Каргопольская глиняная игрушка г п дурасов

Обновлено: 14.05.2024

»:5^/-Ш -Ik /W-1-' :\-f*3" ^■-- «§. -1: ■ £*• у-"? . *-&. fftt^fc: КАРГОПОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА V f' * •* Г. П. К. Жегалова, А. А. Лебедева Фотографии Б. К. Грошникова, С. А. Фалина Г. П. ДУРАСОВ Каргопольская глиняная Д85 игрушка Л. : Художник РСФСР. 1986. -248 с. с ил. Книга посвящена известному художественному промыслу — русской расписной глиняной игрушке Кар- гополыцины. Автор не только рассказывает о ведущих мастерах промысла, но и приводит новые сведения о ранее неизвестных или мало известных игрушечниках, раскрывает содержание сюжетов и образов народной скульптуры, показывает их связь с жизнью северных крестьян. К н и га соде ржит около 160 илл ю- страций и рассчитана на всех, кто интересуется народным искусством. ББК 85. 12 , 4904000000-008 „ „, Д 8 — 85 МПЗ (03)-86 £) Издательство «Художник РСФСР» - 1986 Оглавление Б. А. Рыбаков. Предисловие с.

6 — 7 Вступление с. 8—9 Глава I. Истоки: земля и люди с. 11—41 Глава II. Хранители традиций с. 43—105 Глава III. Истоки образов глиняных игрушек с. 107—175 Глава IV. Сказы о жизни Ульяны Бабкиной с. 177—207 Глава V. Пути возрождения и развития промысла с 209—227 Список сокращений с. 228 Библиография с. 229 Список иллюстраций с. 231 Summary с. 240 List of illustration с. 242 Предисловие Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Задача игрушки — дать в руки ребенку часть познаваемого им мира — коня, куклу-дитя, зверя из сказки, красивую птичку, пса, охранителя дома и самый домик. Игрушка — это мост в сознании ребенка междзг реальной жизнью и его воображением; это — материал для игры, для самостоятельного творчества с помощью конкретных вещей и путь к познанию жизни. Как в живых организмах тысячелетняя эволюция приводит к исчезновению лишних органов, ненужных отростков, так и в игрушке с течением времени происходит отбор важнейших признаков, вырабатывается мудрая лаконичность, оставляющая простор детской фантазии. У игрушек есть еще одна функция — радовать детей, воздействовать на их еще неосознанное эстетическое чувство и укореняться в их памяти на долгие годы, окрашивая воспоминания о детстве. В районах, где производство игрушек давно стало устойчивым промыслом, вырабатываются особые совершенные формы, расширяется тематика, и изделия становятся уже не только забавой для детей, но и предметом любования со стороны взрослых. Интерьер дома начинают украшать игрушками, которые в этом случае объединяют все поколения семьи, как бы связывая их временной нитью. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. В русской игрушке связь времен уходит очень глубоко, в далекую славянскую старину, иной раз даже в романтику языческой древности.

Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка

Книга посвящена известному художественному промыслу - русской расписной глиняной игрушке Каргопольщины. Автор не только рассказывает о ведущих мастерах промысла, но и приводит новые сведения о ранее неизвестных или мало известных игрушечниках, раскрывает содержание сюжетов и образов народной скульптуры, показывает их связь с жизнью северных крестьян. Книга содержит около 160 иллюстраций и рассчитана на всех, кто интересуется народным искусством.










Каргопольская игрушка – традиционный народный промысел, сложившийся на местных красных глинах. Гончары изготавливали глиняную посуду, а из остатков глины лепили игрушки для детей и для забавы. Фильм о династии потомственных гончаров Шевелевых, сумевших возродить и продолжить традиции народного

Книга знакомит с народными промыслами Горьковской области, с такими широко известными видами традиционного искусства, как хохломская, городецкая и полховско-майданская роспись по дереву, семеновская деревянная игрушка, шахунское ткачество, балахнинские изразцы, искусство жбанниковских дудошников.

Дымковская игрушка — удивительное явление русского народного искусства. Питающая ее многовековая традиция донесла до наших дней неповторимое мастерство малой декоративной скульптуры в веселых и красочных фигурках барынь, водоносок, кормилиц, жанровых сценках, в изображениях зверей и птиц. О

В альбоме представлены игрушки: московские, орловские, воронежские, курские, скопинские, вырковские, жбанниковские, липецкие, абашевские, каргопольские, филимоновские, тульские, дымковские игрушки из собраний Государственного Исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР,

Книга посвящена народным мастерам-энтузиастам, воссоздающим старинные ремесла и вдохнувшим в них новую жизнь. Рассказывается и о плетении из лозы, и об искусстве вышивки и росписи по металлу, и о многих других народных промыслах, продолжающих жить и сегодня. Издание обращено к молодежи, не только

Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища

Среди русских культурных центров Севера одним из самых цельных и поэтичных является Каргополь, которому посвяпдена данная книга. Своеобразной чертой этого края нужно признать органичное соединение профессионального искусства, основывавшегося на художественных традициях Новгорода, Москвы и Ростова Великого, с глубокими традициями народной культуры. Эта веками сложившаяся гармония народного и профессионального творчества наложила особенно яркий отпечаток на облик самого города Каргополя.

Образованное выходцами из Великого Новгорода и более южных районов страны местное население сохранило все богатство древнего русского языка, народной поэзии и фольклора. Оно принесло с собой разнообразные знания и навыки строителей, живописцев, ремесленников разных специальностей. Постепенно сложились свои традиции, на формирование которых оказали большое влияние суровая природа, неторопливый и размеренный уклад жизни.

Каргополье является также одним из заповедных мест народного искусства. Исследователи неоднократно отмечали разнообразие вышивки и ткачества, сохранившихся в народном быту, связь древнерусских традиций орнаментики с орнаментом финно-угорских племен, ранее населявших эти места. Каждый крупный район Севера имел свои особенности в народном искусстве. Это относится и к Каргополью. Из всех мотивов народного орнамента здесь выделялся мотив двуглавой птицы или коня, образовывавший композицию в виде „лодей", в которую входили также образы матери-земли и древа жизни, охраняемых всадниками и птицами, знаки солнца и огня. Эти изображения донесли до нас древнюю языческую семантику, истоки которой восходят к двуглавым подвескам-амулетам X—XIII веков из русских и финно-угорских могильников.

Иногда в северорусской вышивке изображались своеобразные „месяцесловы", служившие своего рода календарями, в которых отмечались важнейшие земледельческие приметы. Своеобразен и костюм каргопольских женщин, любовно сделанный молодыми ткачихами и вышивальщицами, готовившими себе приданое на всю жизнь. Наиболее дорогостоящие элементы костюма, - например, кокошник, украшенный северным речным жемчугом, - часто передавались по наследству или делались вновь по старому образцу. Не случайно в украшении каргопольского кокошника исследователи увидели отражение более древнего головного убора с височными кольцами, который носили женщины различных славянских племен.

В народном искусстве не были забыты и дети. Для них делали глиняную расписную игрушку, в которой сохранялась древняя образная основа: мотивы коня, птицы, народного героя Полкана. Каргопольская игрушка поразительно проста и незамысловата и в то же время содержательна. Альбом о Каргополье в весьма доступной, популярной форме рассказывает обо всех видах профессионального и народного искусства этого края. Подобные богато иллюстрированные издания должны способствовать сохранению народной памяти о том художественном богатстве русской культуры, которое не может быть забыто в наш век больших исторических преобразований. К памятникам Русского Севера всегда будут обращаться как к чистому роднику, сохранившему наиболее ясные формы традиционного искусства славян и их северных соседей.

Содержание:
1. История Каргопольской земли.
2. Древнерусское зодчество.
3. Древнерусская живопись.
4. Прикладное искусство и лицевое шитье.
5. Литература.
6. Народное искусство.
7. Приложения.

Примечание: Из альбома вырезана вторая часть о деревянном зодчестве (в основном храмы), третья - древнерусская живопись (иконопись), четвёртая - прикладное искусство и лицевое шитье (о церковных атрибутах) и пятая - литература (церковные книги). Короче говоря, оставлено самое интересное - вышивка и ремесло


    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:


2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку "разрезало" на несколько строк, нужно её "склеить" обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):


3. Запускаем uTorrent:


4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:


5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:


Каргопольская игрушка – традиционный народный промысел, сложившийся на местных красных глинах. Гончары изготавливали глиняную посуду, а из остатков глины лепили игрушки для детей и для забавы. Фильм о династии потомственных гончаров Шевелевых, сумевших возродить и продолжить традиции народного промысла – каргопольской игрушки (Архангельская область).

Автор сценария - Виктор Шуравин
Режиссер - Генриетта Визитей
Оператор - Александр Куделя

Михаил Шмаров и Светлана Пиманова основали в Костроме музей петровской игрушки, которую сами же и делают. Сейчас они практически единственные, кто продолжает традиции многовекового промысла, о котором к концу XX века практически все забыли.

Среди народных мастеров недавнего времени не было имени более известного, чем имя Ульяны Ивановны Бабкиной. Тогда не устраивалось ни одной выставки современного народного искусства, где бы не было представлено её творчество. Сделанные ею глиняные игрушки знали не только в нашей стране, но и далеко

Старый Оскол возник в конце XVI в. как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. Слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая. В одной из

Книга посвящена известному художественному промыслу - русской расписной глиняной игрушке Каргопольщины. Автор не только рассказывает о ведущих мастерах промысла, но и приводит новые сведения о ранее неизвестных или мало известных игрушечниках, раскрывает содержание сюжетов и образов народной

В альбоме представлены игрушки: московские, орловские, воронежские, курские, скопинские, вырковские, жбанниковские, липецкие, абашевские, каргопольские, филимоновские, тульские, дымковские игрушки из собраний Государственного Исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР,

Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка

Книга посвящена известному художественному промыслу - русской расписной глиняной игрушке Каргопольщины. Автор не только рассказывает о ведущих мастерах промысла, но и приводит новые сведения о ранее неизвестных или мало известных игрушечниках, раскрывает содержание сюжетов и образов народной скульптуры, показывает их связь с жизнью северных крестьян. Книга содержит около 160 иллюстраций и рассчитана на всех, кто интересуется народным искусством.

Оглавление
Б. А. Рыбаков. Предисловие
Вступление
Истоки: земля и люди
Хранители традиций
Истоки образов глиняных игрушек
Сказы о жизни Ульяны Бабкиной
Пути возрождения и развития промысла
Список сокращений
Библиография
Список иллюстраций
Summary
List of illustration

Смотри также

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка

М.: Художник РСФСР, 1988. — 346 с. О развитии уникального промысла вплоть до современности, о творчестве многих поколений и фамильных династий дымковских мастериц рассказывает это первое посвященное ему монографическое исследование. Дымковская игрушка — удивительное явление русского народного искусства. Питающая ее многовековая традиция донесла до наших дней неповторимое.

  • 35,80 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • описание отредактировано 08.07.2011 16:23

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка

Л.: Искусство, 1973. — 148 с. В альбоме представлены игрушки: московские, орловские, воронежские, курские, скопинские, вырковские, жбанниковские, липецкие, абашевские, каргопольские, филимоновские, тульские, дымковские игрушки из собраний Государственного Исторического музея, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного Русского музея, Загорского музея игрушки.

  • 123,14 МБ
  • добавлен 31.05.2012 22:10
  • описание отредактировано 07.10.2019 02:22

Дулькина Т.И., Гжель. Тонкий фаянс

Издательство Ирины Касаткиной, 2000. — 304 с. В новой монографии известный искусствовед Т.И. Дулькина продолжает исследования керамики Гжели. Первый раздел посвящен возникновению и производству тонкого фаянса в Гжели в XIX веке. О гжельском фаянсе как художественном явлении, развивавшемся в общеевропейском русле, его стилистических особенностях дает представление второй раздел.

  • 9,36 МБ
  • добавлен 01.02.2014 12:54
  • описание отредактировано 07.02.2014 10:55

Поверин А.И. Гончарное дело: Энциклопедия

  • 63,88 МБ
  • добавлен 19.08.2012 23:25
  • описание отредактировано 06.04.2020 17:46

Федотов Г.Я. Послушная глина

М.: АСТ-Пресс, 1999. — 144 с. — (Основы художественного ремесла). — ISBN 5-7805-0459-8. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливых мастеров самые обычные книги превращались в истинные произведения декоративно - прикладного искусства.Книга, которую вы держите в руках, станет верным помощником в освоении азов гончарного ремесла.

  • 48,11 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • описание отредактировано 03.02.2021 17:53

Эткин Дж. Керамика для начинающих

Читайте также: