Какие игрушки нельзя продавать чтобы не нарушить авторские права

Обновлено: 28.04.2024

Навеяно постом про плагиат. @enotoff.hm, я сначала хотела дать комментарий у вас в теме , но подумала, что выйдет слишком большим, а потому отдельным постом.

Для начала про само авторское право.

Я сама не юрист, просто интересовалась немножко данной темой, а потому вдаваться в какие-то законы и статьи, писать про срок давности и прочее не буду. Могу только отметить, что несмотря на то, что с законодательной базой по авторскому праву в России все не просто и судебных прецедентов не так уж и много (есть куча более простых способов нагадить конкуренту и/или срубить бабла), тем не менее все идет к тому, что постепенно эту тему начинают реализовывать. Вот несколько примеров по предъявлению авторских прав, о которых слышно в нашей провинции за последнее время:

1. Британская компания Entertainment One UK Limited в 2018 году направила в арбитражный суд Пермского края несколько десятков судебных исков к местным ИП-шникам по поводу нарушения авторского права со Свинкой Пеппой, продукцию с изображением которой они реализовывали. А по России уже больше тысячи таких исков. Суммы исков, как правило, не большие, 20-50 тыс. руб.

2. Московская контора УПРАВИС от имени г-на Чусовитина направила иски против пермских и екатеринбуржских предпринимателей за использование изображения с фотографией памятника Татищеву и де Геннину. Т.е. условная я сфотала памятник, напечатала открытки/путеводители со своей фотографией, стала продавать и получила иск. Суммы исков 10-170 тыс. руб. По слухам, УПРАВИС пытается наложить лапы на Родину-Мать в Волгограде.

3. Московский художник Борис Матросов добился признания своих авторских прав на объект «Счастье не за горами», размещенный в Перми на берегу реки Камы, т.к ряд компаний начал выпуск сувенирной продукции с использованием объекта без ведома художника и соблюдения его авторских прав.

4. ООО "Маша и Медведь" (одноименный мультфильм) трясут мелких предпринимателей по всей РФ за нарушение исключительных прав на использование персонажей мультипликационного сериала. Суммы исков 10-100 тыс. руб.

5. "Карт Бланш Гритингс Лимитед" (является правообладателем исключительных прав на персонажа Me To You Bear, более известного как мишка Тедди) потребовало с ИП из ЗАТО Звёздный Пермского края 60 тыс. руб. за незаконную продажу картины с известным мишкой.

6. Ну и не забываем про блокировки сайтов, ютьюб-каналов, страниц в соцсетях по жалобе правообладателя. Из последнего, ВК пригрозило Vargtroms Studio (они делают аудиокниги и распространяют бесплатно, что важно) блокировкой группы за нарушение авторских прав.

Как вы видите, прецеденты все же есть. И если вы работаете официально = мелкий ИП, то привязаться к вам при желании можно. Суммы для мелкого провинциального ИП или оф.самозанятого могут быть довольно существенные. Или если вы просто "рукодельник", но вам удалось раскрутить свою страницу/канал/сайт и у вас довольно большая аудитория (много подписчиков), то и тут можно привязаться и нагадить, например, блокировкой, что тоже может быть довольно критично.

Теперь мое мнение как рукодельника.

1. Очень важный момент, на который стоит обратить внимание - это факт продажи. Т.е. если вы делаете что-то даром (распространяете бесплатно), то привязаться к вам будет сложнее. В принципе, для бесплатного распространения, вроде как, можно. Но если вы продаете или планируете монетизировать каким-либо образом свое творчество, а тем более планируете достигнуть какого-то уровня (сделать магазин/раскрутить свою группу/получить какую-то известность/официально работать), то я бы поостереглась какого-то массового копирования чьих-либо работ. Как пример, претензии к Vargtroms. Они пока держатся только за счет того, что бесплатно распространяют свои аудиокниги.

2. У меня с креативом тоже туго, но я считаю точный повтор для себя унижением. В данном случае, конечно, речь о каких-то заметных работах, в которых действительно есть какой-то авторский мотив. Если вы шьете обыкновенную наволочку из покупной тряпки, то креативить там особо нечего, но даже с наволочкой можно что-то придумать (вышивка, авторский рисунок, ручное окрашивание, какие-то особые ткани и т.п.). Я, например, стараюсь вообще таких изделий не делать, т.к. мне не хочется "работать китайцем", а хочется, чтобы у моих изделий была какая-то индивидуальность.

3. При публикации изделия с авторским рисунком уместно указывать автора или писать, что по мотивам такой-то работы.

4. Несмотря на то, что в авторском праве официально не используется понятие «сходство до степени смешения» и создание разными авторами независимо и самостоятельно друг от друга двух похожих произведений не является нарушением авторских прав, но могут "предъявить" и за переработку. С ней еще более не понятно, чем просто с воспроизведением, и если дело дойдет до суда, то в каждом конкретном случае суд будет учитывать разные обстоятельства.

5. Все картинки, которые есть в интернете, не являются ничьми. Если вы скачали картинку в векторе и погнали ее выжигать лазером на фанерке с целью дальнейших продаж, то автор картинки может вам предъявить. Другое дело, что если вы ВасяПупкин из Зажопинска и у вас 10 подписчиков, а все ваши "клиенты" - это ваша родня и соседи, то, скорее всего, автор просто не узнает, что вы используете его картинку. Но тут, опять же, если вы получите какую-то известность (например, офигенно раскрутите вашу инсту) или предмет авторства станет сверхпопулярным, то автор может и заинтересоваться вами. Тут пример как раз со Счастьем в Перми. Оно стояло себе (подумаешь, буквы из фанерки), но постепенно стало одним из символов города. Сувенирщики погнали использовать его в разном виде. Вот и автор сразу объявился. Или памятник в Екб: с 1998 года стоит, картинки с ним клепали все, кому не лень, а претензии предъявили только в 2018 году.

PS Казалось бы, где ИП из ЗАТО Звездный и где Британия? Но появляются конторы или представители в России, которые отслеживают, подают в суды и прочее. Конечно, сейчас найдутся люди, которые будут писать, что, дескать, а пусть докажут, что я продавал или пусть докажут, что сам автор. Если дело дойдет до официальных претензий, то доказывать придется и вам тоже, а это лишние головняки и гемор. А, поскольку, судебная практика по авторским вопросам в России не очень развита (особенно в провинциях), как мне кажется, то суды просто принимают решение в пользу истца.

Ролики на ютубе, мобильные приложения, статьи, рисунки и фотографии — это объекты авторских прав, которые закон охраняет. Их можно использовать только с согласия автора. Читайте, как защитить собственный контент →


Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение. Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя. Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру. Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав. Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником. Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.


Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации

Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Довольно трудно найти владельца магазина, ресторана, салона красоты или фитнес-клуба, который ни разу не включал музыку для своих клиентов. Однако далеко не каждый предприниматель задумывается над тем, что ее публичное исполнение допускается только с разрешения правообладателя. Порой это приводит к нарушению авторских и смежных прав и, как следствие, к необходимости выплачивать значительные денежные компенсации.

Почему нельзя включать музыку без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора – авторские права, охраняемые законом. Это значит, что только он имеет право извлекать выгоду из результата своей интеллектуальной деятельности, а иные лица по общему правилу не могут использовать произведение без его согласия. Если такое использование все же состоялось, то оно будет считаться незаконным и может повлечь за собой гражданско-правовую (ст. 1252, 1301 ГК РФ), административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовную (ст. 146 УК РФ) ответственность.

Если вы хотите использовать музыку какого-либо исполнителя или композитора, то с ним необходимо заключить лицензионный договор, который должен предусматривать (ст. 1235 ГК РФ):

  • способы и территорию использования результата интеллектуальной деятельности;
  • размер лицензионного вознаграждения;
  • срок действия договора.

При этом некоторые правообладатели, в том числе широко известные, предоставляют такую возможность бесплатно. Напомню историю, которая случилась 13 лет назад в оренбургском баре Underground. За публичное исполнение одной из песен группы «Сплин» бар получил претензию от Российского авторского общества (РАО) с требованием выплатить денежную компенсацию. После этого руководитель заведения написал обращение в адрес лидера музыкальной группы Александра Васильева, в котором попросил разрешения использовать его песню. Разрешение бар получил. Финансовых выплат в пользу РАО на этот раз удалось избежать.

Рисунок 1.jpg

Что делать, если получить разрешение автора проблематично, а музыку использовать хочется?

В случае если заключить договор с правообладателем не представляется возможным, предпринимателю нужно быть готовым к встрече с представителями организации по коллективному управлению авторскими правами – РАО. Это посредник между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях, который получил государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ). На данный момент РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных правообладателей.

Если предприниматель заключает лицензионный договор с РАО, то он может включать у себя в заведении практически любые российские и зарубежные композиции. Все, что требуется от него, – одновременно с перечислением авторского вознаграждения по лицензионному договору предоставить РАО сведения о произведениях, которые публично исполнялись в отчетный период. Это нужно, чтобы РАО могло установить обладателей авторских прав, которым причитается вознаграждение.

Данный механизм значительно облегчает предпринимателю жизнь, ведь обычно получить разрешение у всех обладателей авторских прав на произведения, которые звучат в заведении, практически невозможно. Чтобы заключить лицензионный договор с каждым правообладателем и перечислять им причитающееся вознаграждение, предпринимателю нужен целый штат сотрудников. А так РАО после заключения лицензионного договора самостоятельно распределяет и перечисляет авторское вознаграждение.

Как правильно составить запрос в РАО?

На сайте РАО размещены формы заявлений о предоставлении права использования произведений. Нужно лишь скачать подходящую форму и корректно заполнить поля. Это заявление направляется в РАО в электронной форме по электронной почте. Затем представители РАО свяжутся с отправителем, предложат заключить лицензионный договор и укажут размер вознаграждения.

Может ли РАО подавать иски в защиту прав авторов?

Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Следовательно, РАО может подать иск от любого российского и иностранного автора. При этом ему даже доверенность не нужна. Полномочия подтверждаются свидетельством о государственной аккредитации.

Как РАО фиксирует факт нарушения авторских прав?

Происходит это так. Представитель РАО приходит в помещение и осуществляет видеофиксацию исполнения музыкальных произведений. Далее проводится фонографическое и музыковедческое исследование, результаты которого отражаются в соответствующем акте. Заключение специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского права. Перед тем как обратиться в суд, РАО направляет ответчику письмо с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование музыки. Размер компенсации установлен Постановлением Авторского Совета РАО от 24 апреля 2014 г. № 5 и составляет 20 тыс. руб. за одно произведение. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО подает иск в суд.

Вот несколько примеров из обширной судебной практики, когда предпринимателям приходилось выплачивать в пользу РАО весьма существенные суммы за незаконное публичное исполнение музыки:

Как найти способ использовать музыку бесплатно?

1. Включайте музыку с открытой лицензией.

Существуют музыкальные произведения, которые авторы размещают в свободном доступе, т.е. они отказываются от права на вознаграждение. Это так называемая лицензия Сreative Сommons (СС). Размещая произведение на условиях такой лицензии, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определенных условиях. При этом все лицензии Creative Commons являются неисключительными, отчуждения прав не происходит. У автора сохраняется право заключать лицензионные договоры на других условиях, в том числе более жестких.

Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:

  • CC Attribution (CC BY);
  • CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA);
  • CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND).

2. Включайте музыку, ставшую общественным достоянием.

У любого авторского права есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторского права такой срок составляет 70 лет со дня смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Но не стоит забывать про наличие смежных прав у исполнителей и изготовителей фонограмм произведений, срок действия которых – 50 лет.

Допустим, с момента смерти композитора С.В. Рахманинова прошло 70 лет. Авторские права в данном случае не действуют. Но имеются записи его произведений в исполнении оркестра, сделанные в 2021 г. Смежные права на данные записи перестанут действовать только в 2071 г. А до этого времени предприниматель должен выплачивать оркестру вознаграждение.

Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:

  • Как и для чего используется контент – в целях просвещения или для получения прибыли.
  • В чем заключается суть работы, защищенной авторским правом.
  • Размер и значимость использованной части в рамках всего материала, защищенного авторским правом.
  • Результат и эффект использования защищенного контента на потенциальный рынок или доход правообладателя.

Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные.

Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.

Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается

Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.

Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.

Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно

Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.

Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.


Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки. К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.

Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.

Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте

Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.

Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право

Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.

Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.

Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях

В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.

Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.

Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход

Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.

Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.

Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.


Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.

Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать

Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.

Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.


Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.

Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.

Миф 9. Авторские права надо регистрировать

Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.

Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.

В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.

Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию

Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.

Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.

Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.

Взываю о помощи лигу юристов. Никак не могу разобраться в вопросе авторских прав. Если я хочу сделать конструктор башни из властелина колец или корабля из звездных воин для продажи, мне нужно регистрировать его как промышленный образец и доказывать новизну? или новизны не будет так как сделано по образу из фильма?


Лига Юристов

22.2K поста 30.2K подписчиков

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.

2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:

- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;

- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;

- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

Проще придумать отдельную вселенную, чем влезать в эти дебри авторских прав.

1. Это будет производное произведение авторского права. Плюс пром образец если захочешь его таким сделать.
2. Без разрешения, нарушаешь права на персонажей.
3. Если еще коммерческая выгода у тебя то будет плюс основание увеличить размер ущерба, ибо упущенная выгода праввобладателей фильма.

Великий маг-иллюзионист Грендальф и космический пират Гхан Золо.

Еще котоламповую историю добавлю. Есть у меня приятель, он постоянно фонтанирует идеями, как срубить бабла на ровном месте. Очередной его идеей было зарегистрировать бэтмобиль, кажется, и клепать игрушки. Он даже до патентного бюро дошел (так далеко в реализации своих идей он редко добирался). Но когда узнал, сколько стоит зарегистрировать модель, очень расстроился.
А еще у него есть гараж, доверху забитый войлочными тапочками. Он их хотел армии продать )))

У меня мысля. Если это что-то типа Лего, то можно продавать набор деталей из которого можно вылепить 1000-летний сокол, но инструкцию по сборке распространять анонимно через торренты, а к коробке прилагать инструкцию по сборке другой обычной модели чего-нибудь.

Насколько я знаю существует лазейка - если результат твоих усилий похож на оригинал более чем на 75% тогда тебя можно взять за жопу, если нет - есть шанс выкрутиться.

Чувак, я тебя расстрою. Не уверен за властелина колец, но за звезду смерти на тебя точно подадут в суд. ибо Лукас с этого рубит бабло, давно и без постороннего участия.
В общем это почти с любой кинофраншизой такая фигня. Так что костюм Бэтмена тоже подпадает под авторское право.


Дорогие мои автоюристы, help me, пожалуйста⁠ ⁠

Не будучи виноватой, оказалась лохушкой, да и на деньги попадаю. Ладно, это эмоции, а дело было так..

Вчера в восьмом часу вечера, проезжая перекрёсток на зеленый сигнал светофора и двигаясь по своей полосе, столкнулась с автомобилем, который двигался в противоположном направлении и, не убедившись в отсутствии помехи справа (т.е.моей машины), обьезжая пробку, чтобы сделать поворот налево, заехал на встречную (мою) полосу. Т.к. в этот момент перед ней стояли, пропуская меня, несколько крупных машин, ни я его, ни он меня не увидел. В связи с чем и произошло столкновение.

Скорость обеих ТС была совсем небольшая. Поэтому у него разбита правая фара и часть бампера, у меня - весь бампер и погнулся радиатор и что-то там ещё под ним.

ГИБДД на место аварии приехать отказалась и велела ехать на другой конец города в их отделение.

Начал меня уговаривать, что типа он сам автослесарь и сам починит машину. А если через ГИБДД всё делать, то это только суд и "буду я вам выплачивать по 500 рублей в месяц. Зачем вам такой гемор". Сказал, что "шабашник", без официальной зарплаты. И скорее всего это так, по прописке он вообще из дальних ебеней нашей необьятной страны,хотя и кавказских кровей)

Ну вот. Подумала я - где буду потом искать его и ходить с протянутой рукой? - и решила так. Пишем сейчас европротокол, а завтра едем в автосервис проверенный, где ребята посмотрят и скажут во сколько встанет ремонт моего авто. И тогда решим - если его устраивает цена ремонта, то всё ок, он даёт деньги на ремонт, я не имею претензий. Если нет - едем в ГИБДД с европротоколом. Водитель его подписал, вину признал, что выехал на встречку и т.д.

На следующий день (т.е.сегодня) едем с ним в автосервис, там машину смотрят, называют цену. Виновник дтп берет время подумать. Вечером сообщает, что цена этого автосервиса его не устраивает и он мог бы починить в три раза дешевле (по всему видно и по его озвученным ценам, в непонятно какой гаражной мастерской с китайскими запчастями и т.д.)

Я психанула и подумала так. Завтра поеду в ГИБДД, пусть оформляют, потом подам заявление в страховую. Страховая выплатит мне за ремонт, а потом через суд будет истребовать у того водителя ущерб. Ха-ха, наивная. Звоню в страховую, где мне и говорят, что если у виновника нет страховки, то разбирайтесь с ним сами, ничего мы вам платить не будем. И не нужно было европротокол составлять, теперь он недействительный у вас и вообще, вы лохушка, что так сделали и разгребайте всё сами и платите сами за свой ремонт. Ну, их посыл я поняла именно так.

И теперь получается, человек, который сделал мне этот геморрой как бы уже ни при чём. Человек, который выехал на встречку на чужой машине без страховки. А мне остаётся обтекать.

UPD: Уррааа. Виновник расплатился с нами!)Только что позвонили ему и сказали, что нашли хозяев машины, вернее, их страховку и будем теперь дёргать их и страховую, он сразу пошёл на попятную. Даже мысль закралась, что это авто в угоне - так быстро он переобулся.

Дорогие мои юристы, благодарю вас, таких неравнодушных, за ваши советы,они мне очень помогли. Эта ситуация многому меня научила. Спасибо всем!)

Читайте также: