Как сделать фабрику игрушек

Обновлено: 28.04.2024

Мы уже рассказывали историю создания нескольких культовых игрушек (а подробнее о компании LEGO вы можете прочитать здесь). Но задумывались ли вы о том, как именно их производят на заводах каждый день в наше время? В создании некоторых игрушек люди почти не принимают участия, а вот на других заводах они берут основную работу на себя. Собрали несколько видео, в которых показан процесс создания популярных игрушек.

Поп-ит

Начнем с самой популярной игрушки этого года. Оказывается, процесс ее создания очень прост: на специальный пресс, напоминающий гигантскую вафельницу, выкладывают силикон, затем получившийся огромный поп-ит разрезают на отдельные игрушки, а их вставляют в рамки, предварительно проделав в силиконе отверстия, чтобы закрепить его.

Lego

В этом ролике вы увидите, как создаются не только знаменитые кирпичики Lego, но и игрушечные человечки. Присмотритесь повнимательнее к огромному чану с головами человечков: правда ведь они напоминают попкорн? На конвейерах изготавливают и сами детали, а еще наносят на них рисунки и собирают готовые фигурки. Даже неудачные детали выбрасывают сами машины! Но чем же в компании занимаются люди? Они придумывают новые наборы конструктора (подробнее об этой и других необычных профессиях рассказывали здесь) и проверяют, удастся ли их собрать покупателям.

Куклы

На примере этого видео, снятого на одной испанской фабрике, вы можете узнать, как делают кукол. Зрелище это не для слабонервных: заготовки голов вставляют в формы, нагревают и опускают в жидкость, а волосы им на головы пришивают с помощью специального устройства. Вручную соединяют головы, конечности и туловища кукол. На заводе же придумывают и шьют наряды для них.

Воздушные шарики

Воздушные шарики делают из латекса. Его наносят на специальные керамические формы, напоминающие лампочки. На конвейерах готовые шарики снимают с форм и надувают: сначала для проверки качества, а затем для того, чтобы нанести на них рисунок. В конце шарики сдувают и упаковывают.

Мягкие игрушки

Из этого видео вы узнаете, как изготавливают мягкие игрушки. Оказывается, при разработке новой игрушки сначала создают пластилиновую модель. К ней прикладывают кальку и таким образом делают лекала. Обычно для производства мягких игрушек используют искусственный мех. Натуральный не подходит не только из-за цены, но и из-за его опасности для детей: ворсинки легко выпадают и могут попасть в дыхательные пути. Набивают их синтетическим волокном (оно тоже практичнее натуральных материалов). У мягких игрушек, создаваемых на фабриках, есть нечто общее с воздушными шариками: их тоже надувают воздухом. Благодаря этому набивка равномернее распределяется по игрушке.

Кубик Рубика

В ролике показано, как делают кубик Рубика. Все детали для игрушек изготавливают на конвейерах, а вот собирают каркасы, прикрепляют детали и наносят на них разноцветные квадратики люди.

Пластиковые игрушки

Создание пластиковой игрушки начинается с очень подробного карандашного рисунка, который отражает размер будущей игрушки, ее текстуру и выражение лица. Затем набросок превращают в 3D-модель. Некоторые модели игрушек печатают на 3D-принтере, а другие вырезают из воска. На их основе создают формы, которые специальный аппарат наполняет пластиком. Получившиеся фигурки остужают, чтобы они затвердели, красят и добавляют к ним оставшиеся детали.

Деревянные игрушки

А вот так делают деревянные игрушки. Обычно для их производства используют старые деревья. Доски превращают в цилиндры, разрезают их на заготовки, обрабатывают, придают им форму и красят. Даже опилкам на заводах находится применение: из них изготавливают некоторые детали игрушек с помощью пресса. Из всех получившихся элементов вручную собирают готовые игрушки.

Юлия Сизова – 36 лет, предприниматель из города Берёзовский (Свердловская область), основатель фабрики ёлочных игрушек XMAS TOYS . По образованию – программист, закончила математико-механический факультет Уральского государственного университета. Мама четверых детей.

Юлия Сизова

«Я начала работать в найме, когда училась на четвёртом курсе университета. Это довольно забавная история. Мне надо было готовить дипломный проект на Java, а я плохо была знакома с этим языком программирования, нужно было подучиться.

На факультете увидела объявление: какая-то IT-компания, название которой мне ни о чём не говорило, проводит курсы Java. Я пошла и по результатам двухнедельного обучения неожиданно для себя получила лучший бал среди учеников и предложение там поработать», – рассказывает Юлия.

Это была IT-компания «Наумен» – очень известная и в некотором роде легендарная. В ней Юлия около восьми лет была Java-разработчиком – до тех пор, пока не ушла в декрет. Так получилось, что из него девушка уже не вышла. Родила одного ребёнка, через два года – второго, а ещё через три в семье появилась двойня.

После рождения близнецов Юлия поняла, что на самые простые нужды малышей – памперсы, смеси, детские кашки и т.д. – нужно минимум 50 тысяч рублей в месяц. Это не считая одежды и прочего. С одной стороны, от этой цифры девушке стало не по себе. А, с другой стороны, она ясно поняла, что с таким количеством детей и такими расходами работа в офисе никогда ей больше не подойдёт.

Юлия Сизова

«Мне всегда казалось, что бизнес – это не для меня, тут нужен особый вид смелости. Поэтому, изначально я себя предпринимателем не видела. Но моё мнение со временем поменял муж. Он закончил тот же факультет, но ни дня не работал в найме. Как в 19 лет открыл свою первую фирму, так развивал и развивает разные проекты.

Я была просто сторонним наблюдателем, но, видимо, этот дух авантюризма витал в воздухе и оказался заразен. Общаясь с мужем, обсуждая его проекты, моя смелость тоже росла по капелькам», – вспоминает Юлия.

Увлечение Юлии ёлочными игрушками началось с хобби: она стала собирать свою семейную коллекцию. Не дешёвый ширпотреб, а те, что создают ощущение хрупкого новогоднего волшебства и становятся фамильными реликвиями.

Это стеклянные украшения, расписанные вручную, стоимостью от 1000 рублей и выше. Но найти такие оказалось сложно. Поэтому в январе 2020 года Юлия открыла свой онлайн-магазин, в котором стала продавать коллекционные новогодние игрушки российских и европейских фабрик. Сайт сделала сама, «на коленке», также создала профиль в Instagram. В пандемию это оказалось очень удачным решением, проект приносил прибыль.

Xmas Toys

Через несколько месяцев работы предпринимательница поняла: есть проблемы с ассортиментом. С одной стороны, западные игрушки для нашего покупателя дороги, учитывая накладные расходы, а с другой – не всегда понятны. Что касается отечественных производителей, то они малочисленны, а дизайн игрушек не меняется десятилетиями.

Так у нашей героини появилась идея делать свои ёлочные украшения, с понятными российским детям и взрослым персонажами. И летом 2020 года Юлия открыла свою мастерскую XMAS TOYS.

«Когда эта идея только зародилась, я спросила мужа, будет ли он инвестировать в мой проект – и он согласился. Но коронавирус внёс свои коррективы: я стартовала в разгар карантина, когда все бизнесы мужа несли большие убытки, и ни о каких инвестициях речи уже не шло.

Тогда я пошла в банк и взяла 2 млн. рублей в кредит. Тогда ещё посмеялась, что когда буду писать книгу про свой успешный успех, то жирными буквами выделю: «В меня никто не вкладывал!» – смеётся Юлия.

Этих денег хватило на несколько месяцев аренды, а также на создание форм, расходные материалы и работу стеклодувов. Главной сложностью оказалось найти именно последних, поскольку это практически вымирающее ремесло.

Юлия Сизова

Юлия долго искала специалистов, в конце концов нашла – и теперь держит эту информацию в секрете. Вообще, именно поиски и отработка технологии производства игрушек оказались самым сложным и затратным процессом.

«На начальном этапе было страшно до тошноты, но я дала себе слово хоть немного, но что-то делать в сторону Мечты каждый день. То, как создаются украшения, я представляла лишь в общих чертах, прочла все открытые источники, позвонила на несколько советских фабрик ёлочных игрушек, поговорила с их владельцами, вот буквально по крупицам собирала информацию.

Считаю своим ноу-хау общение со специалистами из смежных областей. Люди мне не конкуренты, поэтому спокойно делятся знаниями, а я перекладываю успешный опыт из другой области, который никто раньше не подумал в производстве ёлочных игрушек использовать», – говорит Юлия.

Команда XMAS TOYS сразу стала ориентироваться на оригинальный дизайн. За основу брали сказки, герои которых любимы, но не слишком растиражированы: «Конёк-Горбунок», «Хозяйка Медной горы» и другие.

Процесс создания игрушек сложный: сначала рождается идея, затем скульптор разрабатывает макет, потом стеклодувы делают заготовки, и, наконец, в мастерской их расписывают художники.

Xmas Toys

«Самое ценное для меня – наша команда. Она очень маленькая, зато каждый – бриллиант, люди, которые превосходят мои ожидания, на которых я могу положиться. Мне очень нужно увеличить число художников, их у нас трое, но я не могу это пока сделать, потому что найти «своих» очень трудно. Но именно это меня сейчас тормозит, поскольку ручная роспись – самый трудоёмкий этап», – рассказывает Юлия.

Впервые мастерская публично презентовала собственные игрушки в октябре 2020 года, и всё, что мастера успели нарисовать до нового года, было продано. Покупательский спрос пока опережает темпы росписи. Стоимость игрушек от XMAS TOYS – от 1600 до 2900 рублей за штуку.

«В России наш единственный конкурент – знаменитая нижегородская фабрика «Ариэль». Хотя «конкурент» в данном случае – не самое правильное слово, это крупный производитель, и их изделия наш магазин тоже продавал. К тому же, рынок коллекционных игрушек не насыщен, места много», – говорит Юлия.

«Наша главная фишка как бренда – быстрый рост количества новых форм, это легче сделать в небольшом производстве. Сейчас создаём по 10-15 разных видов игрушек в год и планируем не снижать темпы».


Кстати, сезонность в этом бизнесе не так ярко выражена, как многие думают. Во-первых, коллекционеры покупают круглый год, во-вторых, мастерская Юлии Сизовой подогревает их интерес сезонными предложениями. Например, в конце зимы выпускает стеклянный пасхальный декор и т.д.

«Сейчас в нашей клиентской базе около 1000 человек, многие делают покупки регулярно. В нашем Instagram 13 тысяч подписчиков – и это очень лояльные нашему бренду люди. Вообще, 90% наших продаж – это Instagram. Мы активно его ведём и рекламируем. Начали развивать канал на «Яндекс.Дзен». Ещё пробовали маркетплейсы, не особенно успешно, но там своя специфика, этим надо заниматься отдельно.

Юлия Сизова

Пока в магазине XMAS TOYS ещё продаются игрушки других производителей, но скоро планируем отказаться от них. Это был ценный опыт, но сейчас я хочу сконцентрироваться на развитии производства», – говорит Юлия.

«Проект уже окупился, но когда точно это произошло – не зафиксировала, поскольку с головой была в операционном управлении. Как бы смешно это не звучало, но я пока не знаю точного ответа на вопрос, сколько я зарабатываю. Бизнес-аналитика – это пока ещё моё слабое место, поэтому начинаю обучение на курсах МВА для малого бизнеса», – рассказывает Юлия.

Хотя мастерская и работает в «плюс», в целом, по словам Юлии, это бизнес затратный. Например, работа скульптора – 20 тысяч рублей за фигурку, изготовление пресс-формы – ещё 50 тысяч. И это ещё только начальный этап. Эти расходы может оправдать только тираж, но чем больше тираж, тем дороже работа стеклодува и оплата ручной росписи.

«Несмотря ни на что, у меня много идей и наполеоновские планы на масштабирование. Всё упирается в идеальных художников, которых я надеюсь найти», – резюмирует Юлия Сизова.

Юлия Сизова

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook , аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком.


Игрушке этой около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло — игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься «игрушечным бизнесом».

Изготавливают деревянную игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки:

Как делают деревянные игрушки

Как делают деревянные игрушки:

Как делают деревянные игрушки

Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону:

Как делают деревянные игрушки

Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая — готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название:

Как делают деревянные игрушки

У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий — до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины — обычное дело при работе, но люди не унывают.

Как делают деревянные игрушки

Работают здесь. Внутри пахнет деревом:

Как делают деревянные игрушки

Дальше — в других корпусах. Они уже кирпичные:

Как делают деревянные игрушки

После обработки игрушку собирают по частям:

Как делают деревянные игрушки

А это — будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные:

Как делают деревянные игрушки

Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел.

Как делают деревянные игрушки

Однако игрушка до сих пор замечательная. Смотрите, какие крутые Карлсоны:

Как делают деревянные игрушки

Добрые и весёлые:

Как делают деревянные игрушки

Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается — Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили:

Как делают деревянные игрушки

Но ложку уже выдали…И он доволен)

Как делают деревянные игрушки

Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок:

Как делают деревянные игрушки

Встречаются разные подвижные сюжеты — кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки.

Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, «помогают» которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта — самая известная — «Кузнецы»:

Как делают деревянные игрушки

Как делают деревянные игрушки

В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы:

Как делают деревянные игрушки

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы «Северная война». Пётр и Карл XII со своими королевами:

Как делают деревянные игрушки

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе — не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч. Портят положение и «мастера», продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.

С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные — один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Богородская игрушка не попала в символы Олимпиады в Сочи, её не обозвали наверху красивым, а на деле пустым набором телевизионных слов вроде «гордости края, с помощью чего Россия продолжает возрождаться». Её не дарят иностранцам на приёмах. На сегодня — времена высших и массовых заказов прошли. Но игрушка жива. Оставшиеся мастера, в основном женщины — фанаты своего дела.

При фабрике есть магазин. Цены — от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

В эти предновогодние дни портал Материнство приглашает вас на экскурсию в подмосковный Клин на фабрику елочной игрушки. Мы посмотрим на работу мастеров и полюбуемся старинными новогодними украшениями в музее.

Фабрика елочных игрушек в Клину

Стеклодувный промысел в Клину основан еще в дореволюционную эпоху. В 1848 году князь А.С. Меньшиков получил разрешение на открытие в своем имении стекольного завода на три печи с 80 рабочими из числа крепостных для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Когда в России появился обычай наряжать елки не только съедобными подарками, но и игрушками из ваты, картона, стекла, на том же заводе начали выдувать стеклянные елочные игрушки. Со временем многие крестьяне занялись промыслом на дому, некоторые кустари открыли собственные мастерские. Готовые бусины нанизывали на нитку дети, начиная лет с 5-6. Окрашивали стекло тогда изнутри, заливая внутрь краску.


Современный промысел, конечно, усовершенствован, но во многом традиционен. Игрушки по-прежнему делаются вручную. Стеклодувы используют газовые горелки, чтобы разогреть стекло и сделать его мягким. Стекло плохо проводит тепло, поэтому мастер держит трубочку за концы голыми руками. После того, как стекло размягчилось, ему придают форму.



Существует два метода: формовка и свободное выдувание. Формовкой получают всевозможные шишки, домики, фигурки.



На этих фото показаны все стадии изготовления формованной ёлочной игрушки - от эскиза до готового изделия, увакованного в коробку.

Свободное выдувание позволяет получить шарики, шпили (верхушки), элементы бус и некоторые игрушки шарообразных форм - снеговиков, грибочки и т.п.




Из стеклодувного цеха голые игрушки ("гольё") поступают в цех металлизации. Заготовки аккуратно загружают в кассету, которую помещают в вакуумную машину. Также внутри машины располагают вольфрамовые нити с закрепленными на них кусочками алюминиевой фольги (этот процесс подробнее показан в нашем видеоролике).




Внутри машины создается вакуум, и под действием электрического поля частицы алюминия, испаряясь с поверхности фольги, оседают на игрушках.

Процесс занимает час-полтора в зависимости от размера игрушек.





После металлизации игрушки подвергают окрашиванию. Используются два способа: погружение в краску и напыление.

Затем наступает черед росписи. Художник наносит рисунок, посыпает кое-где блестками, чтобы придать елочной игрушке законченный вид.


После росписи лищний конец трубки обрезают, вставляют крепление для подвески и упаковывают игрушку к коробку.


Крупные шары с ручной росписью стоят довольно дорого. Более дешевые игрушки получаются при использовании наклеек, а также при менее сложном рисунке, наносимом вручную.


Фабрика игрушки в Клину продает игрушки по всей России, а также в странах ближнего зарубежья. Выполняют тут и корпоративные заказы, изготавливают игрушки с логотипами.


Рост курса валют положительно сказался на этом промысле, где не требуется дорогостоящее импортное оборудование (вакуумные машины - отечественного производства). В данный момент спрос превышает предложение (в этом я сама убедилась в магазине при фабрике, взяв с полки последний шарик "Русь" - они явно пользуются популярностью, несмотря на высокую стоимость!)


Новогодние шарики с женскими именами


Новогодние шарики с мужскими именами


Набор елочных украшей для детской игрушечной елки. Цена - 1010 руб.

Тем не менее, фабрика не останавливается на достигнутом. Ежегодно ассортимент обновляется на 15-20%, разрабатываются новые модели. В 2016 году исполняется 200 лет сказке Гофмана "Щелкунчик", по которой П.И.Чайковский, знаменитый уроженец Клина, написал балет. К этому событию приурочен выход серии игрушек по сказке. А еще есть шарик с портретом самого Чайковского.



Вышла также серия игрушек по сказке Гоголя "Ночь под Рождество".



Не все игрушки попадают в массовую продажу, некоторые коллекционные образцы выпускаются ограниченным тиражом, или даже вовсе существуют в единственном экземпляре.



Отдельного внимания заслуживает выставочный комплекс "Клинское подворье", где Новый год длится круглый год.


Если попадете в Клин - не упустите возможность побывать там. Экскурсии и интерактивные программы проводятся круглый год - можно отметить Масленицу, выпускной, а летом - поговорить об истории России и пособирать ромашки.



Но самое интересное, конечно - это богатейшая коллекция ёлочных украшений разных времен. Тут и дрезденские картонажи, и папье-маше, и стекло, и вата. Каждая игрушка - отражение своей эпохи. Персонажи сказок, фрукты и овощи, часы, космонавты, представители разных народов - что только не вешали на елку в разные годы!

























Новогодние открытки 60-х годов были не такими красочными, как теперь, но прорисовывались со всей тщательностью.


Дедов-Морозов из ваты в 60-е выпускалось великое множество. Поздлее, в 70-х, они стали одинаково-безликими, пластмассовыми.





Так выглядела типичная елка 60-70-х годов

А началось все с указа Петра I, повелевшего праздновать Новый год 1 января и украшать по этому случаю елку. Кстати, указ регламентировал также и длительность ее пребывания - стоять ей до 7 января.


Кстати: указ Петра I о праздновании Нового года повелевал "пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".


Первоначально все украшения были съедобными, после праздника их раздавали детям. Первый стеклянный шар, как искусственное яблоко, был изготовлен в Германии.


Зато сейчас украшений великое множество, на любой вкус. Можно нарядить елку в винтажном стиле, или в едином колорите, или обвязать ее широким бантом, а можно и вовсе подвесить к потолку.


Но какой бы вариант вы ни выбрали, пусть елка принесет в ваш дом уют и радость!

Как делают стеклянные новогодние игрушки

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того.

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие. Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.






Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:



А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!




На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:


Здесь же можно и купить их игрушки.


Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс.

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.


На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:


Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.




Далее заготовку нагревают и выдувают изделие необходимой формы (имеются специальные формы):


Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.


Далее игрушки попадают к художникам.


Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:


Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:


Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.






А далее игрушки пакуются и отправляются в магазин.


Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:



Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.


За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки.


Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное — поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду — и ничего не получится.


Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.


В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.


Работают на производстве, в основном, женщины — мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.


Следующий этап производства — металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.


После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.


Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.


В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.


Декабрь — пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.



После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.




Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.


Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.


Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.


После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» — они больше не пригодятся.


Отпиливание — один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.


Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.


Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

Читайте также: