Какое значение для жизни людей имело ткачество гончарное ремесло изготовление игрушек

Обновлено: 29.04.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прошедшее надо знать не потому,

что оно прошло, а потому, что, уходя,

оно не умело убрать своих последствий.
(В. О. Ключевский)

Актуальность исследования. Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация традиционной народной культуры – один из вариантов сохранения самобытности нации, национальных традиций, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.

В связи свыше сказанным, становится очевидным актуальность изучения различных техник, традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества.

Осмысление и изучение текстильной культуры можно найти в работах, Н.И. Лебедевой Г.С. Масловой, Н.М. Калашниковой, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, И.Я. Богуславской, Н.С. Королевой, и др.

В книге Е. И. Осипова «Ткачество. Новгородские традиции и современность» знакомит с современными и этнографическими образцами ткацкого оборудования и инструментарием, с различными технологическими приемами ручного ткачества, празднично-обрядовой культурой. М.М.Савенкова «Ручное художественное ткачество», рассматривает ряд техник ручного ткачества и плетения, не требующих сложных технических приспособлений и инструментов, которые могут быть освоены в клубной работе с детьми различного возраста.

Хочется особо отметить книгу Н.С Королёвой и Л.А Кожевниковой "Современное узорное ткачество", которая посвящена русскому узорному ткачеству, его истории и основным технологическим приёмам. Большое внимание уделяется вопросу применения тканых изделий в современном интерьере и для оформления костюма. Теме народных промыслов и развившихся на их базе центров ручного ткачества посвящены многочисленные издания справочного типа.

Цель работы:

-изучить разнообразные приемы ручного ткачества, используемые с древнейших времен до наших дней и применить общественный опыт в детском коллективе.

-изучение и анализ необходимой информации;

-ознакомиться с приемом ткачества и плетения в традициях ремесла.

-рассмотреть вопрос о дальнейшем творческом развитии традиций домашнего ткачества на современном этапе.

Методологической основой исследования послужило понимание сущности предмета исследования как общественного явления, освещенного в трудах В.В.Неелова, где ткачество рассматривается как творческий процесс, как важная область истории цивилизации.

Объект исследования: ручное ткачество.

Предмет исследования: виды ручного ткачества.

Методы исследования: теоретическое исследование истории ткачества, обобщение полученных знаний, приобретение навыков ручного ткачества.

Ценность и новизна работы состоит в том, что впервые в нашей школе исследуется ручное ткачество в его исторических, технологических и художественных направлениях, а также предполагается применение элементов ручного ткачества в детском коллективе.

Исследование проводилось в следующей последовательности :

-определение проблемы, цели и задач исследования;

-сбор материала и теоретическое обоснование изучаемой проблемы;

-проведение эксперимента по ознакомлению учащихся с основным принципом ручного ткачества и устройством ткацкого станка;

-формулировка выводов на основе изученного теоретического и практического материала.

Источниковую базу исследования составляют литературные источники, материалы из сети интернет, которые позволили ознакомиться с традициями и разновидностями техники ручного ткачества. Источником для наглядности послужили образцы из фондов художественных музеев России.

Практическая значимость: Результаты технологической задачи могут быть применимы к практическим занятиям с учащимися во - внеурочное время, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Глава1. История ткачества

В своем труде "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество" К. Маркс указывал на существование ткачества уже в период низшей ступени варварства: "Ручное ткачество с основой и утком, по-видимому, относится к этому периоду, это одно из величайших изобретений; но нельзя с уверенностью утверждать, что это искусство не было уже известно в состоянии дикости."[1] Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.[2]

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов. В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.

Слово «гобелен» (техника: закладное ткачество) родилось во Франции в 17 веке. Произошло оно от фамилии семейства Гобеленов и перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. В 17 веке Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основ 2 «Королевскую гобеленовую мануфактуру».

Найденные при археологических раскопках пряслица и кусочки ткани свидетельствуют о том, что узорное ткачество было известно ещё в Древней Руси. Узорные скатерти, столешники, полотенца и другие тканые изделия часто упоминаются в описях имущества XVII в. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов [2]

Вывод: ткачество - важная отрасль материальной и духовной культуры, одно из самых древних изобретений человечества.

Глава 2. Ткачество из глубины веков

На основании изучения и реконструкции традиционных текстильных техник, исследователи выделили те способы получения ткани, которые предшествовали ручному ткачеству. К ним относятся наиболее древние техники: дерганья, плетение, полутканье и называемое «примитивное тканье». Для тканья поясов (тесьмы) применяли инструменты: бердышки, сволочки, дощечки. Для ткачества ткани применяли вертикальные и горизонтальные ткацкие станки.

Наиболее простые и древние виды плетения начинаются с элементарной косички.

С пособов переплетения нитей в ручном ткачестве существует несколько. Самым простейшим способом ручного ткачества можно считать плетение

«В чешуйку».

Плетение «в чешуйку»

Для изготовления пояса взять нечетное количество нитей.

Совет : необходимо толстые нити или даже пряди. Плетение пойдет гораздо быстрее, проще будет следить за узором, да и поясок будет иметь приятную объемистость.
Когда начинается следующий проход необходимо внимательно следить за тем, над какой нитью пройдет рабочая (такие нити обычно выпираю вверх) и под какую она поднырнёт. При эксперименте с разными цветами, мы убедились, что при одном и том- же количестве нитей, светлые пояса зрительно шире, чем из темных нитей.

Ткачество поясов (тесьмы) на дощечках выполняется методом переброса дощечек, методом обратного хода и др. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н. И., 1999. с.27,34).

Б ранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.
Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

При всей кажущейся сложности ажурные ткани выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки - бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду бранные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Интересная техника «примитивного тканья», так называемый «живой стан». Этот уникальный способ был описан пензенским краеведом Гвоздевым. Образцы поясов, вытканных на «живом стане», были экспонированы им в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве.По мнению этнографа Н.И. Лебедевой, «живой стан», представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей».[2] Согласно описанию процесс работы на «живом стане» происходил следующим образом: пять женщин становились рядом, пять других - напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока. Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде руководительницы, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая - опускала, и в зев вновь прокладывался уток. В этом способе тканья налицо два главных признака ткачества: наличие основы, утка и механического чередования зева.

Другой древней текстильной технике - дерганью поясков. 4 Дерганье - традиционный вид плетения, в котором использовались пять петель. Техника «дерганья» в XIX - начале ХХ вв. была распространена в Российской империи: в Рязанской, Смоленской, Брянской, Липецкой, Могилевской, Витебской областях, а также у народов Прибалтики и Финляндии. Шнур, полученный при помощи дерганья, употреблялся для украшения одежды в качестве тесьмы или пояса и на петли к пуговицам рубах. Широкое распространение техники дерганья говорит о древней культурной общности народов, проживавших на территории северо-запада Восточной Европы. [5] Значение узорного пояса для человека, не оторванного от традиционной культуры, было огромным. Пояс охранял самую уязвимую часть тела - живот. С поясом были связаны многочисленные ритуалы. У народов северо-запада Восточной Европы считалось, что пояс, имеет чудодейственную магическую силу. На нем произносили заклинания и гадали. Он служил оберегом от нечистой силы, считалось, что пояс придает силу при выполнении трудной работы. Традиции, связанные с поясами, очень разнообразны и устойчивы. Так, например, пояс мог служить символом любви и добрых взаимоотношений. Он использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека; пояса играли большую роль в свадебных церемониях [5]. тема очень широка и многообразная, Живой интерес вызвала статья Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить. » (надписи на поясах в Пермском Прикамье) [6],где тканый орнамент для человека конца XIX – начала ХХ в. был своеобразным текстом, несущим определенную информацию, систематизирован материал о семантические аспекты ручного ткачества в России (конец XIX-начало XX в.)

Вывод: В результате изучения основных видов дерганья, плетение, полутканье и так называемое «примитивное тканье», можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках. Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, т. е. полноправно существо­вать в системе художественной культуры ХХI века.

Глава 3. Ручное ткачество и современность

Народное узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений. Для современного узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приёмов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного узорного ткачества успешно развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов, а также мастера, работающие на дому.

Ручное ткачество – необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, её орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, способами ткачества. Специфика и художественные особенности тканых изделий определяются техникой и различными видами ткачества, которых очень много: закладное, бранное, выборное, переборное, ремизное и др.

Мастера и художники народных промыслов бережно хранят традиции узорного ткачества. Современные эстетические представления, художественное чутьё и вкус позволяют им обогащать искони применявшиеся художественные и технические приёмы.

Вывод: Искусство ручного ткачества органически входит в современную предметную среду, а это является залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, её художественного образа и материала – это достижения традиционного народного искусства, обеспечивающие жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

Заключение. В ходе данной исследовательской работы, автор получила много знаний об истории ткачества, его особенностях, видах отделки тканых изделий. Исследовала основные техники ткачества, традиционные особенности ткачества разных народов. Было интересно проследить развитие и изменение ткачества от старины до современности. В результате изучения основных древних видов плетения, полутканья, дерганья, «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках.

Собранный материал, безусловно, предполагает дальнейшее его использование в качестве основы научно-исследовательской и практической деятельности. В нашей школе осознанно и целенаправленно реализуется установка на включение в учебный процесс (внеурочная работа, клубные занятия) данного ремесла в качестве главной источниковедческой базы всей работы в целом.

Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, полноправно существовать в системе художественной культуры ХХI века. Изучение материально - культурных ценностей прошлого, возрождение их в форме обучения традиционным способам обработки природных материалов, позволит сохранить многие старинные ремесла, посеять в современном обществе семена народной культуры, традиций, способствует сохранению и дальнейшему развитию и применению в современности культуры наших предков. Только зная цену, умея хранить, что имеешь, можно сохранить нашу русскую культуру. Исследовательский материал может быть применен при подготовке к народным обрядовым праздникам, на клубных занятиях, во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

1.Цветкова Н.Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (северо-запад Восточной Европы XIX-XX вв.). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, СПб, 2002. - Гл. «Из истории традиционного ткачества», табл. 1 «Виды плетения, тканья и примитивного тканья».

2.Лебедева Н.И. Прядение и ткачество древних славян // Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 509.

3.20.09.05-21.10.05. - выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Живой стан». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер-класса «Ручное ткачество. Живой стан». 2005., англ. яз.

4.27.09.05-28.09.05. - выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Плетение». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер класса «Ручное ткачество. Плетение». 2005., англ. яз.

5. См. Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 499-50

6. Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить. » (надписи на поясах в ПермскомПрикамье) Тради­ционная культура: науч. альманах. 2003. № 3 (11). С. 44.

7. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М.: Гос. шд-во, 1924. С. 5-6.

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

ремесло это

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

русские ремесла

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

народные ремесла

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

виды ремесел

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

кузнечное ремесло

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

промыслы и ремесла

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

гончарное ремесло

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

ремесла

Попросите знакомых назвать несколько любых профессий. В большинстве случаев вы услышите о широко распространенных профессиях, необходимых в жизни развитого общества, таких как бухгалтер, экономист, юрист, продавец, парикмахер, врач, строитель, учитель и т.д. И это неудивительно. Не будем спорить с тем, что профессию мы выбираем с далеким жизненным «прицелом» – иметь работу и средства к существованию. Но среди общего перечня современных профессий есть те, которые известны нам издавна и имеют богатую культурную силу. Эти профессии, в первую очередь, – для души, и лишь во вторую – для денег. Это ремесленные профессии. Народные ремесла – это процесс создания рукотворных изделий из различных подручных материалов, таких как глина, дерево, ткань, камень и т.д. Работа ремесленника является результатом сложного творческого процесса. Мастер не только знает техники выполнения того или иного изделия, но и обладает обширными знаниями в области истории, культуры и искусства. Помимо этого, он выполняет работу вручную, поэтому очень важен творческий потенциал и умелые руки. Каждое творение, созданное ремесленником, считается особенным и неповторимым, уникальным и оригинальным.
Сегодня вещи, созданные мастерами народного промысла, пользуются огромной популярностью. Творчество народных ремесленников привлекает внимание людей, так как их работы необычны и созданы скорее для просвещенных любителей, чем для массового потребления. Также их с радостью приобретают туристы. Дело в том, что большинство подобных изделий не только служат по предназначению, но и выполняют эстетическую функцию.
Ремесленник – это человек, который увлекается этнографией и с трепетом относится к народным традициям. Также он постоянно обучается и занимается самообразованием, перенимая опыт своих коллег. Сегодня ремесленный промысел занимает свое место рядом со многими сферами труда. Такая работа делает людей счастливыми, ведь она дает возможность заниматься любимым делом, зарабатывая при этом на жизнь.
Ремесленный промысел имеет важное значение для культуры народа, так как виды ремесел, способы изготовления вещей и даже исходные материалы отражают его возможности, вкусы, интересы и взгляды на окружающий мир. На протяжении веков белорусы передавали и хранили знания о старинных народных промыслах, считая их одним из ценнейших достояний народа. Благодаря этому сегодня мы не только знаем о наших ремеслах, но и можем освоить многие из них.

Из истории

До XVI века наиболее развитыми ремеслами белорусов были плотничество, ткачество, бондарное ремесло, мукомольный промысел и соломоплетение.
Пик развития белорусского ремесленного дела пришелся на XVI век. Ученые насчитывают более двухсот ремесленных профессий того времени. Развивалась специализация не только самих умельцев, но и целых белорусских городов. К примеру, Гродно славился производством строительных материалов, Минск – обработкой металлических изделий.
В середине XVI века белорусские ремесленники стали объединяться в цеха, которые только способствовали их творческому развитию. Уже в XVII веке насчитывалось более 100 белорусских ремесленных объединений. Однако в процессе индустриализации они, в соответствии с мировой тенденцией, начали вытесняться промышленным производством.
Сегодня ремесленное дело вновь актуально. Если еще пять лет назад в Беларуси насчитывалось всего несколько сотен современных ремесленников, то сегодня их количество возросло в десятки раз. Способствуют развитию ремесленного дела и росту числа ремесленников особое внимание к народному промыслу и создание благоприятных условий для его популяризации. В последние время белорусы активно интересуются народным творчеством, ежегодно устраиваются различные выставки-ярмарки, проводятся мастер-классы и создаются тематические кружки.

Виды народных промыслов и ремесел

Ремесленник – лицо (мастер или подмастерье), обладающее определенными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы – конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов.
Кузнечное ремесло
Кузнец – мастер по обработке металла. Именно благодаря представителям этой профессии человеку стало легче адаптироваться к природе. С предметами, изготовленными кузнецом, легче и охотиться, и землю возделывать. Сельский кузнец, «коваль», изготавливал подковы, гвозди, ножи, серпы и косы, лопаты и сковороды.
Кузнечное ремесло – одно из старейших ремесел Беларуси. Кузнечное дело считалось у славян занятием таинственным. В славянской мифологии кузнецам покровительствовал бог огня Сварог.
Подкова – самое распространенное изделие кузнеца – до сих пор считается в народе амулетом и оберегом. Прибитая над дверью концами вверх, она не пустит зло в дом; прибитая над кроватью – избавит от дурных снов; подкова в дымоходе помешает влететь ведьме.
Кузнечному делу обучают:
• УО «Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения» (уровень ПТО);
• УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы);
• Центр повышения квалификации ПромТехОбразование (платные курсы).
Гончарное ремесло и пластическая керамика
Гончар – мастер по изготовлению изделий из глины. Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые вылепленные вручную глиняные изделия, посуда для приготовления пищи на огне.
Гончары формировали посуду на ножном гончарном круге, обжигали в горнах или домашней печи и подвергали декоративной обработке. Различали несколько способов: обваривание («гартаванне»), задымливание и глазуровка («глазуравание»). Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой (рябой), задымленная – черной, остальная – красной, глазурованной и простой.
Со временем гончарное ремесло, как и многие другие, превратилось в искусство. Отдельной темой развития гончарного ремесла является мелкая пластика. Выполненные из глины различные символические животные, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.
Гончарному ремеслу обучают:
• УО «Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО);
• УО «Кобринский государственный политехнический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Бобруйский государственный колледж имени А.Е.Ларина» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО).
Лозоплетение
Плетение из лозы – одно из самых древних ремесел в Беларуси. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины.
Из корней сосны, ели, можжевельника изготовляли утварь и посуду; из бересты делали солонки, табакерки, сумки, берестой оплетали глиняную посуду («берасцянкi»). Повсеместно употреблялось липовое лыко, из него плели лапти, кошели («варэнькi»), вили веревки.
Лозоплетение – одно из наиболее хорошо сохранившихся ремесел на сегодняшний день. Навыки этого народного ремесла практически не были утрачены, а изделия – корзины, мебель, сувениры – пользуются неизменным спросом.
Лозоплетению обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО).
Соломоплетение
Соломоплетение – одно из древнейших ремесел в Беларуси. Из соломенных жгутов плетут разнообразные короба, посуду для хранения продуктов, шкатулки, игрушки, шляпы и др.
Различные фигуры из соломки – это не просто игрушки, это символы божества, защитники. Конь – герой многих поверий – всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – Прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле. Подвесные соломенные «пауки» изготавливались ко дню зимнего солнцестояния. Паук с паутиной символизировал Создателя и его творение – вселенную. «Паука» вывешивали на самом почетном месте дома – в красном углу, над столом. Он медленно вращался в струях теплого воздуха, восходящего от пищи, и отбрасывал тени. Им приписывалась способность собирать в себе негативную энергию. В день весеннего равноденствия «паука», прослужившего всю зиму, обязательно сжигали.
Соломоплетению обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (уровень ПТО).
Бондарное ремесло
Бондарь – ремесленник, изготавливающий бочки, кадки или другую обручную или вязаную посуду. По-другому мастеров этого дела называли еще бочар, обручник. Практически в каждой местности наряду с кузнецом, гончаром и мельником был свой бондарь, который изготавливал бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки. Клепками назывались особые дощечки. Есть два их вида – колотые и пиленые. Колотые делаются вручную, пиленые – с помощью пилы. Между собой клепки стягиваются обручами – металлическими или деревянными.
Емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка – «вадзянка», бочонок – «бiклага, барылка»), для хранения продуктов и различных вещей («кубел» – для хранения одежды, лохань – «балея» для стирки белья, квашня – «дзяжа» и др.). Опытный бондарь владел и владеет не только приемами изготовления посуды, но и понимает особенности той или иной породы древесины. Так, мед лучше всего хранится в липовой бочке, а в посуде из дуба быстрее всходит тесто.
Бондарному ремеслу обучают:
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы).
Резьба по дереву и бересте
Резчик по дереву – мастер, занимающийся художественной резьбой. Резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Композиции традиционной орнаментальной белорусской резьбы обычно красиво и свободно развиваются в виде побегов растений. Излюбленный мотив – виноградная лоза. Традиционно белорусы украшали резьбой деревянные дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки. Одними из самых распространенных орнаментов были так называемые солярные знаки или символы Солнца. Солнце олицетворяло начало жизни и чистоту человеческих помыслов. Известны и другие знаки. Так, дерево является символом взаимосвязи всего в мире, жизни рода: корни дерева – предки, ствол – живущие, крона – будущие поколения. Изображение коня приносит счастье, плодородие. Гусь, лебедь и утка являются символом доброго начала. Петух, павлин, курица оберегают от дурного глаза.
Современные белорусские мастера возрождают традиции, изготавливая самые разнообразные предметы – резные шкатулки, деревянные скульптуры, резную деревянную мебель, картины из дерева, резные фигуры и другие изделия.
Резьбе по дереву и бересте обучают:
• УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» (уровень ПТО);
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Кобринский государственный политехнический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н.А.Кедышко» (платные курсы).
Ткачество
Ткачество – один из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Это истинно женский вид ремесла.
Ткачиха – работница, занимающаяся изготовлением полотна на ткацком станке (кроснах). Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки. Основную часть приданного девушки составляли тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти. Основными материалами для ткачества служили и служат лен, овечья шерсть, конопля. С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев. Рушник – не только кусок ткани для бытовых или хозяйственных нужд. На рушнике принимали новорожденного, подносили и подносят хлеб-соль, украшали красный угол в хате.
При всем многообразии декоративных и композиционных решений, которыми отличаются рушники из разных мест Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Как правило, они имеют белое поле, на котором преимущественно по концам располагается тканый или вышитый геометрический узор красного цвета, часто с небольшим добавлением черного или желтого. Скатерти (абрусы, настольники), как и рушники, также выполняли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту. Характер декора, рисунок орнамента, колорит скатертей и рушников во многом близок, хотя декор скатертей более сдержан и деликатен. Рисунки: ромбы символизируют благополучие, солнце, красный цвет – символ огня, жизни, черный – символ земли, почвы, васильковый – цвет неба, белый – цвет здоровья, свободы. Ткачество как народное ремесло (помимо сферы художественной промышленности) живет и развивается в Беларуси и в наши дни.
Ткачеству обучают:
• филиал УО БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» (уровень ПТО);
• УО «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» (уровень ПТО).
Валяние
Валяние – это уникальная техника декоративно-прикладного творчества, которая позволяет создавать одежду и обувь, а также ткать определенный рисунок или орнамент.
Валяльный промысел издавна играл важную роль в быту белорусов. Он имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов. Валяная войлочная шапка «магерка» – один из основных головных уборов белорусских крестьян. Летом белорусы носили широкополую войлочную шляпу – «брыль», «капялюш». В конце XIХ века в обиходе зажиточных крестьян появилась зимняя ­обувь – валенки. Иногда валенки украшались аппликацией, росписью, вышивкой. Сейчас древнее ремесло валяния снова вошло в моду. Старый народный промысел возрождается.
Валянию из шерсти обучают на платных курсах и мастер-классах, а также в кружках по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Плотничество и столярное дело
Плотничество (по-белорусски – цяслярства) было повсеместным занятием еще в феодальную эпоху. Основная масса плотников (теслей) проживала в селах и в качестве феодальной повинности выполняла все строительные работы в имениях и частных фермах. Артели плотников, кроме жилых построек, возводили мосты и плотины, ветряные и водяные мельницы, сооружали деревянные церкви.
Столяры делали двери, оконные рамы, декоративно-прикладные изделия; другие специализировались на изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков. Из липы, ольхи, осины изготавливалась разнообразная долбленая посуда и утварь.
Плотничеству и столярному делу обучают в учреждениях профессионального образования строительного профиля.

В наше время внимание к ремесленному делу и его развитию со стороны общественности увеличилось. Это способствует передаче знаний и умений от одного поколения другому, а значит – обогащению белорусской национальной культуры в общем.
Сегодня ремесла и промыслы популярны как различные формы занятий. Для многих народное искусство превращается в увлекательное хобби, а трудолюбивые и целеустремленные мастера и ремесленники связывают с ним свою трудовую деятельность. Стоит отметить, что среди людей, профессионально занимающихся ремеслом, все чаще встречается молодежь, которая осознанно выбирает эту сферу деятельности. Причинами, которые подталкивают молодых людей выбрать этот вид деятельности, являются престижность профессии, возможность проявить свои творческие способности, а также достойная оплата труда.

Доменика БАРАНОВА

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Уроки 59–60. Что создавалось трудом ремесленника и рабочего?
Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле.
О веретене, прялке и ткацком станке. оружейных дел мастера

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о труде ремесленников.

Предметные результаты: иметь представление о ремеслах в России XVII–XVIII веков.

Содержание этапа уроков

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; уметь выстаивать события в хронологическом порядке; работать с информацией в разных форматах. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Предлагается разделить на группы следующие предметы: глиняный горшок, подкова, серп, русская рубаха, скамья, игрушка,
оружие
.

– Что объединяет все эти предметы?

– Разделите их на группы.

– Как в крестьянскую избу попали эти предметы?

– Кто их изготовил?

Рассказ учителя (см. РМ)

– Все их можно встретить в русской избе.

Предлагают варианты деления на группы.

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД.)

– Определите тему урока.

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Ремесло на Руси.

– Какие ремесла были
на Руси?

III. Совместное открытие новых
знаний

Научить решать учебные задачи

Уметь планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

– Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Нам интересно узнать все: как жили русские люди раньше, для чего были нужны все эти предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди. Очень давно, когда сельскохозяйственная техника была слишком проста, а земли не давали хороших урожаев, люди вынуждены были заняться разными промыслами. Потом свои изделия обменивали на хлеб и другие необходимые продукты.
А как это происходило, вы узнаете из статьи учебника.

Организует чтение статьи учебника «Что такое ремесло».

– Назовите причины возникновения
ремесла

Внимательно слушают.

Работают с учебной статьей

IV. Первичное закрепление с созданием
схемы

Научить проговаривать новые знания в громкой речи с созданием схемы

Уметь осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов; работать с информацией, представленной в разных форматах; упорядочивать информацию по заданным критериям. (Познавательные УУД.)

Уметь планировать свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. (Коммуникативные УУД.)

Организует групповую работу по изучению ремесел с использованием материала учебника, энциклопедий, Интернета.

– Сегодня мы отправимся на экскурсию в ремесленные мастерские. Вам необходимо будет изучить информацию и заполнить «Информационный лист»:

Читайте также: