Какие будут игрушки в будущем

Обновлено: 25.04.2024

Обучающие куклы, говорящие мягкие игрушки, конструкторы с роботизированными деталями — ХХI век стал временем, когда технологии вошли в привычную жизнь. Какими будут самые лучшие игрушки из будущего — умные роботы или надоедливые летающие дроны? Ответ совсем рядом.

Гоночная трасса с машинками Anki Overdrive

На старт, внимание, марш! Гоночные машины с трассой Anki Overdrive — серьезный шаг в области игрушечной робототехники. Базовый набор включает в себя восемь модулей трассы и два суперкара с уникальными возможностями, виртуальным оружием и технологиями. Можно приобрести и дополнительные модули (трамплины, пандусы, горки) — тогда игра с друзьями будет еще увлекательнее.

Принцип действия: автомобили на гоночной трассе приводятся в движение с помощью мобильных устройств. Соедините магнитные дорожки, запустите приложение Anki Overdrive, программа автоматически соединит машинки — гонка начнется!

Роботы LEGO Mindstorms Education EV3

Конструкторы LEGO Mindstorms Education EV3 — это наборы программируемой робототехники, которые дают возможность управлять собственными роботами LEGO. Уверены, что роботы вызовут интерес у учащихся и вдохновят их на совместное обсуждение реальных задач и поиск творческого решения. Собранная игрушка увлекательно тестируется наборами моторов, датчиков и строительных элементов LEGO.

Робот ВАЛЛ-И умеет проигрывать музыку и танцевать под нее (не в стиле тверк, конечно, но тоже энергично), говорить несколько фраз, включая коронные «Валли» и «Ева», перемещаться с помощью гусеничных колес, а также много другого — всего 1000 комбинаций. Очаровательный ВАЛЛ-И оснащен аниматронной подставкой с глазами. По характеру он чувствителен и романтичен, храбр и изобретателен.

Принцип действия: управление механизмом происходит с инфракрасного пульта. На нем есть 12 кнопок, 10 из которых предназначены для программирования действий. Вместе с ребенком вы можете пофантазировать и заложить в память робота любую их последовательность.

Дроид Sphero BB-8

Для фильма «Звездные войны» была специально создана действующая модель робота. Эта технология легла в основу создания мини-копии дроида-астромеханика BB-8 от компании Sphero. Малыш BB-8 устроен просто, хотя таким не выглядит: в нем мощный магнит, специальное вращающее устройство, акселерометр (прибор, измеряющий проекцию ускорения). BB-8 умело гоняет по поверхности, изучает местность и демонстрирует голографические изображения.

Принцип действия: чтобы управлять игрушкой, понадобится смартфон, работающий на платформе iOS или Android и поддерживающий Bluetooth. На телефон устанавливается фирменное приложение Sphero BB-8 с простым и понятным интерфейсом. BB-8 удивит вас морганием глаз-светодиодов, киванием и поворотами головы, и реакцией на голос. У этого робота есть все шансы стать вашим новым другом.

Боевой робот Ganker

Ganker — быстрый, мощный и подвижный боевой робот. Благодаря ему вы сможете устраивать по-настоящему красочные и динамичные бои. Игрушка имеет модульную конструкцию, поэтому по желанию можно заменить или улучшить ходовую часть, броню или оружие.

Принцип действия: специальное приожение контролирует работу каждого элемента. В нем также предусмотрена возможность создания «комбо»: задавайте определенную последовательность действий, а потом используйте ее в бою. Интересная система повреждений зафиксирует удары и их силу, после этого приложение рассчитает причиненный ущерб. При каком количестве повреждений робот считается проигравшим — решаете вы. Кстати, Ganker способен не только на драки, он также может участвовать в гонках или играть в футбол.

Необычные ролики Orbit wheel

Orbit wheel — абсолютно новый спортивный гаджет! Это скейт и ролики в одном устройстве. Прочная конструкция состоит из двух колес, каждое из которых вставлено в раму из ударопрочного пластика. В нижней части рамы есть платформа для ног, а в верхней части — резиновая прокладка для удобства катания. С такими колесами мягкое и плавное скольжение вам обеспечено! Даже по неровному ландшафту.

Принцип действия: вставляете ноги в девайс и катаетесь. Эти колеса позволяют развивать скорость до 20 км/час и дают полную свободу действий: трюки, катание «змейкой», разворот на произвольный угол и езда задним ходом.

Оригинальный светильник, который в темноте выглядит как голограмма, станет оригинальным аксессуаром в детской комнате.

Принцип действия: в выключенном состоянии светильник выглядит как прозрачная вертикальная пластина на круглом основании. Когда ночник включен, на пластине проявляются изогнутые линии, которые создают 3D-эффект изображения.

3D-ручка — это инструмент для рисования пластиком в воздухе. Она позволяет создавать простые и сложные трехмерные объекты. Используйте ее для веселого творчества и развивающих занятий с детьми или даже для мелкого бытового ремонта предметов из пластмассы. Или вам по душе целое искусство 3D pen art?

Принцип действия: «горячий» и «холодный». «Горячая» ручка заправляется термопластичными цветными нитями. Под действием температуры нити плавятся и через отверстие в корпусе подается пластик в горячем виде. Он быстро застывает, принимая любую форму по задумке автора.

«Холодная» ручка отличается наличием в устройстве картриджа с жидким полимером. И материал здесь застывает на выходе при помощи ультрафиолетового излучателя.

В обоих случаях поделки получаются хрупкие, будьте аккуратны!

Принцип действия: изображение с компьютера или со смартфона передается на две линзы, расположенные внутри очков. За линзами есть экран с делением на две части. Он построен так, что один глаз не видит то, что видно второму глазу. И объемное 3D-изображение получается за счет того, что каждому глазу видно свою картинку.

Заказать: в mvideo (от 1 000 руб.) или на buyvrdevice (от 2 500 руб.).

Но не спешите сразу погружать ребенка в мир технологий. Пусть малыш вначале потренирует моторику на обычных аппликациях от магазинов «Феечка» и «Десятое королевство».

Что еще надо знать об игрушках:

Игрушки, которые не надоедят вашему ребенку через пять минут

Лучшие игрушки для мальчика с точки зрения взрослого мужчины

Крутые и полезные игрушки для детей 7-10 лет дешевле 500 рублей: берем все!


Вкусы детей и их родителей редко совпадают. Чем быстрее становятся шаги прогресса, тем ярче зияет разница между поколениями. Если раньше, к примеру, в советское время, игрушки в большинстве своём не вызывали вопросов, даря при этом радость детям и спокойствие взрослым, то сейчас положение заметно изменилось. И на сцену вышел некто пугающий, да ещё и с непонятным именем.

Тлум.Ру рассказывает об успевших стать вирусными Хагги Вагги и Кисcи Мисcи: кто они такие, откуда пришли, что в них находят дети, почему их не стоит бояться взрослым. Включайтесь в тему и быстрее принимайте новую действительность, так жить станет проще.


Кто это такие?

Знакомьтесь с синим Хагги Вагги и розовой Кисси Мисси. Здесь важно добавить, что имена путать строго запрещается, это всё равно что в напортачить в «Телепузиках» и назвать Лялю Дипси.


Зубастые зверушки являются героями компьютерной игры в жанре «хоррор» «Poppy Playtime», приобрести которую можно через Steam. Дополнительной популярности игре, помимо разнообразия монструозных героев разной степени важности, добавил вид от первого лица.

Сюжет детективный: вы являетесь сотрудником фабрики игрушек «Playtime Co.» и разбираетесь в загадке пропажи коллег, то есть оглядываетесь на событие, произошедшее десяток лет назад. По ходу повествования требуется разгадывать головоломки и попутно спасаться от того самого Хагги Вагги — гигантской антропоморфной, синей и шерстяной куклы. Имечко тоже не из простых, оно говорящее: «hug» — объятия. И уж он сможет обхватить вас своими руками раз и навсегда.


С его подружкой и по совместительству половинкой пейринга (не смущайтесь, дети даже в такой игре нашли, кого зашипперить, то есть ввести в романтические отношения) по имени Кисси Мисси создатели знакомят игрока постепенно. Впервые она появляется на плакате, где у неё отсутствуют пугающие зубы, а текст напоминает о правилах поведения для детей, хоть и взрослым тоже подходит. Во второй раз Кисси засветилась в качестве граффити, всё ещё миленькая и не вызывающая подозрений.


Поскольку разработчики решили не углубляться в историю Кисси, то игроки сами додумали некоторые детали. И если есть кто-то, для кого Кисси взаимно влюблена в Хагги, то нашлись и представители теории о том, что монстры на самом деле брат и сестра. Вторая часть пугающей детективной бродилки выйдет в начале 2022 года — то есть где-то близко тот день, когда Кисси Мисси и её пугающий образ станут реальностью. Или, наоборот, она окажется положительной героиней. Кто знает?

Итак, теперь вы в теме, относительно. Пора разбираться с другими вопросами или даже проблемами мира взрослых.

Почему детям они нравятся?

Причин много, и ни одна из них не должна вызывать у родителей или других родственников чувство беспокойства. Во-первых, игрушки Хагги и Кисси ни в чём не уступают другим плюшам, а с учётом наличия длинных конечностей даже побеждают — обниматься с таким чудиком удобно.

Во-вторых, так дети могут перерабатывать стресс. Появление монстров в игре вызывает испуг, часто сопровождающийся смехом, однако смех ещё не окончательная победа. Зато возможность увидеть в жутьках что-то милое и безобидное — это и есть та самая победа противника, пусть даже вымышленного.

В-третьих, в фильме «Человек-муравей» очень точно показали обычную детскую реакцию на уродливые и пугающие игрушки:



На чём держится популярность?

Согласно материалу сайта volsiz, у игры нет возрастного ограничения, однако рекомендуется она для прохождения детям от 8 лет. О пугливости каждого конкретного ребёнка наверняка знает только его семья. Не беда, если нет возможности сыграть, то всегда есть вариант посмотреть прохождения летсплейщиков (стримеров, которые транслируют игровой процесс на YouTube или куда-то ещё). Это дополнительный эмоциональный бонус — приходится не самостоятельно выбирать действия, а следить за другим человеком, пугаться не одному, а вместе, да ещё и получать от этого самого летсплейщика шутки для разрядки атмосферы.

Второй серьёзный буст популярности парочке страшилок добавляет социальная сеть Tik-Tok, оттуда и появляются мемные выражения вроде «у нас пропал синий хагги вагги». В формате коротких видео вся пугающая сторона превращается в фарс, и есть риск, что любой из взрослых захочет и себе прикупить мягкую игрушку. Конечно, иронично и никак больше.

Источник: Bazutka

Мемы находятся и в том самом Твиттере, иногда в переписках участвуют вполне себе официальные аккаунты, остаётся только смеяться.


Если вы всё ещё ощущаете смущение, то самое время узнать о другой компьютерной игре, герои которой тоже вызывали волну фанатской любви разной степени восторженности (и ужаса). Речь о «Five Nights at Freddy’s», или, сокращённо, «ФНАФ». Это игра, где герою ничего разгадывать не требуется, зато необходимо выживать в роли охранника в пиццерии. Её-то ночью и атакуют огромные механические куклы, вид у них, как вы можете понять, не самый милый.


Игра умудрилась стать такой вирусно популярной, что создатели на волне хайпа решили выпустить несколько продолжений, а заодно расширили игровые возможности — сыграть в хоррор теперь можно на компьютере, телефонах и приставке. Кто во что горазд.

Отдельно заметим, что игрушки с этими героями уже совсем не такие милые, как мягкие Хагги и Кисси. И всё равно детям нравится в любом виде — пугающем и не очень.


Напоследок заметим, что Хагги — запоздалый для России тренд, в этом нет ничего страшного или странного. Возможно, в ближайшей будущем появятся новые виды монстров из игр, мультфильмов или фильмов, и уже они займут первенство среди кумиров детей. Если это действительно случится, то вы уже будете готовы и правильно среагируете. Терпения вам, и обнимите вашего Хагги покрепче!

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.


Мир меняется, и каждому поколению людей приходится постепенно осваивать то богатство, которое нам дает время. Сегодня это, без сомнения, технологии. Ими окутано все наше окружение, включая игрушки. Дети, едва научившись сидеть и держать ложку, в другой уверенно орудуют современными гаджетами. Старшее поколение уверено, что ничего, кроме потерянного зрения, смартфон с игрушкой не принесет. Родители мечутся из одной крайности в другую - или отдают гаджет ребенку едва ли не на целый день, или же полностью запрещают. А что правильно?


Гаджеты не заменят игрушки и игры

Старшее поколение отмечает, что дети сегодня меньше играют в игрушки и традиционные игры, и, возможно, в ближайшем будущем гаджеты полностью заменят их. Но, как отмечают специалисты, подобные прогнозы безосновательны. Ребенок с помощью игрушек познает окружающий мир. Благодаря куклам и плюшевым мишкам он моделирует модель отношений в семье, детском саду и на детской площадке. Скакалки, мячики, велосипеды и самокаты тоже никуда не исчезнут, так как у человека в любом возрасте есть потребность не только в новой информации, но и в движении.


Также в каждом из нас природой изначально заложен интерес к созиданию, который могут восполнить кубики, конструкторы, пазлы. Этот интерес также можно восполнить при помощи карандашей, красок и пластилина - во время игры с ними ребенок не только создает что-то новое, но и развивает воображение и творческие навыки.


Поэтому будет баланс между использованием игрушек и гаджетов

Но это прогноз для будущего общества в целом. А каким он будет в отдельной семье, задача родителей. Они должны привить ребенку интерес к игрушкам и игре. Важно не просто купить дочери куклу, а сыну машинку, но и показать, как с этими вещами обращаться, проигрывать различные жизненные ситуации. Только тогда они принесут пользу.


Важно также не забывать об игрушках, с которыми играют на улицах: лопатках, ведерках, самокатах, скакалках. И если уж речь зашла об улице, то именно взрослые могут показать детям, как можно играть без игрушек в такие игры, как "Казаки-разбойники", "Классики", "Охотники и утка".


И игрушек ребенку нужно не очень много

Часто родителям, а не детям, нелегко устоять перед всем изобилием игрушек, которое царит на полках магазинов. И они скупают практически все, что видят. Ребенок же теряет к ним интерес спустя два-три дня. На самом деле, по словам специалистов, детям нужно не так уж и много - по 1-2 игрушки каждого типа. Например, две куклы, две машинки или два ведерка. Всего в момент игры не рекомендуется, чтобы число игрушек было больше 10-12. Кстати, игрушки, состоящие из различных элементов, считаются за одну.


Например, один набор конструктора или кубиков. Если у ребенка количество игрушек превышает данное количество, то родителям стоит обратить внимание на некоторые моменты. Во-первых, успевает ли ребенок играть с ними? Во-вторых, зачем папы и мамы покупают столько игрушек? Тут два варианта. Либо у них в детстве было мало игрушек и они пытаются восполнить этот пробел, либо проводят мало времени с ребенком и тем самым пытаются искупить свою вину. В обоих случаях важно признать проблему и решать ее самостоятельно или со специалистом.


А вот с гаджетами другая ситуация

Специалисты советуют родителям не впадать из одной крайности в другую и выделить в режиме дня ребенка время для смартфона, планшета или компьютера. Сегодня важно сформировать у подрастающего поколения три базовых навыка. Это умение водить машину, знание иностранного, чаще всего английского, языка и опыт работы на современных гаджетах.


Поэтому не стоит ограничивать ребенка в использованиии достижений техники, а, наоборот, объяснить ему, как с пользой проводить время с высокотехнологичной игрушкой.


Интересные игрушки повышают интеллект у детей до 3 лет, доказывают исследования. А футурологи убеждены: лет через 30 игрушки для малышей будут нести значительную образовательную функцию. Но никакого натаскивания на правильный ответ — только удовольствие. «Освитория» узнала, какие виды игрушек будут у детей будущего.

Игрушки — это не просто забавы. Оказывается, от их качества, среди прочих факторов, зависит развитие мозга в первые три года жизни. Это доказало исследование Университета Арканзаса. Психолог Эдвард Фишер проанализировал 46 исследований по игрушкам и обнаружил, что они способны улучшить когнитивное, лингвистическое и социальное развитие ребенка. Скажем, у младенца избыток синапсов исчезает, если окружение дает мало информации. То есть кора головного мозга становится настолько сложно образованной, насколько много разного опыта дают игрушки в первые годы жизни. Еще одно исследование, проведенное Университетом Джорджии, доказало, что игрушки дошкольников создают предпосылки для успешного чтения и письма. Итак, можно сказать: развитие детей будущего будет зависеть от того, какие игрушки дадут им взрослые. Так какие варианты прогнозируют футурологи и производители?

До 3 лет: AR-ходунки, квиддич, «волшебное зеркало»

В будущем у семьи будет много умных вещей, которые сделают комфортным взросление детей. Скажем, часы будут демонстрировать значками, что именно по режиму дня должен делать малыш. Кроватки для младенцев смогут укачивать в выбранном темпе, включать колыбельные, сигналить через видеоняню, если нужно заменить подгузник. На умных бумагах будет электронный рисунок или орнамент (например, дерево), где в цифровой форме будет сохраняться важная и памятная информация о малыше: отпечатки ладошек или ножек, рост, вес, аудио первых слов, видео.

Игрушками для самых маленьких будут, по мнению специалистов, те же ходунки и каталки, что и сейчас, ведь время учиться ходить и пользоваться вещами. Но эти предметы будут интерактивными, с элементами дополненной реальности (AR), поэтому движение будет сочетаться с освоением базовой информации: цвета, формы, цифры, буквы. Это помогает надежно запомнить понятия.

Представьте себе: малыш в ходунках с AR поочередно подходит к цифрам, которые появляются перед ним прямо в воздухе. Если цифра неправильная, ничего не происходит. Если правильная, вспыхивает зеленый огонек и звучит ее название. Интерактивная каталка проектирует на пол большой круг или квадрат, и если правильно провести по контуру, играет разные песенки о формах. А как вам футбол или баскетбол, где счет на табло ребенок должен правильно озвучить, и только тогда игра продолжается и радует подбадриваниями?

Будут в моде и разнообразные инструменты и деятельность в AR: молотком забивают виртуальные гвозди, укол делают виртуальном щенку, который выздоравливает на глазах. А еще будет много других инструментов причудливых форм. Также малыш будет знать: если поднести любой предмет к «волшебному зеркалу», звучит его название и возникает яркая подпись.

Летучие сенсорные игрушки, которые сейчас любят школьники, тоже станут забавой малышей. Они будут чутко реагировать на движения ладоней ребенка, поэтому помогут развивать моторику. Как вам такой себе квиддич, когда мяч нужно заставить залететь в кольцо?

Дополненную реальность родители будут настраивать сами, а потому за обедом рядом с малышом будет сидеть виртуальный герой именно из той сказки, которую ему почитают перед сном.

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:



От 3 до 6: «пушистые учебники» и генераторы игрушек

Мягкие игрушки — любимцы дошкольников. Но в будущем и все они, и даже резиновая уточка для ванны, будут с искусственным интеллектом. Единороги, пандочка и котики будут задавать различные задания по всем школьным дисциплинам и махать лапками, услышав правильный ответ. Если его нет, озвучат нужный материал. Уровни игры (на самом деле — обучения) будут усложняться, а выбирать, что учить и когда будет сам ребенок. Когда захочет поиграть, тогда и вовремя. Игрушка будет неким пушистым учебником. А еще она будет персонализированная: сможет распознавать лицо, голос маленького хозяина и нескольких десятков близких людей, обращаться по имени, помнить, о чем говорила с каждым. Персонализировать можно и внешность: даже заказать куклу — собственную маленькую копию.

Поскольку ребенок уже с года будет впитывать информацию, овладеть знаниями и навыками к 6 годам будет не так сложно. Также помогут интерактивные сенсорные панели с режимом преподавания материала по различным темам и викторинам.

Интерактивный глобус с AR дает знания о мире — о странах, культуре, животных, кухне, памятниках. Достаточно выбрать определенную точку на нем, как он покажет и расскажет сотни фактов об этой местности.

Скоординировать занятия и развлечения поможет персональный помощник (и не только голосовой). Первые такие уже созданы для детей 5–12 лет, и производители убеждены, что они будут в каждом доме. Smarty — синее пластиковое существо, сопровождающее с утра до вечера: будит, отвечает на вопросы, напоминает о запланированном и о режиме дня, об окончании домашних заданий, контролирует освещение, включает музыку и пересказывает книги.

Персонажей мультфильмов, комиксов и книг можно будет собрать из конструкторов. Но гораздо больше радует малышей возможность создать своего героя из нейтральных элементов, например, бабочкольва, и придумать о нем историю. Специальная программа легко заменяет им действующего персонажа, по желанию маленького автора меняет типичный сюжет о приключениях — и вот уже есть контент о бабочкольве: видео или комиксы. Впрочем, это не все. Самым модным будет 3D-принтер для игрушек или генератор игрушек, который будет работать по другому принципу, но суть та же: ребенок нарисовал персонажа, сделал аппликацию — и через несколько часов получил свое изделие. Потом пластикового или резинового бабочкольва можно продемонстрировать друзьям.

От 6 до 10: настоящие фермы, интегральные схемы и роботы

Из конструкторов для детей этого возраста можно будет сделать реальные вещи. Например, игра с электрическими схемами, платами и светодиодами. Или же для юных инженеров, которые любят работать с электроникой: составлять электрические цепи для создания повседневных устройств, таких как музыкальный звонок в дверь, лампа, реагирующая на движение, «летающая тарелка» и маленькая полицейская сирена. Электрические выключатели, интегральные схемы, цифровые схемы, предохранители — все это может быть игрушкой.

Можно будет попробовать себя и в других профессиях. Уже в наши дни выходят удивительные наборы юного геолога с реальными горными породами, увеличительным стеклом, молотком, защитными очками. Когда найдены красивые фрагменты, в ход идут шлифовальные барабаны, а затем с помощью креплений ребенок создает самодельные украшения.

Будущих автостроителей порадуют конструкторы, из которых можно сложить вполне рабочие копии реальных машин.

Популярными будут экологические минифермы, в которых можно выращивать живых существ: муравьев, креветок, бабочек. В стеклянных формах с подсветкой хорошо видно, как растут различные растения и грибы. Конечно, ожидается и сочетание с добавленной реальностью: виртуальный улей, аквариум, инкубатор птиц, искусственная ферма. Инструменты и другие предметы материальны, а животные и растения — AR. Собирайте урожай, кормите, доите, производите сыры и т.д. Фантазию ничто не будет ограничивать: такая же ферма возможна для инопланетных чудо-животных или динозавров.


Робототехника — то, что будет нравиться детям будущего. Из пары сотен деталей можно будет самостоятельно сложить роботов разных уровней сложности. Затем ребенок учится программировать движения своего создания, используя программу для начинающих. Робот подключается к сотням электронных модулей и деталей, чтобы ребенок мог творчески подойти к его настройке. Если к телу робота прикрепить планшет (или его аналог), можно на своеобразном лице программировать мимику. Чтобы изменить ее, достаточно определенных движений руками.

Также, говорят, в моде будет оживление любимых игрушек (например, тех, которые напечатали на 3D-принтере). Этот конструктор будет напоминать Lego, но у кирпичиков будет разное назначение: двигатель, Bluetooth, диктофон, беспроводной игровой контроллер и другие интересные вещи. Машины, мягкие игрушки, модели из конструкторов оживают: говорят, двигаются и даже танцуют.

Игрушки для детей этого возраста будут такими, чтобы мальчики и девочки чувствовали себя настоящими мастерами и хотели узнать еще больше о разных специальностях и технологиях.

Гаджеты против конструкторов и плюшевых мишек

Самая впечатляющая для меня новинка на рынке вооружения была продемонстрирована в начале 80-ых годов пацаном по прозвищу Коля Рыжий. По своему обыкновению мы ходили в лесхоз играть в войнушку. В нашем деревенском детстве в оружии недостатка не было - достаточно было выпилить дощечку подходящей формы и присобачить к ней обрезок трубы, который легко раздобыть на свалке. В них тоже недостатка не наблюдалось. Но Рыжий поверг в изумление мировую общественность, внеся революционное усовершенствование - он оснастил свое оружие оконным шпингалетом, который после каждого выстрела можно было передергивать на манер затвора. Это вызвало среди нас настоящий вау-эффект! Новатор, как водится, пострадал, столкнувшись с непониманием со стороны консерваторов и реакционеров. Выяснилось, что шпингалет он снял с уличного сортира, чем вызвал неудовольствие домашних.

Теперь другие времена и у детей иные игры. Любители пострелять зависают в Counter-Strike, Far Cry или каком-то другом шутере, который обеспечивает полное погружение в виртуальный мир боевых действий. Спортсмены осваивают футбольный симулятор FIFA. А дошкольники познают мир с обучающим приложением “Сказбука” или “Фиксики”. И чем дальше, тем больше наши дети переселяются в воображаемый мир.

Что же будет дальше? Об этом мы поговорили с Сергеем Каракозовым, доктором педагогических наук, директором Института математики и информатики МПГУ.

ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ НЕ БУДЕТ НИЧЕГО КРОМЕ ГАДЖЕТОВ?

- Сергей Дмитриевич, смогут ли гаджеты и виртуальные игры окончательно заменить конструкторы, солдатиков и плюшевых мишек?

- Думаю, что нет, но их доля, безусловно, увеличится. Игрушки - это же отражение окружающей реальности. Их основное назначение прежде всего социализация. Они используются для того, чтобы ввести подрастающее поколение в ту сферу деятельности, которая типична для общества. И если мы живем в эпоху цифровой революции, то цифровых игрушек, конечно, станет больше. Но куклы и плюшевые мишки тоже никуда не денутся, потому что, играя с ними, ребенок моделирует то, что видит - уход за детьми, отношения в семье. Всякие мячики-скакалки прекрасно будут себя чувствовать в цифровую эпоху, потому что у человека есть не только когнитивные потребности, но и потребность в игре и в движении. Тоже самое с конструкторами, кубиками и игрушками, связанными со строительством, потому что интерес к созиданию тоже изначально заложен в нас. Возникнет разумный баланс - виртуальные и традиционные игрушки найдут новую точку равновесия. Потому что гаджеты при всех своих возможностях тоже имеют недостатки. Они работают в основном на вход, то есть на потребление, они сокращают творческие возможности, ограничивают общение детей и возможность совместной деятельности.

- То есть опасения, что через 20 лет не будет ничего кроме гаджетов, несколько преувеличено?

- Конечно, это же не первый раз, когда мы ищем баланс нового и старого. Помню в середине 50-х годов постановлением ЦК КПСС и Совета министров решался вопрос о том, что в школах можно писать не только перьевыми чернильными ручками, но и шариковыми. Считалось, что шариковые ручки окажут пагубное воздействие на качество почерка и психомоторные способности. Сейчас об этом вспоминаешь с улыбкой, но тогда это обсуждалось очень серьезно. А можно вспомнить диалоги Сократа и Платона, когда Сократ сетовал, что из-за распространения письменности уходит культура устной речи и культура дискуссии. То есть диалог между революционным и традиционным происходит на протяжении всего существования человечества. Вот вы сколько телефонных номеров помните?

- От силы два-три.

- Я в вашем возрасте практически все контакты держал в голове. А сегодня тоже помню только несколько номеров, остальные в гаджете. Повлияло ли это как-то на мои способности? Не уверен. Меняются условия жизни меняется и человек. Как говорил классик, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.


РОДИТЕЛЯМ ПРИДЕТСЯ ОСВАИВАТЬ “ЦИВИЛИЗАЦИЮ” И WARKRAFT

- Тем не менее, у родителей много страхов по поводу влияния гаджетов на неокрепшие мозги детей. Как новые игрушки могут влиять на психику?

- Родительские страхи вполне объяснимы, потому что они в эти игры не играли в детстве. Чем хороши традиционные игрушки? Тем, что они проверены веками, мамы с папами в свое время играли в то же самое. А теперь им самим надо учиться. Потому что полностью на самотек пускать не стоит. Прежде чем давать новую виртуальную игрушку надо самому посмотреть. Почитать, что пишут в интернете, спросить знакомых, у которых тоже есть дети.

- Значит, лучший выход для родителей, это сесть со своим чадом за компьютер и вместе пройти “Цивилизацию” или Warcraft?

- Да, по крайней мере, на начальном этапе надо попробовать. И тут есть еще другая важная вещь - чем больше вы общаетесь с ребенком, тем лучше. Ему никогда уже второй раз не будет пять, десять или двенадцать лет. Когда дети вырастут они уже не будут с вами играть. И здорово, если компьютерная игра будет вас объединять с ребенком, давать возможность что-то обсудить, чем-то поделиться. Быть вместе с ребенком - это одна из прелестей жизни, не надо себя лишать этого.

- Все-таки у ученых есть представление чем цифровые дети могут отличаться от их сверстников, к примеру, 80-х годов?

- Они в большей степени индивидуалисты, более замкнуты, более ориентированы на внутренний мир, у них больше сложностей с общением. В том числе и потому что компьютерные игры не способствуют развитию социальных навыков. У цифровых детей другой тип мышления, потому что информация подается по-другому. Они стали меньше читать больших линейных текстов, а это учило анализировать, держать в голове сложную многослойную ткань повествования. Сейчас информация подается небольшими порциями и есть опасение, что это формирует клиповое мышление. Когда ты видишь объект не целиком в системе, а отдельными гранями. Но все определяет среда, они живут в мире, где скорости другие.

- Цифровые ребятишки схватывают быстрее?

- Нет, учатся они примерно так же. Просто число задач, которое приходится решать за единицу времени, значительно увеличилось. Потому что возросла скорость движения информация в обществе и детям нужно принимать решения быстрее, в условиях, когда нет возможности всесторонне обдумать свой шаг. Поэтому они очень часто отказываются от самостоятельных шагов, откладывают их на потом. Отсюда у них детство длится дольше, может развиваться инфантилизм.

КАКАЯ СУДЬБЫ ЖДЕТ ЦИФРОВОГО МАУГЛИ

- Среди родителей есть модное движение: они вводят ограничения, а то и запрет на использование ребенком гаджетов. Что будет с таким цифровым Маугли, когда он рано или поздно попадет в мир, который как раз во многом построен на гаджетах и приложениях? Ведь мы их помощью учимся, работаем, общаемся, ориентируемся в городе, заказываем еду, такси и т.д.

- Детство готовит ребенка к жизни в обществе. С моей точки зрения существует три базовых навыка, без которых вам будет сложнее жить в современном мире: это знание иностранного языка, умение водить машину и опыт работы на компьютере. Можно ли без этого обойтись? Можно, но вы значительно ограничиваете свои жизненные горизонты. Можно ли приучить ребенка к образу жизни цифрового отшельника? Тоже можно. Но надо понимать, что человек, умеющий общаться с компьютером, будет более конкурентоспособным. Он просто быстрее найдет себе хорошую работу. Любая крайность вредна. Цифровое отшельничество, на мой взгляд, не вариант, но и тотальный переход в виртуальный мир - тоже плохо. Потому что ребенку все равно придется покинуть матрицу, как и Нео из одноименного фильма. Надо готовиться к тому, что ты выйдешь во взрослый мир, где у тебя не будет такой защиты, которую тебе давали мама и папа. И не будет такого доброжелательного отношения, как в школе.

- Игрушки должны готовить ребенка к реальной жизни, а в ней существует некий элемент опасности. Мы же создаем детям стерильную безопасную среду - это не только виртуальные игры не от мира сего, но и, условно говоря, полная защитная экипировка, когда отрок выходит кататься на велосипеде. Выходит, нынешние дети будут хуже приспособлены к реальной жизни?

- Мне отец рассказывал, что в 50-е годы он не мог проехать на трамвае из дома на работу без потасовки, чтобы с кем-нибудь не сцепиться и не выяснить отношения. Не потому что он был хулиган - вовсе нет. Просто тогда среда была такая агрессивная. Сегодня мир стал более безопасным. Поэтому, да - к жизни в 50-х годах прошлого века нынешние дети не готовы, им бы пришлось очень тяжело. А в современном мире они очень хорошо себя чувствуют. При этом излишне заботливым родителям надо осознавать опасность, что можно задушить свое чадо гиперопекой.

ГАДЖЕТ СТАНОВИТСЯ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ

- Культура дворовых игр, во время которых мы “прокачивали” навыки общения постепенно сошла на нет. Это большая потеря? Возможен ли ренессанс казаков и разбойников, о которых грезят дедушки и бабушки?


- Игрушки формируют сознание ребенка. В свое время куклу Барби обвиняли в том, что она делает из девочек идеальных потребителей: для куклы надо покупать сотни платьев и наборов мебели. И вот эту модель потребления детки потом реализовали во взрослой жизни в виде шоппинга длинною в жизнь и целого шкафа бесполезного хлама. Кого могут вырастить новые игрушки?

- Я бы заступился за Барби. Мы, например, домик для нее не покупали, дедушка смастерил его вместе с дочкой, и она этим строительством была очень увлечена. Все зависит от того, как вы ту или иную вещь используете. Утюгом тоже можно обжечься, но мы же не запрещаем использование утюгов? По большому счету изменилось не многое. Мы всегда учили детей строить отношения в многоугольнике. Это может быть треугольник: родители - ребенок - сверстники. А в некоторых семьях, где держали собаку или кошку, добавлялся еще один элемент - домашний питомец. Сейчас появилась новая грань в этих отношениях - это гаджет или компьютер.

- Фактически это новый полноправный член семьи?

- Может быть и не полноправный. Вот собака является полноправным членом коллектива? Я знаю, некоторые люди не представляют себе жизни без барбоса, а другие спокойно без него существуют. Вот и гаджет должен стать членом семьи, но при этом знать свое место, а не заменять собой все остальное. Ребенок должен знать, что папа придет с ним поиграть, а мама поболтает перед сном и почитает сказку. Главное, чтобы ему с родителями было лучше, чем с компьютером. А если малышу в виртуальном мире комфортнее, чем в реальном, значит родители должны задуматься - что в их жизни происходит не так?

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: