Какие игрушки полезны детям

Обновлено: 28.04.2024

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.

Выбор игрушек самим ребёнком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому в этом плане не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесёт той воспитательной пользы, о которой сообщается на её упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребёнку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки ещё должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

В книге Г. Л. Лэндрет "Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут ещё ближе и дороже ребёнку.

Игрушки из реальной жизни .

Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию .

Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, верёвки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения .

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

Дать ребёнку игрушку это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определённой рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет своё точное назначение. Мы покупаем игрушки, прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ДВЕНАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ :

1) яркие и звонкие погремушки;

2) разноцветные игрушки, подвешенные на резинках, натянутых над кроваткой или манежем;

3) натянутая над кроватью лента с висящими на ней различными предметами, например: маленькими мячиками, резиновыми кольцами для зубов, которые малыш может схватить, оттолкнуть или просто разглядывать;

4) резиновые пищащие игрушки;

5) музыкальная или звучащая игрушка, которая реагирует на прикосновение или толчок;

6) прикреплённое над кроватью зеркальце из нержавеющего металла, в котором малыш видит себя;

7) резиновые кольца для зубов, которые можно грызть;

8) большие лёгкие разноцветные мячи;

9) мягкие пластмассовые книжки с изображением знакомых предметов;

10) старые журналы и газеты (их можно держать, рвать, мять);

11) лёгкие металлические миски, деревянные ложки (ими можно стучать, греметь, бросать их и поднимать);

12 мягкие игрушки - зверюшки и куклы (их можно мять и прижимать к себе);

13) резиновые конструкции и кубики;

15) пластинки с простыми, очень ритмичными мелодиями, лирическими песенками, которые надо регулярно заводить для малыша;

16 поводки для ходьбы;

17) набор небьющихся пластмассовых мисочек, которые можно вставлять друг в друга и закрывать крышками, пирамидки;

18) цветные губки и плавающие игрушки для игры во время купания;

19) "копилка" - контейнер для мелких игрушек. Можно такой ящик подобрать в магазине, а можно сделать самим;

20) самая лучшая игрушка - вы, родители! Ничто не сравнится с удовольствием, которое получает ребёнок от игры с мамой или папой.

Это рекомендации знаменитого Виктора Клейна. Их можно продолжить.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ :

1) деревянная доска;

3) большие картонные коробки разных размеров, чтобы залезать в них и вылезать;

4) уличная песочница и ведёрко с лопаткой;

5) маленький стул-качалка;

6) игрушки-каталки (бабочки, звери на колёсах и т. п.);

7) маленькая кукольная коляска;

8) музыкальная шкатулка (нажми и заиграет музыка);

9) игрушечная горка (влезть и скатиться);

10) мячи, книжки, пластинки, куклы, мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки;

11) уличный игрушечный детский домик;

12) игрушечные машинки, грузовики, танки;

13) игрушечные молотки, ножницы;

14) игрушечный ксилофон;

15) две игры в воде: пластмассовые лодки, мячи, ведра;

16) игрушечный телефон со звонком и диском для набора номера.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ :

1) мячи, книги, пластинки, куклы; мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки, кубики, лошадки;

2) маленький трёхколёсный велосипед;

3) пластилин или глина для лепки;

4) доска с белыми и цветными мелками;

5) специальный стенд, на который легко прикалывать все что угодно;

6) листы бумаги, ножницы с закруглёнными концами;

7) цветные карандаши, фломастеры, краски;

8) маленький столик или парта со стульчиком;

11) качели и гимнастический комплекс;

12) игрушечные счёты и доска для закрепления цифр;

14) садовые инструменты;

15) игрушечные хозяйственные принадлежности;

17) недорогой кассетный магнитофон или плейер;

18) ритмовые музыкальные инструменты - барабан, колокольчик, треугольник, тамбурин;

19) несложные составные картинки-загадки;

20) игрушечная мебель, посуда, кухонные принадлежности и т. п.;

21) сборно-разборные игрушки (конструкторы);

22) игра "Одень куклу" (для детей обоего пола).

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ:

1) усложнённые варианты всего, что было раньше, в том числе мячи, пластинки, книги, кубики, оборудование для игр на воздухе;

2) игрушки, имитирующие инструменты врача, шофёра, портнихи и т.п.;

3) плотницкий и садовый инструмент, включая тачку;

4) крупные движущиеся игрушки (автомобили, вагоны);

5) материалы для занятия искусством, поделками: цветная и белая бумага, мелки, карандаши, подрамники, смываемые краски, фломастеры, клей, скотч;

6) простые настольные игры;

7) игры для обучения счёту: домино, фишки, часы;

8) несложные головоломки;

10) коньки, санки, лыжи;

12) бассейн для купания;

13) несложные конструкторы;

14) книжки для раскрашивания;

15) игрушечные грузовики, автомобили, самолёты, поезда, бульдозеры, подъёмники;

16) надувные игрушки;

17) игрушечные домики для кукол;

18) математические игры;

19) разнообразная мозаика;

20) резиновый штамп с набором букв, чтобы ребёнок мог составлять слова и делать оттиски;

22) верёвочные лестницы, подвесные канаты, брусья.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна . Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Вспомните фильм "Игрушка", где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашёл себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми! Удачи и всех благ в развитии вашего малыша!

Нормальное развитее ребенка, становление его внутреннего мира невозможно без игры и игрушек. Игрушки для ребенка- это исследовательская среда, которая помогает формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек дело ответственное и серьезное.

ВложениеРазмер
kakie_igrushki_polezny_detyam.docx 17 КБ

Предварительный просмотр:

Какие игрушки полезны детям?!

Нормальное развитее ребенка, становление его внутреннего мира невозможно без игры и игрушек. Игрушки для ребенка- это исследовательская среда, которая помогает формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек дело ответственное и серьезное. Выбирать игрушки в настоящее время очень сложно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики), появляются новые (динозавры, пауки, пакемоны), невиданные даже самими родителями. Часто игрушки покупаются стихийно.

Очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно- гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Развитее ребенка происходит в разных видах деятельности. Главная функция игрушки – это активизация этой деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Выделяют три группы игрушек:

1.Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ( или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами.( различные виды животных, куклы с кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, детали костюма, транспортные игрушки и т.д.

2.Игрушки, способствующие развитию интеллектуально- познавательных и моторных способностей.( кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино и т.д.

3.Игрушки,способствующие развитию физических качеств.(мячи, обручи, скакалки, кегли).

Основные требования к игрушке:

-потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия ребенка. Выбирая забаву нужно ориентироваться на возраст ребенка, и стремится, чтобы в распоряжении ребенка были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности.

- соответствие игрушки интересам самого ребенка. Главное достоинство игрушки – это возможность что-либо с ней сделать. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна быть не только привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.

- предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности.

- особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую совместную игру.

- «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух «своего» времени.

- оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающиеся от типовых, массовых образцов.

Какие игрушки приобретать детям.

- Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).

- Двигательные : Каталки, коляски, спортивные игрушки.

- Дидактические (разборные пирамидки, башенки, настольно-печатные, мозаика).

- Игрушки-полуфабрикаты , которые может делать сам ребенок.

Что такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка. Не следует покупать игрушки специально для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны машинки, куклы, механические игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери техническую игрушку. Если 90 % игры приходится на долю ребенка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам родителям надо помнить.

В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребенка. Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени. Большое воспитательное значение имеют игрушки- самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины и картона, дерева и бумаги. Надо с большим уважением относится к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить, измять, сломать.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки:

1.Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2.Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3.Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые средства.

Играйте с ребенком, учите его, как правильно играть с игрушками, приучайте к аккуратности и порядку и ваш ребенок будет расти вам на радость!

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.

ВложениеРазмер
kakie_igrushki_neobhodimy_detyam.docx 177.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Какие игрушки необходимы детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Какие игрушки нужны детям?

Современный рынок пестрит большим разнообразием детских игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. В этой статье мы расскажем Вам, какое количество игрушек нужно детям, какие виды игрушек существуют и какие из них подходят ребенку в зависимости от его возраста.

Для чего нужны игрушки?

Игрушки – это неизменные спутники детства. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, а способ научиться чему-то новому и развить свои способности. Изначально игрушки были уменьшенными копиями орудий труда, а их функция заключалась в обучении ребенка пользоваться ими (например, раньше для малышей делали маленькие лук и стрелы, чтобы они научились охотиться). Впоследствии, когда такая необходимость отпала, несмотря на то, что внешний вид игрушки оставался неизменным, она стала инструментом развития каких-либо навыков.

Игрушки играют большую роль в жизни детей. Большинство из них являются упрощенными и уменьшенными копиями реальных предметов и приближают ребенка к миру взрослых.

Для чего нужны игрушки?

Роль игрушки меняется и в зависимости от возраста ребенка. Если изначально для малышей важна внешняя привлекательность игрушки, ее соответствие реальным предметам жизни, то уже в старшем дошкольном ценится ее «обобщенность» и многофункциональность.

Педагоги и психологи выделяют следующие виды игрушек.

  1. Сюжетно-образные игрушки (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т.д.);
  2. Дидактические игрушки (головоломки, конструкторы, собственно дидактические игры);
  3. Спортивные игрушки (мячи, обручи, скакалки и т.д.);
  4. Музыкальные игрушки (бубны, погремушки, ксилофоны и т.д.);
  5. Настольные игры;
  6. Театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр);
  7. Игрушки-забавы (используются для развлечения).

Игрушки также различаются по своему назначению:

  1. Игрушки, способствующие развитию личностной сферы;
  2. Игрушки, которые способствуют развитию моторных и познавательных способностей.

Игрушки также различаются по своему назначению

Нужно ли детям много игрушек?

Если Вы спросите малыша, достаточно ли у него игрушек, он ответит, что, конечно, нет. Малышам всегда мало! Но, тем не менее, сколько игрушек покупать, решают взрослые. Некоторые родители стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том, так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их.

Детям не нужно слишком большое количество игрушек. Понаблюдайте за играми ребенка и Вы заметите, что с одними игрушками малыш играет часто, а к другим почти не проявляет интереса.

Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. Среди достаточного количества игрушек, ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность. Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности.

Подходите к выбору игрушек взвешенно:

  • Не приобретайте игрушки между делом, например, придя в магазин за продуктами;
  • Не следуйте моде на игрушки слепо;
  • Ориентируйтесь на потребности возраста;
  • Учитывайте интересы Вашего ребенка;

Игрушки для малышей до года

Возраст ребенка – один из главных критериев выбора игрушек. Главная задача игрушек для детей до года – это стимуляция органов чувств (зрения, слуха, осязания). Они должны быть яркими, приятными на ощупь и, в первую очередь, безопасными. Малышам до года подойдут такие игрушки, как:

  • Развивающий коврик с дугами;
  • Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубны, шуршащие игрушки);
  • Тактильные мешочки;
  • Мячики (в том числе массажные);
  • Мягкие и деревянные кубики;
  • Рамки-вкладыши;
  • Пальчиковые игрушки;
  • Безопасные предметы из реальной жизни (пластиковые бутылки, бусы, деревянные ложки и т.д.);
  • Игрушки для ванной.

Чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему необходимо. Гораздо ценнее эмоциональное общение с близкими взрослыми, которое происходит, в том числе, в процессе игры.

Игрушки для малышей до года

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами. Дети этого возраста учатся пользоваться ложкой, мыть руки с мылом, открывать и закрывать замочки, одеваться и так далее. Поэтому самыми полезными игрушками для малышей раннего возраста являются обычные бытовые предметы. Также им будут интересны и полезны игрушки, развивающие наглядно-действенное мышление, мелкую моторику и познавательную активность:

  • Шнуровки;
  • Сортеры;
  • Рамки-вкладыши;
  • Бизиборды;
  • Игрушки-каталки;
  • Матрешки;
  • Пирамидки;
  • Машинки;
  • Кубики;
  • Конструктор с крупными деталями;
  • Музыкальные игрушки;
  • Спортивные игрушки;
  • Книжки;
  • Кинетический песок;
  • Наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);
  • Сенсорные коробки;
  • Лопатки, совочки, сита;
  • Обучающие карточки и так далее.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности, поэтому у них должна быть возможность играть в одиночку. Очень важно, чтобы детские игрушки были качественными и безопасными, а также интуитивно-понятными ребенку.

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Вопросу хранения игрушек тоже следует уделить внимание. Рассортируйте игрушки по категориям и разложите их по контейнерам или корзиночкам. Ребенок должен знать, где что лежит, и учиться самостоятельно убирать игрушки на место.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста очень любознательны и полны энергии. Игрушки для дошкольников должны быть разнообразны, в том числе, давать возможность малышу развиваться через сюжетно-ролевую игру. Если Ваш ребенок посещает занятия или детский сад по системе Монтессори, стоит подобрать для игр дома те пособия и игрушки, которые будут дополнять Монтессори-материалы, с которыми малыш занимается в клубе.

  • Книги. Для детей от 3 до 5 лет лучше выбирать сказки с простым сюжетом или истории из повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже начинают читать сами, поэтому им понравятся короткие иллюстрированные сюжеты, напечатанные крупным шрифтом. Для совместного чтения можно выбрать книги с более сложными сюжетами, в том числе с фантастическими.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

  • Материалы для творчества. Это может быть цветная бумага и картон, пластилин и тесто для лепки, карандаши, краски, ножницы, клей и многое другое.
  • Конструкторы. От мягких и больших кубиков по мере взросления ребенка можно переходить к конструкторам с мелкими и оригинальными деталями. Игры с конструктором хорошо развивают мелкую моторику, внимание, мышление и воображение.
  • Сенсорные коробки. Это замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее легко сделать при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Наполнение сенсорной коробки может быть разнообразным: крупы, макароны, камни, песок, шишки, орехи, вода и так далее. Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение.
  • Кукольный и пальчиковый театр не только прекрасно развивают фантазию и речь, но и позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются. Их вполне могут заменить удобные и подходящие по размеру реальные предметы.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются

  • Настольные игры. В настоящий момент существует большое разнообразие настольных игр для детей разных возрастов. С их помощью малыш может научиться считать и читать, следовать правилам, развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Особую значимость имеют игры, в которые можно играть всей семьей.
  • Спортивный инвентарь. Для гармоничного развития ребенку просто необходима физическая активность. Замечательно, если дома у малыша будут мячи, скакалки, тоннели и другие спортивные снаряды.

Выводы

При выборе игрушек для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Они должны не просто занимать малыша, но и развивать его. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.

Выводы

Заключение

Посещая Монтессори-клуб «Созвездие», ребенок оказывается в Монтессори-среде, наполненной множеством интересных предметов. Монтессори-материалы - это не просто игрушки, а специально разработанные инструменты для всестороннего развития малыша. На занятиях педагог наблюдает за ребенком и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача Монтессори-педагога - организовать пространство и действия каждого малыша так, чтобы дети могли заниматься интересующими их вещами самостоятельно. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Роль и значение игрушек в развитии ребенка

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    . Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной. . Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять. . Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки. малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение. — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Читайте также: