Каргопольская игрушка своими руками из пластилина

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта №9

Организованной учебной деятельности

для старшей группы «Б».

Тема: «Конь» ( по каргопольской игрушке; декоративная).

Образовательные области: «Творчество».

Разделы: «Лепка».

Цели: Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Учить детей лепить предметы комбинированным способом, сочетая конструктивный и пластический способы лепки при изображении одной фигуры. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: каргопольская игрушка, налеп, народная игрушка; скатать столбик; сделать надрезы стекой; оттянуть; сгладить; примазать.

Билингвальный компонент: конь – ат, игрушка -ойыншық

Предварительная работа: рассматирвание народных игрушек, иллюстраций; рассказ о народных мастерах (гончарах, ткачихах);д \и «Назови узор».

Этапы деятельности

Управленческие действия воспитателя

Деятельность детей

Сюрпризный момент: появляется Буратино, сообщает, что побывал на ярмарке, где увидел красивые народные игрушки.

Буратино предлагает рассмотреть и полюбоваться народными игрушками.

Обращает внимание на игрушки из города Каргополя, которые сделали народные умельцы.

Рассказывает, почему они так называются, из какого материала они изготавливаются.

Отмечает , что народная игрушка –хороший подарок на день рождения и украшение дома.

Предлагает научиться лепить каргопольского коня.

Радуются появлению Петрушки.

Рассматривают с интересом игрушки (дымковская, городецкая,богородская, каргопольская)

Рассматривают народные игрушки.

Выясняют, почему игрушка называется «народной».

Знакомит с процессом изготовления игрушки.

Демонстрирует игрушку- коня.

С помощью наводящих вопросов уточняет строение коня.

Обращает внимание детей на узоры, которые наносят на игрушки народные умельцы.

Показывает приемы лепки, из каких деталей лепят фигуру животного.

Проводит словарную работу, разъясняет значение новых слов.

«Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

-Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова-

Раз, два и готово!»

Предлагает самостоятельно слепить коня - каргопольскую игрушку.

Оказывает индивидуальную помощь, корректирует действия детей.

Поощряет творческую инициативу.

Анализируют строение тела коня.

Называют части тела.

Запоминают названия узоров, их цвет и расположение.

Следят за действиями воспитателя.

Запоминают значение новых слов.

Самостоятельная деятельность детей.

Обращаются за помощью к воспитателю при необходимости.

Стараются вылепить игрушку правильно, украсить красиво.

Организует выставку - ярмарку каргопольских коней.

Буратино рассматривает готовые работы.

Поощряет детей, прощается.

Эмоционально откликаются, любуясь игрушками.

Высказывают свои впечатления о понравившейся игрушке.

Прощаются с веселым Буратино.

Предполагаемый результат:

Воспроизводят: строение фигуры животного, узоры, украшающие его.

Понимают: почему игрушка «народная» и как лепить каргопольского коня и украшать его.

Применяют: умение лепить предметы комбинированным способом, сочетая конструктивный и пластический способы лепки при изображении одной фигуры


Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации


Курс повышения квалификации

Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2021 177
  • DOCX 17.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Маслова Александра Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

91 минута

«Диагностика эмоционального выгорания у педагогов»

76 минут

«Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

62 минуты

««Помогающий учитель» - дыхательные упражнения для детей, снимающие напряжение, повышающие работоспособность, создающие баланс»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Кот, петух и лиса. Каргопольская игрушка. Дымковская барышня. У солдата выходной. Дама с собачкой. Индюк.

Поделки из пластилина в стиле народных игрушек





Поделки из пластилина.

Воспитатель: Спесивцева Елена Михайловна

Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.

Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.

Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву : фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, точек, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

«Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой»

• Перед началом работы изучите материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы лепки и росписи.

• Знакомя с изделиями, представляйте каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у ребёнка интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Детям расскажите, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Начните расписывать плоские изделия (шаблоны, силуэты, самое главное – рисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения (точки кружочки кольца прямые линии).

• Покажите, как нарисовать несложный узор, затем предложите ребёнку сделать это самостоятельно. Постепенно дети усвоят элементы росписи.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) ребёнок может пользоваться ватной палочкой.

• Критика работ ребёнка может привести к отказу или нежеланию заниматься в дальнейшем. – Хвалите его работу!

• Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать. – Или делайте это не заметно, или с разрешения ребёнка.

• Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

• Рисуйте вместе с ребёнком!

«Петушиная семейка». Мастер-класс поделки из пластилина

«Петушиная семейка». Мастер-класс поделки из пластилина Представляю вам мастер класс поделку из пластилина. «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Детский мастер-класс поделки из пластилина «Зимнее панно»

Детский мастер-класс поделки из пластилина «Зимнее панно» Предлагаю вашему вниманию детский мастер - класс "Зимнее панно"Для работы понадобятся: - крышки от сметаны, йогурта; - пластилин со стекой;.

Фотоотчет о конкурсе «Дары осени» и изготовлении осенней поделки из пластилина для детей дошкольного возраста

Фотоотчет о конкурсе «Дары осени» и изготовлении осенней поделки из пластилина для детей дошкольного возраста Осенняя поделка из пластилина для детей дошкольного возраста. На столах богатый урожай овощей и фруктов: сочные розовые, красные, жёлтые.

Фотоотчёт «Поделки из пластилина» в старшей группе

Фотоотчёт «Поделки из пластилина» в старшей группе Родители с раннего детства стараются привить детям любовь к творчеству, поскольку это способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости,.

Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала.

Конспект занятия «Русский сувенир. Истоки образов народных игрушек.» План-конспект учебного занятия. Тип занятия: Интегрированный Цель занятия: Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки.

Мастер-класс по изготовлению объёмной поделки из пластилина с использованием природных материалов «Ёжик»

Мастер-класс по изготовлению объёмной поделки из пластилина с использованием природных материалов «Ёжик» Мастер-класс «Ёжик». Изготовление объёмной поделки из пластилина с использованием природных материалов. ДО МБОУ «Калачевская СОШ», воспитатель.

Музей музыкальных инструментов и народных игрушек

Музей музыкальных инструментов и народных игрушек Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Наименование музея: «Музей музыкальных.

Применение якутских народных игрушек для развития регуляторных способностей детей подготовительной группы Цель: Изучить эффективность применения народных игрушек в развитии волевой сферы ребенка Задачи: проанализировать проблемы развития волевой.

Выпускной в стиле «Оскар»

Выпускной в стиле «Оскар» Выпускной в стиле Оскар Зал празднично украшен гирляндами и цветами из воздушных шаров. Ведущий: Торжественно красиво убран зал. Сегодня.

Знакомство детей с Каргопольской игрушкой начинается с младшей группы. Малышам я рассказываю о красоте и особенностях той или иной Каргопольской игрушки. Постепенно ребят подвожу к осмыслению понятия «народная игрушка». С ними мы осваиваем отдельные элементы Каргопольского орнамента - это посильная задача для самых маленьких. В старших группах дети осваивают технику каргопольской росписи и начальные этапы лепки игрушек.

Лепить можно не только из глины, но и из использованного пластилина, выбросить жалко, вот и используем для лепки игрушек. Для лепки надо взять однотонный пластилин. Цвет нам не важен, главное в изделии – его форма.

Даю детям поэкспериментировать с пластилином. За каждым приемом лепки я открываю детям маленькое чудо ремесла. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на занятие являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, коллективная работа.

Приобретенные знания закрепляются на практике.

Перед росписью покрываем изделие водоэмульсионной краской 2—3 раза. Чтобы краска хорошо легла на пластилин, обезжириваем его мукой или крахмалом, нанеся их сухой кистью на изделие. Еще можно опустить изделие в мыльную воду. Когда эмульсионка высохнет, принимаемся за роспись. Хорошо ложится гуашь, можно использовать масляные художественные краски, тогда роспись займет несколько дней, т. к. краски должны просохнуть.

Вот такие каргопольские игрушки у нас получились.

Пластилиновые Каргопольские игрушки






Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Турнир знатоков родного края» Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Турнир знатоков родного края» Задачи: Образовательная: обобщить и конкретизировать.

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка»

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.

И сейчас традиция лепки игрушки живет в Каргополе. Здесь находиться училище, и множество художественных школ, которые передают традицию детям. Здесь каждый год проходит большой фестиваль-конкурс игрушки, праздник, на котором весело всем, и взрослым и детям.

Когда организовали цех каргопольской игрушки, то мастеров в нем было совсем не много, около тридцати человек. Наряду с мастерами-надомниками Д.В. и К.П. Шевелевыми, С.И. Рябовым, С.Е. Дружининым, пришла сюда и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь, сменившая свою первую профессию - Т.С. Водяницкая, С.Н. Яковлева, А.Ф. Шевелева, Е.А. Пискунова и многие другие. Когда же встал вопрос о продолжении традиции игрушки, о том, что мастерство лепки и понимание души игрушки воспринимаются с малых лет, когда дети сперва мяли глину, затем пробовали сами лепить, обжигать и красить игрушки; теперь же получалось так, что в игрушку приходили мастера "со стороны", которым нужно было органично вливаться в традицию, причем не просто копировать произведения мастеров прошлого, но и вносить новые сюжеты, давать новую жизнь игрушке.

Первый шаг в этом направлении сделал А.П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками. Позже возникла Школа искусств. И теперь при обучении детей основам лепки игрушки используются разработанные этими мастерами педагогические программы, позволяющие воспринять всю мощь народного искусства органично со своим внутренним миром.

Когда ребятишки приступают к своим учениям, им не терпеться побыстрее слепить человеческую фигурку. Но учитель не торопиться. Первое серьезное задание - слепить шарик. Не скатать его в ладошках, а именно вылепить ровный круглый объем, работая всеми пальцами. Затем они раскрасят их, как мячи или елочные украшения. Потом они будут лепить целиндрик и конус - исходные формы каргопольской игрушки. Первая игрушка, с которой начинается обучение лепке, - собачка. Мастер может сделать крепкого невозмутимого деревенского пса со степенным добродушным выражением на морде, но чаще возникает другой характер, подвижная, с повернутой головой и расставленными лапами собака, у которой в зубах кость, а на спине сидит птичка.

Вы можете попробовать вылепить барыню по мотивам каргопольской игрушки. Для этого кусок глины, предназна­ченный для лепки, надо поделить на несколько частей для изготовления торса, юбки, рук и головного убора. Смотрите последовательные этапы лепки:


Лепим торс с головой. Катаем глиняный цилиндр, на­мечаем голову и слегка ее округляем. Шея у игрушки оста ется толстой (иначе сломается).


Лепим юбку-колокол. 1-й способ — метод кругового на-лепа: катаем колбаски толщиной 1см в диаметре. Каждая последующая должна быть немного короче предыдущей. Начинаем с самой большой. Сворачиваем ее в кольцо. Затем укладываем на него кольцо из следующей колбаски и т. д. Каждое глиняное кольцо прижимаем к предыдущему. У вас получилась глиняная пирамида.


Чтобы юбка не разваливалась, надо каждую сторону за­гладить — и снаружи, и внутри.

2-й способ. Кусок ткани намочить и отжать. Кладем гли­няный шар на ткань, закрываем его и прокатываем скалкой либо стеклянной бутылкой. Получаем глиняный блин тол щиной до 0,5—0,8 см. Вырезаем из него сектор и получен ную фигуру сворачиваем в конус. Места соединения замазы ваем.


3-й способ — выбирание стекой. Лепим глиняный конус и затем выбираем глину стекой или ложкой. Юбка готова.


Присоединяем туловище к юбке. Лепим руки. Примазываем со всех сторон и сворачива ем их калачиком. Делаем кокошник — вытягиваем голову и спереди примазываем полоску и серьги.

Для шляпы берем шарик, превращаем его в цилиндр. Поля либо оттягиваются от цилиндра, либо налепливается кол баска и примазывается. Поля не должны быть широкими.

Выглаживаем всю фигурку. Если у вас есть возможность обжечь высохшую игрушку в муфельной школьной печи, то обжигайте ее в течение 3 часов при температуре 400—450°.

После обжига ее белят водоэмульсионной краской и расписывают гуашью или темперой.

Каргопольская игрушка сегодня – это самобытный сувенир, несущий в себе богатую историю народов севера, а также историю развития гончарного ремесла. Неуклюжие женские и мужские фигурки, причудливые животные, лошадки, сказочные герои – все эти игрушки заняли достойное место в истории и радуют нас сегодня, как и радовали людей много веков назад. Конспект урока позволяет продолжить знакомство учеников с древней русской игрушкой.

Оценить 109 0

Урок технологии «Каргопольская игрушка» 2 класс (2 часа)

Автор: Калачникова Галина Анатольевна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заостровская средняя школа»

Цель: Продолжить знакомство с древней русской игрушкой.

Продолжить знакомство с творчеством народных мастеров. Обучать приёмам лепки глиняной игрушки. Углублять знания учащихся о выразительности форм, приёмах стилизации, особенностях образа в искусстве.

Создать условия для развития творческой активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы; способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению истории своего края.

Оборудование: мультимедиа, таблица- последовательность изготовления игрушки, кроссворд, конверты с карточками, каргопольские игрушки, иллюстрации игрушек из разных материалов, пластилин, гуашь, краски, кисточки.

1 Организационный момент

2 Актуализация знаний:

Отгадайте загадку: Кукла, мячик и скакалка,

И машина, и зверушки

Как вы думаете в какие игрушки играли наши предки?

Из каких материалов бывают игрушки?

Ответы детей учитель сопровождает иллюстрациями.

Вывод: Все взрослые когда-то были детьми. У каждого была своя любимая игрушка.

3 Самоопределение к деятельности:

Отгадайте кроссворд. (работа в группе) (Приложение 1)

В отгадках спрятались слова, обозначающие материалы, из которых изготавливали игрушки в старину.

Прочитайте ключевое слово в кроссворде - глина

О каких игрушках сегодня узнаем? (Глиняные игрушки)

Кто делает игрушки? (мастер)

О чем будем говорить на уроке?

(О глиняных игрушках, которые делает мастер)

Мы познакомимся с замечательной мастерицей Русского Севера.

Тема урока: «Игрушки Ульяны Бабкиной»

Какие учебные задачи поставим перед собой? (учитель направляет ответы детей)

узнаем о мастере глиняных игрушек;

какие по формам бывают игрушки;

познакомимся с узорами росписи;

изготовим игрушку своими руками.

4 Работа по теме урока

4.1 Знакомство с текстом

Тексты у каждого ученика. Чтение учениками вслух.

На реке Онега в 5 километрах от ее истока на озере Лача стоит древний город Каргополь. В Каргопольском крае, деревне Гринёво, жила-была Ульяна Ивановна Бабкина. Жила одна в избушке с маленькими оконцами и низким потолком. Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная, глаза у неё весёлые-превесёлые. Руки у Ульяны Ивановны сильные и крепкие.

Игрушки научилась она лепить у своего отца, когда была ещё девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для ребятишек. С малых лет и Ульяна стала помогать родителям в домашнем хозяйстве и в ремесле родителей: не один год месила ногами холодную глину, потом села за гончарный круг, делала посуду, лепила игрушки.

Глиняные игрушки лепила Ульяна Ивановна всю свою жизнь. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь. Игрушки рассказывают о крестьянском труде, о весёлых деревенских праздниках, о людях северной земли. Ульяна Ивановна Бабкина - единственная мастерица, никогда не прекращавшая заниматься этим ремеслом.

Вопросы к 1 части задает учитель:

Кто такая Ульяна Бабкина?

Где жила Ульяна Ивановна?

Как она выглядела?

Вопросы ко 2 части задают дети друг другу.

В третьей части подчеркните предложение, в котором говорится о чём рассказывают игрушки.

Сделайте вывод: Какая мастерица всю жизнь лепила глиняные игрушки?

4.2 Рассмотрите картинки игрушек (из конверта). Поделите игрушки на группы. (работа в парах) Проверка на компьютере: животные, люди, сказочные персонажи.

Рассказ учителя: сопровождается показом слайдов презентации

Для каргопольской игрушки свойственны три темы: животные, люди и сказочные персонажи - русалки, домовые, полканы. Каждая фигура имела особый смысл. Образ Полкана - один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан - крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной, грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой. Свистульки - утушки на Каргополье были самыми распространенными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Вывод: Какие виды игрушек вы запомнили?

4.3 Любимый образ Ульяны Бабкиной.

Отгадайте анаграмму, и вы узнаете один из любимых образов бабушки Ульяны?

Составляют из букв УРОШАКОВК слово КОРОВУШКА

Подготовленный ученик рассказывает текст, в руках игрушка- коровушка. Задание: Запомнить как описывается в тексте коровушка.

Лепит Ульяна Ивановна коровушку и говорит:

- Губы тебе сделаю толстые, чтоб травку щипала, рот большой, чтоб весело мычала, реветь хочет, так пусть ревит. Рога словно два полумесяца, и вымячко полнёхонько. У этой коровы молока много – деткам на радость. Выкрашу её бурой, а голова светлая будет. Ножки почерню, копытца высветлю, на боках белые круги наведу, а в них кресты алые. Красит так, а сама вспоминает свою ласковую Бурёнушку.

4.5 Планирование деятельности изготовления игрушки - коровушки.

Сегодня мы с вами вылепим игрушку – коровушку.

Составим вместе план работы:

(последовательно на доске вывешивается план)

Какой материал будем использовать?

Как подготовить пластилин к работе?

Что будем лепить?

Как превратить пластилин в ослепительно-белый цвет?

План: 1Возьмём пластилин

2Разомнём, превратим в пластилиновое тесто

3Вылепим образ коровушки

4Покрасим белой гуашью и высушим игрушку

4.6 Практическая часть. Выполнение изделия по намеченному плану.

Последовательность изготовления проговаривается вслух детьми по таблице с поэтапным выполнением игрушки. (таблица вывешена на доску)

4.7 Самооценка. Дети анализируют свои игрушки.

4.8 Рефлексия. Покажите смайлик настроения.

Что нового узнали на уроке?

Какую работу продолжим на следующем уроке?

6 Домашнее задание: рассмотреть как расписаны каргопольские игрушки

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний.

Чем занимались на прошлом уроке? (изготовили игрушку)

Где зародился промысел? (г. Каргополь)

Назовите известную мастерицу глиняных игрушек. (Ульяна Бабкина)

3 Самоопределение к деятельности.

Сравните две игрушки, чем различаются? (Одна раскрашена, а другая нет)

Какая больше нравится?

Какие задачи поставим?

1 Познакомимся с узорами росписи

2 Распишем свою игрушку

4 Работа по теме урока.

Что вы узнали дома об элементах росписи каргопольской игрушки?

Беседа (сопровождается слайдами):

Каргопольская игрушка раскрашена просто, но выразительно.

Какие геометрические формы вы узнали? (Круги, кресты, кольца, розетки)

На что они похожи в природе? (на солнце)

А еще? (Ромбы, квадраты) похожи? (на поле)

А волнистая линия похожа на? (волны, воду)

А ещё есть точки, линии прямые, ломаные, зигзагообразные. Они похожи на зёрна, хлебные колосья, веточки растений. Это всё элементы древнего геометрического орнамента. С его помощью древний человек выражал своё представление о мире.

Работа с карточкой (в парах): соедини символы и их обозначения стрелками.

Проверка на компьютере. Оцените работу.

Какие цвета преобладают в раскрашивании? (красный, зелёный, синий, жёлтый)

Это естественные тона. Они приближены к натуральным природным оттенкам.

А какие сочетания выберете вы?

5 Практическая часть

Используя наглядный материал распишите образ своей игрушки, сохраняя традиционную символику.

6 Итог урока. Выставка работ. Самооценка.

С какой мастерицей глиняных игрушек мы познакомились?

Вывод: Такая простая трудолюбивая женщина жила на нашей Поморской земле и передала своё мастерство своим ученикам. Благодаря ей живёт народная каргопольская игрушка и радует нас своей неповторимостью.

Выбери и продолжи любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал….

На уроке у меня получилось….

Я бы похвалил себя за…

8 Домашнее задание: изготовить и расписать по выбору любую игрушку.

В отгадках спрятались слова, которые обозначают материалы из которых изготавливали игрушки в старину.

Читайте также: