Как выглядит игрушка монстр трак

Обновлено: 25.04.2024

Когда V-образная «восьмерка» объемом как у пяти-шести легковушек запускается и начинает петь во весь голос, где-то на планете просыпается вулкан, а вы неожиданно постигаете себя. Речь не о ментальных сферах, а о грубом физическом восприятии — пронизывающий грохот и вибрации позволяют ощутить самые интимные закоулки резонирующего организма. Это и впрямь монстры среди автомобилей!

Что может быть более захватывающим, чем полноразмерные пикапы, маслкары и другая заокеанская серийная техника? Только бестиарий, зародившийся в гаражах простых энтузиастов-петролхедов с высокооктановым топливом вместо крови! «Монстр-траки», смахивающие на гигантские игрушки, — яркий пример того, как народная забава превратилась во всемирно известное и невероятно зрелищное шоу-состязание с армией поклонников и астрономическим оборотом средств.

Jason Twite / Monster Jam

Отсутствие инженерной рафинированности компенсируется безумными решениями и неискоренимым, стопроцентно американским максимализмом. Может показаться, что эти великаны размером с небольшой домик контролируются кем-то со стороны с помощью дистанционного радиоуправления, но это не так. Их пилотируют люди с титановыми нервами, свинцовой правой ногой и интегрированной в мозг системой кругового обзора. Времяпровождение вверх ногами и вызов законам физики — что может быть веселее?

Jen Bay / Monster Jam

Злые языки утверждают, что выступления автомобилей на огромных колесах сродни реслингу с его постановочными боями. Аналогия эта неуместная, пошловатая и намекающая на незамысловатость происходящего на песчаной гладиаторской арене. Лучше сравним трюки гротескных машин с родео, где результат укрощения скакуна или быка заранее неизвестен. Их шоу сложно назвать автоспортом в традиционном понимании, но, тем не менее, виртуозное управление сверхмощной специфичной техникой определенно требует недюжинного мастерства и отваги.

Brett Moist / Monster Jam

У каждой дисциплины есть свои легенды. В гонках NASCAR таковыми являются «Король» Ричард Петти и «Устрашитель» Дэйл Эрнхардт, а в профессиональном дрэг-рейсинге — шестнадцатикратный чемпион NHRA (National Hot Rod Association) Джон Форс и Боб Глидден, побеждавший в чемпионате десять раз.

Во вселенной «монстр-траков» тоже хватает своих героев и просто славных парней, но в первую очередь она ассоциируется с именем Боба Чэндлера, за которым стоят годы фанатичной деятельности и грандиозный успех. Уроженец Сент-Луиса, штат Миссури некогда очень любил активный отдых и кемпинг. В 1974 году они с супругой Мэрилин приобрели новенький Ford F-250 для вылазок на природу, но радость обладания полноприводником омрачало отсутствие необходимых запчастей и сложности с сервисными центрами в родных краях Боба.

Очевидно, Чэндлер принадлежит к типу людей из замечательной песни «A Country Boy Can Survive» Хэнка Уильямса-младшего. Непременно послушайте этот шедевр! Он не боялся испачкать руки и предпочел бороться с проблемой кардинальным методом — вместе со своим другом-соседом Джимом Крамером основал мастерскую под вывеской Midwest Four Wheel Drive Center.

Бизнес рос как на дрожжах, а «Форд» не только служил верным помощником, но и своего рода выставочной витриной, а заодно подтверждением надежности применяемых решений. Чэндлер модифицировал его для участия в разных внедорожных вылазках и не стеснялся при случае вдавить педаль акселератора от души.

Согласно мифам и сказаниям Среднего Запада, прозвище Bigfoot придумал один из сотрудников мастерской в честь очень уж тяжелой правой ноги Боба. Огромные шины внешним диаметром 48 дюймов, полноуправляемое шасси с мостами от военной техники и 7,5-литровая «восьмерка», делавшие пикап огромным и угрожающим, словно снежный человек или бигфут, вовсе не относятся к происхождению знаменитого на весь мир имени.

Постепенно у кастомного Ford и Чэндлера появились подражатели и последователи. Здесь самое время пригласить на сцену Эверетта Джэсмера, бывшего дрэг-рейсера, любителя пикапов, фаната марки Chevrolet и еще одного героя мира монстров. Колоритный коренастый бородач, владевший своей мастерской, познакомился с создателем Bigfoot в конце семидесятых на слете в Миннесоте и стал одним из его главных сподвижников.

Эверетт Джэсмер и USA-1

В 1979 году диковинный Bigfoot и его папаша впервые посетили автошоу в Денвере, штат Колорадо, и промоутеры разных околоспортивных мероприятий начали проявлять к машине интерес. Поначалу Ford демонстрировал свою мощь в рамках местечковых представлений, словно Максимус Децим Меридий из «Гладиатора» Ридли Скотта, но большие перемены были не за горами.

О них возвестил звонок киношного продюсера Грега Блэквелла, предложившего сделать монстра одним из главных действующих лиц в комедии «Возьми эту работу и засунь ее подальше». Боб, естественно, согласился, но незнакомец повел себя довольно странно. «Он повесил трубку, не оставил мне свой номер и исчез на целый год. Неожиданно продюсер объявился и заявил, что через две недели я должен быть в Айове», — говорит Чэндлер, прихвативший с собой на съемки родственную душу Джэсмера и его чудище USA-1 на базе Chevy K-10 1970 года.

Эпизод с гонками на лифтованных грузовиках украсил кино и наверняка вдохновил не одну сотню энтузиастов на постройку своих бигфутов. «Фильм открыл невероятные возможности — на нас посыпались приглашения на шоу из разных уголков страны. Мы продолжали строить наши грузовики, и с каждым разом они оказывались все больше. Это напоминало эволюцию», — вспоминает Эверетт славные деньки.

Кадр из фильма «Возьми эту работу и засунь ее подальше»

Когда многообещающая дружба и соперничество двух рукастых сорвиголов лишь только начиналось, меткого словосочетания monster truck не существовало. Оно случайно вырвалось из уст одного из промоутеров во время выступления «Бигфута» на стадионе Pontiac Silverdome, где безумствовали 68 тысяч зрителей.

Постепенно увлечение инженеров из народа переросло в феномен общенационального масштаба. Дело в том, что «монстр-траки» не только выглядели чрезвычайно круто, но также творили неслыханное и невиданное. Они мастерски… давили легковушки!

«Год спустя после съемок в кино мне попалась телевизионная передача, где пикапы месили грязь. Один из них подъехал к торчащему кузову машины и взгромоздился на него своими передними колесами. Джим Крамер, смотревший вместе со мной, заметил, что Bigfoot с легкостью переехал бы остов», — рассказывает о судьбоносном уикенде Чэндлер. Ведь если какая-то Toyota смогла, то чудовищный Ford и подавно! Боб садистски смял своим пикапом несколько старых машин на окраине кукурузного поля под бурные восторги местных фермеров. Не исключено, что мимолетная шалость так и забылась бы или осталась воскресным развлечением, не будь она записана на видео.

В один прекрасный день кадры увидел организатор автоспортивных соревнований, явно умеющий делать деньги на ровном месте. Он попросил повторить трюк перед зрителями, но Боба и Мэрилин одолевали сомнения. Добропорядочное американское семейство не горело желанием участвовать в шоу с явно деструктивным посылом, хотя все же согласилось попробовать шутки ради.

«Мероприятие происходило в Джефферсон-Сити, Миссури. Толпа буквально сошла с ума и это потрясло меня», — говорит отец «Бигфута». Позже зрелище оценили боссы Ford Motor Company — темно-синий пикап пользовался спонсорской поддержкой с 1983 по 2005 год и постоянно эволюционировал. Его вторая итерация, представленная в 1982-м, попирала дорожное покрытие шинами размерностью 66″x43″x25″ (1676 мм x 1092 мм x 635 мм). Колеса ростом с взрослого человека стали стандартом для техники данного типа и главной особенностью, вынуждавшей смотреть на надменное чудище с благоговейным трепетом снизу вверх.

В отличие от первых «Бигфутов» четвертая машина с самого начала задумывалась не доработанной серийной, а специализированным «монстр-траком» с соответствующими конструктивными решениями — усиленной рамой закрытого сечения и мостами с планетарными редукторами. Пятый «Бигфут», созданный в разгар гонки за размерами, и вовсе угодил в Книгу рекордов Гиннесса как самый здоровенный грузовик в мире. Еще бы не войти в историю при высоте 4,6 метра, с трехметровыми «катками» Firestone Tundra от колесного поезда и весом, превышающим… 17 тонн!

Габариты габаритами, но публика хотела видеть небывалые зрелища, и Боб давал ей то, чего она так страстно жаждала. В 1983 году они с Джэсмером наэлектризовали атмосферу своим шоу «That’s incredible!» («Это невероятно!»). Два схлестнувшихся в импровизированной дуэли титана продемонстрировали свой потенциал и превратили десятки старых кузовов в расплющенную груду железа.

«That’s incredible!» стало своего рода спусковым крючком. Энтузиасты окончательно подхватили «вирус», и строительство неординарных машин началось буквально повсеместно на радость промоутерам. К середине восьмидесятых «траки»-переростки привлекали к себе едва ли не больше внимания чем второй президентский срок Рональда Рейгана!

Газета Los Angeles Times писала, что Чэндлер зарабатывает 10 тысяч долларов «всякий раз уничтожая несколько машин», а сам он не переставал поражался восторгам толпы от вида разрушения и продолжал возводить все новые «Бигфуты». В 1985-м «зверинец» первооткрывателя жанра участвовал в 675 (!) мероприятиях, включая довольно своеобразные гонки через легковушки. Побеждал тот, кто преодолевал их шеренгу первым. Бурная деятельность вылилась в ужасную усталость, но сбавлять обороты Боб категорически отказывался.

Что собой представляет современный супергрузовик, выступающий в состязании Monster Jam? Держитесь крепче и вычеркните из памяти любые образы серийной продукции. К пространственной силовой структуре, накрытой стеклопластиковым кузовом, крепится подвеска с ходом в 762 мм. При длине как у полноразмерного заводского SUV «монстр-траки» достигают 3,2 метра в высоту и 3,8 метра в ширину. Косая сажень «в плечах»!

Компрессорные двигатели V8 объемом до 9,4 литра ежеминутно пожирают порядка 11 литров метанола и развивают 1500 л.с. Меньше нельзя — прогрессу не удалось уменьшить массу чудищ ниже 5,4 тонны. Для вертлявости на довольно небольшой территории стадионов машины оснащены полноуправляемыми шасси. Каждое накачанное до 1,6 атмосферы колесо весит 293 кг, словно туристический мотоцикл, и наделяет машину эффектом неваляшки.

Теперь представьте себя за рулем такой обезумевшей конструкции, которая часть времени ездит на задних колесах, периодически взлетает в воздух, делает кульбиты, меняет представление о законах физики, наделяет понятие «неподрессоренные массы» совершенно новым смыслом — и вообще делает то, что абсолютно немыслимо для нормального автомобиля!

Чем дальше, тем сильнее усложнялись их трюки. Некоторые из них даже попали в Книгу рекордов Гиннесса. В 2010-м молодой канадец Кэм МакКуин устроил сумасшедшее шоу перед ревущим стадионом и впервые исполнил бэкфлип — кувырок назад с постановкой на колеса, а не на крышу или другую часть кузова. Ничего другого от парня по имени Cam, то бишь «распредвал», ожидать не приходилось!

В 2013-м радары на мгновение зафиксировали неопознанный летающий объект. Им оказался «трак» Bad Habit под управлением Джоэла Сильвестера. Взмыв на земляной насыпи, он преодолел по воздуху 72,5 метра и едва не прорубил просеку в близлежащем лесу. Семью годами позже Брайс Кенни вывел громадину Mohawk Warrior на дрэгстрип и выжал из нее 161,43 км/ч.

Впрочем, все это меркнет на фоне фристайла Ли О’Доннела в 2017 году. На последних секундах отведенного времени он привел зрителей в экстаз техничным бэкфлипом, а затем впервые в истории совершил невероятно зрелищный кувырок вперед или фронтфлип. Есть мнение, что Ли не планировал ничего подобного, и за него все сделал «трак» с символичным прозвищем Mad Scientist («сумасшедший ученый»). Встав на задние колеса, он «споткнулся» о бруствер и взорвал трибуны техничным сальто.

Стиль пилотирования гигантских «игрушек» столь же специфичен, как и они сами. За рулем monster truck можно творить, все что душе угодно — плющить кузова, выступать в синхронных гонках и фристайле, получая очки за выкрутасы, и даже доводить зрителей до экстаза мастерством езды на двух колесах.

Перевороты пилотам монстров, надежно оберегаемым мощными каркасами безопасности, не страшны. Эти безумцы вообще ничего не боятся и в любой непонятной ситуации предпочитают давить на газ, тем самым возвращая великанов на колеса. Посмотрите их выступления! Гарантируем, что за считанные минуты вы получите сумасшедший заряд энергии и, улыбнувшись, проникнитесь уважением к отважным парням.

В далеком 1975 году, в провинциальном американском городке Сент-Луис, американец по имени Боб Чендлер (Bob Chandler) работающий строителем увлекся внедорожными покатушками. В то время никаких известных ныне дисциплин еще не придумали. Фанаты офф-роуда гоняли по лужам и грязи за городом, испытывая, чей автомобиль, доедет дальше.
Боб начал тюнинговать свой старенький пикап Ford F-250. Основной проблемой, с которой он столкнулся, стал дефицит специальных запчастей и деталей. Сейчас выбор внедорожного тюнинга поистине огромен, а в то время это была большая редкость.


Со временем хобби Боба переросло в работу. Он уволился с предыдущего места и открыл собственную мастерскую и магазин по внедорожному тюнингу под названием Midwest Four Wheel Drive. Свой F-250 он использовал как шоу-кар. Перед Бобом стала задача привлечь к пикапу внимание покупателей, и он установил самые большие колеса, которые смог найти – 48 дюймов (1,2 метра).


После установки столь огромных колес возникла идея, а можно ли на такой машине переехать другую машину. Чендлер договорился с хозяином автомобильной свалки и проехал по двум старым легковушкам, сняв свой трюк на видеокамеру.

Боб рассчитывал, что видео станет рекламой его бизнеса, однако покупателей не стало больше, зато появились желающие посмотреть повторение трюка.

Чендлер начал устраивать мини-шоу. Количество трюков росло в геометрической прогрессии.


Однажды, на одном из представлений побывал промоутер гонок NASCAR и предложил Бобу выступить на его «монстре» между заездами спорткаров.

Чендлер произвел фурор. Его пикап постоянно совершенствовался. Размер колес увеличили до 66 дюймов (170 см), поэтому пришлось усилить подвеску, форсировать мотор и элементы трансмиссии. Также Боб стал создателем формулы 4х4х4 – полный привод + полная управляемость. Благодаря поворачивающемся задним колесам стал возможен еще один трюк – вращение на месте. У F-150 появилось имя собственное – Big Foot. Согласно корпоративной легенде имя появилось после разговора Боба со своим другом Роном. «Почему пикап так часто ломается?» — спросил Боб. «Это потому что у тебя огромная лапа» — ответил Рон. На самом деле пикап ломался после каждого выступления. Всему виной большой вес колес.


Позже Чендлера начала спонсировать Ford Motor Company. По всей Америке стали появляться последовали Боба. Пикапы на исполинских колесах получили название Монстр Траки. Начали проводиться соревнования между пикапами-монстрами.


В конце 80-х годов на монстре траке оставалось все меньше серийных деталей: усиленная железнодорожными рельсами рама, огромное количество стальных распорок, многослойные рессоры, военные мосты и т.д. Вес машин доходил до 10 тонн.

С таким большим весом, даже установка заряженных моторов с системой впрыска закиси азота не позволяли монстрам делать зрелищные прыжки.


Боб Чендлер вышел из положения. Он первым построил монстр трак «с нуля». За основу он взял принцип гоночных машин – легкая рама из труб, пластиковый кузов, пружинная подвеска и центральное расположения двигателя.


И несколько интересных видео:


США – это огромная фабрика развлечений. Кажется, американцы смогут сделать развлечение из чего угодно, а потом еще и продать права на трансляцию или адаптацию по всему миру. И, что касается автомобилей, они ограничиваются не только спортом, но практикуют и совершенно бессмысленные, но чрезвычайно зрелищные шоу с их участием. Одним из самых зрелищных и шокировавших нас еще на записях видеокассет, стало шоу монстр-траков. Думаю, многие вспомнят свои первые эмоции по поводу происходившего на экране: «Да как так-то?! Хорошая ведь еще машина! Ездила бы и ездила! Лучше бы мне отдали!» И другим ярким впечатлением были, разумеется, эти гигантские внедорожники, крушащие своими невообразимо-огромными колёсами целые ряды легковушек. Сегодня попробуем разобраться, как такое развлечение в принципе возможно, кому интересно и как появилось.


Всё началось в 1974 году с покупки Бобом Чендлером, бывшим строителем из Сент-Луиса, новенького полноприводного пикапа Ford F-250, на котором, в свободное время, он покорял бездорожье. Когда проходимости стало не хватать, Боб принялся за тюнинг, и тут выяснилось, что в Сент-Луисе проблемы с соответствующими магазинами. Боб, взяв соседа в партнёры, занял эту нишу. Пикап одновременно служил грузовиком для перевозки закупленных деталей, а в выходные участвовал в местных покатушках. Каждая поломка приводила к новому витку тюнинга, таким образом, Ford F-250 еще был и удачной рекламой. Колёса пикапа становились всё больше, увеличивался клиренс, всё внушительнее становились мосты, требовался и прирост мощности. К 1979 году автомобиль приобрёл известный всем вид, мосты от армейского грузовика, форсированный V8 объемом 7,5 литров, а прозвище Чендлера «бигфут» (большая нога), полученное за его своеобразный стиль вождения в режиме «газ в пол», закрепилось и за этим внедорожником исполинских размеров. Колёса же были столь огромными, что манёвренность у пикапа стала подобной карьерному самосвалу, и Боб Чендлер разработал новую, поворачивающуюся, заднюю ось, благодаря которой, огромный грузовик способен развернутся едва ли не на месте.

В 1981 году Боб сделал то, что навсегда изменило мир автошоу – ради съёмок рекламы своего магазина он переехал на пикапе две легковушки со свалки. Однажды в его магазин заехал один из промоутеров автомобильных шоу и увидел на экране этот ролик. Предприимчивый мужчина немедленно прикинул, что такое зрелище непременно повеселит публику, и пригласил Боба за деньги повторить тот же трюк на автодроме, в перерыве между заездами тракторов. В 1982 году Чендлер решился, несмотря на то, что образ разрушителя никак не вязался с его бизнесом. Публика была в восторге, стадион бесновался и требовал продолжения. Чендлер получил столько новых приглашений на автошоу, что в срочном порядке был вынужден построить еще один грузовик.


В 1983 году бигфуты не остались без внимания Ford Motor Company, они стали генеральными спонсорами команды Боба Чендлера. Слава о грузовиках-разрушителях разлетелась по всей Америке, и в разных частях страны начали появляться подражатели, такие автомобили в прессе окрестили монстр-траками. Однако Боб не сидел на месте, понимая переменчивость настроений публики и её потребность в новых захватывающих шоу, работал над новыми бигфутами и трюками. Бигфут №4 (каждый новый автомобиль просто получал порядковый номер) был построен с нуля, а не на основе серийного пикапа. Тут была пространственная рама, специально сконструированное рулевое и подвеска. Он стал первым из монстр-траков, способных не просто сминать старые автомобили, а еще и обрушиваться на их крыши с трамплина.


80-е стали для всей индустрии гонкой вооружений, когда разные команды соревновались в своих безумствах, создавая всё большие, мощные и громкие траки на колёсах невероятного размера. В этой гонке вооружений точку поставила команда Боба Чендлера. В 1985 году был построен Бигфут №5, с колёсами высотой в три метра и весом около тонны каждое, позаимствованными у арктического внедорожника американской армии. Это было пределом, Бигфут №5 попал в Книгу Рекордов Гиннеса. Дважды Бигфуты Чендлера вновь становились рекордсменами, совершая самые длинные в своём классе прыжки, зафиксировав максимальную длину в 65,5 метров на Бигфуте № 18. Бигфут №16 стал самым быстрым, разогнавшись на отрезке в 1/8 мили до 138 км/ч.


В 1988 году, самые авторитетные строители монстр-траков основали ассоциацию, регулирующую правила постройки безопасных автомобилей, однако правила эти касаются лишь базовых понятий, и каждая команда имеет достаточно широкие границы для импровизации. Сегодняшние монстр-траки зачастую не выглядят как пикапы, их кузова стилизованы под легковые автомобили, или известные киноавтомобили, порой они имеют внешность животных или мифических персонажей. В качестве силовых установок используют гигантские моторы, работающие на метаноле или спирте, выдающие невероятную мощность.


В настоящее время это целая индустрия, существует множество команд с самыми невообразимыми автомобилями, придумывающих головокружительные трюки на этих многотонных махинах, промоутерские компании, занимающиеся организацией шоу, несколько телешоу и различные журналы. С более скромными двигателями выпускаются мини-монстр-траки для детей.


Эти шоу пользуются большой популярностью у простых американских рэднеков, или деревенщины, если по-русски, ведь тут присутствуют огромные, мощные пикапы – основной транспорт рэднеков, которые совершенно безнаказанно что-то разрушают. Те автомобили, которые попадают под колёса монстр-траков, обычно уже приговорены к смерти и покупаются со свалок. Да, в Америке вполне ремонтопригодные автомобили частенько попадают на свалку, а иногда даже приезжают туда своим ходом. В США для того, чтобы выбросить автомобиль иногда достаточно того, что он просто старый. В стране, где личный автомобиль себе уже на протяжении 100 лет может позволить любой человек, совершенно иное отношение к колёсной технике. Чтобы старый автомобиль был достоин жить дальше, он должен быть либо очень дорогим и редким, либо с ним должны быть связаны важные воспоминания его владельца.

А как вы относитесь к такому развлечению?

Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!

Огромные внедорожники-вездеходы с гигантскими колесами весьма популярны в США, как класс спортивных машин. Они оснащаются полным приводом, невероятно большими колесами и специальной подвеской, с помощью чего могут преодолевать самые различные препятствия, совершать прыжки и различные трюки. Соревнования таких машин – это в первую очередь шоу, а уже потом – гонка на скорость, за какими-то достижениями.




Что же касается радиоуправляемых моделей, то монстры появились здесь не так давно, но быстро стали очень популярными и составили достойную конкуренцию внедорожным гоночным машинкам – багги. В последние годы многие известные производители радиоуправляемых автомоделей стали массово выпускать монстры в различных класса, оснащая их как электромоторами, так и ДВС.

Попробуем разобраться, кто есть кто в этом интересном классе, какую модель лучше выбрать новичку и что больше по душе моделистам с опытом.

Во-первых, сразу же оговоримся: автомодели-монстры, хоть и обладают огромной проходимостью и, по сравнению с остальными представителями внедорожного класса, вроде бы имеют преимущество, не являются простыми для управления машинками. Их огромные колеса требуют более мощной подвески и трансмиссии, они тяжелее своих одноклассников и в своем классе смотрятся как некие «переростки». Во время выполнения прыжков, в полете ими нужно управлять точнее и аккуратнее.

На сегодняшний день монстры выпускаются в самых различных масштабах – от 1:24 до 1:6 и даже к 1:4. Самые мелкие модельки – двадцать четвертого и восемнадцатого масштабов оборудованы электромоторами, их стезя – гонки в закрытых помещениях на специально для этой цели оборудованных трассах. Такие модельки подойдут новичкам, тем, кто только пробует свои силы в моделизме и не готов выкладывать существенные суммы денег. Это класс хобби. Но тем не менее, такие модели уже не игрушки (что можно смело сказать в отношении более мелких автомделей). Они ремонтопригодны, их можно совершенствовать, «прокачивать» и добиваться значительных результатов.


То есть – хоть и мини-класс, но все же с претензией на серьезность. Среди этих «малышей» есть даже один моноприводный – Mini-Z Monster от Kyosho масштаба 1:24. Он имеет задний привод, все остальные модели этого и более крупного масштаба – полноприводные.

Наиболее популярны модели десятого и восьмого масштабов. Их выпускается очень много различными производителями. Они оснащаются полным приводом, независимой подвеской, могут иметь на борту ДВС или электромотор, они очень динамичны и скоростны. Среди моделей этих классов производится наибольшее число соревнований, чемпионатов и кубков. В частности, восьмой масштаб считается вообще – самым спортивным и массовым. Восьмой и десятый масштабы – это стезя продвинутых любителей и профессионалов-спортсменов от моделизма. Машинки такого класса могут стоить солидных средств, а их совершенствование, «прокачка» может быть просто бесконечной.

Следует указать, что масштаб в отношении класса монстров – понятие относительное.


Различные производители заявляют для своих моделей различные же и масштабы, от 1:6 до 1:10, которые на поверку оказываются одним и тем же реальным масштабом, так как машинки используют колеса одного стандарта, а их кузова вполне совместимы. Реальное определение масштаба производится только замерами. Именно линейные размеры определяют «классность» монстра.

Ну и гиганты в радиоуправляемом автомире – траки шестого и четвертого масштабов. Эти машины оснащаются исключительно двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине. Модели масштаба 1:6 производит компания FG. Они имеют задний привод. К слову: производитель анонсировал в скором времени выпуск полноприводной версии FG Big Beatle. Это класс для фанатов. Монстры шестого и четвертого масштаба практически не отличаются от своих «взрослых» прототипов, имеют большую стоимость.

Также стоит отметить особый класс – стадиум-траки. Эти машины являют собой гибрид монстра и багги. По сути – это багги с увеличенными колесами и несколько большей колеей. Стадиумы обладают большей скоростью, чем монстры и меньшей проходимостью. Они, как правило, заднеприводные. На таких машинках гоняют по гладким трассам, построенным для багги. А монстры предназначены для преодолений препятствий, или же для триала.

Итак, можно подвести резюме: наиболее популярными, востребованными считаются монстры восьмого и десятого масштабов, причем как с ДВС, так и с электромотором. Эти машинки требуют достаточных капиталовложений и постоянного серьезного отношения, если вы хотите развития, а не топтания на месте. Для тех же, кто предпочитает просто периодически погоняться в залах, не готов к солидным капиталовложениям можно порекомендовать восемнадцатый или двадцать четвертый «комнатные» масштабы.


Конечно, можно и новичку приобрести «десятку» или «восьмерку» в комплектации RTR и гонять по выходным за городом или в парке.

Но машинки такого габарита развивают достаточно большие скорости и у новичку большие шансы разбить модель при неосторожном обращении. Это следует учесть.

Также, новичкам лучше обратить свое внимание на модели с электроприводом – ДВС требует большего ухода, обкатки, обслуживания. Как следствие, модели с двигателем внутреннего сгорания чаще выходят из строя (у новичков).


Здравствуйте, проезжайте. Налейте себе чего-нибудь высокооктанового и располагайтесь в нашем гараже поудобнее. Сегодня у нас краткий видеокурс под названием «Что такое монстр-траки» — полчаса зрелища, от которого невозможно оторваться.

О днажды мы уже говорили о монстр-траках, и тогда подробно разбирали их конструкцию, разновидности, историю, приводили цифры и факты – и действительно выяснили массу интересного, поэтому за фактической стороной вопроса милости просим в тот наш материал. Но мы подумали: какие же монстр-траки без зрелищности? Ведь именно ради неё они и создаются! В США они – огромный культурный пласт, и посвящать в него начинают прямо с детства. Вот, вроде детская песенка, а как качает…

Окей, окей, теперь, когда вы поймали нужное настроение, мы можем начать рассказывать всё по порядку. Вы уже наверняка знаете, что всё началось в 1970-х с чудака Боба Чэндлера, который превратил свой Ford F-250 в первый Bigfoot («большеног») и забавы ради переехал на нём пару старых легковушек. Потом он построил ещё несколько Бигфутов. Вот вам видео, посвящённое Bigfoot V и собранное из роликов, которые в конце 1980-х — начале 1990-х снимала компания Bigfoot Monster Truck inc. Как мы видим, невинное увлечение Чэндлера к девяностым превратилось в неплохую индустрию.

Бигфуты стали безумно популярны, и с годами эта популярность только росла. Пожалуй, её секрет заключается в том, что, несмотря на постоянно прогрессирующую конструкцию, монстр-траки как будто специально созданы таким образом, чтобы переворачиваться, врезаться в землю и стены, разбрасывать вокруг себя ошмётки кузова, колёса и прочие запчасти и взрываться. Но это позже, а сначала – всё то, что вынесено в заголовок: рычать, давить и прыгать. Полюбуйтесь, во что превратилась эта забава лет этак через двадцать после предыдущего видео.

Крупнейшее и известнейшее шоу монстр-траков в Северной Америке – это Monster Jam, тур, включающий остановку более чем в сотне городов, где даётся свыше 300 представлений. Но это не просто цирк, а чисто американская модель – в шоу вкраплён неслабый соревновательный момент. В Monster Jam собраны топовые команды, в каждой из которых по несколько пилотов и, соответственно, автомобилей: Maximum Destruction, Monster Mutt, El Toro Loco, Captain's Curse, Blue Thunder… В 2012 году Monster Jam отмечало 30-летие одной из старейших команд – Grave Digger (не путать с немецкой метал-группой!).

Забитые до отказа стадионы с обязательным американским гимном в начале, невероятно зрелищные трассы и монстр-траки, каждый из которых имеет очень характерную внешность, символику и «голос» и выглядит как совершенно реальный, осязаемый супергерой – вот что такое Monster Jam. Неудивительно, что у каждого представленного в этом шоу «монстра» огромные армии поклонников. Вот нарезка лучших моментов одного из представлений 2017 года, буквально за несколько минут дающая некоторое представление о царящей там атмосфере.

Вообще всё многолитровое, монструозно выглядящее и рычащее в США дико популярно – в частности, помимо собственно монстр-траков существует их «грязевая» разновидность, а также дрэг, подъём на холм, перетягивание каната, буксирование специальной телеги. Всё это жутко интересно, и всё это можно было бы пристально изучать, но… это всё в Штатах, а у нас? В России на сей счёт тоже есть немало интересного, пусть и индустрии (в хорошем смысле слова) в этом пока немного. Чего стоят только гонки на Уазиках, Газонах или… Белорусах! Тоже ведь тема для разговора, м?!

Читайте также: