Какие игрушки используют современные дети

Обновлено: 28.04.2024

Современные родители знают, что реальность «взращивания» ребёнка состоит не только в кормлении, одевании и ласке, но и в игрушках. Ну какой ребёнок вырастет без игрушек?

Если ещё лет 20-30 назад с игрушками всё было просто и понятно: мальчикам — машинки, девочкам — куклы (или наоборот, кому что нравится). И редкие исключения в виде иностранных Барби и залётных Лего. Ну и какие ещё игрушки?

Последние годы рынок игрушек вырос настолько, что уследить за каждой новинкой не всегда получается. У взрослого не получится, а дети знают, дети контролируют и мониторят. Нам, уже взрослым и скучным, может быть непонятно, как дети часами залипают в совершенно унылые игрушки, но.

Мы решили собрать самые трендовые игрушки начала 2022 года. Те, которые вагонами отгружает Китай, и их вынуждено приобрести большинство родителей, потому что мода, пусть и игрушечная решает.

Вы же помните, как несколько лет назад рынок и руки всех несовершеннолетних захватили спиннеры? Потом эстафету приняли поп-иты и симплы-димплы.

А мода на кукол ЛОЛ? Признавайтесь, кто вбухал в них состояние? А светящиеся трассы с машинками? Всего и не упомнишь.

Мы сейчас попробуем вам немного помочь и показать, во что играют современные дети.

Номер один (и по личным наблюдениям, и по рекламе) — это игрушки Хаги Ваги и Киси Миси. На взгляд нормального взрослого человека, это дикая и лютая дичь. Но спросите у любого ребёнка, и он вам пояснит, кто это такие и зачем они нужны (скорее всего, потому что у друзей уже есть). Выглядят эти «игрушки» вот так.


Хаги-ваги — это синий и основной монстр. Как утверждают дети, он главный антагонист какой-то инди-игры. Киси-миси — его подруга. Возможно, у них даже что-то вроде любви. Хаги-ваги — злой монстр, который ест игроков. Киси-миси. Она пока для красоты и в игре не фигурирует. Нравится?

Второе место в детских мечтах и поисковых запросах сейчас у героя милого и нежного. Уточка Лалафанфан. Она пришла откуда-то из японской культуры, и ужаса в целом не вызывает. Что-то мягкое, жёлтое, милое и непременно в круглых очках. Продаётся в разных образах — уточка-рыбак, врач, учитель, путешественник и так далее. Список бесконечен.

Ещё два мягконабивных тренда: игрушка-подушка и игрушка-вывернушка. Если с подушкой всё более-менее понятно — выбрал какую-нибудь и спи. То с вывернушкой возникают вопросы. Особенно популярная модель вывернушки в виде осьминога. Хотя есть те, кто утверждает, что это облачко. Прикол (да, если это так можно назвать) в том, что у вывернушки два настроения: хорошее и не очень хорошее. Игра основывается на. мы не знаем. Просто игрушка-вывернушка.


Нашумевший в прошлом году южнокорейский сериал «Игра в кальмара» до сих пор не даёт покоя неокрепшим умам. Маски из этого сериала до сих пор в тренде у школьников, хотя потихоньку отходят, но. в любой школе до сих пор ходят дети в этих чёрных пластиковых масках и что-то этим выражают.


Можно как угодно относиться к современной игрушечной моде, но есть и вечное. Кубики Рубика по факту из моды не выходили никогда. Раз в пару лет появляется новый многогранник и. перед вами кубик на 16. Хорошая новость в том, что дети любят такие игры. Среди ребят находятся настоящие умельцы по сборке подобного. Достойно.


У нас были миниатюрные тамагочи, а сейчас в тренд врываются Хетчималс. Игрушки, которые сначала надо «высидеть», а потом за ними надо следить и ухаживать. То есть вы растите ребёнка, а ребёнок растит эту зверушку-игрушку. Удобненько.

Ну и бесконечные игрушки системы антистресс: кто-то крутится, кто-то щёлкает, кто-то трещит, кто-то катается по столам. Такие игрушки не только дети себе покупают, но и взрослые — нервы-то не к чёрту у многих. Только не знаю, кому они помогают, а если помогают — отлично. В наше время антистрессом была плёнка-пупырка, и пока её никто не смог переплюнуть.

Следите за трендами, чтобы не стареть.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.

Сходили и сделали: как проводят экспресс-тесты на коронавирус в Витебске

Проект «Месца». Россоны: замок на севере

«С Днём Победы!» — праздничный фотопроект Vitebsk.biz

Колбаса наизнанку: дегустируем продукты из «Светофора»

А есть еще такая игрушка-матрешка с образом Путина. Ее берешь, крутишь, оттуда -бах! - Медведев выскакивает! Медведева вертишь - ба-бах! - опять Путин. А белорусский аналог - "Барон-матрон" называется- просто крутится вокруг оси на 28 оборотов-щелчков, но вообще не открывается.

Вообще ни про одну игруху не слышала, хотя и дети есть, и активно они общаются со сверстниками. Может, это более старшие играются. Мои в последнее время залипают на гофрированных трубках, это тоже типа игрухи, яркие такие, разноцветные.

Малефисента, угу. у моих уже эти хаги-ваги страшные живут в комнате — дочке 10, сыну 11. дети норм, а игрушки — дичь) Про трубки не слыхала даже О_о

Космос, так свинки из Пепи, лолы, сиреноголовые (ещё те страшилища), а на Новый год подарены внучкам эти два героя Хаги Ваги и Киси Миси (внучкам 5 и два года), но уже заказаны новые монстры)

Малефисента, да, я увидела, прост ответила здесь) соглашусь, что выглядит как хрень, но детскому сердечку ж не прикажешь)

Космос, ну так да) а наша радуга, в которую мы играли в свое время, а старшее поколение тоже у виска крутило)) А сколько счастья было иметь заветную пружину.. И тут так же)))))))


Малефисента, анекдот знаете?
Внук показал деду спиннер. Тот долго молчал, а потом говорит:
- Мы в детстве коровье ауно на лопате подкидывали, да и то веселее было.

Aleksei81, )))
Про спинер была когда-то гифка, искать не стану, цензура не пропустит. Стоит мужик с рукой в трусах, крутит хозяйство по часовой стрелке. И подпись: до того, как изобрели спинер))

Никогда не видела таких игрушек, видимо, потому что мои ещё не подростки. У моих девчонок в фаворита куколки лол, лего, мягкие зверюшки-глазастики TY.

Да Хаги Ваги ещё милаш, по сравнению вот с этим зайчиком и красавцем-скелетом)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4"

"Игрушки современных детей"

Автор : Шебаева Карина,

2 класс,
МАОУ «СОШ №4»

Научный руководитель:

Мельникова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
1 категории,
МАОУ «СОШ №4»

Миасский городской округ, 2017

Введение 3

Глава 1. Игрушки. Что это? 5

1.1. История игрушек 5

1.2. Игрушки из дерева и глины 6

1.3. Крестьянская игрушка 7

1.4. Игрушки 19 -20 века 8

1.5. Современная кукла 8

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства. 10

Глава 2. Исследовательская работа

2.1.Мои исследования 12

2.2. Анкетирование учащихся 12

2.3. Исследование № 1 14

2.4. Исследование № 2 17

2.5. Исследование № 3 20

2.6. Исследование № 4 22

2.7. Исследование № 5 26

Заключение 27

Список литературы 28

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки ,сделанные своими руками. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, можно ли сделать современную игрушку своими руками? Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки современных детей».

· Узнать историю возникновения игрушки.

· Выяснить , как изменялась игрушка во времени.

· выяснить, какую роль играют игрушки и игры в жизни учащихся нашего класса;

· изготовить современную игрушку своими руками.

  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

· показать достоинства и недостатки современных игрушек;

· исследовать и проанализировать отношение учащихся нашего класса к игрушкам;

· придумать и изготовить собственную игрушку

Гипотеза: Смогу ли я сделать современную игрушку своими руками .

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

Методы работы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3. Опрос учащихся.

4. Поиск информации в сети Интернет

1.1 История игрушек.

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

1.2. Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид.

1.3. Крестьянская игрушка

Куклы – обереги.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Тряпичные игрушки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

1.4. Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

1.5. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Тряпичная кукла

1. Была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать

2. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер.

3. Быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

4. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.

1. Её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.

Во то играют современные дети

В конце декабря все дети ждут в гости Деда Мороза с мешком подарков. И чаще всего мечтают они не о шоколадках, а о новых игрушках. Хотя большинство современных детей отнюдь не испытывают в них недостатка. Это в 80-90 годы было сложно достать автоматическую машинку или говорящего робота, а сейчас к услугам родителей и любящих родственников и полки магазинов, и просторы сети интернет. А многие родители признаются: покупать самим почти ничего не приходится, малышей игрушками задаривают друзья и родные, так что множить количество кукол и машинок не стоит.

Фотограф "КП-Самара"решила выяснить, с чем сегодня предпочитают играть малыши, откуда им достаются игрушки и чего дети ждут от Деда Мороза.

Мирославе игрушки дарят друзья и бабушки

Мирославе всего год и три месяца, у нее нет братишек и сестер. Мама девочки признается, что сами они с мужем игрушки почти не покупают - большую часть дарят друзья и бабушки.

- А большую часть игрушек отдают знакомые, дети которых уже вырастают из кукол и машинок. Я считаю, что это нормально - не выбрасывать же хорошие вещи, - говорит мама девочки.

Все игрушки хранятся только дома у Мирославы, но сама она себе подарков не выбирает - еще совсем маленькая и играет с тем, что дают. У Деда Мороза девочка тоже ничего не просила, да и дарить ей подарок родители не собираются, подождут, пока подрастет.

Кристина мечтает о короле Льве на Новый год

Кристине уже исполнился год и три месяца. Большую часть игрушек девочке покупает мама, остальное дарят бабушки. От знакомых игрушки достаются, но не так уж много. Больше всего девочка любит играть с машинками и львиной семьей. Короля Льва она получит от родителей на Новый год, еще малышке достанется книжка. А вот у Деда Мороза Кристина просила машинку на радиоуправлении - может быть, волшебник все -таки принесет и ее?

Максим всегда сам выбирает игрушки

Максиму уже пять лет. Когда мальчик родился, пакет игрушек отдала сестра его папы, они остались от подросшего двоюродного братишки. Чаще всего новые игрушки покупают мальчику родители, дарят бабушка и дедушка. На Новый год у Деда Мороза мальчик попросил покепояс, но от мамы и папы получит Лего и лыжи. А сейчас самые любимые игрушки Максима - волчки bey blade burst и infinity nado.

Любимые игрушки Тимофея - машинки

Тимофею 3,5 года. Больше всего игрушек ему покупают бабушки, родители только иногда приобретают машинки, на которые уж очень запал сын. Много игрушек досталось по наследству от старшего сына подруги. Не все игрушки мальчика хранятся дома: очень много лежит на даче и у бабушки. На Новый год Тимофей попросил робота - его он и получит под елку.

Дана на Новый год просила лизуна

Дане исполнилось три с половиной года. Игрушки ей покупают мама, бабушка и дядя. Больше всего девочке нравится играть с набором доктора и с интерактивным щенком. На Новый год девочка попросила лизуна, но получит ночник. Кстати, сама она игрушки не выбирает - играет с тем, что дарят взрослые.

Алиса обожает плюшевую кошечку

У Алисе, которой исполнилось 2 года и 8 месяцев есть брат Роман, ему уже больше 12. Чаще всего игруки дочке покупает мама, а дарят в основном друзья семьи, которые приходят в гости. Любимая игрушка девочки - плюшевая кошечка. Многие игрушки хранятся у бабушки, где часто гостит Алиса. Свой заказ на Новый год кроха тоже сделала: она просила желтый подарок, а брату - фиолетовый. Доброй девочке Дед Мороз принесет скорее всего какой-то набор для творчества.

Вова и Василиса получают игрушки от бабушки и дедушки

Вове и Василисе по 3,5 года. Им игрушки покупает мама, а еще часто дарят бабушки и дедушки. Но родители уверяют: вместе в магазин за игрушками у них ходить не принято, иначе дети начинают хотеть все. Самая любимая игрушка Вовы - трактор и конструктор, а у Василисы кукла Лол. В этом году девочка получит на Новый год куклу, а мальчик - конструктор Лего.

А во что играют ваши дети? Делитесь в комментариях

Возрастная категория сайта 18 +

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт.

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

- игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

- игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».


Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» - и надеяться на лучшее

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, - или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Малыши в наше время могут похвастаться большими коллекциями игрушек – тут и мягкие игрушки, и деревянные, и развивающие, и традиционные. Зайдешь в детскую – глаза разбегаются: не только у взрослого, но и у ребенка. Это ли не детское счастье?

Однако психологи советуют: у ребенка должно быть не более 10 разных игрушек для игры! Если игрушек меньше – малыш недополучает полезных знаний об окружающем мире, если слишком много – он просто «теряется» в этом изобилии. Внимание рассеивается, игровые навыки, фантазия и самостоятельность сходят на «нет»… И вот уже дитя неотлучно следует за мамой и просит (требует) с ним поиграть.

Конечно, нам, родителям, приятно баловать и одаривать своих деток, но важно при этом соблюдать меру и здравый смысл. Какие же игрушки – самые нужные? Если покупать слишком много игрушек нежелательно и даже вредно, то без каких игрушек никак нельзя обойтись?

Любимая мягкая игрушка

1. Мишка (или другая любимая мягкая игрушка)

Самая популярная в мире мягкая игрушка – это плюшевый мишка, которого часто называют «мишка Тедди» в честь президента США Теодора Рузвельта. Однажды на охоте он пожалел раненого медвежонка, журналисты подробно рассказали об этой истории во всех газетах страны, а предприимчивый владелец магазина игрушек придумал игрушку-медвежонка, которого назвал Теодором, ласково – Тедди.

Мягкие игрушки помогают детям адаптироваться в обществе, отрабатывать бытовые навыки, учат общаться, развивают воображение. Любимая собачка/кошечка/обезьянка утешит малыша в беде и поможет привыкнуть к жизненным переменам, например, переезду в отдельную комнату и появлению младшего братика или сестренки.

2. Конструктор (в младшем возрасте – кубики)

Самые популярные конструкторы в мире – конструкторы Лего. Если все до сих пор выпущенные Лего кубики разделить между людьми на планете поровну, то каждому из нас достанется их около семидесяти штук. Всего из 6-ти деталей Lego можно составить более 120 миллионов комбинаций!

Возможно, столько комбинаций ваш малыш и не составит, но конструктор (классический Лего, простой деревянный или пластмассовый) будет способствовать развитию у ребенка трехмерного мышления, логики, чувства симметрии; стимулировать фантазию, улучшать мелкую моторику и математические способности. В самом раннем возрасте малыша с ролью конструктора отлично справятся кубики (мягкие, деревянные, пластмассовые), ведь принцип игры с ними такой же, как игры с конструктором, - создать нечто новое из ничего.

3. Пластилин

Пластилин вдохновляет на творчество не только детей, но и взрослых. Вспомните известный советский мультфильм «Пластилиновая ворона» - волшебные превращения одних героев в других прямо на глазах у зрителей заставляют улыбнуться уже не одно поколение. На создание этого мультфильма ушло около 800 кг пластилина, причем из-за блёклых цветов «рабочий материал» приходилось раскрашивать красками.

Хорошо, что нашим детям для развития мелкой моторики, фантазии, абстрактного мышления столько пластилина не нужно! Однако хотя бы одна пачка пластилина ребенку просто необходима. Ученые из Детского центра города Филадельфия (США) после пятилетних исследований пришли к выводу, что самой полезной игрушкой для детей от 3 до 5 лет (из всех ныне существующих!) является пластилин. Психологи также отмечают, что пластилин – это отличное средство психологической разгрузки, особенно для деток, которые еще не научились хорошо говорить.

Добавьте в компанию к пластилину краски, карандаши, альбом, цветную бумагу, клей, глину – и ваш малыш будет счастлив!

4. Кукла или машинка

Самую древнюю куклу нашли на территории Чехии: по оценкам специалистов, ей 30-35 тысяч лет. Даже наши первобытные предки понимали, как необходима их деткам эта игрушка! Первые египетские куклы уже имели настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежду и головные уборы.

5. Наборы для ролевых игр

Когда в 1922 году дети Джека Прессмана стали бояться посещений доктора, он придумал игру «Сумка Доктора». С тех пор наборы доктора и парикмахера – фавориты и мам, и малышей. Они помогают детям осознать свое место в обществе, почувствовать себя взрослыми, осваивать взрослые навыки и понятия. Как легко научить ребенка основным понятиям, связанным с деньгами? Поиграть с ним в «магазин». Как избавить ребенка от страха перед больницами? Надеть на него халат доктора и предложить «полечить» маму и заболевшие игрушки. Наряду с традиционными вариантами можно предложить ребенку и более «экзотические» (но не менее полезные): например, наборы кухонных принадлежностей (весы, посуда и т.д.) или наборы для уборки (щетки, ведерки и т.д.).

К ролевым играм можно отнести и кукольные театры: они полезны тем, что раскрепощают детей, развивают в них артистизм; закладывают основы эмоционального интеллекта (EQ) – ведь для того, чтобы изобразить героя сказки, необходимо «влезть в его шкуру», понять причины слов и поступков.

6. Игрушки «для улицы»

Это и совочки, и ведерки, и машинки-грузовики, и формочки, и лопатки, и каталки, и, конечно, мяч. Все эти игрушки не только дают возможность занять и развлечь ребенка во время прогулок, но и обогащают его информацией об окружающем мире, и помогают найти друзей.


7. Пирамидка (стаканчики)

Едва ли древние египтяне, столетиями сооружавшие пирамиды в память о своих почивших фараонах, могли представить, что спустя тысячи лет мини-копии этих строений будут развлекать детей во всем мире. Уникальное свойство пирамидки в том – что она умеет «расти» вместе с малышом: сначала он пытается правильно нанизать колечки на палочку, затем сортирует их по цветам и оттенкам, позднее осваивает с их помощью сравнение и счет. Особо изобретательные даже устраивают спортивные состязания по накидыванию колечек с расстояния или создают с их помощью арт-объекты.


8. «Агрессивные» игрушки

Первые игрушки-пистолеты появились после первой мировой войны, когда некоторые производители переделывали свою продукцию для нужд детворы. Те игрушки, конечно, не соответствовали требованиям безопасности, впрочем, и сейчас за детьми нужен глаз да глаз, когда они играют в «войнушку».

Многие родители стараются не покупать игрушки, связанные с военной тематикой, - пистолеты, ружья, солдатиков, мечи и т.д., опасаясь, что такие игрушки сделают малышей излишне агрессивными. Однако психологи, наоборот, рекомендуют такие игрушки как выход для детской агрессии. Если военная «атрибутика» совершенно неприемлема, можно купить игрушечный боулинг, кегли, неопасный дартс (на липучках) - заодно они разовьют у малыша меткость и координацию движений.

9. Музыкальные (шумные) игрушки

Поначалу они будут расширять представления малыша об окружающем мире, затем – удовлетворять настоятельную потребность пошуметь (а заодно – проверить реакцию мамы на свой «концерт»). В дальнейшем звучащие, музыкальные игрушки будут способствовать развитию музыкального слуха и вкуса малыша, музыкальных способностей, которые, в свою очередь – как обнаружили ученые – положительно влияют на развитие математических и логических способностей ребенка.

10. Игрушки, сделанные своими руками

Будет ли это самодельная погремушка, связанная мамой или бабушкой кукла-подружка или гараж для машинок из картона, - эта игрушка обязательно станет самой любимой у вашего ребенка, ведь она излучает тепло ваших рук, напоминает малышу, что на его нужды у мамы и папы всегда найдется время и силы. Со временем традиция создавать игрушки своими руками приживется в вашей семье, и уже подросший ребенок будет «творить» с вашей помощью – а заодно, развивать фантазию, улучшать мелкую моторику, тренировать навыки совместной работы.

Список полезных и нужных игрушек можно продолжать долго. Всех их объединяют несколько признаков:

  • игрушки должны быть качественными – без мелких и острых деталей, выполненные из качественных, нетоксичных материалов;
  • игрушки должны быть многофункциональными, они должны «расти» вместе с ребенком;
  • игрушки должны иметь узнаваемый образ, соответствовать оригиналу (уж если это мишка, так пусть он будет похож на медведя, а не выглядеть как некий абстрактный ядовито-зеленый «покемон»);
  • ребенку не нужно много однотипных игрушек, они должны быть разными и отвечать разным целям и потребностям.

Осталось лишь отметить, что игрушки детям, безусловно, нужны, но еще нужнее, чтобы в эти игрушки им было с кем поиграть. Даже самая интересная, развивающая и дорогая игрушка будет бесполезной, если вы не обучите малыша основам игры с ней, не заинтересуете его, не заразите искренним удовольствием от игры.

Читайте также: