порно и деньги: как правильно говорить об этом с детьми

10. Рассказать, что будет на похоронах: это снимет тревогу и избавит от фантазий.

11. Дать ребёнку возможность попрощаться с умершим. Можно разрешить положить в гроб рисунки или игрушки.

12. Объясняйте ребёнку, что такие сильные и тяжелые эмоции и переживания будут не всегда, что это всё пройдёт.

13. После утраты ребёнок может стать более угрюмым или импульсивным, поддерживайте его и не осуждайте.

14. Частый вопрос — можно ли ребёнку дотрагиваться до умершего? Можно, если ребёнку хочется. Дети делают это из любопытства, и нет никаких данных, что это причиняет детской психике вред. Гораздо большее значение имеет отношение самих взрослых к теме смерти и их эмоции по этому поводу.

Самое важное — постарайтесь в период непростых перемен, связанных с утратой кого-либо или чего-либо, создать для ребёнка атмосферу стабильности.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: