Как раскрасить каргопольскую игрушку

Обновлено: 18.05.2024

элементы росписи каргопольской игрушки

Рисунки

элементы росписи каргопольской игрушки

Каргопольские игрушки расписаны яркими узорами и элементами, которые притягивают к себе любопытные взгляды. Поэтому в этом уроке рассмотрим более подробно элементы росписи каргопольской игрушки и даже попробуем повторить на бумаге, используя яркие оттенки гуаши.

Материалы для рисования элементов каргопольской росписи:

Поэтапное рисование элементов:

1. Начинаем с простых мазков в виде елочки. Для этого разводим на палитре красную гуашь и создаем мазки сперва в одну сторону, а чуть ниже – в другую.

елочка

2. Теперь попробуем продолжить ряд таким узором, применив другой цвет гуаши. Кроме этого, можно нарисовать такую елочку в другую сторону, чтобы усложнить задание.

елочки

3. Для каргопольской росписи очень характерны различные кружки и овалы. Поэтому попробуем их также нарисовать. Так нарисуем два овала разного цвета.

овалы

4. В середине синего овала проводим три горизонтальные линии зеленой краской. В соседнем элементе рисуем круг красным цветом.

Элементы овала

5. Теперь изобразим другие базовые элементы такой народно росписи. Нарисуем с левой стороны желты крест, а с правой – красный.

Кресты

6. Добавляем элементы для каждого креста, воспользовавшись другими цветами гуаши.

Элементы креста

7. Также очень популярны круги в этой росписи. Поэтому первый изобразим в виде ярких колец. Для другого рисуем основу желтого цвета. После высыхания добавляем линии и контур круга красным цветом. Добавляем в центре кружок и штрихи в оставшихся фрагментах круга.

Круги

8. Вот так и получились элементы росписи каргопольской игрушки, с которыми справился даже ребенок.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

рисунок каргопольская игрушка

Рисунки

рисунок каргопольская игрушка Полкан

Пошагово научимся рисовать рисунок «Каргопольская игрушка из глины Полкан». Такая фигурка – настоящее произведение народного искусства.

Материалы и инструменты для рисования полкана:

Этапы рисования игрушки:

1. Рисуем круг, который станет головой полкана. Затем дорисовываем простым карандашом контур туловища.

Набросок Полкана

2. Прорисовываем точный контур головы полкана и добавляем ему шляпку. «Одеваем» в кофточку и рисуем руки. Линией определим границу для копыт и нарисуем на спинке круг, как декоративный элемент.

Детализация наброска

3. На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.

Готовый набросок Полкана

4. Переходим к краскам. Для этого сперва используем зеленую краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.

Раскрашивание зеленой гуашью

5. Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и желтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.

Раскрашивание красной и желтой гуашью

6. Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.

Раскрашивание основной части игрушки

7. Бордовым или темно-коричневым прокрашиваем копыта, щечки и рот полкана.

Копыта, щечки и рот полкана бордовым цветом

8. Придаем рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.

Использование коричневой краски

9. В завершении создаем обводку черной гуашью.

Контур черной гуашью

10. Так получим красочный рисунок «Каргопольская игрушка» в виде Полкана, нарисованного гуашью.

Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области, около города Каргополя. Местные крестьяне работали летом в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались, затем наносили элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны.

Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка

Каргопольские игрушки очень самобытны и неповторимы. Это полкан – полуконь-получеловек, лев, сказочные плиты и двухголовые кони, персонажи с козьими и медвежьими головами. Когда лепишь каргопольскую игрушку можно фантазировать и творить.


Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные и люди.

Вот и я решила зимними вечерами слепить каргопольскую хозяйку с пряником на свой лад.


После того, как игрушка высохла, я попросила обжечь её. Получилась вполне приличная барышня.


В старину обожженные игрушки покрывали мучным отваром. Я покрыла изделие темперной белой краской.


Крестьяне наносили самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина.

Узоры были незатейливые, наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Сейчас расписывают темперными, акриловыми красками.



Узор очень простой: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.



Как лепить, так и расписывать каргопольские игрушки одно удовольствие. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Вполне можно с детьми лепить новые сюжеты и персонажи из народных сказок.

«Каргопольская игрушка» (работы детей)

«Каргопольская игрушка» (работы детей) Каргополь - древний, очень красивый город, находится на самом севере России, где короткое лето и длинная зима. В окрестных деревнях лепили.

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи» Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка». Место проведения: МДОУ д/с №10 г. Подольск. Целевая.

Мастер-класс городецкой росписи по дереву

Мастер-класс городецкой росписи по дереву Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я самостоятельно изготовила и расписала деревянные изделия, которые использовала.

Мастер-класс хохломской росписи по дереву

Мастер-класс хохломской росписи по дереву Для ознакомления и обучения старших дошкольников хохломской росписи, я изготовила и расписала разделочные доски "под хохлому", используя.

Мастер-класс по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Мастер-класс по изготовлению и росписи дымковских игрушек. Представляю вам последовательность моего мастер - класса по изготовлению и росписи дымковских игрушек: Шаг 1. Замес глиняной массы. Сначала.

Мастер-класс по изготовлению и росписи плоских матрёшек

Мастер-класс по изготовлению и росписи плоских матрёшек Матрёшка - одна из самых красивых народных игрушек нашей страны. В целях приобщения детей к истокам народного искусства, я изготовила плоских.

Мастер-класс по росписи кормушек для птиц

Мастер-класс по росписи кормушек для птиц С началом поздней осени зимующие птицы нашего климата нуждаются в подкормке. С этой целью мы изготовили кормушки для птиц. Но, чтобы наши.

Мастер-класс по росписи маек «Сам себе дизайнер»

Мастер-класс по росписи маек «Сам себе дизайнер» Мне всегда очень нравится сочетать полезное с приятным. Вот и сейчас, на очередном занятии по творчеству мы решили украсить свои футболки. У.

Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой попробовать расписать такого петушка и предложить это занятие детям.

Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»

Готового каргопольского петушка я показала детям на картинке, а поэтапной росписью мы занялись вместе с детьми. Во время рисования все дети говорили о том, что им очень нравится «это занятие».

Материалы и оборудование: альбомный лист формат А5 с контурным изображением глиняной игрушки петушка, простой карандаш, ластик, кисть тонкая, гуашь жёлтая, красная, зелёная, чёрная, баночка с водой, салфетка х/б.

1. Прорисовка простым карандашом деталей петушка : голова, хвост, крыло, грудка, ножка.


2. Фоновая окрашивание жё лтой краской деталей:


полоса на ножке


3. Рисование гребешка, бороды, перьев на хвосте, крыле, грудке, шейке петушка, прорисовка дополнительных элементов (полоса) красной краской приёмом примакивания ворса кисти, сначала все детали прорисовываем красной краской, далее зелёной











4. Рисование черной краской : глаз и клюв.


Во время рисования напоминаю детям о том, что рисовать надо кончиком кисти, тогда линии будут тонкими и аккуратными, краску лишнюю надо снимать с кисти о край баночки, тогда краска с кисти не будет растекаться, распределится на бумаге там, где вы задумали.

«Цветочный натюрморт в технике монотипия». Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 7–8 лет

«Цветочный натюрморт в технике монотипия». Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 7–8 лет «Цветочный натюрморт в технике монотипия» Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 7-8 лет. Автор: Бариева Лилия Сергеевна. Должность:.

Конспект ООД по декоративному рисованию «Городецкая роспись»

Конспект ООД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: • Образовательная: упражнять в рисовании городецких цветов – розы, ромашки и бутона, соблюдая последовательность.

Моделирование как средство обучения детей 6–7 лет декоративному рисованию Доклад на тему: Моделирование как средство обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию. Одной из основных задач, стоящих перед современными.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми 6–7 лет «Чудо чудное диво дивное золотая хохлома» Тема: «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома» Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать,.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись матрешки» Конспект НОД – познание и декоративное рисование в подготовительной группе. Автор: Платонова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ № 89.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись дымковского коня» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах; Задачи: -Уточнить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. 2. Закрепить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе детского сада «Роспись каргопольской игрушки «Кадриль» Цель: развитие у детей навыка рисования элементов каргопольской росписи. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. Продолжать знакомство детей с каргопольской.

Мастер-класс «Занятие по рисованию с детьми 6 лет «Ночной зимний город»

Мастер-класс «Занятие по рисованию с детьми 6 лет «Ночной зимний город» На мой взгляд, зимний город нарисовать не слишком сложно. Например, рисунок зимнего города может быть совсем детским. На рисунке можно нарисовать.

Открытое занятие по декоративному рисованию «Роспись коней»

Открытое занятие по декоративному рисованию «Роспись коней» Конспект открытого занятия в средней группе по декоративному рисованию «Дымковская лошадка» Цель: формировать навыки техничного исполнения.

Читайте также: