Как слепить абашевскую игрушку из глины

Обновлено: 13.05.2024

Тема: «Абашевская игрушка- лепка.

1. Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты;

2. закреплять знакомые приемы лепки: раскатывание, соединение частей приемом примазывания;

3. развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

Словарная работа: глина, гончар, абашевская игрушка.

Оборудование: глина, пластилин, песок, тесто, салфетки.

Методы и приёмы – создание проблемной ситуации, экспериментирование, беседа, показ, оформление выставки.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Этапы работы Содержание работы

1. Вводно - организационный

Сконцентрировать внимание детей. В группе существует мини-музей народного промысла.

Ребята, надо навести чистоту в нашем музее. Вика, помоги мне, пожалуйста. Я буду поднимать игрушки, а ты - протирать пыль, договорились? (Этим временем все ребята собрались около музея).

2. Структурирование задачи.

Введение в проблемную ситуацию. Формирование представлений о предстоящей деятельности.

-Ребята, скажите, какую игрушку я взяла?

-А это что такое? (Игрушка падает у воспитателя из рук).

-Ой, ребята. Разбилась игрушка. Что это была за игрушка?

-Абашевская игрушка-свистулька.

-Правильно, дети. А что же теперь нам делать? Где взять такую для нашего музея?

-Да, ребята. Мы слепим много абашевских игрушек, и они украсят наш музей.

3. Практическая работа по расширению имеющихся представлений.

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуаций, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

-Ребята, а из чего делают абашевскую игрушку?

-Совершенно верно. А как она выглядит?

-Игрушка свистулька-это животное, имеет длинное тело, вытянутую шею и короткие ноги. На голове обычно рога.

- А какого цвета бывают такие свистульки?

-Зеленого, красного, синего. Отдельные детали расписываются золотом или серебром.

4. Динамическая пауза.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка, получение нового игрового опыта.

Ребята, вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнём и приготовим наши пальчики к работе, разомнем их.

Сильно, сильно я сжимаю,

Пластилин свой разминаю!

В: Молодцы! Ребята, хорошо повеселились.

5. Практическая работа.

Организация практической работы, координация взаимодействия воспитанников в достижении результата.

-Ну а теперь, юные гончары, пришло время нам потрудиться. Ребята, из каких частей состоит наша игрушка?

-Туловище, голова, ноги.

-Туловище как будем лепить? На что оно похоже?

-Как вы думаете, с какой части начнем работу? И почему?

-С туловища, потому что к нему будем прилеплять остальные части.

-Так, туловище сделали, голову тоже. Что дальше?

-Надо их соединить?

-А чтобы голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что осталось слепить?

-Совершенно верно. А сколько ног? Давайте хором посчитаем.

-Дети, мы знаем, что абашевская игрушка лепится из глины. А из чего еще можно ее сделать?

-Пластилин, тесто, песок…

Молодцы. На наших столах лежат пластилин, глина, песок. Выбирайте, из чего будете делать свою игрушку. Наш материал нужно разделить на 3 части, одна должна быть побольше, а 2 другие-одинаковые. Из большой мы слепим туловище, из другой голову, а последнюю разделим на 5 частей. Это будут наши ноги и рога.

Дети лепят. Воспитатель индивидуально оказывает помощь детям.

Конспект занятия «Моя любимая игрушка» Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, желтый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать.

Русский художественный промысел «Абашевская игрушка» Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской.

Конспект занятия по лепке «Игрушка для зайчат» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе. Тема недели: «Знакомство с детским садом».

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект занятия по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе по пожарной безопасности «Спички — это не игрушка!» Цель: Формирование у детей первичного.

Конспект занятия «Спички детям не игрушка» Тема: Спички детям не игрушка. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-взрослых отношений,.

Конспект занятия «Короб чудес. Русская народная игрушка» Тема : «Короб чудес» (познавательная игра по теме : «Русская народная игрушка») Цель: Развитие познавательной активности взрослых,.

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка»

Конспект занятия по рисованию «Дымковкая игрушка» Рисование: «Дымковкая игрушка» Задачи: 1 развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные техники рисования.

Конспект занятия «Спички детям не игрушка!» (старшая группа) Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар. Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей.

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем – Теремок» МО «Цильнинский район»

МАСТЕР-КЛАСС

для обучающихся 5 класса Ульяновской средней общеобразовательной школы № 78

образовательной деятельности «Технология изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам Абашевской игрушки»

hello_html_22f8c0fd.jpg

Обучающие – Формировать умение лепить глиняную свистульку, используя деревянную палочку, способствовать формированию умения видеть отличия

Абашевской игрушки от других народных глиняных игрушек.

Развивающие: закреплять приемы лепки (раскатывание, вытягивание, примазывание, сглаживание, прищипывание)

Воспитательные – воспитывать интерес к лепке народной игрушки.

Демонстрационный материал: флэшкарта с презентацией «Абашевская

игрушка», ноутбук, образцы готовых изделий глиняных игрушек-свистулек по

мотивам Абашевской игрушки. Музыкальное сопровождение (звучание

народной свистульки, русская народная мелодия)

Раздаточный материал:

дощечки, глина, палочка (основа), палочка со скошенным концом, губка, влажная

тряпочка для рук, салфетки, баночка с водой, технологические карты.

Предварительная работа : лепка образцов глиняных свистулек по мотивам абашевской народной игрушки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Андреева С.А., Котлякова Т.А. Технологические карты по формированию творческих способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998. - Вып 2. - С.63-94

2. Грибовская А. А. « Лепка в детском саду » . - М.: ТЦ «Сфера», 2012г .

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2011 г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

Ход ОД: В музее организована выставка глиняных игрушек-свистулек по мотивам Абашевской народной игрушки. Дети сидят за столами.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Евгеньевна, я воспитатель Цильнинского детского сада «Терем-Теремок». (Дети представляются). Сегодня я научу вас лепить глиняную свистульку по мотивам Абашевской народной игрушки. Приглашаю вас рассмотреть готовые изделия, которые мы представили вам на выставке. Послушайте, как она свистит, попробуйте сами посвистеть. (Дети свистят, рассматривают игрушки. Затем садятся на места). Посмотрите на экран. (Просмотр презентации).

Воспитатель: Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. В 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

hello_html_m67e1125c.jpg

Заготовки игрушек покрывают яркими масляными красками, порой в самых неожиданных сочетаниях. Чаще всего используется три основных цвета: синий (символизирует небо), красный (жизнь), зеленый (плодородие). Затем, отдельные части – рога, уши, копытца, круглые прилепы, оборки, ожерелья – «оживляются» серебряной или золотой краской. Часть свистульки, которую берут в рот, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный цвет обожженной глины.

Традиционный размер Абашевской игрушки – в ладонь. В Абашевской игрушке просматривается глубокая связь с древностью. Фигурки передают метаморфозу между природным и человеческим началами. Тело человека дополняется телом животного, и перед нами – кентавр; хвосты – дудки, рога – деревья, оживляющие игрушку. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Считалось, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога.

Воспитатель: Напомню вам основные приемы лепки (Показ и рассказывание):

hello_html_m44167b1f.jpg

Абашевская игрушка лепится на деревянной палочке. Все животные вначале лепятся одинаково.

Ребята, подумайте, кого бы вы хотели слепить. На столах у вас технологические карты по изготовлению различных игрушек-свистулек. Посмотрите, определитесь с выбором. (Дети рассматривают, выбирают животного для лепки).

Сначала разделите пласт глины на две части: из большого куска мы слепим основную часть игрушки в форме морковки, а маленький кусок используем для лепки ног и мелких дополнительных деталей. Раскатываем «морковку». В середину тупого конца «морковки» вставляем деревянную палочку и проталкиваем ее почти до середины. Затем заостренную часть «морковки» загибаем книзу. Сдвигаем глину с тупого конца морковки в сторону середины, и образуем задние ноги животного. Сглаживаем тело животного, пальцами, смоченными о мокрую губку. Формируем передние ноги из дополнительного куска глины. Для этого раскатываем валик, смачиваем место крепления водой, примазываем его к телу животного со всех сторон, выглаживаем водой. Теперь, осторожно, вынимаем палочку из тела животного. Внутри образовалось пространство. Осторожно, не сдавливая бока, запечатываем вход, формируя хвост. Отверстия пока делать не будем, нужно чтобы глина немного подсохла.

hello_html_3468ce09.jpg

А теперь уже каждый следует своей технологической карте. Шея, голова, небольшие рога, уши лепятся способом вытягивания и прищипывания. Ветвистые рога лепятся отдельно. Места крепления смачиваются водой. Не забывайте все время смачивать пальцы о мокрую губку и сглаживать изделие. ( Побуждать детей к самостоятельному творчеству). Тщательно выглаживаем изделие.

hello_html_m6f2041ed.jpg

Теперь, берем палочку со скошенным концом, вставляем ее в середину хвоста и проталкиваем в сторону живота насквозь, не прокалывая полость. Затем, острым концом палочки прокалываем полость в месте выхода получившегося отверстия под углом 40 градусов. Пробуем извлечь звук. Если все сделали правильно, свистулька готова.

(Устраивается выставка готовых изделий)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились! Какие вы молодцы! Ребята, понравилось вам лепить игрушку-свистульку? (Дети высказывают свое мнение о мастер-классе, о том, что понравилось, какие сложности возникали, чья игрушка получилась наиболее удачной)

Воспитатель: теперь вы усвоили принцип изготовления Абашевской свистульки. Остается только дождаться, когда игрушки просохнут, а затем, раскрасить их акриловыми красками и покрыть лаком. Игрушку можно подарить вашему музею или близким людям.

Во все времена человечества, начиная с примитивных племен и заканчивая сегодняшним днем, его сопровождали игрушки. Первоначально, это были примитивные фигурки божков, которым люди поклонялись, но постепенно они стали развивающим и развлекающим атрибутом для детей.

Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».

История глиняной игрушки

Гончарное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, поэтому узнать, кто впервые из остатков глины после лепки посуды начал формировать и обжигать фигурки людей и животных, невозможно. Абашевская глиняная игрушка названа так благодаря своему «происхождению» из одноименного села в Спасском уезде Пензенской губернии.

В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.

абашевская игрушка

Некоторые мастера опирались на традиции древности, но были и такие, что зародили совершенно новые формы, которые передавались в семье из поколения в поколение. Абашевская игрушка, история которой напрямую связано с историей села, смогла «пережить» и сохранить свою самобытность до наших дней.

Село Абашево

Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта.

Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами. Большинством мотивов глиняных безделиц были фигурки животных, которые издревле для славян символизировали различные аспекты жизни:

  • птица – это удача, счастье;
  • конь символизировал солнце;
  • медведь – силу, власть и могущество;
  • баран и корова – символ плодородия;
  • олень – изобилие.

Абашевская игрушка (фото это отражает) часто выполнялась мастерами в виде людей, характеризующих отношение их автора к окружающему миру. Например, барыни символизировали глупых городских девиц в смешных шляпках, а отношение к властям часто выполнялось в виде фигуры городового или полисмена. Если у них в руках были птицы, это значило, что у власти стоят воры.

абашевская игрушка фото

В начале 20 века абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.

Отличительные черты абашевской игрушки

Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево.

абашевская глиняная игрушка

Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:

  • вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
  • длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
  • тщательно и глубоко прорезанные глаза;
  • головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
  • четкие линии челок, грив и бород.

По своей форме абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.

Благодаря тому, что этот вид народного промысла был сосредоточен в одной деревне, он положил начало зарождению династий мастеров.

Династии абашевских мастеров

Династия Зоткиных, самых знаменитых мастеров глиняной игрушки, началась с Акинфия Фроловича, рожденного в 1883 году, и его брата Лариона. Их внуки и правнуки живы сегодня и продолжают традиции своих прадедов.

Именно Ларион Зоткин в 20-30-е годы дал «новую» жизнь абашевской игрушке. В селе даже была организована гончарная артель. Его работы легли в основу произведений его последователей. Абашевская игрушка (фото это демонстрирует) имеет свой музей, но не только в родном селе выставлены работы династии Зоткиных. Они находятся в музеях Пензы, Сергиева Посада и в частных коллекциях.

абашевская игрушка история

Среди других знаменитых фамилий династии Зузенковых, Малышевых, Еськиных, Нагаевых и других. Каждое новое поколение приносило свое видение в образ абашевской игрушки.

Подготовка глины

Прежде чем думать, как слепить абашевскую игрушку, требуется особое внимание уделить подготовке глины к работе. В 19 веке добыча необходимого сорта глины часто сопровождалась риском для жизни. Ее готовили зимой с запасом на многие месяцы.

Сегодня глину можно взять из карьера или купить в магазине. Если глина из места ее добычи, без синтетических добавок, то ее предварительно следует просушить. После этого глину измельчают, удаляя примеси, и разводят водой в пропорции 1/3.

Важно, чтобы масса получилась без комков. Разведенный материал следует оставить на некоторое время, чтобы песок и другие примеси осели на дно емкости.

как сделать абашевскую игрушку

Очищенной таким образом глине нужно дать слегка загустеть до уровня теста для пельменей, после чего тщательно размять руками, удаляя лишний воздух. Чтобы проверить готовность глины к работе, из нее следует скатать «колбаску» и медленно согнуть в подкову. Если она не даст трещин, можно приступать к лепке.

Лепка абашевской игрушки

Сегодня одним из способов развития моторики рук, фантазии и интереса к народному промыслу у детей является обучение их лепить фигурки из пластилина и глины. Начиная с самых простых и понятных малышам «блинов» и «колбасок» из глины, можно показать им, как лепить абашевскую игрушку поэтапно:

  • Глина тщательно разминается пальчиками, чтобы согреть материал и придать ему эластичность.
  • Из комка глины скатать «колбаску» с утолщенным, как у морковки концом.
  • В более толстую часть заготовки вставить до середины ее размера деревянный округлый брусок, который позволит оставить внутри игрушки пустоту, необходимую для свистка.
  • Верхнюю часть глиняной заготовки над бруском согнуть – это будет шея животного, из конца которой лепится небольшая мордочка.
  • Из туловища вынуть брусок, вылепить небольшие утолщенные ноги, а «хвостик» вытянуть в виде мундштука дудочки.
  • Сделать по бокам туловища дырочки, чтобы дудочка засвистела

абашевская игрушка раскраска

Можно стекой вырезать фигурке не только глаза, но и «шерсть», уздечку, различные украшения. Дети постарше могут самостоятельно вылепить рога, малышам проще начинать с собачек и кошечек, которые им хорошо знакомы. Подобную игрушку будет интересно сделать не только ребенку. Многие взрослые люди начинают увлекаться гончарным искусством, одним из видов которого является абашевская игрушка.

Обжиг и роспись

После того как изделие подсохло, его необходимо подвергнуть обжигу. Старые мастера использовали для этого специальные горны – круглые печи из огнеупорного кирпича. Стандартный размер таких печей был 1,5 м в ширину и 2 м в высоту, и когда-то в Абашево почти в каждом дворе ежедневно разжигались горны, чтобы сделать посуду или игрушки крепкими и прочными.

Чтобы игрушки не треснули, их обкладывали черепками, а печку топили дубовыми или березовыми дровами. После обжига следующий этап, который проходила абашевская игрушка – раскраска. Ей свойственна узнаваемая всеми манера росписи – готовое изделие покрывалось сплошным слоем однотонной яркой краски. Мастера 19 века использовали глазурь, но после того, как появились масляные краски, перешли на них.

как слепить абашевскую игрушку

Покрытые слоем масляной краски, фигурки высыхали, после чего расписывались мелкие элементы и на последнем этапе покрывались лаком. С появлением эмали необходимость в лакировании отпала.

В современных гончарных печах процесс проходит быстрее и с большей безопасностью для изделий, а используя глину, купленную в специализированных магазинах, нет ничего проще, чем понять, как сделать абашевскую игрушку своими руками.

Музей в Абашево

Усилиями энтузиастов и мастеров, проживающих и сегодня в Абашево, в бывшем доме Зоткиных устроен музей игрушек из глины. В коллекции есть как изделия мастеров 19 – начала 20 века, так и тех, кто производил игрушки в артели, а позже на фабрике.

Возрождение абашевского промысла

Специально созданный фонд возрождения абашевской игрушки заботится о том, чтобы традиции старых мастеров продолжали жить. Фонд поощряет молодежь проявлять интерес к этому виду искусства, для чего в Спасском колледже открыт новый факультет – «специалист по керамике».

Конспект НОД по декоративной лепке «Абашевский козлик в подарок малышам» (По мотивам абашевской игрушки) для детей старшей группы.

Подготовила воспитатель МОУ Детский сад №1 г. Спасска Татьяна Борисовна Бибнёва.

Программное содержание: продолжать учить детей лепить фигуру по народным (абашевским) мотивам; использовать прием раскатывания, вытягивания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (так лепятся ноги).

Материал: глина, доска для лепки, стеки (для каждого ребенка, салфетки и вода, игрушки для показа, конверт с письмом для детей.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: рассматривать абашевские игрушки, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Ход занятия:

Сюрпризный момент: стук в дверь, на пороге появляется почтальон. Он передаёт письмо воспитателю группы для детей. Воспитатель читает:

– для детей старшей группы детского сада №1 г. Спасска.

К Вам обращаются дети старшей группы детского сада № 2 г. Спасска за помощью. Помогите нам пожалуйста. Мы решили сделать подарки для малышей и слепить им абашевскую свистульку-козлика. Но малышей так много, и мы не сможем каждому сделать такую игрушку. Мы очень просим Вас помочь нам и слепить козликов. Благодарим за помощь. Ваши друзья из детского сада №2

- Ребята, ну что поможем друзьям? (Дети соглашаются).

- Помните, мы с вами ходили в наш районный музей народного творчества. Там мы видели множество сказочных игрушек : козликов, оленей, барашков. А как называются эти игрушки?

- Правильно, абашевские игрушки. В мини - музее нашей группы тоже есть такие игрушки. Давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все игрушки раскрашены яркими красками синими, красными, зелёными, оранжевыми. А отдельные детали, например рога, расписаны золотой или серебряной краской. Затем педагог предлагает рассмотреть игрушку козлика, выделить его характерные особенности - слитная обтекаемая фигурка. Просит назвать, из каких частей состоит козлик. Это туловище, небольшая головка, длинная массивная шея, рога, хвост и глубоко процарапанные глаза. Педагог предлагает детям слепить такого козлика. Объясняет, как можно слепить такую же фигурку.

- Ребята, а лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству.

- Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние. Воспитатель уточняет у детей, каким способом можно ещё сделать ноги. Над задними ногами делается надрез стекой и оттягивается хвостик, это та часть свистульки, которая берётся в рот, чтобы посвистеть. Затем выполняются детали - рога и стекой процарапываются глаза

-А теперь берём в руки глину, разминаем, раскатываем её.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки козлика по мотивам народной пластики. Воспитатель по ходу занятия наблюдает за их действиями, помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами, помогает выполнить соединение частей, примазывание, сглаживание поверхности.

- А теперь немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка,

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый козлик : «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивым козликом. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Слепим для козлика рожки и процарапаем глаза. Педагог помогает выполнить примазывание, сглаживание поверхности.

Подведение итогов занятия.

- Какую игрушку вы сегодня лепили, как она называется?

- Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.

- Какие красивые игрушки у вас получились!

- Кому понравилось лепить козлика?

- Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные козлики у вас получились!

- Я думаю, что мы справились с просьбой наших друзей и помогли им. Теперь малыши получат красивые подарки.

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки, выбрать наиболее красивые. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по лепке по мотивам дымковской игрушки в старшей группе «Барышня» МБДОУ ДС № 35 «Ручеек» г. Туапсе Конспект Комплексной непосредственной образовательной деятельности по лепке тема: «Барышня» (по мотивам.

Конспект НОД по декоративной аппликации «Украсим полотенце» с использованием ИКТ (удмуртский народный орнамент) Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» в средней группе Тема: Аппликация декоративная «Украсим полотенце» с использованием.

Конспект НОД «Валеология малышам» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. Барто Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. БартоВоспитатель: Гареева Светлана ХамитьяновнаЦель:.

Конспект открытого занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в средней группе «Уточка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное,художественно-эстетическое развитие. Цель:Формировать представление.

Мастер-класс «Подарок малышам»

Мастер-класс «Подарок малышам» Сегодня я предлагаю вам мастер класс по коллективной работе6 Аппликация - Петушок, петушок золотой гребешок. Такую картину мы решили смастерить.

Конспект занятия по лепке игрушки по мотивам каргопольского промысла Тема занятия: Лепка игрушки по мотивам каргопольского промысла Цель: Познакомить детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской.

Конспект НОД «Подарим сказку малышам» (подготовительная группа) МБДОУ «Родничок» НОД подготовительная группа Тема: «Подарим сказку малышам» Воспитатель: Т. Б. Сосновская Хакасия, Черногорск.

Развлечение «Игрушки-малышам» для детей младшего возрата Задачи: Формировать умение детей эмоционально воспринимать веселые песенки и игры Развивать умение внимательно.

Читайте также: