Как выбрать любимую игрушку ребенку

Обновлено: 28.04.2024

Когда вы думаете о детстве, то, что вспоминаете, прежде всего? Наверняка, в памяти всплывает любимая детская игрушка. Зайчик, плюшевый мишка, коняшка, оловянный солдатик и т.п. навсегда становятся своеобразными маячками счастливого и беззаботного детства.

У каждого из нас была своя самая любимая игрушка, у некоторых она до сих пор храниться на полке, кто-то ложиться с ней спать, когда грустно, у кого-то она охраняет сокровища. Но эта детская любовь, как и выбор плюшевого спутника жизни, происходит неслучайно.

Значение детских игрушек

Наши предки, как только ребёнок начинал самостоятельно играть в игрушки, старались примечать, чему он больше уделяет внимание, так как подобный выбор говорил сразу о нескольких вещах: во-первых, вид игрушки – это указание на силу, талант, которого в семье не хватает. Выбирая её, дитя как бы восполняет энергетический недостаток.

А во-вторых, игрушка – это еще и своеобразный «концентрат» родовой силы, которой необходимо воспользоваться. Подобное представление было связано с мифологическим пониманием любого «зверя» как «двери» в Иномирье.

Причём любой зверь мыслился сразу и как сила положительная, и как сила, которая посылает испытания. И выбору ребёнка доверяли больше, чем кому-либо, ибо считалось, что через дитя говорит Бог. И, несмотря на то, что мир изменился, подсознательная тяга к лекарству сохранилась и у современного человека.

Проверить это просто – вспомните свою любимую игрушку в возрасте 3-7 лет, посмотрите на «расшифровку» образов игрушек и сравните её с жизнью ваших родителей (причём не просто тогда, но и сейчас – ведь если они «не вылечились», то болезнь продолжается и сегодня).

А может быть и своей – болезни семьи, как правило, передаются из поколения в поколение. Если у вас есть уже свои дети, то их любимые игрушки – «диагноз» состояния отношений вас с супругом(-ой) и повод начать меняться. В особенности тревожно, если ребёнок выбирает ТОЛЬКО ЭТИ виды игрушек – это уже настойчивый сигнал о «болезни».

любимая детская игрушка

О чем говорит любимая детская игрушка

Медведь – символ хозяина рачительного, но не целеустроенного; если ребёнок любит мишек – это говорит о том, что накопленного добра физического и умственного много, а применение его хромает, от слов к делам не сразу переходят.

Лошадь – символ труда и пашни; трудиться родители умеют, да меры не знают, себя в кляч превращают – учитесь мере и отдыху.

Обезьяна – символ лукавства и Бога Ханумана в индийской мифологии (образ помошника и спасателя) – вы часто, родители, хитрость и лукавство применяете, а также спасаете других, что неплохо, но если меры не знать, то на вашем горбу многие в рай проедут.

Тигр — символ алчности, жадности, защиты своих границ. Если дитя выбирает данную игрушку, то значит, родители конкурируют друг с другом за власть над домом и над вниманием ребёнка, вместо того, чтоб простраивать чёткие договора с внешним миром – талант, что тигр даёт.

Лев – символ Дажьбога, царской (княжеской власти), гордости. У родителей амбиции высоки, но они их не в том месте применяют: постоянно выясняют кто главнее, больший вклад в семью вносит, а значит, имеет право дома ничего не делать, а почивать на лаврах признательности. Потребность в признании заслуг, статуса.

Заяц – символ интуиции и трусости – у родителей много страхов, представлении о том, что мир опасен, а даром интуиции, которая является основой веры, они не пользуются.

Слон – символ спокойствия, величия и учёности – родители много думают, учатся, размышляют, а радоваться и делать «глупости», веселиться, просто так радоваться жизни не умеют.

Лисица – символ хитрости, пронырливости и порубежья. Ребёнок, что лисичку любимой игрушкой выбирает, душою считает, что родители его и друг друга обманывают, границы души не соблюдают, поэтому и навные испытания к ним приходят.

Белка – символ запасливости, хлопотливости, суетливости. Родителям наказ: меньше суетитесь, а то так в суете и главное забудете – как жизни радоваться.

Кошка – образ дома, луны, женщины, гибкости, тайны. Если дитя выбирает данную игрушку, то значит, что женщины в этом доме главенствуют над мужчинами.

Собака – образ мужчины, добротности, защиты своей территории. Если собачек ажиотажно коллекционирует девочка, то это еще и образ с..ки (самка собаки, которая «кусает руку дающего») – кто-то и женщин рода всё время тиранит мужчин, предъявляет претензии, а слов благодарности не говорит, принижает мужчин.

любимая детская игрушка

Свинка, овечка – образ материального достатка, но невысоких целей – родители живут только интересами материального, запросами туловища.

Птицы – образ полёта души, путешествий, мечты – родители или витают в облаках, не замечая упущенное время, или наоборот, бытом срезали себе крылья.

Пресмыкающиеся, крокодилы – образ предков, умерших и живущих, родового наследия – родители или ссорятся с бабушками/дедушками, или в точности повторяют их неправильное поведение.

Пупс – как и все человекоподобные куклы прямой символ родителей – смотреть какие сценарии с ними отыгрывает ребёнок.

Ванька-встанька – символ устойчивости перед неприятностями – родители потеряли надежду и веру, если ребёнок «вцепляется» в данную игрушку.

Механические игрушки, машины, роботы – символ жизни по однообразному сценарию – ребёнку скучно и непонятно зачем жить в мире родителей, потеря смысла жизни, отсутствие радости, большое количество шаблонов.

Кукольная мебель, посуда, аптечка – в семье не хватает совместного времяпрепровождения и творчества.

Кубики, пирамидки, домики, конструктор – в семье нет совместного целеустроения, сказки жизни.

Музыкальные инструменты – в семье не слышат друг друга.

Ну что, узнали себя и свой мир?

И что делать, спросите вы, особенно если уже и сами живёте по той же кривде, что жили родители? Ответ прост: очищать Душу от боли.

Для тех, кто хочет узнать больше об очищении, в помощь книга👇🏻

Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.


Thank you!

We will contact you soon.

Раньше наши предки знакомили своих детей ещё в детском возрасте с простыми очистительными куклами, которые помогали ребёнку самостоятельно избавляться от накопившейся боли: обид, страхов, непонимания поведения родителей, агрессии.

Самыми первыми такими куклами становились Ольшанки или Кувадки – в разных сёлах они назывались по-разному, но по сути это практически одно и тоже, по принципам изготовления, различались лишь по сфере применения: ольшанки – очистительные, кувадки – наполняющие.

любимая детская игрушка

Кукла ольшанка

Ольшанки – это очистительные куклы, название которых происходит от имени дерева ольхи, родственницы в славянской мифологии осине.

Оба этих дерева были посвящены Богине Маре, насылающей на людей испытания в виде болезней, катаклизм, негативных чувств – именно поэтому и сотворяли из неё различные обереги.

А в детстве делали, обламывая веточку ольхи или осины, подобие человечка, перепоясывали его красной нитью, заключали магический договор и затем выговаривали на такую куколку всё тёмное, что на сердце лежит, а затем бросали в костёр или банную печь, чтоб зло ушло с этого мира, никому не навредив.

Так ребёнок с самого раннего возраста становился творцом своей судьбы: учился убирать за собой сам, избавляя душу от обид, злости и т.п. А если не было палочек, то крутили ольшанку из двух тряпочек, лучше из своей старой ношенной одежды, перевязывали место сердца красной шерстяной нитью – чтоб зло не сбежало – договаривались, чтоб кукла зло забрала, выговаривались – сжигали.


А договор вершили, как и с любым живым существом (а всё в этом мире живое, что сотворено осознанно) в некоторых родах заговором:

Ольшанка, стой за меня,
Ольшанка, пой за меня,
Ольшанка – бой за меня!
(речь 3 раза)

Смысл заговора прост: «ольшанка, существуй вместо меня в мире моей боли, …говори вместо меня с моей болью, …бейся вместо меня с моей болью».

Такие куклы не хранились, а отпускались с этого мира сразу, максимум – до захода солнца.

И даже если вы уже взрослый, то такая куколка, скрученная из веточек очистительных деревьев, носового платка, ветоши, всё рано будет отличным средством для избавления от негатива.

А когда ребёнок становился чуть старше и обретал, благодаря посвящениям и вежным обрядам свой путь, то около 5-7 лет он узнавал ещё и о такой волшебной очистительной кукле, как кукла Недоля.

кукла ольшанка

Кукла Недоля

Кукла изготавливается из любой нательной одежды (от носка до майки), которая комкается и обвязывается одной красной шерстяной нитью таким образом, чтоб получилась кукла в юбке. Её делали, когда сталкивались с чередой однотипных негармоничных ситуаций, которые видятся как неприятности.

Хотя неприятность – это неприятие подарка Бога, который даётся для изменения человеку. Куклой обметали дом, идя от входа по часовой стрелке, если ситуации связаны с домочадцами; себя, кружась на месте по часовой стрелке – если ситуации связаны с ощущениями и телесным уроном; порог или ворота – если конфликты с чужими.

Очень часто в это время к Недоле обращались простыми приговорками и шепотками (обязательно вслух – про себя не договоришься ни с кем). Например:

Недоля, Недоля,
Возьми юдолю,
Прочь уноси, косою коси,
Забери в Ино марную силу!
(речётся многократно, пока совершаете действие)

Недоля-матушка,
Иди к Велесу-батюшке,
По калиновому мосточку
За Смородину речку.
Беду мою унеси,
Косою скоси.

Таким образом, уже в раннем детстве ребёнок начинал чувствовать себя магом своей судьбы, принимал на себя ответственность не только за свою жизнь, но и окружающее пространство, что формировало здоровую во всех отношениях Душу.

кукла недоля

Из опыта мага-практика…

Елена Колонцова, мастер традиционных кукол:

«Ольшанка — маленькая нехитрая кукла, и заговор на неё вроде какой-то не серьёзный, похож на детский стишок, и как она может очистить от боли, страха, обиды или злости?

И делается она вроде бы легко, но на практике, когда особенно делает группа новичков, они получаются очень кривенькие, косенькие, руки разной длины или не пропорциональные и это не потому, что новички не умеют. А потому, что они не знают методов очищения даже таких простых, их никто этому не учил, вот и вылезает всё накопившееся наружу через куклу.

И мы не столько куклу делаем, сколько потом разбираем, что у кого кукла показала. И тут-то начинается знакомство со своими «тараканами»: «О, оказывается, вот что мне так давно мешает…», «Да, а у меня, то это с детства оказывается…», «Ох, а у меня и мама так делала…».

А когда приходит время сжигать, то чаще всего пробивает народ на жалость. Некоторых ольшанок сжигают в течении дня, а некоторых три дня с собой носить нужно, это когда застарелая какая-то проблема. Вот этих народу жальче всего бывает. Ведь «тараканы» — они ж свои, родненькие, давно живут, у многих с детства, расставаться ж непросто, и вообще, как без них? Непривычно.

Сестра моя сжигала, ей даже показалось, что ольшанка живая и так жалко стало её, что хотелось из огня выхватить. А внучок двоюродный тоже говорит про свою: «Она так жалостно из огня ко мне ручки тянула».

Все то не благое, что в нас живёт, а так как нас не учили с детства от его избавляться, прекрасно себя чувствует и уходить не торопится, и, мало того, идёт на всякие уловки, чтоб подольше остаться, его же тут неплохо кормят))

Казалось бы, чего проще наговорил и сжёг, спровадил с этого мира, так нет, жалость одолевает. Так что будут вас «тараканы» всячески искушать, а вы не ведитесь. Освобождайте почаще свою Душу от обид, злости, боли. Будьте творцом своей Судьбы. И научите своих детей, родных и друзей.»

П.С. Именно о таких волшебных и простых методах мы и будем рассказывать в курсе «Свой путь».


Об авторе

Проект Арины Никитиной

Наш проект создан для людей, которым не безразлична тема русской культуры и её самобытной истории. Он собрал под своим крылом людей, которые являются мастерами в самых разных областях науки, техники, творчестве, авторами проектов и школ.

В наше время детские магазины предлагают такой выбор игрушек, что разбегаются глаза. Выбор игрушки – серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д.

Игрушка для ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Игрушки стимулируют развитие мелкой моторики и умственное развитие в целом. Так, играя с ребенком, вы можете без особого труда обучать его различным вещам, а также развивать в эмоциональном плане. В процессе игры дети намного легче усваивают различного рода информацию, приобретают полезные умения и навык, потому что на них отсутствует всяческое давление.

Игры с различного рода конструкторами, строительными кубиками, а также мячами и другим спортинвентарем положительно отражаются на развитии моторных рефлексов.

Игрушки для ролевых игр развивают эмоции детей и прививают им нормы общения с окружающими людьми.

Следует обратить внимание на ассортимент —отсутствие героев западных блок-бастеров для детей, аляповатых электронных игрушек, орущих с китайским акцентом зверей или кукол, наконец, очень ограниченный арсенал или даже полное отсутствие оружия —признаки правильного магазина детских игрушек. А что же должно быть на полках? Конструкторы и строительные материалы, настольно-печатные игры, наборы для творчества, головоломки, спортивные игры и наборы, оборудование для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора), дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаики, продукция для игр с песком и водой, персонажи для театрализованной деятельности и ширмы к ним, игровые домики, горки, машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады, куклы и кукольное хозяйство (не обязательно формата Барби). Желательно, чтобы в ассортименте были представлены изделия народных промыслов. Это далеко не полный перечень, к тому же в нем не учтены половозрастные особенности, сезонность игровой активности и уличное игровое и спортивное оборудование. И мы говорим о дошкольном возрасте, поэтому электронная игрушка и компьютеры с программным обеспечением к ним не упомянуты.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка: 7 простых правил

1. Берем игрушку по возрасту

Игрушка должна быть интересна ребенку в его возрасте: не быть слишком простой, но и не слишком сложной.

Для младенцев – гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок; игрушки на руку, за которыми ребенок только следит глазками. Картинки – понятные и крупные.

С 1,5 до 3-х лет – всевозможные каталки, стучалки, качалки: все, что может двигаться и чем можно эффектно манипулировать. Музыкальные игрушки. А так же сортеры, крупные мозаики и кубики. Книжки – игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.

С 3 до 5 лет – игрушки и атрибутика для сюжетных игр (посудка, больничка, парикмахерская, магазин), фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате (3D, кармашки-окошки).

С 5 до 7 – настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему (космос, машины, динозавры).

2. Безопасность и качество

Обычно родители уделяют этому пункту особое внимание. Основное, на что стоит здесь обратить внимание:

  • форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить,
  • отсутствие резкого запаха любой этимологии,
  • естественные цвета без «кислотного» оттенка,
  • возрастная маркировка,
  • срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть, представляете? Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из эко-материала, который с течением времени разлагается\рассыпается,
  • наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине

Да, в принципе, каждая игрушка для ребенка развивающая. Даже простая кастрюля с крышкой может стать многофункциональной развивашкой. Но, выбирая в магазине игрушку, лучше заранее знать, что именно вы хотите развивать на данном этапе взросления малыша – это поможет сузить круг поиска, сэкономить время и облегчит муки выбора.

Нужна мелкая моторика? Берем сортеры, матрешки, пазлы, конструкторы, шнуровки, пластилин.

Нужно развивать речь? Обращаем внимание на духовые музыкальные инструменты, книги, логопедические пособия.

И здесь тоже нужно учитывать возраст. Потому что развивать мелкую моторику в 1 год и в 5 лет детки будут по-разному.

4. Соответствие интересам

Сколько раз мы с вами уже наступили на эти грабли?

«Ну, может, если дома будет не 101-ая лошадка, а хотя бы один бегемот, он увлечется бегемотами?»

Если ребенок увлекается лошадками (бегемотами, машинками, динозаврами, феями), нужно брать игрушки этой тематики, НО… подсмотреть в пункт 3 и взять игрушки, которые развивают разные навыки. Лошадок можно не только расставлять в рядок, но и

  • собирать с ними пазлы,
  • решать про них задачки,
  • читать про них книги и запоминать породы,
  • строить конюшни из конструкторов,
  • лепить им еду из пластилина, вырезать из бумаги, учить про них стихи,
  • учиться заплетать им косички и даже сделать самим мыло для лошадок!

Подобно поступаем и с машинками-динозаврами-феями.

Игра на логику Три поросенка

«Пакет подарков дарят Васе:

машинки, книжки, арбалет!

Ребенок радостно играет…

Знаете, почему так получается? Потому что пакет оставляет пространство для творчества, с ним можно фантазировать, придумывать разные способы его применения, изучать и экспериментировать с его свойствами.

У ребенка должны быть игрушки, которые оставляют пространство для творчества, чтобы можно было что-то снять-поменять-переставить (сменить одежду, чтобы пожарный стал доктором, а доктор - ковбоем), вообразить одно другим (кубик – это хлебушек, кирпичик, стульчик, тряпочка – это юбочка, седло, полотенце и фата), по-разному использовать свойства одного предмета и использовать его в разных играх.

Обратите внимание, есть ли такие игрушки у вашего ребенка сейчас?

6. Как вы ее подадите

Не в том смысле, на какой праздник и в какой упаковке.

А как вы научите ребенка с ней играть. Да, ребенка нужно учить играть: показать ему возможности игры, как ее использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании.

А главное – играя вместе с вами, ребенок получает положительные эмоции. И потом, когда ребенок сам увидит эту игру, он будет ассоциировать с тем интересом, азартом и радостью, которые были у него в прошлый раз, и захочет играть снова.

7. Выбирайте игрушечки с удовольствием и в хорошем настроении!

И играйте в них вместе с детками смачно, от души, забывая про возраст и время! Ведь для этого мы их и покупаем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка»

Хотите узнать, кем станет ваш малыш? Присмотритесь к его любимым игрушкам. Игрушка для малыша не просто забава, это уменьшенная модель окружающего мира.Играя, ребенок учится действовать, мыслить.


Консультация для родителей: "О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка?"

Консультация для родителей: "О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка?".


Любимые игрушки ребенка. Как помочь найти самую дорогую?

Многие из нас легко могут вспомнить детскую игрушку или любимую книгу, без которой невозможно просто представить детство любого ребенка. И как же тяжело мы воспринимали, будучи ребенком, неожиданную н.


Любимая игрушка маленького ребенка

Описывается значение игрушки для развития личности ребенка.

О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка.

Материал об игрушках детей.


Любимые игрушки ребенка. Как помочь найти самую дорогую?

Сегодня очень часто родителей беспокоит не вопрос покупки новой игрушки, а проблема уборки разбросанных кубиков, машинок и кукол в детской. Проблема изобилия игрушек и вытекающих из этого послед.


Конспект НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки» Презентация к НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.Цель: формирование умений.

Игрушки — обязательный атрибут мира детства. При этом плюшевые мишки или куклы нужны ребёнку не только для развлечения. Почему для малыша так важна любимая игрушка? И как она может помочь родителям в воспитательном процессе? На эти вопросы отвечает психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.

Мишка вместо мамы

У очень многих детей есть любимая игрушка, с которой они не расстаются. У совсем маленьких детей это может быть одеяльце, тряпочка, пустышка: прикосновения к этой вещи напоминают ребёнку материнское тепло. О таких игрушках написаны целые книги, а в некоторых языках для них даже есть отдельное слово. Основная функция такой игрушки — заменять мать в периоды её временного отсутствия, а также помогать ребёнку переходить от слияния с ней к относительной самостоятельности, психическому отделению. Малыш переносит на игрушку чувства к матери, это помогает ему справляться с её отсутствием, совладать со своими переживаниями в тот период, когда он начинает осознавать себя как отдельную личность.

Ребёнок не расстаётся с мишкой или куклой? На определённом этапе это нормально. Он может долго и горько плакать, потеряв её, а также эмоционально реагировать на изменения, происходящие с игрушкой (например, если она потеряла цвет и утратила запах после стирки или сломалась). Это происходит именно потому, что игрушка становится для малыша вместилищем его сильных чувств. В норме к 2−4 годам чувства ребёнка к любимой вещи постепенно становятся менее яркими. Взрослея, он может прибегать к помощи привычной игрушки время от времени: при подготовке ко сну, в одиночестве, в состоянии тревоги или печали.

Иногда родителей пугает жестокое обращение ребёнка с игрушкой: например, если он наказывает мишку, бросает его. Но это нормально, такое поведение отражает присущую людям двойственность по отношению к любимым. Кроме того, это означает, что ребёнок способен выражать свои эмоции на символическом уровне, различая реальную маму, которой он не хочет сделать больно, и неодушевлённый предмет. Если ребёнок сломал игрушку, помогите ему починить её или сделайте это вместе.

Но не всегда привязанность к игрушке — это норма. Стоит насторожиться, если для ребёнка очень важным становится объект, не напоминающий человека или животное: ключи, вилка, палочка, крышка от банки, кусочек пластилина или телефон. Такое часто проявляется в поведении детей с аутистическими чертами. Когда ребёнок повсюду носит с собой целый мешок игрушек, это свидетельствует о высоком уровне тревоги. Если дети 6−7 лет и старше не расстаются с любимой игрушкой, это также сигнал о неблагополучии.

Как игрушки помогают вам в воспитании

Главное назначение любимой игрушки — облегчать для малыша трудные моменты. Поэтому включайте её в ритуал отхода ко сну: пусть ребёнок уложит её спать, пусть она послушает сказку вместе с ним. Если вы на время оставляете ребёнка, любимая игрушка должна быть там, где он сможет её взять.

Игрушка успокаивает

Игрушка может помочь ребёнку даже пережить травму — изменение состава семьи (развод, рождение братика или сестрёнки, смерть близкого) или жизненных обстоятельств (переезд, поступление в детский сад), внезапный сильный испуг (нападение собаки, увиденная авария, пожар). Кроме того, благодаря игрушке малыш сможет подготовиться к неприятному событию (оперативное вмешательство, отъезд мамы).

Чтобы восстановить душевное равновесие, ребёнку важно многократно проиграть случившееся или ожидаемое событие на игрушках.

Вот кукла-мама собирает вещи в роддом, а кукла-ребёнок — грустная. «Куда ты уезжаешь? Когда ты вернешься?» — спрашивает кукла-ребёнок. «Я еду в роддом и пробуду там неделю», — отвечает кукла-мама. Она обещает часто звонить и прислать фото нового малыша. Кукла-мама едет в роддом на машине, там её встречают игрушечные доктора. Она рожает малыша и отдыхает. Что же делает кукла-ребёнок? Вот гуляет с папой, вот помогает готовить ужин, вот соскучилась по маме и рассматривает её фотографии, звонит ей. Кукла-ребёнок грустит и немножко злится на маму, что она уехала. И вот кукла-мама едет с малышом домой. Кукла-ребёнок очень-очень рад! Она обнимает маму и чувствует себя счастливым.

Или, например, куклу-ребёнка покусала собака, и она плачет, злится. Кто же спасёт её? Ах, вот и супергерой, он летит на помощь! Вот сейчас он прогонит эту злую собаку!

Ожидаемые события нужно проигрывать во всех вариантах, которые могут случиться. А уже произошедшие неприятности можно изображать так, как захочет ребёнок. В игре стоит давать малышу полную свободу для проявлений чувств — как светлых, радостных, так и негативных. Чем больше пара ребёнок выпускает в игре, тем меньше вероятность, что он будет так вести себя в жизни.

Если вы всё же беспокоитесь, не перепутает ли ребёнок игру и реальность, можно сказать ему следующее: «Да, понарошку в игре можно делать всё, что нельзя в жизни».

Игрушка обучает

Полезно использовать игрушку для того, чтобы учить ребёнка играть: сначала он совершает с ней предметные действия (искупать куклу, покормить, уложить спать), а затем формируется полноценная сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, игра в школу, в кафе, в автосервис, в больницу).

Сама по себе игра — лучший способ помочь ребёнку переработать свои эмоции, адаптироваться к новым условиям и гармонично развиваться. Более того, взаимодействие с разными игрушками стимулирует развитие речи, творчества, воображения, мышления и внимания.

И, конечно, нужно понимать, что любая игрушка — лишь инструмент в этом процессе, она не заменяет полноценного участия взрослого. Роль родителя тут огромна: он может помочь ребёнку понять, какие чувства тот испытывает, проигрывая сценку с куклой.

Например, она капризничает и не хочет идти в садик: «Бедная кукла, она хочет ещё поспать и побыть с мамой, она сердится и расстроена, что её заставляют вставать и одеваться». Малыш понимает, как устроены интересующие его объекты окружающего мира («Будем строить дом… Сначала экскаватор выкопает яму под фундамент…»), какие правила в нём нужно соблюдать («Мишка хочет перейти дорогу, но он должен подождать, пока загорится зелёный свет»).

Когда любимой игрушки нет

В некоторых культурах игрушку новорождённому выбирают и кладут в колыбель родители. В других ребёнок сам выбирает себе игрушечного друга. Вы можете предложить ему несколько вариантов, но решение остаётся за ним, главное — не заменять выбранное им по своей воле.

Часто родители просто не отмечают как любимую игрушку одеяльце или пустышку, но эти вещи вполне могут выполнять такие функции. А иногда бывает так, что ребёнку просто не нужна любимая игрушка, потому что вместо игры с неодушевлённым предметом ему позволено делать всё, что он хочет, с мамой.

Поэтому особенно важно соблюдать баланс между своими интересами и потребностями ребёнка. С одной стороны, нужно быть внимательными и чувствительными к малышу, стараться дать ему необходимый комфорт. С другой, помните, что ваш комфорт и жизненные силы — залог выживания и здоровья ребёнка. Когда вы поступаетесь для него чем-то жизненно важным — сном, едой, терпите боль — это вызывает у вас гнев.

Лучше помочь малышу пережить фрустрацию, слезы и раздражение, побыть с ним в этот момент, чем копить злость на него. Проговаривайте вслух ваши и его чувства.

«Ты хочешь, чтобы я прямо сейчас взяла тебя на руки, но сначала я хочу поесть. Тебе придётся немножко подождать. Да, я вижу, что ты сердишься, очень сердишься! Сейчас я доем и возьму тебя на ручки, покачай пока твоего любимого кролика».

«Нет, меня нельзя бить. Я чувствую, что ты просто в ярости! Ты можешь побить игрушку, подушку, да, вот так, сильно-сильно!»

«Ты не можешь уснуть, и поэтому плачешь, а я слишком устала, чтобы тебя качать. Я просто положу тебя, а мишку — тебе под бочок. Ты плачешь, потому что сердишься и обессилен, тебе так грустно. Но мы оба вполне можем это пережить, и я побуду рядом, а мишка обнимет тебя».

Пусть игрушка будет не только другом для ребёнка, но и помощником для родителей!

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Узнай, кем станет твой ребенок, по игрушкам, в которые он играет

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит „ав-ав“, киса говорит „мяу-мяу“, а папа говорит „Дайте мне яду и пять минут покоя“. По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате — это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор — только один.

Читайте также: